МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯНАЦИОНАЛЬНАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра: БЖ
Курсовая робота
Охрана трудана морском транспорте
Выполнил:
курсант судомеханического
факультета,
группа 2151,
Гожелов Д.П.
Проверил:
профессор Иванов Б.Н.
Содержание
/>/>1. Организация безопасности труда при эксплуатации иремонте судового электрооборудования
2. Эксплуатация судовых систем водоснабжения в соответствии стребованиями Санитарных правил для морских судов. Обеспечение гигиенических нормпри снабжении судна пресной водой из береговых источников. Использование насудне опресненной воды для хозяйственных и питьевых целей
3. Обеспечение безопасности труда при обслуживании судовыхосветительных устройств. Расчет освещенности судовой мастерской
4. Разработка мер по обеспечению экологической и пожарнойбезопасности при приемке на судно топлива и масел
5. Осуществление пожарной профилактики на судне. Расчет исхема системы пенотушения на т/х «Пула»
Список литературы
безопасность труд судно ремонт
/>/>1. Организация безопасности труда приэксплуатации и ремонте судового электрооборудования
Основными условиямиобеспечения безопасности труда при эксплуатации судового электрооборудованияявляются: исправность и надежность работы средств автоматики, сигнализации,контроля, измерения и защиты; отличное знание обслуживающим персоналомустройства электрооборудования и правил его эксплуатации; регулярный инструктажи проверка знаний по электробезопасности.
Для обеспечениябезошибочного ориентирования, определения рода тока и фазы (полюса) кабели ипровода электрических трасс маркируют, а шины окрашивают в соответствующиеотличительные цвета.
При производстверемонтных и профилактических операций с судовым электрооборудованием все работыпо степени электроопасности разделяются на выполняемые без снятия напряжения,при частично или полностью снятом напряжении.
Необходимые мерыпредосторожности при проведении этих видов работ в зависимости от конкретныхусловий изложены в Правилах техники безопасности на судах морского флота.Этими правилами, в частности, предусмотрено, что все работы по осмотру иремонту судового электрооборудования должны производиться при полностью снятомнапряжении. Работа без снятия напряжения допускается только при аварийныхситуациях при участии старшего электромеханика и с точным соблюдением всехмероприятий, обеспечивающих безопасность их выполнения. В виде исключенияперсоналу разрешается производить некоторые работы по обслуживаниюэлектротехнических устройств без снятия напряжения. Конкретный перечень такихработ, выполняемых в период текущей эксплуатации, регламентируется старшимэлектромехаником судна. Ha электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- ипожароопасных помещениях, производить работы без полного снятия напряжениякатегорически запрещается.
Обслуживание работающихэлектрических машин и преобразователей осуществляют вахтенный механик и, еслиэто предусмотрено штатным расписанием, вахтенный электрик. При обслуживанииэлектрических машин необходимо соблюдать меры предосторожности от пораженияэлектротоком, рекомендуемые инструкцией и правилами
При аварийных отключенияхоборудования необходимо твердо знать, что после исчезновения напряжения ономожет быть подано вновь без предупреждения об этом персонала.
При ремонте механизма безего разборки, работающего от электродвигателя, этот механизм должен бытьостановлен, а на его пусковом устройстве повешен плакат с надписью: «Невключать! Работают люди». Все отсоединенные от электрической машины фазыкабеля необходимо накоротко замкнуть и заземлить.
Состояние изоляцииэлектрических машин, проводов, кабелей и радиотехнических устройств должносистематически контролироваться. Обычно для проверки уровней сопротивленияизоляции используют мегомметры. Проверка сопротивления изоляции должна производитьсялицами электротехнического персонала только при снятом напряжении не режеодного раза в месяц. В случае обнаружения пробоя изоляции, а также снижения еесопротивления ниже допустимых норм необходимо отключить электротехническое устройствои с учетом условий плавания произвести восстановление изоляции. Сопротивлениеизоляции измеряется относительно корпуса судна и между токоведущими частямиустановок, находящихся в эксплуатации. Согласно Правилам Регистра сопротивлениеизоляции определяется в зависимости от рабочего напряжения.
Главные распределительныещиты (ГРЩ), пульты и станции управления должны быть постоянно закрыты на замок.Ключи от ГРЩ должны находиться у электромеханика и у поста управления главноймашиной или в центральном посту управления (ЦПУ). Входить за главныераспределительные щиты и щиты управления лицам, не допущенным к ихобслуживанию, запрещается. Перед началом работ с распределительнымиустройствами, пультами управления, щитами, а также любой коммутационной аппаратуройнеобходимо убедиться в том, что палуба возле них, а также в проходах у щитов повсей их длине покрыта диэлектрическими ковриками. Перед началом работ пообслуживанию коммутационных устройств с автоматическим приводом и дистанционнымуправлением в целях предупреждения ошибочного или случайного их включениянеобходимо снять предохранители всех фаз цепей управления и силовых цепей ивывесить плакаты на ключах и кнопках дистанционного управления с надписью: «Невключать! Работают люди». Работа по установке и снятию предохранителейпроизводится при снятом напряжении и отключенной нагрузке в диэлектрическихперчатках и защитных очках. Работу по очистке распределительных устройств безснятия напряжения рекомендуется производить с помощью специальных щеток или пылесосов,снабженных шлангом с изолирующим наконечником. Работа выполняется только вдиэлектрических перчатках. Очистка изоляции без снятия напряжения производитсяне менее чем двумя лицами электротехнического персонала. Включения и отключенияна ГРЩ, ЦПУ судовой энергетической установки должны осуществляться тольковахтенным механиком или электромехаником. В случае обнаружения неисправностей,которые могут привести к несчастным случаям с людьми или крупной аварии,вахтенный электрик или механик должен самостоятельно произвести необходимыеотключения и включения с последующим уведомлением об этом старшего механика илиэлектромеханика.
Оказывая помощьпораженному электротоком, необходимо немедленно снять напряжение с токоведущихчастей (без получения на это разрешения), а затем доложить об этом старшему механику и электромеханику.
На рукоятках автоматов,рубильниках и кнопках управления, при помощи которых может быть снова поданонапряжение к месту работ, лицо, производящее отключение, обязательно должновывесить запрещающий плакат с надписью:«Не включать! Работают люди».
Проверку наличия в цепиэлектрического потенциала до 1000 В допускается выполнять с помощью указателянапряжения или переносного вольтметра. Контрольные лампы допускается применятьпри линейном напряжении до 220 В. Все работы, выполняемые персоналом по текущейэксплуатации, должны быть зафиксированы в электротехническом формуляре,регулярно проверяемом электромехаником судна.
2. Эксплуатация судовыхсистем водоснабжения в соответствии с требованиями Санитарных правил дляморских судов. Обеспечение гигиенических норм при снабжении судна пресной водойиз береговых источников. Использование на судне опресненной воды дляхозяйственных и питьевых целей
На флоте наиболеераспространенным способом получения опресненной воды является дистилляция. Установкиобычно состоят из двух частей: испарителя, где происходит выпаривание морскойводы, и конденсатора. Испарители по способу испарения делятся на работающие припостоянном давлении и высокой температуре (процесс кипения) и работающие припониженном давлении.
Опресненная морская вода(дистиллят) для питья непригодна. Она может использоваться только для мытья,стирки и других санитарных целей. Забортную воду для опреснения следуетзабирать не ближе чем в 25 милях от берега. Использовать опресненную воду,полученную в испарительных установках низкого давления (вакуумных) притемпературе испарения до 80 °С, для мытья посуды можно только после ее соответствующегообеззараживания хлорсодержащими препаратами или ультрафиолетовыми лучами.
Для питьевых целей можетиспользоваться опресненная морская вода после минерализации и при полномсоответствии ее требованиям по солевому составу. Обязательным при этом являетсяее обеззараживание. Минерализация. должна осуществляться с помощью дозаторнойустановки, разрешенной орган а у санитарного надзора, с отклонениями по каждомухимическому компоненту не более чем на ±10—15 %. Приготовление питьевой воды издистиллированной производит; -судовым техническим персоналом под контролеммедицинского работника.
Эксплуатация системводоснабжения судов
Условия эксплуатации иустройства систем водоснабжения регламентированы действующими отечественнымидокументами, которые предусматривают обязательное выполнение целого рядагигиенических и технических требований с целью обеспечения членов экипажей ипассажиров доброкачественной питьевой водой.
Для хозяйственно-бытовыхцелей суда должны обеспечиваться водой только питьевого качества, всоответствии с требованиями «Вода питьевая». Хранить шланги дляприема воды следует в специальном помещении в чистоте, их концы должны бытьзачехлены. Концевые гайки Рота должны быть закрыты специальными заглушками.Шланги должны быть выполнены из материалов, легко поддающихся мойке идезинфекции, и не оказывать вредного влияния на качество воды.
Применять шланги иводяные насосы следует только по прямому назначению. Перед приемом водысостояние шлангов проверяет судовой медицинский работник. Если они оказываютсязагрязненными, их подвергают промывке и дезинфекции текучим паром в течение15—20 мин или 0,5 %-ным раствором хлорной извести в течение часа и затемпромывают чистой водой. При стоянке судна в порту дезинфекцию шлангов выполняетсанитарная служба, а в условиях рейса-специально обученные члены команды подконтролем медработника.
Системы питьевой водыдолжны иметь самостоятельный трубопровод для приема воды. Емкости для храненияпитьевой воды должны иметь герметически закрываемые горловины с комингсом неменее 200 мм. Очистку емкостей производят не менее двух раз в год, делаясоответствующие записи в санитарном журнале.
Во время рейсов контрольза качеством воды осуществляет судовой медицинский работник. Он определяеторганолептические свойства воды (вкус, запах, цвет), после проведенияхлорирования-остаточные дозы хлора, при озонировании-наличие озона(органолептически). Он должен контролировать работу аппаратуры для обработкиводы, знать ее основные эксплуатационные и санитарно-технические особенности,при приеме воды в иностранных портах требовать сертификат на воду и приниматьмеры по ее дополнительной обработке. Результаты наблюдений судовогомедработника за качеством воды в рейсе и данные исследований качества воды влабораториях позволяют судить о техническом состоянии антикоррозионногопокрытия емкости, эффективности работы фильтров и устройств по обеззараживаниюводы.
В случае несоответствияисследуемой воды существующим стандартам следует применять необходимые меры.Важным мероприятием по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасностинаходящихся на борту судна людей является проведение дезинфекции судовых системводоснабжения, которая должна выполняться только в заводских условиях или впериод межрейсовой стоянки. Показаниями для проведения дезинфекции являются:
ремонт систем водоснабжения,при котором возможно их загрязнение (замена или ремонт секций трубопровода,смена или ремонт насосов, ремонтные работы в емкостях для хранения воды);
ввод в эксплуатациюнового судна, судна, вышедшего из ремонта, или после периода отстаивания;
безуспешность двукратногообеззараживания судовых запасов воды с заниженными по сравнению сбактериальными показателями.
Дезинфекция судовыхсистем водоснабжения проводится санитарной службой порта совместно с экипажемсудна или береговой командой. Для этих работ привлекаются хорошопроинструктированные и имеющие опыт в проведении такого рода работ лица. Ониобеспечиваются используемой только для этих целей прозодеждой (непромокаемыекомбинезоны, сапоги, бахилы, капюшоны, резиновые рукавицы) и противогазами.Перед началом дезинфекции производят очистку емкостей от накопившихся осадков иосыпавшегося антикоррозионного покрытия. Для этого матрос или рабочий впрозодежде щеткой сгоняет воду вместе с осадком через выпускное отверстие.Емкости должны быть хорошо освещены переносными лампами. Все работы проводятсяпод санитарным и техническим контролем.
В случае хорошегосостояния антикоррозионного покрытия цистерн их внутренние стенки обмываютводой из шланга, протирают щетками и повторно обливают водой. Воду выпускаютчерез грязевой сток. Если покрытие цистерн требует ремонта или замены, то дезинфекциюпроизводят после выполнения этих работ.
Для целей дезинфекциинаиболее приемлемыми являются осветленные растворы хлорной извести, хлорамина,гипохлорита кальция. Дезинфекцию судовых систем водоснабжения проводят в дваэтапа (первый — дезинфекция емкостей, второй — сетей водоводов). Дезинфекцияемкостей (отсеков) для хранения воды может быть проведена методом орошения внутреннихповерхностей дезинфицирующим раствором либо методом наполнения этим раствором.Метод орошения более приемлем для больших емкостей, метод наполнения—для малыхили труднодоступных емкостей.
Метод орошения состоит в том, что сначала готовитсяосветленный раствор хлорсодержащего препарата с концентрацией активного хлора200—250 мг/л. Необходимое количество раствора определяется исходя из егорасхода 0,3—0,5 л на 1 м2внутренней поверхности емкости.Наносят раствор путем орошения из гидропульта, в порядке исключения могутиспользоваться обильно смачиваемые раствором щетки или кисти. Через 1 — 1,5 чвнутренние поверхности емкости три-четыре раза тщательно обмывают водопроводнойводой из шланга, а стоки удаляют. Цистерну заполняют водопроводной водой ивводят в эксплуатацию после получения положительного лабораторного анализаводы.
Метод наполнения предусматривает заполнениехлорсодержащим раствором обрабатываемых емкостей. Для этого заранее готовятконцентрированный раствор, который вводят в воду из расчета растворения в ней75—100 мг/л активного хлора. Время контакта хлорсодержащего вещества с водойдолжно быть не менее 8 ч. Затем воду выпускают через грязевой сток при одновременнойподаче в цистерну водопроводной воды, что обеспечивает удаление избытков хлорав воде. Такую промывку необходимо производить до тех пор, пока не исчезнетощутимый запах хлора в воде, а его содержание не будет превышать 0,3 мг/л. Этимзавершается первый этап дезинфекции в цистернах.
Второй этап — дезинфекциясети водоводов производится путем заполнения их хлорсодержащим раствором сконцентрацией активного хлора 75—100 мг/л с выдержкой не менее 8 ч.Предварительно всю воду из системы спускают через контрольные и обязательночерез концевые краны.
При проведениидезинфекции цистерн методом орошения заполняют продезинфицированную емкостьрасчетным количеством водопроводной воды для создания хлорсодержащего растворас концентрацией активного хлора 75—100 мг/л. С целью равномерной концентрациихлора во всем объеме воды воду и дезинфицирующий раствор следует подаватьодновременно. При дезинфекции цистерн методом наполнения дезинфекцияводоразводящей сети может осуществляться одновременно путем заполнения еехлорированной водой из дезинфицируемой емкости. В этом случае емкость должнабыть дополнена водой и необходимым количеством дезинфектанта.
Хлорсодержащая вода изцистерн подается в сеть судовым насосом при открытии всех концевых кранов ивыдерживается в сети не менее 8 ч. На этот период водой пользоваться неразрешается, о чем объявляется по радио и вывешиваются предостерегающиетрафареты. По истечении времени выдержки водопроводную систему опорожняют черезконтрольные и концевые краны, а емкости — через грязевой выпуск или насосомчерез гибкий шланг. Затем емкости заполняют чистой водой, которой такжепромывают всю водопроводную сеть при открытых концевых кранах в течение 15—20мин. После этого в отобранной пробе воды из наиболее удаленной от цистерн точкиопределяют количество остаточного хлора. При его концентрации не более 0,3 мг/лпроизводят бактериологическое исследование воды и, если показатели допустимые,разрешается водопользование. При больших количествах остаточного хлора промывкусистемы продолжают в течение 10—15 мин, после чего повторно определяютостаточный хлор.
Требования к перевозкепресной воды
Снабжение судов морскогофлота пресной водой может производиться не только от береговых водопроводныхсооружений, но и с судов-водолеев. Необходимость в судах-водолеях возникает прирейдовой стоянке судна, в случае ремонта береговых водопроводных сооружений илиэкстренной заправки судна водой в связи с выходом в рейс. Как исключение итолько с разрешения контролирующих санитарных органов для перевозки воды могутиспользоваться специально подготовленные для этих целей транспортные суда, вчастности танкеры.
Суда-водолеи представляютсобой специализированные транспортные средства, предназначенные для приема,хранения и выдачи питьевой воды судам. Их устройство и эксплуатациярегламентируется Санитарными правилами для морских судов и Методическимиуказаниями по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов.
Непременным условиембункеровки судов-водолеев является снабжение их водой питьевого качества избереговых водопроводных сооружений. Перед приемом качество воды должно бытьпроверено в лаборатории бассейновой или портовой санэпидстанции и присоответствии требованиям. «Вода питьевая» емкости заполняют водой.Администрация водоналивного судна при передаче воды другим судам обязанавручить им документ, в котором указываются место и дата получения воды, наличиесертификатов (если вода принята в иностранном порту) и сделана отметка опроведении обеззараживания воды перед ее подачей на принимающее судно. Документдолжен быть заверен на судне-водолее ответственным лицом.
Оборудование водоналивныхсудов, а также судов, перевозящих воду как груз, должно соответствоватьследующим требованиям:
емкости для питьевой водыдолжны быть водонепроницаемыми, исключающими попадание в них даже минимальногоколичества воды с палубы, бортов и днища;
необходимо, чтобы емкостиимели герметически закрываемые горловины с комингсом высотой не менее 400 мм от палубы; воздушные трубы с насадками, исключающими возможность попадания в емкости пыли,мусора; устройства для полного удаления из них воды и осадка. Крышки горловиныдолжны иметь приспособления для наложения пломб;
внутренние поверхностиемкостей должны быть гладкими, без неровностей, и окрашены безвреднымиантикоррозионными красками или лаками;
для налива воды в емкостииз береговых водопроводных сетей, а также для подачи воды на другие суда должныбыть предусмотрены с обоих бортов специальные трубы, возвышающиеся над палубойне менее чем на 400 мм. Для предотвращения загрязнения емкостей концы трубдолжны иметь плотно навинчивающиеся крышки на цепочке, а емкости — устройстводля замера уровня воды, исключающее ее загрязнение.
Особое внимание следуетуделять условиям хранения и содержания шлангов, учитывая их важную роль всохранении воды высокого качества. Шланги изготовляют из материалов, неоказывающих отрицательного влияния на качество воды, водонепроницаемых, легкоподдающихся очистке и устойчивых к дезинфицирующим препаратам. Хранят шланги вспециальном помещении. Каждый шланг должен иметь специальные стандартныеконцевые заглушки и зачехление при хранении. Визуальный контроль за состояниемшлангов следует проводить регулярно лицам, работающим с ними, и представителяморганов санэпидслужбы при периодических обследованиях. Для предотвращениязагрязнения воды необходимо не реже двух раз в месяц проводить лабораторныйконтроль смывов с внутренних поверхностей шлангов и не реже одного раз в месяцосуществлять дезинфекцию шлангов. При проведении дезинфекции шлангипредварительно промывают проточной водой и обрабатывают текучим паром в течениечаса. После обработки дезинфицирующим раствором их промывают чистойводопроводной водой в течение 5—10 мин до исчезновения запаха хлора.
Дезинфекционные работы вовремя портовой стоянки судна-водолея выполняются сотрудниками санэпидслужбы, ав условиях рейса — специально обученными членами экипажа. При заправкесудна-водолея от портового гидранта, а также при перекачивании воды на другоесудно необходимо избегать контакта шланга с водной поверхностью, концов шланговс почвой и забортной водой и особенно — провисания шлангов в воду во избежаниеих загрязнения вследствие подсоса забортной воды. Перед бункеровочнымиоперациями шланги следует промывать водой в течение 1 — 2 мин.
При зачислении в штатспециализированных водоналивных судов обязательным условием являетсяпрохождение этими лицами предварительных — при поступлении на работу — ипериодических медицинских осмотров. На судах-водолеях не разрешается перевозкапассажиров, а также любого груза или использование их не по прямому назначению.
Все виды работ по очисткецистерн или их ремонту должны производить специально обученные лица вспецодежде (чистые комбинезон, резиновые сапоги, перчатки). Перед входом вцистерну должна быть установлена емкость с дезинфицирующим раствором дляобработки сапог. При перевозке воды горловины и люки всех отсеков (цистерн)должны быть герметично закрыты и опломбированы. После постройки или ремонта, атакже по указанию учреждений санэпидслужбы цистерны (танки) на судах-водолеяхдолжны очищаться, промываться и дезинфицироваться. При нарушении целостностиантикоррозионного покрытия последнее восстанавливается с последующейдезинфекцией цистерн.
Важным условием дляобеспечения доброкачественности воды при эксплуатации судов-водолеев являетсязащита цистерн и отсеков от коррозии. С этой целью для покрытий внутреннихповерхностей емкостей разрешается использовать только материалы, для примененияв системах хозяйственно-питьевого водоснабжения. Отечественная промышленностьвыпускает ряд материалов, из числа которых следует применять в первую очередьхорошо зарекомендовавший себя лак ХС-76, а также краски В-ЖС-41, КО-42, эмальХС-769П. Важнейшим условием эффективности антикоррозионных мероприятий являетсястрогое соблюдение требований технологических инструкций по их применению.Работники санэпидслужбы должны контролировать выполнение этих требований навсех этапах подготовки цистерн и отсеков, а по завершении необходимых операций— требовать проведения пробного испытания качества покрытий путем заполненияцистерн водой на одни сутки и последующего лабораторного исследования пробводы. При получении удовлетворительных результатов анализа решается вопрос овозможности эксплуатации водоналивного судна с указанием срока следующейантикоррозионной обработки.
При хранении воды насудах-водолеях более 5 сут при температуре свыше 10°С использовать ее дляпитьевых нужд можно лишь при условии дополнительной обработки. Для этого должныбыть оборудованы устройства по очистке воды от взвешенных веществ, устранениюпосторонних привкусов и запахов, а также ее обеззараживанию. Свойствами надежнообеззараживать и одновременно консервировать воду обладает электролитическоесеребро (в концентрации не более 0,05 мг/л), которое апробировано в натурныхусловиях и с успехом применяется для этих целей. Учитывая, что в отдельныхслучаях водоналивные суда могут снабжаться недостаточно гарантированной водой(особенно в иностранных портах), рекомендуется проводить обработку ееконцентрациями серебра порядка 0,2—0,5 мг/л при контакте не менее 30 мин.Поскольку такие концентрации серебра превышают допустимые нормы, обработаннуюводу перед перекачиванием на другое судно необходимо подвергать десеребрению доуровня 0,05 мг/л. На судах-водолеях может устанавливаться аппаратура,обеспечивающая достаточно точное дозирование серебра в воду и разрешенная дляэтих целей органами санитарного надзора (ионаторы в судовом исполнении типа ЛК).При этом обязательным является установка фильтров для десеребрения воды.
С целью обеззараживанияводы широко применяется также ее хлорирование, которое необходимо проводить засутки до передачи воды на другое судно. На судах-водолеях обеззараживание водыхлорсодержащими препаратами обычно производят в емкостях для хранения воды, приэтом дозы активного хлора должны превышать хлорпоглощаемость воды на 0,5 мг/л.Хлораторные установки, допущенные органами Государственного санитарногонадзора, присоединяются трубопроводом к каждой отдельной цистерне (танку), чтопозволяет при необходимости производить обработку воды изолированно.Концентрация активного хлора должна составлять 5—7 мг/лапродолжительность контакта обрабатываемой воды с хлором — не менее 30 мин.Перед подачей воды потребителям ее следует дехлорировать путем пропусканиячерез фильтры-дехлораторы, заполненные активированным углем или другимэффективным сорбентом. При отсутствии хлораторных установок в цистернынепосредственно вводят заранее приготовленные хлорсодержащие растворы наопределенный объем воды через водоналивные патрубки.
Водоналивные суда должныбыть оборудованы устройствами дополнительно! водообработки, которые включаютузлы по осветлению и дезодорации (раздельные или совмещенные в одном блоке) иузел обеззараживания. Условиями, определяющими эффективность водообработки,являются:
правильный выбориспользуемых методов водообработки применительно к конкретным условиямводоснабжения в соответствии с гигиеническими и технологическимирекомендациями;
соответствие качестваводы, подаваемой к водоочистному устройству (аппарату), допустимым параметрам;
правильнаяпоследовательность размещения водоочистных устройств (аппаратов) на путитранспортирования воды от источника к емкости для хранения, а затеи кпотребителям;
строгое соблюдениетехнологических и гигиенических требований к эксплуатация водоочистныхустройств (аппаратов);
своевременное проведениепрофилактических осмотров и ремонтов.
Важным моментом всохранении воды высокого качества на судах-водолеях а следовательно, иобеспечении доброкачественной водой судов различного назначения являетсясвоевременное проведение дезинфекции систем водоснабжения. Методы дезинфекцииемкостей и водоразводящей сети подробно изложены в соответствующем разделе.
3. Обеспечениебезопасности труда при обслуживании судовых осветительных устройств. Расчет освещенностисудовой мастерской
Согласно Правиламтехнической эксплуатации судового электрооборудования обслуживаниеосветительных устройств на судах осуществляет судовой электротехническийперсонал. При текущем обслуживании судовые электрики обязаны регулярноосматривать светильники, выключатели, штепселя и т. п., следить за тем, чтобы всветильниках были ввернуты лампы той мощности, которая предусматривается дляданной световой точки проектными чертежами. Не разрешается применять лампы какбольшей, так и меньшей мощности, Лампа меньшей мощности не обеспечиваетнеобходимой освещенности, а лампа повышенной мощности может перегреватьсветильник и вызвать пожар. Запрещается пользоваться лампами с поврежденными инапаянными цоколями, снимать предохранительные колпаки и сетки с арматуры.
Менять осветительныелампы можно без снятия напряжения, но нужно всякий раз соблюдать осторожность,так как возможно прикосновение рук к токоведущим частям — винтовой гильзепатрона и цоколю лампы. С целью предупреждения поражения человека электрическимтоком категорически запрещается применять некалиброванную проволоку вместоплавких вставок. Номинальный ток плавких вставок предохранителей наосветительных щитках должен соответствовать сечению проводов и режиму нагрузки.
При обслуживании, не режечем один раз в три месяца, необходимо проверять уплотнения колпаков и сальниковв водозащищенной осветительной аппаратуре, так как проникновение влаги ваппаратуру преждевременно выводит ее из строя и увеличивает опасность работ.Все осветительные установки должны содержаться в чистоте. Колпаки светильникови ламп необходимо своевременно очищать от грязи и пыли, так как загрязнениеколпаков и ламп уменьшает освещенность на рабочих местах. Своевременная чистка светильников,смена перегоревших ламп и систематический замер освещенности способствуютуменьшению травм.
Перед каждым выходом врейс обслуживающий электротехнический персонал должен проверить исправностьвсех сигнально-отличительных фонарей. Замена перегоревших ламп на высотеразрешается только при снятом напряжении. Лампы для сигнально-отличительныхфонарей по мощности и типу должны соответствовать техническим указаниям.Несоответствие установленных ламп штатным может резко уменьшить видимость огняи явиться причиной аварии. Включение и отключение сигнально-отличительныхфонарей на судне должен осуществлять только вахтенный помощник капитана.
Судовые электрики приобслуживании аварийного освещения должны следить за тем, чтобы все светильникиаварийного освещения имели лампы. Категорически запрещается изъятие лампы изсветильника аварийного освещения даже на короткое время. Проверка исправностиработы аварийного освещения во всех точках судна, а также проверка ихаккумуляторов должна проводиться электротехническим персоналом два раза вмесяц. Обнаруженные неисправности должны быть устранены немедленно.
Уход за переноснымисветильниками ведут судовые электрики. За состоянием электропроводки переносныхламп и за состоянием трансформаторов устанавливается строгий контроль. Один разв месяц и перед каждым пользованием прибора измеряют сопротивление изоляциипроводки, шнуров и обмотки трансформаторов. Проверку исправности всехаккумуляторных низковольтных взрывобезопасных фонарей переносного освещения,находящихся в работе, проводят ежедневно и каждый раз перед работой.Пользоваться неисправными фонарями запрещается.
На нефтеналивных судахэлектротехнический персонал должен следить также за исправностью блокировкивзрывобезопасных светильников насосных отделений.
Подключение судовой цепиосвещения к береговой следует проводить только при наличии питающей колонки наберегу и штатного судового кабеля. Не допускается подключение прямо с береговыхлиний электропередачи. Подключение к береговой цепи должно проводиться портовымэлектротехническим персоналом
Измерение и расчетосвещенности
Для оценки освещения иопределения его соответствия требованиям действующих норм проводится измерениеосвещенности в судовых помещениях. С помощью объективного люксметра измеряютуровни освещенности в темное время суток и сравнивают их с требуемымизначениями. Измерения выполняют в основной рабочей зоне, на отдельных рабочихместах и в нескольких точках на рабочей поверхности. Предварительно необходимоизучить условия труда судовых специалистов, учесть характеристику системосвещения (общее, комбинированное), типы источников света и светильников, атакже процент горящих ламп. При проведении измерений следует избегать случайныхзатемнений, однако имеющиеся на рабочей поверхности тени не должны устраняться.Освещенность должна измеряться в реальных условиях.
Для правильной оценкиосвещения измерения необходимо производить в горизонтальной, вертикальной инаклонной плоскостях. Контрольные точки выбирают под светильниками и междуними. При наличии одной системы общего освещения освещенность измеряют привключении всех светильников, а в случае комбинированного освещения — сначала отсветильников системы общего освещения, затем — суммарную освещенность отсветильников общего и местного освещения. Для измерений обычно пользуютсялюксметром Ю-16 или КМ 16. При измерении освещенности, создаваемой другимиисточниками света, в показания прибора вводятся поправочные коэффициенты: дляестественного освещения этот коэффициент равен 0,8; для люминесцентных ламптипа ЛД—0,9; типа Л Б—1,15; типа ДРЛ—1,2.
Оптимальными условиямидля нормальной работы люксметра являются температура окружающего воздуха от —10до +35 °С и относительная влажность воздуха до 80 %. Ошибки люксметровсоставляют ±10 % измеряемой величины.
Яркость В диффузионно-отражающихповерхностей вычисляется по формуле:
В = Ер/π
Где: Е — освещенность,лк; р — коэффициент отражения поверхности; π=3,14.
Данные измерений уровнейосвещенности обобщаются и заносятся в таблицу, в которой указываются места измерений,система освещения, тип источника света и светильника, плоскость измерений, ихколичество, значения минимальной, средней и максимальной освещенности. Уровеньсредней освещенности ЕСр определяется путем деления суммы всехзначений освещенности на рабочих местах на количество измерений:
Еср = Е/п,
где: Е —- уровеньосвещенности на рабочем месте;
п — число измерений.
Средняя освещенностьявляется дополнительной характеристикой равномерности освещенности в помещенииили на рабочем месте.
Полученные результатысопоставляются с нормативными значениями освещенности действующих отраслевыхнорм освещенности или общесоюзных норм с нормированной величиной сопоставляютсяминимальные значения освещенности, полученные при измерениях на рабочих местах.В случае резкого отличия минимального уровня освещенности от остальных замеровоценку проводят по средней величине.
В мастерских минимальнаяосвещенность при люминисцентных лампах 150-300 лк, при лампах накаливания50-300 лк, в зависимости имеющегося общего и местных источников света.
4. Разработка мер пообеспечению экологической и пожарной безопасности при приемке на судно топливаи масла
Перед заходом в порт вкотором будет производится бункеровка, либо до стоянки при которой будетпроходить бункеровка старший механик проводит инструктаж с механиками которыебудут участвовать в бункеровке. Заблаговременно составляется план бункеровки,согласно которому принимаемое топливо или масло распределяется в определенномколичестве в соответствующие танки. Проверяется работоспособностьтопливоперекачивающего насоса, упорно-запирающей арматуры, работу подъемногомеханизма для гибкого шланга, а также работу сигнализации по переливу топливаиз танков основного запаса и правильную работу системы мониторинга за уровнямив танках.
Перед бункеровкойсогласовывается давление при котором будет происходить основная перекачкатоплива, а также конечная перекачка. К бункеровочной палубу подносятсясоответствующие ключи, ветошь, опилки и др., все шпигаты должны быть надежнозакрыты пробками, с целью предотвращения возможной утечки нефтепродуктов заборт. До начала бункеровки назначается канал радиостанции, по котором будутсвязываться участники бункеровки. С бункеровочной баржи или береговогооборудования проводится канат, при помощи которого в любой момент можновыключить насос подающий топливо или масло.
Во время бункеровкипостоянно контролируется давление нагнетания нефтепродуктов, необходимо такжепостоянно следить за герметичностью трубопроводов, по которым осуществляетсяперекачка. Периодически необходимо измерять вручную уровни танков, в которыеосуществляется перекачка.
Во время бункеровкизапрещены любые виды работ с применением открытого пламени, в том числе иэлектросварочные. Постоянно контролируется поверхность воды, над которойсоединен питающий трубопровод.
В случае разливанефтепродуктов за борт, необходимо ликвидировать причину разлива, и доложитьсоответствующим органам береговой службы. Использование, каких либо химическихсредств для ликвидации разлива в воду нефтепродуктов запрещено безпредварительного разрешения уполномоченных органов
5. Осуществление пожарнойпрофилактики на судне. Расчет и схема системы пенотушения на т/х «Пула»
Пожары на морских судах воткрытом море, приводящие иногда к полному разрушению судов, гибели: пассажирови экипажей, представляют особую опасность.
Пожарный надзор на судахи предприятиях Министерство морского флота осуществляет через отделвоенизированной охраны (ОВОХР), имеющий на местах свои пожарно-техническиеслужбы. В их распоряжении находятся пожарные суда, отряды ВОХР и береговыепожарные команды со специальной пожарной техникой. В обязанности пожарногонадзора входят наблюдение за выполнением правил пожарной безопасности на судах,контроль подготовленности судовых экипажей к борьбе с пожарами, а такжеоказание им практической помощи в организации и проведении противопожарных мер.Документом, отражающим противопожарное состояние судового оборудования,является судовой пожарно-контрольный формуляр, который ведется старшиммехаником и старшим помощником капитана.
Основные требования ипринципы по техническому совершенствованию всех средств борьбы с пожарами насудах изложены в материалах Международных конвенций по охране человеческойжизни на море.
Под пожарной опасностьюпонимают совокупность условий, способствующих возникновению и развитию пожара,а также определяющих его продолжительность и размеры. Для оценки пожарнойопасности веществ и материалов необходимо знать основы процесса горения.
Горением называетсяфизико-химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучениемсвета. Горением может быть всякая экзотермическая химическая реакция каксоединения веществ, так и их разложения. Например, взрыв ацетилена — этореакция его разложения.
Для процесса горениянеобходимы определенные условия: горючее вещество, способное самостоятельногореть после удаления источника зажигания, воздух (кислород), а также источниквоспламенения, обладающий определенной температурой и достаточным запасомтеплоты. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет.
Горючее вещество можетнаходиться в любом агрегатном состоянии (твердом, жидком, газообразном).Источником воспламенения может быть пламя, искра, накаленное тело и теплота,выделяющаяся в результате химической реакции, при механической работе, отэлектрической дуги между проводниками и т. д.
После возникновениягорения постоянным источником воспламенения является зона горения, т. е.область, где происходит реакция с выделением теплоты и света. Горение возможнопри определенном количественном соотношении горючего вещества и окислителя.Например, при пламенном горении веществ в воздухе зоны горения концентрациякислорода должна быть не ниже 16—18%.Горение прекращается при снижениисодержания кислорода в воздухе ниже 10%. Однако тление может происходить и присодержании в воздухе 3% кислорода.
Исключением являютсявещества в основном взрывчатые, горение которых происходит благодаряокислителям, входящим в их состав. Молекулы таких веществ, как хлораты,нитраты, хроматы, окиси, перекиси и другие, содержат свободные атомы кислорода.При нагревании, а иногда и при соприкосновении с водой эти вещества выделяюткислород, который поддерживает горение.
Взрыв — это частныйслучай горения, при котором мгновенно выделяется большое количество теплоты исвета. Образующиеся при этом газы, быстро расширяясь, создают огромное давлениена окружающую среду, в которой возникает сферическая воздушная волна,движущаяся с большой скоростью. При определенных условиях опасность взрывамогут представлять смеси газов, паров и пыли с воздухом. Условия длявозникновения взрыва — это наличие определенной концентрации газо-, пыле- илипаровоздушной смеси и импульса (пламя, искра, удар), способного нагреть смесьдо температуры самовоспламенения.
Горение — это сложныйхимический процесс, который может протекать не только при окислении веществкислородом, но и при соединении их с многими другими веществами. Например,фосфор, водород, измельченное железо (опилки) горят в хлоре, карбиды щелочныхметаллов воспламеняются в атмосфере хлора и двуокиси углерода, медь горит впарах серы и т. д.
Разные по химическомусоставу вещества горят неодинаково. Например, воспламеняющиеся жидкостивыделяют теплоту в 3—10 раз быстрее, чем дерево, поэтому обладают высокойпожароопасностью. Независимо от первоначального агрегатного состояниябольшинство горючих веществ при нагревании переходит в газообразную фазу и,смешиваясь с кислородом воздуха, образует горючую среду. Этот! процессназывается пиролизом. При горении веществ выделяются углекислый газ, окисьуглерода и дым. Дым представляет собой смесь мельчайших твердых частиц веществ— продуктов горения (угля, золы). Углекислый газ, или углекислота, являетсяинертным газом. При значительной концентрации его в помещении (8—10% по объему)человек теряет сознание и может умереть от удушья. Окись углерода — бесцветныйгаз без запаха, обладающий сильным отравляющим свойством. При объемной долеокиси углерода в воздухе помещения от 1 % и выше почти мгновенно наступаетсмерть.
Пожароопасные свойствагорючих веществ определяются рядом характерных показателей.
Вспышка — это быстроесгорание смеси паров вещества с воздухом при поднесении к ней открытого огня.Самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностьюобразуются пары или газы, способные вспыхивать в воздухе от внешнего источниказажигания, называется температурой вспышки. Температура вспышки, определяемая вусловиях специальных испытаний, является показателем, ориентировочноопределяющим тепловой режим, при котором горючее вещество становится опасным.
Воспламенением называютгорение, возникающее под воздействием источника зажигания и сопровождающеесяпоявлением пламени. Температура горючего вещества, при которой послевоспламенения возникает устойчивое горение, называется температуройвоспламенения.
Самовоспламенениемназывают возгорание вещества без подведения к нему источника зажигания, сопровождающеесяпоявлением пламени. Самая низкая температура, при которой начинается этотпроцесс, т. е. когда медленное окисление переходит в горение, называетсятемпературой самовоспламенения. Эта температура значительно выше температурывоспламенения вещества.
Способность некоторыхвеществ, называемых пирофорными (растительные продукты, уголь, сажа,промасленная ветошь, различные предметы судового снабжения и т. д.),самовозгораться при тепловых, химических или микробиологических процессахучитывается при разработке пожарно-профилактических мероприятий.
Физико-химическиесвойства всех опасных веществ,, способных самовозгораться при смешивании одногос другим, при контакте вещества с другими активными веществами, и другиесведения изложены в Правилах морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), которыеиспользуются в морской практике. При перевозке опасных грузов все члены экипажаинструктируются по соблюдению мер предосторожности при обращении: с конкретнымиперевозимыми веществами.
Интенсивность горениязависит и от физического состояния вещества. Измельченные и распыленныевещества горят более интенсивно, чем массивные или плотные.
Промышленная пыльпредставляет значительную пожарную опасность. Она имеет большую площадьповерхности и электроемкость, поэтому обладает свойством приобретать зарядыстатического электричества в результате движения, трения и ударов пылинок однао другую, а также о частицы воздуха. Поэтому при обработке сыпучих грузовнеобходимо принимать противопожарные меры согласно инструкциям.
По степени возгораемостивсе вещества и материалы разделяются на четыре категории: несгорае/>/>/>мые, трудновозгораемые, трудновоспламеняемые(самозатухающие) и сгораемые.
Воспламеняющиеся жидкостиусловно подразделяются на три разряда в зависимости от температуры вспышки,определяемой в условиях специальных лабораторных испытаний: I — имеющиетемпературу вспышки паров ниже + 23°С; II — имеющие тем-лературу вспышки паровв диапазоне от +23 до +60°С; III — имеющие температуру вспышки паров выше+60°С.
Воспламеняющиеся жидкиегрузы подразделяются на легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючиежидкости (ГЖ).
Легко воспламеняющиесяжидкости в свою очередь разделяются на три категории в зависимости от температурывспышки и пожароопасности: особо опасные, постоянно опасные, опасные приповышенной температуре воздуха.
В последние годы на флотеширокое распространение получают специализированные суда для перевозкисжиженных горючих газов, большинство которых являются опасными в пожарномотношении.
Опасность, возникающаяпри перевозке газов на судах в грузовых резервуарах и сосудах под давлением,определяется по пределам воспламенения в воздухе. Горючими называются газы,воспламеняющиеся в воздухе при определенных условиях. Газы, не воспламеняющиесяв воздухе, называются негорючими.
При оценке пожарнойопасности твердых веществ важно знать группу возгораемости и температуру воспламенения.Для веществ, имеющих низкую температуру плавления (300°С и ниже), необходимотакже определять температуру вспышки и пределы воспламенения паров в воздухе.При подготовке материалов и веществ к хранению и транспортировке необходимопредварительно тщательно ознакомиться с их физико-химическими свойствами,выявить возможность их изменения с течением времени, при контактах с другимивеществами, нагреве, облучении и при других внешних воздействиях.
Соблюдение рекомендуемыхправил обращения с пожароопасными веществами и материалами в полной мереобеспечивает, безопасность труда при их перевозке.
Расчет системы пенногопожаротушения
Системы пенногопожаротушения предназначены для тушения пожаров в грузовых танках и трюмах,топливных резервуарах, машинно-котельных и насосных отделениях, коффердамах, атакже в жилых и служебных помещениях.
Принцип действия системыоснован на изоляции очага пожара от кислорода воздуха слоем пены, кроме того,пена обладает и охлаждающим эффектом. Покрывая горящие материалы и предметыжидкой пленкой, пена охлаждает их и вытесняет из заполняемого ею помещенияпродукты горения. На морских судах применяется химическая и воздушно-механическаяпена.
Химическая пенаобразуется в результате реакции растворов различных химических препаратов(обычно щелочи с кислотой), входящих в состав пено- Генераторных порошков, вприсутствии специальных веществ-стабилизаторов, придающих ей клейкость.Выделяющийся при этом углекислый газ способствует образованию густой устойчивойпены, которая разбавляет воздух в зоне горения, снижая тем самым концентрацию внем кислорода.
В судовых условиях пенаполучается из пеногенераторных порошков в специальных аппаратах —пеногенераторах. До недавнего времени химическая пена благодаря своим высокимогнегасительным свойствам была единственным эффективным средством тушениянефтепродуктов. Однако химической пене присущи и некоторые серьезныенедостатки. Важным недостатком является проводимость пеной электрического тока.Это обстоятельство ограничивает использование пены для тушенияэлектрооборудования, находящегося под напряжением. Кроме того, для образованияхимической пены необходимы сравнительно дорогие химические материалы. Высокаяхимическая активность способствует образованию коррозии судового оборудования. Существеннымнедостатком генераторов химической пены является неподготовленность их кнемедленному действию, так как порошок хранится на судах в герметическизакрытых банках, которые вскрывают при возникновении пожара. Загружать жебункер пеногенератора порошком заранее нецелесообразно из-за высокой егогигроскопичности. При длительном хранении на открытом воздухе пенопорошокслеживается и быстро приходит в негодность. Таким образом, из-законструктивного несовершенства основного элемента системы химическогопенотушения снижается возможность оперативного управления ею. В связи с этим внастоящее время химическая пена используется на судах чаще всего только в' огнетушителях.
Многие недостатки,которые присущи химической пене, не имеет/>/>/>/> воздушно-механическая пена,полностью заменившая на современных судах химическую. Воздушно-механическаяпена получается путем механического перемешивания водного растворапенообразователя и воздуха. По составу эта пена представляет собой смесьвоздуха (90%), воды (9,6—9,8%) и пенообразователя (0,4— 0,2%). Отечественныежидкие пенообразователи ПО-1, ПО-1А, ПО-1Д и другие обладают высокимикачествами: стойкостью, нейтральностью к металлам, быстротой растворения вводе. Для образования пены используется пресная и морская вода.
Благодаря высокой стойкостии вязкости пену можно с успехом использовать и для ликвидации огня в верхнихчастях судовых помещений, и на подволоках, где бесполезно применениеуглекислотных огнетушителей. Поскольку пена содержит воду, она также иохлаждает очаг пожара. Пену можно применять для тушения волокнистых и плохосмачиваемых материалов. Образующийся при разрушении пены состав обладаетхорошими смачивающими свойствами. Проникая в глубь горящих материалов, онпрекращает тление.
Воздушно-механическаяпена бывает обычной, средней и высокой кратности. Кратностью пены называетсяотношение объема полученной пены к объему эмульсии, представляющей собойраствор пенообразователя в воде. Пену с кратностью до 20 относят книзкократной, с кратностью от 20 до 200 — к среднекратной, свыше 200 — квысокократной. В настоящее время на судах применяются генераторы, с помощьюкоторых можно получать 1000-кратную пену; Высокократная пена относится кобъемным средствам пожаротушения.
Воздушно-механическаяпена безопасна в обращении, не портит грузы и оборудование, имеет малую массу.Благодаря высокой эффективности, постоянной готовности и удобству обслуживаниясистемы воздушно-механического пенотушения широко применяются на современныхсудах для тушения нефтепродуктов и других горючих веществ. Пена являетсянаиболее эффективным средством тушения пожаров в больших емкостях своспламеняющимися жидкостями. Пена, полученная с использованием пресной воды,может применяться для тушения горящих кабелей и электрооборудования,находящихся под напряжением не выше 500 В, при условии соблюдения мерэлектробезопасности. Однако при более высоких напряжениях применение пенысопряжено с опасностью для жизни людей. Не рекомендуется также применять пенудля тушения горящих металлов: калия, кальция, натрия, цинка и др.
Пену нельзя применять длятушения горящих газов и криогенных жидкостей, а также совместно с некоторымивидами огнетушащих порошков. Хотя считается, что пена нетоксична, нельзяоставаться в помещении, заполненной пеной. Перед тем как войти в такое помещение,необходимо надеть шланговый противогаз или автономный дыхательный аппарат ииспользовать страховочный канат.
Для получениявоздушно-механической пены используется специальная аппаратура, котораяразделяется на две группы в зависимости от места и способа получения пены.
В аппаратуре с внешнимпенообразованием пенаобразуется в специальных воздушно-пенных стволах вне резервуара для храненияпенообразователя.
В аппаратуре с внутреннимпенообразованием пенаначинает образовываться на выходе из емкости для хранения смеси воды ипенообразователя. Заканчивается же пенообразование при выходе пены изспециальных насадок. Аппаратура проста, надежна в эксплуатации и всегда готовак действию. Поэтому такие установки широко применяются на морских судах длятушения местных очагов пожаров.
/>
Рис. 1. Принципиальная схемасистемы воздушно-механического пенотушения
Всю аппаратуру дляполучения воздушно-механической пены в зависимости от пенообразования можноразделить на общесудовые системы и установки местного назначения.
Системы пенотушенияобеспечивают образование и подачу воздушно-механической пены в большихколичествах, поэтому они широко используются на крупнотоннажных судах. Системавоздушно-механического пенотушения благодаря эффективности тушениянефтепродуктов, быстродействию и надежности устанавливается на современныхтанкерах в качестве основной системы пожаротушения. Для обеспечения работытаких систем применяются специальные водяные насосы, а также стационарныенасосы водяного пожаротушения.
Установки пенотушения(местные) служат для образования и подачи пены в небольших количествах идействуют автономно.
На рис. 1 показанапринципиальная схема одной из простейших систем пенотушения, построенных поцентрализованному принципу. При такой конструкции системы пенопровод проходитпо всей длине судна. Охраняемые объекты 11, 12, 13 обеспечиваются воздушнопенными стволами 7, пенорожками 10 и пеносливами 9, сообщающимися смагистральным пенопроводом 6 с помощью пенопроводов 8 с запорной аппаратурой. Всистему входят также цистерна с пенообразователем 5, центробежный насос 2, дозирующийклапан 4, с помощью которого можно регулировать расход пенообразователя,поступающего к насосу.
Для запуска системы необходимооткрыть запорные клапаны 3 и пустить центробежный насос 2. В насосе происходитмеханическое перемешивание поступающего из4цистерны 5 пенообразователяи засасываемой через кингстонный клапан 1 воды. В результате этого образуетсяэмульсия — смесь воды и пенообразователя. Эмульсия нагнетается насосом вмагистральный пенопровод 6, от него направляется к воздушно-пенным стволам 7 ипенорожкам 10, к которым подсоединяются ручные воздушно-пенные стволы.
Пена образуется встационарных и ручных (переносных) воздушно-пенных стволах, являющихся основнымконструктивным узлом аппаратуры с внешним образованием пены.
Недостатком генераторовпены средней кратности является небольшой радиус их действия — длина пеннойструи не превышает 6—10 м.
Для ликвидации пожаров вмашинно-котельных отделениях судов, в грузовых танках и насосных отделенияхтанкеров и газовозов в последнее время стали применять генераторы, в которыхобразуется 1000-кратная пена на основе отечественных пенообразователей.Наибольшее распространение на флоте получили генераторы высокократной пеныследующих марок: ГВПВ-100, ГВПВ-160, ГВПВ-250, ГВПВ-400.
Для получениявысокократной пены используются отечественные пенообразователи ПО-1 и ПО-1Д приобъемной доле в воде 4—6%. Подачу системы пенотушения (л/с) можно подсчитать поформуле:
Qn = iS=0,2025·264=53,46л/с
где i= 0,2025 л/(с м2)— рекомендуемая интенсивность подачи раствора;
S=264 м2 —площадь наибольшего защищаемого помещения.
Объем вырабатываемойгенераторами пены должен быть не менее:
Vn = 60kQnτ • 10-3=60•1000•53,46•15•10-3=48114м3
Где:k =1000- кратностьпены;
Qn=53,46 л/с- подачасистемы;
τ=15 мин -продолжительностьнепрерывной работы системы,
Вся аппаратура дляполучения высокократной пены должна располагаться за пределами защищаемых помещений.При работе с пенообразователями необходимо пользоваться средствамииндивидуальной защиты.
На рис. 12 показана схемасистемы пожаротушения высокократной пеной в машинном отделении судна. Пенаподается в МКО непосредственно из выходного патрубка генератора высокократнойпены. Выходной патрубок генератора защищен от проникновения дыма и пламени настанцию пенотушения с помощью специальных крышек 13, которыми управляютдистанционно. В верхней части помещения обязательно предусматриваетсяустройство вентиляционных отверстий 2 для отвода продуктов горения, вытесняемыхпеной. Через отверстия 14 в платформах пена может заполнять нижние этажи МКО ипроникать под его плиты. В рассматриваемой системе пенотушения устанавливаетсяпереключающее устройство 12, с помощью которого можно выпускать пену на палубучерез специальный канал 3
/>
Рис. 2, Схема системыпожаротушения высокократной пеной в машинном отделении: 1-направлениевытесняемых продуктов горения; 2- вентиляционное отверстие для отвода продуктовгорения в атмосферу; 3- канал для выхода пены на палубу; 4-втулка наливная; 5-бак-дозатор; 6- насос для пресной воды; 7-наливная труба; 8- запас преснойводы; 9 — спускная труба; 10- трубопровод пресной воды; 11-генераторвысокократной пены; 12- переключающее устройство; 13- крышка клапана; 14-отверстие в платформах; 15- направление потока высокократной пены
Список литературы
1 Справочник по гигиене и санитарии на судах / Под редакциейЮ.М. Стенько./ Л.: Судостроение 1984.
2. Правила техники безопасности.
3. С.М Нунупаров. Предотвращение загрязнения моря с судов.М.: Транспорт 1985.
4 Б.Н. Иванов. Охрана труда на морском транспорте. М.:Транспорт 1989.
5. Б.Н. Иванов, М.А. Колегаев и др. Основы охраны труда наморском транспорте. О.: Компас 2003.