(для всех морских специальностей)
Организация любого трудового процесса на судах должнапредусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасностьработающих.
Правильно организовать рабочие места и провестирасстановку рабочей силы, а также обеспечить всех работающих спецодеждой инеобходимыми индивидуальными защитными средствами – одна из главныхобязанностей администрации судна. К основным мероприятиям по организациирабочих мест относятся: обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а вслучае эвакуации – к спасательным средствам, обеспечение правильной передачикоманд и распоряжений, устройство необходимых ограждений, защитных устройств,надписей, обеспечение работающих необходимым инструментом, приспособлениями итакелажем, осуществление специальных мероприятий в зависимости от спецификиработ.
Полы на тех рабочих местах, где по роду работ можетбыть скользко, должны иметь рифленую или ячеистую поверхность.
Рациональное планирование рабочих мест предполагаетпрежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовыхопераций и соответствующее размещение всего необходимого для работыоборудования.
Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажахтак, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Всетяжелые запасные части, приспособления надежно крепятся в положениипо-походному в специально предусмотренных для этой цели местах.
Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Этизоны по характеру действия опасных факторов определяются временем и размерами,а следовательно, могут быть как постоянными, так и временными, то естьизменяющимися в размерах от времени и характера действия опасного фактора.
Администрация судна, организуя работу вблизи опасныхзон, обязана проверить наличие необходимых оградительных и защитных устройств,знаков и надписей. При отсутствии или неисправности – постоянных ограждений –устанавливаются временные. Согласно правилам ТБ ограждения устанавливаются навсе открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках, расположенных невыше 0,5 м. Кроме того, ограждаются все движущиеся части оборудования, а такжетрассы, расположенные в проходах и вблизи рабочих мест, места возможногопрорыва горячей воды, пара, ядовитого газа и разброса твердых частиц.
Ограждения проемов и площадок, расположенных навысоте, должны устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможностьтравмирования работающих.
Правила передвижения экипажа по судну.
Поступающий на судно член экипажа должен бытьознакомлен с особенностями судна, судовых устройств, правилами поведения припереходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах.
Для безопасности членам судового экипажа неразрешается бежать по коридору и трапам, прыгать и шагать через несколькоступеней, съезжать по поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При движениипо вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на триточки. Нельзя ходить в нерабочей обуви, заходить в пищеблок, служебныепомещения, а также спускаться в трюмы, шахты и танки.
При передвижении по трапу не допускается скоплениелюдей, причем, уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему вверх.
Особое внимание следует обратить на умениепользоваться металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежании травм руки ног, особенно во время качки судна, следует открыть двери двумя руками,одновременно отдавая обе задрайки. Переступать порог нужно тогда, когда подвлиянием кре6на дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта. Необходимотакже постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей,люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.
Правилами ТБ запрещается ходить по бортовым решеткам,планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.
Контроль за состоянием проходов, трапов, сходней,палуб, а также за исправностью дверей и ограждений должен осуществлятьсяповседневно вахтенной службой.
Командный состав судна обязан следить за тем, чтобывсе помещения в темное время суток и не освещенные в светлое время суток, атакже проходы, коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения былипостоянно обеспечены искусственным светом.
Работа с якорным устройством.
Одним из основных и ответственных устройств на суднеявляется якорное. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависитсохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому администрация суднаобязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности засостоянием вертлюгов и стопоров, и соблюдением правил ТБ при его эксплуатации.
Выполнение работ по подъему и отдаче якоря следуетпроизводить только с разрешения капитана или его вахтенного помощника лицом,имеющим допуск к обслуживанию якорного устройства.
Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь(ленточный стопор на брашпиле должен быть закреплен, муфта сцепления брашпиля –разведена) и снять палубный стопор. Если брашпиль (шпиль) имеет ручной привод,надо снять его рукоятку, так как во время работы она может нанести травму.Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его заборт), а буек подготовить к безопасной отдаче (на планшире, киповой планке) ипроследить за тем, чтобы при отдаче якоря на воде не было шлюпок, плотиков ит.п.
При отдаче якоря матросу следует стоять у стопорабрашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко, опасно находиться на линиидвижения якорной цепи и у клюзов.
При работе с якорным устройством необходимо соблюдатьследующие меры предосторожности: при стопорении стравливаемой якорной цеписледить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной скобы, чтоможет повлечь разрыв якорной цепи; если при подъеме якоря произойдет заеданиеякорной цепи, зажатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом брашпиля (но неруками), освобождать якорную цепь от запутавшегося троса, проволоки и т.п.следует на палубе баграми, все работы с якорной цепью производить только припомощи специальных крючков. При подъеме буйка из воды необходимо поднимать егобагром, стоя за фальшбортом или леерным ограждением.
Правилами не допускается нахождение людей в цепномящике в момент отдачи якорей. Все работы с якорной цепью как в цепном ящике,так и на палубе следует выполнять только с помощью специальных крючьев. Пристоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны бытьзастопорены.
Швартовые операции.
При проектировании швартовых устройств не допускаетсяпересечение швартовых канатов, идущих к швартовым механизмам. Запас прочностидля швартовых канатов должен быть не менее 3.
Перед началом швартовых операций все грузовые стрелы идругие выступающие за борт предметы и устройства должны быть завалены на палубуи раскреплены, место у швартовых устройств освобождают от ненужных дляшвартовки предметов.
Ответственность за проведение возлагается на капитанаили его старшего помощника, которые расставляют матросов на безопасные места иудаляют всех посторонних лиц из опасной зоны.
Во время выборки тросов у швартовых механизмов должнынаходиться только лица занятые этой работой, знающие как безопасно выполнятьшвартовые операции.
Для обеспечения безопасности работ необходимоосмотреть тросы, стопорные цепи, скобы и другие приспособления и убедиться втом, что они имеют соответствующие сертификаты, исправны и надежны в работе.Осмотр необходимо производить сразу после отхода судна от причала. Если устальных швартовых тросов обнаружены лопнувшие проволоки в количестве 10 % изобщего числа на длине троса, равным восьми диаметрам, тросы необходимо заменитьна новые.
При подготовке к швартовым операциям необходимозадраить иллюминаторы, которые находятся на уровне причалов или корпусашвартуемого судна. Трос вытравливают из бухты и разносят по палубе. После этогонадо подготовить кранцы и уложить в необходимых местах вдоль борта судна. Втемное время суток место швартовки должно быть освещено.
При швартовки судна подача бросательного концапроизводиться только после его привязывания к швартовому тросу и команды«Берегись»! для передачи бросательного конца в свежую погоду, и при сильномволнении моря применяют линеметные устройства.
Швартовый трос заводиться на кнехт шлагами в видевосьмерки и удерживается на нем силой трения. Для надежного удержания суднанадо набросить пять-шесть шлагов троса. В месте пересечения на верхнюю частьшлагов (между тумбами) на трос накладывается схватка.
Правилами ТБ при швартовых операциях запрещается:протаскивать швартовые концы через клюзы без применения специальных крючьев,перегибаться через фальшборт или держать руки на планшире фальшборта; подаватьшвартовые концы с колышками (трос должен быть очищен от колышек заранее;подбирать швартовый трос до освобождения его из шлюпки и отходе его в сторону;подбирать или стравливать швартовый трос во время нахождения человека нашвартовой бочке; находиться внутри бухт или шлагов разнесенного троса во времяподачи швартовых; заводить трос на турачку только снизу и держать ходовой конецподбираемого или стравливаемого троса на расстоянии менее 1…1,5 м от барабанашвартового механизма или кнехта.
Для обеспечения безопасности труда на удах широкоприменяются кнехты с вращающимися тумбами, обладающими возможностьюрегулирования напряжения швартова.
Правилами запрещено устанавливать трапы и сходни врайоне работы грузовых стрел и кранов, в местах отливных и забортных отверстий(шпигатов) или мусорных рундуков, т.к. эта зона у борта судна характеризуетсяповышенной опасностью. Нельзя также устанавливать трапы под углом более 45°,т.к. слишком крутой спуск затрудняет нормальный проход людей и создаетопасность при передвижении.
На борту судна у трапов и сходней должен всегданаходиться спасательный круг и бросательный конец длиной не менее 27 м, а внижней части трапа натягивается предохранительная подтрапная сетка. Вахтенныйматрос обязан следить за исправностью трапа и леерного ограждения, а ночью и заего освещением.
Работа со спасательными средствами.
Контроль за соблюдением правил ТБ при спуске и подъемеспасательных средств возлагается на командира шлюпки, утвержденногорасписанием.
Шлюпочные операции должны проходить быстро, четко иорганизованно, поэтому перед спуском и подъемом шлюпки ее командир обязанубедиться в исправной работе шлюпочного устройства. Перед спуском шлюпкиследить также за тем, чтобы пробки в ее днище были закрыты. Необходимо такжеубедиться, что лебедка и тормоза находятся в исправном состоянии.
Лица, вкладывающие и закладывающие шлюптали, должныстоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки. Блоки надо брать двумяруками только за щеки. Находиться между шлюп талями и штевнями во время спускаили подъема шлюпки опасно. Спуск шлюпки при запутанных лопарях правилами недопускается. Чтобы вывалить шлюпку за борт ее несколько приподнимают при помощишлюп талей над кильблоками и, отдав бакштаг, вываливают за борт. Затем вытравливают тали, внимательно наблюдая за тем, чтобы нос и корма шлюпкиспускались равномерно. Как только шлюпка надежно станет на воду и гаки получатдостаточную слабину, шлюптали необходимо раздернуть и выложить.
Если невозможно спустить штатный трап, то пускаться вшлюпку следует только по штормтрапу, все члены экипажа должны надеть нагрудникиили спасательные жилеты.
Вахтенному помощнику следить затем, чтобы все трапыбыли приподняты и исключали возможность повреждения или опрокидывания шлюпкипри ее подходе к борту. Переходить из шлюпки на трап и наоборот нужно в моментее нахождения на гребне волны. В это время на трапе должен находиться матрос, помогающийбезопасно сходить со шлюпки на трап.
Для подъема шлюпки на борт предварительно надоосмотреть шлюптали (нельзя допускать их скручивания), а также спустить нижниеблоки настолько низко, чтобы без затруднения можно было заложить за чеки приподходе шлюпки. Поднимать шлюпку за борт с подветренной стороны.
На судах промыслового флота широко применяютсяспасательные плоты. Они устанавливаются на специальных приспособлениях внаклонном положении. При отдаче стопорного устройства плот под действием собственноговеса соскальзывает в воду. Плот снабжен надувным устройством, состоящим избаллона с жидкой углекислотой (оксидом углерода). По периметру его крепитьсялеер. При сбрасывании плота в воду штерт рывком открывает клапан баллона ичерез одну минуту газ заполняет оболочку плота. Для удобства выхода на плот изводы, на плоте имеется штормтрап. Над плотом натягивается тент оранжевогоцвета.
Для всех членов экипажа на судне имеются спасательныежилеты. Они снабжены свистком и электрической лампочкой с водоналивнойбатарейкой (в современных – эл. фонариком). Лампочка дает свет в течение 16часов и обеспечивает дальность видимости не менее 2 миль. Жилеты для вахтеннойслужбы должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 штукна каждом месте.
Для предохранения человека от переохлаждения придлительном пребывании в воде предназначены спасательные костюмы – комбинезоны.Они используются и для аварийных работ, то есть вероятность смыва человека заборт, хранятся также как и жилеты. В последние годы разработаны и другие видыиндивидуальных спасательных средств, например спасательный нагрудник снейлоновым пологом, предохраняющий дыхательные органы от попадания в них воды.
Меры безопасности в штормовую погоду.
Для обеспечения мореплавания и выполненияпроизводственных заданий в открытом море капитаны судов должны заранееразработать мероприятия по подготовке судна и экипажа к штормовым условиям.
В соответствии с правилами ТБ, если волнение моряпревышает предельно допустимые значения, то добыча и обработка рыбы и морскогозверя прекращается.
При усилении ветра до штормового и приближении штормакапитан обязан заблаговременно принять меры по подготовке судна к штормовымусловиям. Вся судовая команда извещается о надвигающемся шторме по трансляцииили оповещается через вахтенную службу и предупреждается о строгом выполненииправил и инструкций по ТБ в штормовую погоду.
Орудия лова надо заранее поднять на борт, убрать инадежно закрепить, не дожидаясь когда ветер и волнение моря достигнет максимальнойсилы. Улов должен быть убран в трюм до наступления шторма. Если ветерусиливается очень быстро, то сети не вытряхивают, а вместе с уловом убирают втрюм или оставляют на воде – в этом случае их можно использовать как плавучийякорь. Промысловую оснастку (траловые доски и т.п.) и промысловое оборудованиенеобходимо закрепить, а запасные орудия лова заблаговременно убрать впромысловый трюм.
При подготовке судна у шторму особое место отводитьсяпроверке надежности леерного ограждения и дополнительного штормового леерногоограждения, которое устанавливается с момента выхода судна в море из порта иснимается только при швартовке судов для выполнения погрузочно-разгрузочныхработ. При приближении шторма в местах прохода людей не ниже 1,1 м от палубынатягиваются штормовые леера.
Проверяется надежность (а при необходимостиустанавливаются дополнительные) крепления палубных грузов, состояние снастейстоячего и бегучего такелажа, исправность рулевого и якорного устройства,спасательных средств. Все грузовые стрелы укладываются по-походному. От мачтоттягивают топенант тали. Дефлекторные головки вентиляционных системразворачивают от ветра или надевают на них брезентовые чехлы, иллюминаторызаглушают «глухарями».
На вахту во время шторма назначаются наиболее опытныечлены экипажа. Курс и скорость следует выбирать так, чтобы судно хорошоотыгрывалось на волне, не черпало воду, а удары волн в борт были наименьшими.
Во время шторма члены экипажа свободные от вахтотдыхают или выполняют работы, необходимые в штормовых условиях.
Работа на высоте и за бортом.
Работа на высоте и за бортом относится к категорииособо опасных, поэтому администрация судна должна четко определить все рабочиеоперации и принять меры для обеспечения безопасности при выполнении этих работ.
Все забортные работы и работы на высоте ведутся толькос разрешения капитана под руководством старшего помощника, который несетответственность за соблюдение правил ТБ.
Подъем на мачты, колонны и дымовую трубу,осуществляется при помощи заведенных горденей (с 12-кратным запасом прочности)на беседах или в специально изготовленных люльках. Для выполнениякратковременных работ на высоте (смена ламп, замена фалов) допускаетсяподниматься по скоб трапам. Работающий на высоте обеспечиваетсяпредохранительным поясом с карабином.
Все ручные инструменты, находящиеся у лица,работающего на высоте, должны иметь шхерты, которые не крепятся за поясработающего.
Проводить работу на высоте при скорости ветра более 10м/с и волнении моря свыше 5 баллов, а также при обледенении мачт (заисключением аварийных случаев) правилами запрещается.
Подъем и спуск человека за борт производится плавно ипод непосредственным наблюдением руководителя работ.
Забортные работы ведут с беседок, плотиков, причем примассовых работах за бортом на воду должны быть спущены шлюпки для оказанияпомощи в случае падения человека в воду. На шлюпках находится необходимоеколичество гребцов.
При ведении забортных работ следует поднять сигнал«ОО», чтобы другие суда проходили мимо малым ходом, не разгоняя волн, и неподходили к борту.
При ведении работ около гребных винтов следуетпредупредить старшего и вахтенного механиков, чтобы в это время непроворачивали машину.
При стоянке судов в непосредственной близости друг отдруга забортные работы запрещены Правилами. Не разрешаются забортные работы находу судна, за исключением аварийной ситуации, при которой вопрос о допускечеловека к работе за бортом решается помощником капитана и только при еголичном присутствии на месте работы, судно при этом замедляет ход.
Испытание предохранительных средств.
Прочность и надежность предохранительных испасательных поясов зависит от их конструкции и материала.
Пояса для работы на высоте и за бортом испытываютсячерез год механически на прочность статистической нагрузкой путем подвешиванияза обе пряжки. К карабину с закрытым замком цепи подвешивают груз массой 300 кгв течение не менее 5 мин. После снятия груза на поясе и отдельных его элементахне должно быть никаких повреждений.
На судах флота рыбной промышленности для работы внутрисосудов, в емкостях, цистернах применяют спасательные пояса с лямками. Притаких работах нельзя применять предохранительные пояса, так как у нихотсутствуют лямки и цепи, крепящиеся непосредственно к поясу и позволяющиеподнять пострадавшего через люк в вертикальном положении. Лямки спасательныхпоясов одеваются на плечи и соединяются на спине между лопатками. В местепересечения лямок находиться кольцо, к которому прикрепляется прочный страховойконец таким образом, чтобы страхующий мог в любой момент вытащить работающегоиз емкости.
Испытание страховых концов на механическую прочностьпроизводиться статистической нагрузкой при подвешивании груза массой 300 кг, апри периодических нагрузках массой 255 кг в течение 5 мин.
Предохранительные, спасательные пояса и страховыеконцы, применяемые на судах, должны противостоять разрушающему действию кислот,щелочей и влаги, для чего их рекомендуется пропитывать специальными составами.При работах во взрывоопасных помещениях или цистернах все металлические частипредохранительных поясов и отдельные элементы их конструкции изготавливаются изне искрящихся материалов.
Хранить предохранительные пояса и страховочные концырекомендуется в сухом помещении в подвешенном состоянии.
Организация труда при ведении общесудовых работпредусматривает прежде всего обеспечение безопасности экипажа, предупреждениепоявления производственных травм и профессиональных заболеваний. Экономическаяэффективность рациональной организации труда при ведении общесудовых работпроявляется прежде всего в сокращении затрат, связанных с выплатой компенсацийпострадавшим, профессиональным обучением лиц, замещающих выбывших по болезни, атакже в снижении потерь рабочего времени и времени работы оборудования,вызванных временной нетрудоспособностью работников.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.manekin.narod.ru