Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Обеспечение пожарной безопасности образовательного процесса

А.А. Фурсенко
ВРоссийской Федерации функционирует свыше 115 тыс. образовательных учрежденийвсех типов и видов (около 50 тыс. дошкольных учреждений, 60 тыс.общеобразовательных учреждений, 4 тыс. учреждений профессиональногообразования), в которых обучают и обучаются более четверти населения России.Естественно, Мы должны обеспечить безопасность этой образовательной среды, тоесть создать условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, атакже материальных ценностей учебных заведений от пожаров, аварий и другихвозможных чрезвычайных ситуаций.
Начинаяс 2004 г. в Минобрнауки России, Рособразовании, органах управления образованиемсубъектов Российской Федерации принят за основу комплексный целевой подходукрепления пожарной безопасности образовательных учреждений всех уровней. Оносуществляется по следующим основным направлениям:
–нормативное правовое и методическое обеспечение пожарной безопасности;
–финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий пожарнойбезопасности;
–осуществление мониторинга состояния комплексной, в том числе и пожарнойбезопасности объектов образования;
–обучение специалистов и обучающихся мерам пожарной безопасности, а также еепрофилактика.
С 2004 г. мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов образованияосуществлялись в рамках отраслевой программы на 2004–2007 гг. «Безопасностьобразовательного учреждения», целью которой являлось обеспечение безопасностиобучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время ихтрудовой и учебной деятельности путем повышения степени их защищенности наоснове использования современных достижений науки и техники в этой области ипривлечения отечественной производственной базы. Перед органами управленияобразованием всех уровней и образовательными учреждениями были поставленызадачи:
–оснастить современным противопожарным оборудованием, средствами защиты ипожаротушения образовательные учреждения;
–создать условия для обучения, повышения квалификации, подготовки ипереподготовки кадров по пожарной безопасности;
–организовать нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарнойбезопасности.
Финансированиемероприятий по укреплению противопожарной безопасности образовательныхучреждений осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетоворганов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления ивнебюджетных средств образовательных учреждений. С этой целью ежегодноподписывались соглашения о сотрудничестве на условиях софинансирования междуРособразованием и органами исполнительной власти субъектов РФ по поставкамкомплектов охранно-пожарного оборудования и систем видеонаблюдения вобразовательные учреждения регионов.
Зауказанный период на противопожарные мероприятия из разных источниковфинансирования было израсходовано свыше 26, 9 млрд руб., в том числе изфедерального бюджета 8, 2 млрд руб., из региональных и муниципальных бюджетов –16, 6 млрд руб., из внебюджетных средств образовательных учреждений 2, 1 млрдруб.
Реализацияотраслевой программы на 2004–2007 гг. «Безопасность образовательногоучреждения» и аналогичных региональных и муниципальных программ по обеспечениюпожарной безопасности позволили за прошедший и предыдущие три года значительноповысить уровень обеспеченности образовательных учреждений всех уровнейпротивопожарным оборудованием.
Врамках данного мероприятия ФЦПРО в 2007 г. оснащено противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения 829 специальных (коррекционных)образовательных учреждений, 2 220 школ-интернатов общего типа и детских домов, 259общеобразовательных школ Южного федерального округа на сумму 842, 5 млн руб. Вобразовательные учреждения были поставлены около 9 тыс. шт.воздушно-эмульсионных огнетушителей на сумму 40, 0 млн руб.
Насредства федерального бюджета ФЦПРО в объеме 405, 59 млн руб. закуплено иоснащено противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения 1 146учреждений общего образования и специальных (коррекционных) образовательныхучреждений на сумму 274, 59 млн руб., 136 общежитий образовательных учрежденийпрофессионального образования на сумму 70 млн руб., 15 центров комплекснойбезопасности образовательного учреждения, созданных на базе вузов, на сумму 11млн руб. В образовательные учреждения профессионального образования поставлены4, 5 тыс. шт. воздушно-эмульсионных огнетушителей на сумму 20, 0 млн руб.
Врезультате осуществленных поставок в 2007 г.:
–завершилось оснащение комплектами противопожарного оборудования специальных(коррекционных) образовательных учреждений всех видов;
–удельный вес общеобразовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей(школ-интернатов общего типа и детских домов) регионов, оборудованныхуказанными комплектами, возрос до 95%;
–уровень оснащенности противопожарным оборудованием и системами видеонаблюденияучреждений профессионального образования увеличился на 10% и составил 72% и 21%соответственно;
–на 71% обеспечены первичными средствами пожаротушения здания общежитийучреждений профессионального образования;
–на 95% оснащены комплектами оборудования региональные центры безопасностиобразовательных учреждений.
Посведениям, представленным органами управления образованием субъектов РоссийскойФедерации, в 2007 г. на мероприятия по укреплению пожарной безопасностиобразовательных учреждений было израсходовано свыше 8, 5 млрд руб.
Образовательнымиучреждениями высшего, среднего специального и начального профессиональногообразования на повышение пожарной и антитеррористической безопасности зданий исооружений в 2007 г. было израсходовано свыше 2, 96 млрд руб.
Проведенныемероприятия способствовали повышению уровня пожарной безопасности и физическойзащиты более 1 100 объектов подведомственных Рособразованию образовательныхучреждений и свыше 30 тыс. образовательных учреждений в регионах.
Врамках комплексного подхода обеспечения пожарной безопасности образовательныхучреждений значительное внимание уделялось профилактическим мероприятиям:
–разработаны и доведены до органов управления образованием субъектов РоссийскойФедерации Методические рекомендации по организации образовательного процесса вобщеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасностижизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана свключением в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» вопросов обеспеченияпожарной безопасности обучающихся. Вопросы по пожарной безопасности включены впрограммы курсов повышения квалификации педагогических работников;
–разработан специальный технический регламент «Требования к образовательнымучреждениям по обеспечению комплексной безопасности учебно-воспитательногопроцесса»;
–значительно увеличилось количество сотрудников (штатных и внештатных) в службахпожарной безопасности в образовательных учреждениях. Их число составляет более105 тыс. человек в образовательных учреждениях, подведомственных региональным имуниципальным органам управления образованием, и свыше 6 тыс. – в учебныхзаведениях профессионального образования. Разработано и согласовано с МЧСРоссии примерное положение о Внештатной службе пожарной безопасностиобразовательного учреждения;
–прошли обучение по пожарной безопасности с участием специалистов МЧС России(включая занятия и инструктажи, организованные в образовательных учреждениях)более 530 тыс. работников учреждений образования в регионах и более 64 тыс.работников подведомственных учебных заведений;
–приказом Минобрнауки России от 29 мая 2007 г. № 154 в системе образования на базе трех образовательных учреждений высшего профессионального образования(Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Сибирскомгосударственном технологическом университете и Донском государственномтехническом университете) созданы учебно-методические центры по оценке степенизащищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных)ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационныхорганов, гражданской обороны, профессорскопреподавательского составанаправления подготовки (специальности) «Безопасность жизнедеятельности», которыесмогут ежегодно осуществлять повышение квалификации за счет федеральногобюджета двум тысячам работникам подведомственных образовательных учреждений, осуществлятьоценку степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России отчрезвычайных (кризисных) ситуаций;
–проведены 5 межрегиональных совещаний «Развитие системы обеспечения комплекснойбезопасности образовательного учреждения» на базе Орловского государственноготехнического университета, Петрозаводского и Тихоокеанского государственныхуниверситетов, Сибирского государственного технологического университета иРостовского государственного строительного университета. На совещанияхрассматривались вопросы организации работы по повышению уровня всех видовбезопасности (пожарной, антитеррористической, криминальной, экологической ит.д.) учреждений системы образования. В совещаниях принимали участиепредставители территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России, органовуправления образованием субъектов Российской Федерации и подведомственныхРособразованию образовательных учреждений профессионального образования;
–во взаимодействии с Всероссийским добровольным пожарным обществом и МЧС Россииразработан и утвержден план первоочередных мер по сотрудничеству на 2007–2010гг. по вопросам пропаганды пожарно-технических знаний среди детей и подростков,организации деятельности добровольных дружин юных пожарных, проведениюмероприятий по противопожарной безопасности.
Количествопроведенных тренировок за 2007 г. по эвакуации работников и действиям обучающихсяв чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях составило 385 тыс. – всреднем по 3 тренинга на каждое учебное заведение.
Указаннаяработа в 2008 г. и последующие годы будет продолжена. Так, в рамках ФЦПРО в 2008 г. предусмотрено выделение 690 млн руб. из средств федерального бюджета на реализацию 11проектов. Будут обеспечены поставки свыше 1 200 комплектов охранно-пожарногооборудования и систем видеонаблюдения в школы-интернаты и детские дома общеготипа, общеобразовательные школы, общежития образовательных учрежденийпрофессионального образования, а также 6, 5 тыс. шт. воздушно-эмульсионныхогнетушителей. Для подведомственных образовательных учреждений выделенысредства из федерального бюджета на целевое финансирование противопожарныхмероприятий в 2008–2010 гг. в объеме 8, 37 млрд руб., в том числе в 2008 г. 2, 57 млрд руб.
В 2008 г. организуется разработка пяти методических пособий для руководителей испециалистов образовательных учреждений по вопросам создания безопасных условийжизнедеятельности объектов образования, в том числе рекомендации по разработке:
–паспортов безопасности учреждений образования разного уровня (от дошкольногообразовательного учреждения до вуза);
–оптимальной системы обеспечения комплексной безопасности образовательногоучреждения;
–методики по осуществлению мониторинга фактического состояния защищенностиобразовательных учреждений и планированию мероприятий по их комплекснойбезопасности и др.
ПостановлениемПравительств от 29 декабря 2007 г. № 927 утверждена федеральная целеваяпрограмма «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»,согласно которой Минобрнауки России и Рособразованию в 2009–2012 гг.планируется выделить 281, 0 млн руб. и 77, 0 млн руб. соответственно напостроение эффективной системы управления и оценки состояния пожарнойбезопасности в сфере образования на основе современных инновационных подходов, атакже налаживание более тесного взаимодействия с МЧС России, которое являетсязаказчиком-координатором указанной ФЦП.
Основнымимероприятиями указанной программы в сфере образования и науки являются:
–разработка норм пожарной безопасности объектов сферы науки и образования, включаяновые стандарты требований в области пожарной безопасности к объектам сферынауки и образования в зависимости от уровня риска возникновения пожара собъемом финансирования 50 млн руб. начиная с 2009 г.;
–разработка методологических подходов по обеспечению пожарной безопасности сиспользованием принципов нормирования рисков пожаров применительно к объектампрофессионального образования и общеобразовательных учреждений с объемомфинансирования 20 млн руб. начиная с 2009 г.;
–разработка и формирование базы данных по проблемам комплексной безопасности истепени защищенности объектов образования Российской Федерации. Научно-методическоеобеспечение комплексной безопасности объектов образования и науки РоссийскойФедерации с объемом финансирования 66 млн руб. начиная с 2009 г.;
–разработка пилотных проектов по применению современных средств спасения людейпри пожарах на объектах сферы науки и образования с объемом финансирования 111,0 млн руб. начиная с 2009 г.;
–разработка государственных требований (стандартов) к объему знаний и навыков вобласти пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов,воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений 34, 0 млн руб.начиная с 2009 г.
Ожидаемымиконечными результатами и показателями социально-экономической эффективностиреализации мероприятий по пожарной безопасности образовательных учреждений врамках использования комплексного подхода к 2012 г. являются повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновенияпожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этойоснове значительной части государственных расходов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.securpress.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.