Задание
Разработать операционно-технологическую карту наоперацию: перепашка пара на глубину 25 см
Площадь – 320 га
Длина гона – 1500 м
Уклон местности – 0 град.
Марка трактора Т-150
Марка сельскохозяйственной машины ПЛН
Сроки работ – август.
Количество рабочих дней – 6…10.
1. Агротехническиетребования
1. Начало, глубину, и продолжительность вспашкиустанавливает агроном хозяйства, учитывая физическую спелость почвы, мощностьпахотного слоя, возделываемую культуру и засоренность поля.
2. Отвальную вспашку (кроме перепашки зяби, пара изапашки органических удобрений) проводят плугами с предплужниками.3. Показатели Требования и допуски
Отклонение глубины пахоты от заданной на полях:
выровненных ±1 см не выровненных ±2 см Искривление рядов пахоты ±1 м на 500 м длины гона Выравненность поверхности длина профиля не более10,7 м на отрезке 10 м Оборот пласта полный Заделка растительных остатков, сорных растений, удобрений не менее 95%
Крошение пласта — (глыбы размером 100 см2) не более 15% на площади Высота гребней не более 5 см Высота свальных гребней и глубина развальных борозд не более 7 см Огрехи и необработанные поворотные полосы не допускаются Не заделанные разъемные борозды и невспаханные свальные гребни не допускаются
4. Скорости движения должны составлять дляпахотных агрегатов с обычными корпусами 1,4… 2,2 м/с (5… 8 км/ч), со скоростными- 2,2… 3,3 м/с (8… 12 км/ч).
5. После окончания вспашки всех загоноввыравнивают свальные гребни, заделывают развальные борозды, распахиваютповоротные полосы вкруговую без развальных борозд и свальных гребней.
2. Комплектование агрегата
Таблица 1 Тяговые и топливно-экономические показателитрактора Т-150Передача На х.х. При наибольшей тяговой мощности
Gхх
кг/ч
Nкр
кВт
Ркр
кН
Vт
км/ч
Gт
кг/ч
qкр
г/кВтч
δ
% 2 10,7 77 33,8 8,15 26,3 352 3,7 3 11,7 76,5 29,4 9,4 26,7 352 2,6 4 12,3 74,5 26,0 10,3 26,5 363 2,0
Расчеты по комплектованию пахотного агрегата будемпроизводить в следующей последовательности:
Находим максимально возможную (проектную) ширину захвата
Вmax = Ркр /Км * а, м
где: Км – удельное сопротивление плуга прискорости 5 км/ч; а – глубина вспашки, м.
Удельное сопротивление плуга с учетом увеличенияскорости более 5 км/ч:
Км = Ко[1 + DК/100(Vр– Vо)], кН/м2
где: Ко – удельное сопротивление машины при5 км/ч, кН/м2; DК– темп увеличения сопротивления с ростом скорости, %; Vр– рабочая скорость, км/с.
Рабочая скорость с учетом буксования подсчитывается последующей формуле
Vр = Vт(1 – d/100), км/ч
где: Vт –техническая скорость на соответствующей передаче, км/ч; d – буксование.
Vр2= 8,15(1 – 3,7/100) = 7,85
Vр3= 9,4(1 – 2,6/100) = 9,15
Vр4= 10,3(1 –2/100) = 10,09
Км2 =50[1 + 4/100(7,85 – 5)] = 55,7
Км3 =50[1 + 4/100(9,15-5)] = 58,3
Км4 =50[1 + 4/100(10,09 – 5)] = 60,18
Вmax2= 33,8/55,7*0,25 = 2,4
Вmax3= 29,4/58,3*0,25 =2,01
Вmax4= 26/60,18*0,25 = 1,73
Определяем число корпусов плуга, округляя полученное значениедо целого числа в сторону уменьшения:
n = Вmax/ b,
где: b –ширина захвата одного корпуса, м.
n2 = 2,4/0,35 = 6
n3 = 2,01/0,35 = 5
n4 = 1,73/0,35 =4
Рассчитываем фактическую рабочую ширину захвата агрегата попринятому числу корпусов:
Вр = b*n*b, м
где: b –коэффициент использования ширины захвата агрегатов (для пахотных агрегатов1,05…1,1).
Вр2 = 6 * 0,35*1,1 = 2,31
Вр3 = 5 * 0,35*1,1 = 1,925
Вр4 = 4 * 0,35*1,1 = 1,54
Определяем тяговое сопротивление пахотного агрегата
Rагр = Км * а*Вр, кН
Rагр2= 55,7*0,25*2,31 = 32,16
Rагр3= 58,3*0,25*1,925 = 28,05
Rагр4= 60,18*0,25*1,54 = 23,17
Определяем коэффициент использования тягового усилия
h= Rагр/Ркр
h2=32,16/33,8 = 0,95
h3=28,05/29,4 = 0,95
h4=23,17/26 = 0,89
Допускаемый коэффициент использования тягового усилиядля трактора Т-150 на вспашке равен 0,9. Следовательно, дальнейшие расчеты необходимопроводить для 4 передачи.
Определяем часовую производительность агрегата
Wч =0,1* Bр* vр* τ, га/ч
где: Bр – рабочая ширина захвата, м; Vр – рабочаяскорость движения агрегата, км/ч; τ – коэффициентиспользования рабочего времени (0,7…0,85).
Wч4 = 0,1*1,54*10,09*0,8= 1,24
Количество агрегатов на весь объем работ определяется :
n = Q/Wч*7*m,
где: Q – объем работ, га; m – количество календарных дней
n = 320/1,24*7*10 = 3,68
Принимается 4 агрегата.
Количество дней, которое потребуется для выполнениявсего объема работ 4 агрегатами:
m = 320/1,24 *7*4 = 9,2 дней.
3. Подготовка агрегатов к работе
1. Качество подготовки плугов проверяют набетонированной контрольной площадке (рис. 1), позволяющей установитьгеометрически правильное расположение рабочих корпусов и проконтролироватьотдельные регулировки.
2. Допустимые отклонения по отдельным показателямкачества подготовки рабочих органов плуга не должны превышать, мм:
Отклонение размеров лемеха:по ширине 10 по длине спинки 5 по длине лезвия 15 по толщине лезвия 1 Выступление лемеха за отвал 10 Выступление головок болтов крепления лемеха не допускается
/>
Рис. 1. Контрольная площадка для проверки плугов
3. Устанавливают правильное положение дисковогоножа при глубине пахоты 25 см, стойку предплужника закрепляют соответственно на3-м отверстии, считая от верха.
Устанавливают центр дискового ножа против носкапоследнего предплужника, а режущую кромку — на 20...30 мм ниже лемехапредплужника. Плоскость диска ножа смещают на 10...25 мм в сторону поля отполевого обреза предплужника.
4. Предварительно настраивают агрегат с навеснымили полунавесным плугом на регулировочной площадке. При этом под гусеницы иликолеса трактора подкладывают бруски толщиной на 2...3 см меньше заданнойглубины пахоты. Такие же бруски устанавливают и под опорное колесо плуга.
5. Проверяют правильность установки корпусов. Дляэтого между первым и последним натягивают шнур. Правильно установленные корпусадолжны носками лемехов касаться шнура или отклоняться от него не более чем на 5мм. Регулируют подкладыванием пластинок под крепления стойки или лемеха.Опущенный на регулировочную площадку плуг должен всей поверхностью лемеховкасаться площадки. Такое положение достигают регулировкой длины раскосов и центральнойтяги.
6. Заднее колесо плуга должно находиться в однойплоскости с задним корпусом. При этом регулировочный болт механизма заднегоколеса устанавливают так, чтобы его головка слегка касалась упора.
7. Регулируют боковое перемещение плугаотносительно продольной оси трактора. Вначале плуг поднимают, чтобы лемеханаходились на расстоянии 1… 2 см от поверхности площадки, а затем стяжнымигайками устанавливают длину ограничительных цепей до положения, когдаперемещение концов продольных тяг не будет превышать 120 мм в каждую сторону отсередины.
8. Собирают навесное устройство по двухточечнойсхеме при агрегатировании тракторов класса 30-50 кН с навесными и полунавеснымиплугами. Для этого передние концы нижних продольных тяг соединяют вместе изакрепляют на одном шарнире, установленном на нижней оси навески трактора сосмещением 113 мм (для 4 корпусов)
9. Добиваются, чтобы рама плуга была расположенапараллельно поверхности поля, все корпуса заглублялись на заданную глубинувспашки, полевые доски корпусов и продольная балка были параллельны направлениюдвижения агрегата, а передний корпус отрезал пласт нормальной ширины захвата.
10. Перекос рамы устраняют изменением длиныраскосов механизма навески трактора.
11. Регулируют глубину вспашки перестановкой повысоте опорного колеса плуга, которое должно катиться по поверхности поля вышеопорной плоскости корпусов плуга на глубину вспашки. Колесо перемещают повысоте вращением винта механизма регулирования глубины.
12. У полунавесных плугов регулируют механизмзаднего колеса так, чтобы между опорной плоскостью и концом полевой доскизаднего корпуса образовался просвет, равный 1,5… 2 см.
4. Подготовкаполя
1. К вспашке поля готовят по графику, которыйобеспечивает окончание всех работ за один-два дня до прихода на поле тракторовс плугами.
2. Очищают поле от пожнивных и растительныхостатков, удаляют препятствия. В зависимости от размеров, конфигурации ирельефа поля выбирают направление и способ движения, вид поворота. Разбиваютполе на загоны (рис. 2).
Ширина поворотной полосы зависит от агрегата и видаповорота. При петлевых поворотах
Е = 2,8Rп + 0,5Ваг,м
где: Rп –минимальный радиус поворота агрегата зависит от ширины агрегата (3 Ваг),м; Ваг – ширина агрегата, м.
Е = 2,8*3*1,4 + 0,5*1,4 =12,5 м.
Оптимальная ширина загона, м
С = 16* Rn2+2 Bаг* Lг,м
где: Lг – рабочаядлина гона.
С = 16 (3*1,4)2 + 2*1,4*1500= 66,95 м
3. Отбиваютповоротные полосы, устанавливают вешки для первых проходов агрегатов. По вешкампрокладывают первые свальные борозды,установив плуг на половину глубины вспашки.
4. Лучшее качество обеспечиваетбеззагонно-круговой способ (рис. 3), не требующий разбивки поля на загоны. Вэтом случае применяют групповой метод работы агрегатов специализированнымипахотными отрядами.
5. На полях треугольной формы с шириной основанияменьше 150 используют способ движения вразвал с развальной бороздой по медианетреугольника (рис. 4, а). Если основание больше указанных значений, то полеразбивают на загоны и обрабатывают их загонным способом, а оставшийся клин — сразвальной бороздой у медианы. Поворотные полосы отбивают у основания меньшейстороны и вдоль медианы треугольника.
6. Поля формы неправильных многоугольниковразбивают на загоны так (рис.4, 6), чтобы получить участки с параллельными сторонами вдользаданного направления пахоты I и участки треугольной формы II.
7. Поля неправильной конфигурации (скриволинейным контуром) разбивают на прямоугольные и близкие к нему участки(рис. 4, в) и обрабатывают загонным способом с прямо линейными рабочими ходами.Оставшиеся клинья или сегменты пашут криволинейными рабочими ходами пахотногоагрегата.
5. Работаагрегатов на загоне
1. Выводят агрегат на поворотную полосу. Выбираютскоростной режим по оптимальной загрузке двигателя и с соблюдениемагротехнических требований.
2. Водят трактор правой гусеницей на расстоянииот стенки борозды: 24 см.
3. На двух первых проходах выполняюттехнологическую регулировку плуга для лучшего качества работы.
4. Регулируют плуги на равномерность глубиныпахоты: навесные 4-, 5-корпусные в продольной плоскости — изменением длиныверхней тяги механизма навески трактора, в поперечной плоскости — изменениемдлины раскосов механизма навески.
5. Соблюдают установленный режим работы агрегатас маневрированием скоростей. Рабочие органы плуга включают, не доезжая 1 м доконтрольной борозды, выключают, когда последний корпус ее пройдет. Агрегатдвижется и поворачивается по принятой схеме.
Очередность вспашки загонов при движенииагрегатов петлевым способом с чередованием загонов (рис. 2, а, 5) следующая:1-3-2-5-4-7-6 т. д.
При движении агрегата беспетлевым комбинированнымспособом (рис. 2, б) порядок обработки загонов следующий: первый загон пашут дотех пор, пока возможен беспетлевой поворот. Затем агрегат разворачивают вдругую сторону и оставшуюся часть пашут совместно с соседним участком.
При движении агрегата на участках треугольнойформы все повороты осуществляют беспетлевым способом с поднятым плугом.