Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Безопасность труда менеджера "Центрального агентства воздушных сообщений"

1. Основные понятия и терминологиябезопасности труда
Охрана труда — системаобеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовойдеятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные,технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические,лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
Юридические лица ввопросах организации работы по охране труда осуществляют техническую политику,направленную на комплексную механизацию и автоматизацию производственныхпроцессов, обеспечивая при этом наиболее полное сокращение физических работ,создание здоровых и безопасных условий труда, то есть это позволит исключитьфизический контакт человека с вредными и опасными веществами, механизмами,условиями труда и т.п., а, следовательно, и уменьшить количество несчастныхслучаев.
Система стандартизациибезопасности труда представляет собой систему нормативных правовых актов истандартов, регламентирующих проведение отдельных видов работ, контактов сматериалами таким образом, чтобы свисти к минимуму количество поврежденийздоровья.
Труд представляет собойцелесообразную деятельность человека, направленную на удовлетворениематериальных и духовных потребностей общества. В процессе труда человеквзаимодействует со средствами производства, с производственной средой ипредметами труда. При этом он, как правило, подвергается воздействию большогочисла факторов, различных по своей природе, формам проявления, характерудействия и ряду других показателей, которые влияют на здоровье иработоспособность человека. Реальные производственные условия характеризуются,как правило, наличием некоторых опасных и вредных производственных факторов.Полностью безопасных и безвредных производств не существует.
Охрана труда включает всебя производственную санитарию, технику безопасности, пожарную и взрывнуюбезопасность, законодательство по охране труда. Сведение к минимальнойвероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечениемкомфорта при максимальной производительности труда является основной задачейохраны труда. Улучшение условий труда и его безопасность приводят к снижениюпроизводственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняетздоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льготи компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
Опасныепроизводственные факторы — это факторы, воздействие которых на работающего вопределенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкомуухудшению здоровья.
Вредные производственныефакторы — это факторы, воздействие которых на работающего в определенныхусловиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности
Опасные ивредные производственные факторы подразделяются по природе действия нафизические, химические, биологические, психофизические.
Физическиеопасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
1. Движущиесямашины и механизмы, подвижные части производственного оборудования,передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции,обрушивающиеся горные породы.
2. Повышеннаязапыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
3. Повышеннаяили пониженная температура поверхностей оборудования, материалов.
4. Повышенноеили пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение.
5. Повышеннаяили пониженная влажность воздуха.
6. Ионизациявоздуха.
7.Ионизирующее излучение.
8. Повышенноезначение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойтичерез тело человека.
9. Повышенныйуровень статического электричества, электромагнитных излучений и др.
Химическиеопасные и вредные производственные факторы подразделяются на: токсические,раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.
Биологическиеопасные и вредные производственные факторы включают биологические объекты:микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие и др.) и продукты изжизнедеятельности.
Психофизиологическиеопасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяютсяна: физические перегрузки, нервно-психические перегрузки. Нервно-психическиеперегрузки это — умственное перенапряжение, перенапряженность анализаторов,монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Нервно-психические перегрузкиподразделяются на: умственное перенапряжение; перенапряжение анализаторов;монотонность труда; эмоциональные перегрузки.
Один и тот же опасный и вредныйпроизводственный фактор по природе своего действия может относитьсяодновременно к различным группам.
При обслуживании иэксплуатации устройства для поверки механических измерительных головок могутвозникнуть следующие опасные и вредные факторы: движущие детали прибора, шум, вибрация,поражения электрическим током.
Кроме выше перечисленныхфакторов можно отметить напряжение зрения, монотонность труда работающего,которые, согласно ГОСТ 12.0.003-74 относятся к психофизическим опасным ивредным производственным факторам.
По мере перехода ккомплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъектатруда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всейтехнической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях кочень тяжелым последствиям.
Изучение и проектированиетаких систем создали необходимые предпосылки для объединения техническихдисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появлениеновых исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описаниемхарактеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет опроцессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованияхдвижений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности кдеятельности, стресса, коллективной деятельности операторов. С точки зренияобеспечения эффективности деятельности человека важное значение имеют такиефакторы, как утомление, монотонность операций, персептивная и интеллектуальнаянагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханическиеи физиологические факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средствдеятельности, относящихся преимущественно к обеспечению взаимодействия человекаи машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органыуправления, специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы.В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функциймежду оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачиподготовки, тренировки и отбора операторов.
Эргономика занимаетсякомплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с цельюоптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессиональногомастерства.
Ее предметом является трудоваядеятельность, а объектом исследования — системы «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда».
Эргономика относится ктем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетаниюметодов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методыисследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблемасостоит в координации различных методических приемов при решении той или инойэргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с ихпомощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новыхметодов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, накоторые она возникла.
Эргономика так или иначесвязана со всеми науками, предметом исследования которых является человек каксубъект труда, познания и общения. Ближайшей для неё отраслью психологииявляется инженерная психология, задачей которой является изучение ипроектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельностиоператоров. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязиличности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметомизучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, котораяявляется специальным разделом физиологии, посвященным изучению измененийфункционального состояния организма человека под влиянием его рабочейдеятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудовогопроцесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека навысоком уровне. Эргономика использует данные гигиены труда, которая являетсяразделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовойдеятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиеническиемероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своейзанимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплексправовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиеническихмероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранениездоровья работающих.
Эргономический подход кизучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сферепсихологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.
Комплексный подход,характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление отрудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности егосовершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляетособую ценность для научной организации труда, при которой практическомувнедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализтрудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируютсяна достижения современной науки и передовой практики.
Эргономика решает такжеряд проблем, поставленных в системотехнике: оценка надежности, точности истабильности работы оператора, исследование влияния психологическойнапряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностейнервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности всистеме «человек-машина», изучение приспособительных и творческихвозможностей человека. В практическом отношении проблема взаимоотношенияэргономики и системотехники — это проблема организации всестороннего ипрофессионального учета эргономических факторов на различных этапах созданиясистем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.
Эргономика не можетэффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленнойсоциологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этихсвязей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильнопрогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций.Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязьэргономики с экономикой.
Внедрение результатовэргономических исследований в практику дает ощутимый социально-экономическийэффект. Как отечественный, так и зарубежный опыт внедрения эргономическихтребований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышениюпроизводительности труда. При этом грамотный учет человеческого факторапредставляет собой не разовый источник повышения, а постоянный резервувеличения эффективности общественного производства.
Непосредственноеознакомление с техникой и рабочим местом является дальнейшим шагом в изучениисущности трудовой деятельности и необходимой предпосылкой перехода к приемамнаблюдения за протеканием рабочего процесса.
Оборудование изучаетсявыяснением назначения различных технических устройств, с которымивзаимодействует человек (специалист, оператор), составления схем потоковинформации, последовательности обращения специалиста к приборам и органамуправления при решении типовых и наиболее сложных производственных задач. Приэтом необходимо постоянно сопоставлять получаемые с инженерно — психологическими требованиями (в частности, с принципами построенияинформационных моделей).
Наблюдение за ходомтрудового процесса и поведением специалистов. Наблюдая за ходом трудовогопроцесса, нужно иметь ввиду получение ответов на следующие вопросы,применительно к определенным производственным задачам.
I. Характеристика каналовдвижения информации:
1) число информационныхканалов;
2) динамика движенияинформации во времени (однонаправленная, с переключением, совмещенная).
II. Характеристикасигналов (сообщений), поступающих к специалисту:
1) общие данные осообщениях:
а) содержание основныхсообщений, поступающих к специалисту при выполнении различных задач; б) путь ихарактер поступающих сообщений (от кого поступают; непосредственно голосом,через переговорную трубку, по трансляции, посредством световой сигнализации,нужно ли их запоминать, передавать дальше и т.п.);
2) характеристикаинформации по видам анализаторов человека (слуховое восприятие, зрительное, ит.д. ):
а) краткое описаниеканалов поступления информации (от куда подается, есть ли передаточные звенья);б) характеристика информации (физическая сила, частота поступления по данномуканалу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними,наличие интерференции информации (одновременного поступления); в)характеристика различных каналов поступления информации: относительная «загрузка»каналов, возможность «и частота») одновременного поступлениеинформации по двум и более каналам; г) помехи передачи информации по данномуканалу (шумы — их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене);
3) характеристикавзаимодействия комплекса анализаторов (частота переключения с одного анализа надругой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работыанализаторов).
III. Данные о функцииопорно-двигательного аппарата:
1) поза при работе и вовремя «активного покоя»;
2) характер и частотаизменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза приопределенном виде деятельности;
3) характер рабочихдвижений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);
4) положение головы,характер ее движения;
5) данные о скорости истепени мышечного утомления и нарушениях координации движений;
6) энергетическаязагрузка в период рабочей деятельности.
IV. Данные о процессахпереработке информации специалистом.
1) Характеристикаоперативной и долговременной памяти:
а) количество оперативныхединиц информации, которое необходимо запоминать на промежутке времениопределенной длительности; б) форма запоминания сведений (в уме, записать набумаге, отметить на приборе и т.п.); в) характер материала для запоминания(цифровой, образный, словесно-логический и т.п.).
2) характеристикапроцессов обеспечивающих анализ информации и принятии решений:
а) особенности устройств,применяемых для анализа и синтеза поступающей информации и принятия решений(таблицы, схемы, формулы, счетно-решающее устройство и т.п.); б) характеристикапреимущественных способов переработки информации;
— реакции прямогозамыкания, автоматизированные реакции выбора, слежение и т.п.;
— принятие решений,мыслительные операции: логические, вычислительные творческие.
V. Волевая иэмоциональная напряженность:
1) возникают ли, и какчасто, ситуации, требующие больших волевых усилий (выполнение работ внеблагоприятных условиях внешней среды и т.п.);
2) причины и степениэмоциональной напряженности (аварийные ситуации, большая ответственность,дефицит или «избыточность’ времени и т.п.).

2. Характеристика рабочего места менеджераУП „Центральное агентство воздушных сообщений“
УП „Центральноеагентство воздушных сообщений“ уделяется большоевнимание организации труда. Организация труда призвана решать следующие задачи:
1)психофизиологические, предполагающие создание благоприятных условий труда нарабочих местах, обеспечивающих высокую и устойчивую работоспособность человекав течение длительного периода времени, сохранение его здоровья. Это становитсявозможным благодаря применению при организации трудового процесса физиологическиобоснованных режимов труда и отдыха, оптимизации темпа работ при установлениирабочим меры труда, созданию на рабочих местах нормальных условий труда;
2)социальные, ставящие целью повышение содержательности и привлекательноститруда. Они решаются с помощью выбора рациональных форм разделения труда,обеспечивающих оптимальное сочетание умственных усилий работающих привыполнении возложенных на них функций или работ;
3)экономические.
Всеперечисленные задачи решаются в комплексе, причем в увязке не только междусобой, но и с совершенствованием техники, технологии, организации управления.Только такой подход может обеспечить максимальную эффективность организациитруда.
На утомляемостьсотрудников и их работоспособность существенное влияние оказывает освещенность.Используется три вида системы освещения: общее – для освещения всего помещения,местное – для освещения непосредственно рабочей зоны и комбинированное –сочетание общего и местного. Освещение может быть естественным и искусственным.Наиболее благоприятным является естественное.
На предприятии достаточнобольшие окна, поэтому максимально используется естественное освещение в светлоевремя суток. Когда использование естественного освещения не возможно, топрименяется комбинированное освещение. На столе у каждого работника имеетсялампа для местного освещения.
Особую роль можно отвестицветовому оформлению кабинетов. Как известно, окраска помещения влияет наэмоциональное состояние сотрудников. Следует отметить, что помещение выкрашенов бледно-голубой цвет (действует успокаивающе, а также светлый цвет стенувеличивает визуально комнату), офисная мебель гармонирует. Помещение в целомхорошо эстетически оформлено. В нем присутствует много растений – это в своюочередь улучшает состав воздуха, влияет на эмоциональное состояние работников.
Расположение сотрудниковв кабинетах очень удачно. По специфике работы, менеджеры должны иметьнепосредственный контакт между собой, поэтому столы расположены так, чтобыобщение происходило без всяких помех и лишних движений. Оргтехника расположенатак, чтобы каждому сотруднику было удобно пользоваться ей.
В целом помещения внешнеспланированы хорошо. Однако для уменьшения проникновения в кабинеты шумовнеобходимо заменить оконные рамы на стеклопакеты. Это увеличит звукоизоляцию,теплоизоляцию, а также улучшит эстетический вид. Не во всех кабинетах естькондиционеры. Приобретение дополнительного количества кондиционеров позволитбороться с летней жарой и зимней стужей.
Внутренняя планировкарабочего места представляет собой размещение технологической оснастки иинструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках. Она должнаобеспечить удобную позу, короткие и малоутомительные движения.
Что касается рабочегоместа, то здесь все расположено по принципу „все под рукой“.Во-первых, у всех сотрудников офисные кресла на роликовой основе, что позволяетлегко без лишних движений взять все, что нужно. С левой стороны на тумбочкерасположен телефон-факс, что очень важно для оперативной связи с клиентами. Втумбочке лежат необходимые документы, бланки и разная документация. Рядом смонитором расположены лотки с документами, с которыми они непосредственноработают.
Недостатков во внутреннейпланировке рабочих мест нет. Все удобно расположено, в зоне досягаемости.
Предметами постоянногопользования менеджеров являются в первую очередь компьютер и телефон-факс, атакже канцелярские принадлежности, справочная и учетная документация,калькулятор, офисная мебель, принадлежности по уходу за оргтехникой, вентилятори др. Эти предметы необходимы независимо от рода деятельности. Также сюда можноотнести сигнализацию в помещение и пожарные извещатели. Оснащение рабочегоместа способствует эффективной и оперативной работе, экономии рабочего времении минимизации лишних движений.
Конкретное обслуживаниерабочих мест осуществляется в виде дежурного обслуживания, так как отсутствуютзаранее разработанные графики и расписания, оно осуществляется по меренеобходимости.
В этом есть свой минус:не всегда во время приходит обслуживающий персонал, поэтому рабочий процессможет не надолго прерываться. С другой стороны, использованиепланово-предупредительного обслуживания решает данную проблему, ноиспользование его нецелесообразно, учитывая масштабы предприятия.
Психофизиологическиеусловия – величина физической, динамической и статической нагрузок, рабочаяпоза, темп работы, напряженность внимания, монотонность, нервно-эмоциональноенапряжение, эстетический и физический дискомфорт. В основном менеджер выполняетсвою работу сидя, офисный стул удобен (можно настраивать положение спинки, еенаклон, высоту стула), все расположено очень удачно, поэтому дискомфорта нечувствуется. По специфике работы монотонности в работе не наблюдается,напряженность внимания велика, особенно при заключении договоров и призаполнении документов. На работе преобладают умственные нагрузки надфизическими. Темп работы меняется от количества обслуживаемых клиентов. Так какработа менеджера заключается в непосредственном общении с людьми, тонервно-эмоциональное напряжение велико.
Эстетические условия(цветовое оформление интерьеров помещений, озеленение). Стены кабинетоввыкрашены в бледно-голубой цвет (действует успокаивающе, а также светлый цветстен увеличивает визуально комнату), офисная мебель гармонирует с окраскойпомещения. Помещения в целом хорошо эстетически оформлены. Присутствиемножества растений, делает их более живым и эстетически до конца оформленным,тем более что зелень не только улучшает состав воздуха, но и влияет наэмоциональное состояние работников.
В заключение следует отметить, что организация труда нарабочих местах благоприятно влияет на плодотворную работу коллектива. Естьмоменты, которые требуют рассмотрения руководства фирмы (приобретениекондиционеров для того, чтобы снизить температуру в помещении летом и увеличитьв холодное время года).

Списокиспользованных источников
1. Бадев В.В.,Егоров Ю.А., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС, М.,1990.
2. Израэль Ю.А.Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексногомониторинга. Ленинград, 1988.
3. Михаловский С.А.,Гриценко А.К. Справочник по охране труда. — Мн.: Беларусь, 1990. — 542 с.
4. Охрана труда.В.А. Девисилов. Москва. Форум – Инфра-М, 2004 г.
5. ГОСТ 12.0.001-82.ССБТ. Основные положения, — М.: Изд-во стандартов, 1982.
6. ГОСТ 12.0.002-80.ССБТ. Термины и определения. — М: Изд-во стандартов, 1980.
7. Положение орасследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний. Утверждено постановлением — приказом Министерства труда РБ,Министерством здравоохранения РБ от 17.05.1999 г. № 60/170. — Мн.: ЗАО „Техноперспектива“, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.