Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в банке

Введение
Устойчивая и стабильная банковская система – важнейший фактор развития экономики России. Ее состояние и эффективность функционирования в немалой степени зависят от банковского аудита, его правовых норм и правил, понимания фундаментальных основ и организации.
Значимость банковского аудита связана с его объектом – банками, концентрирующими огромные денежные капиталы, перераспределяющими свободные денежные ресурсы между предприятиями, отраслями народного хозяйства и экономическими регионами страны. В современной экономике банки служат базой экономического развития, центром обмена, денежных расчетов между товаропроизводителями, организаторами наличного и безналичного денежного оборота.
Банки, играя существенную производительную роль в экономике, представляют собой сложные экономические учреждения, ведущие специфическую деятельность. Функционируя в сфере обмена, банки аккумулируют временно не используемые ресурсы, передают (перераспределяют) их на возвратной основе тем субъектам, тем сферам экономики, у которых проявляется потребность в дополнительных капиталах. Созидательная сила банка как специфического экономического субъекта состоит в том, что он концентрирует мелкие капиталы и сбережения, направляет их другим экономическим агентам, питая их дополнительными «энергетическими» ресурсами. От того, как банки выполняют это специфическое предназначение, зависит не только эффективность их собственной деятельности, но и эффективность деятельности тысячи других предприятий и организаций.
Деятельность банка связана с обслуживанием разнообразных потребностей его клиентов. Банковский продукт и банковские услуги имеют при этом отличительные черты. Особенность данных услуг состоит в их собственной природе, своеобразной деятельности.
Банковский аудит, являясь частью банковской инфраструктуры, во многом обеспечивающий жизнедеятельность кредитных организаций, оказывает существенное воздействие на их устойчивое развитие.
Более сложные экономические связи и разнообразные риски неизбежно приводят к вольным или невольным ошибкам, требуют проверки правильности совершения хозяйственных и финансовых операций, их адекватного отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности кредитных организаций.
Проведенный аудит дает информацию участникам рынка о надежности кредитного учреждения, предоставляет ему возможность в рамках выданной лицензии продолжить свою деятельность.
Целью курсовой работы является рассмотрение процедуры аудита документооборота и внутрибанковского контроля.
Задачами курсовой работы является:
рассмотрение задачи аудита постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в банке;
изучение законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и основные информационные источники проведения аудиторской проверки постановки аналитического и синтетического учета;
рассмотрение документов банка;
проведение аудита документооборота и внутрибанковского контроля;
Объект исследования – банковская публичная отчетность.
Предмет исследования – документооборот и внутрибанковский контроль.
К основным информационным источникам курсовой работы относится – публичная отчетность банка размещенная на официальном сайте.
1. Основные моменты аудиторской проверки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
1.1 Цель и задачи аудита постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
В соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности целями аудита бухгалтерской отчетности являются:
формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации во всех существенных деталях;
подтверждение соответствия на основе достаточных аудиторских доказательств организации бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в кредитном учреждении документам и требованиям законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [7, c. 32].
В ходе достижения указанных целей аудиторская организация решает конкретные задачи проверки достоверности бухгалтерской отчетности, соответствия постановки бухгалтерского учета требованиям федерального законодательства и нормативным документам Центрального банка. К конкретным задачам аудиторской проверки относятся:
соблюдение требований законодательного и нормативного регулирования и единых правовых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
соблюдение установленных принципов, правил и способов учета операций и составления отчетности, обязательных к применению во всех кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
наличие и качество оформления документов, подтверждающих обоснованность и правильность оформления банковских
операций, использование документов для проверки проведенных операций по существу и форме;
правильность оплаты документов со счетов клиентов и с корреспондентских счетов в установленной очередности платежей;
своевременность проведения операций по счетам плательщиков и получателей средств и обработки выписок корреспондентских счетов;
соблюдение требований Банка России о содержании и периодичности формирования и выведения на печать материалов аналитического и синтетического учета;
достаточность созданных резервов по активным балансовым и внебалансовым операциям;
установленный порядок проведения и оформления сверки аналитического и синтетического учета;
соблюдение установленных требований в части организации текущего и последующего внутрибанковского контроля за отражением операций в бухгалтерском учете;
соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов.
Конкретные задачи, решаемые аудиторскими организациями в ходе проверок, должны находить свое отражение в процедурах планирования и рабочих программах.
С переходом на международные стандарты учета и аудита происходит изменение и усложнение целей и задач аудиторских проверок, в том числе в части проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля. Учитывая, что завершающим этапом учетного процесса кредитной организации выступает финансовая отчетность, усложнение целей аудиторской проверки постановки бухгалтерской отчетности формируется применительно к финансовой отчетности [6, c. 12].
Цель аудиторской проверки в условиях перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) соответствие финансовой отчетности требованиям реальных и потенциальных инвесторов и других пользователей с точки зрения обеспечения их достаточной и полезной информацией для принятия решений об инвестировании, кредитовании и других операциях. Финансовая отчетность должна быть доступной и исчерпывающей для принятия инвесторами инвестиционных решений.
Подтвержденная аудиторами информация финансовой отчетности должна быть достаточной для определения потенциальными инвесторами сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процентов, размера и срока погашения платежей за ценные бумаги или по ссудам. Поскольку движение денежных средств инвесторов и кредиторов зависит от денежных потоков предприятия, финансовая отчетность кредитных организаций, подтвержденная аудиторской организацией, должна обеспечивать их информацией о размерах сумм и времени будущего прироста денежных средств [4, c. 32].
Аудиторы должны подтвердить информацию финансовой отчетности не только о состоянии ресурсов кредитной организации, рисках их размещения, дебиторской задолженности, но и возможных результатах будущих операций, событиях и обстоятельствах, которые могут изменить эти ресурсы и задолженность.
Основные отличия МСФО от российских стандартов бухгалтерского учета, которые должны быть преодолены в процессе аудиторских проверок при переходе на МСФО, сводятся к следующему:
в части аудиторских заключений: необходимо отказаться от высказывания аудиторами мнения о соответствии бухгалтерской отчетности банка законодательству и нормативным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, и перейти к выражению мнения о достоверном отражении финансового положения банка в финансовой отчетности;
подтверждаемая аудиторами финансовая отчетность должна включать, кроме баланса и отчета о прибылях и убытках: отчет о движении капитала; отчет о движении денежных средств: объяснительную записку к финансовой отчетности. При составлении финансовой отчетности необходимо преодолеть ее нацеленность на удовлетворение информационных потребностей налоговых и надзорных органов. Принцип, который является основой формирования финансовой отчетности и подтверждается аудиторской проверкой, состоит в том, что вся информация, имеющая существенное влияние на финансовое положение кредитной организации, должна быть раскрыта таким образом, чтобы финансовая отчетность банка была понятна пользователям.--PAGE_BREAK--
В частности, соблюдение принципа допущения о непрерывности деятельности банка требует от руководства банка при подготовке финансовой отчетности провести оценку способности банка продолжать непрерывную деятельность. Если руководству банка при проведении такой оценки становится известно о существенных неопределенных последствиях тех или иных операций или обстоятельств, которые могут серьезно поставить под сомнение способность банка продолжать непрерывную деятельность, оно обязано раскрыть соответствующую информацию в финансовой отчетности [5, c. 21].
Аудиторы в ходе анализа и подтверждения бухгалтерской отчетности могут выявить финансовые признаки, указывающие на возможные сомнения в способности банка продолжать непрерывную деятельность. К таким признакам могут быть отнесены:
превышение текущих пассивов над текущими активами;
наступление фиксированных сроков возврата привлеченных средств без реальной возможности пролонгирования или погашения либо чрезмерные заимствования для финансирования долгосрочных кредитов;
отрицательные значения финансовых нормативов (качество активов, ликвидность, прибыль, достаточность капитала);
невозможность выполнить обязательства в установленные сроки.
Таким образом, формирование банками достоверной и открытой финансовой отчетности и подтверждение ее аудиторами во многом зависит от более полного использования международных стандартов и принципов бухгалтерского учета.
В этой связи при переходе на международные стандарты в основу организации бухгалтерского учета должны быть положены следующие принципы:
метод начислений и отказ от кассового метода учета доходов и расходов;
четкое следование и реализация в бухгалтерском учете принципа приоритета содержания над формой;
учет инвестиций по цене приобретения, рыночной стоимости или переоцененной стоимости в зависимости от целей инвестирования;
формирование резервов на все возможные потери активов (балансовые, внебалансовые статьи); возможность использования профессионального суждения для отражения справедливой стоимости активов и прочих рисков;
формирование бухгалтерской и финансовой отчетности с учетом поправок на инфляцию;
признание и отражение в отчетности отсроченных налоговых обязательств;
составление консолидированной отчетности;
отражение в отчетности активов по возмещаемой стоимости в случае, если она меньше балансовой стоимости актива;
раскрытие информации о банковских операциях и событиях, имевших место после отчетной даты.
В использовании принципа осмотрительности (осторожности) коммерческие банки уже в настоящее время в максимальной степени приблизились к международным стандартам. В соответствии с этим принципом активы, обязательства, прибыль и расходы должны оцениваться и отражаться в бухгалтерском учете рационально и с большой степенью осмотрительности с тем, чтобы избежать сокрытия существующих рисков, которые потенциально могут подорвать финансовое положение кредитной организации за счет их переноса на будущие периоды. При этом активы и прибыль банка не должны завышаться. Одновременно неприемлемым является создание «скрытых» резервов или намеренное завышение обязательств и расходов [7, c. 20].
Результатом использования в бухгалтерском учете российских коммерческих банков этого международного стандарта явилась современная практика создания резерва под убытки по кредитам, создание резерва под гарантии и другие забалансовые обязательства, а также списание стоимости ликвидных ценных бумаг при их переоценке по рыночной стоимости. При переходе на МСФО банки самостоятельнопрогнозируют риски по кредитам и другим активным операциям (включая забалансовые), также самостоятельно определяют сроки полезной службы основных средств для расчета амортизации.
Таким образом, при переходе к МСФО цель и содержание аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета в существенной степени изменяются. Аудиторы должны подтверждать не только соответствие организации бухгалтерского учета в банке законодательным и нормативным требованиям, но и выражать свое мнение о достоверном отражении финансового положения банка в финансовой отчетности.
1.2 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета и основные информационные источники проведения аудиторской проверки постановки аналитического и синтетического учета
Организация бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в кредитных организациях достаточно жестко регулируется федеральным законодательством и нормативными документами Банка России. С приближением к МСФО значительно повышается роль учетной политики банка в организации и постановке аналитического, синтетического учета и внутрибанковского контроля.
К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим постановку бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля в кредитных организациях, относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
Федеральный закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»;
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129 ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 г. №123 ФЗ);
Положение Центрального банка РФ о «Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 5 декабря 2002 г. №205 П;
Положение Центрального банка «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. №242 П.
Механизмом реализации законодательных и нормативных методов ведения бухгалтерского учета кредитной организации является ее учетная политика [1, c. 23].
Учетная политика отражает конкретные способы организации бухгалтерского учета в банке (кредитной организации) с учетом его структуры и специфики выполняемых операций и охватывает все составные элементы – построение и структуру бухгалтерской службы в банке, способы работы с денежно-расчетными документами и организацию документооборота, порядок проведения отдельных учетных операций, соответствующий действующему законодательству и нормативным актам Банка России, методы и приемы исчисления налогооблагаемой базы и расчетов с бюджетом в рамках действующего законодательства.
При аудиторском обследовании правильности ведения бухгалтерского учета центральными вопросами являются проверка соответствия постановки и методов ведения бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля нормативным требованиям Банка России и учетной политики. В соответствии с установленными требованиями все совершаемые банками операции подлежат отражению в регистрах аналитического и синтетического учета, предусмотренных Банком России в Правилах ведения бухгалтерского учета. Аналитический учет– это подробный детальный учет, отражающий банковскую операцию во всех ее деталях. Цель аналитического учета:
полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на лицевых счетах;
проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов, которые служат основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учете.
Синтетический учет– это обобщенный учет, который обобщает данные аналитического учета и ведется на балансовых счетах. Его задача сводится к следующему:
сгруппировать данные аналитического учета по определенным признакам (балансовым счетам);
проверить правильность ведения аналитического учета. Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
Аудиторская проверка соответствия формирования бухгалтерской информации нормативным требованиям проводится по двум направлениям:
оценка правильности и точности отражения операций данных первичных денежно-расчетных документов в лицевых счетах и других регистрах аналитического учета с точки зрения законности совершаемых операций и правильности их оформления;
количественная сверка оборотов и остатков по счетам, данных аналитического и синтетического учета.
Одновременно аудиторами дается оценка эффективности учетной политики и внутрибанковского контроля в части постановки бухгалтерского учета.
Положительная оценкаучетной политики дается в случае выполнения следующих нормативных требований:
полное и своевременное отражение в регистрах аналитического и синтетического учета всех банковских операций;
последовательное соблюдение требований осмотрительности проведения банковских операций, объективная оценка рисков и адекватное образование резервов, одновременно не допуская создания скрытых резервов;    продолжение
--PAGE_BREAK--
отражение в бухгалтерском учете банковских операций исходя из их экономического содержания и условий хозяйственной деятельности, а не юридической формы;
строгое соответствие данных первичных денежно-расчетных документов регистрам аналитического и синтетического учета;
эффективная и адекватная постановка внутреннего контроля.
Организация эффективного внутрибанковского контроля в бухгалтерии требует осуществления адекватной совершаемым операциям постановки текущего и последующего контроля, который обеспечивает надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам выполняемой бухгалтерской работы. Аудиторы должны проанализировать состояние контроля на всех последовательных этапах прохождения учетной информации:
при открытии счетов;
при приеме документов к исполнению;
при отражении денежно-расчетных документов в регистрах аналитического учета;
на всех последующих этапах обработки учетной операции.
В ходе проверки должны быть оценены применяемые кредитной организацией методы и технические средства, для осуществления внутреннего контроля исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема. Проверяется также постановка контроля по операциям, требующим дополнительного контроля. При проверке постановки последующего контроля обращается внимание на выполнение установленных Центральным банком требований. В соответствии с ними последующие проверки в банке должны проводиться с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.
В качестве основных источников информации при проверке постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля выступают:
учетная политика банка;
регистры аналитического учета: лицевые счета, бухгалтерские журналы, ведомость остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств;
регистры синтетического учета: ежедневные оборотные ведомости, ежедневный баланс;
текущая годовая бухгалтерская и финансовая отчетность;,
документы дня;
книги регистрации счетов клиентов и банка;
картотеки неоплаченных в срок документов;
исправительные ордера;
выписки корреспондентских счетов;
акты проверок постановки бухгалтерского учета, проведенных службой внутрибанковского контроля кредитной организации [8, c. 11].
Таким образом, аудит бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля служит основным этапом аудиторской проверки деятельности банка.
2. Аудиторские процедуры проверки постановки бухгалтерского учета и оценки эффективности внутрибанковского контроля
2.1 Краткая характеристика деятельности «УРСА-банка» г. Новосибирск
ОАО «УРСА Банк» (URSA Bank) создан в 2008 году объединением ОАО «Сибакадембанк» и ОАО «Уралвнешторгбанк». Генеральная лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций №323. ОАО «УРСА Банк» включен в Реестр банков-участников Системы страхования вкладовпод номером 17.
Объединение Уралвнешторгбанка и Сибакадембанка – это новый значительный этап в жизни обоих кредитных учреждений. И этот этап начался с нового имени и под новым девизом.
Название «УРСА Банк» содержит частицы названий обоих объединившихся банков как символ исторической преемственности деловой репутации и опыта, который банки наработали за период своего более чем 15 летнего развития. В то же время новое имя не ограничивает банк какой-либо локализацией: УРСА Банк – региональный банк федерального значения.
УРСА Банк располагает одной из крупнейших, успешно работающих сетей на территории России. Филиалы и отделения банка работают во всех крупных городах Дальнего Востока, Сибири, Урала и Поволжья, работает филиал в Москве, открыты представительства в Алматы (Казахстан), Праге (Чешская Республика) и Лондоне (Великобритания).
В таблице 2.1 представлены основные показатели деятельности ОАО «УРСА-банк».
Таблица 2.1. Основные показатели деятельности ОАО «УРСА-банк»


На 01.01.06,
в тыс. руб.
На 01.01.06,
в тыс. руб.
На 01.01.07,
в тыс. руб.


ОАО «Уралвнешторгбанк»
ОАО «Сибакадембанк»
ОАО «УРСА Банк»
Активы (по методике
Интерфакс)
16 653 608
28 374 067
104 069 100
Капитал
1 386 600
3 945 440
12 452 485
Балансовая
прибыль
601 153
1 005 259
3 400 023
Благодаря выверенной финансовой стратегии, путем заключения партнерских соглашений и слияний с другими банками, а также благодаря планомерному росту уставного капитала банка и всех финансовых показателей ОАО «УРСА-банк» является наиболее динамично развивающимся финансово-кредитным учреждением Сибирского региона. По ряду финансовых показателей ОАО «УРСА-банк» стал абсолютным лидером среди банков Сибирского федерального округа и вошел в десятку крупнейших региональных банков России.
ОАО «УРСА Банк» – крупнейший сетевой банк России, предлагающий универсальную линейку продуктов и услуг как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц.
УРСА Банк придерживается сбалансированной бизнес-модели – финансовое, розничное и корпоративное направления занимают равный объем в структуре активов, что обеспечивает финансовую независимость от колебаний отдельных рынков и стабильный рост на ключевых направлениях деятельности.
Корпоративному бизнесу УРСА Банк предлагает схемы финансирования с использованием разовых кредитов, кредитных линий, овердрафтного кредитования, лизинга, широкого спектра документарных операций. В особое направление выделены проектное финансирование и долгосрочное финансирование с привлечением международных средств.
Оптимизировать денежные потоки корпоративных клиентов помогает возможность размещения свободных денежных средств в векселя и депозиты банка.
Казначейство банка проводит межбанковские операции, операции с ценными бумагами на внутрироссийском и международном финансовых рынках, осуществляет торговлю памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов.
Одним из приоритетных направлений деятельности банка является поддержка малого бизнеса и предпринимательства. В банке действует ряд программ, в том числе и совместных с международными финансовыми институтами, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах России. Кредитование малого бизнеса, лизинг для малого бизнеса, линейка экспресс-продуктов для предпринимателей и предприятий малого бизнеса стали визитной карточкой Банка во многих регионах страны.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Розничное направление работы банка направлено на предоставление востребованных рынком массовых высокотехнологичных продуктов и качественного сервиса. Вклады, кредиты, банковские переводы, пластиковый бизнес – во многих регионах УРСА Банк является лидером по этим направлениям. А по объемам розничного кредитования входит в десятку крупнейших российских банков.
Приоритетными для УРСА Банка являются такие широко востребованные программы кредитования, как автокредитование и ипотека. Ряд новейших, по-своему уникальных продуктов, разработанных специалистами банка, клиенты-частные лица уже имеют возможность использовать и оценить.
Банк является эмитентом пластиковых карт ряда международных и отечественных платежных систем.
2.2 Проверка постановки бухгалтерского учета и оценки эффективности внутрибанковского контроля
В ходе реализации программы аудита используются общие и специфические для данного раздела аудиторские процедуры. При детальной проверке постановки бухгалтерской работы они представляют собой перечень конкретных действий аудитора при обследовании постановки аналитического и синтетического учета.
При ознакомлении и анализе организации построения бухгалтерской службы и определении ее места в системе управления панком изучаются:
структура бухгалтерии и операционного отдела;
должностные обязанности бухгалтерских работников;
их квалификация;
системы дополнительного и последующего контроля;
организация документооборота;
возможности высказывания самостоятельных суждений.
Полученные данные сравниваются и оцениваются применительно к объему и специфике выполняемых банком операций, а также требованиям Центрального банка к учетной политике.
При обследовании способов работы с документами изучаются первичные денежно-расчетные документы, проведенные по лицевым счетам и помещенные в папки «Документы дня». Проверяется правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие подписей должностных лиц клиентов и банка, оттисков печати. Документы проверяются с точки зрения законности совершенных операций, соблюдения очередности их оплаты с расчетных и текущих счетов клиентов, правомерности оплаты ссудных и других счетов, проверяется правильность оформления «овердрафта».
При проверке правильности ведения регистров аналитического и синтетического учета сравниваются формы используемых регистров с предусмотренными Центральным банком, также порядок их формирования, подписания и распечатывания с порядком, предусмотренным Центральным банком и учетной политикой.
Все случаи выявленных расхождений документируются, и при необходимости службе бухгалтерского учета предлагается внести исправления в регистры учета в установленном порядке.
Виды и объемы аудиторских доказательств определяются спецификой и объемом проверяемых операций. Наиболее общими для проверяемых операций бухгалтерского учета доказательствами являются доказательства, полученные аудиторами непосредственно в результате исследования банковских операций от момента их возникновения до отражения в регистрах синтетического учета с использованием первичных денежно-расчетных документов, лицевых счетов и других регистров аналитического и синтетического учета.
Методы получения аудиторских доказательств могут включать:
проверку расчетов процентных доходов и расходов банка и отражение на соответствующих лицевых и балансовых счетах;
тестирование в части учета и оформления наиболее важных банковских операций;
инвентаризацию имущества и финансовых обязательств банка (включая проверку реальности дебиторской и кредиторской задолженностей, состояние вложений в совместную хозяйственную деятельность, портфель учтенных векселей, ценных бумаг, кредитный портфель);
проверку соблюдения правил учета отдельных банковских операций, включая операции по внутрихозяйственной деятельности;
подтверждения (остатки по клиентским счетам должны иметь письменные подтверждения по состоянию на начало года);
выявление нетиповой корреспонденции счетов, использование балансовых счетов не по назначению, что может быть выявлено при проверке первичных денежно-расчетных документов, лицевых счетов;
изучение постановки внутреннего контроля и проверка соблюдения законодательства о бухгалтерском учете, выполнение нормативных требований ЦБ РФ в части постановки бухгалтерского учета, соблюдения сроков и качества представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.
В условиях компьютерной обработки документации аудит может проводиться с помощью машинно-ориентированных или ручных процедур. Ручные процедуры осуществляются традиционным способом: аудитор отмечает проверенные документы на таблицах-распечатках. В условиях системы компьютерной обработки данных (КОД) аудитор может выполнять машинно-ориентированные процедуры. В этом случае могут использоваться специально разработанные контрольные примеры для тестирования алгоритмов КОД. Например, для проверки правильности начисления процентов по депозитам аудитор должен ввести в компьютер банка значения конкретных сумм по депозитным счетам.
Аудитор также может применять специальные средства для проверки содержания компьютерных файлов банка. Для этого должны быть подготовлены программы, которые могли бы самостоятельно анализировать содержимое таких файлов, сортировать по разным признакам (по дате, сумме, содержанию) хранящиеся в них описи, распечатывать в нужной аудитору форме.
Рекомендуется проводить машинно-ориентированные процедуры не с самим файлом клиента, а с его копией, поскольку любые изменения такого файла, проводимые аудитором, и его возможная порча не должны оказывать влияния на компьютерные данные системы КОД банка. Такие процедуры должны проводить квалифицированные специалисты.
Как правило, аудиторы не являются специалистами по компьютерному бухгалтерскому учету. Тем не менее, они должны иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия таких знаний необходимо использовать работу экспертов в области информационных технологий.
Действия аудиторов в среде компьютерной обработки данных предусмотрены в международных и российских стандартах аудиторской деятельности. В частности, они содержат рекомендации по проверке надежности средств внутреннего контроля в среде КОД. Аудиторы должны проанализировать систему контроля подготовки бухгалтерских данных, проверить, какие меры предусмотрены у банка для предотвращения ошибок и фальсификаций. Рекомендуется изучить, как контролируется работа с данными нормативно-справочного характера.
Особое внимание должно уделяться своевременному внесению в рабочий план счетов и программное обеспечение корректировок при изменениях законодательства и нормативных актов в части бухгалтерского учета и налогообложения. Аудиторы должны проверять правильность изменения алгоритмов расчетов, своевременную замену устаревших бланков и форм, соответствие их действующим нормативным документам.
2.3 Типичные ошибки, выявленные в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
Ошибки, выявляемые в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля, классифицируются по трем группам. Первая группа ошибок связана с ведением регистров аналитического и синтетического учета, вторая – с постановкой внутрибанковского контроля, третья – с учетом и оформлением отдельных видов банковских операций как по счетам клиентов, так и по внутрибанковским счетам. К ошибкам первой группы относятся различные нарушения в порядке ведения: лицевых счетов; книги регистрации счетов; ежедневных балансов.
При этом, как правило, нарушения сводятся к отклонениям от установленных Центральным банком нормативных требований в части соблюдения форм лицевых счетов, ежедневных балансов, порядка их формирования, подписания и распечатывания. Так, в формах лицевых счетов у некоторых банков вместо номера корреспондирующего счета указывается номер корреспондентского счета банка, куда направляется денежный перевод. Приводятся дополнительные реквизиты: ИНН и идентификационный код банка-корреспондента, что не соответствует требованиям Правил ведения бухгалтерского учета. Распространенной практикой является формирование баланса и его распечатывание в форме оборотной ведомости, в то время как форма ежедневного баланса, предусмотренная Приложением №7 Правил ведения бухгалтерского учета, предусматривает иную форму баланса, где по каждому активному счету при создании резерва на возможные потери предусматривается выведение остатка счета за минусом созданного резерва.
Существенной ошибкой в ведении регистров учета, которая выявляется аудиторами, считается отсутствие в ежедневном балансе записей о произведенной сверке аналитического и синтетического учета.
В некоторых случаях нарушается установленный Банком России порядок распечатки материалов аналитического и синтетического учета, в соответствии с которым ежедневному распечатыванию подлежат лицевые счета, ежедневный баланс. Замечания вызывают порядок оформления и хранения документов дня. На лицевой стороне папки не указываются данные о количестве документов, помещенных в папку, их сумме, отсутствуют подписи должностных лиц о произведенной сверке документов с оборотной ведомостью
При проверке постановки внутрибанковского контроля за состоянием бухгалтерской работы в банке имеют место следующие типовые нарушения Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, от 5 декабря 2001 г. №205 П:    продолжение
--PAGE_BREAK--
отсутствие последующего контроля;
невыполнение нормативных требований в отношении полной сверки за предыдущий день всех записей в лицевых счетах с первичными денежно-расчетными документами и бухгалтерским журналом, что должно подтверждаться соответствующими записями в бухгалтерском журнале и ежедневном балансе;
нарушение требований дополнительного контроля (отсутствие в учетной политике перечня операций, требующих дополнительного контроля, совершение бухгалтерскими работниками записей в лицевых счетах без проверки оформленного документа специально выделенным сотрудником-контролером);
при проведении последующих проверок не соблюдается требование, установленное Правилами ведения бухгалтерского учета от 5 декабря 2002 г. №205 П (часть III, раздел 3), в соответствии с которым работа каждого бухгалтерского работника проверяется в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год;
справки по результатам последующих проверок носят формальный характер, в них не вскрываются причины ошибок в учете, не указываются виновные должностные лица;
при исправлении ошибочных записей в ордерах не указываются должностные лица банка, совершившие ошибочную запись и проконтролировавшие ее.
Ошибки, выявляемые при проверке учета отдельных операций, совершаемых по счетам клиентов и по внутрибанковским счетам, могут носить существенный характер и привести к искажению отчетности.
При проверке операций по формированию уставного капитала, а также операций по участию в уставном капитале других юридических лиц типовыми нарушениями Правил ведения бухгалтерского учета от 5 декабря 2002 г. №205 П являются:
формирование уставного капитала за счет привлеченных средств;
внесение в уставный капитал ценных бумаг, нематериальных активов, материальных активов;
капитализация неверно произведенной переоценки основных средств банка;
капитализация начисленных, но не выплаченных дивидендов без согласования с участниками банка;
отсутствие в аналитическом учете по балансовым счетам 102, 103, 104 лицевых счетов по каждому акционеру (участнику);
направление долей участников банка в уставном капитале на погашение ссуд и просроченных процентов;
принятие средств юридических лиц в оплату уставного капитала иностранной валютой через кассу банка.
При проверке учета и оформления депозитных операций к типичным нарушениям Правил ведения бухгалтерского учета от 5 декабря 2002 г. №205 П относятся:
несоответствие сроков учета средств на балансовых счетах срокам, установленным в депозитных договорах;
проведение расчетных операций с депозитного счета юридического лица;
формирование средств на депозитных счетах клиентов – юридических лиц путем внесения в кассу банка наличных денег! (выплата клиентам – юридическим лицам процентов и сумм по вкладам (депозитам) наличными деньгами);
начисленные проценты, отнесенные на расходы банка, не корреспондируются с соответствующими вкладными лицевыми счетами клиентов, если договором предусмотрено их присоединение к сумме вклада (депозита);
неперечисление по окончании срока действия депозитного договора и отсутствии дополнительного соглашения (в случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада) остатков средств на депозитных счетах клиентов на счета до востребования.
При проверке учета и оформления кассовых приходных и расходных операций выявляется значительное число нарушений, связанных с неправильным оформлением кассовых документов, несвоевременным зачислением наличных денег на счета клиентов, ошибки учета ценностей на внебалансовых счетах.
3. Аудиторская проверка документооборота и внутрибанковского контроля
Аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Открытого акционерного общества «УРСА Банк» (приложение 1–6) за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно.
Составим заявку на предоставление документов необходимых для проведения проверки документооборота и внутрибанковского контроля.
Таблица 3.1. Заявка на предоставление документов необходимых для проведения проверки документооборота и внутрибанковского контроля ОАО «УРСА банк»


Перечень документов
Срок предоставления
Предоставлено аудитору
Возвращена банку
Примечание






Дата
Подпись
Дата
Подпись


1.
Консолидированный балансовый отчет
01.01.2009
15.08.2009


23.10.2009


Приложение 1
2.
Консолидировнный отчет о прибылях и убытках
01.01.2009
15.08.2009


24.10.2009


Приложение 2
3.
Бухгалтерский баланс
02.01.2009
16.08.2009


25.10.2009


Приложение 3
4.
Отчет о прибылях и убытках
03.01.2009
17.08.2009


26.10.2009


Приложение 4
5.
Отчет об уровне достаточности капитала
04.01.2009    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
соответствует
соответствует
6.
Уровень достаточности собственных средств
соответствует
соответствует
Проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях публикуемых форм отчетности.
Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов отражают достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Открытого акционеркою общества «УРСА Банк» по состоянию на 1 января 2009 г.
Наиболее распространенные ошибки:
учет ценностей, находящихся в хранилище, осуществляется на внебалансовых счетах, не предназначенных для их учета;
отсутствуют договора о полной материальной ответственности с кассовыми и инкассаторскими работниками банка;
отсутствует распоряжение руководителя банка о возложении ответственности за сохранность ценностей в хранилище ценностей на заместителей руководителя и главного бухгалтера;
должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, не сверяются фактические остатки операционной кассы и других ценностей на конец дня с данными бухгалтерского учета и остатками, указанными в книге учета денежной наличности и других ценностей;
в приходных и расходных кассовых документах не все реквизитами соответствуют установленным требованиям Центрального банка и учетной политике банка, имеются исправления, подчистки;
не ведется или неправильно ведется кассовый журнал по приводу;
обороты по справке о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов не равны оборотам но кассовым журналам операционных работников;
в карточках образцов подписей и оттиска печати нет записей о выдаче клиентам чековых книжек;
имеются не все подписи должностных лиц банка, оформивших и проверивших денежный чек, выдавших наличные деньги, подписи не тождественны имеющимся образцам;
несвоевременное зачисление средств на счета вкладчиков; несвоевременное начисление и зачисление процентов на счета вкладчиков.
При аудиторском обследовании внутрибанковских операций основные отклонения от установленных требований выявляются при проверке постановки учета основных средств и имущества. Как правило, они связаны с недостатками в организации аналитического учета основных средств, их износа и переоценки.
В некоторых банках отсутствует аналитический учет на лицевых счетах по каждому объекту, предмету основных средств, нематериальных активов и их износу. Отсутствует аналитический учет капитальных вложений в арендованные здания и сооружения на отдельных лицевых счетах, открываемых по каждому объекту. Имеет место несвоевременное начисление износа основных средств и нематериальных активов, что оказывает влияние на формирование расходов и может привести к искажению финансовых результатов в отчетности банка. Имеют место случаи, когда на счета по учету произведенных расходов банка относятся затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, а также затраты на приобретение нематериальных активов.
Заключение
К общим стандартам аудита аналитического и синтетического учёта в банках относится проверка своевременности составления банками балансов, проверка соответствия данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта в балансе банка, своевременности совершения операций по счетам клиентов. Составлению баланса предшествует сверка данных аналитического учёта данным синтетического учёта.
В ходе аудиторской проверки, как правило, в выборочном порядке проверяется подтверждение оборотов и остатков по лицевым счетам первичными денежно-расчётными документами и записями в выписке по корреспондентскому счёту банка в РКЦ. Одновременно должно быть проверено соответствие данных аналитического учёта данным синтетического учёта путём суммирования оборотов и остатков по лицевым счетам, относящимся к данному балансовому счёту, и сверкой их с оборотами и остатком по этому счёту. Составление ежедневного баланса в банках подтверждает правильность отражения всех банковских операций по балансовым и внебалансовым счетам и является непременным условием начала нового рабочего дня в работе с клиентами.
Проблема своевременности совершения операций по счетам клиентов должна быть в центре внимания аудиторов.
Одновременно аудиторы проверяют правильность оформления представляемых денежно-расчётных документов, чёткое заполнение всех реквизитов в документах, соответствие суммы прописью сумме, указанной в документах цифрами, наличие подписей ответственных лиц клиентов, имеющих право распоряжаться счётом, и оттиска печати клиента.
В ходе аудиторского обследования необходимо обратить внимание на систему материальной ответственности. Контроль за работой материально ответственных лиц начинается с проверки правильности оформления материальной ответственности. Устанавливаются индивидуальная и коллективная формы материальной ответственности. Индивидуальная форма материальной ответственности, как правило, применяется в отношении персонала кассы, а также других сотрудников. Материальная ответственность банковского персонала должна оформляться специальным договором между администрацией и сотрудниками банка. В процессе аудиторского обследования проверяется соблюдение договоров о материальной ответственности сторонами, а также определение размера ущерба в случае недостач и хищений, устанавливается, каким образом руководство банка обеспечивает фактический контроль сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Список использованной литературы
Аудит кредитных организаций: [учеб. пособие по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит» /И.Д. Мамонова и др.]; под ред. И.Д. Мамонова, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 519 с.
Аудит банков: [учеб. пособие по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» /под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой; Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая, Е.А. Лебедев и др.]. – Изд. 2 е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 412, с.
Аудит банков: [Учеб. пособие по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет и аудит», «Мировая экономика» /[Г.Н. Белоглазова и др.]; Под ред. Г.Н. Белоглазовой и др. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 350, с.
Банк В.Р. Бухгалтерский учет и аудит в условиях банкротства: учеб. пособие /В.Р. Банк, С.В. Банк, А.А. Солоненко. – М.: Проспект, 2007. – 294 с.
Шешукова Т.Г. Организация внутреннего контроля в коммерческих банках /Т.Г. Шешукова, К.Ю. Котова. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. – 173 с.
Выжитович А.М. Кредитные организации и их аудит: учеб.-метод. комплекс для дистанц. обучения и самостоят. работы по специальности 060400 «Финансы и кредит» /А.М. Выжитович; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы, [Ин-т переподгот. специалистов]. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 220 с.
Климович В.П. Основы банковского аудита: учеб. для сред. проф. образования по специальности 0604 /В.П. Климович. – М., 2007
Куницына Н.Н. Банковский аудит: [учеб. пособие по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит»] /Н.Н. Куницына, В.В. Хисамудинов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 127, с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.