Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Содержание
Введение
1. История и анализ
2. Особенности тушения пожаров
3. Организацияи тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Человечество вступило вXXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новыетехнологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко-и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира,научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностейтехногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственнойдеятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи сэтим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров,клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищныхпредприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни,возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимойбезопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасностьлюдей, связанная с возникновением пожаров.
В России в последнеедесятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерночетверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 — 18 тыс. человек ипочти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовымпребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения.Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами.Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.
Актуальность проблемыповышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданияхкультурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.
Безусловно, вместе сразвитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваютсяновые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но,необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, гдевозможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что«… допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимыезначения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течениегода от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть неболее чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского обществане в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировкиэтой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следуетиспользовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3],допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасностизданий и безопасности людей в них.
СНиП 21-01-97 «Пожарнаябезопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований,направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению сдругими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотреныконструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения,обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу наприлегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровьювследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП). Эвакуационные пути впределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей черезэвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средствпожаротушения и противодымной защиты.
ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ.Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имелтакое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуациялюдей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значенийопасных факторов пожара.
Вопрос обоснованностивеличины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является однимиз ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности припроектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выборобъемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности,равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным илиэкономическим потерям.
Для обеспечения пожарнойбезопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные иобъёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятностивоздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматриватьвозможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновенияпожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньшенеобходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основенормирования процесса эвакуации.
Расчетное время эвакуацииопределяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации.Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектированииэвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчетакритической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своегопредельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно,необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуютобъекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Дляразработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и,соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

1. История ианализ
К сожалению, количествопожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы ихразрушительных последствий постоянно растут.
Статистикасвидетельствует о том, что ежегодно в пепел и дым превращаются огромныеценности, что каждые 5 минут в стране вспыхивает пожар, каждый час в огнегибнет человек и 20 получают ожоги и травмы.
Вообще, пожар как причинаодновременной гибели большого числа людей, по количеству уносимых жизнейуступает лишь таким опасным природным явлениям, как землетрясения, извержениявулканов, цунами, наводнения и тайфуны. Среди техногенных же причин пожарпрочно занимает второе место после взрыва.
В целом, пожарнаяобстановка в России продолжает оставаться довольно сложной и напряженной.
Однако, какой быкрамольной не казалась мысль, пожары были, есть и будут всегда.
Пожарный-безработный — дело неслыханное, даже при повальной безработице.
Пожары возникают везде — на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на транспорте, в жилыхдомах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.
По данным Главногоуправления государственной противопожарной службы МЧС РФ за год в Россиипроисходит около 300.000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяччеловек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшогогорода), лесные пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. Вогне пожаров в течение нескольких минут все, что накоплено годами упорноготруда превращается в пепел и дым, материальный ущерб от пожаров составляетмногие миллиарды рублей.
Особенно опасны пожары вместах массового пребывания, большого скопления людей: метро, театрах, клубах,больницах, гостиницах, общежитиях, учебных заведениях, на стадионах, вокзалах ит.п.
Анализ статистическихданных о пожарах в зрелищных учреждениях показал, что примерно 70% всех пожароввозникает в сценической части, что способствует быстрому распространениюпожара.
Самый крупный по числужертв пожар в одном здании произошел в мае 1845 года в театре города Кантона(Китай). В огне погибли 1670 человек. В результате крупнейшего пожара в отелекорейского города Сеула 25 декабря 1971 года погибло 162 человека.
Что касается гостиниц(общежитий), то история отечественной пожарной охраны последних лет также хранитвесьма впечатляющие примеры грандиозных пожаров на этих объектах.
Самый страшный и по числужертв и по масштабам последствий случился в феврале 1977 года в московскойгостинице «Россия», которую за строгую, отвечающую эпохе планировку,и шикарное убранство номеров на Западе окрестили «Русским Хилтоном».Скорбная статистика такова: в Северном корпусе гостиничного комплекса из тысячиномеров повышенной комфортности, выгорели более ста вместе с дорогостоящим,закупленным за рубежом оборудованием (бытовой техникой). Но главный и печальныйитог пожара — погибли люди — 42 человека, в том числе 5 — из обслуживающегоперсонала. Ожоги различной степени тяжести, переломы и тяжелые формыинтоксикации, потребовавшие экстренной медицинской помощи (госпитализации), былиобнаружены у 52 человек, в числе которых 13 оказались пожарными.
Многих жертв ипострадавших можно было бы избежать, если бы в гостиничном комплексе былаотлажена система оповещения и его администрация была подготовлена к действиям вчрезвычайных ситуациях.
К сожалению,обслуживающий персонал (не говоря уже о постояльцах) не имел никакогопредставления о правилах поведения и действий в случаи пожара. Толькодисциплинированные японцы оказались «на высоте»: набросив на лицаобильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда ихвызволят из огня и спасут пожарные. А вот нашим, россиянам, за незнание азовпожарной безопасности приходилось расплачиваться по самому большому счету.
Пожару в гостинице«Россия» была присвоена самая высокая, пятая категория сложности,весьма внушительными выглядели силы и средства, принимавшие участие в борьбе согненной стихией: 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы специальнойтехники. Спустя ровно 14 лет трагедия повторилась в Санкт-Петербурге в гостинице«Ленинград», погибли 18 человек, в том числе 9 пожарных.
13 марта 1995 года третийкрупный пожар в гостинице «Сибирь» г. Иркутска унес жизни 12 человек,число спасенных пожарными людей составило 45 человек, при«самоэвакуации» получили травмы различной степени тяжести более 20человек.
Помимо большихчеловеческих жертв перечисленные пожары в гостиницах повлекли за собой огромныйматериальный ущерб и справедливо отнесены к числу подлинных катастроф,национальных бедствий.
Ушедший 20 век запомнилсяроссиянам и чудовищным пожаром в административном здании Управления внутреннихдел г. Самары, случившимся в феврале 1999 года.
Во время пожарапострадало более 200 человек, погибли 67 человек, 20 человек пропали без вести,десятки сотрудников и граждан с травмами и тяжелыми ожогами былигоспитализированы. Потери воистину катастрофические. В связи с трагическимисобытиями в г. Самаре день 17 февраля 1999 года был объявлен в РоссийскойФедерации днем национального траура.
Не принес облегчения, нестал переломным в деле улучшения пожарной обстановке в стране и не заметнопришедший для многих 21 век. Вновь «отличилась» столица, жить иучиться в которой, как оказалось, далеко небезопасно.
В конце ноября 2003 годапроизошел самый крупный в Москве за последние 10 лет пожар в общежитииРоссийского университете дружбы народов (РУДН). Подробности катастрофы:практически дотла сгорел так называемый карантинный блок, куда обычно поселяютвновь приезжающих на учебу в Россию иностранных студентов. В огне пожарапогибли 30 человек, еще шесть скончались позднее в больнице, всего пострадал171 человек.
По данным МЧС РФ втушении пожара, охватившем площадь до 1000 квадратных метров, участвовало около50 пожарных расчетов, 27 дежуривших машин «скорой помощи» доставлялипострадавших в различные медицинские учреждения столицы.
Любопытен и такой факт — как следует из интервью побывавшего на месте трагедии министра образования РФкорреспонденту «РГ» общежития в РУДН считаются самыми безопасными вгороде, поскольку здесь есть собственная служба безопасности (примерно 200сотрудников). И еще. Только два ВУЗа страны — МГУ и РУДН — имеют свои отделениямилиции. В РУДН штат милиционеров — 70 человек.
Вообще, по удельномучислу погибших во время пожаров Россия прочно занимает первое место в мире, апо абсолютному количеству жертв делит с Индией первое — второе места. И это притом, что обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейшихфункций государства, а профессиональная пожарная охрана России — самая большаяв мире.

2. Особенности тушенияпожаров
Тушение пожаров вкультурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано спроведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этихобъектах возможны:
— наличие большогоколичества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;
— быстрое распространениеогня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а такжераспространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а такжеконструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;
— обрушение подвесныхперекрытий над зрительным залом;
— быстрое заполнениепродуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.
При тушении пожара вкультурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:
— принять меры кпредотвращению паники;
— в минимально короткоевремя организовать и провести эвакуацию зрителей из зрительного зала, в первуюочередь с галерей, балконов и бельэтажа;
— при проведении разведкиустановить наличие зрителей и персонала в здании, состояние противопожарного занавесаи дымовых люков.
При пожаре на сцене:
— стволы подавать насцену со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и кармановсцены, а также проемов в смежных со сценой помещения;
— противопожарный занавесопустить и охлаждать его со стороны зрительного зала;
— ввести в действиестационарные средства тушения защиты (дренчерные и другие установкипожаротушения, лафетные стволы);
— опустить загоревшиесядекорации на планшет сцены;
— при недостатке сил исредств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с цельюпредотвращения задымления при наличии в нем зрителей открыть дымовые люки;
— проверить наличиегорения на чердаке зрительного зала.
При пожаре в трюме, какправило, применять пену, обеспечить защиту планшета сцены и оркестровогопомещения, затем ввести стволы на защиту других помещений.
При горении колосниковпервые стволы на тушение следует подавать со стороны лестничных клеток. Понаружным лестницам и автолестницам подавать стволы на покрытие и вводитьрезервные стволы в чердачное помещение зрительного зала.
При пожаре в зрительномзале:
— стволы подавать в очагпожара, на защиту сцены и чердака, затем подавать стволы на защиту другихпомещений;
— опуститьпротивопожарный занавес и непрерывно охлаждать его;
— принять меры к защитеподвесных потолков, обращая особое внимание на снижение температуры на чердакеи на недопустимость перегрузки потолков;
— проверитьвентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в нихстволы;
— обращать особое вниманиена защиту работающих от возможного падения, лепных и других украшений,различных конструкций здания, лебедок и т.д.
При пожаре в циркахорганизовать эвакуацию животных с привлечением персонала.

3. Организация итушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях
К театрально-зрелищнымучреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий иззрительного зала и прилегающих к нему помещений.
Это — театры, дворцы идома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домовкультуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения дляпроведения кружковой работы, а в цирках — помещения для размещения различныхживотных.
Театральные зданияделятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг отдруга противопожарной стеной. Сцена состоит из сценической коробки, трюма,планшета, рабочих площадок и колосников.
Сценическую коробкувыполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более.
Трюм с механизмамиповоротных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены ипротивопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается подпланшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают издеревянных настилов.
Трюм, как правило, имеетвходы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценическойчасти и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.
Планшет сценыпредставляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладываютэлектрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеетпроемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать300-600 м2.
Колосники для подвескидекораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-трирабочие площадки (галереи).
Рабочие галереирасполагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. И выполняютв виде ленточных балконов, из металлических и железобетонных несущих элементовс деревянным настилом.
Выходят на галереи иколосники лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Еслилестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраиваютна наружные стационарные пожарные лестницы.
Покрытие сценыбезчердачное, выполненное иногда из горючих элементов.
Для удаления дыма иизменения направления движения продуктов сгорания время пожара в покрытии сценыустраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены ипомещения пожарного поста театра.
К сцене примыкают карманыдля хранения декораций и бутафории.
Они соединяются со сценойпроемами высотой до 6-8 м.
В некоторых театрах сзадипланшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, которыйотделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов.
Сцена и прилегающие к нейпомещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов ввиде конструкций планшета сцены, трюма колосников, горючей декорации ибутафории.
Пожарная нагрузка ссильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2.
Зрительный зал от фойе,гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов иимеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительнымзалом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими посложным фермам.
В чердачных помещенияхрасполагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.
Полы в зрительных залахустраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительныепустоты.
Большую опасностьпредставляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданияхстарой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузказрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2.
В зрительных залахвместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаютсяпротивопожарными занавесами.
В театрально-зрелищныхучреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, втрюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосниковустраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы системпожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючихматериалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а такжепортальный проем и проемы в карманах защищают спринклерными и дренчернымиустановками.
В театрах на рабочихгалереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищныеучреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждоеиз них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарныхподразделений в охраняемых районах.
Быстрому развитию пожаровна сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более,наличие большого количества горючих материалов и образование мощныхконвективных потоков.
Если пожар возник насцене, когда портальный проем перекрыт противопожарным занавесом и дымовые люкизакрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5-10 мин охватывает весь объемсцены.
В этих условиях огоньбыстро распространяется по подвешенным декорациям на колосники и покрытиесцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а черезоткрытые проемы — в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейнаяскорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям6 м/мин. В объеме сцены создается значительное давление продуктов сгорания:40-60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревянныхконструкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2ч, а температура в зонегорения достигает 1100-1200°С. В этих условиях металлические конструкции быстронагреваются и поэтому через 25-30 мин после начала пожара возможно обрушениепокрытия сцены. При закрытом портальном проеме и открытых дымовых люках илиобрушении покрытия над сценой происходит подсос воздуха в объем сцены, которыйизменяет направление газообмена и способствует интенсивному горению.
В этих условиях снижаетсяопасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник насцене, когда портальный проем открыт и закрыты дымовые люки, то создается явнаяугроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что вэтих условиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1-2 мин.
При горении декораций ибутафории, изготовленных из синтетических веществ и материалов, продуктысгорания содержат большое количество отравляющих веществ. Если в зрительномзале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горения можетсоздаваться угроза из жизни. Конвективные потоки продуктов сгорания и огоньбыстро перемещается в зрительный зал и создают угрозу чердачному перекрытию ичердаку.
Если пожар возник насцене при открытых дымовых люках, то продукты сгорания только частично могутпоступать в зрительный зал, а основная их часть уходит через дымовые люки. Вэтом случае нижняя часть зрительного зала и сцена находятся под разрежением,несколько снижаете опасность распространения огня в зрительный зал и смежныепомещения сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, ведущие насцену.
При возникновении пожаровв трюмах огонь интенсивно распространяется по конструкциям из горючихматериалов, может проникать на планшет сцены через дверные проемы в оркестровуюяму и на пульт управления освещением, а затем в зрительный зал.
Развитие пожаров в трюмахнесколько аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрическогооборудования.
Если пожар возникает взрительном зале, то огонь быстро распространяется по мебели и конструкциям изгорючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное покрытиеи в чердак. Линейная скорость распространения огня в зрительном зале достигает0,8-1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции,воздушного отопления и кондиционирования воздуха.
По мере развития пожарапри открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивнораспространяется на сцену, а также может распространяться через открытые дверив другие смежные помещения.
При закрытом портальномпроеме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия.
В условиях пожара возможнадеформация металлических конструкций и обрушение подвесного перекрытия.
Огонь можетраспространяться в пустотах под полом.
Это приводит кинтенсивному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня повентиляционным каналам.
Развитию пожаров взрительной части здания цирка способствует большой объем самого помещения,большое количество конструкций из горючих материалов, мебели, амфитеатров,трибун и ярусов, а также пустот в конструкциях и развитой системе вентиляции.
При возникновении пожароввозможно сильное задымление, быстрое распространение огня и обрушениеконструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных посещениях, гдесодержатся животные.
Быстрое задымление иповышение температуры в этих помещениях нередко приводит к гибели ценныхцирковых животных.
Пожары в кинотеатрах чащевсего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться покинопленке, конструкциям из горючих материалов и системе вентиляциикиноаппаратной. В этих условиях могут выделяться токсичные продукты сгорания ипроникать в зрительный зал.
Тушение пожара взрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ,особенно в период их работы.
Статистика показывает,что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театренаходились зрители, причем ряд пожаров сопровождался массовой гибелью людей.При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибать от отравляющих действийпродуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также врезультате паники.
Первые действия поэвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация.
При возникновении пожарав сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарную охрану,закрывают декоративный занавес и опускают огнезащитный, при необходимостивключают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара.Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогомпросят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают всевыходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей.
При этом необходимо вкратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасныеместа.
Разведка пожараустанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяетстепень угрозы их жизни выясняет, как осуществляется эвакуация.
В дальнейшем определяютместо и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма,опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес,включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрыватьдымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразнопроводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобызрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появлениеработников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей.Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного залаосуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС.
Эвакуация зрителей.
Руководитель тушенияпожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию людей, атакже принять меры к предотвращению паники.
Если по прибытии на пожарэвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному ихудалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой целиобслуживающий персонал.
Основные силы и средстваподразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленныхпомещений и тушения пожара.
Если на пожаре нетопасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их неначиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидациипожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновенияпаники.Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создаласьреальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит всеосновные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательныхработ.
В первую очередьэвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстроепроникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры.
Если среди зрителейпоявились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет дляорганизации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделенийрасставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей.Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники.
Для этой цели используютэлекгромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают стволы натушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе сгруппами пожарных осматривает задымленные помещения, балконы, ярусы и другиеместа, где могут находиться люди, потерявшие сознание.
При пожарах в зрелищныхучреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальнойработы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобилиустанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладываютрукавные линии к служебным входам. Боевое развертывание проводят черезслужебные входы, не занятые эвакуацией людей.
Одновременно с подачействолов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволамиот внутренних пожарных кранов.
При боевом развертываниииспользуют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы.
Основные и запасные путиэвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение приотсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации.
Тушение пожаров всценической части.
При пожаре в трюмеогнетушащие средства вводят через ближайшие входы, непосредственно в трюм длятушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допустить распространенияогня по декорациям на колосники, а затем на защиту других смежных помещений.При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум направлениямодновременно.
При этом действия сил исредств направляют на обеспечение сохранности механизмов поворотного круга иподъема декораций.
Чтобы не допуститьраспространения огня на сцену, одновременно вводят стволы на защиту планшетасцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх, с планшета сцены, особеннонад местом горения, удаляют декорации и бутафорию, вскрывают участки сцены дляввода стволов в очаг горения.
Тушение пожаров в трюме затрудняетсясильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрическихустройств под напряжением.
При развившихся пожарах втрюмах для их тушения принимают воздушно-механическую пену средней кратности.Расчет количества генераторов и их подачи для тушения аналогичны тушениюпожаров в подвалах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать водуи растворы смачивателей.
Боевые участки припожарах в трюмах можно организовывать непосредственно в трюме, на планшетесцены и со стороны зрительного зала. При пожаре на планшете сцены и отсутствиипротивопожарного занавеса в первую очередь на тушение вводят стволы РС-70 илафетные со стороны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защитуколосников и карманов сцены, а затем на защиту проемов в смежные помещения итрюм.
Количество стволов длятушения определяют исходя из интенсивности подачи воды, равной 0,2-0,3л/(м2-с). Основной задачей при тушении пожара на планшете сцены являетсяликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников.
На защиту колосниковвводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам илинаружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов.
Для введения стволов наколосники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, которыеобеспечивают их работу от галерей и с рабочих площадок. Боковые карманы чащевсего защищают водяными завесами дренчерных установок или водяными струями отвнутренних пожарных кранов.
Загоревшиеся подвесныедекорации для тушения спускают на планшет сцены, а негорящие подымают вверх кколосникам.
Для выполнения этойработы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарнойохраны.
В этих случаях могуторганизовываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожарана планшете сцены и защите колосников и трюма.
Если пожар возник напланшете сцены при отсутствии противопожарного занавеса и в зрительном заленаходятся люди или сил и средств пожарных подразделений недостаточно для защитызрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижаетсяопасность быстрого задымления и распространения огня в зрительный зал. Дымовыелюки открывают после локализации пожара для удаления дыма со сцены и изприлегающих помещений, а также для окончательного проветривания здания.
При пожаре на сцене,когда портальный проем защищен противопожарным занавесом, основные силы исредства вводят со стороны боковых лестничных клеток и карманов на планшетсцены, а также на защиту колосников.
Резервные стволы вводят назащиту трюма и для дополнительного охлаждения огнезащитного занавеса со сторонызрительного зала. Для этой цели используют внутренние пожарные краны.
При этом интенсивностьподачи воды для охлаждения занавеса должна быть не менее 1 л/(м2-с). Для тушенияпожара на планшете сцены подают стволы А и лафетные.
Во всех случаях приразвившихся пожарах на сцене проводят разведку и при необходимости вводятстволы на защиту зрительного зала.
При тушении пожаров вколосниках стволы вводят по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам,имеющим выходы на рабочие площадки и галереи, а также по автолестницам иколенчатым автоподъемникам.
Резервные стволы вводятна защиту покрытия из горючих материалов и чердачного помещения зрительногозала, а также на планшет сцены для тушения падающих горящих декораций изанавесей.
При наличии на галереях ирабочих площадках стационарно установленных пожарных стволов и внутреннихпожарных кранов их используют в первую очередь.
При этом расстановкастволов должна быть такой, чтобы обеспечить тушение струями воды по всейгорящей площади колосников.
Для подачи стволов напланшете сцены используют внутренние пожарные краны.
С планшета сценыэвакуируют все декорации и бутафорию, а подвешенные декорации и занавесыспускают на планшет сцены и удаляют в безопасное место. При невозможностиэвакуировать мебель и бутафорию их защищают от огня и проливаемой водыбрезентовыми покрывалами и другими подручными материалами.
В зависимости отобстановки боевые участки можно организовать на колосниках, на планшете сцене,а также на покрытии и чердаке зрительного зала.
Тушение пожара взрительном зале.
При пожаре в зрительномзале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, азатем для защиты других помещений.
При наличиипротивопожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсутствиипротивопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные стволы вводят так,чтобы не допустить распространения огня на сцену.
Количество стволов длятушения пожаров в зрительных залах и подсобных помещениях определяют изинтенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м2-с).
Для защиты подвесныхперекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, атакже на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижениютемпературы в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия. Проверяютвентиляционные системы, системы воздушного отопления, принимают меры кпрекращению их работы, а при необходимости покрывают воздуховоды и сборники дляпредотвращения открытого распространения огня.
При пожаре под поломзрительного зала в местах наиболее интенсивного распространения огня снимают иудаляют кресла, вскрывают пол и вводят стволы на тушение. Для тушения пожарапод полом, а также для предотвращения быстрого распространения огня в пустотахи вентиляционных каналах используют воздушно-механическую пену среднейкратности.
При пожарах на чердакенад зрительным залом в первую очередь вводят стволы-распылители в местанаиболее интенсивного распространения огня, а затем на покрытие, чтобы вскрытьего. Водяные струи подают на защиту ферм и соединительных узлов перекрытия,чтобы не допустить их деформации и обрушения.
При пожаре в зрительномзале боевые участки можно создавать со стороны сцены и смежных помещений созрительным залом, а также на чердаке.
Тушение пожаров взрелищных учреждениях связано с работой пожарных подразделений на высотах и всильно, задымленных помещениях.
В этих случаях РТП обязанпринимать меры по защите личного состава от отравления продуктами сгорания.
При работе на планшетесцены и в трюмах следует предупреждать несчастные случаи от падения подвесныхдекораций и противовесов, которые при падении пробивают планшет сцены и уходятв трюм.
В зрительных залахвозможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе обрушенияколосников и покрытия сцены или подвесного перекрытия зрительного зала личныйсостав выводят в безопасные места.
Места обрушенияконструкций, люки в планшете сцены, места работ на чердаке освещаютпрожекторами, а при необходимости выставляют пост из пожарных дляпредупреждения об опасности.
По решению РТП может бытьназначено лицо для наблюдения за поведением конструкций на пожаре и принятиянеобходимых мер безопасности.
При тушении пожаровследует отключать электрические сети, не сосредоточивать людей на подвесныхперекрытиях и в местах возможных их обрушений.
Тушение пожаров в циркахи кинотеатрах.
При тушении пожаров вцирках РТП обязан организовать эвакуацию людей и животных.
При достаточномколичестве сил и средств эвакуацию людей и животных осуществляют одновременно.
При недостатке сил исредств вначале эвакуируют зрителей, а затем животных. При пожарах в циркахособенно быстро может возникнуть опасность для людей. В зрелищной части пожартушат стволами РС-70 и лафетными.
В первую очередь стволывводят на защиту путей эвакуации. Прокладывают рукавные линии и вводят стволычерез служебные входы, чтобы не мешать нормальной эвакуации зрителей.
При тушении пожаров взрелищной части проводят вскрытие деревянных конструкций, вентиляционныхканалов, чтобы не допустить распространения огня на покрытия.
Для тушения и защитыпокрытия снизу вводят стволы РС-70 и лафетные.
Для подачи стволовиспользуют ярусы и балконы.
При возникновении пожарав подсобных помещениях цирков стволы подают на защиту зрительного зала и на егопокрытие.
Одновременно с введениемстволов эвакуируют животных в клетках и других приспособлениях с помощьюобслуживающего персонала в безопасные места, во двор цирка.
Тушение пожаров вкинотеатрах осуществляется стволами РС-70 и РС-50, которые вводят черезслужебные входы со стороны вестибюля.
Зрителей эвакуируют подвум направлениям:
из зрительного зала черезэвакуационные выходы непосредственно наружу, а из вестибюля и других помещенийзрителей, ожидающих сеанс, через основные входы из кинотеатра.
При этом одновременно сэвакуацией зрителей проверяют киноаппаратные и другие места, где люди могутпотерять сознание при вдыхании продуктов сгорания кинопленки.
Состав разведки должениметь с собой противогазы. В клубах и домах культуры эвакуируют людей и тушатпожары так же, как и в театрах, не имеющих противопожарного занавеса.
Особенностью организациии проведения спасательных работ является то, что люди могут находиться нетолько в зрительном зале, но и в помещениях, предназначенных для работыразличных кружков.

Заключение
 
Безусловно,на практике все выглядит иначе, чем в теории. По-моему, люди гибнут не толькоиз-за незнания как тушить или неумения, но из-за того, что все развивается настолькостремительно, что человек попросту теряется.
Поэтомув заключении, я хотел бы привести самые элементарные действия населения при пожарах,которые легко запомнить и осуществить в самых экстремальных ситуациях.
Припожарах в жилище сначала необходимо позвонить по телефону «01»,немедленно вывести из помещения детей и престарелых и только затем тушить огоньсвоими силами. Надо помнить, что важно не количество использованной воды, аправильное ее применение.
 Припожаре, если отсутствует огнетушитель, подручными средствами могут быть:плотная ткань (лучше мокрая) и вода. Загоревшиеся шторы нужно сорвать ипопытаться затоптать, залить водой. Нельзя открывать окна, так как огонь споступлением кислорода вспыхивает сильнее. По этой же причине надо оченьосторожно открывать комнату, в которой начался пожар.
Когдаесть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясьограничить его распространение и толкая огонь к выходу или туда, где нет горючихматериалов. Наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты науровне огня. Необходимо страховаться веревкой, когда надо идти вдоль коридоров,на крыши, в подвалы и другие опасные места, так как в сильном дыму трудноотыскать дорогу обратно.
Нельзяпозволять бежать человеку, на котором загорелась одежда. Его нужно повалить наземлю, закутать в покрывало и обильно полить водой. При тушении одеждыогнетушители не используются, так как может произойти химический ожог.Необходимо всеми способами защищаться от дыма, являющегося основной причинойгибели людей. Уменьшает задымленность струя распыленной воды, которая охлаждаетдым и одновременно осаждает его твердые частицы. В первую очередь это нужноделать там, где могут быть дети. Если есть возможность, легкие надо защищать противогазомили респиратором. По задымленным коридорам передвигаться можно, пригнувшись илиползком, так как внизу меньше дыма. Отправляясь на поиски людей, надообязательно обвязаться веревкой: кто-то должен страховать спасателя.

Список используемойлитературы
 
1. Пожарная тактикаПовзик Я.С. М.: ЗАО «Спецтехника», 2004. — 416 с.
2. Боевой уставпожарной охраны. – М.: МВД Российской Федерации, 1996.
3. http://www.nachkar.ru/taktika/index9.htm
4. http://www.supernicolass.narod.ru/topic487.htm
5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура управления ОАО "Лукойл-Ставрополь"
Реферат Парламент в системе государственной власти
Реферат Виды и формы контроля при обучении говорению
Реферат The Book I've Just Read
Реферат Гарантии и компенсации работникам
Реферат Проектирование технологического процесса изготовления "Тяги"
Реферат Nuclear Medicine Essay Research Paper Nuclear MedicineThere
Реферат Dp. 2 bar принципиальная схема установки балансировочных вентилей в двухтрубные системы отопления
Реферат «Россия – всё, чем я живу»
Реферат Оценка заключения дактилоскопической экспертизы следов рук в раскрытии и расследовании преступлений
Реферат Наши дети будут бессмертными, но, возможно, станут наполовину роботами
Реферат Основные направления развития энергетики Республики Беларусь
Реферат Основні способи словотвору в сучасній українській мові
Реферат Презентация команды
Реферат Система судів загальної юрисдикції. Місцеві та апеляційні суди в Україні