Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка»
городского округа Тольятти
Статья
К здоровью без лекарств
ДонькинаН.М.
2010 г.
ЗДОРОВЬЕРЕБЕНКА — ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Долголетниенаблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, чтоработоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственныхопераций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямойзависимости от состояния здоровья.
Здоровье— это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье —более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического,душевного (психического) и социального благополучия (такое определениевыдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровымможно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, кполноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительнок ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание вдетском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществлениеразнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое ипсихическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье»,предполагает нормальное течение роста и развития ребенка.
Утратуребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможностьнаходиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. Приэтом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживаетразвитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным вповседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок нечувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенкатребуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинаетпроявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения идругих признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общимназванием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могутнаблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести кнарушению нормального роста и развития ребенка.
ВВолгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительнойработе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям.
Первымнаправлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» являетсякомплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
• Осмотрдетей специалистами детской поликлиники;
• Регулярныйосмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• Осмотрдетей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушенияопорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
• Диагностикаречевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• Выявлениенарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителямии непосредственно на занятиях в детском саду;
•Диагностированиеобщей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам.
Второенаправление работы включает в себя рациональную организацию двигательнойдеятельности детей. К организационным условиям здесь относятся:
• Преобладаниециклических упражнений;
• Ежедневныециклы физкультурных занятий:
• традиционные;
• тренировочные;
• />занятия-соревнования;
• самостоятельные;
• интегрированныес другими видами деятельности;
• праздникии развлечения;
• Занятияс использованием мини-тренажеров;
• Ритмическаягимнастика;
• Гимнастикапосле сна;
• Ежедневныйрежим прогулок — 3-4 часа;
• Обеспечениедвигательной активности детей атрибутами и пособиями;
• Созданиенеобходимой развивающей среды;
• Строгоесоблюдение двигательного режима и режима дня;
• Проведениеутренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободнойдеятельности;
• Музыкальныезанятия;
•Занятияпо формированию здорового образа жизни.
Третьенаправление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящихдо более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей.При этом используется комплекс процедур:
• Босохождение;
• Обширноеумывание;
• Ходьбабосиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементырефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• Обмываниестоп ног;
• Душ;
• Полосканиерта водой комнатной температуры;
• Воздушныеванны в облегченной одежде;
• Гимнастикана свежем воздухе в теплый период года.
Четвертоенаправление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В егорамках проводятся следующие мероприятия:
• Постоянныйконтроль осанки;
• Контрольдыхания на занятиях по физ. воспитанию;
• Контрольза нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерномучете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
• Подбормебели в соответствии с ростом детей;
• Профилактическийприем иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;
• Сбалансированноепитание;
• Вакцинацияпротив гриппа;
• Потреблениефитонцидов (чеснока и лука);
• Употреблениесоков и фруктов (второй завтрак);
• Установкакомплексной очистки воды на пищеблоке детского сада;
• Использованиелюстр Чижевского;
• Использованиеочистителей воздуха;
• Физиотерапия;
• Ингаляции;
• Кварцеваниегрупп;
• Приемполивитаминов;
• Аэрофитотерапия;
• Аэрозольтерапия;
• Лечебнаяфизкультура;
• Массаж.
Пятымнаправлением является использование практически апробированных и разрешенныхметодик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями вздоровье:
• Элементыточечного массажа (Ци-гун);
• Пальчиковаяи артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
• Дыхательнаяи звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
• Психогимнастикапо методике М. Чистяковой;
• Хождениепо «дорожкам здоровья»;
• Использованиеразличных массажеров;
• Звуковаягимнастика Лобанова;
• Элементыупражнения хатха-йога;
• АромотерапияГ. Лавреневой;
• Вибрационно-вокальныеупражнения М. Лазарева;
• Звуковаяи вибрационная гимнастика Востокова;
• Лечебныеигры А. Галанова;
• Театрфизического развития и оздоровления Ефименко;
• Игровоймассаж А. Уманской и К. Динейки;
• Антистрессовыйи интеллектуальный массажи Фрица Ауглина;
• Восточнаягимнастика с элементами у-шу.
Шестымнаправлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
• Психодиагностика;
• Элементыаутотренинга и релаксации;
• Элементымузыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты — подобрана всоответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка — Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.);
•Индивидуальныеи подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные накоррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
•Обеспечениеблагоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмымнаправлением является реабилитация и коррекционная работа:
• Реабилитациядетей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим,расчет физических нагрузок);
• Коррекционнаяработа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
• Коррекционнаяработа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабосформированной стопой;
• Индивидуальнаяработа с детьми, отстающими в основных видах движений;
• Коррекцияпсихоэмоциональной сферы;
• Упражненияи игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ;
• Индивидуальнаяработа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физическойкультуре;
• Индивидуальнаяработа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмымнаправлением является консультативно-информационная работа:
• Оказаниеконсультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителямвоспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятийдля дошкольников;
• Открытыепросмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
• Активноеучастие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиямгодового плана;
• Оформлениепапок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
• Организациявечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенныхспециалистов;
• Проведениезанятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные,реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должныосуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями,инструктором по физ. воспитанию.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯРАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
I.Лечебно-профилактическая работа
Врач-педиатр.старшая медсестра.
1.Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс».
2.Массаж: общий, лечебный.
3.ЛФК: дыхательная, нарушение осанки,плоскостопие.
4.Фитотерапия: аэрофитоингаляция,отвары, настои из трав.
5.Витаминотерапия: аскорбиноваякислота, ревит.
6.Иммуномодуляторы: декарис, дибазол,элеутерококк
II. Физкультурно-оздоровительнаяработа
Врач-педиатр,инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель.
1.Дополнительные физкультурныезанятия специализированного воздействия.
2.Подвижные игры и физическиедыхательные упражнения на свежем воздухе.
3.Утренняя зарядка с обязательнымбегом и дыхательными упражнениями.
4.Дыхательные гимнастики во времярежимных моментов в течение всего дня.
5.Дыхательная и звуковая гимнастикапосле сна.
6.Релаксационные техники.
7.Спортивные игры и соревнования.
8.Босохождение в теплый период года.
9.Элементы точечного массажа ипальчиковые упражнения
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕМЕРОПРИЯТИЯ
1. Четкаяорганизация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласнографика).
2. Следитьза рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся воблегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года ихарактеру погоды).
3. Ежедневнопроводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры иупражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
4. Строговыполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи,дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытомвоздухе.
5.Ежедневное пребывание детей насвежем воздухе.
6.Строго учитывать характер погодыпри проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьмиигры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойныеигры.
7.Уделять особое внимание беговымупражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболееценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезнойинтоксикацией и затухающими формами туберкулеза.
8.Исключить шумные игры за 30 минутдо возвращения детей с прогулки.
9.Обеспечить условия для преобладанияположительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневномраспорядке дня ребенка.
10.Обеспечить спокойную обстановку вподготовке детей ко сну.
11.Строго соблюдать время, отведенноедля сна.
12.Специальные меры закаливания:воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища,рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).
13.Полоскание рта кипяченной водойкомнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использоватьоколо 1/3 стакана воды.
14.В летний период:
• хождениебосиком по траве, земле, асфальту;
• игрыдетей с водой;
• всевиды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
• использоватьбосохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
15.Проводитьконтрольное обследование детей в группах сада.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.И.Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
2. Е.Ю.Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».
3. А.П.Лаптев «Как закалять детей».