Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«Хабаровская государственнаяакадемия экономики и права»
Кафедрафинансов
Контрольная работапо дисциплине:
ОТРАСЛЕВЫЕОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
Вариант №5 Финансы предприятий сельского хозяйства
Выполнила:студентка 6 ФКс ГМФ
Яковлева ЮлияИгоревна
№ зачетнойкнижки 0720430
Проверил:Солдаткин С.Н.
Южно – Сахалинск
2009
Содержание
Введение
1. Особенности воспроизводства в сельском хозяйстве и ихвлияние на финансовые аспекты функционирования отрасли
2. Структура и особенности обращения основного и оборотногокапитала в сельском хозяйстве
3. Формирование финансовых результатов предприятий сельскогохозяйства
Заключение
Библиографический список
Введение
Сельскоехозяйство – одна из основных и жизненно важных отраслей народного хозяйства. Всоответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности(ОКВЭД) к сельскому хозяйству относятся:
— растениеводство;
— животноводство;
— растениеводство в сочетании с животноводством («смешанное хозяйство);
— представление услуг в области растениеводства и животноводства, кромеветеринарных услуг.
Сельскоехозяйство является одним из основных поставщиков сырья для промышленности. Вкачестве сырья используют более 50% производимой сельскохозяйственнойпродукции. Сельское хозяйство поставляет сырье для легкой, пищевой,комбикормовой и других отрасли промышленности. В свою очередь, сельскоехозяйство – крупный потребитель промышленности продукции (тракторов,автомобилей, машин, оборудования, топлива и смазочных материалов, минеральныхудобрений, комбикормов). В структуре затрат на производство сельскохозяйственнойпродукции на долю промышленных продукции приходится 40%.
Всельскохозяйственном производстве действует ряд удорожающих факторов, вызванныхклиматическими, почвенными особенностями и удаленностью от основных центровобеспечения производственными ресурсами.
Плановыезатраты на реализацию рассчитывают исходя из объема товарной продукциипланируемого года в натуральном выражении по каждому виду продукции и плановосебестоимости единицы продукции
1. Особенности воспроизводства в сельском хозяйстве и ихвлияние на финансовые аспекты функционирования отрасли
В сельскохозяйственномпроизводстве действуют те же объективные экономические законы, что и в другихотраслях. Однако ввиду особенностей самого сельскохозяйственного производствапроявление общих законов имеет свою специфику.
Цельюосуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве являетсяснижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукциив случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также приценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Длядостижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: увеличениеудельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 40%;
обеспечениеустойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве в условиях роста цен напромышленную продукцию;
стабилизацияфинансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышениеинвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Вместес тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развитиясельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски,сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторесоциально-экономических проблем.
Косновным рискам относятся следующие:
макроэкономическиериски — В результате негативных макроэкономических процессов может снизитьсяспрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократитьсяреальные доходы сельского населения;
природно-климатическиериски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, взначительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем,что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайностьсельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченностьживотноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять настепень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционированияотрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционнуюпривлекательность;
социальныериски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальнойнепривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнямижизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографическогокризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения,а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрногосектора;
законодательныериски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы порегулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализацииоформления прав собственности на землю. При этом сложности юридическогооформления права собственности на земельные участки ограничивают возможностьсельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залогаи не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовыересурсы на реальных рыночных условиях.
Государственнаяподдержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средствфедерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплатупроцентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, вразмере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБРФ, действующейна дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат науплату процентов по кредиту (займу).
Финансированиемероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагаетсяосуществлять при условии финансирования из бюджетов субъектов РоссийскойФедерации в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки)ЦБРФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам изаймам, оформленным после 1 января 2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банкаРоссийской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Субсидиипредполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов последующим видам кредитов (займов):
краткосрочныекредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственныморганизациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальныхпредпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частейи материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений,средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальныхресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственныхживотных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственнойпродукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы,осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработкусельскохозяйственной продукции, — на закупку российского сельскохозяйственногосырья для первичной и промышленной переработки;
инвестиционныекредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственныморганизациям и организациям независимо от организационно-правовой формы,осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработкусельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включаяиндивидуальных предпринимателей, — на приобретение оборудования (российского изарубежного производства).
2. Структура и особенности обращения основного и оборотногокапитала в сельском хозяйстве
Характерпроизводства в сельском хозяйстве обуславливает наличие ряда особенностейфункционирования основного и оборотного капитала.
Традиционноосновные фонды сельского хозяйства также подразделяется на производственные инепроизводственные. Основные производственные фонды (ОПФ) представляютсовокупность средств труда, входящих в материально-техническую базу сельскогохозяйства.
Непроизводственныеосновные фонды представлены жилыми и административными зданиями, учреждениямиит.п. они не участвуют в создании материальных ценностей, а только создают дляэтого условия.
Всеосновные производственные фонды делятся на следующие виды:
1)здания, сооружения, передаточные устройства;
2)машины и оборудования;
3)измерительные и регулирующие приборы и устройства (регулирования количества ирасхода кормов, жидкостей и т.п.);
4)транспортные средства;
5)производственный и хозяйственный инвентарь;
6)рабочий скот;
7)продуктивный скот (коровы, быки-производители и т.п.)
8)многолетние насаждения (плодовые, ягодные и т.п.)
9)капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений), в том числе затратына планировку земельных участков, корчевание леса и т.п.;
10)прочие основные фонды.
ОПФподразделяются на основные фонды сельскохозяйственного назначения на их долюприходится до 95%)и основные фонды несельскохозяйственного назначения.
Существенноособенностью оборотных средств является то, что значительная часть ихформируется в натуральной форме, минуя денежную фазу кругооборота. Это семена,корма, органические удобрения, молодняк животных. Состав нормируемыхсобственных оборотных средств предприятий сельского хозяйства включает:
· Производственныезапасы;
· Незавершенноепроизводство;
· Расходы будущихпериодов;
· Готоваяпродукция;
· Дебиторы;
· Денежные средства.
Структураоборотных средств характеризуется высоким удельным весом производственныхзапасов. Они включают в себя: молодняк животных на откорме, семена и посадочныематериалы, запасные части и материалы для ремонта, нефтепродукты, топливо,минеральные удобрения, ядохимикаты и медикаменты, тару и тарные материалы,малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Нормированиесобственных оборотных средств осуществляется путем определения нормативаоборотных средств в денежном выражения без разработки и установления нормзапасов расчет норматива имеет особенности.
1.Молодняк животных и животные на откорме. Норматив рассчитывается исходя изколичества голов молодняка скота и животных на откорме на конец планируемогогода и стоимости головы.
2.Корма. Собственными оборотными средствами покрывается стоимость страховыхзапасов кормов. Все остальные запасы кормов целесообразно покрывать кредитомбанка. В связи с этим норматив по кормам устанавливается в размере стоимостистраховых запасов, составляющих по зернофуражу 8%, сену и соломе на корм –15-20% годового запаса.
3.семена и посадочные материалы. Норматив устанавливается на создание запасасемян и посадочного материала, необходимого для ярового посева и посадокбудущего года, а также для образования страхового фонда в размере 10-15% общейпотребности семенах зерновых культур ярового посева.
4.материальные ценности промышленного производства. Нормирование ведется наоснове типовых норм и уровня фактических запасов, сложившихся в отчетномпериоде:
— медикаментыи ядохимикаты – в размере месячной потребности, твердое топливо – в размере2-месячой потребности;
— минеральные удобрения – в размере среднемесячного поступления в планируемомгоду;
— тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы – из фактического минимальногоостатка по отчету за предшествующий год.
5.незавершенное производство. Сюда относятся затраты под урожай будущих лет:посев озимых культур, подъем зяби, подъем целены, подъем пара, полив орошаемыхземель, известкование почвы, снегозадержание, уход за чайными плантациями иплодоносящими садами и др.
6.дебиторы – норматив определяется исходя из среднесуточной реализации молока,яиц и другой скоропортящейся продукции и сроков периодичности расчетов спокупателями, обусловленных договорами.
7.денежные средства. В связи с неравномерностью реализации продукции итерриториальной удаленностью предприятий сельского хозяйства от учрежденийбанка норматив собственных оборотных средств на денежную наличность в кассе дляоплаты неотложных нужд не должен превышать 0,2% о планового годового фондаоплаты труда.
Несмотряна неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства ипромышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику страныи занимает значительное место по территории, трудовому и производственномуресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственноепроизводство играет важную роль в экономике страны.
Однакоуровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производствоостается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отраслисоставил около 3 процентов их объема в экономике страны. В основном это связанос тем, что сельское хозяйство — отрасль экономики, подверженная большемуколичеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается науровне инвестиционной привлекательности.
Дляизменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственногопроизводства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С цельюповышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовомуоздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, атакже повышению их плодородия.
Дляэффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлятьмероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, втом числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов,определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственногопроизводства и готовой продукции, созданию единой системы информационногообеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированнымикадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отраслисельского хозяйства.
3. Формирование финансовых результатов предприятий сельскогохозяйства
Выручкаот реализации для сельскохозяйственных предприятий так же, как и дляпредприятий других отраслей является основным источником возмещения оборотныхсредств, авансированных в производство, и обеспечения расширенного воспроизводство.Однако, оценка результатов в сельском хозяйстве имеет особенности.
Оценкарезультатов деятельности предприятия выполняется на основе производственных иэкономических показателей. Производственные показатели характеризуют результатыв растениеводстве и животноводстве в натуральном выражении: урожайностьсельскохозяйственных культур (п/га), выход кормов (центнеры кормовых единиц с 1 га кормовой площади), выход кормов (центнеры кормовых единиц с 1 га кормовой площади), продуктивность животных (среднегодовой надой молока на 1 корову, средняя годовая яйценоскостькур-несушек, средний годовой настриг шерсти с 1 овцы, среднесуточный привес,продукция выращивания скота в расчете на 1 голову в среднем за од, выходприплода на 100 голов маточного поголовья по видам скота).
Основойдля расчета экономических показателей служат натуральные производственныепоказатели. Уровень экономических показателей зависит не только от урожайности,и продуктивности, но и от размера затрат на производство и реализацию, уровнярыночных цен, конъюнктуры и прочих условий сбыта продукции. Сегодня сельскохозяйственныепредприятия реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам, складывающимсяпод влиянием спроса и предложении. Экономические показатели рассчитываются повсей произведенной и реализовано продукции.
Планированиевыручки от реализации сельскохозяйственной продукции начинается с определенияваловой продукции, ее товарной части. Валовая продукция сельскохозяйственнойпредприятий включает всю созданную на протяжении года продукциюрастениеводства, животноводства подсобных предприятий и промыслов, а такжестоимость незавершенного производства в размере его разницы на н6ачало и конейгода.
Объемреализации продукции сначала определяется в натуральных показателях, затем – встоимостных. По каждому виду продукции устанавливаются остаток на начало года,приход, расход в планируемом году и остаток на конец года. Объе6м реализуемойпродукции животноводства, определяется на основании оборота стада животных иптиц.
объем финансирования Программы в 2008 — 2012 годахсоставляет за счет средств федерального бюджета — 551,3 млрд. рублей (2008 год- 76,3 млрд. рублей, 2009 год — 100 млрд.рублей, 2010 год — 120 млрд. рублей, 2011год — 125 млрд. рублей,2012 год — 130 млрд. рублей); за счет средств бюджетовсубъектов РФ — 544,3 млрд. рублей (2008 год — 83 млрд. рублей,2009 год — 99,4млрд. рублей,2010 год — 108,3 млрд. рублей, 2011 год- 121,2 млрд. рублей, 2012год — 132,4 млрд. рублей). За счет средств внебюджетных источниковпредусматривается привлечь в 2008 -2010 годах 311 млрд. рублей
Выручкаот реализации продукции по отдельным видам определяется умножениям цены наобъем реализуемой продукции в натуральном выражении. Полученные итогисуммируются по направлениям реализации, по отраслям и в целом по хозяйству.
Кромереализации продукции сельскохозяйственные предприятия оказывают услуги насторону. К ним относятся ремонтные работы, перевозки грузов для стороннихорганизаций и др. выручка определяется по каждому виду услуг и по хозяйству вцелом.
Наоснове начисленной выручки от реализации по отдельным вида продукцииопределяется сумма налога на добавленную стоимость исходя из действующихдифференцированных по видам продукции ставкам.
Заключение
Государственнаяпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годыразработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитиисельского хозяйства».постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.
Экономическийрост в сельском хозяйстве наблюдается с 1999 по 2006 год объем производствапродукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.
Однакос 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства,их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 — 2001 годахсреднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в2002 — 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступаетразвитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортноесырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.
Поотношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российскихтоваропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется свнутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров исельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годомувеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мясаи молока.
Замедлениеэкономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий дляальтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровеньразвития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострениесоциальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют среднийденежный доход и 35 процентов — доход ниже прожиточного уровня.
Основнымипричинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйстваявляются:
низкиетемпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основныхпроизводственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятныеобщие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всегонеудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющийдоступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых,материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансоваянеустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленнойдекапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитиеотрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственнойпродукции;
дефицитквалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельскойместности.
Вэтих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельскихтерриторий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производствана основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетнымнаправлением аграрной экономической политики.
Динамичноеи эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не толькообщеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных вотрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способомсистемного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта,сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то естьдолжно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целейсоциально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Список использованной литературы
1. Земельный кодексРоссийской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (принятГД ФС РФ 28.09.2001г) (ред. от 14.03.2009г)
2. О крестьянском(фермерском) хозяйстве. Федеральный закон от 11.01.2003 г. N 74-ФЗ (ред. от13.05.2008г)
3. Об обороте земельсельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ(ред. 08.05.2009г.) (принят ГД ФС РФ от 26.06.2002г)
4. Отраслевыеособенности организации финансов: учеб. Пособие/сост. С.Н. Солдаткин.Хабаровск: РИЦ ХГАЭП 2007
5. Анализхозяйственнойдеятельности: учеб. Пособие/ [Бариленко В.И. и др.]; под ред. В.И. Бариленко. —М.: Издательство «Омега-Л», 2009. —414 с.: ил., табл. — (Высшее финансовоеобразование)