Прошло13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вроссийских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебныхзаведениях страны. Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивнымотражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности ворганизации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения повопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейсяпроблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося встране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальныхвызовов и угроз.
Главныйрезультат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь втяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной иметодической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в томчисле в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительнойчасти педагогов и родителей.
Внедрениеи развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаряподвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерстваобороны, а также усилиям общественности.
Поданным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась иутверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасностьжизнедеятельности». Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности,занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным собеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних ивнешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенногохарактера.
Всвязи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях Россиирасширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того,появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогикибезопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук,кандидаты наук. Тем самым закладывается фундаментальность содержания ипсихолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина,ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других. Болеекачественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на нашвзгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своемупредназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.
Настоящимпрорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие ГосударственнойДумой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования»(2002 г.), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область»наряду с другими традиционными учебными дисциплинами. После этого, казалось,что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системеобразования России. Но не тут-то было.
Втом же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательныхстандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно дляпедагогический общественности распустил подготовившую этот документ группуФирсова В.В. и передоверил заниматься «реформой» российского образования такимодиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров(бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Этилюди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западнымценностям. Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирногобанка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования вРоссии, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталасьнавязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиямпредставления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишеньюсвоих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности.Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки онипредложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье«Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что«все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».
Спрашивается,почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ?Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чистотехническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокамбезопасного секса. Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы»образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриватьсятолько личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, анациональная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепровраскрылся тем самым. Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ науровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию иобразовательный стандарт, как противник всполошился. В качественно новомподходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использованиянашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свойпатриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны,никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженнозащищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентоввлияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваемобразовательную область безопасность жизнедеятельности.
Мнехотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности,присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и другихподвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения иразвития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг неменее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне. Учительбезопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества,обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будетобразовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной вшколе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет иРоссии. Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание,ее будущее.
Такаяпозиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главнойпроблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученыйМенделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжитьнезависимый рост. Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой.Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главнойцелью государственной политики, самого общества. У государства нет стратегиивыживания, а потому нет и стратегии образования.
Нанаш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегиейобразования и, в первую очередь, образовательной области безопасностьжизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека,общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела,интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, сприродой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная исправедливая.
Сегоднясреди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческогоподхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда ушкольников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, вобществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именнотакой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит,в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности повсем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.
Вместес тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не сталаопределяющей. Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаемдуховные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почемусоглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика иметодология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обозобразовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места.Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того,чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике жепоследних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджоговради корысти.
Проблемаформирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум исознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокимипеременами быстро текущей жизни. Ректор Московского гуманитарного университетаИгорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризиспонимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всехсферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального. Растут угрозыдестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют иглобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растетуязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностнойсфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широкихнародных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физическихкачеств, необходимых для выживания.
Поэтомустоль актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческойустойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре,насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам. Издесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типакак главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международнойбезопасности выдвинул 12 лет назад. Личность безопасного типа – это человек,осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение,стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармоничносочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу радиблага России, сохранения жизни на Земле.
Формированиемировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся истудентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать,предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузепсихогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающейагрессивной бездуховности. То есть, педагогу важно держать в поле зрения нетолько внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, еголичностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева:«Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружныйшум». Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействиевнешней и внутренней среды обитания человека.
Почемутак важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возрослово всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь законанепрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и вЦарской, и в Советской армиях. Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивалКлаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся кпрошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежноепоражение. Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, ипотерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.
Сейчасидет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мировогопорядка, но мы опять не осознаем этого факта. Вместе с тем, эта война новоготипа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом илифизическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном.Главные сражения развертываются в духовной сфере. На одного убитого ввооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовномпротивостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе,иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.
Мыпоследовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасностьжизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы онасопровождала человека от первого крика до последнего вздоха. Это стратегическаязадача. А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающиенормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написаниемучебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.
Ссозданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельностиу нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашейобразовательной области. Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принятьсамое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для докладаистекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можетена сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ. Основы безопасностижизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.
Внаших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России какгосударства и народа. Не упустить бы его!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fnimb.org