Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Сертификация персонала в сфере пассажирских перевозок – барьер для непрофессионалов (проект)

А.И. Якимов
Сегоднякачество профессионального образования водителей не отвечает современнымтребованиям. Для решения проблемы необходимы корректировка образовательныхстандартов, совершенствование учебно-лабораторного оборудования и т. д. Но какбыть с водителями, которые проходили обучение давно и уже осуществляет трудовуюдеятельность? Ведь надзор за водителями со стороны государства совершаетсятолько в момент получения им водительских прав. На решение этой проблемы инаправлен наш проект.
Запоследнее десятилетие отмечается бурная динамика роста автомобильного паркаРоссийской Федерации – общее количество транспортных средств давно перешагнулорубеж в 30 млн ед.
Этосущественно изменило условия дорожного движения: увеличилась плотностьтранспортных потоков, возросла интенсивность движения, темпы развития имеющейсядорожно-транспортной инфраструктуры не соответствуют возрастающим потребностямгосударства и общества. Планка требований к профессиональной готовностиводительского персонала автотранспортных предприятий (АТП) независимо от формсобственности значительно поднялась, но квалификация управляющих транспортнымсредством не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и непрофессионализм водительскогосостава придает основную негативную тенденцию показателям аварийности надорогах страны.
Косновным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следуетотнести:
–низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
–неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;
–пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороныучастников движения;
–несовершенство технических средств организации дорожного движения;
–недостаточный технический уровень дорожного хозяйства.
Нанаш взгляд, причинами низкого профессионального уровня водителей общественноготранспорта являются:
1.Отсутствие профессионального отбора на осуществление соответствующего видадеятельности. Зачастую при трудоустройстве в АТП основным критерием отбораперсонала является только наличие водительского удостоверения.
2.Отсутствие независимого периодического контроля за водителями общественноготранспорта со стороны общества. Надзор за водителем со стороны государствасовершается только в момент получения им водительских прав. В дальнейшейдеятельности он фактически бесконтролен и сам отвечает за свой профессиональныйрост.
Анализсостояния профессиональной подготовки тех, кто недавно прошел обучение,показал, что качество профессионального образования не всегда соответствуетсовременным требованиям. Для решения этой проблемы необходимы корректировкаобразовательных стандартов, обновление и совершенствование учебно-лабораторногооборудования, отвечающего современному уровню развития транспортных средств,повышение уровня преподавательского и инструкторского мастерства и т. д.
Нокак быть с теми, кто проходил обучение давно, имеет все разрешительныедокументы на право управления транспортным средством и уже осуществляеттрудовую деятельность в автопредприятиях? На решение этой проблемы и направленпредлагаемый проект.
3.Завышенная самооценка водительского персонала, имеющего более пяти леттрудового стажа. Практика показала, что даже водителям, стаж которых равен20–30 годам, необходимо периодически обновлять и пополнять багаж знаний.
4.Отсутствие эффективной внутрифирменной системы повышения квалификации водителейАТП.
Организацияежегодной обязательной 20-часовой программы обучения водительского состава вбольшинстве случаев формальна, а во многих автопредприятиях и вовсеотсутствует. Основная причина этого в том, что переподготовка проводится внерабочее время и не оплачивается, поэтому занятия посещаются плохо, а слабаямотивация водителей и отсутствие конкуренции на рынке труда сводит на нет санкциируководителей АТП в отношении непосещающих.
5.Привлечение к перевозкам пассажиров водителей из ближнего зарубежья.Большинство из них не обладают необходимой квалификацией и осуществляют«стажировку» непосредственно на дорогах, что влечет за собой повышеннуюаварийность.
Значимаяроль в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасностидорожного движения в 2006–2012 годах» отводится «общественным институтам инегосударственным структурам при возможно более полном учете интересов граждан».Программа предусматривает:
–предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
–развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожномдвижении;
–обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданскогообщества.
Основнымпотребителем услуг автотранспорта являются граждане, поэтому безопасностьпассажирских перевозок – чрезвычайно важная составляющая качества нашей жизни,и общество в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей»вправе требовать обеспечения качества/комфортности и безопасностипредоставляемых ему услуг на автотранспорте. Органы по сертификации персоналаявляются выразителями мнения и требований общества по обеспечению безопасностипассажирских перевозок; осуществляют соответствующий мониторинг мастерстваисполнителей услуг; определяют уровень профессиональных требований к персоналув сфере автотранспорта и контролируют соответствие данного персонала этойзаданной планке профессионального мастерства.
СпециалистамиМосковского областного центра сертификации персонала начата работа,направленная на повышение и поддержание требуемого уровня профессиональнойподготовки работников в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортомпосредством процедур сертификации.
Повине водителей общественного транспорта (городские и междугородние автобусныемаршруты) происходит более трети ДТП с участием автобусов. Водители «Газелей»стали постоянными «героями» сводок и обзоров происшествий на дорогах. А в 10%случаев причиною ДТП является техническая неисправность транспортных средств.Не случайно центр определил одним из приоритетных направлений своейдеятельности сертификацию следующих категорий работников АТП:
–водитель автобуса/микроавтобуса/такси;
–слесарь по ремонту автомобилей;
–кондуктор общественного транспорта.
Мысчитаем, что сертификация персонала автопредприятий должна стать условиемдопуска вышеназванных категорий персонала к осуществлению перевозок пассажиров.Персонал, не соответствующий требованиям профессиональных стандартов,направляется на дополнительное обучение и допускается к работе только приположительном решении органа по сертификации персонала.
Московскийобластной центр сертификации персонала в ноябре 2006 г. принял участие во Всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов «Держава», организованномОбщественной палатой РФ, фондом «Единство во имя России» и журналом «СтратегияРоссии».
Всегона конкурс было представлено более 1 600 работ. Проект МОЦСП был представлен вноминации «Мировая держава» по тематическому направлению «Безопасность». Цельпроекта – привлечь внимание общественных организаций, органов исполнительнойвласти федерального уровня к необходимости решения проблемы повышения качестваи безопасности пассажирских перевозок через повышение уровня профессиональногомастерства тех, кто непосредственно отвечает за это в процессе своейпрофессиональной деятельности.
Помнению экспертов, в проекте были выдвинуты нешаблонные предложения по решениюостро стоящей в настоящее время проблемы снижения аварийности на автодорогах.
Позавершению мероприятия Оргкомитет конкурса планирует представить оригинальныепроекты в комиссии Общественной палаты РФ, в частности, проект МОЦСП в рабочуюгруппу по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасностидорожного движения.
Наличиесертификата соответствия должно также стать одним из условий приема водителя наработу в АТП. Рассмотрим процедуру сертификации персонала на примере однойпрофессии – водитель автобуса/микроавтобуса.
Сертификациялюбой категории персонала включает в себя несколько этапов:
–подготовительный, когда идет согласование процедур и программ сертификационныхиспытаний;
–этап сертификационных испытаний персонала, который включает оценкутеоретических знаний и практических умений и навыков;
–заключительный, на котором подводятся итоги, проводится анализ результатов идается заключение о выдаче или отказе в выдаче сертификатов соответствия.
Впроцессе сертификационных испытаний оценивается соответствие работникатребованиям, установленным профессиональными стандартами или другиминормативными документами, регламентирующими его профессиональную деятельность,такими как ЕТКС, ОКЗ, должностная инструкция и др. Добровольный характерпроцедуры сертификации позволяет заявителю сертификации самому определять объемпрофессиональных требований, соответствие которым он подтверждает в ходесертификации. В мировой же практике вариант формирования требований к уровнюзнаний, умений и навыков работника для качественного исполнения должностныхобязанностей – использование профессиональных стандартов.
Присертификации водителей, проводимой центром, набор требований формируется наоснове профессионального стандарта по профессии «Водитель автобуса» 6-горазряда. Уровень требований именно этого разряда – наиболее оптимальноесочетание опыта и знаний водителя-профессионала.
Напредварительном этапе эксперты по сертификации персонала знакомятся с личнымиделами претендентов на сертификат соответствия и проводят собеседование напредмет определения уровня их профессиональных знаний. Если он недостаточен, топретенденту рекомендуется пройти доподготовку (обучение).
Напервом этапе сертификационных испытаний водителей проверяют на знание правилдорожного движения, устройства и правил эксплуатации транспортного средства,правил оказания при необходимости первой медицинской помощи.
Непосредственнов программу сертификационных испытаний водительского персонала включен этаппрофессионального тестирования – этап определения профессиональной пригодностиработника к осуществлению данного вида деятельности – совершенно новоеиспытание для водителей, но очень важное как показатель их профессиональнойнадежности.
Исследуютсяпсихофизиологические качества водителей, так как для управления транспортнымсредством требуются следующие индивидуальные особенности: внимательность,самообладание, дисциплинированность, выносливость, находчивость и другиеспецифичные черты характера. Несоответствие водителя какому-либо параметруможет обернуться необратимыми последствиями.
Навтором этапе сертификационных испытаний оцениваются навыки и умения вуправлении транспортным средством. Водители демонстрируют свое мастерство впроцессе практического вождения, маневрирования на автодроме, причем, упорделается не столько на время, сколько на качество выполнения упражнений.
Неотъемлемойчастью практического этапа является оценка действий водителя при подготовкетранспортного средства к выезду на маршрут, устранение незначительных поломок впроцессе работы, демонстрация умений оказать первую медицинскую помощьпострадавшим в различных ситуациях.
Входе сертификации водителям необходимо подтвердить зрелость своего мастерства,достаточный уровень навыков, умений, являющихся основой безопасных перевозокпассажиров и безопасности дорожного движения в целом. Каждый водитель получаетперсональную оценку с учетом недостатков, влияющих на итоговый результат.
Впериод действия сертификата соответствия (три года) центр проводит ежегодныйинспекционный контроль деятельности сертифицированного персонала, чтоспособствует поддержанию соответствующего уровня их профессиональнойподготовки.
Порезультатам сертификационных испытаний руководитель АТП вправе поставить передработником, не прошедшим сертификацию, вопрос о возможности и целесообразностипривлечения его к пассажирским перевозкам, или, наоборот, сертификация будетспособствовать увеличению кредита доверия к работнику. Соответственнорезультаты сертификации предоставляют возможность руководителю лучше узнатьсвой персонал, помогают выстраивать кадровую политику, определять, на кого и вкакой степени можно рассчитывать.
Дляперсонала, наиболее успешно прошедшего процедуру сертификации, следуетпредусмотреть надбавки за профессиональное мастерство, что послужитубедительным примером и стимулом для других водителей.
Витоге сертификация персонала для автопредприятия – это возможность:
–получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности,профессиональной пригодности работников;
–сопоставить соответствие персонала качеству оказываемых транспортных услуг;
–стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизироватьего профессиональный рост;
–внести коррективы в процесс профессионального обучения и повышения квалификациисвоего персонала;
–определить перспективу развития АТП;
–сократить количество претензий пассажиров к качеству и безопасности перевозок;
–упрочить позиции на рынке транспортных услуг;
–самое главное – значительно уменьшить ущерб, причиняемый автопредприятию засчет ДТП по вине водителя.
Время,затраченное на ремонт транспортного средства, – это упущенная выгодаавтопредприятия.
Взаключение хотелось бы акцентировать внимание на необходимости координацииусилий государства и общества, формирование эффективных механизмов взаимодействияорганов государственной власти различных уровней (федерального, регионального иместного самоуправления) и общественных организаций в данном направлении.
Углублениелиберализации государственного контроля и отмена обязательной сертификации вэкономике не всегда оправдывают себя в сферах, где занят персонал, исполнениедолжностных обязанностей которого связано с обеспечением безопасности жизни издоровья, защитой окружающей среды и предотвращением причинения материальноговреда.
Надобровольный принцип сертификации ведущие мировые страны перешли не сразу. Дляэтого была подведена законодательная основа, при которой практически любаядеятельность без независимого подтверждения (органом по сертификации) своегосоответствия установленным требованиям просто невозможна. С годами такоеусловие стало нормой функционирования в рыночных условиях. Добровольныйхарактер сертификации предполагает высокую культуру воспитания заявителейсертификации и их ответственность за результаты своей деятельности.
Унас принцип добровольности пока имеет несколько иное звучание: добровольно –значит не обязательно, значит можно обходиться без этого, что, по нашемумнению, недопустимо в дорожно-транспортной отрасли, в которой отпрофессионализма работающих в ней напрямую зависит безопасность и качествопассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Былапопытка бывшего Министерства труда и социального развития России в 2003 г. ввести Федеральный закон «О развитии качества рабочей силы в организациях» (рабочее названиепроекта этого закона – «О развитии персонала на производстве»). Принятие иреализация законопроекта способствовали бы созданию целостной системыпрофессионального развития персонала, формированию и совершенствованию системынепрерывной профессиональной учебы, направленной на удовлетворение потребностейв квалифицированных работниках современного производства и сферы услуг, ихаттестации и сертификации.
Вэтом документе помимо целей и принципов государственной политики в областиразвития рабочей силы были определены принципы добровольной и обязательнойсертификации работников в организациях, определялись стимулы для предприятий,внедряющих в практику сертификационные процессы. Но этот документ так и не былвведен, и судьба его не ясна.
Внастоящее время услуги по перевозке пассажиров (как и услуги по техническомуобслуживанию и ремонту транспортных средств) исключены из перечня услуг,подлежащих обязательной сертификации, что влечет за собой, с одной стороны,упрощение процедуры допуска на транспортный рынок, а с другой стороны –повышение вероятности появления на нем неподготовленных и потенциально опасныхперевозчиков. Сертификация персонала сферы автотранспорта в таком случаестановится мерой общественного независимого контроля за уровнем профессиональнойготовности и водительского мастерства.
Деятельностьорганов по сертификации персонала является предупредительно-профилактической инаправлена на повышение безопасности дорожного движения. Сертификация персоналапо своей сути является барьером для непрофессионалов, который нужноиспользовать во благо развития общества и повышения качества жизни граждан.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.securpress.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация предпринимательской деятельности акционерного общества на примере ОАО «Тюменский бройлер»
Реферат Деятельность индивидуального предприятия оказывающего различного вида юридические услуги
Реферат Финансы бюджетных организаций в сфере образования
Реферат Основы геодезии
Реферат 1 Позивач
Реферат Автор: учитель немецкого языка Кирсанова Наталия Алексеевна
Реферат Особенности ухода за шерстью различных пород собак
Реферат Правовое регулирование политики занятости в Европейском союзе
Реферат Договор хранения и его специальные виды
Реферат Содержание понятия "Безопасность"
Реферат Методы применения подводных лодок США в действиях по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане
Реферат Decembrists in Zabaikalye
Реферат Разработать систему управления автоматической линией гальванирования на базе японского программируемого контроллера TOYOPUC-L
Реферат Устройство персонального компьютера Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера
Реферат Расчет площади сложной фигуры с помощью метода имитацеонного моделирования .