Определение технического состоянияобъемного гидропривода ГСТ–90 по давлениям
Техническоесостояние гидропривода характеризуется давлениями, которые измеряются в четырехточках (рис. 1): 1 — в системе подпитки (управления); 2—на входе в насосподпитки (вакуум на всасывании); 3 — в магистрали гидронасос— гидромотор(высокое давление); 4 — во внутренних полостях гидронасоса и гидромотора (давлениедренажа).
Давлениеизмеряют при 40—50 °С рабочей жидкости манометра и классе точности не более2,5.
Порядоки правила подготовки ГСТ к измерению давлений.
Очищаютузлы и детали ГСТ, прилегающую поверхность от загрязнений, предотвращаютпопадание посторонних частиц во внутреннюю полость агрегата. Остановивдвигатель, разгружают гидропривод, устанавливают рычаг понижающего редуктора внейтральное положение и для снятия давления в системе ослабляют крышку бака.Затем вывертывают пробки и подключат манометры (рис. 1). Запустив двигатель,прогревают рабочую жидкость до 50 °С. При проверке надежно затормаживаютмашину.
/>
Рис.1. Присоединение манометров для измерения давлений при работе гидропривода: 1 —манометр до 3,92 МПа; 2 — вакуумметр до 0,058 МПа; 3 — манометр до 58,8 МПа; 4— манометр до 0,58 МПа.
Проверкадавления в системе подпитки. Наличие давления указывает на функционированиенасоса подпитки. Номинальное давление — 1,5 МПа.
Давлениев системе подпитки ограничивают два клапана: предохранительный — в насосеподпитки, отрегулированный на давление открывания от 1,33 до 1,45 МПа;переливной — в клапанной коробке, отрегулированный на давление открывания от1,02 до 1,16 МПа. Этот клапан включается в работу при положении рычагауправления «Вперед» или «Назад».
Давлениев системе подпитки изменяется с учетом режимов нагружения. Снижается врезультате: недостаточного поступления рабочей жидкости к насосу из-зазасорения фильтра или трубопровода (дополнительный контроль по вакуумметру),понижения уровня жидкости в баке и попадания в жидкость воздуха; засоренияклапанов системы подпитки; износа или повреждения агрегатов.
Давлениев системе подпитки может отсутствовать полностью при неисправностях привода,из-за которых вал насоса подпитки не вращается.
Приизмерении давления подпитки через клапаны системы подпитки (предохранительный —в насосе, переливной — в клапанной коробке) выходит рабочая жидкость вовнутренние полости агрегатов, которые находятся под давлением, изменяющимся от0 до 0,0245 МПа. Поэтому для определения действительной величины давления всистеме подпитки из замеренного манометром значения (поз. 1, рис. 1) вычитаютзначение давления во внутренних полостях агрегатов, измеренного манометром (поз.4).
Дляизмерения давления в системе подпитки устанавливают частоту вращения двигателя1500—2000 мин-1. При нейтральном положении рычага управления(распределителя) проверяют по манометру 1 (рис. 1) давление в системе подпитки.Манометр системы подпитки должен показывать давление от 1,46 до 1,78 МПа. Приэтом обязательно проверяют давление дренажа по манометру 4. Вычитая этувеличину из показания манометра системы подпитки, определяют действительное еедавление, которое не должно превышать максимального значения.
Медленноперемещая рычаг управления поочередно в каждую сторону (до начала страгиваниязаторможенной машины), прослеживают за изменениями давлений. Давление в системеподпитки должно снизиться и составлять от 0,98 до 1,27 МПа. Давление вовнутренних полостях должно уменьшиться. Устанавливают максимально возможнуючастоту вращения вала двигателя. Поворачивают рычаг управлениягидрораспределителем на полный угол, проверяют давление подпитки. Манометрдолжен показывать давление от 0,98 до 1,27 МПа.
Проверкаразрежения на входе в насос подпитки (вакуум на всасывании). Наличие вакуумауказывает на функционирование насоса подпитки. Величина вакуума зависит отсопротивления всасывающей магистрали вместе с фильтром и от техническогосостояния насоса подпитки; по мере износа вакуум уменьшается.
Помере загрязнения фильтра затрудняется прохождение через него рабочей жидкости(т. е. увеличивается его сопротивление), и в результате повышается разрежениево всасывающем трубопроводе.
Впроцессе эксплуатации разрежение контролируют по вакуумметру, установленному нафильтре гидропривода. Если он при температуре рабочей жидкости 50 °С и болеепревышает 0,0245 МПа, это указывает на загрязнение фильтра. При холоднойрабочей жидкости возможно повышение разрежения до 0,049 МПа, которое по мерепрогрева должно снизиться до 0,0245 МПа.
Дляпроверки сопротивления всасывающего трубопровода и контроля, установленного нафильтре вакуумметра, подключают дополнительный вакуумметр 2 (рис. 74) иизмеряют разрежение. При расхождении показаний приборов (установленного иподключенного) проверяют чистоту всасывающего трубопровода. Если при проверкедавлений отсутствуют разрежение и давление в системе подпитки, значитнеисправен привод, в результате вал насоса подпитки не вращается. Разрежение навходе в насос подпитки проверяют при частоте вращения двигателя 1500—2000 мин-1и нейтральном положении рычага управления распределителем.
Разрежениена входе в насос подпитки по показаниям вакуумметра 2 не должно превышать0,0245 МПа.
Проверкадавления в магистрали гидронасос—гидромотор (высокое давление). О работе гидронасосасвидетельствует наличие давления, которое увеличивается с возрастанием нагрузкина гидропривод. Номинальное значение давления — 20,6 МПа. Давление зависит и оттехнического состояния агрегатов гидропривода, по мере износа которыхвозрастают внутренние утечки.
Еслирычаг управления гидрораспределителем ставят в нейтральное положение, манометрвысокого давления 3 показывает давление в системе подпитки. Увеличение этогодавления говорит о неисправности тяг механизма управления или нарушениирегулировок золотника гидрораспределителя и установки люльки гидронасоса внейтральное положение.
Еслирычаг управления гидрораспределителем установлен в положение «Вперед» или«Назад», то при заторможенной машине давление должно достигать максимальногозначения — от 34,3 до 35,6 МПа, ограничиваемого клапаном высокого давления(давление, на которое отрегулирован клапанный узел, выбито на пробке).
Есликлапан высокого давления из-за засорения закрыт неплотно, часть рабочейжидкости проходит через него, минуя гидромотор, тем самым снижая передаваемуюмощность и нагреваясь (переводя энергию в тепло). В этом случае гидропривод неразвивает максимальной мощности из-за пониженного давления.
Помере износа гидронасоса и гидромотора увеличиваются зазоры в сопряжениях ирастут утечки рабочей жидкости во внутренние полости агрегатов, вызываянежелательные последствия, аналогичные засорению клапана высокого давления.Изношенные агрегаты, имеющие повышенные утечки рабочей жидкости, подлежатзамене.
Проверкадавления во внутренних полостях гидронасоса и гидромотора. Такое давлениесвидетельствует о поступлении рабочей жидкости во внутренние полости агрегатовпри работе насоса подпитки.
Этодавление достигает максимального значения (0,245 МПа) при установке рычагауправления гидрораспределителем в нейтральное положение и максимальных оборотахвала двигателя, когда вся рабочая жидкость, подаваемая насосом подпитки,сливается через предохранительный клапан во внутреннюю полость гидронасоса.Контроль этого давления дает возможность определить действительную величинудавления в системе подпитки (см. вышеуказанную проверку давления в системеподпитки).
Диагностированиетехнического состояния объемного гидропривода ГСТ-90 прибором КИ-25691
Впроцессе эксплуатации гидропривода ГСТ-90 вследствие износа узлов, сопряжений,нарушения регулировок и герметичности уплотнений изменяются показатели,характеризующие работу его основных агрегатов (гидронасоса, насоса подпитки,гидромотора, гидрораспределителя).
Основныепоказатели гидропривода ГСТ, характеризующие его техническое состояние,— времяразгона, скорость и плавность движения машины, расход рабочей жидкости,надежность работы механизмов управления.
/>
Рис.2. Схема подсоединения прибора КИ-25691 к ГСТ при проверке
1— гидронасос; 2, 4 — шланги высокого давления; 3— счетчик жидкости; 6, 13, 15—манометр; 9— секундомер; 10, 12, 14 — штуцера; 16—указатель температуры; 18 —маховичок дросселя; 19 — кнопка золотника включения диафрагмы; 20 — пробкаклапана предохранительного; 21 — кнопка сброса показаний счетчика жидкости; 22— маховичок вентиля; 23—кнопка сброса показаний секундомера; 24—кнопказолотника распределителя.
Этипоказатели определяются производительностью гидронасоса и развиваемым имдавлением, внутренними утечками жидкости в гидромоторе, давлением в системеподпитки, герметичностью и давлением срабатывания клапанов, состояниемгидрораспределителя, трубопроводов и другими факторами.
Подготовкагидростатической трансмиссии и прибора к диагностированию. Устраняютнеисправности, препятствующие диагностированию ГСТ. Доливают масло в бакмасляный. Устанавливают прибор КИ-25691 на передвижной стол и снимают защитныекрышки. Убеждаются в сохранности контрольно-измерительных приборов, проверяютисправность агрегатов управления.
Устанавливаютмаховичок 18 (рис. 2) дросселя в положение «Открыто», маховичок 1 вентиля 22 вположение «Закрыто», утопляют кнопку 24 золотника переключателя потокажидкости, вытягивают кнопку 19 золотника до отказа для включения визмерительную схему прибора диафрагмы. Осматривают присоединительные устройствакомплекта принадлежностей, убеждаются в чистоте их внутренних полостей и вотсутствии забоин и срывов на резьбовых поверхностях.
Заводятпружину секундомера 9, убеждаются в исправности его работы, снимают заглушки сприсоединительных штуцеров 10, 12 и прибора.
Определениеподачи аксиально-плунжерного насоса. Отсоединяют от гидромотора два рукававысокого давления, связывающие гидронасос с гидромотором. На штуцерагидромотора заворачивают заглушки.
Подключаютодин отсоединенный от гидромотора шланг высокого давления, который являетсясиловой магистралью ГСТ, к входному штуцеру 10 прибора КИ-25691 (рис. 2), а ксливному штуцеру 14 прибора подсоединяют другой, открепленный от гидромоторашланг (магистраль низкого давления). Устанавливают рычаг коробки переменыпередач в нейтральное положение. Запустив двигатель и нажав на педальуправления гидронасосом вперед на 1/3 ее полного хода,прогревают масло в гидросистеме до 50 ± 5 °С.
Нажимаютпедаль управления рычагом распределителя до отказа и фиксируют в этомположении.
Потянувкнопку 21 прибора на себя, устанавливают стрелки указателя счетчика жидкости нануль и номинальный скоростной режим двигателя (с помощью тахометра).
Вращаямаховичок 19 дросселя прибора, создают давление масла перед диафрагмой прибора21 МПа, контролируемое манометром 6. Потянув на себя кнопку 24 золотникапереключателя потока жидкости, включают секундомер 9 прибора и учитываютсчетчиком жидкости количество жидкости в течение 1 мин. По разности показанийманометров давления 6 и 15 находят его перепад на диафрагме, а по тарировочнойтаблице определяют расход жидкости через диафрагму. Общий ее расход (подачанасоса) вычисляют суммированием количества жидкости, измеренной счетчиком втечение 1 мин, и расхода через тарированное отверстие диафрагмы.
Есликоэффициент подачи насоса менее 0,75, то насос к эксплуатации непригоден.
Проверкадавления в системе подпитки, ограничиваемого предохранительным клапаном насосаподпитки. Давление подпитки измеряют одновременно с проверкойпроизводительности гидронасоса (рис. 2). Для этого устанавливают частотувращения двигателя 1500—2000 мин-1, рычаг управленияраспределителем — в нейтральное положение. При утопленной кнопке переключателяпотока и закрытом дросселе и диафрагме прибора проверяют показания манометра15, он должен показывать давление 1,5—1,8 МПа.
Проверкаутечек рабочей жидкости в гидромоторе. Отвертывают со штуцеров гидромоторазаглушки. Отсоединяют рукав высокого давления от входного штуцера прибора иприкрепляю его на место к нагревательной магистрали гидромотора (рис. 3).
гидропривод давление насос утечка
Рис.3. Схема присоединения прибора КИ-25691 к ГСТ при проверке гидромотора:/> />
1 — гидронасос; 2 —гидромотор; 4, 5, 7 — шланги высокого давления (наименование других позицийсм. подписи к рис. 75).
Присоединяютрукавом высокого давления (из комплекта принадлежностей прибора) магистральнизкого давления гидромотора с входным штуцером прибора. Отключают переливнойклапан гидромотора, для чего снимают с него золотник клапанной коробки и ставятспециальный золотник. Запустив двигатель, устанавливают номинальный скоростнойрежим. Повернув рычаг управления гидрораспределителем в положение «Вперед» наполный угол, маховичком дросселя прибора КИ-25691 (рис. 3) создают в системедавление 21 МПа (по манометру 6). Потянув кнопку 24 переключателя потока жидкостиприбора в положение «Контроль», отсчитывают количество жидкости счетчиком 9 втечение 1 мин и определяют общий ее расход. По разности расхода в первом иданном замерах определяют внутренние утечки жидкости в гидромоторе. Они должнысоответствовать требованиям ТУ.
Проверкадавления в системе подпитки, ограничиваемого переливным клапаном в клапаннойкоробке гидромотора. С клапанной коробки гидромотора снимают установленныйранее специальный золотник и на его место ставят штатный золотник.
Давлениерегулировки предохранительного клапана проверяют следующим образом: открываютдроссель прибора, диафрагму прибора отключают; утопляют кнопку переключателяпотока жидкости; запускают двигатель, устанавливают минимально возможнуючастоту его вращения; медленно повернув рычаг управления гидрораспределителемна полный угол в положение «Вперед», проверяют показания манометра 15. Манометрдолжен показывать давление в системе подпитки, которое должно составлять от 1до 1,3 МПа.
Проверкадавления срабатывания клапанов высокого давления гидромотора. В клапаннойкоробке гидромотора отворачивают соответствующую пробку и резьбовое егоотверстие при помощи переходника и шланга высокого давления соединяют с входнымштуцером 10 прибора КИ-25691. Маховичком 18 и кнопкой 19 золотника полностьюзакрывают дроссель и отключают диафрагму прибора. Запускают двигатель иустанавливают пониженную частоту вращения коленчатого вала. Установив рычагуправления гидрораспределителем в положение «Вперед» или «Назад» при надежнозаторможенных колесах самоходной машины, определяют по манометру 6 приборадавление срабатывания предохранительного клапана. Клапаны высокого давлениядолжны ограничивать давление в каждой нагнетательной магистрали от 34,3 до 35,6МПа. При необходимости давление открывания клапанов регулируют, изменяя толщинунабора шайб.