Введение
Производствозерновых культур в настоящее время весьма осложняется инфляцией в стране и, какследствие, отсутствие финансовых средств у сельскохозяйственных предприятий, атакже увеличивается текучесть квалифицированных кадров. И, тем не менее,сельское хозяйство – важная отрасль народного хозяйства. И поэтому в настоящеевремя на качество эксплуатации машинно-тракторного парка уделяется большоевнимание. За неимением денежных средств у предприятий для приобретения новойтехники, требуется значительно улучшить хранение, техническое обслуживание ииспользование машинно-тракторного парка, укрепить ремонтную базу хозяйств,повышать квалификацию механизаторов и инженерно-технических работников.
Развитиесельскохозяйственного производства в целом во многом зависит от успешной работыинженерной службы, от умения инженерно-технических работников правильноорганизовать использование тракторов, автомобилей, разнообразныхсельскохозяйственных машин и оборудования, постоянно поддерживать технику вработоспособном состоянии, обеспечивать высокое качество механизированных работпри наименьших затратах.
1. Расчетсостава и планирование использования машино-тракторного парка
1.1 Расчетгодового объема механизированных полевых работ и выбор тракторов исельскохозяйственных машин
Выполнениеданного раздела курсового проекта начинается с установления плана производствапродукции полеводства. С этой целью данные таблицы 1 корректируютсяруководителем проекта сводятся к одному севообороту и записываются в таблицу 4.
Таблица 1 — Использование пашни в хозяйстве
№ поля
севооборота Культура или пар Площадь, га Примечание
1
2
3
4
5
6
Чистый пар
Занятый пар
Яровая пшеница
Клевер 1-го года
Клевер 2-го года
Картофель
75
75
150
100
150
200 ИТОГО 750
Из технологических карт возделывания и уборки культур (длякультур, указанных в табл. 4) выбираются все механизированные работы (в томчисле тракторно-транспортные), объем и календарные сроки их выполнения(отдельно по каждой культуре). Эти данные заносятся в табл. 5. Для заполнениятабл.5 применительно к Удмуртской Республике можно воспользоваться данными,приведенными в приложении I. Начинать заполнение таблицы следует с пара.
Часть поля — клевер 2 года пользования — убирают на семена (20 %площади поля).
На сенажкосится клевер I года пользования. Площадь поля, на которой трава должна бытьскошена на сенаж, определяют расчетом, исходя из наличия сенажных траншей(башен) и их вместимости. При выполнении расчетов принять урожайность зеленоймассы травы 20 т/га с влажностью 80 %. объемную удельную массу травы,подвяленной до 55 % и измельченной, — 200… 250 кг/м', объемную удельную массутравы, уложенной в траншею и уплотненной, — 500… 550 кг/м3 (0,5…0,55 т/м3).
На основании табл. 5 составляется календарный график работ поформе табл. 6 (в таблице 6 приведен 9-польный севооборот). На нем по каждойкультуре прямоугольниками нанесены отдельные производственные процессы,выполняемые в данные сроки. Длина прямоугольника соответствуетпродолжительности производственного процесса в рабочих днях.
Все процессы на графике шифруются (цифрами). Одноименныепроизводственные процессы для всех культур получают один и тот же шифр, Справой стороны графика дается расшифровка цифровых обозначений в порядкенарастания числового значения шифра.
По данным календарного графика работ и табл.5 составляется своднаятаблица производственных процессов, выполняемых машинными агрегатами, — таблицагодового объема механизированных полевых работ (табл. 7).
Работы в таблицу заносят в хронологическом порядке их выполненияпо всем полям одновременно. Работы с одинаковым шифром, выполняемые в одни и теже сроки, показываются одной строкой, а в скобках указывают номера полейсевооборота, на которых выполняется данная работа. Объем работ складывается изаписывается одной цифрой.
Призаполнении графы 4, необходимо, прежде всего, обосновать марочный составтракторов. Количество марок тракторов следует брать, возможно, меньше, нодостаточное для обеспечения выполнения всех видов механизированных работ.Рационально в хозяйстве иметь две — три марки тракторов (общего назначения,универсальные и специальные).
Количество марок тракторов определяется зональными иприродно-хозяйственными условиями данного сельскохозяйственного предприятия.
При выборе типов и марок тракторов учитываются:
а) природные условия зоны нахождения хозяйства — почвы и рельефместности;
б) хозяйственные условия — направление хозяйства и возделываемыесельскохозяйственные культуры;
в) размер участков;
г) характер производственных процессов и соотношение междуработами общего назначения (вспашка, боронование и др.), работами по уходу запропашными культурами (междурядная культивация, подкормка и др.) и специальнымиработами (мелиоративные, землеройные и др.);
д) требования комплексной механизации процессов возделываясельскохозяйственных культур.
Для обоснования выбора марок тракторов целесообразно сопоставитьвозможные тяговые сопротивления машин с тяговыми усилиями тракторов, которыепредполагается использовать для выполнения сельскохозяйственных работ.Сопоставление тяговых сопротивлений машин и тяговых усилий тракторов позволитустановить, на какие марки тракторов приходится большее количествопроизводственных процессов.
Ряд машин иорудий, особенно навесные, агрегатируются с трактором определенной марки,следовательно, использование их с тракторами меньшей мощности не представляетсявозможным.
При выборе универсальных тракторов необходимо учитывать технологиювозделываемых культур. Так, например, для выполнения процессов по уходу заовощными и ягодными культурами в садах, а также для выполнения ряда работ при возделываниии уборке льна, зерновых и зернобобовых культур, следует предусмотретьсамоходные шасси и тракторы класса 6 кН (Т-25, Т-16М). Тракторы типа МТЗсуспехом могут применяться в районах возделывания кукурузы, подсолнечника икартофеля.
Основным трактором общего назначения для Удмуртской Республики являетсятрактор класса 30 кН (Т-150, Т-150К, ДТ-75С, ДГ-75М). Характерной особенностьютиповых перспективных технологических карт в районах Нечерноземной зоныявляется использование 'фактора К-701 на пахоте, дисковании, внесении удобренийи на транспорте. Для выполнения специальных энергоемких работ в составе'факторного парка следует предусмотреть тракторы большей мощности.
Рассмотренные выше факторы не являются единственными,определяющими рациональный выбор марок тракторов. На эффективностьиспользования факторного парка большое влияние оказывает длина гона и размерыучастков. Академик Б.С. Свирщевский предложил при выборе тракторов общегоназначения пользоваться номограммой, устанавливающей зависимость тяговоймощности трактора от длины участков, на которых он будет выполнять работы.Номограммой учтены расстояния между участками.
При выборе марок тракторов в соответствии с длиной гона агрегатамобеспечивается высокая сменная выработка и наибольшая экономичность.
Для того, чтобы определить рациональную мощность тракторасоответственно размерам участков поля, необходимо установить средневзвешеннуюдлину гонов на участках данного хозяйства (она может быть взята изданныхпаспортизации полей в хозяйстве шли из приложения 1 или 2).
РекомендацииВсесоюзного института экономики сельского хозяйства к выбору агрегатов длявыполнения работ общего назначения приведены в табл. 8.
Таблица 8 — Рекомендуемые параметры машинно-тракторных агрегатовСельскохозяйственные работы Рекомендуемая ширина захвата агрегатом при длине гона, м 100 200 500 1000 1500 более 1500 Вспашка 0,6 1,2 1;4 1,75 2,8 3,5 Боронование 3,0 9,0 15,0 15,0 21,0 21,0 Культивация сплошная 3,0 8,0 12,0 16,0 16,0 16,0 Лущение стерни 3,0 5,0 10,0 15,0 15,0 20,0 Посев рядовой 2,8 3,6 7,2 14,4 21.6 21,6
В курсовом проекте следует привести расчеты по выбору тракторовдля условий хозяйства, используя метод сравнения. Для сравнительной оценкитракторов разных марок, но одинаковых по назначению могут служить следующиепоказатели:
— затраты труда и средств на единицу работы;
— средневзвешенные эксплуатационные затраты на условный эталонныйга;
— затраты энергии на единицу тяговой мощности; • коэффициентработоспособности;
— металлоемкость процесса;
— энергонасыщенность трактора;
— способность трактора обеспечивать агротехнически допустимуюскоростьпри номинальной загрузке на крюке;
— производительность на одноименных операциях; -условия работы ибезопасность труда трактористов.
Полученные расчетом данные по этим показателям сводятся в таблицу,и делается вывод о том, какого класса тяги и марки тракторы рекомендуютсяхозяйству.
В общем случае, для хозяйства Удмуртской Республики могут бытьвыбраны тракторы класса 50кН (К-701. и др.). 30 кН (Т-150К, Т-150, ДГ-75С,ДТ-75М и др.), класса 14 кН (МТЗ-80,1УГШ2, ЮМЗ-6 и др.). класса 6 кН (Г-25Дсамоходное шасси Т-16М и др.). Следует учесть, что тракторы типа«Беларусь» с успехом могут быть использованы и на работах общегоназначения.
Состав машинно-тракторного агрегата (графы 4,5,6 табл.7) длявыполнения каждой операции выбирается исходя из необходимости обеспечениявысокого качества работы при минимальных затратах труда и средств на единицуработы в условиях отделения (бригады). Тракторы и сельхозмашины должны быть согласованымежду собой по основным параметрам и показателям работы. Например, необходимасогласованность ширины захвата посевных (посадочных) машин и культиваторов,ширина захвата жаток и пропускной способности комбайнов, принятого междурядья,колеи и размеров колес трактора и т.д.
При выборе агрегатов учитывают как наличие тракторов исельскохозяйственных машин в хозяйстве, гак и эксплуатационные затраты на 1 гапри выполнении рассматриваемой операции различными агрегатами, которые указаныв примерных технологических картах. Дня выполнения операции принимаетсянаиболее экономичный агрегат.
Затрата труда3, на площади посева (пашни) для работ, измеряемых в га, определяют по формуле:
/>
где п — количество обслуживающего персонала (графы 7 и 8);
W, — часовая норма производительности, га/ч.
Затраты трудана га площади посева (пашни) для работ, измеряемых в т, тем, м и другихединицах измерения, кроме га, определяют по формуле:
/>
где Н — норма внесения удобрений, кроме высева семян, объемтранспортных работ и тд, отнесенных к 1 га площади посева (пашни), (т, тем,м'Уга;
Wчп- часовая норма производительности, (т, ткм, м3)/ч.
Эксплуатационныезатраты на единицу выполненной работы складываются из следующих элементов:
/>
где ∑Sa — сумма амортизационных отчислений по всем элементамагрегата — трактор, сельскохозяйственная машина, сцепка, руб/га;
∑Spr- сумма затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание,включая хранение, по всем элементам агрегата, руб/га;
Sтс- стоимость топлива и смазочных материалов, расходуемых приработе агрегата, руб/га;
Sвм — стоимость вспомогательных материалов (шпагат, проволока,тара и др.), расходуемых при работе агрегата, руб/га;
Sз — расходна заработную плату рабочим механизаторам и вспомогательным рабочим,обслуживающим агрегат, руб/га.
/>
где Sar, Sacu. Зам — отчисления на амортизацию трактора, сцепки,сельскохозяйственной машины, руб/га;
Spmm, Spcu, Брм — отчисления на текущий ремонт и техническоеобслуживание 'фактора, сцепки, сельскохозяйственной машины, руб/га; |Ы — количество с.-х. машин в агрегате.
Размеротчислений на амортизацию, а также на текущий ремонт и техническое обслуживаниетрактора производится по формулам:
/>
где Б — балансовая стоимость трактора (цена по прейскуранту сдобавлением 10-12% на торговые и транспортные расходы), руб.;
ар, ак, атр, ат — нормы годовых отчислений на реновацию,капитальный ремонт, текущий ремонт, техническое обслуживание фактора, %; Тг — нормативная годовая загрузка трактора, ч; W4 — часовая нормапроизводительности, га/ч. Аналогично подсчитывают отчисления и подрулим машинамагрегата. Следует обратить внимание
на то, что отчислений на капитальный ремонт сельскохозяйственныхмашин не делают. Затраты на топливо и смазочные материалы на 1 га рассчитываютпо формуле:
/>
где gra — норма расхода топлива, л/га, кг/га,
Цт — комплексная цена 1 кг топлива, включает расходы на основное ипусковое топливо и смазочные материмы.
Зафаты на вспомогательные материалы (шпагат, проволока, тара идр.), расходуемые при работе агрегата:
/>
где g, — расход вспомогательных материалов, кг/га;
Цв — ценаматериалов, руб/кг.
Расходы на заработную плату рабочим, 'обслуживающим агрегат,определяются согласно существующему положению об оплате труда работников сельскохозяйственногопроизводства. 8 основу расчета принимается тарифная сетка, сдельные дневныетарифные ставки, решения хозяйства по оплате фуда.
Исходя ихдневных тарифных славок и тарификации работ, определяется основная заработнаяплата всех рабочих агрегата за сменную норму и в расчете на 1 га (без учетаначислений на зарплату) или согласно решению хозяйства по оплате.
/>
где к — коэффициент, учитывающий надбавки за ютассность;
к,-коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
п us, л, — количество механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих агрегат;
fi, f2 — дневные тарифные ставки механизаторов и вспомогательных рабочих, руб/смена;
Wo,-сменнаяпроизводительность, га/см.
Эксплуатационныезатрать! могут быть подсчитаны по обобщенной формуле:
/>
где Б1 -балансовая стоимость 1-ой машины, руб.;
А, Р — доли отчислений (отчисления в %, деленные на 100) отбалансовой стоимости i — ой машины соответственно на амортизацию и ремонты;
Tri — годовая загрузка i — ой машины, ч;
mj — количество персонала, обслуживающего агрегат с оплатой по j-разряду тарифной сетки, чел;
fj — тарифная ставка по j-разряду со всеми начислениями, руб/ч;
N„ — номинальная мощность двигателя фактора, кВт;
ga, — удельный расход топлива, кг/(кВт х ч);
Ne — коэффициент загрузки двигателя (на полевых работах-0,8;
на транспортных и погрузочно — разгрузочных работах — 0,5.
Если известна норма расхода топлива gm то вместо Nraх g„ х tNc подставляют ее. Приведенные затраты, учитывающие нетолько эксплуатационные издержки, но и долю капитальных вложений, приходящихся на1 га, определяют по формуле:
/>
где Е- — коэффициент эффективности капиталовложений (Е=0,15..0,25).
Количество машин в агрегате (графа 6, табл. 7) принимается наоснове рекомендаций с учетом местных условий так, чтобы обеспечить максимальнуюпроизводительность агрегата. Для 1-2 сложных агрегатов (пахота, боронование,культивация с боронованием, посев) количество машин следует определитьрасчетом. Весь расчет по заданным агрегатам должен быть изложен в пояснительнойзаписке. Порядок расчет состава агрегата студентами рассмотрен при выполнениирасчетных практических заданий (задание «Комплектование машинно-тракторныхагрегатов»).
В графах 7-8 проставляется количество обслуживающего персоналаотдельно механизаторов и вспомогательных рабочих. К механизаторам относитьтрактористов, комбайнеров, машинистов, шоферов.
Календарные сроки выполнения работ (графа 9) принимают наосновании средних, многолетних данных наблюдений климатических условий дляданной зоны. Агротехнический срок проведения работы в рабочих днях (графа 10)должен устанавливаться в зависимости от вида работы, стоимости применяемыхмашин в агрегате, удельных потерь продукции и должен быть в каждом случае экономическиобоснован. Ориентировочные сроки, выполнения отдельных работ з условияхУдмуртской Республики приведены в приложении 1.
Длительность рабочего дня определяется (графа II) исходя из видавыполняемой работы и напряженности данного периода. Например, при расчетенапряженного периода весеннего сева, можно принимать в среднем 14 часов всутки, ухода за растениями -10 часов, зяблевой вспашки -14 часов. Дляагрегатов, требующих большого числа обслуживающего персонала, устанавливаетсяработа в 1 смену — 7 часов (уборка картофеля, овощей, посадка рассады и т.д.).
Примечание: в отдельные дни напряженных периодов по решениюправления колхоза или администрации хозяйства А ОТ, СХТ и его профорганизациидопускается удлинение рабочей смены свыше 7 часов, с компенсациейпереработанного времени в менее напряженные периоды.
В графу 12 записывают сменную норму выработки с учетом группировкихозяйств Удмуртской Республики по нормообразующим факторам и делят ее на 7(время смены), определяют часовую норму выработки (графа 13). Умножив последнююна продолжительность работы в течение дня (графа 11), находят дневную нормувыработки (графа 14). При работе с ядохимикатами длительность смены б часов. Сучебной целью могут быть использованы данные, приведенные в приложении 2.
Если сменная норма выработки для данного агрегата в хозяйстве неустановлена, то ее можно определить расчетом.
Выработку агрегата за агротехнический срок Wa (графа 15)определяют по формуле:
/> (14)
где Ws — производительность агрегата за рабочий день,га (графа 14);
Др — агротехнический срок проведения работы в рабочих днях (графа10);
Киа — коэффициент использования агрегата, учитывающий простоимашин из-за технического обслуживания, ремонта машин и погодных условий.
Для условий Удмуртской Республики на различных операциях можно ориентировочнопринимать следующие значения Киа:
боронование -0,80,..0,90 сплошная культивация — 0,80...0,90
междурядная обработка — 0,80.,, 0,85
сев зерновых -0,80...0,85 посев кукурузы и посадка картофеля — 0,80… 0,85
уборка зерновых — 0.75 0.80
уборка трав на сено — 0,75...0,80 уборка картофеля, овощей, кукурузы- 0,80… 0,85
пахота -0,80… 0,90
Потребноеколичество агрегатов для выполнения данной работы (графа 6), при условиизанятости одной марки тракторов, определяется по формуле:
/>
де ft -объем работ, физических га (графа 3);
Wh — часовая норма производительности, га/ч (графа 13):
Д, — количество рабочих дней работы;
Tg — продолжительность работы агрегата в сутки, ч (графа 11).
При расчете п» должно быть целым числом. Этого добиваются, изменяяДр и Tg.
Количество механизаторов, занятых ежедневно на выполнении даннойоперации (графа 17), определяют перемножением количества механизаторов,обслуживающих один агрегат, на количество агрегатов и смен. Также определяетсяи количество вспомогательных рабочих.
Объем работыв нормо-сменах (графа 19) определяют делением объема работ в физическихединицах (графа 3) на технически обоснованную сменную норму выработки агрегата(графа 12).
Объем работы в условных эталонных гектарах (графа 20) вычисляют,умножая количество нормо-смен (графа!0) на сменную эталоннуювыработку трактора, включенного в состав данного агрегата. Эталонную сменнуювыработку данного трактора определяют, умножая коэффициент перевода его вусловные тракторы на продолжительность смены в часах. (Коэффициенты переводафизических тракторов в условные тракторы численно равны производительностифизических тракторов в условных эталонных гектарах за 1 час сменного времени).Длительность смены — 7 часов, на работах с вредными условиями труда(опрыскивание гербицидами, опыливание ядохимикатами, протравливание и т.п.) — 6часов.
Если выполняется работа, учитываемая в часах (повременно), и нанее не установлена технически обоснованная норма выработки, число выполненныхнормосмен определяется делением количества часов, фактически отработанных изафиксированных в учетном (путевом) листе тракториста-машиниста, на 7 часов.
В графу 18 табл. 7 записывают норму расхода топлива на 1 га.Умножив ее на объем работы (графа 3), находят норму расхода топлива на весьобъем работы (графа 22).
После заполнения таблицы 7 подводятся итоги по графам 19,20 и 22. Поданным таблицы 7 вычерчиваются графики машиноиснользования и графикипотребности в рабочей силе (механизаторов и вспомогательных рабочих) по каждоймарке факторов отдельно (рис. 1).
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/> руб/га
/>руб/га
/>руб/га
1.2 Построениеграфиков машиноиспользования и расчет состава парка
Для построения графика машиноиспользования по оси абсциссоткладывается время выполнения данной сельскохозяйственной работы в днях, а пооси ординат — количество тракторов данной марки, потребное для выполнения этойработы (см. рисунок 1).
В результате такого построения получается прямоугольник,характеризующий затраты механической энергии на выполнение сельскохозяйственнойработы в календарных тракторо-днях.
Построенные таким способом графики машиноиспользования обычнопоказывают большую неравномерность в использовании факторов. В таких случаяхграфики подвергаются корректировке, цель которой — улучшить использованиетракторов и уменьшить количество потребных тракторов в наиболее напряженныепериоды сельскохозяйственных работ.
Способы корректировки:
а) частичное перераспределение работ между марками тракторов.Например, привлечение пропашных тракторов к выполнению работ общего назначения(культивация пара, боронование, лущение стерни);
б) передача работ на самоходные машины;
в) изменение количества тракторов, выделяемых на данную работу вотдельные дни общего периода времени ее выполнения;
г) уточнение и корректировка времени выполнения отдельных полевыхработ в пределах наилучших сроков.
Корректировкой графиков машиноиспользования необходимо добиваться,возможно, более равномерного использования тракторов в течение всего периодасельскохозяйственных полевых работ, не допуская наряду с этим нарушенияосновного требования агротехники: выполнения работ в определенные и сжатыесроки.
На этом же графике строится интегральная кривая средней загрузкиодного фактора данной марки за сезон в усл.эт.га.
Наибольшие ординаты на графиках машиноиспользования (после ихкорректировки) определяют эксплуатационный парк тракторов (пэ),занятых непосредственно на выполнении сельскохозяйственных процессов.
Общее количество тракторов (пи), или инвентарный парктракторов определится из выражения:
nи=nэ/Kг (17)
1.3 Построение графиков загрузки тракторов
Принимая состав машинно-тракторного парка, полученный расчетом задействительный, необходимо произвести загрузку каждого хозяйственного тракторапо форме, показанной на рис. 2. (Содержание всех граф и цифры в каждую графупереносятся из табл. 7.)
Каждому трактору присваивается определенный хозяйственный номер ипроизводится разбивка работ по тракторам. Внизу графика показывается занятостькаждого трактора в течение всего сезона и подсчи-тывается их выработка ву.э.га., а также определяется количество часов работа тракторов за сезон ирасход топлива.
1.4 Расчет потребности количества топлива и смазочных материалов иобоснование размеров емкости для их хранения
Потребность в топливе для двигателей тракторов, самоходных шасси икомбайнов определяехя на основе планируемого объема работ и норм расходатоплива на! га данного вида работ (табл. 7 графы 2! и 22).
Годовой расход топлива может быть определен и расчетом
/>
1.5 Расчет потребного количества транспортных средств на периодуборки урожая полевых культур
Порядок работы следующий. Составляется таблица с исходными даннымидня расчета (табл. 11), в которой отражаются вид грузов (зерновые, силосные,картофель), объем и расстояния перевозок. Все данные берутся из предыдущихразделов.
При ведении расчетов исходить из условия, что уборочные машиныработают комплексами и звеньями, погрузка и разгрузка продукции механизированы.(Количеством уборочных машин в группе задаться).
По этим данным подобрать марочный состав и рассчитать потребноеколичество транспортных средств, подобрать средства механизации погрузки иразгрузки продукции. Количество продукции, перевозимой на заготовительныепункты (внехезяйственные перевозки), принять по данным хозяйства. Если этихданных нет, то условно считать, что в складах хозяйства остается по 0,4т зернас 1 га и 0,5 общего количества собранного картофеля.
Все расчеты удобнее вести в порядке и по форме табл. 12
Графы 2,3,4,5,6,7 заполняются поданным таблиц 11 и 7. Среднийежедневный объем работы (графа 8) находится делением данных графы 7 на данныеграфы 4. Марку транспортного средства выбирают, исходя из характеристики грузаи транспортного средства (приложение 9).
Дневная производительность автомобиля определяется по формуле
/>
Средняя ежедневная потребность в транспортных средствахопределится делением данных графы 8 на данные графы 10.
Расчет потребного количества топлива и смазочных материаловпроизводят по нормам, приведенным в приложениях 9 и 10.
Расчет потребного количества транспортных средств для обслуживанияуборочных машин производят, исходя из необходимости обеспечить безостановочнуюработу последних. В этом случае количество выбранных транспортных средствопределяют по формуле:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
При работе силосоуборочных и картофелеуборочных комбайнов, имея ввиду, что продукция непосредственно поступает в кузов автомобиля, время егозаполнения определяют так же по вышеприведенной формуле, в которой значение V6берут равным объему кузова автомобиля (с возможным его наращиванием).
В зависимости от конкретной организации уборочных работ ввыражении Тоб подставляются (или исключаются) сдельные элементы затрат времени.
Поданным табл. 12 строится график загрузки автомобилей (аналогичнографикам машиноиспользования и на том же листе), определяется эксплуатационныйи списочный состав их.
/> т.км
/>мин
/> мин
/> т.км/ч
Время смены
/> т.км
Количество рейсов
/>
Расход топлива за смену
/> л
/> ч
/> га
/>
2. Расчет и планирование технической эксплуатации машин
2.1 Составление годового плана технических обслуживании и ремонта
Годовой план технических обслуживании и ремонт тракторов,комбайнов и других сельскохозяйственных машин составляется в хозяйстве дляопределения: затрат, на проведение периодических технических обслуживании иремонтов, трудоемкости работ, потребного количества рабочих, равномернойзагрузки пунктов технического обслуживания и ремонтных мастерских, потребностив запасных частях и ремонтных материалах.
Годовой план проведения технических обслуживании и ремонтовтракторов составляют по месяцам года. Форма плана приведена в табл.14. Для егосоставления необходимо иметь:
— загрузку каждого хозяйственного номера трактора по месяцам (в л.топлива или у.э.га);
— выработку трактора на начало планируемого периода откапитального ремонта или с начала его эксплуатации, а так же вид и датупоследнего технического обслуживания или ремонта;
— периодичность технических обслуживании и ремонтов для каждоймарки трактора (в кг топлива или у.э.га., литрах топлива)
Плановую загрузку каждого трактора можно принять по среднейфактической наработке за последние 2-3 года (с необходимой корректировкой).
В данном курсовом проекте загрузка тракторов по месяцам определяетсяпо графику загрузки тракторов (рисунок 2), С этой целью строятся графикирасхода топлива (рисунок 3) для каждого трактора (по маркам) нарастающимитогом. При построении кривой расхода топлива конкретным трактором выбираются(рисунок 2) все работы, которые он выполняет и в соответствующей графеопределяется расход топлива. Если данная работа выполняется несколькимитракторами, то цифру расхода топлива надо предварительно разделить на числотракторов. После построения графиков расхода топлива нетрудно определить по нимрасход топлива каждым трактором в отдельные месяцы. Эта цифры и заносятся вгодовой план (графы 7,11 и т.д.). под ними (в знаменателе) записывают расходтоплива на начало планируемого периода (например, в графе 7: 1200+2600=3800).
Государственным стандартом для тракторов в процессе использованияустановлены следующие виды технического обслуживания:
техническое обслуживание при обкатке; ежесменное техническоеобслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническоеобслуживание (ТО-2); третье техническое обслуживание (ТО-3); сезонноетехническое обслуживание (СТО); техническое обслуживание в особых условияхэксплуатации. Периодичность технических обслуживании и ремонтов за -факторами вкг топлива и условных эталонных га приведена в приложении! I. Периодичность вмото-часах для всех марок тракторов одинакова и равна: ТО-1-125 мото-часов;ТО-2-500 мото-часов, ТО-3-1000 мото-часов, текущих ремонт-2000 мото-часов,капитальный ремонт — 6000 мото-часов.
Сезонное обслуживание проводят два раза в год — перед переходом квесеннее — летней и осеннее — зимней эксплуатации.
Чтобы упростить заполнение формы годового плана техническихобслуживании и ремонтов, Составляют вспомогательную таблицу (табл. 15) накаждую марку трактора, используемых в проекте. При этом имеют в виду кратностьтехнических обслуживании и ремонтов и их чередование (цифры -номера техническихобслуживании, TP — текущий ремонт, КР — капитальный ремонт):
1112 1113 1112 111 TP,
1112 1113 1112 111 TP,
1112 1113 1112 111 KP
Таблица 15 — Периодичность технических обслуживании по тракторам,в литрах Виды ТО Трактора ТО-1 ТО-2 ТО-3 К-701 4 800 23000 46000 К — 700 4000 16000 32000 ДТ-75 N4,175 С 1450 5800 11600 МТЗ- 80/82 1050 4200 8400 ЮМЗ -6 AM 820 3300 6600 Т-40.Т-40А 540 2160 8640 Т-25, Т-25 A3 500 2000 4000 /> /> /> /> />
После заполнения плана по одной марке трактора подсчитываютколичество технических обслуживании и ремонтов (отдельно по каждому номеру) вкаждом месяце и за год. Затем ту же работу проводит по другим маркам тракторов.
Количество сезонных технических обслуживании (два на каждыйтрактор) вписывают в соответствующие месяцы суммарно по каждой марке трактора.
Государственным стандартом.для сельскохозяйственных машин впроцессе их обкатки и использования установлены следующие виды плановоготехнического обслуживания:
техническое обслуживание при транспортировке: техническоеобслуживание при обкатке; ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); первоетехническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2);послесезонное техническое обслуживание.
Таблица 15а — Виды технического обслуживания по группамсельскохозяйственных машин при их обкатке и использовании указаны нижеСельскохозяйственные машины ТО при транспортировке ТО при обкатке ЕТО ТО1 ТО2 После-сезонное ТО Самоходные комбайны и машины + + + + + + Специальные безмоторные прицепные комбайны, сеноуборочные машины, жатки, машины по защите растений, прицепы, полуприцепы + + + + - + Почвообрабатывающие, посевные и посадочные машины, машины по внесению удобрений, ядохимикатов + + + - - +
Периодичность ТО-1 — 60 мото — часов (60 часов — для машин бездвигателей), периодичность ТО — 2 -240 мото-часов (240 часов). Самоходныекомбайны и машины подвергаются текущему и капитальному ремонту, остальныемашины — текущему ремонт)'.
Годовой план технических обслуживании и ремонтов отдельных группсельскохозяйственных машин составляют по форме таблиц 16,16 а, 17.
Потребность в ремонте простых сельскохозяйственных машинопределяют по данным технического осмотра, При планировании в курсовом проектеможно принять, что ремонту подлежит80 % каждого типа машин. Следует так жеиметь ввиду, что ремонт сельскохозяйственных машин целесообразно проводитьсразу по окончании ими полевых работ.
2.2 Выбор типа поста технических обслуживании и определениезагрузки мастеров — наладчиков и слесарей
Тип поста технических обслуживании (стационарный, передвижной,стационарно передвижной) может быть определен аналитически. Простейший метод:определяют средний радиус переездов агрегатов и если он получается более 4...5км, принимают передвижной пост технических обслуживании, если меньше — стационарный. Однако в условиях Удмуртии стационарный пест необходим и,поэтому, как отмечается многими авторами, чаще всего желательно иметь стационарно- передвижной пост технических обслуживании (в распоряжении мастера — наладчикаоборудование стационарного поста технических обслуживании и плюс агрегаттехнических обслуживании).
В зависимости от организации технического обслуживания в хозяйствеи объема работ состав звена технического обслуживания может быть разным: а) взвено может входить только мастер-наладчик;
б) в звене кроме мастера — наладчика имеется еще его помощник;
в) в обоих вариантах к выполнению технических обслуживании может привлекатьсятракторист с обслуживаемого трактора. Основной работай звена являетсявыполнение периодических технических обслуживании 1 и 2 (частично и 3) затракторами строго по плану.
Догрузка работников звена может быть осуществлена за счетвыполнения несрочных работ: ремонт простых сельскохозяйственных машин,подготовка и постановка их на хранение.
Практика показала, что состав звеньев и объем их работы может бытьзначительно расширен. При установившемся на сегодня методе техническогообслуживания наиболее приемлемым считают, когда в звено входит толькомастер-наладчик, а ему при проведении технического обслуживания за тракторомпомогает тракторист. При этом последний выполняет до 40% общего объема работ,связанных с выполнением технических обслуживании. Таким образом, дата мастера — наладчика в общей трудоемкости технических обслуживании составит 60% (К=0,6), адоля тракториста — 40%(Кт=0,4). Рабочий фонд времени мастера-наладчика:
/>
Таким образом, при работе мастера-наладчика на стационарном постуфонд рабочего времени его составит:
/> чел-ч.
Фонд чистого рабочего поста (Фпр) сложится из фонда временимастера-наладчика (Фмр) и тракториста (Фтр)
Фпр=Фмр+Фтр (27)
Фпр=165+110 = 275 чел-ч
Теперь необходимо подсчитать трудоемкость работ, выполняемых вотделении (в бригаде) в каждом месяце, построить график, нанести на него фондвремени поста и решить такие вопросы:
— какова загрузка поста;
— какое количество человек требуется фактически;
— какими работами загрузить работников звена.
Считаем, что работы, связанные с диагностикой факторов ивыполнением ТОЗ, проводятся в центральной ремонтной мастерской.
На пункте технического обслуживания отделения (бригады)выполняются следующие работы:
— ТО-1 и ТО-2 за тракторами;
— периодические и послесезонные технические обслуживания закомбайнами; постановка их на хранение, уход и снятие с хранения;
— послесезонные технические обслуживания за простымисельскохозяйственными машинами; постановка их на хранение, уход и снятие схранения;
— ремонт сельскохозяйственных машин, хранящихся на пугалетехнического обслуживания.
Подсчет трудоемкости технических обслуживании за тракторамиудобнее провести по форме табл. 19.
Кол ичество технических обслуживани й по видам выписывают из табл.14. Трудоемкость технических, обслуживании за тракторами из справочнойлитературы.
Подсчет трудоемкости периодических и послесезонных техническихобслуживании за самоходными комбайнами и машинами; затраты труда на постановкумашин на хранение, уход и снятие с хранения производят в соответствии сподсчетом каждого вида работ (табл.20), используя нормативные данные.
2.3 Подсчет отчислений на зарплату звена технических обслуживаний
Расчет отчислений на техническое обслуживание и ремонтпроизводится отдельно по каждому виду машин на год, исходя из наработки ву.э.га (или га убранной площади) и нормативов отчислений, принятых в хозяйстве.
Наработку тракторов за год можно взять из табл. 13, а комбайнов исельскохозяйственных машин – из табл. 7.
Весь подсчет удобнее провести по форме табл.22.
При определении общей суммы отчислений на зарплату расчет ведутотдельно для мастера-наладчика и помогающего ему при выполнении техническогообслуживания тракториста.
Основная заработная плата мастера-наладчика складывается из оплатыза выполненные технические обслуживания и за вспомогательное время,затрачиваемое на переезды, подготовку агрегата (поста) к работе и уход за ним.
Величину вспомогательного времени определяют, исходя из типа постатехнического обслуживания и коэффициента использования времени (таблица 18). Впримере, приведенном в п.2, разд.З из общего месячного фонда времени (173,! ч)на работу, связанную с проведением технических обслуживании тратится 165ч.Вспомогательное время в этом случае составит:
Тв= 173,1-165=8,14
Оплата мастера-наладчика за выполняемые технические обслуживанияпроизводится, исхода из сдельных ставок IV-V разрядов тракториста-машиниста.При оплате по V разряду имея в виду, что в месяце 25,4 рабочих дня и общий фондвремени 173,1 часа, расценки за один человеко-час периодического обслуживаниясоставят:
/>коп
За вспомогательное время мастеру-наладчику оплачивают, исходя изповременной ставки IV разряда тарифной сетки тракториста-машиниста. По аналогиис вышеописанным расценка за 1 час вспомогательного времени
/> коп
Трактористу-машинисту, участвующему в проведении техническогообслуживания, оплачивают, исходя из сдельной ставки II разряда тарифной сеткитракториста-машиниста, за один человеко-час периодического техническогообслуживания ему выплачивается:
/> коп
Пример расчета дан в ценах 1985 г. В действительности используютсярасчетные схемы хозяйства, на стоящего периода.
Мастеру-наладчику за совмещение обязанности водителя трактора(автомобиля) — агрегата технического обслуживания выплачивается до 30% отповременной ставки тракториста-машиниста Ш разряда (АТО-П, АТО-С) или от ставкишофера (АТО-А).
Для упрощения расчетов, связанных с начислением зарплаты завыполненные технические обслуживания в хозяйствах определяют расценки затехнические обслуживания и заносят их в таблицу (табл.22). Расценки определяютиз выражения:
Sro = Tro (Км xf{+Krxf2),
Вспомогательное время
/>
Расценки за один человек-час периодического обслуживания:
/> руб
Расценки за один человек-час вспомогательного времени:
/> руб
Расценки за один человек-час периодического техническогообслуживания:
/> руб
Расценки за ТО2 трактора МТЗ80
/> руб
В том числе мастеру наладчику:
/> руб
трактористу
/> руб
Таблица 13 — Расценки за технические обслуживанияМарка трактора Мастер-наладчик Тракторист ДТ75 0,45 1,68 3,96 0,17 0,64 1,52 МТЗ80/82 0,31 1,2 3,36 0,12 0,46 1,29 Т150К 0,12 0,85 7,32 0,05 0,32 2,81 К700 0,85 1,76 7,42 0,32 0,67 2,85
Составлениеоперационной карты на проведение ТО-1 трактора ДТ-75М
Первое ТОвключает в себя операции ЕТО:
· наружнаяочистка;
· проверканаружных креплений;
· устранениеподтеканий масла, воды, топлива и электролита;
· проверкеуровня (и дозаправке) масла, топлива и воды в картере и ёмкостях (электролита ваккумуляторе)
· проверкаработы контрольных приборов и механизмов.
И операциисамого ТО -1:
· дополнительныепроверки и подтяжки наружных креплений;
· смазкасборочных единиц и механизмов;
· очисткафильтров топлива и масла;
· проверкаи регулировка механизмов.
Операции ТОвыполняет тракторист и мастер-наладчик.
Операционнаятехнологическая карта представлена в прил. 7. Следует отметить, что общаятрудоёмкость при проведении ТО -1 трактора ДТ – 75М составляет 2,7 чел-ч. Приэтом общая продолжительность ТО составляет 164 мин (2,7 ч).
Заключение
В данномпроекте произведен анализ хозяйственной деятельности в области возделываниязерновых культур. Произведен анализ использования машинно-тракторного парка вэтой области. Разработан план механизированных полевых работ с учётом расходатоплива отдельно по каждому трактору, комбайну в течение всего планируемогопериода. По каждому трактору и комбайну также произведен план проведениятехнических обслуживаний и ремонтов в течение планируемого периода. Определенапотребность в механизаторах и вспомогательных рабочих и в мастерах-наладчикахпо ремонту и техническому обслуживанию в ремонтной мастерской в зависимости отгодовой загрузки пункта технического обслуживания и ремонтной мастерской.