Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит основных средств 4

--PAGE_BREAK--сменное оборудование (многократно используемое в качестве приспособления к основным средствам; другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства — изложницы и принадлежности к ним; прокатные валки; фурмы воздушные; челноки; катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.);
специальные одежду и обувь, используемые в определенных случаях;
одежду и обувь в организациях здравоохранения, просвещения и других, состоящих на бюджете;
насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
Земельные участки имеют натурально — вещественную форму и отличаются от других видов основных средств тем, что в связи с неограниченным сроком использования земли ее стоимость не амортизируется.
Объекты природопользования — основные средства, наделенные сходными с землей физическими и экономическими характеристиками.
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющих вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляют или обозначают на учитываемом предмете и обязательно указывают в документах, связанных с движением основных средств.
По сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим вновь поступившим основным средствам не ранее чем через три года после выбытия.
Арендуемые основные средства значатся у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств представляет собой сумму фактических затрат в действующих ценах на приобретение или создание средств труда: возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтаж машин и оборудования.
Первоначальная стоимость объектов основных средств приобретенных за плату формируется из фактических затрат на приобретение, которые слагаются из:
— сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли — продажи (продавцу);
— сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
— таможенных пошлин и иных платежей;
— невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
— вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств, изготовленных собственными силами, формируется из сооружения и изготовления основных средств, которые слагаются из:
— сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику;
— сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
— иных затрат, непосредственно связанных с сооружением и изготовлением объектов основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций — изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями — получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Кроме того, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.
Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетных организаций по первоначальной стоимости.
Восстановление объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость таких объектов и относятся на добавочный капитал организации, если эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
1.2 Сущность аудита основных средств
Аудит (аудиторская деятельность) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Такое определение, аудиторской деятельности дано в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», который вступил в действие в августе 2001 года. Общая классификация, аудиторской деятельности представлена на рисунке 1.1.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рисунок 1.1 — Общая классификация аудиторской деятельности в России
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельность, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Основной вид аудиторской деятельности – это проведение, аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности с выдачей официального аудиторского заключения.
Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется на ряду, с другими его видами: государственным финансовым контролем и ревизией.
Контроль – это функция управления (одна из его функций). Любой вид управления невозможен без контроля. Просто немыслимо никакое управление без проверки выполнения принятых решений, установленных требований. И тем более, немыслимо никакое управление капиталом без текущего и последующего контроля, за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций и без проверок и анализа бухгалтерской отчетности.
Государственный финансовый контроль достоверности финансовой отчетности осуществляют контрольно-ревизионные органы, счетные палаты и их региональные подразделения.
В их задачу входят, прежде всего, контроль, за использованием бюджетных средств, соблюдение целевого характера и эффективности их использования. Федеральное казначейство и его территориальные органы контролируют движение денежных средств и обеспечивают точную адресность их передачи.
При ревизии выявляются недостатки в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации с целью их устранения; осуществляется контроль, за сохранностью средств. Это исполнительная деятельность, направленная на сохранение активов, пресечение и профилактику злоупотреблений, при которой во главу угла становится административное право. Ревизия назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней. Она же и оплачивает его труд.
По результатам проверки составляется акт, на основе которого делаются организационные выводы в отношении руководства проверяемой организации, и, ее бухгалтерского аппарата, налагаются взыскания. Хотя различий между аудитом и ревизией много, тем не менее, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке может и должен рационально использоваться в аудите.
Целью анализа в аудите является определение, аудитором сущности и содержания деловой активности клиента; оценка финансово-хозяйственных перспектив его функционирования в будущем; выявление зон возможных преднамеренных ошибок в отчетности клиента; сокращение детализированного тестирования на основной стадии, аудита.
Аудит учета основных фондов осуществляется в соответствии со следующими документами:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля 2004 г.)
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
4.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.);
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01: Утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н
6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: Утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49)
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.)
9. Письмо Госкомстата РФ «Об учете основных фондов» от 6 марта 2003 г. № МС-10-23/869
10. Письмо Минфина РФ «Об особенностях рассмотрения условий для целей принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств» от 4 февраля 2002 г. N 16-00-14/30
11. Письмо Минфина РФ «О списании объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей за единицу» от 18 октября 2002 г. № 16-00-14/403
12. Унифицированные формы первичной учетной документации: Утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7
Аудит операций с основными средствами — важная часть аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита основных средств в решающей мере определяет достоверность оценки имущественного состояния предприятия. Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.
Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:
— обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
— правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
— правильности оценки основных средств в учете;
— правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
— правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
— правильности и эффективности использования основных средств;
— правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
С учетом конкретных задач, поставленных в ходе проверки, аудитор проверяет:
— меры по обеспечению сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально-ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих;
— соответствие должностей материально-ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
— условия, созданные для обеспечения сохранности материальных ценностей материально-ответственным лицам. Наличие специальных помещений для хранения, например наличие несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;
— наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;
— организация и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
— наличие приказа руководителя о постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;
— наличие актов инвентаризации и выборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и выборочных проверок — наличие мер воздействия к виновным.
Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными средствами зависит от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет и начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контролю за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных средств, менялась их классификация или принималась значительная масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей, в ходе которой, как правило, проверяется также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств.

1.3 План и программа проведения аудита основных средств
Программа аудиторской проверки может включать следующие этапы:
— проверка правильности постановки основных средств на учет;
— оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;
— оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;
— проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;
— проверка правильности начисления амортизации;
— проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;
— проверка действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;
— проверка учета капитальных вложений;
— проверка обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
— оценка эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.
При изучении вопроса аудита основных фондов организации были рассмотрены методики следующих авторов:
— В.И. Подольского;
— М. В. Мельника;
— Зайцевой О.П., Аманжоловой Б.А;
— Шеремета А.Д. и Суйц В.П.
— Барышникова Н.П.
Анализ содержания данных методик позволяет утверждать, что в общих чертах они схожи и включают следующие основные этапы проведения аудита основных фондов предприятия.
1. Аудит правильности постановки на учет основных средств. Для проведения независимой аудиторской проверки блока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств включает наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.
В ходе проверки аудитор изучает состав и структуру основных средств.
Аудитор, проверяя первичные бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств — должен определить правильность разделения основных средств по:
— классификации, так как неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации и как конечный результат к неправильному отражению затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);
— принадлежности, так как неправильное их разделение может привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;
— характеру участия в производстве, так как их неправильное разделение может привести к неправильному начислению амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации, амортизация не начисляется;
— назначению, так как неправильное их разделение может привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных основных средств может начисляться ускоренная амортизация).
Кроме того, неправильная классификация основных средств и разделение их по назначению и классам может привести к неправильному отражению в учете результатов переоценки.
Проверка этого аспекта имеет особое значение в настоящее время, поскольку в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ предприятия провели переклассификацию основных средств для целей начисления амортизации и должны вести особый учет износа и 'амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку они не учитываются при определении издержек производства. Все это значительно повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.
Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.
2. Аудит оценки основных средств в бухгалтерском учете
Проверка Правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:
— достоверность отражения финансовых результатов;
— правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);
— достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.
На основании первичных бухгалтерских документов по приходу инвентарных объектов основных средств аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.
При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:
— наличие на предприятии комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих результатов;
— наличие договоров на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;
— наличие протоколов договорной цены, как неотъемлемой части соответствующих договоров, позволяющих передавать право собственности на объект основных средств;
— соответствие первоначальной стоимости объектов основных средств в актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;
— правильность и целесообразность произведенной переоценки основных средств;
— правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов.
Особое внимание в ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного учета затрат, формирующих инвентарную стоимость основных средств и увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.
3. Аудит учета операций по движению объектов основных средств
Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ1/2001).
В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть тот или иной набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.
Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.
При выбытии объектов основных средств аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.
При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.
Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.
Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.
Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и Оприходование в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.
4. Аудит учета арендованных основных средств
В ходе аудиторской проверки арендованного имущества аудитору необходимо обратить внимание на форму и вид аренды. Известно, что в зависимости от сроков аренды имущества выделяют долгосрочную аренду (лизинг) — на срок более трех лет, среднесрочную аренду (кабринг) — на срок от одного года до трех лет, краткосрочную (рейтинг, чартер) — на срок до одного года. А в зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.
Аудитор должен тщательно проверить наличие договоров аренды и правильность оформления условий договоров в зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание уделяется порядку расчетов и структуре арендных платежей, а также распределению обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора.
Как правило, в период аренды права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом. При текущей аренде имущество подлежит возврату арендодателю.
Аудитор проверяет, ведется ли учет арендованных основных средств при текущей аренде на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды.
Долгосрочно арендуемые основные средства — это инвентарные объекты, по которым в соответствии с условиями договора аренды предусматривается переход объектов в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договорной цены. Аудитор проверяет наличие бухгалтерского учета долгосрочно арендованных основных средств на счете 03 — «Долгосрочно арендуемые основные средства».
В ходе аудита арендованных основных средств также проверяется наличие приемосдаточных актов.
Если договором аренды предусмотрено осуществление капиталовложений в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Аудитор проверяет правильность оформления соответствующих бухгалтерских записей на безвозмездную передачу объектов основных средств.
5. Аудит начисления амортизации основных средств
Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072.
Предприятиям разрешено выбирать один из четырех методовамортизации, установленных в ПБУ 1/01.
Методы амортизации для целей налогообложения (линейная, ускоренная с коэффициентом 2, ускоренная с коэффициентом 3 при использовании в агрессивной среде или при получении средств по лизингу) определены в гл. 25 НК РФ.
В настоящее время аудитор должен оценить целесообразность и законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность ее применения. Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.
Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Аудитору необходимо знать, что если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то начисленная по ним амортизация должна включаться в состав операционных расходов, а полученную арендную плату следует относить к операционным доходам.
Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.
Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. При этом следует помнить, что годовая норма амортизационных отчислений может быть увеличена не более чем в два раза. Исключение составляют машины, оборудование и транспортные средства сроком службы до трех лет.
Предприятия могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска вычислительной техники, материалов новых прогрессивных видов, приборов, оборудования, расширения экспорта продукции. Возможность использования ускоренной амортизации должна быть согласована с Минэкономразвития России.
Аудитор должен знать, что малым предприятиям разрешено списывать дополнительно в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости всех видов основных средств со сроком службы свыше трех лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных средств в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.
Если деятельность малого предприятия прекращается до истечения одного года с момента ввода в действие, то сумма дополнительно начисленного износа подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия (дебет счета 02, кредит счета 99). Аудитор должен проверить наличие в приказе руководителя «Учетная политика» отражения возможности ускоренного начисления износа.
Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются строго по целевому назначению. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению.
Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим — прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).
Во время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, при их переводе в установленном порядке на консервацию, износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.
Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капитальных вложений (на счете 08). При оформлений актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют.
    продолжение
--PAGE_BREAK--6. Аудит учета затрат на ремонт основных средств
При аудите целесообразности и законности отражения в учете затрат на ремонт объектов основных средств аудитор должен проверить наличие следующих первичных документов, подтверждающих достоверность ремонта:
— дефектная ведомость;
— акты технического осмотра;
— план ремонтных работ;
— плановая и фактическая сметы;
— акты приема-сдачи работ;
— договоры подряда.
В тех случаях, когда объемы затрат на капитальный ремонт значительны, аудитору целесообразно проводить встречные проверки с получением письменных разъяснений от ответственных лиц, подрядчиков и субподрядчиков.
При аудите затрат на ремонт объектов основных средств большое внимание уделяется источникам финансирования затрат.
При проверке необходимо обратить внимание на методологию учета затрат на ремонт основных средств, принятую и нашедшую отражение в приказе руководителя «Учетная политика».
Если в приказе по учетной политике заложено формирование ремонтного фонда, то предприятие должно для финансирования ремонта основных средств в течение ряда лет ежемесячно начислять в этот {фонд необходимые суммы в соответствии с самостоятельно утвержденным нормативом. Аудитор проверяет правильность ежемесячных начислений и их отражение в издержках производства по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 43 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»
В этом случае фактические затраты предприятия на ремонт основных средств по мере завершения ремонта подлежат отнесению на уменьшение ремонтного фонда.
Если ремонтного фонда окажется недостаточно для покрытия фактических затрат, то разницу переносят на расходы будущих периодов с кредита счетов 23,60 в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».
Аудитор обязан проверить дальнейшее списание образовавшихся разниц по мере накопления средств в ремонтном фонде предприятия либо с использованием следующих корреспондирующих счетов: дебет счета 96 кредит счета 96 либо образовавшаяся разница сразу списывается на издержки производства.
Согласно нормативным требованиям, предприятия также имеют право создавать резерв на ремонт основных средств в таком же порядке, как и ремонтный фонд.
Аудитору следует помнить, что при создании на предприятии ремонтного фонда остатки средств по счету 96 не закрываются, а переходят на следующий год. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли (Дт 96 — Кт 91).
На предприятиях, которые не создают ремонтный фонд, аудитор проверяет обоснованность отнесения фактических затрат, связанных с проведением ремонта, на издержки производства (себестоимость).
Среди рассмотренных методик наибольшего интереса заслуживает методика Зайцевой О.П., Аманжоловой Б.А.
Авторы сформулировали нетрадиционных подходов к содержанию и технологии аудиторской проверки операций с основными средствами. В традиционных методиках отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации.
При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др.
В качестве главных направлений нетрадиционного подхода к аудиту основных средств, по нашему мнению, могут быть рассмотрены:
1) придание приоритетной роли соблюдению критериев, предъявляемых к системе бухгалтерского учета и отчетности, оговоренных в положениях по бухгалтерскому учету;
2) обязательность тестирования системы внутреннего контроля (СВК), которое либо может быть первым этапом аудиторской проверки, либо проводиться на этапе планирования и подготовки аудита;
3) непременность применения аналитических процедур в процессе аудита;
4) выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита основных средств — учетного, налогового и управленческого;
5) дополнение стандартных аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.
Для детальной проверки операций с основными средствами в рамках нетрадиционной методики необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:
— оценка сохранности и проверка наличия основных средств;
— проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам;
— проверка документального оформления и учета основных средств;
— проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств;
— проверка начисления амортизации в бухгалтерском налоговом учете;
— проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога;
— анализ и обобщения результатов аудита.
 Однако, все процедуры нетрадиционного подхода по большому счету напоминают аналогичные процедуры традиционных методик. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает лишь проведения аудита по трем направлениям учета в организации – бухгалтерского, управленческого и налогового.

2. Анализ бухгалтерского учета основных средств, их анализ и аудит на примере ОАО «Хабаровск – Мебель»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Хабаровск – Мебель» Объектом исследования дипломной работы является открытое акционерное общество «Хабаровск – Мебель».
ОАО «Хабаровск – Мебель» специализировалась на выпуске корпусной и офисной мебели.
Организационная структура предприятия ОАО «Хабаровск – Мебель» представлена на рисунке 2.1.
 

Рисунок 2.1 — Организационная структура ОАО «Хабаровск – Мебель»
В 2002 году компания освоила производство мебели на металлокаркасе, для медицинских и образовательных учреждений, это стулья, столы, кресла, кровати, а также школьная мебель. Кровать производства ОАО «Хабаровск – Мебель» на металлокаркасе была признана одним из ста лучших товаров года. В
2003 году введена в строй новая автоматизированная линия по производству фасадов для кухонь из МДФ различной конфигурации, облицованных декоративными ПВХ-пленками с широким спектром цветовой гаммы, а также начат выпуск офисных перегородок.
В 2004 году компания освоила производство шкафов-купе из профиля «Australux», мягкой кожаной мебели элит-класса и мягкой мебели для широкого круга потребителей. Самостоятельным направлением работы компании является производство и установка пластиковых окон. Широкий ассортимент выпускаемой мебельной продукции включает в себя регулярно появляющиеся новинки и обновлённые традиционные модели. В производстве применяется только экологически чистое высоко качественное сырьё. Все выпускаемые модели соответствуют санитарным и экологическим нормам.
Лесосырьевая база ОАО «Хабаровск – Мебель» находится в двух районах Хабаровского края – Ванинском и Комсомольском. Основные поставщики лесосырья на предприятие имеют свои производственные площадки на территории этих районов; к основным поставщикам лесосырья на ОАО «Хабаровск – Мебель» относятся:
1)            ООО «Аркаим» – 60 тысяч кубометров в год.
2)            ООО «Ванинолесэкспорт» – 20 тысяч кубометров в год.
3)            ООО «Вега» – 50 тысяч кубометров в год.
4)            ООО «Водолей» – 17 тысяч кубометров в год.
5)            ООО «Экстралес» – 15 тысяч кубометров в год.
Основные покупатели продукции ОАО «Дальмебель-ДВ»:
1)                ООО «12 стульев»
2)                ООО «Альфа-Амур»
3)                Дом мебели «Ренессанс»
4)                ООО «Мир Мебели».
Сегодня на производственной базе «Хабаровск – Мебель» действует несколько цехов, в которых есть всё необходимое для того чтобы производить качественную мебель, для рабочих создаются хорошие условия труда.
В компании достигнут высокий уровень культуры производства. Мебель изготавливается на современных деревообрабатывающих станках производства Италии, Германии и Испании: фрезерно-копировальный центр «HOLZ-HER», автоматический раскроечный центр «OPTIMAT», сверлильно-присадочный центр «DETEL», вакуумный пресс «BURKIE», фрезерно-сверлильный центр «SCM» и т.д. Специалисты компании повышают квалификацию на западных предприятиях, осваивая современные технологии производства кухонной мебели и спальных гарнитуров. В цехах постоянно обновляется оборудование, на смену ручному труду идёт автоматизация производства, станки с числовым программным управлением позволяют быстро и точно выполнять производственные операции, что гарантирует высокое качество выпускаемой мебели.
ОАО «Хабаровск – Мебель» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке производитель кожаной мебели. Вся мебель изготавливается исключительно из натуральной кожи категорий D, E и выше, чехлы шьются на швейных машинах немецкой фирмы DURKOPP ADLER, оснащенных компьютерами. Все декоративные элементы каркасов изготавливаются из натурального цельного бука, поставляемого из Италии. При обработке дерева на оборудовании итальянских и голландских фирм используются лаки и красители итальянских и немецких производителей. Все мягкие элементы выполнены из высококачественного многослойного поролона. В нашей мебели серии «Классика» используется механизм трансформации типа «французская раскладушка» (в три сложения) с шириной спального места 120-150 см. Каждый этап изготовления мебели серии «Классик» проходит тщательный контроль качества. В дальнейшем планируется расширение ассортимента моделей серии «Классика» и запуск производства моделей серии «Модерн».
2.2 Организация учета основных средств в ОАО «Хабаровск – Мебель» Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются сроком полезного использования более 12 месяцев без ограничения стоимости в соответствии с единой типовой классификацией, в которой они группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.
Поступление основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 — отражены покупная стоимость объекта, а также транспортные и иные затраты по приобретению, включая положительную суммовую разницу (либо отрицательную — методом «красное сторно»), выявленную до ввода объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 — отражен ввод объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 08 К-т сч. 98 — при безвозмездном получении основных средств производственного назначения;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 — отражен ввод объекта в состав основных средств;
Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 «Амортизация основных средств» методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в бухгалтерском учете следующими записями:
Д-т сч. 08 К-т сч. 02 — отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в капитальном строительстве (кроме строительных организаций);
Д-т сч. 20, 23, 25, 26, К-т сч. 02 — отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в производстве;
Д-т сч. 29 К-т сч. 02 — отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах.
Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:
— основным средствам производственного назначения;
— объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (дорожного хозяйства и т.п.);
— земельным участкам;
— а также многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По таким основным средствам в конце года начисляется износ, суммы которого отражаются на забалансовом счете «Износ основных средств».
Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.п., специальные издания долгосрочного пользования, списываются на затраты производства по мере отпуска их в производстве или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации осуществляется надлежащий контроль над их движением на забаласовом счете 013 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей».
Выбытие объектов основных средств в ОАО «Хабаровскмебель» может происходить в следующих случаях:
— продажи;
— безвозмездной передачи;
— передачи в виде вклада в уставной (складочный) капитал других организаций;
— списания при моральном или физическом износе, чрезвычайных ситуациях.
Для оформления операций по движению основных средств в ОАО «Хабаровскмебель» предусмотрены первичные учетные документы:
— акт (накладная) приемки — передачи основных средств (форма N ОС-1) — для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;
— акт приемки — сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3) — для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;
акт на списание основных средств (форма N ОС-4) — для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);
акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) — для оформления операций по ликвидации автотранспорта;
инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) — для оформления пообъектного учета основных средств;
акт о приемке оборудования (форма N ОС-14) — для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;
акт приемки — передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) — для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;
акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) — для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.
При принятии организацией объекта основных средств на учет ему присваивается инвентарный номер независимо от дальнейшей формы его использования — эксплуатация, запас или передача в аренду. Инвентарный номер не изменяется в течение всего срока службы объекта. При списании с баланса инвентарный номер данного объекта не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет.
Безвозмездная передача основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 — списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 — списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 — списаны убытки от передачи объекта.
Ликвидация основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 — списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 — списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 — списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 — списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта;
    продолжение
--PAGE_BREAK--Д-т сч. 10 К-т сч. 91 — отражены возвратные материалы по стоимости возможной продажи.
Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями и филиалами производится с применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». При этом передается стоимость объекта основных средств, сумма накопленной амортизации и добавочного капитала, образованного в результате переоценки.
Ликвидация объектов основных средств производится при участии постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая назначается приказом руководителя организации и выполняет следующие функции:
— рассмотрение результатов инвентаризации имущества и обязательств организации и представление предложений по распределению ее итогов руководителю организации;
— участие в ликвидации объекта основных средств (осмотр объекта и установление его непригодности; установление причин его списания);
— выявление лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта;
— определение возвратных материалов и их оценка;
— контроль за изъятием из списанного объекта цветных и драгоценных металлов;
— подписание акта на списание основных средств формы N ОС-4 «Акт на списание основных средств» или N ОС-4а «Акт на списание автотранспортных средств»).
При ликвидации объекта возвратные материалы приходуются по цене их возможного использования или реализации, а утиль — как вторичное сырье.
2.3 Анализ состояния, движения и эффективности использования основных средств ОАО «Хабаровскмебель»
Анализ обычно начинается с изучения наличия основных средств, их динамики и структуры по полной первоначальной стоимости (Таблица 2.1)
Таблица 2.1 — Структура и динамика основных средств ОАО «Хабаровскмебель»
Группа основных средств
2003
2004
2005
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Темп пр, %
Тыс. руб.
%
Темп пр, %
Здания и сооружения
7 815
15,4
9 890
16,4
126,5
9 890
14,4

Сооружения и передаточные устройства
2457
4,8
2 507
4,1
102
6757
9,8
2,7
Машинный и оборудование
34 583
68,3
42 158
70
122
46 130
67,2
109,4
Транспортные средства
1447
2,8
1 428
2,3
98,6
1 460
2,12
102,2
Другие виды основных средств
4297
8,5
4 297
7,2

4427
6,4
103
Всего основных средств производственного назначения
50 959
100
60 280
100
119,1
68 664
100
114

В 2004 г. стоимость основных средств по полной первоначальной стоимости возросла по сравнению с 2003 г. на 9 681 тыс. руб. или на 19,1 %. Рост произошел по всем группам основных средств за исключением транспортных средств (- 1,4 % или — 19 тыс. руб.). В наибольшей степени ( + 26,5 % или + 2075 тыс. руб. ) увеличилась стоимость зданий и сооружений. В 2005 г. стоимость основных средств по полной первоначальной стоимости возросла на 14 % или на 8 384 тыс. руб.
В 2,7 раза в 2005 г. возросла стоимость зданий и передаточный устройств, увеличение стоимости произошло и по другим статьям, неизменной лишь осталась стоимость зданий.
В структуре основных средств на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес (в среднем 68,5 %) занимают машины и оборудование. Сюда относится, прежде всего, производственное оборудование цехов.
Проанализируем структуру основных средств, выделив в их общей сумме стоимость активной части основных средств, т.е. тех фондов, которые непосредственно участвуют в производстве продукции – машин и оборудования.
Увеличение доли активной части основных фондов является положительным моментом в деятельности предприятия.
Сведения для анализа представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 – Структура основных средств ОАО «Хабаровскмебель»
Показатель
2003
2004
2005
Тыс. руб.
Тыс. руб.
Темп пр, %
Тыс. руб.
Темп пр, %
Общая стоимость ОС
50 599
60 280
119,1
68 664
114
Активная часть ОС
34 583
42 158
122
46 130
109,4
Удельный вес активной части ОС
68,3
70
102,4
67,1
95,8
Как видно из таблицы, удельный вес активных основных фондов в общей их структуре достаточно высок, в 2004 г. данный показатель увеличился на 1,7 %, в 2005 г. несколько сократился – ( — 2,9 %).
Необходимо также проанализировать коэффициенты, характеризующие движение и состояние основных фондов предприятия (таблица 2.3–2.6).
Таблица 2.3 — Данные для расчета коэффициентов движения ОФ
Показатель
2003
2004
2005
Стоимость ОФ на начало периода
45 212
50 959
60 280
Стоимость введенных в эксплуатацию ОФ
15 345
9511
9 134
Стоимость выбывших ОФ
9 959
191
750
Стоимость ОФ на конец периода
50 959
60 280
68 664
К обновления = Стоимость вновь поступивших ОС / Стоимость ОС на конец года (2.1)
Коб2003 = 15 345 / 50 959 = 0,3
Ка2004 = 9 511/ 60 280 = 0,15
Ка2005 = 9 134 / 68 664 = 0,133
Срок обновления = Количество дней в году / К обновления (2.2)
Срок обновления2003 = 365 / 0,3 = 1 217 дней
Срок обновления2004 = 365 / 0,15 = 2 433 дня
Срок обновления2005 = 365 / 0,133 = 2 744 дня
К выбытия = Стоимость выбывших ОС / Стоимость ОС на начало года (2.3)
Квыб2003 = 9 959 / 45 212 = 0,22
Квыб2004 = 191 / 50 959 = 0,004
Квыб2005 = 750 / 60 280 = 0,012
Срок выбытия = Количество дней в году / К выбытия (24)
Срок выбытия2003 = 365 / 0,22 = 1 659 дней
 Срок выбытия2004= 365 / 0,004 = 91 250 дней
Срок выбытия2005= 365 / 0,012 = 30 417 дней
Таблица 2.4 — Показатели движения ОФ
Показатель
2003
2004
2005
Значение
Отклонение
Значение
Отклонение
К обновления
0,3
0,15
-0,15
0,133
-0,017
Срок обновления, дней
1 217
2 433
+1216
2 744
+311
К выбытия
0,22
0,004
-0,216
0,012
+0,008
Срок выбытия, дней
1 659
91 250
+89591
30 417
-60 833
Таким образом, несмотря на то, что коэффициенты обновления постепенно снижаются, а срок обновление (т.е. срок за который все основные фонды будут полностью обновлены) растет, они в несколько раз превышают коэффициенты выбытия ОФ. Это свидетельствуют о том, что на предприятии происходит постепенная модернизация ОФ.
Чем прогрессивнее внедряемые инновации и выше коэффициентhttp://hghltd.yandex.com/yandbtm?url=http%3A//sre.mnogosmenka.ru/sre0331/sre0332.htm&text=%EA%EE%FD%F4%F4%E8%F6%E8%E5%ED%F2+%EE%E1%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%FF&reqtext=%28%EA%EE%FD%F4%F4%E8%F6%E8%E5%ED%F2%3A%3A43469+%26+%EE%E1%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%FF%3A%3A10905%29//6&dsn=417&d=1826037 — YANDEX_3 обновления, тем при прочих равных условиях выше технико-экономический уровень и эффективность основных фондов, тем выше конкурентоспособность производственного потенциала предприятия (отрасли), тем полнее используются внутрипроизводственные резервы.
Основными причинами выбытия основных фондов могут быть полный физический и моральный износ, невозможность восстановительного ремонта, нецелесообразность модернизации, абсолютная непригодность к использованию в связи с авариями, изменением технологии, профиля производства, продажей (или передачей) другому партнеру. Выбытие основных фондов может привести к уменьшению производственного потенциала предприятия. Чтобы не допустить падения производственной мощности, должны быть задействованы факторы, способствующие росту производства: внедрение инноваций, повышение сменности и интенсификация производственных процессов, приобретение новых, более совершенных основных фондов (машин, оборудования и др.).

Таблица 2.5 — Данные для расчета коэффициентов состояния ОФ
Показатель
2003
2004
2005
Стоимость ОФ по полной первоначальной стоимости
50 599
60 280
68 664
Сумма начисленного износа
16 781
22 204
27 218
Остаточная стоимость ОФ
33 818
38 076
41 446
К годности = Остаточная стоимость ОФ / Полная первоначальная стоимость ОС (2.5)
Кгод2003 = 33 818 / 50 599 = 0,67
Кгод2004 = 38 076 / 60 280 = 0,63
Кгод2005 = 41 446 / 68 664 = 0,6
К износа = Сумма накопленного износа / Полная первоначальная стоимость ОФ (2.6)
Кизн2003 = 16 781 / 50 599 = 0,33
Кизн2004 = 22 204 /60 280 = 0,37
Кизн2005 = 27 218 / 68 664 = 0,4
К износа = 1 – К годности.
Таблица 2.6 — Показатели состояния ОФ
Показатель
2003
2004
2005
Значение
Отклонение
Значение
Отклонение
К годности
0,67
0,63
-0,04
0,6
-0,03
К износа
0,33
0,37
+0,04
0,4
+0,03
Состояние ОФ за период 2003–2005 гг. несколько ухудшилось – возросла доля износа, и соответственно сократился удельный вес остаточной стоимости ОФ.
При анализе основных фондов организации необходимо особое внимание уделить показателям эффективности их использования – фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности.
Фондоотдача определяется как соотношение объема реализованной продукции к стоимости основных фондов, фондоемкость – показатель обратный показателю фондоотдачи, фондовооруженность показывает, сколько рублей основных средств приходится на одного работника предприятия. Данные для расчета этих показателей представлены в табл. 2.7
Необходимо рассчитать среднегодовую стоимость ОФ
Среднегодовая стоимость ОФ = (Стоимость ОФ начало года + Стоимость ОФ конец года ) / 2 (2.7)
Среднегодовая стоимость ОФ2003 = (45 212 + 50 959) / 2 = 48 086 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость ОФ2004 = (50 959 + 60 280) / 2 = 55 620 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость ОФ2005 = (60 280 + 68 664) / 2 = 64 472 тыс. руб.
Таблица 2.7 – Данные для расчета эффективности использования ОФ
Показатель
2002
2003
2004
Выручка от продаж
446 011
495 667
534 150
Среднегодовая стоимость ОФ
48 068
55 620
64 472
Стоимость активной части ОФ
34 583
42 158
46 130
Среднесписочная численность персонала
661
626
570
Фондоотдача2003 = 446 011 / 48 068 = 9,3
Фондоотдача2004 = 495 667 / 55 620 = 8,9
Фондоотдача2005 = 534 150 / 64 472 = 8,3
Фондоемкость2003 = 48 068 / 446 011 = 0,1
Фондоемкость2004 = 55 620 / 495 667 = 0,11
Фондоемкость2005 = 64 472 / 534 150 = 0,12
Фондоотдача активной части ОФ2003 = 446 011 / 34 583 = 12,9
Фондоотдача активной части ОФ2004 = 495 667 / 42 158 = 11,75
Фондоотдача активной части ОФ2005 = 534 150 / 46 130 = 11,58
Фондовооруженность2003 = 48 068 / 661 = 72,72
Фондовооруженность2004 = 55 620 / 626 = 88,85
Фондовооруженность2005 = 64 472 / 570 = 113,1
Таблица 2.7 — Показатели эффективности использования ОФ
Показатель
2003
2004
2005
Значение
Отклонение
Значение
Отклонение
Фондоотдача
9,3
8,9
-0,4
8,3
-0,6
Фондоемкость
0,1
0,11
+0,01
0,12
+0,01
Фондоотдача активной части ОФ
12,9
11,75
-1,15
11,58
-0,17
Фондовооруженность труда
72,72
88,85
+16,13
113,1
+24,25
Практически все рассчитанные показатели свидетельствуют о снижении эффективности использования основных фондов. Фондоотдача как всех основных средств, так и активной их части снижается, а фондоемкость, наоборот, увеличивается.
И только фондовооруженность труда растет, но, это происходит преимущественно за счет сокращения численности персонала предприятия.
Проанализируем, как изменения в структуре ОФ и фондоотдачи активной части ОФ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. повлияло на изменение в 2005 г. выручки от продаж.
Выручка от продаж = Стоимость ОПФ * d активной части ОФ * Фондоотдача активной части ОФ (2.8)
∆ Выручки от продаж (за счет изменения стоимости ОПФ) = 8384 * 0,7 * 11,75 = 68 958,4 тыс. руб.
 ∆ Выручки от продаж (за счет изменения доли активной части ОПФ) = 64 472 * (- 0,029) * 11,75 = — 21 969 тыс. руб.
∆ Выручки от продаж (за счет изменения фондоотдачи активной части ОПФ) = 64 472 * 0,671* (-0,17) = — 7 354,3 тыс. руб.
∆ Выручки от продаж = 68 958,4 – 21 969 – 7 354,3 = 39 635,1 тыс. руб.
Таким образом, рост выручки от продаж в 2005 г. на 39 635,1 тыс. руб. по сравнению с 2004 г. обусловлен, прежде всего, экстенсивными факторами – вовлечением в процесс производства дополнительного количества основных фондов.
2.4 Аудит основных средств ОАО «Хабаровскмебель»
Для проверки операций с основными средствами выполнены следующие аудиторские процедуры:
— проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам; проверка документального оформления и учета основных средств;
— проверка правомерности включения в состав амортизируемого имущества стоимости основных средств;
— сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными бухгалтерского учета Общества.
По состоянию на 01.01.2006 года первоначальная стоимость основных средств, отраженная на балансовом счете 01 «Основные средства», составляет 44 446 164,15 руб.; амортизация, учтенная на балансовом счете 02 «Износ основных средств» — 27 218 531,94 руб… Итого остаточная стоимость основных средств на 01.01.2006 г. .- 17 227 633 руб., что соответствует данным бухгалтерской отчетности Форме № 1 «Бухгалтерский баланс» на 31.12.2003 г. по строке 120 «Основные средства» в сумме 13 603 тыс. руб.
В процессе проверки основных средств установлено следующее:
1. Бухгалтерский учет основных средств, приобретенных до 01.01.2003г., Обществом осуществляется с использованием учетных документов унифицированных форм: акты о приеме — передаче основных средств (форма № ОС — 1), акты о списании объекта основных средств (форма № ОС — 4). На основные средства, приобретенные в 2003г. Обществом частично распечатаны акты приема- передачи основных средств, однако данные формы первичных документов отменены Постановлением № 71 от 21.01.2003 г. Комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», также в них отражены не все необходимые данные, отсутствуют подписи. Например, акт (накладная) приемки — передачи основных средств (форма № ОС-1 ) № 1 от 31.03.2003г. признан утратившим силу, также отсутствуют подписи лиц, принимавших объект основных средств.
2. Зарегистрировано на праве собственности следующее недвижимое имущество, числящееся на балансе Общества на 01.01.2003 года:
1. Здание административно — бытового комплекса. (Свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.1997 года, регистрационный № 16-2-1).
2. Здание — компрессорная градирня (Свидетельство о государственной регистрации права от 16.04.1997 года, регистрационный № 18-2-1).
3. На 01.01.2004 года на балансе Общества числится недвижимое имущество, на которое обществом не представлены документы о регистрации прав собственности:
— сборочный узел стоимостью 1 239 909,0 руб.;
— склад готовой продукции стоимостью 1 147 444,0 руб.;
— внешнее электроснабжение первоначальной стоимостью 447 764 руб.;
— линия электропередач первоначальной стоимостью 247 382,0 руб.;
    продолжение
--PAGE_BREAK-- — ливневая и дренажная канализация первоначальной стоимостью 75 606,0 руб.;
— наружные сети канализации первоначальной стоимостью 246 082 руб.;
— наружные тепловые сети первоначальной стоимостью 300 056,0 руб.;
— подъезды и площадки первоначальной стоимостью 1 527 023,0 руб. и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу относятся все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.
К сооружениям относятся инженерно — строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.
К сооружениям относятся законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
И коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты, входят в состав зданий.
Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.
Следовательно, коммуникации, не входящие в состав зданий, являются отдельными сооружениями, подлежащими государственной регистрации.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, и Закона N 122-ФЗ при решении вопроса о принятии объекта к бухгалтерскому учету недвижимое имущество до момента государственной регистрации или до момента подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав должно отражаться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Для целей налогового учета, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
4. Обществом периферийные устройства к компьютеру (сканер, монитор) отражаются как отдельные объекты основных средств:
— по актам о вводе в эксплуатацию № 106,107 от 18.02.2004г. принтеры «HP LaserJet 1200» (4 шт.) первоначальной стоимостью по 10 020,83 руб.;
— по акту № 33 от 15.07.20034. монитор 15 «Digital Vision» первоначальной стоимостью 5 423,6 руб.;
— по акту № 29 от 28.07.2003г. монитор «Digital Vision 17» первоначальной стоимостью 7 412,71 руб. и т.д. Ошибка является типичной.
По данным объектам основных средств не начисляется амортизация в бухгалтерском и налоговом учете, стоимость основных средств включается в себестоимость продукции при вводе в эксплуатацию.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
5. Обществом тягач «ГТ — СМ», государственная регистрация которого произведена 22.04.2004 г., отражен в составе основных средств на балансовом счете 01 «Основные средства» в ноябре 2004 г. В декабре 2004г. по данному объекту основных средств начислена амортизация в сумме 10 135,14 руб., включенная в себестоимость продукции (работ, услуг).
В соответствии Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету должно осуществляться на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки — передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.
6. Обществом в 2003г. списаны основные средства «МАЗ 5549», автобус «ПАЗ 3205», автобус «ЛАЗ 699Р». Данные о проведении переоценки данных основных средств отсутствуют.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки должна переноситься с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
7. Обществом стоимость активов, приобретаемых для перепродажи, отражается на балансовом счете 01 «Основные средства». Например, в октябре 2003г. приобретена и реализована «Амфибия глиссирующая» стоимостью 520 223,67 руб., отраженная на счете 01 «Основные средства» и т.д. Ошибка является типичной.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
8. Обществом в течение 2004 года осуществляется ремонт основных средств, но документы унифицированных форм не заполняются. Согласно Постановлению Государственного Комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции., модернизации должен применяться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), который должен подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).
9. В процессе аудита в выборочном порядке проверено начисление амортизации основных средств.
По основным средствам, приобретенным в 2004 г., амортизация Обществом начисляется по нормам амортизации, исчисленным исходя из установленного срока эксплуатации.
9.1 Обществом в течение 2003г. ошибочно не начисляется амортизация по некоторым объектам основных средств. Например, в июле 2004 г. отражены Обществом в составе основных средств следующие объекты:
— ноутбук «Expert 850 Р4» первоначальной стоимостью 71 916,0 руб.;
— принтер «Epson Stylus Photo 2100» первоначальной стоимостью 34 661,25 руб.;
— фотопринтер сублимационный «Sony» первоначальной стоимостью 15 734,0 руб.
По состоянию на 01.01.2005г. по указанным объектам основных средств Обществом не начислена амортизация. В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств должно начинаться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производиться до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
9.2 В процессе аудита сопоставлены нормы амортизации, установленные при принятии основных средств к бухгалтерскому учету, с применяемыми Обществом нормами амортизации.
Обществом ошибочно производится начисление амортизации здания административно — бытового комплекса (инвентарный № 22).
10. Инвентаризация основных средств в 2004 году Обществом не проводилась. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 года № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ и др.) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
По результатам аудита основных фондов ООО «ЖБИ -5» рекомендуется:
— отражение операций с основными средствами осуществлять на основании первичных документов унифицированных форм, утвержденных Постановлением № 71 от 21.01.2003г. Комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Первичные документы должны быть распечатаны и подписаны членами комиссии по приему- передаче, лицом, оформившим документ, и утверждены руководителем Общества;
— произвести государственную регистрацию прав на незарегистрированное имущество;
— учитывая, что монитор (сканер) без компьютера работать не может, рекомендуется Обществу его стоимость включать в стоимость компьютера и учитывать все вместе, как единый инвентарный объект;
— в связи с тем, что государственная регистрация объекта основных средств произведена в апреле 2004г., отражение в составе основных средств тягача «ГТ — СМ», должно быть произведено в апреле 2004 г.
Несвоевременное отражение в составе основных средств тягача «ГТ — СМ» привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество и налогу на прибыль в сумме начисленной амортизации.
— рекомендуется Обществу восстановить аналитические данные к счету 83 «Добавочный капитал», в случае проведения ранее переоценки списанных основных средств произвести корректировочные записи по счету 83 «Добавочный капитал»;
— стоимость активов, приобретаемых для перепродажи, отражать на балансовом счете 41 «Товары»;
— отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций осуществлять на основании первичных документов унифицированных форм.
— произвести корректировочные записи в бухгалтерском и налоговом учете и сдать уточненные расчеты по налогу на имущество и налогу на прибыль.
— произвести корректировочные записи в бухгалтерском и налоговом учете и сдать уточненные расчеты по налогу на имущество и налогу на прибыль.
— провести инвентаризацию основных средств.
2.5 Совершенствование автоматизации бухгалтерского учета основных средств в ОАО «Хабаровск – Мебель» В настоящее время все большую актуальность приобретает автоматизация бухгалтерского учета на отдельных участках учета, в том числе и учет основных средств.
Спектр предлагаемых программ довольно велик, и каждый производитель будет убеждать вас в преимуществах именно своей программы. Критерии
выбора программного обеспечения можно отобразить в виде представленной схемы на рисунке 3.1.

 

Исходя из этих критериев, попробуем сравнить некоторые программные продукты, а точнее наиболее ярких представителей разных видов.
 В последнее время довольно широкое распространение получила упрощённая форма учёта, основанная на использовании журнала регистрации хозяйственных операций в качестве основного учётного регистра. Относительная простота этой формы позволила реализовать некоторые из принципов, лежащих в её основе, в бухгалтерских программах, которые можно назвать универсальными. Отличительной особенностью таких программных продуктов является наличие журнала (книги) хозяйственных операций. Работа с такими программными продуктами организована по следующей простой схеме: в журнал вносятся хозяйственные операции (проводки) и документы, на основании которых после обработки формируются журналы-ордера, ведомости и другие регистры синтетического и аналитического учёта, бухгалтерская, налоговая и статистическая отчётность [34, c.128].
Универсальные бухгалтерские программы состоят из одного, двух (реже более) модулей. Входящие в них функции позволяют автоматизировать любой раздел бухгалтерского учёта, но не подразделяются по участкам бухгалтерского учёта. На освоение программы и процесс автоматизации учёта с её помощью бухгалтер тратит незначительное время: необходимо уяснить принципы, на которых основана программа, и научиться пользоваться универсальным набором средств, используемых для отражения хозяйственных операций по всем участкам бухгалтерского учёта. Типичным представителем универсальных программ является «1С: Бухгалтерия».
Однако, несмотря на то, что принципы упрощённой формы учёта в той или иной степени реализованы в универсальных бухгалтерских программах, этого нельзя сказать о второй группе программных продуктов, которые не основаны на принципах ни мемориально-ордерной, ни журнально-ордерной, ни упрощённой формы учёта. Эти программные продукты можно определить как функциональные бухгалтерские программы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.