--PAGE_BREAK--10) Указ Президента Российской Федерации № 1005 от 23.05.94 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» (в ред. Указов Президента РФ от 17.05.2007 N 637);
11) Указание ЦБ РФ №1451-У от 15. 06. 2004 г. «Об упорядочении отдельных актов банка России» (в ред. Указания ЦБ РФ от 04.05.2005 N 1576-У);
12) Положение Банка России «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов» № 62 от 25.06.97.;
13) Кодекс РФ об административных правонарушениях;
14) Гражданский кодекс РФ.
2 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Все источники информации по аудиту операций расчетного счета можно разделить на группы: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность.
К первичным документам, которые являются источниками информации по аудиту расчетного счета в банке, относятся:
- банковские выписки с расчетного счета;
- первичные денежно-расчетные документы (поручения, требования-поручения, инкассовые требования, объявления на взнос наличными и др.);
- первичные платежные документы (счета, счета-фактуры);
- договоры банковских счетов;
- машинограммы по счетам (51,55,57);
- приказ об учетной политике организации;
- сведения о рублевых, валютных и прочих счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации;
К регистрам бухгалтерского учета, которые являются источниками информации по аудиту расчетного счета в банке относятся:
- журнал-ордер №2 и ведомость №2 (при журнально-ордерной форме учета);
- карточка и анализ счета 51 (при автоматизированном учете);
- карточка и анализ счета 55 (при автоматизированном учете);
- главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы поступившие на расчетный счет, Дт51-Кт62 – расчеты с заказчиками, Дт60-Кт51 – оплата поставщикам);
- журнал-ордер №1 (при журнально-ордерной форме учета);
- регистры синтетического учета операций на счетах в банке.
К бухгалтерской отчетности, в которой содержится информация для проведения аудита операций на расчетном счете в банке относятся:
- форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»;
- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
Также к источникам информации для аудиторской проверки расчетного счета и прочих счетов банке относится налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте).
По приказу об учетной политике аудитор знакомится:
- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;
- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;
- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.
Источники информации при проверке операций на специальных счетах в банке также делятся на первичные документы и регистры бухгалтерского учета.
К первичным документам, которые являются источниками информации для аудиторской проверки специальных счетов в банке, относятся:
- при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке;
- при расчете чековыми книжками – проверяется корешки чековых книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку;
- депозитные счета – наличие документов подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета;
К регистрам бухгалтерского учета относятся:
- журнал-ордер №3;
- Главная книга.
Помимо внутренних документов, источниками информации могут являться внешние источники:
- официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
- статистические данные, официальные отчеты экономических субъектов, банковские отчеты;
- нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого субъекта;
- в результате посещения специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;
- запросы третьим лицам;
- консультации с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды;
- учредительные документы, протоколы собраний совета директоров и акционеров, контракты и договоры, планы и бюджеты;
- опрос персонала, непосредственно не связанного со сферой учета операций на расчетном счете и прочих счетах в банке;
- в результате работы с привлеченными специалистами-экспертами;
- материалы налоговых проверок и судебных процессов.
3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНОГО СЧЕТА И ПРОЧИХ СЧЕТОВ В БАНКЕ НА ПРИМЕРЕ
ООО «ДЛ-ХОЛДИНГ»
3.1 Характеристика предприятия Общество с ограниченной ответственностью «ДЛ-Холдинг» является юридическим лицом. Номер ИНН 027811925612. Форма собственности – частная.
Видами деятельности общества является оптовая и розничная торговля в ассортименте:
- промышленное оборудование;
- арматура.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в структурных подразделениях возлагается на руководителей подразделений.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями, службами и работниками Общества, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет, контроль, методологическое руководство, составление бухгалтерской отчетности, представление ее в установленные сроки и адреса осуществляется управлением бухгалтерского учета, отчетности и контроля, созданным в структуре Общества, возглавляемым на главного бухгалтера ООО «ДЛ-Холдинг».
При освобождении главного бухгалтера сдачу дел производит вновь назначенному бухгалтеру, в процессе которой проводить проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением акта приема-сдачи дел.
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленным порядком и сроками. Ответственность за организацию хранения несет руководитель.
Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную сдачу их в архив несет главный бухгалтер.
В ООО «ДЛ-Холдинг» существует только один отдел, который выполняет функции 3-х отделов: финансового, экономического, бухгалтерского. Здесь ведутся все кассовые операции, заполняются отчетные документы, ведется учет доходов и расходов. Так же ведется учет труда и заработной платы, определяются виды налогов, их ставки и налогооблагаемую базу отчисляемых фирмой, выполняет исчисление налогов и других платежей.
Расчеты осуществляются преимущественно в безналичной форме. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств с расчетного счета плательщика на счет получателя с помощью кредитных или расчетных банковских операций. При этом соответствующие учреждения банков выступают посредниками в расчетах между организациями.
Предприятие ООО «ДЛ-Холдинг» открыло расчетный счет в банке. Банк присвоил номер расчетному счету: №40702810008990001437.
Расчетный банковский счет используется предприятием для приема и передачи наличных денежных средств, осуществления всех видов безналичных расчетов: поступление денежных средств за реализацию готовой продукции, выполненные работы и услуги, ссуды, кредиты, оплата поставщикам, погашение задолженности в бюджет и др. На расчетном счете аккумулируются свободные денежные средства предприятия.
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, чек, платежное поручение.
Предприятие ежедневно, получает от банка выписку со своего расчетного счета, которая содержит перечень операций, произведенных за определенный период времени с указанием зачисленных и списанных сумм. К выписке банка прилагаются документы, полученные от самого предприятия, а также от других предприятий и организаций, на основании которых произведены операции.
Для учета наличия и движения денежных средств на банковских расчетных счетах используется активный счет 51 «Расчетный счет». Дебетовое сальдо счета показывает текущий остаток свободных денежных средств предприятия. Суммы зачисленных на расчетный счет денежных средств, поступление наличных денег из кассы отражаются по дебетовой стороне счета 51. Списание сумм с расчетного счета, а также суммы, полученные предприятием наличными в кассу, отражаются по кредитовой стороне счета. Основанием для бухгалтерских записей является выписка с расчетного счета.
Предприятие ООО «ДЛ-Холдинг» обратилось к аудиторской организации ООО «Аудитор» с целью проведения обязательной аудиторской проверки. В данной работе будет рассмотрен раздел аудиторской проверки расчетного счета.
3.2 Планирование аудита расчетного счета и прочих счетов в банке Для проведения данной проверки расчетного счета будут использоваться следующие стандарты:
- Стандарт №3 «Планирование аудита»;
- Стандарт №4 «Существенность в аудите»;
- Стандарт №5 «Аудиторские доказательства»;
- Стандарт №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- Стандарт №7 «Внутренний контроль качества аудита»;
- Стандарт №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль осуществляемый аудируемым лицом»;
- Стандарт №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;
- Стандарт №12 «Согласование условий проведения аудита»;
- Стандарт №14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
- Стандарт №16 «Аудиторская выборка»;
- Стандарт №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
- Стандарт №20 «Аналитические процедуры»;
- Стандарт №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
- Стандарт №23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»;
- Стандарт №26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Перед началом проведения аудиторской проверки экономический субъект отправляет аудиторской организации письмо-предложение на проведение аудита.
ООО «ДЛ-Холдинг» направило ООО «Аудитор» письмо – предложение на проведение аудита. Образец письма-предложения представлен в Приложении А.
продолжение
--PAGE_BREAK--На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.
На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита. ООО «Аудитор» направляет в адрес ООО «ДЛ-Холдинг». Образец письма о проведении проверки предоставлен в Приложении Б.
Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.
В договоре на проведение аудиторской проверки согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Для того чтобы аудиторской организации согласиться на проведение аудита, необходимо оценить стоимость аудиторской проверки.
Формула для определения договорной цены аудиторских услуг выглядит следующим образом:
Ц = (( С * Т * К) *(1 + Д) * ( 1 + П)) * (1 + Н),
где Ц — договорная цена услуг, включая НДС;
С — стоимость одного часа работы аудитора;
Т — оценочное количество часов, затраченное на проверку;
К — количество привлеченных аудиторов;
Д — планируемая прибыль аудиторской фирмы в процентах от фактической стоимости работ с учетом дополнительных затрат;
П — ставка налога на пользователей автодорог в процентах;
Н — ставка НДС в процентах.
При этом П=1,0 %; Н=20%.
ООО «ДЛ-Холдинг» требуется провести обязательный аудит.
Для предприятия ООО «ДЛ-Холдинг» стоимость аудиторских услуг составит:
Ц = (500 * 35 * 3) * (1+0,80) * 1,001 * 1,2 = 113 513 руб.
В том числе НДС 18 919 руб.
Форма оплаты аванс + расчет. Цена исчислена исходя из трудоемкости аудиторских процедур.
Образец договора о проведении аудиторских услуг представлен в Приложении В.
Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.
Перед составлением общего плана и программы проверкиаудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.
Рассчитаем уровень существенности и размер аудиторского риска на примере предприятия ООО «ДЛ-Холдинг».
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности.
Для нахождения существенности используем таблицу 1.
Таблица 1 – Определение уровня существенности
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ООО «ДЛ-Холдинг». Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы ООО «Аудитор» и применяются на постоянной основе. Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(173041+172369+151570+165454+135621) / 5 = 159611 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(159611– 135621) / 159611 *100% = 15%,
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(173041 — 159611) / 159611 * 100% = 8 %
Оба значения отличаются от среднего ненамного, поэтому оба значения оставляем.
Полученную среднюю величину округляем и получаем 159700 тыс. руб. Данный показатель используем в качестве значения уровня существенности.
Аудиторский риск состоит из основных компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
Аудиторский риск рассчитывается по формуле:
Ра =Рв * Рк * Рн,
где Ра – аудиторский риск;
Рв – внутрихозяйственный риск;
Рк – риск средств контроля;
Рн – риск необнаружения.
Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитывается по формуле:
Рв = 1 – Ов / Овmax,
где Рв – внутрихозяйственный риск;
Ов – фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;
Овmax – максимальное количество баллов учетной системы.
Рв = 1 – 27 / 70 = 0,6143.
Для оценки риска средств контроля заполним таблицу 4.
Таблица 4 – Оценка средств внутреннего контроля
Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:
Рк = 1- Ок / Ок max,
где Рк – риск средств контроля;
Ок – фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;
Ок max – максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля.
Рк = 1 – 38 / 90 = 0,5778.
Для определения вероятности риска присутствия ошибки в процентах полученный результат следует умножить на 100.
На основании риска присутствия ошибки рассчитывается риск необнаружения по формуле:
Рн = Ра * Ро,
где Рн — риск необнаружения;
Ра – аудиторский риск;
Ро – риск присутствия ошибки.
Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мы используем аудиторский риск равный 5% (0,05).
Для расчета риска присутствия ошибки заполним таблицу 5.
Таблица 5 – Оценка риска присутствия ошибки
Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальный процент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.
Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а риск необнаружения меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что риск необнаружения является средним.
Если бы уровень существенности был ниже 159700 тыс. руб., тогда аудиторский риск был выше своего значения, и наоборот. Соответственно, чтобы уменьшить аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.
После того, как оценен уровень существенности, рассчитан аудиторский риск, аудиторская организация подготавливает план и программу аудиторской проверки.
Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).
Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.
Аудиторская организация ООО «Аудитор» составляет план аудиторской проверки расчетного счета. План аудиторской проверки представлен в Приложении Г.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.
Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.
продолжение
--PAGE_BREAK--К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Пример программы аудиторской проверки предоставлен в Приложении Д.
В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах.
Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.
Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверкиhttp://www.vkursedela.ru/article628/ — 10#10.
3.3 Аудиторская проверка расчетного счета и прочих счетов в банке Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Выполняя процедуру проверки операций по расчетным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
- Формы безналичных расчетов и условия их применения в организации соответствуют положениям нормативных актов?
- Оформление и порядок расчетов платежными поручениями соответствует положениям нормативных актов?
- Оформление и порядок расчетов платежными требованиями соответствует положениям нормативных актов?
- Оформление и порядок осуществления расчетов по инкассо соответствует положениям нормативных актов?
- Оформление и порядок расчетов чеками соответствует положениям нормативных актов?
- Оформление и порядок расчетов аккредитивами соответствует положениям нормативных актов?
- Учет операций по расчетному счету соответствует требованиям Инструкции по применению Плана счетов?
- Корреспонденция счетов по поступлению и выдаче денежных средств соответствует требованиям законодательства?
- Данные аналитического и синтетического учета по счету 51 «Расчетный счет» соответствуют данным главной книги и баланса?
Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.
Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.
При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.
Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:
- проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
- проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
- арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
- проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.
Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.
Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.
При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:
- порядок ведения учетных регистров;
- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;
- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
- тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.
Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».
Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Издержки обращения»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.
Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., на себестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.
Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:
- приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
- тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».
Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.
Выполняя процедуру проверки операций по специальным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
- Порядок учета операций при аккредитивной форме расчетов соответствует положениям нормативных актов?
- Порядок осуществления и учета операций при чековой форме расчетов соответствует положениям нормативных актов?
- Порядок осуществления и учет расчетов с использованием банковских карт соответствует положениям нормативных актов?
- Корреспонденция счетов по поступлению и выплате денежных средств соответствует требованиям законодательства?
- Данные аналитического и синтетического учета по счету 55 «Специальные счета в банках» соответствуют данным главной книги и баланса?
Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», на котором отражается движение денежных средств как в российской, так и в иностранной валюте.
В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
- для учета денежных средств целевого финансирования;
- для аккумуулирования средств на финансирование капитальных вложений;
- специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.
Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 «Специальные счета в банках» возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.
При проверке операций по субсчету 55-1 «Аккредитивы» необходимо проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:
- предусмотрена ли данная форма расчетов договором;
- соблюдение сроков действия аккредитивов;
- не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;
- правильность документального оформления закрытия аккредитива;
- правильность ведения бухгалтерского учета при аккредитивной форме расчетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» должен вестись по каждому выставленному организацией аккредитиву.
При проверке операций по субсчету 55-2 «Чековые книжки» необходимо проверить правильность организации бухгалтерского учета операций по депонированию средств и осуществлению расчетов с использованием чековых книжек.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 и кредиту счетов 51, 52, 66 и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должен вестись по каждой полученной чековой книжке.
При проверке операций по субсчету 55-3 «Депозитные счета» необходимо проверить правильность организации бухгалтерского учета операций по перечислению средств во вклады и возврату сумм вкладов.
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
продолжение
--PAGE_BREAK--Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» должен вестись по каждому вкладу.
При проверке операций по субсчету «Специальный карточный счет» следует обратить внимание на:
- наличие договора на открытие специального карточного счета, перечень лиц-держателей корпоративной карты организации, тип выданной банковской карты;
- соблюдение действующего валютного законодательства при осуществлении трансграничных платежей (расчеты в иностранной валюте за пределами Российской Федерации);
- наличие разрешения Центрального банка Российской Федерации на осуществление безналичных расчетов;
- наличие отчетов держателей корпоративной карты;
- не использовались ли корпоративные карты для выплаты заработной платы и других выплат социального характера;
- правильность расчета и полноту отражения курсовых разниц.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах должны учитываться на счете 55 обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Для начала аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг» необходимо рассчитать аудиторскую выборку.
Аудиторская выборка определяется исходя из аудиторского риска. Размер аудиторского риска равен 5%. Теперь необходимо определить уровень надежности, чтобы в дальнейшем узнать коэффициент надежности. Уровень надежности определяется по формуле:
УН = 1 – Рн,
где УН – уровень надежности;
Рн – риск необнаружения.
Аудиторский риск в нашем случае равен 5%.
УН = 1 – 0,05 = 0,95 = 95%.
Далее находим по таблице 6 коэффициент надежности.
Таблица 6 – Коэффициент надежности
По данной таблице коэффициент надежности равен 3,0.
Для определения аудиторской выборки используем следующую формулу:
ОВ = Кн * Кс,
где ОВ – объем аудиторской выборки;
Кн – коэффициент надежности;
Кс – коэффициент совокупности.
Кс = (ОСД – НБ – КЛ) / СТ,
где ОСД – денежное выражение общего объема совокупности;
НБ – суммарное денежное выражение элементов наибольшей стоимости (относятся элементы, стоимость которых больше степени точности);
КЛ – суммарное денежное значение ключевых элементов (которые с большей вероятностью содержат отклонения);
СТ – степень точности.
Степень точности составляет 75% от уровня существенности.
СТ = 159700 * 75% = 119775.
Кс = (2262011-551858-396385) / 119775 = 11;
ОВ = 3,0 * 11 = 33.
После того, как объем выборки установлен, необходимо оценить способ отбора элементов.
Наиболее простыми методами определения являются следующие методы:
- метод случайных чисел;
- выборка по номеру элемента (метод количественной выборки по интервалам);
- монетарная выборка (метод по стоимостной оценке элементов).
Мы будем использовать метод количественной выборки по интервалам. Для использования этого метода необходимо определить значение интервала и начальную точку выборки по следующим формулам.
Зинт = (КЗ – НЗ) / ОВ,
где Зинт – значение интервала;
КЗ – конечное значение диапазона;
НЗ – начальное значение диапазона;
ОВ – объем выборки.
Зинт = (2350- 1) / 240 = 10 ( приблизительно)
НТ = Зинт * СЛЧИС + НЗ,
где НТ – начальная точка;
СЛЧИС – случайное число.
В соответствии с таблицей случайных чисел выпало число 0,199951.
НТ = 10 * 0,199951 + 1 = 3 (приблизительно)
Таким образом, мы проверяем каждый 10 элемент, начиная с 3.
При аудиторской проверки операций на расчетном счете были проведены аудиторские процедуры согласно программе аудита.
Проведена проверка правильности организации и проведения учета операций на расчетном счете. Значительных искажений и ошибок не было обнаружено. Операции по поступлению на расчетный счет отражены на Д 51 в корреспонденции со счетами 60, 62, 50. Операции по расходованию денежных средств с расчетного счета отражены на К 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетами 60, 50.
Проведена проверка полноты и точности раскрытия информации по денежным средствам в отчетности. В итоге, в отчетности информация была полной и точной.
Проведена проверка правильности информации о расчетных счетах, проверка сведений о наличии приостановления операций по счетам в банке. У предприятия присутствуют документы об открытии счета, договор банковского счета в рублях, сообщение о приостановлении операций по счетам в банке. Остаток средств на конец периода в предыдущий выписке банка по счету совпадает с остатком средств на начало периода в следующей выписке. Однако, на документах, приложенным к выписке банка отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки. В результате выявленной ошибки, аудитору необходимо произвести выверку информации в учреждении банка. Аудиторская организация написала запрос банку, обслуживающему ООО «ДЛ-Холдинг» о подтверждении остатков по счетам на конец финансового года.
Запрос банку, обслуживающему ООО «ДЛ-Холдинг» представлен в Приложении Е.
Проведена проверка хозяйственных операций по поступлению денежных средств на расчетный счет. Все, выбранные операции исходя из значения объема аудиторской выборки, проверены и выявлено некорректная корреспонденция бухгалтерских счетов.
Проведена проверка на предмет соответствия условиям договора уплачиваемого банку вознаграждения и проверка тождественности данных бухгалтерского учета данным выписок банка на конец дня. Ошибок по условиям договора не выявлено.
4. ОШИБКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ПРОЦЕССЕ АУДИТА. ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
4.1 Типичные ошибки, выявленные в процессе аудита Типичными ошибками являются следующие:
1) Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка.
2) Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.
3) На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.
4) Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов.
5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.
1) Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка.Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.
2) Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежные требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными и другие документы. Суммы по выпискам банка должны полностью соответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует в письменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица.При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка.
Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банка на соответствующую дату.
3) На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.
4) Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости № 2 по сч. 51, 52, 55 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства). Особое внимание обращают на операции по счетам в банке, которые отражаются непосредственно на счетах издержек производства и обращения (20… 44), минуя счета расчетов.
В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, расходы организации должны быть начислены в корреспонденции между счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетами расчетов с поставщиками (прочими дебиторами и кредиторами). Кроме того, начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля.
5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.В соответствии со ст. 867 ГК РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указанием банк-эмитент обязуются произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.
В соответствии со ст. 868 и 869 ГК РФ аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными. В тексте аккредитива должно быть определенно указано, является он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то он признается отзывным.
Расчеты по аккредитиву отличаются от наиболее распространенной формы расчетов — платежными поручениями тем, что обязанность осуществить платеж, возложенная на банк, не является безусловной, а должна быть осуществлена лишь при определенных условиях, указанных в аккредитиве.
В соответствии с п. 5.7 Положения о безналичных расчетах срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре, который заключается между плательщиком и поставщиком. В договоре должны быть указаны: наименование банка-эмитента, вид аккредитива и способ его исполнения, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению и др. Аналитический учет должен быть организован по каждому выставленному предприятием аккредитиву.
В процессе аудиторской проверке ООО «ДЛ-Холдинг» были выявлены следующие искажения, сгруппированные в таблице 7.
Таблица 7 – Искажения, выявленные при аудиторской проверке ООО «ДЛ-Холдинг»
Существенными данные искажения не являются, так как они находятся в пределах уровня существенности (36800).
Составим сводную ведомость исправления нарушений выявленных в процессе аудита. Сводная ведомость исправлений нарушений представлена в приложении Ж.
4.2 Завершение аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг» При завершении аудиторской проверки экономический субъект направляет в адрес аудиторской организации письмо-разъяснение.
Разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме.
Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в форме:
а) официального письма этого руководства с разъяснениями;
б) письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам, содержащего запись руководства проверяемого экономического субъекта о согласии с данной трактовкой;
в) официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и т.п. мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.
Директор ООО «ДЛ-Холдинг» В.И. Павлова направляет письмо аудиторской организации ООО «Аудитор». Письмо аудитору представлено в Приложении З.
По результатам проведения аудиторской проверки аудитор направляет директору экономического субъекта письменную информацию по результатам проведенного аудита.
Письменная информация аудитора должна быть адресована директору экономического субъекта. Она должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит.
Письменная информация готовится в ходе аудиторской проверки и предоставляется руководителю экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии. Она составляется не менее чем в двух экземплярах.
Письменная информация аудитора руководству ООО «ДЛ-Холдинг» представлена в Приложении И.
По результатам аудиторской проверки аудиторская организация ООО «Аудитор» составляет аудиторское заключение, а затем акт о выполнении условий договора.
Аудиторское заключение ООО «Аудитор» по окончании проверки ООО «ДЛ-Холдинг» представлено в Приложении К.
Акт о выполнении условий договора на оказание аудиторских услуг представлен в Приложении Л.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1. Проводит аудит бухгалтерской отчетности Заказчика, руководствуясь Федеральным Законом №307–ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 30.12.08г.
2.2. Самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с Заказчиком.
2.3. Имеет право проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать от руководства разъяснения по возникшим вопросам в ходе аудита, а также официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом.
2.4. Имеет право получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку.
2.5. Имеет право привлекать к участию по выполнению работ, предусмотренных в договоре, дополнительных аудиторов (специалистов), сторонних консультантов или экспертов.
2.6. Имеет право привлечения к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников Заказчика.
2.7. Имеет право отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления Заказчиком необходимой документации.
2.8. Обязан неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов.
2.9. Обязан квалифицированно проводить аудиторскую проверку, а также оказывать иные аудиторские услуги, связанные с условиями договора.
2.10. Обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, независимо от продолжения или прекращения отношения с Заказчиком и без ограничения сроком давности.
2.11. Составляет аудиторское заключение и письменную информацию (отчет) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита на русском языке, все стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации.
2.12. Передает руководителю или уполномоченному лицу Заказчика один экземпляр аудиторского заключения в составе вводной, аналитической (отчета) и итоговой частей и один экземпляр заключения в составе вводной и итоговой частей, а также один экземпляр письменной информации (отчета) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.
2.13. Передает Заказчику итоговую часть заключения только после официального получения в полном объеме составленной и подписанной бухгалтерской отчетности Заказчика.
3. Права и обязанности Заказчика
3.1. Имеет право получать от Исполнителя информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе об основаниях для замечаний и выводов, сделанных аудитором.
3.2. Имеет право обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший Исполнителю лицензию на осуществление аудиторской деятельности, для проверки качества аудиторского заключения.
3.3. Обязан создавать Исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, обеспечить свободный доступ ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита, давать по запросу Исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально-множительные работы.
3.4. Обязан содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам с целью получения информации, необходимой для проведения аудита.
3.5. Обязан, в случае необходимости, обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества.
3.6. Обязан оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
3.7. Не может предпринимать каких-либо действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг.
3.8. Не может оказывать давления на Исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности Заказчика.
3.9. Несет ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности.
4. Стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов
4.1. Стоимость аудиторских услуг определяется по цене, устанавливаемой соглашением сторон в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.2. Стоимость аудиторских услуг по настоящему договору составляет 113513 руб. 00 коп., в том числе НДС 18919 руб. 00 коп.
4.3. Оплату аудиторских услуг Заказчик осуществляет на основании счета, выписываемого Исполнителем.
4.4. Оплата работ производится в следующем порядке: 25% от стоимости работ Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя в течение трех дней с даты начала работ, 75% от стоимости работ Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя в течение трех дней после подписания приемо-сдаточного акта. За каждый день просрочки Заказчик выплачивает Исполнителю пени в размере 3% от суммы платежа.
5. Ответственность сторон, порядок разрешения споров
5.1. Каждая из сторон должна выполнять свои обязанности надлежащим образом в соответствии с требованиями настоящего договора, а также оказывать другой стороне всевозможное содействие в выполнении ее обязанностей.
5.2. В случае возникновения споров стороны примут все меры для их разрешения путем переговоров.
5.3. В случае, если согласие не будет достигнуто путем переговоров, все споры, разногласия и конфликты, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, а также в случае его нарушения или расторжения, будут разрешаться Арбитражным судом Республики Башкортостан.
5.4. За неисполнение обязательств по настоящему договору Заказчик и Исполнитель несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего договора.
5.5. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством, в том числе положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. Конфиденциальность
6.1. Объем не подлежащей разглашению информации определяется Заказчиком и согласовывается с Исполнителем отдельным приложением к договору.
6.2. Стороны обязуются сохранять строгую конфиденциальность информации, полученной в ходе исполнения настоящего договора, и принять все возможные меры, чтобы предохранить полученную информацию от разглашения.
6.3. Передача конфиденциальной информации третьим лицам, опубликование или иное разглашение такой информации могут осуществляться только с письменного согласия другой стороны независимо от причины прекращения действия настоящего договора.
6.4. Ограничения относительно разглашения информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей таковой не по вине сторон, а также к информации, ставшей известной стороне из иных источников до или после ее получения от другой стороны.
6.5. Исполнитель не несет ответственности в случае передачи информации государственным органам, имеющим право ее затребовать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Особые условия
7.1. В связи с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.
8. Заключительные положения
8.1. Все дополнения и изменения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами.
8.2. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания. Настоящий договор подписан в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.
9. Срок действия договора и юридические адреса сторон
9.1. Срок действия договора с момента его вступления в силу и до выполнения сторонами всех обязательств по договору.
9.2.Настоящий Договор может быть изменен по соглашению сторон. Действительными считаются те изменения, которые составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон. Письменная форма считается также соблюденной при обмене письмами, телеграммами или факсимильными сообщениями.
9.3. В случае расторжения Договора Заказчиком в одностороннем порядке при отсутствии вины Исполнителя, Заказчик уплачивает Исполнителю штраф в размере 50% от суммы, которую Исполнитель недополучит по настоящему Договору.
9.4. Договор может быть расторгнут по желанию одной из сторон с письменным извещением другой стороны за 15 дней до даты расторжения.
10. Адреса и расчетные счета сторон
Исполнитель
Заказчик
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА
Проверяемая организация
ООО «ДЛ-Холдинг»
Период аудита
с 18.01.2010 по 22.01.2010 г.
Количество человеко-часов
105
Руководитель аудиторской группы
Степанов И.П., аудитор, аттестат №4646
Состав аудиторской группы
Степанов И.П., Воробьев Е.К., Зайцев В.Н.
Планируемый риск существенного искажения финансовой отчетности
5%
Планируемый уровень существенности
159700 тыс. руб
Директор _______________ В.И. Павлова
Руководитель аудиторской проверки _______________ И.П. Степанов
11.01.2010г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРОГРАММА АУДИТА
Проверяемая организация
ООО «ДЛ-Холдинг»
Период аудита
с 18.01.2010 по 22.01.2010 г.
Количество человеко-часов
105
Руководитель аудиторской группы
Степанов И.П., аудитор, аттестат №4646
Состав аудиторской группы
Степанов И.П., Воробьев Е.К., Зайцев В.Н.
Планируемый риск существенного искажения финансовой отчетности
5%
Планируемый уровень существенности
159700 тыс. руб
продолжение
--PAGE_BREAK--