Содержание
Введение 2
1. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений 3
2. Проблемные вопросы земельных отношений 10
2.1.Российский землеоборот 10
2.2.Кредитование агропромышленного комплекса 14
3. Эффективные формы хозяйствования 18
Заключение 22
Библиография 24
Введение
Земельные отношения — одна из форм производственных отношений,возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми привладении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства,при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводугосударственного управления земельными ресурсами. Поэтапное преобразованиеземельных отношений в Российской Федерации, ориентированное на рыночнуюэкономику и развитие предпринимательской деятельности граждан, предприятий иорганизаций, — это одна из важнейших задач государственной политики переходногопериода.
В 1990-2002гг. земельные отношения в России претерпели значительныеизменения. Одним из итогов этих преобразований явилось то, что в странепрактически завершено создание нового земельного строя и осуществлен переход кразличным формам владения, пользования землей и аренды ее, разрешеномногоцелевое использование земельных участков и прочно связанных с ней объектовнедвижимости, введено платное землепользование, создаются условия для развитиярынка земельной собственности и предпринимательства в сфере управленияземельными отношениями в городском секторе экономики. На основании законаРоссийской Федерации о земельной реформе и других законодательных актов оземле, наряду с государственной утверждается частная собственность на землю ввиде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной. Параллельнос колхозами и совхозами образовались крестьянские (фермерские) хозяйства исельскохозяйственные кооперативы.
Земельные отношения регулируются системой политических, социально-экономических,юридических и технических мер, осуществляемых государством. Важнейшая роль вразвитии предпринимательства в сфере управления земельными отношениями вгородском секторе экономики.
1. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений
Земельные отношения — этообщественные отношения, которые складываются между органами власти,организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраныземель и которые регулируются нормами земельного права.
Российская Федерация, еесубъекты и муниципальные образования, могут выступать в земельных отношениях вдвух качествах.
Во-первых, как регуляторыэтих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под ихюрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер,иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведениигосударственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные иветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.
Во-вторых, каксобственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началахс иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч.2 ст.9,ст.10 и 11 Земельного кодекса).
В имущественном отношениик земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров иестественная растительность. Принадлежностью земли являются также защитные имелиоративные устройства и посадки — поскольку они не имеют особой от землихозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли,которую они защищают и улучшают. Бесспорно, что принадлежностью земли являютсярезультаты защитных и мелиоративных работ, полностью слившихся с землей(планировка поверхности земли, расселение засоленных угодий, химическиемелиорации, террасирование склонов, уборка камня и др.).
В силу различий природныхсвойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникатьсамые разнообразные земельные отношения.
Земельные отношения могутвозникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерныхдействий. Так, например, при систематическом нарушении земельногозаконодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельныйучасток может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если онпонадобился для государственных или общественных нужд. Изменения в содержанииземельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, вслучае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также принекоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению правапользования землей.
Наконец, земельныеотношения могут различаться по степени взаимной обязанности их участников. Онимогут быть отношениями равноправия (партнерские отношения) и отношениямиподчиненности одной стороны другой. Как правило, равноправные земельныеотношения возникают между теми или иными хозяйствами — пользователями земли.Так, согласование между соседями о порядке использования граничащих (смежных)участков осуществляется путем свободной договоренности. Одна сторона не можетдиктовать другой обязательных условий поведения, не учитывающих интересовсоседа. Стороны этих отношений обязаны в равной мере воздерживаться отнарушения установленного порядка пользования землей. Устранение нарушенийдопускается не путем «самосуда», а компетентным органом государства(землеустроительной службой, судом, арбитражным судом). Партнерские отношенияскладываются между арендатором и арендодателем, в том числе при сдачеземельного участка в аренду, между колхозом, совхозом и коллективом, работающимна условиях внутрихозяйственного арендного подряда, поскольку участники этихотношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, ненарушать законных интересов другой стороны.
При отношенияхподчиненности складывается иной характер поведения субъектов права пользованияземлей. В этих отношениях, как правило, одной из сторон является органуправления, который по закону правомочен давать те или иные указанияземлепользователю, добиваться от него тех или иных действий, контролировать егоповедение и т.д. Так, должностное лицо землеустроительной службы можетпотребовать от всякой сельскохозяйственной организации прекращения работ,угрожающих порчей угодий, и землепользователь, собственник, землевладелецобязаны подчиниться этим законным требованиям.
По функциональному назначениюземельные отношения могут быть регулятивными и правоохранительными.
Регулятивные отношения — это такие отношения, которые урегулированы нормами земельного права, и которыевыражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.
Правоохранительныеземельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением вповедении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило,возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридическоговоздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношениямогут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза егонаступления. Поэтому, например, со стороны органов землеустроительной службы,осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель,могут быть приняты охранительные (предупредительные) меры, чтобы не допуститьназревающего правонарушения.
Земельные отношения могутбыть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданскомправе:
по критерию содержания — на имущественные и неимущественные;
по критериюопределенности состава субъектов — на абсолютные и относительные; и т.д.
Земельные отношения могутвозникать, изменяться или прекращаться по различным основаниям, в основекоторых лежат юридические факты, под которым понимаются социальныеобстоятельства в форме событий или действий, вызывающие на основании норм праванаступление определенных правовых последствий. К событиям относятся явленияприроды, возникновение и развитие которых не зависит от воли человека. Действияподразделяются по своей природе на правомерные и неправомерные.
Согласно статье 25Земельного кодекса РФ основаниями возникновения прав на землю выступают юридическиефакты, установленные гражданским законодательством. Их перечень указан в статье8 ГК. Данная статья предусматривает 9 оснований возникновения гражданских прав иобязанностей (договоры и иные сделки, акты государственных органов и органовместного самоуправления, судебные решения, вследствие причинения вреда другомулицу, в результате событий и др.). Среди перечисленных в ст.8 ГК оснований вотношении земельных участков наиболее распространенным основанием следуетпризнать – акты государственных органов и органов местного самоуправления.Именно на основании решений (актов) предоставляются земельные участки субъекту,с которым закон и связывает возникновение земельных отношений. Вторыми позначимости выступают гражданско-правовые сделки. Преимущественно на основании совершенияразличных сделок с землей происходит возникновение права собственности илиаренды на земельный участок. Ограниченные вещные права могут возникнуть наосновании правопреемства. Например, переход права пожизненного наследуемоговладения происходит к наследнику в порядке универсального правопреемства.
Возникновение права наземельные участки возможно из судебного решения, которым устанавливается соответствующееправо на землю, например в соответствии со статьей 274 ГК суд может установитьсервитут. На основании судебного решения производится государственнаярегистрация прав на землю (ст.59 ЗК).
Основания возникновенияправ на земельные участки могут быть установлены Федеральным законом (ст.25ЗК). К ним относится сам ЗК и ряд других специальных законов, среди которыхможно назвать ФЗ от 16 июля 1998г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»,согласно которому по договору может быть заложено недвижимое имущество в видеземельного участка.
Одним из наиболеераспространенных в период рыночных преобразований оснований возникновения правна землю следует признать приватизацию, как способ приобретения физическими июридическими лицами прав частной собственности на землю. Действующеезаконодательство предусматривает различные виды приватизации: приобретениеземельного участка в частную собственность на торгах; приватизация ЗУ приприватизации государственных и муниципальных предприятий; предоставление ЗУ всобственность отдельным категориям граждан для индивидуального жилищногостроительства, садоводства, огородничества, дачного строительства);приватизация ЗУ, ранее предоставленных в пользование гражданам и юридическимлицам; приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организациикрестьянского (фермерского хозяйства (КФХ). Приобретение права собственности наЗУ в порядке приватизации может осуществляться также двумя путями: на основаниизаключения договора купли-продажи, либо путем издания административного акта-решения органа власти о предоставлении ЗУ в собственность.
Поскольку ЗУ представляетсобой объект гражданских прав, то следовательно в силу ст.129 ГК они могутсвободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядкеуниверсального правопреемства наследованием либо иным способом. Однако вотношении отдельных ЗУ невозможны гражданско-правовые сделки, так как ониизъяты из оборота. Ст. 27 ЗК устанавливает перечень ЗУ, которые полностьюизъяты из оборота. Их перечень является исчерпывающим и не может быть расширенпо решению органов власти субъектов или органов местного самоуправления.
Из содержания п2.ст.27 ЗКвытекает, что из оборота изъяты прежде всего ЗУ, на которых расположены объектынедвижимости, находящиеся в Федеральной собственности, а именно:государственные природные заповедники, заказники, объекты ВС РФ, пограничнойслужбы РФ, других войск и воинских формирований; воинские суды, ФСБ, объектыатомной энергетики, исправительно-трудовых учреждений, воинские и гражданскиезахоронения и др.
Иную категорию составляютземли, ограниченные в обороте. Их отличие от ЗУ, полностью изъятых из оборотасостоит в том, что эти ЗУ могут предоставляться в частную собственность, но сограничениями, которые установлены специальным законодательством. Ограниченнымив обороте могут быть ЗУ, находящиеся в государственной и муниципальнойсобственности. Решение вопроса о возможности передачи в частную собственностьограниченных в обороте ЗУ Земельный кодекс отнес к компетенции Федерации.
Ограничения оборота ЗУустанавливает п.5.Ст.27 ЗК. К ним относятся земли, занятые лесным и воднымфондом, земли, предоставленные для нужд обороны и безопасности, обороннойпромышленности, таможенных нужд, организаций федерального транспорта (морского,речного, воздушного) и др. Ограничение оборота ЗУ может устанавливаться Федеральнымизаконами. Так ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан» определяет особенности оборота садовых,огородных и дачных ЗУ. Собственники и владельцы таких ЗУ могут совершать сделкис таким ЗУ без изменения их целевого назначения и разрешенного использования.ФЗ от 25 августа 1995г. «О федеральном железнодорожном транспорте»устанавливает ограничение включения в гражданский оборот земель,предназначенных для нужд ж/д транспорта (для с/х целей, складирования и т.д.)
ЗУ предоставляются как изсвободных земель, так и из земель, занятых теми или иными объектами. Общиеправила приобретения прав на ЗУ, находящихся в государственной и муниципальнойсобственности установлены ст.28 ЗК.Они включают в себя следующие положения:гражданам и юридическим лицам предоставляются ЗУ в собственность, аренду и в безвозмездноесрочное пользование. На иных титулах (ПНВ, постоянное бессрочное пользование)земельные участки предоставляться с момента ведение в действие ЗК РФ не будут.Юридические лица обязаны до 1 января 2004 г. переоформить право постоянного(бессрочного пользования на право собственности или право аренды. Гражданемогут как угодно долго не переоформлять иные вещные права на правособственности или право аренды. Однако, право распоряжения данными земельнымиучастками без переоформления их в собственность не допускается. Решение опредоставлении в собственность ЗУ принимается в двух недельный срок со дняподачи заявления. В случае переоформления ЗУ на право собственности взимаетсятолько регистрационный сбор. Взимание иных сборов, кроме установленных законодательствомне допускается. Предоставление ЗУ иностранцам производиться только за плату.
Закон особо выделяет иохраняет право граждан и юридических лиц на получение ЗУ для строительства. Вэтих случаях отказ ЗУ по мотивам нецелесообразности запрещается, за исключениемотказа в предоставление по причинам принадлежности ЗУ к категории абсолютноизъятых из оборота земель.
2. Проблемные вопросы земельных отношений
2.1. Российскийземлеоборот
В самом общем виде подземлеоборотом донимается совокупность различных экономических операций сземлей, в результате которых происходит перераспределение прав собственности наземельные ресурсы. Иными словами, рыночный землеоборот — это периодическаясмена землевладельцев и землепользователей либо перераспределение их прав ифункций на основе осуществления сделок купли-продажи земельных участков,передачи их в аренду, дарения, отчуждения в качестве паевого взноса в уставныйфонд совместных предприятий, залога, принудительного изъятия и т. п.[1]
Землеоборот в рыночнойэкономике служит своего рода индикатором состояния соответствующейэкономической системы и степени зрелости, устойчивости и эффективностимеханизмов ее функционирования. «Лихорадочные», «скачущие»из года в год объемы спроса и предложения на земельном рынке указывают нанеблагополучие в экономике в целом и в конкретных отраслях производства вчастности. Лишенные экономического смысла ценовые параметры земельного рынка,когда одни категории земель вообще не имеют цены, а цена других выходит за всеразумные пределы, свидетельствуют о глубоком системном экономическом кризисе,острых проблемах в бюджетной и финансово кредитной сферах, просчетах в системеналогообложения и т.п.
В странах с историческисложившейся устойчивой рыночной экономической системой в период стабильностирыночный землеоборот осуществляется на естественной конкурентной основе, безактивного вмешательства государства в процессы движения земельных ресурсов иперераспределения прав и функций землевладельцев и землепользователей.
В странах же, которыепосле многолетнего искусственного перерыва восстанавливают нормальные рыночныеэкономические отношения, ситуация иная. Болезненная ломка старых и медленное,зачастую непоследовательное становление новых механизмов функционированияэкономической системы создают специфическую обстановку, при которойфорсированный отход государства от управления экономическими процессамисопровождается крупными экономическими и социальными потерями, объективнопрепятствует проведению самих реформ, снижает эффективность всего процессапреобразований.
Сказанное в полной мереотносится и к организации в условиях переходной экономики эффективногоземлеоборота как действенного инструмента осуществления земельной реформы инаиболее эффективного землевладения и землепользования. Необходимодифференцированное государственное регулирование масштаба и структурыземлеоборота по числу, площади и категориям вовлеченных в различные рыночныеоперации земельных участков, состава этих операций, их пропорций, приоритетов играниц.
Даже в самых сложных,кризисных экономических ситуациях вмешательство государства в процессстановления эффективного рыночного землеоборота должно основываться не наадминистративно-командных, приказных, а на рыночных механизмах и методахстимулирования поведения его участников. Другими словами, важнейшимиинструментами воздействия государства на масштаб, структуру и приоритетырыночного землеоборота выступают налоговая, финансово-кредитная, инвестиционнаяполитика, гарантии предпринимательского риска при выполнении конкретныхрыночных операций с земельными участками, поддержка страховой, консалтинговой ииных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке.
В результате земельнойреформы существенно изменилось распределение земельного фонда России покатегориям землепользователей и формам собственности. Эти изменения в первуюочередь затронули земли сельскохозяйственного назначения. Созданы крестьянскиехозяйства на площади в 34,3 млн. га, а также их объединения и ассоциации (9,0млн. га). В районах Крайнего Севера организованы общинно-родовые хозяйства, ихплощадь достигла 68,9 млн. га. Интенсивно идет процесс образования акционерныхобществ и товариществ, занимающихся товарным сельскохозяйственнымпроизводством. На их долю приходится 190,9 млн. га. Получили широкое развитиесельскохозяйственные кооперативы, расположенные на площади 36,6 млн. га.[2]
Отмечая существенныеизменения в распределении земель по формам собственности, подчеркнем, чтозначительная часть территории Российской Федерации — более 76% (1306,2 млн. га)ее земель — все еще остается в государственной форме собственности, причем 803млн. га -земли субъектов Федерации. В муниципальной собственности находится 56млн. га, или 3,3%, в собственности юридических лиц — 335,8 млн. га (20%) и всобственности граждан — чуть более 10 млн. га (0,6%).[3]
К не подлежащимвовлечению в рыночный землеоборот или имеющим определенные ограничения отнесеныземли:
— обороны и обеспечениябезопасности страны (10,0 млн. га);
— единойобщегосударственной транспортной сети (1,4 млн. га);
— природоохранного,заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения(27,2 млн. га);
— расположенных натерритории городов и населенных пунктов объектов и предприятий федеральнойсобственности (0,34 млн. га);
— объектов обеспечениявнутренних функций государства, его устойчивого развития, жизнеспособности иохраны окружающей среды (2,0 млн. га);
— лесного фонда (265,9млн. га);
— запаса (47,0 млн. га),а также водные объекты (17,8 млн. га). Кроме того, для осуществленияэффективной градостроительной политики в каждом населенном пункте требуетсясохранение резервных площадей, которые в среднесрочной перспективе не подлежатзастройке (всего приблизительно 0,43 млн. га). Вряд ли есть основания включатьв рыночный землеоборот и земли таких объектов, как внутренние водоемы, болота,гидротехнические сооружения, на которые приходится в составе федерального фонда18,2 млн. га. Подлежат ограничению в части включения в операции купли-продажитерритории оленьих и конских пастбищ в местах обитания малых народов иэтнических групп (13,2 млн. га). Исключаются из рыночного землеоборота ихозяйственного использования по крайней мере на среднесрочную перспективу ималодоступные таежные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ихплощадь можно оценить примерно в 300-400 млн. га. Особого отношения заслуживаюти земли сельскохозяйственного назначения федеральной собственности (83,1 млн.га), рыночные операции с которыми существенно ограничиваются.[4]
Итак, в настоящее времяможно исключить из оборота по купле-продаже около 800-900 млн. га земель,отнесенных к федеральной собственности. К данной цифре следует добавить ещепочти 124 млн. га эрозионно опасных сельскохозяйственных земель, а такжеприплюсовать 15% территории" Европейской части России, загрязненнойрадионуклидами, тяжелыми металлами, токсинами промышленного происхождения.
Таким образом, по объективнымпричинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современныхусловиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качествепотенциального его резерва около 540-640 млн. га.
Наиболее существенной и вто же время объективно трудноустранимой на современном этапе причинойдепрессивного состояния земельного рынка в России выступает низкаяпокупательная способность населения. В 1995 г. эту причину указали почти 48%, ав 1997 г. — уже более 69% экспертов. К другим объективно неустранимым вближайшее время причинам можно отнести и большие затраты на освоение земли(данная причина названа 23,3% экспертов в 1995 г. и 49,5% -в 1997 г.),неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности(соответственно 16,2 и 41,6%), недостаточный объем инвестиций всельскохозяйственное производство (48,9% в 1997 г.) и на восстановление земли(32,1% в 1997 г.).
Вместе с тем есть ивполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельногорынка. [5]
К ним относятся:отсутствие твердых законодательных гарантий частной собственности на землю(46,8% ответов в 1995 г. и 57,7% в 1997 г.); недостаточная государственнаяподдержка землевладельцев (соответственно 33,3 и 65,7%); недоверие людей квластям и проводимой ими экономической политике (соответственно 46,1 и 55,5%);неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования (соответственно 20,0и 51,8%);
отсутствие земельныхбанков, ипотеки и иных объектов инфраструктуры земельного рынка (соответственно23,3 и 45,3%);
коррумпированностьвластей (соответственно 15,9 и 21,2%).
2.2. Кредитованиеагропромышленного комплекса
Сельскохозяйственныйкредит всегда является предметом особого внимания государства. Однако впереходных экономиках положение становится более сложным. Причем для стран спреимущественно аграрной структурой экономики проблема кредита на первых этапахреформ практически не стоит: сельскохозяйственные производители покупаютнезначительное количество средств производства, а реализация собственнойпродукции ориентирована в основном на локальные рынки. В этих условияхпотребность в кредитовании производственного оборота не очень велика. Крометого, в рамках централизованно планируемой экономики сельское хозяйствокосвенно облагалось налогом на развитие индустриального сектора, а с переходомк рынку данный налог, как правило, перестает действовать. Остающиеся в аграрномсекторе ресурсы становятся дополнительным источником инвестиций.
В переходный периодгосударственные гарантии по сельскохозяйственным кредитам имеют особоезначение. Падение объемов производства, неразвитость земельного рынка резкообостряют проблему залога в аграрном секторе, и государство в определенномсмысле заменяет залог своими гарантиями. Кроме того, гарантии по займам делаютэту сферу более привлекательной для банков
B первые годы реформиз-за возникшего финансового кризиса у сельскохозяйственных производителейнакапливались долги, часть их становилась безнадежной. Для проведениядальнейших реформ иногда оказывалось полезным списать или реструктурироватьнакопившуюся задолженность. Реструктуризация долга — это отсрочка платежей понему на определенных условиях. Списание — полное прощение долга и переведениеего на государственный внутренний долг. При эффективном реструктурированиипроблема задолженности обычно решается окончательно. Неэффективное списание илиреструктурирование долгов влечет за собой необходимость неоднократного повторенияэтой процедуры без достижения поставленной цели. Списание и реструктуризациюдолгов сельскохозяйственных производителей проводили" Болгария (1993 г.),Россия (1994 и 1997 тг.)[6]
В ходе реформ в России угосударства не оставалось иного выбора, кроме распределения в виде сезонногокредита для сельского хозяйства бюджетных средств. Первые два года льготныйкредит распределялся под льготную ставку и через бюрократический аппарат, чтовело к нарушениям, связанным с перепродажей займов. Безусловное списание долговсельскому хозяйству в конце 1994 г. ослабило финансовую дисциплину и сделалоэтот сектор с точки зрения кредитования еще более рискованным.
Введение механизматоварного кредита на период 1995-1996 гг. из-за отсутствия бюджетных средствдля сезонного кредитования аграрного сектора могло бы иметь не стольразрушительные последствия, если бы он сразу не превратился в бюрократическийинструмент. Нефтяные компании были закреплены за территориями, что моментальносделало их монополистами и дало им возможность завышать цены нагорюче-смазочные материалы, поставляемые селу. Поставки их в кредит были такжеобусловлены встречными поставками сельскохозяйственной продукции в региональныепродовольственные фонды. Это привело к бартеризации обмена насельскохозяйственных рынках, которая всегда складывается не в пользу аграрныхпроизводителей. Наконец, как и в предыдущей схеме, распределение товарного кредитаоставалось в руках чиновников со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Фонд льготногокредитования АПК[7],созданный в начале 1997 г. для сезонного кредитования сельского хозяйства под1/4 учетной ставки, не оправдал надежд прежде всего потому, что из-зазаблокированности счетов большинства сельскохозяйственных предприятий деньгидоставались не им, а аффилированным структурам банков. Кроме того, наличиельготной ставки само по себе вносит искажения в функционирование рынкакредитов, и банки, потенциально могущие работать с аграрным сектором, были не всостоянии этого сделать из-за неконкурентоспособности предлагаемой ставки.
Осенью 1997 г. подвлиянием мирового финансового кризиса ставки на внутреннем российскомфинансовом рынке повысились, что привело к оттоку денег из реального сектора.Для банков любые денежные средства, даже сверхкороткие, вновь приобрели особуюценность. В таких условиях правительство провело второй конкурс на правораспределять средства Фонда. Неудивительно, что этот тендер вызвал ажиотажсреди банков (было подано 35 заявок). Банки были очень заинтересованы вполучении бюджетных средств для своих финансовых операций. Об этомсвидетельствовал тот факт, что они соглашались на участие в программе наусловиях 4-процентной маржи (а некоторые даже бесплатно) при том, что инфляциясоставила за год 11%, а доходность по ГКО была выше 30%.[8]
Тем не менее у некоторыхбанков были и другие причины для участия в программе. В первую очередь к нимотносился банк «СБС-Агро», только что приобретший филиальную сеть, — ему было необходимо любой ценой насытить ее кредитными ресурсами. Другие банки,такие, как «МЕНАТЕП», «Альфа-банк», Инкомбанк, такжеактивно действовали в продовольственном секторе и стремились получитьфактически бесплатные ресурсы с целью закупок сельскохозяйственной продукциидля своих предприятий.
Замедленные темпы реформ,ошибки в проведении аграрной политики обусловили отсутствие эффективнойкредитной системы в сельском хозяйстве России. Современный кризис не толькопородил сложные проблемы, но и предоставил ему определенный шанс обеспечитьконкурентоспособность своей продукции хотя бы на внутреннем рынке. Для этогонеобходим кредит — ведь увеличить объемы производства, не говоря уже о егоструктурной перестройке, без финансовых ресурсов невозможно. А в самом сельскомхозяйстве их нет.
3. Эффективные формы хозяйствования
Правовые, экономические исоциальные основы создания и деятельности фермерских хозяйств изложены вФедеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятомГосударственной Думой 23.05.2003 г. и одобренном Советом Федерации 28.05.2003г. В их основе лежит производственно-хозяйственная самостоятельность, свободноепредпринимательство на принципах экономической выгоды, при этом хозяйствующийсубъект наделен правами юридического лица и выступает товаропроизводителем нарынке.
Экономическое правофермера распоряжаться собственностью заключается в самостоятельном выбореследующих факторов: направления и структуры производства; технологии иорганизации его процесса; экономической целесообразности каналов реализациипродукции; партнеров по кооперации и форм взаимодействий с ними; распределениихозрасчетного дохода. Как показывает практика, наиболее жизнеспособны семейныефермерские хозяйства.
При организации фермерскогохозяйства исходят из размеров трудовых ресурсов, численности и продуктивностисемей, затрат на получение продукции пчеловодства, обеспечивающих эффективностьпроизводства. Планируемые доходы должны гарантировать высокий уровень жизнифермера, оптимальную степень интенсивности труда семьи и перспективность дела вбудущем. Поэтому еще на стадии организации фермерского хозяйства важноопределить все каналы увеличения доходов, оптимизировать объем производствапродукции и прибыльность получения того или иного продукта. Объем дохода долженбыть достаточным для полного удовлетворения потребительских нужд семьи,создания страхового фонда финансовых и материальных ресурсов, расширениявоспроизводства.
Среди многообразияфакторов, определяющих специализацию фермерского хозяйства, важное местозанимают степень и характер связи его с потребительским рынком, учетконъюнктуры и емкости, а также формы организации самого рынка. Часто при самомнапряженном труде получают очень невысокие результаты, если пасеки создаются вусловиях бедной медоносной базы, а семьи поражены различными заболеваниями. Ивсе это на фоне низкой рыночной конъюнктуры. Наоборот, обильная медоноснаябаза, выгодное положение хозяйства, сильные и здоровые семьи, благоприятнаярыночная конъюнктура и доступные инвестиции оказывают первостепенное влияние напоказатели производительности труда и доходности хозяйства.
Следовательно, фермерунеобходимо провести экономическую оценку предполагаемых для производствапродуктов и выбрать те, что принесут наибольшие доходы и незаменимы потехнологическим соображениям. Все затраты на производство продукциипчеловодства можно подразделить на постоянные и переменные. Постоянные:амортизация, текущий ремонт, электроэнергия, арендная плата, страхование,которые в расчете на единицу, или рубль, продукции при увеличении объемов еепроизводства снижаются. Уровень данных затрат определяет значительную частьсебестоимости продукции. Переменные затраты — заработная плата, корма,автотранспорт, ветпрепараты, транспортные расходы. Их изменение непосредственновлияет на объем производства, себестоимость продукции и прибыль.
Поскольку прибыльскладывается из объема реализованного продукта, умноженного на реализационнуюцену за минусом себестоимости продукции, то снижение издержек производства приотсутствии инфляции и сохранении стабильных реализационных цен — важнейшийфактор увеличения доходности хозяйства. Фермер должен внимательно наблюдать заизменением затрат, планируя их на основе нормативов и следя за их фактическойвеличиной. Ему нужно опираться на следующие нормативы: по видам материальныхресурсов и услуг, необходимых для получения продукции пчеловодства и содержанияпчелиных семей; количественным показателям всех затрат в зависимости отпроизводственного направления хозяйства; объемам продукции и окупаемостизатрат; ценам приобретения на материальные ресурсы и услуги; ценам реализациипродукции; по налоговым, кредитным, страховым и иным ставкам.[9]
Зная норматив, можноопределить объемы продукта, постоянных и переменных издержек производства.Относительная величина этих издержек и темпы их изменения оказывают решающеевлияние не только на уровень себестоимости, но и на его положительную илиотрицательную динамику. Поэтому всегда следует принимать во вниманиенижеследующие факторы.
Постоянные издержки наединицу продукции пчеловодства сокращаются до тех пор, пока добавочные затратыпеременного фактора (факторов) обеспечивают прирост объема производимойпродукции, иными словами, обеспечивают рост объема производимой продукции.Необходимо также иметь в виду, что сами постоянные затраты, если проследить ихдинамику за длительный период, не всегда остаются на одном уровне. Поэтому привложениях в объект, формирующий затем постоянные затраты, надо особеннотщательно подходить к обеспечению их величины и возможности резкого повышенияпроизводительности труда. В противном случае возможно повышение издержек иснижение доходности.
Увеличение переменныхзатрат, как правило, вначале сопровождается ростом объемов производства, азатем их уменьшением. Поэтому переменные издержки в расчете на единицупродукции сокращаются до тех пор, пока ее выход в расчете на одну семью пчел недостигнет максимальной величины. При отсутствии расчета продуктивности семейдальнейшее увеличение переменных затрат экономически не оправдано. Значит,очень важно найти оптимальное соотношение между переменными затратами и выходомпродукции, в противном случае хозяйствование «в темную» приведет кбанкротству.
При разработкетехнико-экономического расчета по организации фермерского хозяйства важноопределить трудовой потенциал коллектива (лучше всего семейного). Диспропорцию,возникающую между этим потенциалом и потребностью в затратах труда внапряженные периоды, устраняют привлечением дополнительной рабочей силы.
Зимой, когда снижаетсяпотребность в трудовых ресурсах, членов семьи фермера можно занять напереработке и реализации продукции, ремонтных и поделочных работах для нуждподсобных производств и промыслов, а также в защищенном грунте. В последнемслучае обязательно учитывают наличие энергетических ресурсов, рынки сбыта иэкономическую обоснованность выращивания овощных и зеленных культур.[10]
Фермер самостоятельнопланирует производственную и финансовую деятельность, социальное развитие. Приразработке планов или смет доходов и расходов он исходит из платежеспособногоспроса на свою продукцию, возможности получения дохода.Хозяйственно-производственные отношения фермерского хозяйства с другимисубъектами осуществляют на договорных началах. Договор – единственный правовойи экономический документ, регулирующий указанные взаимоотношения.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день необходимо устранитьнеобоснованные правовые ограничения на куплю-продажу земли и вместе с темстимулировать приток крупного капитала, в том числе иностранного, дляпроведения сделок подобного рода. Чтобы предотвратить возможные махинации,такие сделки необходимо осуществлять на основе залоговых аукционов при помощиспециализированных банковских структур с введением при необходимости (дляземель сельскохозяйственного назначения) временного ограничения на последующуюперепродажу.
На федеральном и региональном уровнях необходимо формированиефонда государственных ликвидных активов с целью обеспечения гарантии рисковкоммерческих банков по операциям купли-продажи и залога земли, особенно врегионах с кризисным состоянием землеоборота; создать единую автоматизированнуюсистему государственного земельного кадастра, содержащую кадастровыехарактеристики земельных участков, сведения об имеющихся строительных объектах,об окружающей экономической и экологической среде, данные о субъектахземельного рынка, юридические нормы и законодательные акты по оформлению сделокс земельными участками, информацию о спросе и предложении на земельном рынке;упорядочить взимание и сократить величину госпошлин и иных платежей заоформление сделок с землей.
Государство должно выполнять обязательства по осуществлению работ,направленных на восстановление земельного фонда, создание современныхтранспортной и коммуникационной систем. Стимулировать развитие инфраструктурыземельного рынка, включая создание сети земельных и ипотечных банков,посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т. п.
Необходимо разработать федеральную и региональные комплексныецелевые программы поддержки эффективного функционирования земельного рынка,определив в них цели и задачи развития и структурной перестройки рыночногоземлеоборота, систему мероприятий по его активизации и упорядочению, этапы исроки реализации намеченных мероприятий, а также способы привлечения средствдля финансового обеспечения данных программ. При решении вопросов организации иуправления земельными отношениями в предпринимательской. сфере в новых условияхнеобходимы неординарные подходы. Новый земельный строй коренным образом изменилпрежнюю систему управления кадастром, поэтому теория кадастра должнапринципиально обновить подходы к организации кадастрового производства впредпринимательских структурах, разработать современные экономические методыуправления земельными отношениями в городском секторе экономики.
Библиография
1. «Финансовыеизвестия» за 11.12.03г.
2. Журнал «ЯблокоРоссии» №2 2001г.
3. Отчет опроведении конференции «О правовых аспектах земельной и аграрной реформы»1997г.
4. Маршал А.Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993.–414с.
5. Хайман Д. Н.Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: Финансы и статистика,1992 .- 371 с.
6. Андерсен Т.Приватизация общедоступных ценностей/ Т. Андерсен, П. Хилл..–М., 1995. – 310 с.
7. Макконелл К. Р.,Брю С. Л. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент иприбыль // Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Иванова Е.Е., Лаврова И.Ю. – М.,1992.- Т.2 –С. 176-178
8. Экономическаятеория: Учебник для вузов/ А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич– СПб.: Питер, 1997.– 480 с.
9. Серова Е. В.Аграрная экономика. – М.: Высшая школа экономики, 1999. – 476 с.
10. Государственноерегулирование земельных отношений/ А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. – М.: Колос,2000. – 261 с.
11. Петриков А. Спецификасельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. – М., 2005. –215с.
12. Черняков Б.Развитие и регулирование аграрной экономики США на рубеже веков // Проблемытеории и практики управления. – 2000. — №4. –С. 65-69.