Министерствообщего и профессионального образования
Свердловскойобласти
Муниципальноеобразовательное учреждение
Дополнительногообразования детей
Детско-юношескаяспортивная школа «Самбо и Дзюдо»
Проект
Организацияработы по охране труда и жизнедеятельности образовательного учреждения – ДЮСШ«Самбо и Дзюдо»
Составитель:
Ичеткина Ольга Ивановна
Должность:
Заместитель директора
поадминистративно-хозяйственной части
Качканар
2008
Оглавление
Введение
1. Понятие «охранатруда». Задачи и функции системы организации охраны труда
2. Практическая часть
2.1 Анализ, планированиеи организация работ по охране труда в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
2.2 Контроль засостоянием охраны труда в учреждении
3. Проектная деятельность
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальностьвыбранной мной темы состоит в том, что в образовательных учреждениях длительноевремя не уделялось должного внимания обучению детей и педагогов правилам охранытруда. Но, в последнее время это стало одним из приоритетных направлений вработе любого образовательного учреждения.
Охрана труда- система сохранения жизни и здоровья работников, учащихся и воспитанников впроцессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая в себя правовые,социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,реабилитационные мероприятия.
Организацияохраны труда в образовательном учреждении в первую очередь зависит откомпетентности и квалификация всех участников и в первую очередь, от руководителяи специалистов образовательного учреждения.
Управлениесовременной школой любого направления — это очень сложный многофункциональныйпроцесс, который требует от руководителей и специалистов самых разнообразныхзнаний.
Сегодняшнемуруководителю и специалистам никак не обойтись без знаний не только по праву,психологии, экономики, но и без знаний охраны труда. Более того, они должныпостоянно отслеживать все новое, что внедряется для обеспечения безопасностижизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой и образовательнойдеятельности.
В связи сэтим, целью моей работы является создание условий области охраны труда иобеспечения безопасности образовательного процесса, для сохранения жизни издоровья работников и обучающихся в процессе трудовой и образовательнойдеятельности и организованного отдыха.
Задачи:
Изучениесовременной нормативно-правовой базы по охране труда и жизнедеятельности образовательногоучреждения — спортивной школы.
Формированиенормативной базы по охране труда и жизнедеятельности детско-юношескойспортивной школы «Самбо и Дзюдо».
Планирование,организация и контроль за охраной труда и жизнедеятельностью в ДЮСШ «Самбо иДзюдо».
На основаниивышеизложенного, гипотеза моей работы такова: если создать безопасные иблагоприятные условия для работы, учебы и организованного отдыха в ДЮСШ «Самбои Дзюдо», то можно избежать ситуаций, опасных для здоровья и жизни обучающихсяи сотрудников учреждения.
1. Понятие «охрана труда». Задачи и функции системы организацииохраны труда
Охрана груда- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся впроцессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые,социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
Одним изфункциональных составляющих организационных мероприятий является планированиеработ по охране труда. Планирование производится на основе нормативно-правовыхактов (СНиПов, ГОСТов, и др.), директивных планов.
Важнойзадачей организации охраны труда в образовательном учреждении является четкаярегламентация функциональных обязанностей всех работающих по обеспечениюбезопасности своего труда и учебы детей и воспитанников.
Для четкойорганизации системы охраны труда в образовательном учреждении разрабатываютсяположения, методики, программы обучения и инструкции по охране труда.
Дляоперативной организации и координации работ по охране труда в образовательномучреждении, руководитель назначает одного ответственного за охрану труда вучреждении из своих заместителей, который осуществляет оперативный контрольсостояния охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы,инструкции).
Любоеобразовательное учреждение должно быть безопасно и комфортно. Это складываетсяиз нескольких направлений:
— охранажизни и укрепление здоровья работников и учащихся, организация ихлечебно-профилактического обслуживания;
— безопасность и надежность здания и всего инженерного оборудования;
— безопасноеустройство и последующая эксплуатация учебного, производственного оборудования;
— комфортнаяи рациональная организация образовательного и производственного процесса;
— последовательностьпредметов в расписании занятий и режима работы;
— организацияи проведение профилактической работы по предупреждению травматизма;
— выполнениетребований правовых и нормативных актов по созданию здоровых и безопасныхусловий труда, образовательного и воспитательного процесса.
Одним изнаправлений в системе организации охраны труда в образовательном учрежденииявляется контроль состояния охраны труда. Контроль осуществляет руководительобразовательного учреждения, а также трудовой коллектив в лице профсоюзногокомитета или представителя трудового коллектива.
Главнойзадачей общественного контроля является охрана труда, защита трудовых прав — все то, что связано с социально-бытовым обеспечением работников и учащихсяобразовательного учреждения.
Все этинаправления регламентированы законодательными и нормативными правовыми актами(Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства,СНиПами, ГОСТами, СанПиНами).
2. Практическая часть
2.1 Анализ,планирование и организация работ по охране труда в ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
Здоровьесберегающийфактор — вот принцип, по которому должна быть организована работа, процессобучения и воспитания детей в образовательном учреждении спортивнойнаправленности.
В последнеевремя в нашей стране много уделяется внимания работе по охране и улучшениюусловий труда, обучения и отдыха, а также физическому воспитанию подрастающегопоколения. По заключению специалистов состояние здоровья учащихся в России, запоследние годы характеризуется следующими показателями:
— функциональные отклонения — 70%
— физиологическая незрелость — 60%
— хроническиезаболевания — 50%
— дефицитмассы — 20%
Основныефакторы таких показателей — перегрузка детей в общеобразовательных школах,плохая экология, неудовлетворительное питание учащихся. Также немаловажную рольиграют родители, которые, записывают детей более чем в 2 учреждения (секцию илистудию) дополнительного образования, желая иметь всесторонне развитого ребенка,и не думая о том, что формирующийся организм не всегда может выдержать такуюнагрузку.
Коллективнашей спортивной школы старается создать учащимся условия, при которых оничувствуют себя комфортно и безопасно.
Спортивнаяшкола «Самбо и Дзюдо» самая молодая в системе Управления образованиемг.Качканар. Спортивные залы занимают два здания и два помещения, арендуемые вобщеобразовательных школах города. Все помещения и здания соответствуюттребованиям и нормам для работы и проведения учебного процесса.
Одно иззданий школы было сдано в эксплуатацию в ноябре 2005 году после капитальногоремонта. В здании расположены большой спортивный зал, комната отдыха,раздевалка, душевая, баня-сауна и кабинеты для административного и техническогоперсонала.
На территориишколы имеется спортивная площадка, зеленая зона.
Обеспечиваяналаженную работу по охране труда в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» мы добиваемсяобеспечения здоровых и безопасных условий труда, проведения учебного процесса,предупреждения травматизма, безопасной эксплуатации зданий и техническихсредств обучения, создание оптимального режима труда и отдыха.
Вся работа поохране труда включает в себя 3 этапа.
Все эти три этапамне хотелось бы рассмотреть на основе организации работы по охране труда вспортивной школе, где я работаю с 2006 года заместителем директора по АХЧ.
Спортивнаяшкола представляет собой среду, объективно объединяющую в себе процессвоспитания, обучения и физического развития ребенка. На сегодняшний день ДЮСШкультивирует несколько видов спорта: самбо, дзюдо, кикбоксинг.
Вся работанашей школы построена в соответствии с «Законом РФ об образовании», Уставом МОУДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо», Коллективным договором и Правилами внутреннеготрудового распорядка.
1 этап:
Наличиеквалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда,образовательного процесса.
Обучениебезопасности труда всех работников, включая в себя, в первую очередь,руководящий состав и специалистов, должно быть неотъемлемой частьюпрофессионального обучения и повышения квалификации.
В нашей организациипрошли курс по обучению охране труда — директор школы, заместитель директора поУВР, заместитель директора по АХЧ, с получением удостоверения о проверке знанийпо охране труда.
Важнойзадачей организации охраны труда я считаю четкую регламентацию функциональныхобязанностей всех работающих по обеспечению безопасности своего труда и учёбы воспитанниковспортивной школы.
Насегодняшний день администрацией МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» были пересмотрены,разработанные ранее должностные инструкции, в которых конкретно указаныфункциональные обязанности каждого работника. Вновь принятого работника язнакомлю с инструкцией по охране труда, должностной инструкцией, инструкцией попожарной безопасности под роспись.
Администрацияшколы проводит вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте,заключает трудовой договор, в котором оговорены права и обязанности работника,режим труда и отдыха, оплата, социальные гарантии.
С цельюпредотвращения профессиональных заболеваний, обеспечения здоровья учащихся иработников образовательного учреждения, все работники нашей школы проходятобязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодическиймедосмотр в установленном порядке.
На основанииСанПиН для учреждений дополнительного образования, при зачислении учащихся вшколу я, как лицо ответственное за охрану труда, совместно с медицинскимработником, проверяю наличие справки из медицинского учреждения о допускеученика к занятиям в спортивной школе, заявление от родителей о приеме ребенкав спортивную школу. На основании этих документов издается приказ о зачислении ребенкав спортивную школу.
2 этап:
Для улучшенияи совершенствования организации работы по охране труда в школе разработан планмероприятий по охране труда, который в первую очередь включает разработку нормативно-правовойбазы по охране труда.
Всоответствии с Номенклатурой дел по охране труда (приложение 1)
Мною былиразработаны нормативные документы по охране труда и улучшению условий охранытруда:
— положение ослужбе охраны труда в ОУ;
— тематический план обучения руководителей и специалистов по охране труда спрограммой обучения;
— программапервичного и вводного инструктажа по охране труда;
— правилавнутреннего трудового распорядка;
— соглашениепо охране труда;
— планмероприятий по улучшению условий охраны труда;
— план противопожарныхмероприятий;
— требованияпо охране труда к спортивным залам;
— должностныеинструкции по охране труда;
— программапроизводственного контроля.
Заведеныжурналы по охране труда:
— регистрациивводного инструктажа;
— первичногои текущего инструктажа;
— инструктажапо пожарной безопасности;
— регистрациии учета несчастных случаев;
— журналконтроля проверки по охране труда.
Изготовлены иутверждены планы эвакуации при пожаре и ЧС.
Оформленуголок «Охрана труда» в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо», где отражены основныедокументы по охране труда.
Одной изосновных задач в своей работе по охране труда, как лицо ответственное не толькоза административно-хозяйственную работу, но и за охрану труда, я считаю обучениетренеров-преподавателей и учащихся по охране труда и техники безопасности.
Для этого систематическипроводятся инструктажи с педагогами и обслуживающим персоналом по охране труда,по предотвращению несчастных случаев и травматизма среди учащихся припроведении тренировок, спортивных соревнований, по пожарной безопасности.
Педагоги, всвою очередь, проводят инструктаж по технике безопасности среди учащихся, с фиксированиемпроведения в журнале посещаемости занятий.
При выездах насоревнования в другие города, мы совместно с тренером-преподавателем, проводиминструктаж учащихся о правилах безопасности во время поездки на автотранспорте,с записью в журнале техники безопасности. Все выезды детей на соревнованияоформляются приказом и согласуются с ГИБДД г. Качканар.
Вобязательном порядке, по вновь введённым правилам выезда на соревнования, родителиобязаны письменно дать согласие на выезд ребёнка на соревнования.
Припроведении экскурсий и туристических походов ответственное лицо в обязательномпорядке, проводит инструктаж по технике безопасности согласно разработанной иутвержденной инструкции.
Перед началомоздоровительной кампании мы совместно с педагогами, проводим большую работу длясоздания безопасных условий пребывания детей в лагере, для этого организуемпитьевой режим, режим питания, отдыха. Разрабатываем и проводим с детьмиразличные игры-викторины по правилам дорожного движения «Красный, зеленый,желтый», «Мы по улице идём», по правилам пожарной безопасности «Юные пожарные»и правилам поведения на воде «Идём купаться».
Припроведении таких игр-викторин дети на практике закрепляют полученные ими знанияпо охране труда и технике безопасности.
Согласностатистическим данным по детскому травматизму в г.Качканаре в 2004 году произошло13 несчастных случаев, в 2005 году — 13 н/случаев с детьми, за первый квартал 2006г произошло уже 4 несчастных случая.
В нашей школев 2006-2007 г не произошло ни одного несчастного случая.
Строгоесоблюдение требований охраны труда является элементом культуры труда, профессиональнойкультуры, дисциплины образовательного процесса.
В настоящеевремя большое внимание уделяется режиму противопожарной безопасности.
Мноюразработан план мероприятий по пожарной безопасности на год и план по усилениюрежима безопасности образовательного учреждения.
В школеежемесячно проводится учебная тревога по эвакуации детей и персонала в случаяхпожара или чрезвычайной ситуации. Цель такого занятия — проверка знаний, умениечетко действовать в чрезвычайных ситуациях, способность принятия решенийадминистрацией, для сохранения жизни и здоровья учеников и сотрудников.
В нашей школедважды в год проводятся крупные спортивные соревнования. Перед началом каждоготакого мероприятия приходится особенно тщательно готовиться, так как собираетсябольшое количество людей, это родители учеников, сами учащиеся, весь коллектившколы. Перед началом соревнований проверяются все запасные выходы из здания,готовность пожарного оборудования, проводится инструктаж с педагогами иобслуживающим персоналом. Тренер-преподаватель, в свою очередь, проводит инструктажс участниками соревнований, с росписью в журнале регистрации инструктажа.
В спортивной школеработает медицинский работник. Перед началом соревнований все участникисоревнований проходят медицинский осмотр.
Но, какая быактивная работа не велась по охране труда, без материального обеспечения онабудет недостаточно эффективна. Для обеспечения школы новыми средствами пообеспечению безопасности учебного процесса и работы в целом, в школе действует Советучреждения, который планирует и распределяет расходы на их приобретение.
В 2005 годумы провели монтаж пожарной и охранной сигнализации в спортивном зале«Олимпиец», в 2007 году пожарная и охранная сигнализация установлена вспортивном зале «Горняк», приобрели новые углекислотные огнетушители для кабинетов,где находится оргтехника. Приобрели и установили новые пожарные рукава.
За счётшефской помощи были приобретены современные компьютеры, мебель для кабинетов икомнат отдых, спортивное оборудование, видеокамера.
Длятренерского состава оборудована современным оборудованием и мебелью комната дляработы и отдыха.
Дляработников вспомогательного состава созданы все условия безопасной иэффективной работы. Имеется комната отдыха для технологических перерывов ипсихологической разгрузки.
Длятехнических служащих и вахтёров, от которых зависит чистота и порядок имеетсяслужебное помещение, где они могут переодеться и отдохнуть. Оборудован шкаф дляхранения моющих средств и инвентаря. Разработан режим уборки помещений, пографику проведения тренировок.
Для безаварийнойработы ОУ заключены договоры с предприятиями города, которые ежемесячно, посогласованному графику, проверяют техническое состояние инженерных сетей, ссоставлением акта выполненных работ.
Поразработанной и согласованной с Роспотребнадзором Программе производственногоконтроля производится дезинфекция и дезинсекция, дератизация помещений,контрольные замеры по освещенности, микроклимату и наличию вредных веществ впомещениях.
Ежегодно вавгусте месяце составляются акты приемки образовательного учреждения к новомуучебному году. Они отражают санитарно-гигиенические, противопожарныемероприятия, а также соответствие помещений и оборудования требованиям техникибезопасности.
Всемработникам ОУ, по утвержденному графику отпусков, предоставляют ежегодныеочередные отпуска.
По путевкам,предоставляемым шефской организацией, можно пройти курс лечения оздоровления влечебном профилактории Качканарского ГОКа.
2.2 Контрольза состоянием охраны труда в учреждении
Третьимэтапом в системе организации охраны труда в ОУ является контроль состоянияохраны труда.
Одной изсоставляющих общественного контроля, который осуществляет трудовой коллектив влице представителя трудового коллектива, является охрана труда, защита правработников — всё то, что связано с социально-бытовым обеспечением работников иучащихся ОУ.
В МОУ ДОДД10СШ «Самбо и Дзюдо» для проведения контроля за выполнением мероприятий поохране труда и устранению недостатков создана комиссия, в состав которой входятпредставитель трудового коллектива, заместитель директора по УВР, заместительдиректора по АХЧ.
Согласноплану мероприятий по охране труда, комиссия проводит проверки по установленномуграфику, составляет акты и доводит до руководителя результаты проверок, суказанием замечаний и предложений.
Эффективнойформой контроля в ОУ является 3-х ступенчатый или административно-общественныйконтроль. В 2006 г совместно с представителем трудового коллектива, мыразработали своё Положение о 3-х ступенчатом методе контроля, исходя из реальносложившихся условий образовательного процесса в школе и состояния охраны труда.
За год моейдеятельности к МОУ ДОД ДЮСШ была проведена большая работа по обеспечению исоблюдению требований по охране труда. Но это не предел. С каждым годом требованияпо вопросам охраны труда возрастают, и их выполнение наша основная задача.
3. Проектная деятельность
В современныхусловиях проблема безопасности и антитеррористической защищенности вобразовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно толькопутем применения комплексного подхода, сочетающие в себе основные мероприятияпо противодействия терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся вобласти безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению вразличных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера.
В целяхобеспечения охраны жизнедеятельности образовательного учреждения разработанапрограмма безопасности образовательного учреждения.
ПРОГРАММА«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» (Приложение 2).
Даннаяпрограмма разработана на 5 лет до 2013 года. Она состоит из трех этапов:
Первый этап –организационный (2008-2009 учебный год) – включает в себя разработку программыи локальных нормативных актов учреждения для ее реализации.
Второй этап –рабочий (2009-2012 г.г.) — это непосредственное внедрение ЛНА, проведениемероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Третий этап — корректировочный (2012 г.) – дает возможность внесения корректив на основаниисложившегося опыта работа, а также с учетом изменений в нормативно-правовойдокументации.
Четвертыйэтап – аналитический (2013 г.) – подведение итогов внедрения Программы, анализэффективности организации работ по безопасности жизнедеятельности учреждения,выявление возникших проблем, постановка задач на следующий период реализацииПрограммы.
Заключение
Анализируясвою работу за год в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо» хочется сделать вывод, чтопроведенная мною работа не была напрасной.
Одним изположительных результатов работы 2007 года является то, что в нашем учреждениине было ни одною случая травматизма, ни среди учащихся, ни среди работников.Это еще раз доказывает, что коллектив спортивной школы понимает, какое большоезначение имеет организация охраны труда и жизнедеятельности.
Вся работа поохране труда ведётся на обеспечение права каждого работника и учащегося насправедливые условия труда и обучения, отвечающие требованиям безопасности игигиены, права на отдых.
Начатую работупо охране труда и жизнедеятельности я буду продолжать и совершенствовать, сучётом современных требований к обеспечению комплексной безопасностижизнедеятельности.
Литература
Величко В.К. Физкультурабез травм. М.: Просвещение, 1993. – 256 с.
Гигиенические требованияк условиям обучения школьников в различных видах современных образовательныхучреждений. Санитарные правила и нормы СаНПиН 2. 4.2. 576.
Давыдов В.Ю. Мерыбезопасности на уроках физической культуры [Текст]: учебно-методическойпособие/В.Ю. Давыдов. – М.: Советский спорт, 2007. – 140 с.
Охрана жизнедеятельностиобразовательного учреждения/Сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2007.–175с.
Охрана труда вобразовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.);Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкойатлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм, при проведениисоревнований, при проведении занятий в тренажерном зале.
Письмо Департаментагосударственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Обобеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30.08.2005 г№03-1572.
Федеральный закон РФ от17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».
Приложение 1
Номенклатурадел по охране труда в МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
1.Документация по охране труда№ п/п Наименование документов Примечание Устав Наличие и правильность оформления раздела по охране труда Материалы по лицензированию Правила внутреннего трудового распорядка Доведение работникам под роспись Приказ руководителя ОУ о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы Ежегодно перед началом учебного года Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса Утверждается руководителем ОУ по согласованию с представителем трудового коллектива
Программа вводного инструктажа по ОТ
Инструкция вводного инструктажа Утверждается руководителем ОУ
Программа первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте.
Инструкция первичного инструктажа. Утверждается руководителем или заместителем руководителя ОУ Журнал регистрации вводного инструктажа по ОТ Оформляют при приеме на работу Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте Оформляется при приеме на работу и на всех работников не реже одного раза в 6 месяцев Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий Приказ директора ОУ о назначении комиссии для проверки знаний по ОТ Тематический план и программа обучения работников по охране труда Утверждается директором ОУ Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по ОТ Утверждается председателем комиссии по проверке знаний по ОТ Экзаменационные билеты для проверки знаний по ОТ Протокол заседания комиссии по проверке знаний по ОТ Оформляется 1 раз в 3 года, на вновь назначенных – в течение месяца Удостоверения о проверке знаний по ОТ директора ОУ, его заместителей и членов комиссии по проверке знаний по ОТ Перечень инструкций по ОТ Утверждается директором ОУ Приказ директора о назначении ответственных лиц за разработку инструкций по ОТ Приказ директора об утверждении инструкций по ОТ Инструкции по ОТ для всех профессий и рабочих мест Пересматривается 1 раз в 5 лет Приказ директора о продления срока действия инструкции по ОТ По мере необходимости Журнал учета инструкций по ОТ Журнал учета выдачи инструкций по ОТ Наличие правильности оформления записей в журналах групп о проведении инструктажей обучающихся при проведении занятий Заполнение листка здоровья в журналах на всех обучающихся Мед. справки Протокол собрания трудового коллектива по выборам уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ Оформляется не чаще 1 раза в 2 года Приказ директора о создании комитета (комиссии) по ОТ Оформляется не чаще 1 раза в год Положение о комитете (комиссии) по ОТ Утверждается директором по согласованию с представителем трудового коллектива План работы комитета (комиссии) по ОТ Ежегодно Журнал административно-общественного контроля по ОТ Приказ директора о состоянии ОТ в учреждении 1 раз в 6 месяцев План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и ОТ На календарный год План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма Ежегодно. На учебный год Коллективный договор между работодателем и работниками Наличие раздела по охране труда и правильность его оформления Соглашение между администрацией и профсоюзным комитетом по ОТ Ежегодно, на календарный год Акты проверки выполнения соглашения по ОТ Два раза в год Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения Утверждается директором Перечень работ и профессий, по которым должны выдаваться средства индивидуальной защиты и номенклатуры выдаваемых средств индивидуальной защиты Утверждается директором Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты Технический паспорт на здания ОУ Пересматривается в бюро технической документации раз в 5 лет Журнал технической эксплуатации здания ОУ Ведется на каждое здание (сооружение) Акты общего технического осмотра зданий и сооружений ОУ Оформляется два раза в год: весной и осенью Дефектная ведомость на здание Ежегодно План ремонтных работ Ежегодно, утверждается директором Сметы на проведение ремонтных работ Ежегодно Материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда Раз в 5 лет Акт готовности ОУ к новому учебному году Ежегодно перед началом учебного года Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских Ежегодно перед началом учебного года Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств спортивных залов Ежегодно, перед началом учебного года проводятся испытания Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и спортивных залах Ежегодно, перед началом учебного года Акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы Ежегодно, перед началом отопительного сезона Приказ директора о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность Ежегодно, перед началом учебного года Приказ директора о противопожарном режиме в учреждении Ежегодно, перед началом учебного года Инструкция о мерах пожарной безопасности Пересматривается 1 раз в 5 лет План противопожарных мероприятий На календарный год Планы эвакуации по этажам Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей при пожаре План проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре Ежегодно Журнал регистрации противопожарного инструктажа Два раза в год Журнал учета первичных средств пожаротушения Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов Два раза в год Акт проверки пожарного гидранта на водоотдачу Два раза в год Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом Раз в 3 года Журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Раз в год Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей необходимо иметь квалифицированную группу по электробезопасности Утверждается директором Перечень должностей неэлектротехнологического персонала, которому для выполнения функциональных обязанностей требуется иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности Утверждается директором Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования Раз в 3 года Однолинейные схемы электроснабжения потребителей Помещаются на внутренней стороне дверец всех электрощитков Журнал учета и содержания средств защиты Заполняется раз в полгода Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию Утверждается директором Журнал регистрации несчастных случаев на производстве Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися
Приложение 2
ПРОГРАММА«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» на 2008-2013 годы.
Содержаниепрограммы состоит из двух взаимосвязанных блоков.
Блок 1.Обеспечение безопасности в ОУ.
Блок 2.Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневнойжизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели и задачипрограммы.
Блок 1.Обеспечение безопасности в ОУ.
Цель.Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работниковобразовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности:пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основеиспользования современных достижений науки и техники в этой области ипривлечения отечественной производственной базы.
Задача.Реализация государственной политики и требований законодательных и иныхнормативных правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленныхна защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работниковво время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий идругих опасностей.
Блок 2.Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневнойжизни, поведение в экстремальных ситуациях.
Цели.
1. Побуждениепедагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыковбезопасного поведения.
2.Формирование:
• устойчивоймотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
•ответственности за своё благополучие;
• необходимыхнавыков, позволяющих эту ответственность реализовать;
• у юногогражданина потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации,выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотныедействия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненномпути.
3. Воспитаниекультуры безопасности.
Задачи.
1. Пропагандазнаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участниковобразовательного процесса.
2. Обучениенавыкам личной безопасности.
3.Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивныхвеществ.
4.Совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнемсоциально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себеи собственной безопасности.
5. Повышениекомпетентности педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научныхзнаний, психологии.
6.Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющейсохранять и укреплять личную безопасность.
7.Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие упедагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
9. Созданиеусловий для реализации Программы (развитие материально-технической базы,обеспечение наглядности).
КОМПЛЕКСНАЯСТРАТЕГИЯ
Безопасность- это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз.
Безопасностьдостигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности,системой мер экономического, профилактического, информационного,организационного и иного характера.
К основнымобъектам безопасности в ОУ относятся: личность (её права, свободы и здоровье);общество /ОУ/ (его материальные и духовные ценности). Основным субъектомобеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этойобласти вместе с охраной ОУ; органы опеки; уполномоченный по правам ребёнка ит. д.
Исходя извышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока:
1)безопасность ОУ, то есть обеспечение безопасных условий в ОУ и охрана ОУ;
2) личнаябезопасность.
Системабезопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующихмероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объектзащиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы иобъектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабленияпоследствий реализации угрозы.
Даннаяпрограмма носит комплексный характер, так как в неё включены многие аспектыбезопасности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
• КонституцияРоссийской Федерации.
ЗаконРоссийской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливаетправовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,определяет систему мер безопасности и её функции, устанавливает порядокорганизации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроляи надзора за законностью их деятельности.
• Гражданскийкодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещениявреда пострадавшему причинителем вреда.
• Трудовойкодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечениюбезопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.
• КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в которыхсформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства обобеспечении безопасности.
• Уголовныйкодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовнойответственности за нарушение требований безопасности.
• Федеральныйзакон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
• ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности иответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдениютребований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников иработников во время образовательного процесса.
• Федеральныйзакон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральныморганам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления,работодателям в области пожарной безопасности.
• Федеральныйзакон «О техническом регулировании», который устанавливает принципытехнического регулирования на основе требований технических регламентов пообеспечению безопасности с учётом степени риска, принципов и формыподтверждения соответствия этим требованиям.
• Федеральнымзаконом от 21.12.1994 года № 68-Ф-З «О защите населения и территорий от ЧСприродного и техногенного характера».
• Соблюдениесанитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91«Управление обеспечением безопасности в образовании».
• ПрограммаМинобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательногоучреждения».
ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.№ Этап Дата Мероприятия Ответственные 1 Первый этап – организационный. Включает в себя разработку программы и локальных нормативных актов учреждения для ее реализации 2008-2009 уч. год
Разработка Правил внутреннего трудового распорядка
Определение порядка обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения при проведении спортивных состязаний, при проведении занятий в спортивном зале, при занятиях подвижными играми, при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательной школе. Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива 2 Рабочий -непосредственное внедрение ЛНА, проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности 2009-2012 г.г.
Проверка учебных и спортивных помещений.
Определение порядка ежедневного контроля за состоянием ограждений, закрепленной территории, зданий и сооружений.
Организация врачебного контроля при зачислении обучающихся и в процессе их обучения.
Обучение учащихся и сотрудников ГО и ЧС.
Обучение сотрудников охране труда, учащихся основам безопасной жизнедеятельности.
Подготовка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на тему «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций».
Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования.. ответственный по ОТ, заместитель директора по АХЧ, медицинский работник, педагогический персонал. 3 Корректировочный этап 2012 г. Дает возможность внесения корректив на основании сложившегося опыта работа, а также с учетом изменений в нормативно-правовой документации. Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива 4 Аналитический этап — это подведение итогов внедрения Программы, анализ эффективности организации работ по безопасности жизнедеятельности учреждения, выявление возникших проблем, постановка задач на следующий период реализации Программы. 2013 г. Организация контроля выполнения мероприятий по Программе безопасности жизнедеятельности учреждения. Руководитель ОУ, ответственный по ОТ, представитель трудового коллектива
БЛОК 1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Безопасностьобразовательного учреждения — это условия сохранения жизни и здоровьяобучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностейобразовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий идругих чрезвычайных ситуаций.
Безопасностьобразовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся вФедеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарнуюбезопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность,связанную с техническим состоянием среды обитания.
Направления:
1.Материально-техническое обеспечение безопасности ОУ, оснащение, монтаж исервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечениябезопасности.
2. Нормативно-правовоеи научно-методическое обеспечение безопасности ОУ.
3.Научно-методическое, обеспечение.организации обучения, повышения квалификации,подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасностиобразовательного учреждения.
4. Совершенствованиеэлементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности ОУ.
Цель.Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работниковобразовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности:пожарной, электрической и технической безопасности зданий, помещений на основеиспользования современных достижений науки и техники в этой области ипривлечения отечественной производственной базы.
Задачи.
Реализациягосударственной политики и требований законодательных и иных нормативныхправовых актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленных на защитуздоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время ихтрудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и другихопасностей, включая решение следующих вопросов:
— оснащениеОУ современным противопожарным оборудованием (в рамках Федеральной программы),средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисногообслуживания;
— назначениеответственных за проведение всего комплекса работ по реализации Программы,координации деятельности её участников и контроля за выполнением намеченныхмероприятий;
— обследованиетехнического состояния зданий, помещений, инженерных систем в ОУ, ихпаспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности иразработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм иправил;
— анализсостояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативнойи методической документации по обеспечению безопасности ОУ;
— разработкатребований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновьпроектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в ОУ;
— внедрениенаучных исследований по разработке новых систем безопасности, технических и методологическихрешений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности ОУ;
— созданиеединой информационной среды по проблеме безопасности ОУ;
— организацияобучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасностьОУ;
— обеспечениевыполнения правовых актов и нормативно технических документов по созданиюздоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;
— организацияи проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятияхи внеурочное время;
— выполнениеплана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда,предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональныхзаболеваний;
— изучениепричин детского, производственного травматизма;
— обеспечениеработников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
— проведениесвоевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охранетруда;
— пропагандаохраны труда в ОУ и повышение ответственности всех работников за соблюдениемтребований охраны.
БЛОК 2.ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Цели.
1. Побуждениепедагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыковбезопасного поведения.
2.Формирование
— устойчивоймотивации на поведение, обеспечивающее личную безопасность;
— ответственности за своё благополучие;
— необходимыхнавыков, позволяющих эту ответственность реализовать.
3. Воспитаниекультуры безопасности,
Задачи.
1. Пропагандазнаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участниковобразовательного процесса.
2. Обучениенавыкам личной безопасности,
3.Профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивныхвеществ.
4. Совершенствованиеобщей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнемсоциально-нравственных ценностей: формирование ответственного отношения к себеи собственной безопасности.
5. Повышениекомпетентности педагогов, родителей, и учащихся в области специальных научныхзнаний, психологии.
6.Обеспечение обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющейсохранять и укреплять личную безопасность.
7.Формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни.
8. Развитие упедагогов и учащихся способностей к рефлексии
своего образажизни.
9. Созданиеусловий для реализации Программы (развитие материально-технической базы,обеспечение наглядности).
Человекавсегда подстерегают разные опасности, и никуда от этого не деться. Много бедыприносит огонь, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии напроизводстве. Люди тонут, попадают под электрический ток, их может придавитькакая-нибудь глыба. И есть ещё один самый опасный враг — это человек сбандитскими наклонностями. Криминогенная обстановка ещё долго будет заставлятьнас прятаться по вечерам в собственном жилище, закрытом на все запоры, сопаской выходить из подъезда, садиться в лифт.
Поэтомуданная программа призвана помочь детям научиться предвидеть опасные ситуации,по возможности не попадать в них, а если уж попали, то учащиеся должны знатьоптимальные выходы из них.
Изучая вшколе математику, географию, русский и иностранный языки, а также прочиепредметы, школьники получают знания, которые нужны не только для экзамена, но идля всей жизни.
По тому жепринципу составлена программа «Безопасность». В ней разработаны путиформирования безопасного поведения, актуальные не только для учащихся, но и длялюдей старшего возраста. Ребёнок станет взрослым, и знания, умения и навыки,полученные благодаря разработанной программе, пригодятся ему в дальнейшем.
Данный блокпрограммы делится на следующие разделы:
I. Угрозычеловеку от человека.
П. Угрозычеловеку от самого себя.
III. Угрозычеловеку от общества.
IV. Угрозычеловеку от окружающей среды.