Министерствовнутренних дел Российской Федерации
Белгородскийюридический институт
Кафедра гражданско-правовыхдисциплин
Дисциплина «Земельное право»
Реферат
На Тему: «Понятие и система земельного права. Источники земельногоправа»
Подготовил: Курсант 144взвода
Рядовой милиции КрасныйА.Н.
Проверил: Преподаватеть кафедры
капитанмилиции Абрамов В.А.
Белгород 2008
Примерное распределениевремени: План Реферата Страницы Вступительная часть 3 Учебные вопросы 1. Предмет земельного права. 4 2. Методы правового регулирования земельного права. 14 Заключительная часть (подведение итогов) 19
Введение
Земельноеправо, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая спецификуотрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того,чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае.Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительнымошибкам в правоприменительной практике.
Вобласти земельных отношений бывает сложно определить предмет правовогорегулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, в первуюочередь гражданскими, особенно после принятия нового ГК РФ, в котором измененыприоритеты в правовом регулировании земельных отношений и нормы гражданскогозаконодательства выходят на первое место. Имущественные отношения, возникающиепри распоряжении земельными участками, регулируются гражданскимзаконодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Земельноеправо как отрасль представляет собой системно упорядоченную совокупность норм,направленную на регулирование общественных отношений по поводу рациональногоиспользования земель и сбережения земли как национального богатства.
Изучение земельногоправа должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его — предмета.Раскрыть предмет отрасли земельного права — значит раскрыть содержание ихарактер всех тех земельных отношений, которые определяются формамисобственности на землю. В предмет земельного права входят элементыадминистративных, имущественных, финансовых и других отношений из-за спецификиобъекта правового регулирования земельного права — земли.
1. Предмет земельного права
Итак,предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношенийпо поводу земли (земельных отношений).
Земельныеотношения — это отношения между органами государственной власти, органамиместного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданамипо поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, атакже по поводу государственного управления земельными отношениями.
Регулированиеземельных отношений основывается на сочетании управления использованием земли вкачестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средствапроизводства; многообразия форм собственности на землю и другие природныересурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления врегулировании земельных отношений на своих территориях; признания равенстваучастников земельных отношений в защите своих прав на землю; недопустимостипротиворечащего закону вмешательства государства в деятельность граждан июридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; государственномуправлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.
Участникамиземельных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ,муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и гражданеРоссийской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранныеюридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях,предусмотренных ЗК РФ.
Объектами земельныхотношений являются земельные участки и права на них.
Земельноезаконодательство регулирует отношения по использованию и охране земель вРоссийской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории (земельные отношения).
Имущественныеотношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а такжепо совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, еслииное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством,законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальнымифедеральными законами (ст. 3 ЗК РФ).
Спецификаземельных отношений. При определении предмета правового регулирования вобласти земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.
1.В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависятот воли людей и могут быть изменены ими
2.Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественныеотношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Можнообязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависитне только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений,для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состоянияокружающей среды соседних регионов, на которые не может распространятьсяюрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствийдеятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цельземлеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.
3.К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиесяправовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позицийгосударства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например,невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлениюнормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтомузаконодательство определяет обязанности для всех пользователей земли винтересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.
4.В предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, алишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимостьрегламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применятьроссийское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ,или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенныеКонституцией РФ.
5.Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественныеотношения, которые подпадают под действие правовых норм. Например, правовойобязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однакоони не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимыеусловия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новыйтепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все — средства,обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том,как применять эти средства, законом не регламентируется.
Следовательно,предметом, правового регулирования земельного права являются волевыеобщественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулироватьправовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.
Предметправового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфереправового регулирования и потенциальный. Первый включает в себя земельныеотношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй — теобщественные отношения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этомнуждаются. Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративныхмероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность запоследствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п.
Перечисленныеобщие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права.Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношенийявляется земля.
Длятого чтобы определить предмет земельного права, необходимо раскрыть содержаниетермина «земля».
Широкоераспространение имеет понятие «земля» — поверхностный слой земной коры,расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией,над которой осуществляется суверенитет Российской Федерации.
В соответствии со ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов,внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Однакообъектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельныйучасток, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь,местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся вземельном кадастре и документах государственной регистрации (ст. 6 ЗК РФ).
Выделениеземельного права в самостоятельную отрасль права породило необходимостьразъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового характера,что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительнойпрактике. Часть земельного участка — определенная, площадь соответствующегоземельного участка, которая может быть отграничена на местности и превращена всамостоятельный объект земельных отношений и гражданского оборота, в которомможет также участвовать земельная доля — условная часть права на один и тот жеземельный участок, принадлежащий нескольким лицам, не отграниченная наместности, имеющая целевое назначение, усредненное количественное икачественное выражение в праве общей собственности на землю.
Земельнаядоля (земельный пай) — установленное законодательством, должным образомоформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельныйучасток.
Земельныйстрой РФ — это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе наоснове существующих в нем форм собственности на землю (частной,государственной, муниципальной и иных), и соответствующие им формы владения,пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулированияземельных отношений не сняло потребности в разработке понятия «земля», а,наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее времяфедеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительнойчасти систему понятий и их определений.
Особенности земли как объекта правового регулирования
Землякак объект правового регулирования выполняет троякую роль. В экологическомпонимании — это природный объект, составная часть окружающей среды,взаимодействующая с другими объектами природы — лесами, недрами, водами, а вшироком смысле — охватывающая все природные ресурсы.
Сэкономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и инойдеятельности — является материальной базой всякого производства. Она —источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.
Всоциальном отношении — это объект собственности. При капитализме решающеезначение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функцияземли. При социализме земля является в одних странах исключительнойсобственностью государства, а в других — наряду с государственной —кооперативной, частной и личной собственностью.
В РоссийскойФедерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иныхформах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основногоцелевого назначения делится на категории.
Особенностиправового регулирования земельных отношений:
а)земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущимисвойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие егосуществования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, атакже место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическуюобстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе. В силу этого основнымисубъектами земельной собственности должны быть граждане Российской Федерации. Вслучае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни иобщенациональное достояние, речь о ней должна идти как о компоненте природы, биосфернойкатегории. Когда же речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственномиспользовании земли, то этот аспект требует рассмотрения понятия земли какпространственного операционного базиса для размещения производительных сил,основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономическойкатегории;
б)деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно землиосуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но ибудущих поколений.
в)распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местногосамоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекатьсяпреобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;
г)в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности,предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иныхправоотношений. Так, если ранее самовольный захват земельного участка могповлечь за собой уголовную ответственность, то теперь за это предусмотрена лишьадминистративная. Так как земля является единственным местом обитания всего живого,государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состояниемземель посредством мониторинга, который необходимо осуществлять в целях:
-своевременноговыявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих накачество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этихпроцессов;
-оценкиэффективности этих землеохранительных мероприятий;
-информационногообеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель,которое должно включать: регулярные наблюдения за состоянием земель,количественными и качественными показателями; сбор, хранение, пополнение иобработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозированиеизменения состояния земель.
2.Земля — важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законамживого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водныересурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имееттерриториальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми взависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никакимдругим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как этопроисходит в отношении орудий и средств производства. При рациональномиспользовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что в свою очередьвлияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно,свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особогорода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться иопределяться нормами гражданского права. Они должны регулироваться нормамиземельного права, а нормы гражданского права необходимо учитывать только вчасти, не урегулированной нормами земельного права.
3. Земляпредставляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множествомразличных свойств и в силу этого находящийся в сфере различных отраслей права:
•государственного, нормами которого регулируются административно-государственноеустройство, государственные границы и суверенитет народов. Так, в местахпроживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этническихгрупп может быть установлен по согласованию с соответствующими органами местногосамоуправления (местной администрацией) особый режим использования земель;
•административного, определяющего систему и компетенцию органов государственнойвласти и органов местного самоуправления в области регулирования земельныхотношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельныхправонарушений, и т.п.;
•гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулированияземельных отношений после принятия нового ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципамгражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е.объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративныхсистем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. — всеэто должно способствовать возрастанию роли норм гражданского права врегулировании земельных отношений.
4. Земля являетсяабсолютно недвижимой, а все остальные вещи — относительно недвижимые, так какони в принципе переместимы при желании человека.
Представляется,что недвижимость — земля, а все, что находится на земле, — движимое имущество.Эти две составные части — недвижимость и движимое имущество — должны иметькаждая свой самостоятельный правовой статус, определенный в законодательномпорядке. При этом не следует также забывать об особом объекте недвижимости какоб особом роде имущества, где земля играет главенствующую роль.
Земельныйучасток и связанные с ним объекты образуют единый комплекс при единстве собственностина участок и здание, который находится в едином владении, пользовании,распоряжении и хозяйственном пользовании.
Всевысказанные соображения по этому вопросу свидетельствуют о том, что ГК РФрегулирует имущественные отношения и не учитывает особенности земли какприродного ресурса, которая не является в полной мере объектом имущественныхотношений.
5. Горные, лесные иводные отношения по использованию и охране растительного и животного мира,культурных ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальнымзаконодательством РФ и ее субъектов.
Земельныеотношения имеют имущественное содержание, но в силу своих уникальных испецифических особенностей земля не может стать в полном смысле имуществом,потому что является продуктом самой природы, не имеет и не может иметьимущественной основы. В условиях рынка земли ей придается конъюнктурная оценкаи видимость имущественной ценности, следовательно, сделки с землей не должныопределяться по правилам имущества, которое является объектом гражданского права.
Объявлениев ГК РФ природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 ист. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие всем отрождения права на природные ресурсы — основу жизнедеятельности народов России,право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 2, 7, 17, 18, 41, 42, 58Конституции РФ).
Гражданскоеправо, таким образом, основывается на обеспечении свободы имущественных прав, аземельное — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основыжизни и деятельности общества.
Указанныеразличия между гражданским и земельным законодательством в разных странах мираимеют свои особенности, но в целом они достаточно стабильны и существуютнезависимо от социального строя и форм собственности на землю.
6.Как уже отмечалось, земельные отношения имеют имущественное содержание, в силусвоих специфических особенностей земля является имуществом особого рода. Она неимеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественнойценности. В условиях рыночных отношений цена земли определяется по законуспроса и предложения, она имеет тенденцию к увеличению, так как потребность вней все время возрастает ввиду ограниченности плодородных и расположенных вболее благоприятных условиях земельных участков, в которых постоянно нуждаютсялюди. Этот фактор активно используется любителями спекулятивных сделок. Дляпредупреждения негативных последствий земельный рынок должен регулироватьсягосударством. Сделки с землей не должны определяться по тем же правилам,которые действуют при продаже различного имущества. Они должны регулироватьсяземельным законодательством, которое точнее отражает естественную природу изначимость земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующих территориях.
Земляограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, какувеличивается объем имущества. Это порождает потребность в рациональнойэксплуатации земель: экономном использовании территории земель, но достигаетсясовмещением располагаемых на ней объектов, нормировании отв./да земель впользование и собственность; ограничении изъятия ценных угодий длянесельскохозяйственных нужд; эффективном использовании земельсельскохозяйственного назначения.
Земляне может быть перенесена в другое место. Равным образом она не подлежит замененикакими другими средствами производства, как это происходит в отношении другихорудий и средств производства (другого имущества).
Приправильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, апостоянно возрастает.
Земляобладает большей ценностью, чем обычное имущество. Если имущество изнашивается,быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям. Более того, дажетогда, когда человечество создает невиданное по своим качествам и ценностямимущество, то и тогда земля будет ценнее его.
•Как отмечалось, земля является недвижимым объектом и в отличие от движимогоимущества не может переноситься в пространстве.
Подводя итогизложенному, можно охарактеризовать предмет земельного права следующим образом.
1.Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющиесвое экономическое содержание.
2.Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностямиземли как уникального объекта общественных отношений.
3.Земельные отношения — это общественные отношения между органами государственнойвласти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями,учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряженияземлей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых иотчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения неурегулированы нормами земельного права.
Итак,можно дать следующее определение земельного права как отрасли права.
Земельноеправо — самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельныхотношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, уюридических лив, и граждан и имеющая своей задачей закрепление,совершенствование и создание эффективного земельного строя в России,основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формахсобственности на землю, который обеспечивает рациональное использование иохрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования,воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды иохраны земельных прав граждан и других пользователей землей.
2. Методы правового регулированияземельного права
Адекватнымценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулированиеземельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одномуимущественному объекту.
Прираскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только спецификупредмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируетотрасль, то метод — как регулирует, т.е. метод представляет собой способправового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.
Метод —установленный законодательством способ воздействия на поведение и действияфизических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либоорган в определенных ситуациях.
Способвоздействия — это установленное законодательством положение,которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.
Методрегулирования земельных отношений отражает специфику своего воздействия. Вусловиях формирования рынка земли и рыночных отношений необходимо выявитьметоды с учетом особенностей режима правового регулирования общественныхотношений, которые составляют предмет отрасли. Методы правового регулированияобусловлены характером регулируемых отношений, для которых подбираютсяадекватные им приемы и способы правового воздействия.
Для земельного правахарактерны два вида методов: императивный и диапозитивный.
Императивныйметод правового регулирования земельных отношений. Этот метод правовогорегулирования выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, неподлежащих исполнению.
Установлениеобязанностей — это ведущий способ правового регулирования,поскольку он занимает значительный удельный вес в содержании земельно-правовыхнорм. Это — обязанности соблюдать субординацию органов власти в частирегулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земельсельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования местаразмещения объекта на земельном участке и т.д. Введенная законом обязанностьдля субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ееиспользовании. Например, если нарушается обязанность по целевому использованиюземель, то может быть прекращено не только такое использование, но и само правона землю (ст. 44, 45 ЗК РФ).
Установлениезапретов в земельном праве — это определение границ как возможного, так идолжного поведения участников земельных правоотношений.
Границывозможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересовсубъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.Так, в ходе осуществления промышленного, химического и иных видов производствапользователи земли неизбежно загрязняют окружающую среду и почву, химическими ибактериальными веществами, поскольку экологически чистое производство — этотакая же утопия, как и вечный двигатель. Однако такое загрязнение не должнопревышать предельно допустимую концентрацию этих веществ в почве, устанавливаемуюземельным законодательством.
Императивныйметод правового регулирования земельных отношений исключает юридическоеравенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти иподчинения.
Диспозитивныйметод правового регулирования земельных отношений. Диспозитивныйметод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, прикотором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственноеусмотрение) в реализации своих целей и задач.
Существуеттри основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельныхотношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.
Рекомендательныйметод правового регулирования выражается в предоставлении возможностейальтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъектможет выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели.Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор тогоили иного решения. Например, экономическое стимулирование рациональногоиспользования и охраны земель предусматривает выделение средств местногобюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих этиземли. Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделятьтакие средства, решается местными органами.
Санкционирующийметод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочийсубъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решениеприобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующимкомпетентным органом. Так, материалы предварительного согласования местаразмещения объекта готовятся заинтересованными лицами, однако юридическизначимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органамиместного самоуправления.
Делегирующийметод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свободсубъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.Например, исключительно от воли гражданина — собственника земельного участказависит передача земельного участка по наследству. Государство вправе вмешатьсялишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуютнаследники по закону.
Особенностиметодов правового регулирования земельных отношений. Особенности методовправового регулирования в земельном праве на современном этапе его развитиядиктуются следующими обстоятельствами.
Дляправового регулирования определенных групп земельных отношений, связанных соборотом земли, применяется заново разработанная система экономическогостимулирования и принятия экономико-правовых мер, установленная новым ГК РФ,задачами, стоящими перед государством и обществом в современных условиях.
Всилу этих особенностей в правовом регулировании земельных отношений применяетсяпрактически весь спектр вышеназванных методов:
-обязательноетребование целевого использования земельных участков;
-запрещениенарушения почвенного плодородия и ухудшения экологической обстановки;
-мерыэкономического стимулирования охраны земель;
-санкционированиемелиоративных работ соответствующими государственными органами;
-хозяйственнаясвобода на земле и т.д.
Закономерности, которым подчинены методы правового регулированияземельных отношений
Анализдействующего земельного законодательства указывает на следующие закономерности,нашедшие отражение в правовом регулировании и в формировании земельно-правовыхметодов.
1. Действиеобъективных законов природы, с которыми необходимо считаться. Подобно тому,как металлические предметы подвержены ржавчине, земля подвержена эрозионнымпроцессам, процессам зарастания кустарником, мелколесьем, сорняками. В силуэтого в ст. 42 ЗК РФ предусмотрены обязанности по защите земель от вредныхпроцессов «не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшениеплодородия почв на землях соответствующих категорий», т.е. существующийобъективный закон природы продиктовал законодателю введение указанноготребования и законодатель не мог просто отмахнуться от потребности учета этогообстоятельства.
2. Действиеэкономических законов общества, которые диктуют праву свои условия!Например, ведущим мотивом поведения людей является интерес, а чтобы действиеэтого интереса не пошло вразрез с интересами общества и государства, последнеесформировало систему правил, устраняющих такую коллизию. Если гражданину илиорганизации потребуется построить объект на ценных сельскохозяйственныхугодьях, то они могут предпринять любые действия для достижения указанныхцелей. Поэтому в земельном праве ведущими нормативами являются подразделениевсего земельного фонда Российской Федерации на категории земель, установлениеих целевого назначения, требования охраны в первую очередь сельскохозяйственныхугодий (ст. 7, 8 ЗК РФ).
3. Действиесоциальных законов, отражающих психологию как народов, так и определенныхобщностей людей, для которых дороги традиции, свое понимание ценностейокружающей среды. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельностималочисленных народов и этнических групп возможно установление особого режимаиспользования земель, формы собственности на землю в республиках в, составеРоссийской Федерации могут устанавливаться согласно конституциям этихреспублик, т.е. учитываются особенности социальной психологии данных народов инародностей. Этому же способствует преимущественное право на получениеземельного участка гражданами, проживающими в данной местности, о чем сказано вФедеральном законе от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленныхнародов»1. Это закреплено и в п. 3 ст. 31 ЗК РФ.
Итак,под методом правового регулирования в земельном праве понимается совокупностьимперативных и диспозитивных способов воздействия государства на поведениелюдей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностямиземельных отношений, объективными законами общества и природы. На современномэтапе методы правового регулирования земельных общественных отношений должныорганизовать это регулирование в целях рационального использования, охраныземель и эффективного на них хозяйствования.
Заключение
Цельюземельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательстваи практики его применения, то цель учебной дисциплины земельного права —получение обучаемыми определенного программой обязательного минимума знаний. Всилу этого учебная дисциплина имеет государственные критерии, при достижениикоторых обучаемые могут считаться успешно обучившимися данной учебнойдисциплине.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 25.
2. Земельный кодексРФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.
3. Закон РФ “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ” от 28 августа 1995 г. // Российская газета от 12 сентября 1995 г.
4. Ерофеев Б.В.Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.; МЦУПЛ,2005.
5. Серых Е.В. Земельное право:Учебник. М., 2005.
6. Журавлева Л.В.Актуальные проблемы земельного законодательства (Материалы научно-практическойконференции) // Государство и право. 2005. № 7.
7. Разрешительныйтип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельногоправа // Хозяйство и право. 2005. № 2.
8. Устюкова В.В. Ещераз о соотношении земельного и гражданского права (по материалам судебнойпрактики) // Государство и право. 2006. № 3.