Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


К здоровью без лекарств

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»
городского округа Тольятти
 
Статья
К здоровью без лекарств
ДонькинаН.М.
2010 г.

ЗДОРОВЬЕРЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетниенаблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, чтоработоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственныхопераций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямойзависимости от состояния здоровья.
Здоровье— это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье —более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического,душевного (психического) и социального благополучия (такое определениевыдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровымможно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, кполноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительнок ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание вдетском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществлениеразнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое ипсихическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье»,предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утратуребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможностьнаходиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. Приэтом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживаетразвитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным вповседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок нечувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенкатребуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинаетпроявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения идругих признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общимназванием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могутнаблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести кнарушению нормального роста и развития ребенка.
ВВолгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительнойработе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первымнаправлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» являетсякомплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
• Осмотрдетей специалистами детской поликлиники;
• Регулярныйосмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• Осмотрдетей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушенияопорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
• Диагностикаречевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• Выявлениенарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителямии непосредственно на занятиях в детском саду;
•Диагностированиеобщей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второенаправление работы включает в себя рациональную организацию двигательнойдеятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
• Преобладаниециклических упражнений;
• Ежедневныециклы физкультурных занятий:
• традиционные;
• тренировочные;
• />занятия-соревнования;
• самостоятельные;
• интегрированныес другими видами деятельности;
• праздникии развлечения;
• Занятияс использованием мини-тренажеров;
• Ритмическаягимнастика;
• Гимнастикапосле сна;
• Ежедневныйрежим прогулок — 3-4 часа;
• Обеспечениедвигательной активности детей атрибутами и пособиями;
• Созданиенеобходимой развивающей среды;
• Строгоесоблюдение двигательного режима и режима дня;
• Проведениеутренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободнойдеятельности;
• Музыкальныезанятия;
•Занятияпо формированию здорового образа жизни.
Третьенаправление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящихдо более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.При этом используется комплекс процедур:
• Босохождение;
• Обширноеумывание;
• Ходьбабосиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементырефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• Обмываниестоп ног;
• Душ;
• Полосканиерта водой комнатной температуры;
• Воздушныеванны в облегченной одежде;
• Гимнастикана свежем воздухе в теплый период года.
Четвертоенаправление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В егорамках проводятся следующие мероприятия:
• Постоянныйконтроль осанки;
• Контрольдыхания на занятиях по физ. воспитанию;
• Контрольза нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерномучете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
• Подбормебели в соответствии с ростом детей;
• Профилактическийприем иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
• Сбалансированноепитание;
• Вакцинацияпротив гриппа;
• Потреблениефитонцидов (чеснока и лука);
• Употреблениесоков и фруктов (второй завтрак);
• Установкакомплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;
• Использованиелюстр Чижевского;
• Использованиеочистителей воздуха;
• Физиотерапия;
• Ингаляции;
• Кварцеваниегрупп;
• Приемполивитаминов;
• Аэрофитотерапия;
• Аэрозольтерапия;
• Лечебнаяфизкультура;
• Массаж.
Пятымнаправлением является использование практически апробированных и разрешенныхметодик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями вздоровье:
• Элементыточечного массажа (Ци-гун);
• Пальчиковаяи артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
• Дыхательнаяи звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
• Психогимнастикапо методике М. Чистяковой;
• Хождениепо «дорожкам здоровья»;
• Использованиеразличных массажеров;
• Звуковаягимнастика Лобанова;
• Элементыупражнения хатха-йога;
• АромотерапияГ. Лавреневой;
• Вибрационно-вокальныеупражнения М. Лазарева;
• Звуковаяи вибрационная гимнастика Востокова;
• Лечебныеигры А. Галанова;
• Театрфизического развития и оздоровления Ефименко;
• Игровоймассаж А. Уманской и К. Динейки;
• Антистрессовыйи интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
• Восточнаягимнастика с элементами у-шу.
Шестымнаправлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
• Психодиагностика;
• Элементыаутотренинга и релаксации;
• Элементымузыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты — подобрана всоответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка — Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);
•Индивидуальныеи подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные накоррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
•Обеспечениеблагоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмымнаправлением является реабилитация и коррекционная работа:
• Реабилитациядетей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим,расчет физических нагрузок);
• Коррекционнаяработа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
• Коррекционнаяработа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабосформированной стопой;
• Индивидуальнаяработа с детьми, отстающими в основных видах движений;
• Коррекцияпсихоэмоциональной сферы;
• Упражненияи игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
• Индивидуальнаяработа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физическойкультуре;
• Индивидуальнаяработа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмымнаправлением является консультативно-информационная работа:
• Оказаниеконсультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителямвоспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятийдля дошкольников;
• Открытыепросмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
• Активноеучастие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиямгодового плана;
• Оформлениепапок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
• Организациявечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенныхспециалистов;
• Проведениезанятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные,реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должныосуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями,инструктором по физ. воспитанию.
 
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯРАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
I.Лечебно-профилактическая работа
Врач-педиатр.старшая медсестра.
1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».
2.Массаж: общий, лечебный.
3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки,плоскостопие.
4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция,отвары, настои из трав.
5.Витаминотерапия: аскорбиноваякислота, ревит.
6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол,элеутерококк
II. Физкультурно-оздоровительнаяработа
Врач-педиатр,инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.
1.Дополнительные физкультурныезанятия специализированного воздействия.
2.Подвижные игры и физическиедыхательные упражнения на свежем воздухе.
3.Утренняя зарядка с обязательнымбегом и дыхательными упражнениями.
4.Дыхательные гимнастики во времярежимных моментов в течение всего дня.
5.Дыхательная и звуковая гимнастикапосле сна.
6.Релаксационные техники.
7.Спортивные игры и соревнования.
8.Босохождение в теплый период года.
9.Элементы точечного массажа ипальчиковые упражнения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕМЕРОПРИЯТИЯ
 
1. Четкаяорганизация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласнографика).
2. Следитьза рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся воблегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года ихарактеру погоды).
3.  Ежедневнопроводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры иупражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
4.  Строговыполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи,дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытомвоздухе.
5.Ежедневное пребывание детей насвежем воздухе.
6.Строго учитывать характер погодыпри проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьмиигры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойныеигры.
7.Уделять особое внимание беговымупражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболееценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезнойинтоксикацией и затухающими формами туберкулеза.
8.Исключить шумные игры за 30 минутдо возвращения детей с прогулки.
9.Обеспечить условия для преобладанияположительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневномраспорядке дня ребенка.
10.Обеспечить спокойную обстановку вподготовке детей ко сну.
11.Строго соблюдать время, отведенноедля сна.
12.Специальные меры закаливания:воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища,рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
13.Полоскание рта кипяченной водойкомнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использоватьоколо 1/3 стакана воды.
14.В летний период:
•  хождениебосиком по траве, земле, асфальту;
•  игрыдетей с водой;
•  всевиды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
•  использоватьбосохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
15.Проводитьконтрольное обследование детей в группах сада.

ЛИТЕРАТУРА
1. В.И.Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
2. Е.Ю.Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
3. А.П.Лаптев «Как закалять детей».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны
Реферат Предмет і метод економічної теорії
Реферат Линейные симметрии многогранника паросочетанийи автоморфизмы графа
Реферат Оцінка екологічної безпеки території Харківської області та виявлення факторів ризику
Реферат Проблемы цикличного развития экономики
Реферат Практическая культура безопасности эксплуатации АЭС
Реферат ChinaTaiwan Essay Research Paper After the fall
Реферат Петровские реформы 3
Реферат Задоволення претензії
Реферат Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы
Реферат Знаете ли вы историю... Или почему мы не учимся на чужих ошибках?
Реферат Прибыль фирмы 3
Реферат Производственный потенциал предприятия ТОО Кузнецов и К и пути его повышения
Реферат Причины и последствия глобального потепления климата
Реферат Практика по менеджменту (оптовая торговля)