Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Особенности трудового договора с работниками, занятыми на работах с вредными и опасными условиями труда

СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности трудового договора с работниками, занятыми на работах с вредными и опасными условиямитруда
Список использованных источников

1. Особенности трудового договора с работниками, занятыми на работах с вредными и опаснымиусловиями труда
Заключениетрудового договора с работниками, занятыми на работах с вредными и (или)опасными условиями труда, осуществляется, в основном, так же, как и дляработников, занятых на других работах, — в соответствии с главой 2 Трудовогокодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Однако следуетиметь в виду, что при заключении трудового договора на работы с вредными и(или) опасными условиями труда необходимо проведение предварительного (припоступлении на работу) медицинского осмотра работников в соответствии сПорядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденнымпостановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа2000 г. № 33 (далее – Порядок).
Статьей 228 ТКопределено также, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труданеобходимо проведение периодических (в течение трудовой деятельности)медицинских осмотров. Например, Порядком определено, что работники, непосредственноработающие в электроустановках, проходят периодические медицинские осмотры нереже 1 раза в 2 года. Этимедицинские осмотры преследуют цель — проверить возможность дальнейшегоиспользования работника на конкретной работе, т.е. сохранения трудовогоправопорядка. Отрицательное заключение врачей влечет отстранение от работы споследующим решением вопроса об изменении содержания трудового договора илипрекращении трудовых правоотношений.
Законом Республики Беларусь от 20 июля2007 г. № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РеспубликиБеларусь» (далее — Закон) установлен также внеочередной медицинскийосмотр при ухудшении состояния здоровья работника.
Проведениеинструктажей по охране труда. Всоответствии с «Правилами обучения безопасным методам и приемам работы,проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда»,утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты РеспубликиБеларусь от 30 декабря 2003 г. № 164, с изменениями и дополнениями, при поступлениина работу работники проходят вводный инструктаж, который проводит специалист поохране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности.
Работникпроходит также первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж (нереже 1 раза в 6 месяцев), которые проводит непосредственный руководитель работ.
Во время проведения вводного, первичногона рабочем месте и повторного инструктажей для работников, занятых на работах свредными и (или) опасными условиями труда, лица, проводящие эти инструктажи,обязаны информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочемместе, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствахиндивидуальной защиты (СИЗ), компенсациях по условиям труда (п. 11 ст. 226 ТК).Работники должны получать или иметь доступ к информации о любых измененияхусловий, гигиены и безопасности труда и в процессе трудовой деятельности. Кромеэтого, при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда работникиучаствуют в работе аттестационных комиссий при оценке условий труда наконкретном рабочем месте. Наниматель обязан обеспечивать постоянный контроль зауровнями опасных и вредных производственных факторов (п. 7 ст. 226 ТК). Этотконтроль осуществляется силами санитарно-производственных лабораторий илитерриториальными центрами гигиены и эпидемиологии. При необходимости могутпривлекаться к этой работе другие лаборатории или научно-исследовательскиеучреждения, аккредитованные Белстандартом.
Особое вниманиедолжно уделяться этой работе в организациях, где в технологических процессахприменяются или производятся вещества или используетсяоборудование, которые своими свойствами и физическим воздействием могутпривести к ухудшению здоровья работника (стойкой утрате трудоспособности илипрофессиональному заболеванию). Предельно допустимые уровни (ПДУ) и предельнодопустимые концентрации (ПДК) этих факторов излагаются в соответствующихсанитарных правилах и нормах, гигиенических нормативах. Значительную опасностьпредставляют такие вредные и опасные факторы, как шум, вибрация, лазерноеизлучение, электромагнитное и ультразвуковое излучение определенных частот.Наниматель обязан также обеспечивать условия труда на рабочем месте,соответствующие требованиям безопасности и производственной санитарии.
Обеспечение средствамизащиты. В соответствии с п. 5ст. 226 и п. 1 ст. 230 ТК наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатноработникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, атакже на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятныхтемпературных условиях, средств защиты, смывающих и обезвреживающих средств всоответствии с установленными нормами [8]. По своему определению средствазащиты подразделяются на:
— средства защиты работающего,предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работающегоопасных и (или) вредных производственных факторов;
— средства индивидуальной защиты (СИЗ),надеваемые на тело человека или его части или используемые им;
— средства коллективной защиты,конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием(процессом), помещением (зданием) или производственной площадкой.
К СИЗ относятсясредства (специальная одежда, обувь и др.), предназначенные для защиты одного работающего.
В соответствии с ГОСТ 12.4.011-89«Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» по назначениюСИЗ подразделяются на 12 классов (например, костюмы изолирующие, СИЗ органовдыхания, средства защиты ног и т.д.). Потребность в СИЗ устанавливаетсясоответствующими нормами их выдачи в зависимости от наличия на рабочем местевредных и (или) опасных производственных факторов или возможного воздействия ихна человека в процессе трудовой деятельности от других источников.
СИЗ выдаются в соответствии сотраслевыми нормами (например,Типовыеотраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам жилищно-коммунальногохозяйства, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь от 22 августа 2003 г. № 96) иТиповыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам общих профессий и должностейвсех отраслей экономики, утвержденными постановлением Министерства труда исоциальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. № 110.
Наниматель на основании соответствующихнорм определяет параметры СИЗ: модель, размер, рост, цвет и т.д.
Порядок выдачи и хранения СИЗ установленПравилами обеспечения работников СИЗ, утвержденными постановлением Министерстватруда Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. № 67 (далее — Порядок обеспечения).
Согласно Порядкуобеспечения отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ предусматривают выдачу ихработникам независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производстваи виды работ, а также независимо от форм собственности субъектовхозяйствования.
Порядок обеспечения определяет также,что наниматель обязан:
— не допускать выполнения работ безприменения работником необходимых СИЗ;
— организовать надлежащий уход за СИЗ(осуществлять химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию и т.д.);
-заменять или ремонтировать СИЗ, пришедшиев негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящимот работника (на основе акта).
Наниматель обязан также компенсироватьрасходы на приобретение и содержание СИЗ в случаях, когда работники вынужденыприобретать их за счет собственных средств. Разногласия по вопросам выдачи ииспользования СИЗ рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судом [5].
На работах, связанных с загрязнением,работникам выдаются за счет средств нанимателя по установленным нормам мыло илидругие смывающие средства, а на работах, где возможно воздействие на кожувредно действующих веществ, — обезвреживающие средства (например, при работе саллергенами).
Перечни профессий и должностейработников, которые должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающимисредствами, определяются нанимателем исходя из характера и видов работ,согласовываются с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работникамипредставительным органом и утверждаются руководителем организации.
Потребность в смывающих средствах определяетсяиз расчета не менее 400 г. в месяц мыла или аналогичных по действию смывающихсредств на одного работника.
В организациях,где имеются санитарно-бытовые помещения, оборудованные душевыми иумывальниками, постоянно обеспечиваемые смывающими средствами, их выдачанепосредственно работникам не производится.
В счет времени работы, дающей право наназванный дополнительный отпуск, засчитываются дни, в которые работник былзанят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день.
Аттестация проводится в соответствии с «Положениемо порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденнымпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253и «Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиямтруда и предоставлению компенсаций по ее результатам», утвержденнойпостановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22февраля 2008 г. № 35 (далее — Инструкция).
Если аттестацияпроведена в течение рабочего года работника, то дополнительный отпуск за работус вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется пропорциональноотработанному времени: до проведения аттестации — на условиях, действовавших доее проведения (например, по результатам предыдущей аттестации), за остальноевремя рабочего года — по результатам вновь проведенной аттестации.
Названным выше постановлениемпредусмотрены также дополнительный отпуск за особый характер работы и егопродолжительность в зависимости от видов производств и работ:
1)работникам, занятым на подземных горных работах в рудниках (шахтах), открытыхгорных работах, работах на поверхности рудников (шахт), транспортировке ирудоподготовке, обогащении полезных ископаемых;
2)работникам горно-спасательных отрядов — до 14 календарных дней;
3)работникам, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружениии капитальном ремонте метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений;
4)авиационному персоналу гражданской авиации в зависимости от профессий,должностей и налета часов;
5)инструкторам-парашютистам, инструкторам (включая старших) парашютно-десантной подготовки,парашютной и десантно-парашютной службы, авиапожарной команды,десантно-пожарной (парашютно-пожарной) группы, парашютистам (десантникам) — пожарным при выполнении ими прыжков с парашютом — по 1 календарному дню закаждый прыжок с парашютом, спуск (подъем) на специальных спусковых (подъемных)устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 м, продолжительностьюдо 14 календарных дней;
6)работникам организаций Республики Беларусь:
— направленным на работу в страны стяжелыми климатическими условиями;
— участвующим в арктических иантарктических экспедициях — по 4 календарных дня за каждый месяц пребывания ксеверу от Северного полярного круга или южнее 50° южной широты;
7) работникам лабораторий аналитическогоконтроля системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
8) работникам, занятым в лесномхозяйстве;
9) работникам творческого объединения«Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь»,государственных театрально-зрелищных учреждений «Национальный академическийБольшой театр оперы Республики Беларусь» и «Национальный академический Большойтеатр балета Республики Беларусь» [4].
При этом следует отметить, чтопродолжительность дополнительного отпуска за особый характер работы определенас учетом вредных и (или) опасных условий труда. Поэтому для его предоставленияаттестация не требуется.
Что касается суммирования дополнительныхотпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, то ониприсоединяются к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня, заисключением следующих категорий работников:
— признанных инвалидами (независимо отгруппы инвалидности);
— моложе 18 лет;
— работающих в зонах радиоактивногозагрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Для перечисленныхкатегорий работников названные дополнительные отпуска присоединяются косновному отпуску продолжительностью более 24 календарных дней, установленномув соответствии с постановлением СоветаМинистров РеспубликиБеларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпускапродолжительностью более 24 календарных дней».
Сокращенная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени дляработников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями трудапредусмотрена ст. 113 ТК. На основании этой статьи постановлением Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 утвержденСписок производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает правона сокращенную продолжительность рабочего времени (далее — Список).
Постановлением предусмотрено, чтосокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается работникам,занятым полный рабочий день на работах с вредными и (или) опасными условиямитруда.
Однако следует иметь в виду, что правона сокращенную продолжительность рабочего времени подтверждается аттестацией.На основании общей продолжительности рабочей недели наниматель устанавливаетпродолжительность рабочей недели, которая согласно ст. 115 ТК не можетпревышать: 7 ч. — при 35-часовой рабочей неделе; 6 ч. — при 30-часовой рабочейнеделе.
При этом следует иметь в виду, что вдни, когда работники заняты в производствах с вредными и (или) опаснымиусловиями труда, для которых установлена различная норма продолжительностирабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены) определяется понаиболее льготному основанию.
Работникам,профессии и должности которых не включены в Список, а также работникам другихорганизаций, выполняющим в отдельные дни работы в производствах, цехах,профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, рабочий день устанавливаетсятой же продолжительности, что и постоянно занятым на этих работах работникам.
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиямитруда. Право на пенсию по возрасту за работу с особымиусловиями труда установлено Правительством Республики Беларусь. ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 утверждены «Списокпроизводств, работ, профессий, должностей на подземных работах, на работах сособо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает правона пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (Список № 1) и «Списокпроизводств, работ, профессий и должностей и показателей на работах с вреднымии тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию повозрасту за работу с особыми условиями труда» (Список № 2).
Особые условия труда по Спискам №1 и №2подтверждаются аттестацией, которая проводится в соответствии с Положением иИнструкцией. При этом для подтверждения занятости работников с вредными и (или)опасными условиями труда необходимо, чтобы время выполнения этих работсоставляло не менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены),установленной законодательством. При этом в 80% от продолжительности ежедневнойработы (смены), установленной законодательством, включаютсяподготовительно-заключительное время, оперативное время (основное ивспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленныхнормативов времени, а также время регламентированных перерывов.
Денежные доплаты за работу с вредными и (или) опаснымиусловиями труда. Названныеденежные доплаты устанавливаются также на основании аттестации, проводимой всоответствии с Положением и Инструкцией. За каждый час работы в процентах ктарифной ставке первого разряда в зависимости от класса (степени) вредности илиопасности установлены доплаты.
При 1-м или 2-мклассах вредности денежные доплаты не производятся.
Если в организации действует тарифнаяставка первого разряда ниже тарифной ставки первого разряда, установленнойправительством, доплаты устанавливаются от тарифной ставки первого разряда,установленной Правительством Республики Беларусь. Наниматель не имеет праваустанавливать размер доплат ниже минимально гарантированных.
Если в организации применяется несколькотарифных ставок первого разряда, доплата исчисляется исходя из тарифной ставкипервого разряда, принятой для начисления заработной платы работнику.
Работникам,которым установлена повышенная оплата труда за работу с вредными и (или)опасными условиями труда, доплата за работу с этими условиями неустанавливается [6, c.109].
С 1 апреля 2008 г. всоответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля2008 г. № 547 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда дляоплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихсягосударственными дотациями» в Республике Беларусь действует тарифная ставка первого разряда вразмере 73 000 руб. для оплаты труда работников организаций, финансируемых избюджета и пользующихся государственными дотациями.
Бесплатное обеспечение работников молоком или равноценнымипищевыми продуктами. Обеспечениеработников молоком осуществляется в соответствии с Правилами бесплатногообеспечения работниковмолоком илиравноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами,утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля2002 г. № 260 и «Перечнем вредных веществ, при работе с которыми впрофилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевыхпродуктов», утвержденным постановлением Министерства труда исоциальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 19марта 2002 г. № 34/12.
В соответствии с названными документамимолоко выдается работнику по 0,5 л за рабочий день (смену) независимо от егопродолжительности при фактической занятости на работах согласно перечнюорганизации не менее половины продолжительности рабочего дня (смены),установленной законодательством. Молоко выдается работникам при контакте свредными веществами (производстве, применении, хранении, транспортировке,эксплуатации, ремонте технологического оборудования и т.д.). При этом величинаконцентрации вредных веществ значения не имеет.
Денежная компенсация взамен молокаустановлена ст. 225 ТК при служебных командировках или разъездном характереработы на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением,трудовым договором.
Не допускается замена молока товарами ипродуктами, кроме кисломолочных продуктов (кефир, простокваша и др.), а такжевыдача молока за одну или несколько смен вперед и за прошедшие смены и отпускна дом.
Работникам,контактирующим с неорганическими соединениями свинца, рекомендуется вместомолока выдавать в таком же количестве один из видов кисломолочных продуктов идополнительно 2 г пектина в виде обогащенных им консервированных пищевыхпродуктов, фруктовых соков и напитков (содержание в них пектина указываетсязаводом-изготовителем (допускается фруктовый сок с мякотью в количестве 250-300г).
Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием. Бесплатное обеспечение лечебно-профилактическимпитанием осуществляется в соответствии с постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 23 октября 2007 г. № 1386 «О бесплатном обеспечениилечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными условиями труда». Порядок бесплатной выдачилечебно-профилактического питания, категории работников, имеющих право на этукомпенсацию, а также рационы лечебно-профилактического питания длясоответствующих категорий работников и нормы бесплатной выдачи витаминныхпрепаратов определены постановлением Министерства труда и социальной защиты иМинистерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 ноября 2007 г. № 152/123.
Затраты накомпенсации по условиям труда. Всоответствии с п. 2.7.1.4-2.7.1.7 «Основных положений по составу затрат,включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденныхМинистерством экономики Республики Беларусь от 26 января 1998 г. № 19-12/397,выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиямитруда, в т.ч.:
— надбавки и доплаты к тарифным ставками окладам за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.;
— стоимость бесплатно предоставляемогоработникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательствомлечебно-профилактического питания;
— бесплатная выдача молока или равноценных пищевыхпродуктов (кефира,простокваши и др.),средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
— предоставление основного и дополнительногоотпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии сдействующим законодательством;
— иные выплаты компенсирующегохарактера, связанные с режимом работы и условиями труда -
относятся насебестоимость продукции (работ, услуг) [7, с.284].

/>/>/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Васильев П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии иохране труда. М.: Финансы и статистика, 2004. — 192 с.
2.Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий). М.: Экзамен, 2008. — 495 с.
3.Ильин А.И., Станкевич В.И. Экономика предприятия. Мн.: Новое знание, 2005. — 698 с.
4. Постановление Министерства труда исоциальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 г. № 35 «Об утвержденииИнструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиямтруда и предоставлению компенсаций по ее результатам» // КонсультантПлюс:Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь. – Мн., 2009.
5. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 22.02.2008 г. № 253 «Об утверждении Положения опорядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2009.
6.Русак Е.С., Сапелкина Е.И. Экономика предприятия. Мн.: ТетраСистемс, 2009. — 144 с.
7.Суша Г.З. Экономика предприятия. Мн.: Новое знание, 2005. — 470 с.
8. Трудовой Кодекс РеспубликиБеларусь // КонсультантПлюс: Беларусь[Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь. – Мн., 2009.
9.Цхадая Н.Д., Подосенова Н.С. Управление безопасностью труда. М.: Высшая школа,2007. — 431 с.
10.Шариков Л.П. Охрана труда в малом бизнесе. Металлообработка. М.: Альфа-Пресс,2009. — 248 с.
11.Ширенбек Х. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2005. — 848 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.