Министерство сельского хозяйства и продовольствия РеспубликиБеларусь
УО «Столинский государственный аграрно-экономический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации»
ТЕМА: «Цены и ценообразование на предприятиях АПК»
По материалам СПК «Белорусская нива»
Столинского района Брестской области
Выполнил учащийся
ІІ курса
группы К-1
экономического отделения
Петрашевич Денис Васильевич
Дата предоставления ___________
Отметка___________
Преподаватель_________________
СТОЛИН, 2008
План курсовой работы
Введение
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристикахозяйства
1.1 Производственные показатели в растениеводстве
1.2 Производственные показатели в животноводстве
1.3 Экономические показатели
Раздел 2. Ценообразование
2.1 Экономическая сущность цен
2.2 Функции цен
2.3 Система цен и их классификация
2.4 Система цен на продукцию сельского хозяйства
2.5 Механизм ценообразования на сельскохозяйственнуюпродукцию
Выводы и предложения
Введение
В экономике коммерческий успех любого предприятия во многомзависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары иуслуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категорияконъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплексполитических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодняцена может определяться факторами затрат, а завтра ее уровень может зависеть отпсихологии поведения покупателей.
В настоящее время значительная часть предприятийагропромышленного комплекса нашей страны не имеет необходимых знаний сложногомеханизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастуюдопускают серьезные просчеты при установлении цен, что немедленно сказываетсяна конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существеннымубыткам, а иногда к банкротству предприятий.
Целью курсовой работы является закрепление и углублениетеоретических знаний для дальнейшего решения практических задач по теме «Ценыи ценообразование на предприятиях АПК», приобретение навыковсамостоятельного определения экономической эффективности производства,разработки практических рекомендаций и обоснования их экономическойэффективности.
Основными вопросами курсовой работы являются: экономическаясущность цен, функции денег, система цен на продукцию сельского хозяйства и ихклассификация, механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.
Раздел 1. Организационно-экономическаяхарактеристика хозяйства
Для организационно-экономической характеристики хозяйстваприменяется система показателей сельскохозяйственного производства.
Показатель — это то, по чему можно судить о состоянии,развитии, ходе чего-либо, а также цифровое или другое выражение данных. Дляколичественной и качественной характеристики производственно-экономическихявлений и процессов, как правило, используются цифровые показатели. Совокупностьвзаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих процесс производства,образуе6т систему показателей.
Выпускаемую продукцию можно характеризовать двумя группамипоказателей: натуральными и стоимостными.
Натуральные — характеризуют полезность продукта, егоспособность удовлетворять те или иные нужды производителя и потребителя.
Стоимостные — денежная оценка продукции, работ, услуг. Онирассчитываются на основе натуральных показателей и цены продукции или стоимостиработ, услуг.
Показатели делятся также на абсолютные, относительные исредние.
Абсолютные применяются для оценки или характеристикиразмеров, объемов и т.п. и выражаются в единицах измерения физических величин (натуральных),в условно-натуральных, стоимостных, трудовых.
Относительные используются для сравнения, соотношения двухили нескольких абсолютных показателей.
Средние используются для замены большого числа фактическихданных одной усредненной величиной, что делает возможным сравнение и анализ.
1.1 Производственные показатели в растениеводстве
Основными количественными показателями, характеризующимиразмеры растениеводческих отраслей, являются размеры посевных площадей с/хкультур.
На основе размеров исчисляют структуру посевных площадей. Этопроцентное соотношение посевных площадей отдельных с/х культур и их групп.
Основными натуральными показателями в растениеводствеявляются валовой сбор и урожайность.
Валовой сбор — общее количество однородной продукциирастениеводства, собранной по всей площади ее посева.
Урожайность — сбор однородной продукции растениеводства внатуральном выражении с одного гектара посевной площади.
По кормовым культурам вместо урожайности рассчитывают выход(сбор) продукции в кормовых единицах (за кормовую единицу принят 1 кг овса).
Для исчисления всего объема разнородной продукции врастениеводстве используют стоимостной контроль: стоимость валовой продукциирастениеводства. Он определяется либо в текущих, либо в постоянных (сопоставимых)ценах и может рассчитываться на 100 га с/х угодий, на 100 га пашни, на одногосреднегодового работника в растениеводстве, на один человеко-час.1.2 Производственные показатели в животноводстве
Основными количественными показателями, характеризующимиразмеры животноводческих отраслей, является численность и состав поголовьяживотных.
Для характеристики состава поголовья животных,производственного направления животноводческой отрасли определяют структурустада — процентное соотношение отдельных половых и возрастных групп животныхтого или иного вида.
Показатели объема производства продукции животноводства ипродуктивности животных. Объем продукции животноводства в натуральном выраженииисчисляют как сумму продукции выращивания и продукции, получаемой отхозяйственного использования животных.
Основным качественным показателем в животноводстве являетсяпродуктивность животных и птицы. Под продуктивностью понимают выход продукцииживотноводства в натуральном выражении в среднем на одну голову животного.
Валовая продукция животноводства — вся продукция, полученнаяза год в стоимостном выражении по текущим или сопоставимым ценам.
На основе абсолютных показателей производства молока и мясарассчитывают относительные показатели:
производство на 100 га с/х угодий мяса (в живом и убойномвесе) и молока (в ц);
производство валовой продукции на 100 га с/х угодий (в млн. руб).
Могут рассчитываться и другие относительные показатели.1.3 Экономические показатели
Экономической наукой разработана целая система экономическихпоказателей, но все они построены исходя из «золотого» правиларыночной экономики, которое в общем виде может быть представлено в виде формулы:
Эф = результат/ресурсы, затраты,
где Эф — экономический показатель эффективности. В качестверезультата используется валовая продукция, товарная продукция, реализованнаяпродукция, валовой доход, чистый доход, прибыль; в качестве ресурсов — земельные (с/х угодья, пашня), основные и оборотные средства производства,трудовые ресурсы (рабочая сила), финансовые результаты (затраты).
СПК «Белорусская нива» находится в Столинскомрайоне Брестской области. В хозяйстве имеется один населенный пункт. Главныйхозяйственный центр расположен в деревне Ремель. Общая численность рабочих — 351 человек.
Главные отрасли: животноводство, мясомолочного направления,а также растениеводство, направленное на выращивание товарного зерна.
Дополнительные отрасли: выращивание сахарной свеклы, овощейоткрытого грунта и разведение лошадей на племенные цели, их удельный вес в структуретоварной продукции равен 10-12%.
Расстояние от главного хозяйственного центра: до районногоцентра — 45 км, до областного центра — 340 км, до пунктов сдачи продукции: зерна- 45 км, молока — 45 км, мяса — 110 км, до ж/д станции — 50 км. Хозяйство расположенов сырьевой зоне Столинского маслосырзавода, Пинского мясокомбината, спиртзаводаКУПП «Маньковичи». Хозяйство входит в объединение Брестоблпрод.
Рассмотрим состав и структуру земельных угодий в таблице 1.1
ТАБЛИЦА 1.1. Состав и структура земельных угодийВиды угодий Площадь, га Структура,% 2004 2005 2006 2004 2005 2006 1 2 3 4 5 6 7 Общая земельная площадь 3388 3388 3388 100 100 100 в том числе сельскохозяйст — венные угодия 2552 2552 2552 75,3 75,3 75,3 из них пашня 1185 1185 1185 34,9 34,9 34,9 сенокосы 307 307 307 10,6 10,6 10,6 пастбища 1008 1008 1008 29,8 29,8 29,8 несельскохозяйственные угодия 836 836 836 24,7 24,7 24,7 из них площадь леса 26 26 26 1 1 1 пруды и водоемы 72 72 72 2 2 2 приусадебные участки, коллективные сады и огороды 203 203 203 6 6 6 прочие несельскохозяйственные угодия 535 535 535 15,8 15,8 15,8
Выводы: в данной таблице видно, что экономические показателиза 2004, 2005, 2006 годы не изменились. Общая земельная площадь за все три годасоставила 3388 гектаров. Сельскохозяйственные угодия составили 75,3% от общейземельной площади — это 2552 гектаров. Площадь несельскохозяйственных угодийравна 836 гектаров — это составляет 24,7% от общей земельной площади. Структуралеса составляет лишь 1%. А площадь пашни равна 1185 гектаров, что составляетоколо 40%.
Показатели, характеризующие работу хозяйства показаны втаблице 1.2
ТАБЛИЦА 1.2. Производственно-экономическиепоказатели работы хозяйства Показатели
Единицы
измерения Годы
2006г.
в% к
2005г. 2004 2005 2006 1 2 3 4 5 6 1. Валовая продукция в сопоставимых ценах млн. руб. 1614 2642 3357 127 в том числе растениеводства млн. руб. 1006 1567 1830 117 животноводства млн. руб. 608 1075 1527 142 2. Товарная продукция млн. руб. 1637 1878 3516 187 3. Валовой доход млн. руб. 707 896 1740 194 4. Балансовая прибыль млн. руб. 60 89 655 736 5. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном про-ве чел. 371 340 351 103 6. Среднегодовая стоимость ОПФ млн. руб. 14406 16351 16202 99
7. Получено на 100 га сельскохозяйственных угодий:
а) валовой продукции млн. руб. 63 103 132 128 б) товарной продукции млн. руб. 64 74 138 186 в) валового дохода млн. руб. 28 35 68 194 г) балансовой прибыли млн. руб. 2 3 26 866 8. Произведено валовой продукции на одного средне — годового работника тыс. руб. 4351 7770 9564 123 в т. ч. в растениеводстве тыс. руб. 2711 4609 5213 113 в животноводстве тыс. руб. 1638 3161 4351 138 9. Произведено валовой продукции на 1 чел-час руб. 2007 3090 4016 130 в т. ч. в растениеводстве руб. 3945 5258 5980 113 в животноводстве руб. 1107 1930 2881 149 10. Фондоотдача руб. 0,11 0,16 0,2 125
11. Урожайность сельскохо-
зяйственных культур:
а) зерновые ц/га 56 46 66 143 б) картофель ц/га 170 197 270 137 в) кормовые корнеплоды ц/га 447 589 557 95
12. Продуктивность с/х животных:
а) среднегодовой надой молока от одной коровы кг 3424 3720 4401 118 б) среднесуточный прирост КРС г 601 602 659 109 13. Уровень рентабельности % 0,2 5,1 15,4 302 14. Норма прибыли % 0,4 0,5 3,5 700
Выводы: валовая продукция сельского хозяйства за 2004 годсоставила 1614 млн. руб., а уже в 2006 году — 3357 млн. руб., следовательно, задва года этот показатель увеличился почти в 2 раза, что говорит о повышенииреализации товарной продукции, которая за 2004 год составила 1637 млн. руб., за2005 — 1878 млн. руб. и за 2006 год — 3516 млн. руб. Следовательно, доходхозяйства увеличился почти в 2,5 раза. Балансовая прибыль — в 10 раз. Носреднегодовая численность работников, которые были заняты в с/х производстве в2006 году (351чел) уменьшилась по сравнению с 2004 годом (371 чел), а в 2005году она составила 340 человек. Урожайность зерновых увеличилась на 10 ц/га,картофеля — на 100 ц/га, урожайность кормовых корнеплодов — 110 ц/га. Уровеньрентабельности в целом по хозяйству в 2006 году составил 15,4%, в 2002 году — 0,2%. Все это связано с внедрением новых технологий, совершенствованиемуправления производственно-хозяйственной деятельности сельского хозяйства
Все это означает, что хозяйство «Белорусская нива»является прибыльным, с каждым годом повышает качество своей работы.
Рассмотрим состав и структуру посевных площадей в таблице 1.3.
ТАБЛИЦА 1.3. Состав и структура посевных площадей Виды угодий Площадь, га Структура,% 2004 2005 2006 2004 2005 2006 Зерновые и зернобобовые — всего 608 470 575 43,4 39,6 46,2 в том числе озимые зерновые 410 30 370 29,3 2,5 29,7 яровые зерновые 195 417 190 13,9 35,2 15,3 зернобобовые 3 23 15 0,2 1,9 1,2 Картофель 91 77 120 6,5 6,5 9,6 Овощи 30 46 20 2,1 3,9 1,6 Рапс 45 80 3,2 6,4 Кормовые культуры — всего 626 592 449 44,7 50 36,2 в т. ч. кормовые корнеплоды 40 40 40 2,9 3,4 3,2 кукуруза на силос 230 271 150 16,5 22,9 12,1 однолетние травы 179 203 109 12,7 17,1 8,8 многолетние травы 177 78 150 12,6 6,6 12,1 Всего посевов 1400 1185 1244 100 100 100 Площадь пашни 1185 1185 1185 - - - Коэффициент использования пашни 1,2 1 1,1 - - -
Выводы: площадь пашни за все три года не изменилась. Наибольшеечисло посевов было произведено в 2004 году. Наибольшую долю в общих посевахплощади занимают зерновые и зернобобовые культуры, а также кормовые культуры. Этосвязано с производством товарного зерна и выращиванием кормов для собственногоскота. В 2005 году коэффициент использования пашни составил 1. В 2006 году — 1,1. В 2004 году коэффициент использования пашни составил 1,2.
Состав и структура товарной продукции показана в таблице 1.4.
ТАБЛИЦА 1.4. Состав и структура товарной продукции Виды продукции
Выручка от реализации
продукции, млн. руб. Структура выручки,% 2004 2005 2006 2004 2005 2006 1 2 3 4 5 6 7 Зерно 293 226 578 18 12 16,4 Картофель 125 134 153 7,6 7,1 4,4 Рапс 16 85 1 2,4 Овощи открытого грунта 94 103 66 5,7 5,5 1,9
Другая продукция
растениеводства 4 19 40 0,2 1 1,1 Итого по растениеводству 532 482 922 32,5 25,6 26,2 Молоко 514 866 1669 31,4 46,1 47,5 Мясо КРС 528 429 821 32,3 22,8 23,3 Лошади 28 21 28 1,7 1,2 0,8
Другая продукция
животноводства 1 1 1 0,1 0,1 0,1 Итого по животноводству 1074 1317 2519 65,6 70,2 71,7 Промышленная продукция 25 70 64 1,5 3,7 1,8 Прочая продукция, работы и услуги 6 9 11 0,4 0,5 0,3 Всего по хозяйству 1637 1878 3516 100 100 100
Выводы: из данной таблицы видно, что хозяйствоспециализируется в основном на молоке и мясе крупного рогатого скота, то естьэто хозяйство мясомолочного направления. Наибольший удельный вес молокасоставил в 2006 году 47,4% — это на 16% больше, чем в 2004 году. Наибольшийудельный вес мяса КРС в 2004 году составил 32,3%. Главной отраслью в хозяйствеявляется животноводство, а дополнительной — растениеводство. Выручка отреализации составляет в среднем около 17%.
Раздел 2. Ценообразование2.1 Экономическая сущность цен
Каждый из нас является и покупателем и продавцом. Покупаяили продавая, всегда возникает вопрос -«За сколько нам следует продать иликупить соответствующий товар?» С таким же вопросом, в частности, постоянносталкиваются и предприятия АПК, реализующие свои товары и покупающие продукцию дляпереработки.
Цена — экономическая категория, обусловленная товарнымпроизводством, при котором экономические отношения проявляются главным образомчерез рынок.
Цена — категория конъюнктурная.
Цена — денежное выражение стоимости.
Цена — себестоимость плюс прибыль.
Так же существует определение цены покупателя и ценыпродавца:
Цена покупателя — это денежная сумма, которую покупательсогласен заплатить за товар.
Цена продавца — это количество денег, за которое продавецсогласен продать тот же товар.
Цена занимает центральное место в системе такихэкономических категорий, как финансы, заработная плата, кредит, себестоимость,прибыль и др. Цена выступает в различных формах, а именно:
стоимость товаров и услуг
процент по кредиту
плата за обучение
дивиденда на вложенный капитал
гонорар за созданное произведение или оказанную услугу
оплаты за проезд в транспорте
пошлины за пользование дорогами
квартирной платы
заработной платы за выполненную работу или оказанную услугу.
От уровня цен зависит эффективность производства, величинаприбыли организации, конкурентоспособность организации и ее продукции,межотраслевые пропорции, создающие условия расширенного воспроизводства, финансоваяустойчивость предприятия. Цена выражает причинно-следственные связи в развитииэкономических отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимыхиздержек производства товара. Цена является, прежде всего, объективнойэкономической категорией товарного производства. Объективность даннойкатегории, ее независимость от волеизъявления людей определяется характеромтоварно-денежных отношений и обмена товарами на рынке. Традиционно ценуопределяют как денежное выражение стоимости товара и такое определение невызывает серьезных возражений, хотя ее так же рассматривают как сумму денег,образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения на свободномрынке, которую необходимо уплатить за единицу товара. В то же время стоимостнаяоснова цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса ипредложения. Однако сумма цен должна всегда равняться сумме стоимостей товара,иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.2.2 Функции цен
Цены выполняют функции, которые характеризуют их роль вэкономике:
Измерительная функция определяет стоимость товара. Благодаряцене можно определить количество денег, которое покупатель дожжен уплатить, апродавец получить за товар.
Учетная. Суть этой функции заключается в том, что ценаявляется денежным выражении стоимости и показывает, во что обходится обществуудовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяетсколько затрачено сырья, труда, материалов на производство товара, а такжеуровень прибыли.
Социальная. С ценами и их изменениями связаны расходы,уровень жизни, объем потребления благ и услуг, прожиточный минимум,потребительский бюджет.
Распределительная. Государство через ценообразованиеосуществляет перераспределение социального дохода между отраслями экономики,государственными и другими секторами, предприятиями, фондами накопления ипотребления, социальными группами населения. Например, высокие цены на товары. Неявляющиеся первой необходимостью, позволяют устанавливать более низкие цены насоциально значимые продукты.
Внешнеэкономическая. Цены выступают в роли инструментаторговых сделок, внешних платежей и взаимных расчетов между странами.
Стимулирующая. Стимулирует повышение эффективностипроизводства, увеличение выпуска продукции и спроса на нее, повышение еекачества, внедрение новых технологий, снижение издержек производства.
Регулирующая — уравновешивает спрос и предложение. Еслиспрос превышает предложение, то возникает дефицит товара и цены повышаются,достигая точки равновесия. И наоборот, если предложение превышает спрос, товозникает перепроизводство и цены снижаются.
Информационная. Проявляется в распространении важныхоперативных сведений. Цена на товар служит информацией о конъюнктуре рынка, атакже характеризует затраты на производство и реализацию продукции. Даннаяфункция отражает внутреннее содержание цены, для которого характернопереплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, ценаформируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой не одна цена неможет быть свободна от государственного влияния.
Соизмерительная функция сопоставляет ценности разных товаров.Сравнивая цены, существует возможность различать более или мене дорогие товары.Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различать лучшие и худшиетовары, редкие и распространенные блага.
В рыночной экономике цены играют в основном роль рыночныхрегуляторов. Величина цены зависит от спроса, предложения и денежного обращения.Нарушение экономических законов, установление в административном порядкежелаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действиядефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью.
Тем не менее, и в условиях рыночной экономики не удаетсяизбежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использоватьценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процессеценообразования.2.3 Система цен и их классификация
Цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара.
В ценовом механизме следует выделять две взаимосвязанныечасти. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамикаизменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен иизменения действующих.
Основные виды цен на продукцию предприятий делится по рядупризнаков.
/>
По степени и способу регулирования различают:
Регулируемые цены. Их величина регулируется государственнымиорганами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носитограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос ипредложения (налоги, ограничении рентабельности и т.д.). Экономическоерегулирование цен осуществляется через финансовую, кредитную, налоговую,бюджетную политику. Административное регулирование цен проводится на основеследующих методов:
установление фиксированных цен и тарифов;
установление предельных цен и тарифов;
установление предельных коэффициентов изменения цен;
установление предельного уровня рентабельности.
Фиксированные, твердые цены. Устанавливаются органамиценообразования или другими государственными учреждениями в твердо выраженнойденежной величине. Они назначаются по ограниченному кругу товаров. Например,среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водку белую.
Предельная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая поверхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен. Предельные ценыопределяются и контролируются различными исполнительными органами иминистерствами.
Договорные цены. Это цены, величина которых определенапредваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированнымконтрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариватьсядопустимость изменения закрепленных контрактов цен вследствие, например,инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
Свободная цена — цена, складывающаяся под воздействиемспроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Освобождена от ценовоговмешательства государства, формируется субъектом хозяйствования в соответствиис установленным порядком под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса ипредложения.
В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние ценыпредприятия и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуютпродукцию потребителям.
Внутренние цены используются для оборота средств внутрипредприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Ониделятся на: внутрихозяйственные, внутрифирменные, трансфертные.
Оптовая цена выступает верхним пределам внутренней цены,определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних,характеризующих конъюнктуру рынка. Отпускные цены на промышленную продукциюопределяются предприятиями — изготовителями этой продукции. Оптовые ценыустанавливаются на продукцию производственно-технического назначения. Отпускные- на товары народного потребления. Также, в зависимости от того, какой оборотсовершает продукция, цены на материальную продукцию бывают: закупочные ирозничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию,которая реализуется колхозам, совхозам, населением, фермерскими хозяйствамигосударственным и коммерческим организациям. Розничная цена — это фиксированнаяили свободная цена, используемая в расчетах с населением. По своей структуреона включает отпускную цену предприятия — изготовителя, оптовую надбавку,торговую надбавку. Устанавливаются на товары народного потребления и нанекоторые виды продукции производственно — технического назначения, реализуемыенаселению.
На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен напродукцию и услуги отечественного агропромышленного комплекса. Высшим ихуровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затратына производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям сприбавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвиженияэкспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса ипредложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров иимпортеров.
На отечественном рынке высшим уровнем должны служитьрозничные цены, возмещающие производителям продукции издержки производства иприбыль, заготовителям и торговым предприятиям — торгово-заготовительныеиздержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социальнозначимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством наниже закупочных, и разница возмещается за счет средств республиканского иместных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные ценыустанавливаются на продукты, реализуемые в государственной розничной сети.
Наиболее распространенными в агропромышленном комплексеявляются государственные закупочные цены, по которым заготовители,перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию уколхозов, совхозов, фермеров и населения в счет госзнака и помимо него.
Экономически обоснованная цена на продукциюагропромышленного комплекса должна возмещать прежде всегообщественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции принормальном уровне интенсивности эффективности производства.
Государственная закупочная цена на сельскохозяйственнуюпродукцию должна обеспечивать возможность каждому нормальному работающемутоваропроизводителю не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственнойпродукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельногоналога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фондысоциального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственныхфондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высокихтемпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива.
Выделяют также разновидности цен в зависимости от стадиитовародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптовогопосредника, розничная цена), размеров включаемых транспортных расходов (франко),рынка, на который поставляется продукция (цена внутреннего рынка, цена наимпортируемый товар, цена для внешнего рынка на экспортируемый товар).2.4 Система цен на продукцию сельского хозяйства
Велика роль установления правильного, экономическиобоснованного соотношения закупочных цен на разные виды сельскохозяйственнойпродукции, так как это способствует рациональному развитию производства всоответствии с потребностью народного хозяйства. Оно осуществляется на основеиспользования закона стоимости и исходит из того, чтобы закупочные ценынаходились в таких соотношениях, которые отражают общественно необходимыезатраты на производство продукции, не допускают вытеснения одних культурдругими, обеспечивают разумную специализацию. Нельзя, например, устанавливатьодинаковую цену на тонну зерна и картофеля, так как затраты на производствоэтих видов продукции различны.
Важнейший принцип ценообразования — стимулирование улучшениякачества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместитьзакупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции лучшегокачества.
Заготовительные организации при определении закупочных ценисходят из качества сельскохозяйственной продукции, спроса потребителей,необходимости обеспечения безубыточной реализации. В зависимости от сезона,качества продукции варьируются закупочные цены на плоды, овощи, картофель,ранняя продукция закупается по более высоким закупочным ценам. Заготовительныморганизациям разрешено закупать мясо у населения, фермерских хозяйств подоговорным ценам выше предельных отпускных цен. Закупочные цены наживотноводческую продукцию различаются в зависимости от того, осуществляются лизакупки скота в живом или убойном весе, вида закупаемого скота, категорииупитанности, источника закупок. Например, цены на КРС установлены в соответствиис упитанностью (высшая, средняя, нижесредняя, нестандартная) с применениемнадбавок за молодняк повышенной живой массы; на свиней — в зависимости отвозраста (молодняк, хряки, матки) и кондиций (беконные, мясные, жирные,нестандартные).
Государственные закупки молока производятся по ценам,подразделенным на три сорта базисной жирности с применением доплат.
Закупочные цены на шерсть установлены за килограмм веса при100% -ном выходе чистого волокна. Они дифференцированы по видам шерсти (тонкая,полутонкая, грубая), а внутри вида — по классам и подклассам.
На некоторые виды продукции (ранний картофель, овощи,фрукты, ягоды и т.п.) закупочные цены определены с учетом сроков реализации. Этосвязано с разным уровнем затрат на производство и хранение однородной продукции.Государство стимулирует через цены ее производство в ранневесеннее время. Наиболеевысокие цены, например, на картофель установлены в начале лета, затем онипостепенно снижаются.
Закупочные цены на кожевенное сырье и льноволокно зависят отего вида (крупное, мелкое, свиное), сорта, массы.
Закупочные цены на зерно установлены с учетом базисныхкондиций. Если колхозы и совхозы продают государству зерно с отклонениями отних, то это влечет за собой не только скидку за излишние влагу и сорность, но иудержание сцены с тем, чтобы, возместить дополнительные расходы на очистку исушку. За ценные сорта пшеницы, ячменя, овса, гречихи, риса, гороха, фасолипроизводятся надбавки к закупочной цене.
Важным фактором, ведущим к отклонению цены от стоимости,являются различия в потребительских свойствах продукции.
Вместе с тем полезность сельскохозяйственной продукциилюбого вида определяется совокупностью ее свойств: питательной ценностью,внешним видом, вкусовыми, сырьевыми достоинствами, выгодностью использования и т.д.
Экономической основой установления правильного соотношенияцен на продукцию сельского хозяйства являются эквиваленты затрат общественноготруда на ее производство.
Для системы цен на продукцию сельского хозяйства характерносочетание стабильности с гибкостью. В течение определенного времени закупочныецены не меняются и гарантируют колхозам и совхозам возмещение издержек иполучение прибыли. При этом создаются возможности для устойчивого планированияпроизводства, разработки реальных нормативов, осуществление хозрасчетнойдеятельности.
Вместе с тем стабильность цен не означает их неизменность. Вусловиях научно-технического прогресса быстро растет производительность труда ив связи с этим сокращаются издержки производства и обращения, осуществляетсямодернизация материально-технической базы.
Поскольку научно-технический прогресс в разных отрасляхпроявляется не в одинаковой степени, меняется и соотношение затрат на получениетех или иных видов продукции сельского хозяйства.
Таким образом, по истечении определенного временинакапливаются существенные изменения в общественных издержках производства, Всеэто обуславливает гибкость цен. Закупочные и оптовые цены насельскохозяйственную продукцию должны четко реагировать на все изменения.
На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируютсяпо представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларусизакупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, сахарную свеклу ильнопродукцию, а на областном уровне — на продукцию локального производства ипотребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельныесоциально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованнымограничениям (ряд мясомолочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственныезакупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимальнонеобходимую прибыль каждому, нормально работающему субъекту хозяйствования.
Наряду с закупочными широко распространены свободныедоговорные цены на продукцию предприятий агропромышленного комплекса,реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственныерасчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственныхобъединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участникамиголовным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких ценлежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания иоткорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятияв соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам.Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующихсубъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции итарифы на услуги работникам предприятий агропромышленного комплекса. По мереразвития рыночных отношений предприятий агропромышленного комплекса все большеераспространение получают свободные цены крестьянского рынок, где хозяйствующиесубъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия сучетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные ценыгосударственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретатьаналогичный товар у торговых предприятий.
Наконец, все большее распространение начинают получатьвнутрихозяйственные планово-учетные и расчетные цены в условиях арендныхотношений и внутрихозяйственного расчета. В основу планово-учетных цен, по которымструктурные подразделения приобретают у административных служб сырье иматериалы (семена, корма, удобрения), принимается себестоимость этих материаловсобственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов.
Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главнымобразом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции,выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативнаясебестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единойобщехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативнойтрудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всехподразделений, если существенно не различаются объективные условияпроизводства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная вгосударственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственныерасчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группамих со сходными природно-экономическими условиями. Расчетные цены способствуютуглублению специализации, росту производства необходимой продукции,материальному стимулированию и работе на расчетной основе. Такие цены на скот,птицу, корма и другие виды продукции позволяют регулировать экономическиевзаимоотношения между хозяйствами — участниками при перераспределении прибыли. Расчетныецены устанавливают на базе средневзвешенной за ряд лет себестоимости продукциикаждого предприятия, объединения и увеличивают на сумму прибыли, котораяобеспечивает хозяйствам расширенное воспроизводство.
Государственные оптовые цены регулируются на средствапроизводства, реализуемые агропромышленным предприятием: сельскохозяйственнуютехнику, транспортное средство, сырье, топлива и материалы. Это — разновидностьзакупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи скаждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье,основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.
Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средствапроизводства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это — тарифы науслуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Всеони также подвергаются централизованному регулированию со стороныценообразующих органов, республиканских и местных.
Приведенные выше цены на сельскохозяйственную продукциюдействуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и взаимообусловлено. Измененияв уровнях одних, как правило, оказывают влияние на величину других.2.5 Механизм ценообразования на сельскохозяйственнуюпродукцию
Ценовой механизм включает ценовые отношения, совокупностьцен, ценообразование на основе различных методов, ценовую политику,государственное регулирование цен. Ценообразование начинается с постановки целии задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки,выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливаетсяцена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечениевыживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества,укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.
Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанныхпроцессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономическихи иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов,производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества).Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен иотдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ ихформирования, уровни и соотношения.
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
/>
/>Механизмгосударственно- Рыночныймеханизм
/>/>общественногоуправления самоуправления и
саморегулирования/> /> /> /> /> /> /> />
/>планирование цен принципы и правила
/> установленияцен
/>регулирование
научно-информационное
контроль обеспечение
В механизме ценообразования выделяются механизмгосударственно-общественного управлением ценообразованием и рыночногосамоуправления и саморегулирования ценовых процессов.
Суть государственно-общественного управленияценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государствас помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношенияразных видов и типов цен, а через них — на интересы производителей ипотребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественногопроизводства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулированияв этом механизме — фиксированные и предельные цены.
Государственно-общественное управление ценообразованиемпредполагает реализацию таких управленческих функций, планирование,регулирование, контроль и организация.
Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированныхобщегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планированиепоэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработкупрогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексовцен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует системапрогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.
Регулирование ценообразования — воздействие на процессыустановления и применения цен со стороны государственных органов путем принятиязаконодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с цельюстабилизации и стимулирования развития экономики республики.
Контроль цен сочетает в себе государственный контроль,статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальныйгосударственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен иценообразования.
Сущность рыночного механизма самоуправления исаморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен иответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектомрегулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизмаценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночноесаморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменениемусловий производства, обмена и потребления товаров.
Механизм ценообразования в экономике гибко реагирует наизменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости иее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительнойстабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен ростцен, инфляция.
Существуют следующие принципы ценообразования:
определение основ государственной политики в областиценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен;
разграничение полномочий субъектов ценообразования поустановлению цен;
установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) науровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономическиобоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводстваприбыли и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядкаценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
Важным фактором эффективного функционирования механизмаценообразования является научно-информационное обеспечение. В республике созданИнформационно-аналитический центр по изучению и отслеживанию рыночнойконъюнктуры и цен в составе НИЭИ Минэкономики. Цель его создания заключается вобеспечении субъектов хозяйствования достоверной информацией о фактическомуровне цен на важнейшие виды импортируемого и производимого в республике сырья,материалов, комплектующих изделий и потребительских товаров, а также проведениианалитической работы в области ценообразования. Предприятия в пятидневный срокобязаны информировать Центр об изменении цен на свою продукцию.
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого икосвенного регулирования.
Прямое регулирование осуществляется с применением методовустановления:
фиксированных цен;
предельных максимальных уровней цен;
предельных минимальных цен;
предельных уровней рентабельности на отдельные группы, видыпродукции или продукцию отдельных отраслей;
фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом ирозничном звеньях;
определенных правил или условий определения и применения цен;
декларирования цен;
Решения о выборе конкретного метода регулирования ценпринимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей,финансового состояния предприятий.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие наценообразующие факторы путем проведения мероприятий в областикредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартовповедения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование ценпредполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам;непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых икредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются вследующем:
не допустить инфляционного роста цен в результатемонополизма производителей;
способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующейна снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
обеспечить относительный паритет цен во всех звеньяхэкономики;
Степень государственного регулирования цен изменяется взависимости от состояния экономики.
По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемыхзакупочных ценах в экономической науке сложились четыре концепции. Первая изних — концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормычистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции сучетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобныецены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказываетсявесьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядныхподразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так каквоспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондовэкономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:
Ц=С+V+m/V∙V,
где Ц — цена закупочная, р. /ед., С — материальные затраты,р. /ед., V — прямая оплата труда, р. /ед., m — чистый доход, р. /ед., m/V — нормачистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.
Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистогодохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов. Моделью такойцены служит:
Ц=С+V+m/Фосн.∙Фосн.,
где Фосн. — удельная величина основных фондов на ед. продукции,р. /ед., m/Фосн. — норматив чистого дохода на рубльосновных фондов, р. /р.
Подобные цены стимулируют производство более фондоемкойпродукции, для расширения производства которой предприятию требуетсяотносительно больших фондовых вложений.
Третью концепцию называют обычно моделью усредненнойсебестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленнымресурсам, себестоимости различных продуктов.
Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,
где C+V — себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V — норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.
Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснованиенормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из нихпредставляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая — нарубль основных фондов.
Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,
где m1/V — норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.,m2/Фосн. — норматив чистого дохода на рубль основныхфондов, р/р.
Подобные цены в состоянии стимулировать производство какболее трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция вотечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу приустановлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молоднякживотных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участникамисельскохозяйственных объединений.
Наиболее влиятельными на средние величины реализационных ценявляются государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи судорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и другихматериальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этимсложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмеренияс себестоимостью единицы продукции. Причем средние цены реализации единицыпродукции по тем или иным каналам складываются и с учетом качества продукции исезонности их продажи.
Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукциипредприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночнойсреде. В среднереализационной среде таких предприятий не учтены цены продажипродукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебныххозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуетсяколхозам и совхозам по государственным закупочным ценам.
Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.
ТАБЛИЦА 1.5 Вид продукции
Объем реализации,
тонн Выручено, тыс. руб.
Средняя реализа-
ционная цена 1 тонны, руб. 2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006 1. Зерно 2079 1630 2370 293000 226000 578000 140933 138650 243881 2. Картофель 996 935 1476 125000 134000 153000 125502 143315 106658 3. Овощи от — крытого грунта 563 702 691 94000 103000 66000 166962 146723 95513 4. Рапс 77 220 16000 85000 207792 386364 5. Молоко 2426 3020 3706 579000 866000 1526000 238664 286754 411765 6. Мясо КРС 441 331 447 528000 537000 821000 1197279 1622356 1836689
Из таблицы видно, что наибольшаясредняя реализационная цена 1 тонны в 2004 году была по мясу КРС. И в 2006 годуона достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тоннымолока. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000рублей в 2006 году, по сравнению с 2004 годом. А вот средняя реализационнаяцена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.
Выводы и предложения
В области методологии ценообразования в отечественной изарубежной экономической науке не прекращаются дискуссии. Остается актуальнымвыбор себестоимости, как базы регулируемой цены и обоснование нормы чистогодохода в такой цене. Классическая модель цены по худшим условиям производстване является бесспорной для стран с большими различиями этих условий. Требуютнаучного обоснования интеграционные с мировым и региональными зарубежнымирынками модели цен тарифов на сельскохозяйственную продукцию. Актуальнымявляется научное обоснование соотношения ценового механизма поддержкиотечественных товаропроизводителей в сельском хозяйстве и обеспечениепродовольственной безопасности страны. Целесообразно обосновывать рациональноесоотношение централизованного директивного регулирования закупочных цен сосвободным рыночным ценообразованием.
Новым направлением в ценообразовании является поиск наиболееприемлемого механизма цен в условиях общего регионального аграрного рынка странСНГ. Применительно к закупочным ценам отечественного рынка сельскохозяйственныхпродуктов актуальным является более полный учет качества реализуемой продукциии сезонных сроков ее продажи, так как действующие ныне цены не в полной мерестимулируют повышение качества и конкурентоспособности этой продукции намировом рынке. В качестве методов научных исследований в областисовершенствования методологии ценообразования могут служить метод теоретическойабстракции, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики. Привыборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен напродукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографическихисследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза,расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики икомпьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проектыновых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам ипартнерам по хозяйственным договорам.
Актуальными для нынешнего трансформационного периодаявляются исследования и обоснования путей замедления роста цен и темповинфляции, сочетания ценового, налогового и платежного механизма.