Оглавление
Приложения…………………………………………………………………....………..32
Введение
Деятельность любого предприятия предполагает возникновение определенных затрат. Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя расходы сырья, основных и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий; расходы на топливо и энергию; расходы по основной и дополнительной заработной плате, в том числе отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления; прочие денежные расходы; внепроизводственные расходы.
Уровень затрат характеризует степень эффективности использования производственных ресурсов, всего производственного процесса в целом. Сама экономическая эффективность деятельности предприятия является как бы сопоставлением произведенных затрат в процессе производства и определенных результатов от хозяйственной и управленческой деятельности предприятия. Повышением эффективности производства будет являться увеличение производимого продукта при уменьшении издержек производства. Именно рост эффективности, стремление при минимальных затратах получить наибольшие результаты является составляющей экономического прогресса, который, в свою очередь, лежит в основе общественного прогресса. Потребность в повышении эффективности ведет к развитию и прогрессированию общества.
Экономическая эффективность относится к важнейшим социально-экономическим категориям. Для нее характерны изменения и прогрессивность, свойства историчности. На различных этапах развития общество задавалось вопросами о том, какова цена конечного производственного результата, сколько составляют затраты и какова цена израсходованных ресурсов. Отсюда можно сделать вывод, что исходная модель количественной оценки эффективности состоит из сопоставления полученных результатов с израсходованными ресурсами и понесенными затратами. Итоговой целью является максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата. Достижение данной цели, методы и пути повышения экономической эффективности лежат в основе экономической науки.
В рыночных условиях устойчивость положения любого предприятия в жесткой среде конкуренции зависит от его финансовой стабильности, которая достигается путем повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов в целях снижения затрат.
Разработать необходимую стратегию и тактику по развитию организации, нахождению имеющихся ресурсов повышения производства продукции помогает экономический анализ.
Экономисты и бухгалтеры, менеджеры и аудиторы должны грамотно пользоваться информацией при проведении анализа, эффективно использовать инструменты анализа на практике, давать точную оценку финансового положения и платежеспособности организации.
Затраты представляют собой использованные ресурсы и израсходованные денежные средства на товары и услуги, которые имеют отношение к производству конечного продукта.
Для наиболее точного учета затрат необходимо выбрать оптимально обоснованный вариант группировки расходов по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам производится по однородности их экономического содержания.
При успешном использовании системы управления затратами можно определять наиболее выгодные возможности вложения средств, уменьшать непроизводительные затраты, выявлять имеющиеся ресурсы снижения затрат, оказывать влияние на рыночные цены.
Лидером в современных условиях завоевания рынка является предприятие, которое берет за основной ориентир эффективное управление затратами с целью улучшения качества продукции, повышения конкурентоспособности, обеспечения стабильного финансового положения и получения высокой прибыли.
В современных условиях хозяйствования анализ затрат и их снижение являются важнейшей целью и фактором развития коммерческой организации. Задачами анализа и управления затратами являются:
расчет динамики и выполнения плана по важнейшим показателям затрат;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей, сумм и причин отклонений фактических затрат от плановых;
анализ дальнейшего снижения затрат.
Выявление внутрихозяйственных резервов способствует возможности снижения затрат, их более эффективному использованию. Все это предрасполагает к повышению эффективности хозяйствования, достижению более высоких темпов прироста прибыли и рентабельности производства.
1. Экономическая сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли в современной системе управленческого учета 1.1. Классификация затрат для целей управленческого учета
Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий. Управление затратами — неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Понятия «затраты» и «расходы» применяются в терминологии многих наук (финансовый менеджмент, экономический анализ, финансы, теория бухгалтерского учета и аудита и др.) и законодательстве Российской Федерации, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Строго говоря, значительных различий между этими понятиями нет, и нередко одно понятие определяется через другое. Однако для целей бухгалтерского учета в российском законодательстве дается определение расходов предприятия.
В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Затраты представляют собой любые расходы предприятия за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Таким образом, затраты — это любые платежи предприятия за использование тех или иных экономических ресурсов, а формирование расходов связано с определением момента реализации. Согласно ПБУ 10/99 все расходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы, в состав последних входят операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Затраты не однородны по своему составу, времени и месту осуществления, по целевому назначению. Основная часть затрат связана с производством и реализацией продукции, однако предприятие также осуществляет расходы на воспроизводство производственной базы, на социально-культурные мероприятия и др. Для правильного отражения различных затрат в бухгалтерском учете, для эффективного управления затратами необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат. Эффективное управление позволит определить состав и структуру затрат и степень влияния тех или иных затрат на прибыль предприятия, улучшить планирование затрат, выявить непроизводительные расходы и возможные пути снижения затрат. Управление затратами является одним из главных направлений управленческого учета.
Большая часть классификаций затрат связана с группировкой затрат на производство и реализацию продукции, однако предприятие также несет инвестиционные затраты, затраты на социально-культурные нужды и др.
По экономическому содержанию и целевому назначению принято выделять три группы затрат:
затраты, связанные с извлечением прибыли;
затраты, не связанные с извлечением прибыли;
принудительные затраты.
К первой группе относятся затраты на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, затраты на производство работ, оказание услуг, инвестиционные затраты. Ко второй группе — затраты на благотворительные и гуманитарные цели, а также затраты на социальные выплаты работникам. Третью группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые в бюджеты различных уровней, платежи во внебюджетные фонды, затраты на создание обязательных резервов, штрафные санкции.
В зависимости от отношения к производственному процессу затраты на производство и реализацию делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные расходы), общехозяйственные (расходы на управление предприятием) и внепроизводственные, или коммерческие (расходы на реализацию продукции).
В российской практике бухгалтерского учета приняты две основные классификации затрат: группировка затрат для целей налогового учета и группировка затрат в учетных целях. Группировка затрат для целей налогового учета представляет собой деление на принимаемые для целей налогообложения и не принимаемые для целей налогообложения. Классификация затрат в учетных целях (по учетному признаку) представляет собой группировку затрат по двум признакам: по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Указанные виды группировки затрат являются объектом финансового учета.
В классификации по экономическим элементам выделяют пять основных групп:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
Указанная группировка затрат позволяет определить величину затрат определенного вида в целом по предприятию за определенный период независимо от места их осуществления и вида продукции, на который они были использованы. Для исчисления себестоимости конкретных видов продукции и расчета затрат отдельных структурных подразделений применяется группировка затрат по статьям калькуляции. Статья калькуляции — это определенный вид затрат, образующих себестоимость.
По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав калькуляционных статей зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Предприятия вправе самостоятельно устанавливать перечень статей калькуляции (статей затрат).
В управленческом учете приняты различные группировки затрат, которые используются в зависимости от целей управления, направлений учета и контроля затрат.
Независимо от экономического содержания затрат и их целевого назначения принимаемое управленческое решение оказывает или не оказывает влияние на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты группируются на релевантные (затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние) и нерелевантные (затраты, которые не зависят от принимаемого решения).
В соответствии с организационной структурой предприятия затраты группируются по местам возникновения затрат и учитываются в разрезе отдельных структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов). Данная классификация позволяет анализировать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, контролировать осуществление затрат этими подразделениями.
В зависимости от изменения объема производства (продаж) затраты делятся на условно-переменные, условно-постоянные и смешанные.
Условно-переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства. Но исчисленные на единицу продукции условно-переменные затраты неизменны при любых изменениях объема производства.
Условно-постоянные затраты не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства возрастают.
Как правило, в составе смешанных затрат выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным затратам соответственно.
По связи с технологическим процессом затраты подразделяются на основные и накладные. Эту классификацию нередко смешивают с группировкой затрат по способу отнесения на себестоимость. Основные затраты — затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции. К данным затратам относятся сырье и материалы, заработная плата основных производственных работников и общепроизводственного персонала, расходы по содержанию и ремонту основных средств производственного назначения. Накладные затраты — затраты, связанные с управлением предприятием и его обслуживанием в целом и реализацией продукции. В состав накладных затрат входят общехозяйственные и коммерческие расходы. Механизм распределения накладных расходов аналогичен механизму отнесения на себестоимость косвенных затрат (пропорционально выбранным коэффициентам распределения).
По степени однородности затраты классифицируют на одноэлементные и комплексные. Эта группировка тесно связана с классификацией затрат по экономическим элементам.
Одноэлементные затраты состоят из одного элемента затрат: например, амортизация основных средств производственного назначения, заработная плата основных производственных работников. Эти затраты не раскладываются на компоненты независимо от их целевого назначения, места и времени возникновения.
Комплексные затраты представляют собой многоэлементные затраты: например, содержание и ремонт основных средств (в состав этих затрат входят заработная плата работников, занятых содержанием и ремонтом основных средств, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта, и пр.).
По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы — это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги экономически обоснованным способом. Как правило, эти затраты могут быть отнесены на объект калькулирования в момент их осуществления. К указанным затратам можно отнести затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих.
Косвенные расходы — это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции, работы, услуги и обычно относятся к нескольким объектам затрат. К косвенным относятся, в частности, затраты на управление и обслуживание подразделений (если внутри подразделений производятся несколько видов продукции), на управление и обслуживание предприятия. Как правило, общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения (параметры распределения, драйверы). Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей и размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и ряда других факторов. Если предприятие производит монопродукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми.
Безусловно, чем больше доля прямых затрат в структуре всех расходов предприятия, тем точнее величина себестоимости конкретных видов продукции. Однако в современных условиях с развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации предприятий доля прямых затрат неизменно снижается. Поэтому приоритет в учете и управлении затратами приобретают такие вопросы, как правильное отнесение затрат на себестоимость, выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения и расчет полной себестоимости отдельных видов продукции.
В российской практике разделение затрат на прямые и косвенные очень распространено (метод калькулирования Absorption costing). Применение данной классификации позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, исчислить рентабельность отдельных видов продукции. Кроме того, показатель сформированной полной себестоимости применяется в ряде случаев в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу «полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)» (так называемый затратный метод формирования цены).
1.2. Взаимосвязь затрат и прибыли в производственной деятельности предприятий
Производственная деятельность предприятия состоит из хозяйственных процессов. Основными из производственных процессов являются снабжение, производство и реализация. Процессы включают в себя различного рода хозяйственные операции. Они по своему составу намного шире, чем основное содержание деятельности предприятия.
В управленческом учете в соответствии с объективными требованиями управления производственные процессы группируют по видам деятельности: снабженческо-заготовителъная, производственная, финансово-сбытовая, организационная и инвестиционная.
Понятие «производство» в микроэкономике представляет собой целенаправленную деятельность, результатом которой является превращение отдельных компонентов в полезный продукт или изменение свойств, формы продукта. Производственная система предприятия состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, под которыми обычно понимают различные ресурсы, необходимые для производства, и результат производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы выступает в процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта есть определенная технология, в соответствии с которой завершается трансформация затрат в продукцию.
Каждый элемент рассматриваемой производственной системы выступает в производстве как самостоятельная система, состоящая из более простых компонентов. Системы различаются своими целями, имеют конкретные характеристики и факторы, подчиняются объективным законам экономики.
В качестве отдельных систем действуют экономические ресурсы: материальные – сырьевые материалы и капитал; людские – труд и предпринимательская способность. По видам и функциональной роли, выполняемой в производственной системе, ресурсы подразделяют на материалы, средства производства, рабочую силу.
Процессы снабженческо-заготовительной деятельности являются первой стадией производства. От состояния этих процессов зависит производственная, финансовая, сбытовая и организационная деятельность предприятия.
Материальные ресурсы характеризуются ограниченностью и вступают в противоречие с безграничными потребностями. Это фундаментальное положение образует основу экономики и вызывает потребность в управлении и соответственно в управленческом учете.
Непосредственно производственная деятельность выражает главную цель предприятия – выпуск продукта, который будет реализован, и получена прибыль. Производственные процессы – вторая стадия производства. Характерной особенностью этой стадии как центральной в производственной системе является формирование затрат на производство продуктов.
Состояние производства характеризуется его эффективностью, психологическими параметрами, степенью использования достижений научно-технического прогресса, местом и ролью работника в производственных процессах. Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности требуют постоянного сопоставления расходов и полученных результатов. Эта проблема усиливается под воздействием инфляции, когда данные о производственных затратах необходимо повседневно сверять с данными будущих затрат, которые зависят в большой степени от влияния внешней среды. Кроме того, администрация в целях управления затратами и доходами наблюдает за эффективностью работы каждого подразделения, за полученными результатами от производства каждого вида продукта.
В целом механизм хозяйствования предприятия определяется степенью управляемости затратами. На рис. 1.2 приведены основные элементы системы управления затратами на производство.
Регулирование
Прогнозирование
/>/>/>/>
Планирование
/>/>/>/>
Нормирование
/>/>/>
/>/>
/>
Учет затрат на производство
/>/>/>
/>
/>
Рис. 1.1. Элементы системы управления себестоимостью и их взаимосвязь
Требования управления определяют отдельное изучение методики учета издержек производственной деятельности и необходимость разработки для предприятий системы контроля за себестоимостью продукции производственных подразделений на основе расширения аналитичности применяемых в учете группировок затрат.
К издержкам производственной сферы деятельности относятся издержки, обусловленные технологией производства, зависящие от объема выпуска продукции и составляющие вещественную основу выпущенного продукта. Учет издержек производства является определяющим в общей системе бухгалтерского учета. Управленческий учет не ограничивается только учетом затрат на производство в стоимостных показателях, регламентированных в нормативных документах. Его содержание гораздо шире и состоит из:
отражения производственных процессов в количественном измерении в целях управления ими и определения прибыли;
выбора в качестве объектов учета хозяйственных процессов и связанных с ними затрат;
ограничения субъекта учета рамками предприятия;
системного использования элементов метода (планирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;
классификации затрат в соответствии с целями их управления для определения себестоимости продукции и полученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процесса контроля и регулирования;
формирования внутренней отчетности по уровням управления производственными процессами с использованием при этом принципов управления, принятых на предприятии, с учетом преобразования показателей внутренней отчетности в показатели внешней отчетности.
Важным моментом обобщения информации о деятельности предприятия является наблюдение за непрерывностью прямой связи между производственной и финансово-сбытовой деятельностью. Это наблюдение ведется в управленческом учете с помощью группировки и выделения из общей системы издержек расходов по финансово-сбытовой деятельности.
Состав затрат, сопровождающих финансово-сбытовую деятельность, включает затраты, связанные со сбытом продукции; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; затраты по маркетинговым исследованиям; оплату маркетинговых услуг сторонних фирм; рекламные расходы; представительские и другие расходы по финансово-сбытовой деятельности.
Расходы по организационной деятельности так же неизбежны, как и производственные затраты. Обычно их относят к накладным и учитывают по общепринятой номенклатуре статей. Однако специфичность функций управления требует выделять их из состава накладных расходов и применять классификацию, позволяющую организовать систему контроля за данными издержками.
Из состава расходов по организационной деятельности целесообразно выделить расходы: по организационной деятельности, которая носит производственный характер, по организационной деятельности, которая носит общехозяйственный характер. Кроме того, следует дополнить классификацию группировкой затрат по функциям управления: административно-управленческие, по техническому управлению, управлению производством, материально-техническому обеспечению, маркетингу и сбыту продукции, обязательные налоги, сборы и отчисления, проценты за пользование банковскими ссудами, прочие расходы. Такая группировка может быть использована для изыскания резервов снижения затрат.
Конечным результатом деятельности предприятий является сумма полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
В системе взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» управленческий учет главное внимание уделяет управлению издержками, как наиболее сложному процессу. Оно означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
Проблема разработки и использования в практике учета новых подходов к эффективному управлению издержками предприятия широко обсуждается в отечественной и зарубежной экономической литературе. Однако такой подход в начале развития управленческого учета и развитой теории производственного учета ограничен по направлениям использования. Определение содержания учета затрат создаст реальные предпосылки моделирования его организации на предприятиях. Именно учет как информационный поток, обратный процессу управления, будет не только отражать действительность, но и готовить информацию для моделирования экономики предприятия в будущем.
Если рассматривать учет затрат на производство как процесс отражения использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности соответствующей модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия, то такая система учета будет соответствовать основным задачам управления себестоимостью. К основным задачам учета затрат на производство конкретного предприятия относят:
информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;
наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с их нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;
выявление и оценку экономических результатов производственной деятельности структурных подразделений;
систематизацию информации управленческого учета производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер, – окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы и т.п.
1.3. Особенности учета затрат в туристических организациях на примере ЗАО «Крокус»
«Крокус» является закрытым акционерным обществом (ЗАО). Фирма занимается туроператорской деятельностью, разрабатывает разнообразные туристские маршруты.
Туроператор — организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставлении услуг, подготавливает рекламно-информационное издание по своим турам, рассчитывает цены на туры, передаёт турагентам для их последующей реализации туристам.
А также фирма, как турагент занимается реализацией готовых туров других туроператорских фирм, предоставляя туристам самые разнообразные услуги (туры, экскурсии) во всем мире.
Турагент — организация-посредник, занимающиеся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт клиенту в виде комплектов (инклюзив — туры), добавляет к приобретенному туру услуг — проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Директор
/>/>/>
Старший менеджер
Главный бухгалтер
Проводники
/>/>/>/>
Менеджеры
Бухгалтер
Гиды
Кассир
/>
Водители
Инструкторы
/>
Рис. 1.2 Организационная структура туроператорской деятельности
Туроператор
Турагентство
/>
/>
Директор
/>/>
Старший менеджер
Главный бухгалтер
/>
Менеджеры
Бухгалтеры
/>/>
Кассир
Рис. 1.3 Организационная структура турагентской деятельности
Прежде чем перейти к специфике учета в туристской деятельности, обратим внимание на основополагающие нормы Закона о бухгалтерском учете согласно которому разделены текущие затраты организации и ее капитальные вложения. Их главное различие в том, что текущие затраты относятся к одному отчетному периоду, а капитальные вложения — к нескольким. В бухгалтерском учете они отражаются раздельно и в дальнейшем учитываются по правилам, установленным различными бухгалтерскими стандартами. Информация о текущих затратах формируется в учете в соответствии с положениями ПБУ 10/99, капитальные вложения, в зависимости от их вида, отражаются по правилам ПБУ 6/01 (в отношении объектов основных средств и доходных вложений в материальные ценности), ПБУ 19/02 (в отношении финансовых вложений).
К текущим расходам туроператоров, связанным с осуществлением основного вида деятельности, можно отнести:
заработную плату сотрудников турфирмы;
отчисления с заработной платы: ЕСН, взносы в пенсионный фонд и ФСС;
арендную плату за помещение;
коммунальные платежи: за теплоэнергию, водоснабжение, канализацию (если они не включены в арендную плату);
иные расходы на приобретение услуг сторонних организаций.
В этом списке главных затрат не перечислены такие затраты как: затраты на бронирование и оплату проживания, перевозки, питание, экскурсионное и медицинское обслуживание, страхование туристов. Объясняется это тем, что данные расходы не всегда признаются затратами туроператора, даже несмотря на то, что в отличие от турагента он занимается формированием туристского продукта. Например, оплачивая поименованные услуги как посредник, туроператор не может признать в составе расходов перечисление денежных средств гостиницам, транспортным компаниям, предприятиям питания, экскурсионным и иным организациям в силу требований п. 3 ПБУ 10/99. То же самое можно сказать о выручке: туроператор как посредник признает в составе доходов только вознаграждение за перепродажу комплекса туристских услуг. Денежные средства, поступившие от клиентов в пользу непосредственно оказывающих услуги организаций, отражаются в составе кредиторской задолженности согласно п. 3, 12 ПБУ 9/99 и не участвуют в формировании финансового результата текущей деятельности. Однако не исключен и иной вариант оформления отношений, предусмотренный в Рекомендациях, согласно которому расходы на услуги гостиниц, перевозчиков, экскурсионных бюро включаются в состав текущих затрат. Оба этих варианта имеют преимущества и недостатки.
Выделим наиболее характерные капитальные вложения:
приобретение внеоборотных активов — объектов основных средств;
инвестиционные и финансовые вложения: векселя, акции и доли других компаний.
Несмотря на различия, в итоге все капитальные вложения включаются в состав текущих расходов организации и формируют финансовый результат ее деятельности. Например, капитальные вложения по приобретению основных средств включаются в состав текущих расходов равномерно через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования имущества. Порядок учета финансовых вложений в составе текущих расходов иной: они формируют финансовый результат деятельности организации, как правило, в момент их погашения, выкупа или иного выбытия.
Таким образом, для того чтобы отразить не только текущие затраты, но и капитальные вложения, а в итоге достоверно сформировать финансовый результат, необходимо знать основные положения ПБУ 10/99 и специфику его применения в туристской деятельности. В этих целях целесообразно сопоставлять положения отраслевых Рекомендаций и действующих бухгалтерских стандартов, отдавая приоритет нормам более поздних документов.
2. Анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» в условиях ассортимента 2.1. Взаимозависимость переменных и постоянных затрат объема реализации и себестоимости единицы турпродукта на ЗАО «Крокус»
Основная цель изучения постоянных и переменных затрат — сбор, обобщение и анализ информации об издержках, необходимой для принятия правильных управленческих решений руководством туристской организации.
Переменные затраты — это затраты, которые зависят от деловой активности организации: затраты на приобретение услуг сторонних организаций (питание, гостиничное обслуживание, питание туристов и т.п.), комиссионное и агентское вознаграждение, а также характеризуют стоимость туристского продукта.
Затраты относятся к переменным, если их величина зависит от объема оказанных услуг и эта зависимость прямая, т.е. сумма этих затрат увеличивается или уменьшается во столько раз, во сколько увеличивается или уменьшается объем реализации туристских продуктов. В туристском бизнесе эти затраты зависят от числа туристов, изменения стоимости гостиничных услуг, питания и т.д. Переменные затраты учитываются на счете 20 «Основное производство» или списываются в конце отчетного периода со счета 25 «Общепроизводственные расходы» в дебет счета 20, где формируется себестоимость туристских продуктов.
Затраты, которые практически не зависят от деловой активности организации и остаются неизменными в течение определенного периода, — это постоянные затраты. К ним относятся затраты на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов. Они изменяются обратно пропорционально изменению объема реализации туристских продуктов, т.е. чем выше объем продаж, тем меньшая доля постоянных расходов приходится на единицу продукции и наоборот. Однако даже при изменении объемов продаж эти расходы остаются неизменными в течение определенного времени. Учет постоянных затрат осуществляется на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от принятой учетной политики они списываются в конце месяца в дебет счета 20 «Основное производство» или непосредственно на реализацию (дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»), если организация применяет способ «директ-костинг». На характер поведения постоянных затрат влияют фактор времени, производственная ситуация. Они характеризуют стоимость самой организации. Многие затраты возрастают с ростом объемов реализации туристских продуктов не постепенно, а скачкообразно, далее некоторое время не изменяются, а затем снова могут резко возрасти и вновь определенное время остаются на постоянном уровне.
В реальной ситуации не так просто с достаточной достоверностью провести грань между переменными и постоянными затратами. В этих случаях можно говорить об условно-постоянных и условно-переменных расходах. Практически любой вид затрат содержит элементы тех и других, например в оплате за пользование телефонной связью можно выделить постоянную часть этих расходов (абонентская плата) и переменную (оплата в зависимости от продолжительности разговора при междугородных звонках и при пользовании мобильной связью). В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства туристских продуктов и объемов реализации снизить трудно, поскольку и в эти периоды организация должна выплачивать заработную плату своим сотрудникам, осуществлять коммунальные и арендные платежи, начислять амортизацию. В этом случае переменные расходы снижаются пропорционально, а постоянные расходы не изменяются, что неизбежно может привести к росту себестоимости единицы туристского продукта и снижению прибыли. Следовательно, организации выгодно, чтобы в себестоимости доля постоянных затрат была как можно ниже, что возможно при достижении максимального объема реализации.
Рассмотрим взаимозависимость переменных и постоянных расходов на ЗАО «Крокус», объема реализации и себестоимости единицы туристского продукта.
В табл.2.1 приведены постоянные издержки за месяц и переменные издержки на одного туриста, в табл.2.2 — суммы затрат, изменяющиеся в зависимости от объема производства туристских продуктов.
Таблица 2.1
Постоянные издержки за месяц и переменные издержки на одного туриста на ЗАО «Крокус»
Постоянные издержки за месяц (руб)
Сумма (руб)
Переменные издержки на одного туриста
Сумма (руб)
Зарплата работников
36000
Приобретение пакета услуг
24000
Налоги на ФОТ
14400
Услуги банка
1200
Оплата услуг связи
5000
Налоги
1200
Аренда офиса
50000
Износ ОС, МБП
2500
Расходы на рекламу
4000
Командировки
4000
Хоз.Расходы
2000
Итого
117900
Итого
26400
Таблица 2.2
Суммы затрат, изменяющиеся в зависимости от объема производства туристских продуктов на ЗАО «Крокус»
Показатели
Количество туристов
1
10
20
30
40
50
60
Переменные издержки
26400
264000
528000
792000
1056000
1320000
1584000
Постоянные издержки
117900
117900
117900
117900
117900
117900
117900
Всего издержек
144300
381900
645900
909900
1173900
1437900
1701900
Выручка от реализации
30000
30000
600000
900000
1200000
1500000
1800000
Величина общих затрат при наличии постоянных и переменных расходов определяется по формуле:
З = C + VX,
где З — затраты, С — постоянные затраты,
V — переменные затраты, Х — количество туристов.
Постоянные расходы — величина, фиксированная для всех объемов, поэтому она не изменяется в зависимости от объема производства туристских продуктов. Однако на единицу продукции эти затраты уменьшаются пропорционально росту объема реализации: во сколько раз увеличивается объем реализации, во столько раз снижаются постоянные затраты на единицу туристского продукта. Переменные затраты растут пропорционально росту объема реализации, но в расчете на одного туриста они будут иметь постоянное значение:
Р = С / Х + VX / X, т.е. Р = С / Х + V,
где Р — себестоимость единицы туристского продукта.
Важно точно разграничить переменные и постоянные затраты, поскольку от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используются алгебраические и графические методы. В обоих случаях необходимо знать объем реализации и соответствующие этим объемам общие (переменные и постоянные) затраты в двух точках. Пусть известна общая сумма расходов для 10 и 30 туристов (в нашем примере 381 900 и 909 900 руб. соответственно). На графике (рис.2.1) изображены две точки, соответствующие этим объемам реализации туристских продуктов.
/>
/>/>
1200000
1000000
/>
800000
600000
400000
/>
200000
/>
1
Количество туристов
10 20 30 40 50
Рис. 2.1 Объем реализации продукции
При алгебраическом методе, имея информацию об объемах в натуральном выражении (X1 и Х2) и соответствующих им общих затратах (Т1 и Т2), можно рассчитать сумму переменных затрат на единицу туристского продукта:
V = (Т2 — Т1) / (Х2 — X1) = (909 900 — 381 900) / (30 — 10) = 26 400 руб.
Чтобы определить сумму постоянных затрат, подставим известные значения в формулу:
С1 = Т1 — VX = 381 900 — 26 400 х 10 = 117 900;
С2 = Т2 — VX2 = 909 900 — 26 400 х 30 = 117 900 руб.
По графику видно что определенная величина постоянных затрат, одинакова для всех объемов реализации туристских продуктов.
2.2. Маржинальный анализ постоянных и переменных затрат на ЗАО «Крокус»
Маржинальный анализ в той или иной степени затрагивает все циклы деловой активности. Следовательно, можно говорить о важной роли финансового анализа вообще и маржинального анализа в частности не только для целей управленческого учета как части внутреннего учета, но и о его несомненной пользе для оценки системы внутреннего контроля.
В любой компании существует система внутреннего контроля, которая призвана способствовать достижению поставленных перед компанией целей. Некоторые виды внутреннего контроля называются управленческим аудитом. Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработки политики компании. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности предприятия"
Методика анализа переменных и постоянных затрат основана на изучении соотношения между тремя группами показателей — издержки, объем производства (реализации) продукции, прибыль, а также прогнозировании величины каждого из них при заданном значении других. Если известно количество заказов, то можно рассчитать величину затрат и продажную цену, с тем чтобы организация могла получить определенную прибыль. Возможность регулярного контроля показателей схемы «затраты — объем продаж — прибыль» появляется, если учет на предприятии организован по системе «директ-костинг».
Данный метод управленческих расчетов называется еще «маржинальным анализом» или «содействием доходу». Он основан на категории «маржинальный доход» (выручка минус переменные затраты). Маржинальный доход на единицу продукции — это разница между ценой и переменными издержками на нее. Он включает постоянные затраты и прибыль. Маржинальный анализ помогает обосновать выбор вариантов изменения агентских сетей, перспективной стратегии ведения бизнеса, цены на новые туристские продукты и др. Анализируя взаимосвязь «затраты — объем продаж — прибыль», можно просчитать различные варианты производственной программы, ответить на вопрос, когда фирма получит прибыль, а когда ее деятельность будет убыточной.
Безубыточность — такое состояние бизнеса, когда он не приносит ни прибыли, ни убытков. Разница между фактическим количеством реализованных туров и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности организации (зона прибыли). Чем больше эта зона, тем прочнее финансовое положение фирмы. Расчет данного показателя базируется на взаимосвязи показателей «затраты — объем продаж — прибыль». Определить взаимодействие этих показателей можно графически (рис.2.2): по оси абсцисс графика указывается объем реализации в единицах туристского продукта; по оси ординат — себестоимость реализованных туристских продуктов плюс прибыль, которые составляют выручку от реализации.
/>/>/>/>
Доходы
/>1600000
Общие издержки
1200000
1000000
/>/>800000
Область прибыли
600000
4
Область убытков
00000
200000
/>
Количество туристов
0 10 20 30
Рис. 2.2 Затраты – Объем–Прибыль
По графику можно установить, при каком объеме реализации ЗАО «Крокус» получит прибыль, при каком — нет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации (точку безубыточности или порог рентабельности), ниже которой производство будет убыточным. Это точка пересечения прямой общих затрат и прямой доходов. Таким образом, мы видим по графику, что объем реализации единиц туристического продукта в количестве от 10-30, предприятие не получит прибыль, а будет убыточным. При увеличении реализации единиц туристического продукта от 30 и больше, предприятие будет получать прибыль. Порогом рентабельности для ЗАО «Крокус» точка, в которой единица туристического продукта будит 30, а сумма издержек 800000 т.р.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — зона безопасности. Для определения зоны безопасности математическим методом сначала запишем формулу расчета прибыли организации:
Прибыль = Выручка от реализации — Переменные расходы — Постоянные расходы, или Р = I — V — С;
Прибыль = Цена за единицу туристского продукта х (Количество — Переменные затраты) х (Количество — Постоянные затраты за период), или Р = Рr Х — V Х — С.
Для определения точки, в которой ЗАО «Крокус» не будет иметь ни прибыли, ни убытков, в формулу вместо данного параметра подставим 0, количество единиц туристского продукта вынесем за скобку:
0 = (Рr — V)Х — С, или Х = С / (Рr — V).
В нашем примере:
117 900 / (30 000 — 26 400) = 33.Таким образом, чтобы ЗАО «Крокус» начало получать прибыль, необходимо реализовывать более 33 единиц туристского продукта в месяц.
В современных условиях владение приемами анализа безубыточности приобретает особое значение, так как этот анализ дает возможность организациям устанавливать обоснованные цены на туристские продукты, подбирать наиболее выигрышные комбинации показателей «затраты — объем — прибыль», позволяющие не только покрыть затраты, но и получать прибыль, необходимую для расширения деятельности.
Используя результаты данного анализа, бухгалтер оценит величину возможной прибыли для альтернативных вариантов производства туристских продуктов.
2.3 Концепция взаимосвязи объема производства и прибыли в цене конечного продукта
Установление продажной цены на продукт – важнейшая задача фирмы «Крокус» и искусство менеджеров. Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателя; другой – использовать цены конкурента, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
Затратная цена многими рассматривается как более надежный путь установления реальной цены, поскольку она позволяет достаточно точно формировать величину прибыли в цене. Однако затратные цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, конкуренцию. Большинство преуспевающих компаний применяет комбинацию из трех перечисленных подходов.
На продукцию, товары и услуги могут быть установлены следующие виды цен и тарифов: обязательные для продавцов и покупателей – официальные, одинаковые для всех покупателей данного вида продукта у данного предприятия – регулируемые, разные в каждом отдельном акте купли-продажи – договорные. Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка или обоснованных затрат производства. Договорные цены определяются либо на основе индивидуальных затрат, либо эксплуатационных параметров, либо колебаний спроса и предложения. Задача формирования реальной цены в настоящее время усложнена наличием на предприятиях излишних мощностей при спаде производства, расходами на их содержание, снижением производительности труда, инфляцией и методикой исчисления налога на добавленную стоимость.
Администрация ЗАО «Крокус» для установления экономически обоснованной цены должна решить ряд проблем:
обосновать состав затрат, который учитывается при принятии решений;
выбрать метод калькулирования;
установить уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны;
рассчитать сумму прибыли предприятия.
Прибыль предприятия можно рассчитать по формулам и с помощью графического метода отражения взаимосвязи прибыли и объема производства. Метод расчета прибыли по формуле основан на уравнении чистой прибыли и капиталоотдаче:
Р =
Норма фондоотдачи
х
Уставный капитал
х 100
Общая сумма затрат на производство за прошлый год
где Р – процент рентабельности продукции.
Норма фондоотдачи (капиталоотдачи) = Чистая прибыль
Акционерный капитал
Так, средняя норма фондоотдачи для туристических услуг составляет 10%. Уставный капитал фирмы равен 200 тыс. руб. Затраты на производство продукции – 210 тыс. руб., тогда рентабельность составит:
Р =10%х200000 х 100 = 9,5%
210000
Если прибыль предприятия ниже расчетной величины, то при калькулировании цены исходят из средней нормы прибыли или с учетом ее незначительного приращения. В условиях инфляции к средней норме прибыли добавляют величину резервов, созданных на предприятии для компенсации инфляции. Наибольшее влияние на установление цены имеют затраты. При выборе состава затрат применяют формулы:
1) переменные производственные расходы + доход;
2) общие переменные расходы + доход;
3) производственная себестоимость + доход;
4) полная себестоимость + доход.
Зависимость затрат от объема производства исследована при анализе безубыточности производства. Особое внимание уделяется зависимости прибыли от объема производства, так как изменение цены на продукт будет обязательно связано с изменением объема производства.
Рассмотрим продажу туристических путевок в фирме «Крокус» на протяжении отчетного периода – года. Объем продаж – 1 238 шт. Средняя цена путевки – 11 743 руб. Переменные затраты на единицу продукции – 10 000 руб. Постоянные затраты – 640 000 руб. за период. Текущая прибыль – 1 517 834 руб.
(11 743 – 10 000) х 1 238 – 640 000 = 1 517 834 руб.
Данные расчеты возможны при допущении, что факторы действуют независимо друг от друга. Однако практическая ситуация не исключает полной взаимосвязи этих факторов и воздействия других, как-то: запросов покупателей, оперативной ценовой политики, направленной против конкурентов и др. Кроме того, при установлении цен на спецзаказы возникают затруднения с учетом свободных производственных мощностей или их нехваткой. В таких ситуациях ценообразование связано не только с рынком, но и с дополнительными инвестициями.
Заключение
Устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность данного управления в настоящее время осложнена рядом факторов, не зависящих напрямую от компетенции и личного опыта лица, занимающегося проведением анализа.
Прежде всего, основной проблемой при проведении финансового анализа является отсутствие необходимой и полной информации о производственной и финансовой деятельности предприятия.
Анализ должен быть высококачественным, то есть достоверным, оперативным, сопоставимым. Однако в последние годы постоянно меняются формы бухгалтерского учета и отчетности, план счетов бухгалтерского учета, различные инструкции и положения. В этих условиях невозможно полностью реализовать принцип сопоставимости результатов анализа, снижается и достоверность анализа, так как нет уверенности, что и последние изменения будут стабильны хотя бы несколько лет. необходимо правильно интерпретировать результаты анализа. окончательное решение принимают именно функциональные специалисты и руководитель. Они должны быть достаточно хорошо подготовлены, знать методики анализа, специфические особенности их применения в различных отраслях и условиях производства, иметь определенную экономическую интуицию и опыт.
Маржинальный анализ ЗАО «Крокус» показал, что текущая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия находятся на среднем уровне, т.е. предприятие имеет потенциал для укрепления своего финансового состояния. Для получения прибыли ЗАО «Крокус» необходимо реализовывать более 33 единиц туристского продукта в месяц.
Необходимо вовремя выявлять резервы укрепления ликвидности и финансовой устойчивости и сразу эти резервы использовать. В этом случае система бюджетирования позволит ЗАО «Крокус» сформировать упорядоченный поток и информационную базу для принятия управленческих решений, осуществлять контроль за деятельностью отдельных подразделений, сопоставлять стратегические и оперативные уровни планирования деятельности организации, позволит менеджерам реально оценить финансовое состояние и перспективы развития осуществляемой деятельности, эффективно управлять ресурсами на всех уровнях управления, а также проводить анализ прогнозируемых финансовых показателей и на его основе управлять развитием организации.
В конечном итоге, проведенный анализ экономического субъекта должен выполнить главную функцию – повысить эффективность его деятельности. А это означает экономический рост, повышение благосостояния собственников предприятия, его работников, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество субъекта с его экономическим партнерами. Поэтому можно сказать, правильная классификация затрат, финансовый анализ играют большую роль не только в улучшении положения отдельно взятой организации, но и состояния национальной экономики в целом.
Список литературы
Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 №52-ФЗ от 30.11.94
Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ « О бухгалтерском учете»
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Комментарий
ПБУ 6/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Утверждено Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 №26Н
ПБУ 9/99.Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации». Утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 №32Н
ПБУ 10/99. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации».Утверждено Приказом Минфина от 6 мая 1999 №33Н.
Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ,2007.
Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие/ под. ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. — М.: Омега-Л,2006.
Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учёт: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 832 с.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.2007.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ финансовой отчетности. — М.: издательство «Дело и Сервис», 2009
Ендовицкий Д.А., Ендовицкая А.В. Системный подход к анализу финансовой устойчивости коммерческой организации. Экономический анализ, №5,2006.
Ефимова О.В. Финансовый анализ – М.: Бухгалтерский учет ,2007
Карапетян А.Л., Мудрак А.В. О совершенствовании понятийного аппарата финансового анализа коммерческой организации. Экономический анализ, №5, 2006
Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 352 с.
Катцына С.А., Ферова И.С. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Красноярский государственный университет. — Красноярск, 2009. — 174 с.
Макарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. — М: Приор, 2007
Моляков Д.С.Финансы предприятия отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2008
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Мн.: ООО «Новое знание», 2006.- 688 с.
Системный анализ в менеджменте / В. Н. Попов, В. С. Касьянов; под ред. д.э.н., проф. В. Н. Попова. — М.: КНОРУС, 2007. — 304 с.
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. — М.: Юнити Дана,2008
Справочник финансиста предприятия. – М.: Инфра-М,2009
Титаева, А. В. Анализ финансового состояния предприятия Моск. экономико-финанс. ин-т. — М.: Экзамен, 2009. — 239 с.
Управленческое консультирование в 2-х т.Т.2: пер. с англ.- М.: Инфра-М,2007
Управленческий учет: официальная терминология CIMA 2006. — 200 с.
Управленческий учет / Под ред. А. Д. Шеремета; М-во образования РФ. — 2-е изд., испр. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2008. — 510 с.
Шеремет А.Д., Теория экономического анализа. – М.: Финансы статистика,2008
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – Методика анализа.-М.: ИНФРА-М,2007