БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра экономического права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Природоресурсное право»
студентки III курса дистанционного обучения
Специальность «Менеджмент»
Вариант II
Проверил
преподаватель
МИНСК
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1……………………………………………………………………………….3
Задание 2……………………………………………………………………………….4
Задание 3……………………………………………………………………………….6
Список литературы……………………………………………………………………8
1. Функцииуправления природопользованием и охраной окружающей среды.
Экологическоеи социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом игосударственного особенно определяется тем, что путем последовательнойреализации требований законодательства относительно распоряжения природнымиресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредныхвоздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересовчеловека и гражданина.
Прежде всего в рамках управления (а затем – спомощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правомокружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом овидах управления. Управление природопользованием и охраной окружающей средыосуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственнымии муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное,производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотямуниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РБгосударственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, всилу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный видуправления в рассматриваемой сфере.
Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи пообеспечению рационального природопользования и охраны окружающей средывыполняются названными субъектами разные, соответственно и содержаниеуправления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тожеразное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управленияпредставляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраныокружающей среды и рационального природопользования. К таким функциямотносятся:
§ созданиесистемы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
§ подзаконноенормотворчество;
§ координациядеятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
§ распоряжение(управление) природными ресурсами;
§ планированиеиспользования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
§ экологическоенормирование;
§ экологическаяэкспертиза;
§ экологическоелицензирование;
§ экологическаясертификация;
§ экологическийаудит;
§ наблюдениеза состоянием окружающей среды;
§ учетсостояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды вцелом, а также вредных воздействии;
§ контрольза использованием и охраной объектов природы;
§ разрешениев административном порядке споров о праве природопользования и охраныокружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленныефункции. Например, такие функции, как экологическое нормирование,лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственногоуправления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъектыуправленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватнымиправами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рациональногоприродопользования в соответствии с требованиями законодательства.
2. Задача № 1.
Член общества охотников Богданович, находясь на территории заповедника сружьем и другим охотничьим снаряжением, неожиданно столкнулся с волком.Выстрелом в упор охотник застрелил зверя, но был задержан охраной заповедника.При задержании Богданович заявил, что он стрелял в порядке самозащиты, крометого, согласно правилам охоты, истребление волков – одна из обязанностейохотников, которая не ограничивается никакими правилами и условиями.
Дайте определение понятию и укажите состав особо охраняемых природныхтерриторий. Охарактеризуйте виды ответственности за нарушение законодательстваоб особо охраняемых территориях. К каким видам ответственности следует привлечьБогдановича?
Особо охраняемые природные территории – участки земли (включаяатмосферный воздух над ними и недра) с уникальными эталонными или иными ценнымиприродными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное,историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью иличастично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режимохраны и использования.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются взависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особойохране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственногоуправления их функционированием.
Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природныхтерриторий:
§ заповедник;
§ национальныйпарк;
§ заказник;
§ памятникприроды.
Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природнымитерриториями республиканского значения.
Заказники памятники природы могут быть особо охраняемыми природнымитерриториями республиканского или местного значения.
Ответственностьза нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях иобъектах.
Лица, виновные в нецелевом использовании особо охраняемых
природных территорий иобъектов, в том числе:
§ самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий и объектов;
§ осуществлениив пределах особо охраняемых природных территорий
и объектов, их защитныхзон запрещенной хозяйственной деятельности;
§ нарушениипорядка пользования животным и растительным миром и
нарушении правил ихохраны;
§ нарушении требований разрешений на использование этих
территорий и объектов;
§ порче, повреждении и уничтожении природных комплексов,
зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий и объектов, — несут административную или уголовную ответственность в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
Заповедники инациональные парки должны предъявлять юридическим
и физическим лицам иски овозмещении ущерба, причиненного нарушением
установленного режима.
По условию задания, охотник находился на территории заповедника с ружьем и другим охотничьим снаряжением. Согласно установленному режиму заповедников, запрещено находиться на территории заповедников с ружьем, или другим оружием. С оружием на территории заповедников могут находиться только работники заповедников. За нахождение на территории заповедника с оружием Богдановича следует привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также лишение прав на охоту, и лишение права на оружие.
3. Задача № 2.
Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в частнуюсобственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. Впроцессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правилахранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению.Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности зазагрязнение вод, однако свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, чтоводоем находится в его собственности.
Имеют ли право частные собственники земель строить пруды на своихучастках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?
В соответствии со статьей 64, пункта 6 Кодекса Республики Беларусь о земле, землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы.
За несоблюдение правил хранения минеральных удобрений на граждан налагается административное взыскание, предусмотренное Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Также за загрязнение водного объекта путем поступления в него загрязняющих веществ (бытовых, производственных отходов, сточных вод), нарушающих состав и свойства воды, в том числе вследствие эксплуатации неисправных очистных сооружений, нарушений правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов. Привлечение к ответственности гражданина Лебедева правомерно, потому что, несмотря на то, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле он имеет право строить на своем земельном участке пруды, он допустил правонарушения в области охраны окружающей природной среды. Ответственность за земельные правонарушения вместе с лицами, не состоящими в земельных правоотношениях, но допустившими нарушения правил пользования и охраны земель, несут субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли).
В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право:учебное пособие. Мн.: Ураджай, 1999.
2. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природныхтерриториях» от 20 октября 1994 года в редакции от 23 мая 2000 года.
3. Земельное право: учеб.-метод. комплекс для студентовзаоч. и дистанц. форм обучения специальности «Правоведение»/ Авт.-сост. Н. А.Шингель. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. – 118 с.
4. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999года.
5. Кодекс Республики Беларусь об административныхправонарушениях.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
7. www.pravo2002.by.ru