Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина

Оглавление
1.Какие цели преследует предмет БЖД когда он был в программе для изучения?  2
2.Состояние окружающей среды и факторы риска, влияющие на здоровье человека  3
3.Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников. 7
4.Виды и условия трудовой деятельности человека. 15
5.Негативные факторы производственной среды… 17
6.Условия труда и их подразделение состоянию производственной среды… 19
Литература. 22
/>1. Какие цели преследует предмет БЖД когдаон был в программе для изучения?
Курс БЖД полон необходимых знаний, часто неизвестных большинствуграждан. Часто молодые люди задают вопрос: «А зачем нужно учить БЖД?»
Точно такой же вопрос задавали себе школьники и взрослые многихгородов и поселков Украины, Белоруссии и России, пострадавших от Чернобыльскойаварии. Разыгравшаяся в ночь на 26 апреля 1986 года трагедия наглядно вскрыланашу слабую готовность к выживанию в условиях крупномасштабной чрезвычайнойситуации (ЧС) и ее тяжелые последствия для окружающей среды.
Спустя несколько дней и недель после аварии многие люди, дажеспасатели, ликвидаторы, не имели полной информации о характере грозящей имОпасности и правилах поведения в зоне радиоактивного заражения. В некоторыхрайонах не хватало средств защиты и контроля, не уделялось должного вниманияобеззараживанию продуктов питания и бытовых предметов, отдельные граждане несоблюдали меры личной безопасности, например, купались, загорали, гуляли влесу.
Американские и японские школьники и студенты по несколько часов внеделю изучают предметы, подобные БЖД. Поэтому при возникновении таких ЧС, какземлетрясения, в этих странах намного меньше жертв и разрушений, чем, например,в Иране и Ираке, где и люди, и постройки в меньшей степени подготовлены кстихийным бедствиям.
Подготовка населения, в том числе учащейся молодежи к действиям вчрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, – одна из приоритетныхзадач нашего государства. Участие в такой работе является обязанностью каждогогражданина.
Курс БЖД позволит не только выработать привычки здорового образажизни, стать самостоятельным и физически развитым человеком, но также научит:
1. Своевременно выявлять признаки потенциальной опасности и, повозможности, устранять ее даже в тех случаях, когда окружающие не замечаютникакой угрозы.
2. Более четко и полно представлять характер грозящих опасностей,предвидеть возможные варианты развития событий.
3. Принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощидругим людям.
4. Действовать более уверенно и решительно в любой сложнойобстановке, не повторяя чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайнойситуации.
Все это будет способствовать морально-психологической закалкеучащихся, уменьшению всех видов потерь в условиях ЧС, воспитанию мужественных,решительных, умелых граждан, готовых к действиям в экстремальной обстановке.2. Состояниеокружающей среды и факторы риска, влияющие на здоровье человека
Негативное воздействие человека и природную среду возникаютвследствие ряда причин, главными из которых являются:
q  непрерывного наступления в техносферуотходов промышленности, энергетики, транспорта, сельскохозяйственногопроизводства, сферы быта и т.п.;
q  эксплуатация в жизненном пространствепромышленных объектов и технических систем (транспорт, энергоустановки,герметичные системы с повышенным давлением, движущиеся механизмы и т.п.),обладающие повышенными энергетическими характеристиками;
q  проведение работ в особых условиях (навысоте, в шахтах, перемещение грузов, робота в замкнутых объектах и т.п.);
q  спонтанное возникновение техногенныхаварий на транспорте, на объектах энергетики, в промышленности, а также прихранении взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ и т.п.;
q  несанкционированные ошибочные действияоператоров технических систем и населения;
q  воздействие стихийных явлений(землетрясение, наводнения и др.) на элементы техносферы (промышленные объекты,транспортные магистрали, селитебные зоны и др.).
Любой процесс в техногенной и природной среде совершается с образованиемотходов в виде материальных и энергетических потоков. Закон неустранимостиотходов и побочных воздействий производств гласит: «В любом хозяйственном циклеобразуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и не могут бытьпереводины из одной физико-химической формы в другую или перемещены впространстве».
Отходы сопровождают работу любого производства (промышленногосельскохозяйственного и т.п.). Они поступают в окружающую среду в виде выбросовв атмосферу, сбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов и мусорана поверхности и в недрах Земли.
Кроме материальных отходов, работа производств и реализацияразличных технологий связана с поступлением в среду обитания потоков энергииразличных видов: механический (шум вибрация), тепловой электромагнитной и т.п.
Отходы поступают во все элементы техносферы: в рабочие и иные зоныпроизводственных помещений, на промышленные площадки, в городскую среду и жилыепомещения, а также негативно воздействуют на природную среду.
Отходы загрязняют среду обитания и образуют в ней опасные зоны,для которых характерные высокие концентрации токсичных веществ и / илиповышенные уровни энергетического воздействия.
Загрязнение атмосферного воздуха. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создаютавтотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.
Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющимиатмосферу, являются: оксид углерода СО, диоксид серы SО2, оксидазота NОx, углеводороды СnHm и пыль.
Кроме приведенных выше веществ и пыли, в атмосферу выбрасываются идругие, более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросы заводовэлектронной промышленности содержат пары плавиковой (тиоцианатной), серной,хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т.п. Внастоящие время насчитывают более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу,и их количество увеличивается.
Загрязнение поверхностных вод. Водоемы загрязняются поверхностными стоками (смывы с земнойповерхностности) и сточными водами. В России водопотребление в 2005 г.Составило 73,2 км3 (53,1 – на производственные нужды; 19,1 – нахозяйственно питьевые нужды; 14,3 – на орошение; 4,3 – на нужды сельскогохозяйства и 9% – прочие нужды).
Внутренние воды загрязняются сточными водами различных отраслейпромышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.),сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Основными источниками загрязненийявляются жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность и сельское хозяйство.
Загрязнения делятся на биологические (органическиемикроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химическийсостав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру идругие показатели.
Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми ихимическими стоками, в основном предприятия пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажнойпромышленности.
Химические загрязнения поступают в водоемы с промышленными,поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся нефтепродукты, тяжелыеметаллы и их соединения, минеральные удобрения пестициды, моющие средства.
Физические загрязнения поступают в водоемы с промышленнымистоками, при сбросах из выработок шахт, карьеров, при смывах с территорийпромышленных зон, городов, транспортных магистралей, за счет усаживанияатмосферной пыли. Всего в 2005 г. В водоемы страны сброшено 58,9 км3сточных вод, из них 22,4 км3 загрязненных.
Загрязнения земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добычиполезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленныхотходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. почвенный покровсущественно загрязняется осадками в зоне рассеивания различных выбросов ватмосфере, пахотные земли – привнесении избыточного количества удобрений иприменении пестицидов.
Ежегодно из недр земли извлекается огромное количество горноймассы, однако вовлекается в оборот около трети и используется в производствеоколо 7% объема добычи. Большая часть отходов идет на переработку, но около 9 млн.т вывозится в места неорганизованного складирования и на городские свалки.
Существенное загрязнение земель происходит в результате осаждениятоксичных веществ из атмосферы. Наибольшую опасность представляют предприятияцветной и черной металлургии. Зоны загрязнения их выбросов имеют радиус около20…30 км, а превышение ПДК достигает 100 раз. К основным загрязнителямотносятся никель, свинец, бенз(а)пирен, ртуть и др.
Опасны выбросы мусоросжигательных заводов, содержащиететраэтилсвинец, ртуть, диоксины, бенз(а)пирен и т.п. Выбросы ТЭС содержатбенз(а)пирен, соединения ванадия, радионуклиды, кислоты и другие токсичныевещества.
Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении удобрений ииспользовании пестицидов. Внесение удобрений компенсируется изъятием из почвырастениями азота, фосфора, калия и других веществ. Однако вместе с удобрениями,содержащими эти вещества, в почву вносятся тяжелые металлы и их соединения,которые содержатся в удобрениях как примеси. К ним относятся: кадмий, медь,никель, свинец, хром и др. Выведения этих примесей из удобрений – трудоемкий идорогой процесс. Особую опасность представляет использования в качествеудобрения осадков промышленных сточных вод, как правило, насыщенных отходамигальванического и других производств.3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников
В современной школе нагрузка на детей просто огромная. В такомвозрасте многие дети просто не в состоянии справиться с таким потокоминформации. Не зря говорят, что в России дают самое лучшее образование. В США,например, дети, особенно в начальных классах, ходят в школу в основном длявеселья, причём система обучения построена таким образом, что дети хотят ижелают учиться. Этому способствует обилие практики. У нас же в школах системаобразования построена на превалировании теории над практикой. Если в Европетолько в медицинских академиях учебный процесс отнимает у студентов примерно 60–70часов в неделю, то у нас во многих школах такой показатель достигается уже встарших классах. От решения данной проблемы во многом зависит наше будущее ипоследующее развитие следующих поколений.
Ребенок приходит в школу. Меняется вся его жизнедеятельность,перестраивается распорядок дня, обычно исключается дневной сон, увеличиваютсястатические нагрузки (сидение за партой – четыре урока ежедневно и 1–2 часазанятий дома). В связи с этим в детском организме происходят значительныеизменения, и если он не подготовлен к большим нагрузкам, то переносит ихтруднее. Постепенно организм тренируется, адаптируется, приобретает способностьэффективно работать в новых условиях. Многочисленными обследованиямиустановлено, что в начале учебного года выносливость ребенка снижается, а вконце года увеличивается.
Однако резкие перемены воспринимаются многими детьми нелегко,процесс адаптации требует от них огромных усилий, далеко не всегда проходитбезболезненно. Чтобы создать тот переходный мост от дошкольного возраста кпервому школьному году, о необходимости которого говорила еще Н.К. Крупская,и нужны наши родительские усилия, наша забота.
И, конечно, первая задача – приучить детей к новому режиму дня. Дошколы жизнь ребенка (находился ли он дома или в детском саду) шла поопределенному расписанию – естественно сложившемуся или установленному вами.Теперь это расписание меняется. Частично оно определено временем ипродолжительностью школьных занятий, но остальную его часть – все, чтоотносится к дому, – должны определить вы.
Как показывают исследования, именно от четкого и тщательновыполненного режима дня и зависит в основном работоспособность первоклассника.Нередко смысл режима родители ищут лишь в том, чтобы ребенок «не терял временипопусту», все успевал. Но дело не только в этом. Точная фиксированность временилюбого из «режимных моментов» (будь то еда, игры или занятия) создает у ребенкавнутреннюю подготовленность именно к этой деятельности. Если же в одни и те жечасы он сегодня делает одно, завтра другое, ему каждый раз приходится внутренненастраиваться, а это далеко не всегда (особенно по отношению к занятиям)удается. Как известно, ресурсы собранности, внимания, воли у семилеток не стольуж велики.
Физическая подготовленность ребенка – важное условие успешностиего учебной работы. И родители должны ясно усвоить, что физические упражненияне просто желательное и полезное, а необходимое звено в жизни первоклассника. Удетей, с раннего возраста приобщенных к занятиям физкультурой, лучшеразвиваются и укрепляются нервная система, костная и мышечная ткани, связочныйаппарат. Двигательная активность улучшает также работу внутренних органов. Подвлиянием упражнений расширяется и становится подвижнее грудная клетка,увеличивается объем легких, улучшается газообмен, кровообращение, укрепляетсясердечная мышца, ее сокращения становятся реже, но мощнее. Физическиеупражнения развивают внимание и память, такие важные качества, какдисциплинированность, настойчивость и точность.
Применение в школах педагогических технологий, построенных наиндивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательныхпотребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов,учебно-познавательных и функциональных возможностей, составляет главныйпедагогический резерв валеологического воздействия на обучающихся. Поставленныеперед школой задачи являются не только валеологическими. Они полностью отвечаютсовременной концепции образования, переориентированной с расчета на фантомсреднестатистического ученика на образовательные потребности каждой личности. Иэто сближает интересы педагогов и школьных гигиенистов в признаниинеобходимости работы современных общеобразовательных учреждений поздоровьесберегающим педагогическим технологиям.
Ориентация современного образования на потребности каждой личностипозволяет ставить вопрос о возможности раздельного обучения детей разного пола,поскольку полноценная личность формируется на основе половой принадлежности.Понимая дискуссионность данной проблемы в целом и исходя из накопленных вгигиене детей и подростков наблюдений, гигиенисты сужают эту проблему пока дораздельного обучения девочек. Практика подсказывает реальность их раздельногообучения путем создания в школе девичьих классов в каждой возрастной параллелиобучающихся. Главная стратегия раздельного обучения девочек направлена насохранение общего и репродуктивного здоровья не только современных, но ипоследующих поколений школьниц, а также их потомства, поскольку безпреувеличения можно сказать, что демографический, трудовой и дажеобороноспособный потенциалы общества определяются состоянием здоровья девочек –будущих матерей. Социальная значимость обозначенной проблемы базируется нанеблагоприятной демографической ситуации в стране: на многолетнем отсутствииприроста населения в России из-за сниженной рождаемости, высокой младенческойсмертности, большой распространенности хронических заболеваний среди женщиндетородного возраста и вступающих в этот возраст школьниц.
Вместе с тем научными исследованиями установлено, что большиеучебно-воспитательные нагрузки в современной школе отрицательно сказываются наформировании репродуктивного здоровья девочек, на их стиле жизни, лишая егоздоровьесберегающего содержания.
Считаем, что применение в школе гендерных педагогическихтехнологий представляет малоиспользуемый резерв валеологической защиты отучебных перегрузок школьников, особенно не совсем здоровых из них.
Режимы обучения нельзя в полной мере отнести к педагогическимтехнологиям. В то же время кому как не валеологам должно быть хорошо известноздоровьесберегающее значение одних режимов и ущербное для здоровья – других. Кчислу последних относят применямый в школах режим обучения детей в I классах,недостаточно учитывающий ту ломку привычного стиля жизни, которую испытывают 6–7-летниедети в процессе адаптации к школьным требованиям. В качестве альтернативы этомурежиму гигиенисты разработали «ступенчатый» режим постепенного наращиванияпедагогических воздействий на учащихся I класса.
Отмеченное при «ступенчатом» режиме снижение неблагоприятныхреакций учащихся на учебную нагрузку, сохранение у них устойчивого уровняумственной работоспособности и успеваемости на протяжении учебного года вполнеаргументируют здоровьесберегающее значение такого режима для обученияпервоклассников.
С позиции охраны здоровья школьников заслуживает внимания режимобучения по 5-дневной учебной неделе. Исходя из относительной давности переходашкол на 5-дневный режим обучения представляется целесообразным «реанимировать»эту проблему по следующим обстоятельствам. Прежде всего потому, чтоМинистерство образования никогда не издавало приказа о переводе школ на 5-дневнуюучебную неделю. В школах страны это произошло стихийно, но по примерумосковских школ, переход которых на укороченную неделю был инициированруководством московского образования. Последнее организовало в ряде московскихшкол экспериментальное обучение по двум вариантам режима 5-дневной недели, ноподводя итог этого эксперимента, проигнорировало разное влияниеэкспериментальных режимов на состояние здоровья учащихся. В результате этогомассовое распространение в школах страны получил наиболее простой по организации,но менее благоприятный для здоровья детей режим 5-дневного обучения,разработанный одним из научно-исследовательских институтов Министерстваобразования РФ. Для понимания дальнейшего изложения затронутой проблемыприсвоим этому режиму №1. Согласно этому режиму, почти полный объем 6-дневнойучебной нагрузки учащихся был поделен на 5 учебных дней. Это сразу увеличилодневную учебную нагрузку школьников (до 5 уроков в день в начальных классах, до6 – в средней ступени 120 школы и до 7 – в старшей). В последующем, когдапоявились новые виды образовательных учреждений (гимназии, лицеи и др.), именноэтот вариант режима 5-дневной учебной недели стал причиной неуправляемойинтенсификации учебной деятельности обучающихся в школах с углубленнымсодержанием образования.
Второй экспериментальный режим 5-дневной учебной недели былразработан в свое время одним из научно-исследовательских институтов Академиипедагогических наук СССР (обозначим этот режим под №2). Авторы режима №2сократили 6-дневный учебный план до объема обязательной учебной нагрузки исоздали из высвободившихся часов «резерв школы». Согласно пояснительной запискек этому режиму, время «резерва школы» можно использовать не только для учебныхцелей, но и для проведения в школе оздоровительных мероприятий.
Естественно, что режим №1, не только не соотнесенный спсихофизиологическими возможностями детей, но и противоречащий здравому смыслу,вызвал у школьников наиболее существенное ухудшение всех оцениваемыхфизиологических показателей. Например, от трети до половины учащихся при этомрежиме давали в конце занятий неблагоприятную реакцию артериального давленияпреимущественно гипертензивной направленности.
Режим №2 оказался не столь неблагоприятным по влиянию нафизиологические реакции учащихся, тем не менее, и он вызывал у школьниковбольшее число функциональных нарушений по сравнению с их распространенностьюпри 6-дневной учебной наделе. Среди общих недостатков экспериментальных режимовбыло установлено двукратное снижение произвольной двигательной активностиучащихся во время школьных занятий и существенное увеличение их остройзаболеваемости в течение учебного года относительно соответствующих показателейу их ровесников на фоне 6-дневной недели.
Исходя из характера общих недостатков экспериментальных режимов,меньшего отрицательного воздействия режима №2 на функциональные показателишкольников, а также из возможности сочетать при режиме №2 обучение создоровлением учащихся, гигиенисты ввели в этот вариант 5-дневного режимаобучения 40-минутную динамическую паузу, которая проводилась в серединешкольных занятий за счет часов «резерва» школы. Оценка эффективностискорректированного режима №2 выявила на его фоне оптимизацию всех показателейфункционального состояния учащихся, в том числе существенно повысило уровень иустойчивость их работоспособности в течение дня и учебного года, а такжесопротивляемость к острым инфекциям и развитию выраженного утомления на уроках.
Особенность расходования часов «резерва школы» состоит в том, чтоучитель может взять из него 1–2 ч. Например, в том случае, если школьникине усвоили какой-нибудь раздел учебной программы и требуется повторить изакрепить неусвоенный материал. Но ведь не для каждого же учебного материалапотребуются дополнительные занятия со школьниками. Это значит, что не все урокисубботы придется распределять на 5 учебных дней и, следовательно, объем дневнойнагрузки учащихся при 5-дневной неделе с «резервом школы» будет приближен ктаковому при 6-дневном обучении. Однако создание «резерва школы» потребуетпредварительной работы по пересмотру программ обучения и некоторого ихсокращения. Современным школам дано такое право в пределах, не затрагивающихстандарт обучения.
Обязательным условием для работы школ по 5-дневному режимугигиенисты считают проведение за счет часов «резерва школы» ежедневнойдинамической паузы в середине школьных занятий. Это условие считаем особенноважным для валеологических задач школы, потому что гигиеническая оценкаукороченной недели с «резервом школы» и с динамической паузой выявила улучшениевсех оцениваемых физиологических показателей у школьников по сравнению ссостоянием соответствующих показателей у обучавшихся по режиму 6-дневной (!)учебной недели.
Школьные гигиенисты давно критикуют сложившуюся в школах страныструктуру учебного года. Согласно этой структуре, учебный год разделен нанеравные по продолжительности четверти и на неадекватные этой продолжительностисроки каникулярного отдыха учащихся.
Если исходить из 6-дневной учебной недели (Министерствообразования, как отмечалось выше, не издавало приказа о переводе школ на 5-дневнуюучебную неделю), то:
q  в I учебной четверти школьники работают 65дней, после чего отдыхают 5 дней;
q  во II учебной четверти – работают 50 дней,а отдыхают 12 дней;
q  в III учебной четверти – работают 73 дня,а отдыхают всего 8 дней.
Такая неравномерность распределения в течение года учебного иканикулярного времени противоречит фундаментальному в физиологии принципучередования труда и отдыха как необходимого условия для предупрежденияпереутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности втечение года.
Хочется надеяться, что изложенные в ней материалы послужатоснованием для серьезного осмысления педагогической общественностью важностидля здоровья детей и подростков изменений всего учебно-воспитательного процессав школах, с тем, чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не толькоинтеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического исоматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональныерезервы детского организма. А для этого потребуется не только следовать по путисоблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, нои совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения.
/>4. Виды и условия трудовой деятельности человека
Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующимивидами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание вгородской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту,активный и пассивный отдых.
Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют нафизический и умственный труд.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательныйаппарат и функциональные системы организма человека (сердечнососудистую,нервно-мышечную, и др.), обеспечивающие его деятельность.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом ипереработкой информации, требующей преимущественно напряжения внимания, памяти,а также активизации процессов мышления.
В современной трудовой деятельности человека объем чистофизического труда незначителен. В соответствии с существующей физическойклассификации трудовой деятельности различают:
q  формы труда, требующие значительноймышечной активности. Этот трудовой деятельности имеет место при отсутствиимеханических средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышеннымиэнергетическими затратами;
q  механизированные формы труда. Особенностьюмеханизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок, иусложнения программы действий в условиях механизированного производстванаблюдается уменьшение объемов мышечной деятельности, в работу вовлекаютсямелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точностьдвижений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действийи малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда ибыстрому наступлению утомления;
q  формы труда, связанные сполуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производствечеловек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда,которые целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнениемпростых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки,пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этоговида работ – монотонность повышенный темп и ритм работы, утрата творческогоначала;
q  групповые формы труда – конвейер. Этиформы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельныеоперации, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций,автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. Ссокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда иупрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстромунервному истощению;
q  формы труда, связанные с дистанционнымуправлением. При этих формах труда человек включен в систему управления какнеобходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастаниемстепени автоматизации процессов управления. Различают формы управленияпроизводственным процессом, требующие частых и активных действий человека, иформы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, иосновная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанияпостоянной готовности к вмешательству при необходимости в процессе управленияобъектом;
q  формы интеллектуального умственного труда.Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материальногопроизводства (конструкторы, инженеры, техники), так и вне его (врачипреподаватели, писатели). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило,необходимостью переработки большого объема разнообразной информации с мобилизациейпамяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций./>5. Негативные факторы производственной среды
Производственная среда – это часть техносферы, обладающаяповышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующихи вредных факторов в производственной среде являются машины и другиетехнические устройства, химически и биологически активные предметы труда,источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушение режимови организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметровмикроклимата рабочей зоны.
Травмирующие и вредные факторы подразделяются на физические,химические, биологические и психофизические. Физические факторы – движущиесямашины и механизмы, повышения уровня шума и вибраций, электромагнитных иионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровеньстатического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепии другие; химические – вещества и соединения, различные по агрегатномусостоянию и обладающих токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим,канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющих на егорепродуктивную функцию; биологические – патогенные микроорганизмы (бактериивирусы и др.) и продукты их деятельности, а также животные и растения;психофизические – физические нагрузки (статические и динамические) инервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов,монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Конкретные производственные условия характеризуются совокупностьюнегативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и рискупроявления травмирующих факторов.
Травмирующие и вредные факторы производственной среды, характерныедля большинства современных производств, приведены ниже:
Группа факторов
Факторы
Источники и зоны действия факторов Физические Запыленность воздуха рабочей зоны Зона переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т.п.
Вибрации:
общие локальные
Акустические колебания:
инфразвук
Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины
Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин шум Зоны около виброплощадок, мощные двигатели внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем ультразвук Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов транспортных средств, энергетических машин
Статическое электричество
Электромагнитные поля и излучения
Инфракрасная радиация
Лазерное излучение
Ультрафиолетовая радиация
Ионизирующие излучения
Электрический ток
Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов; ванны для ультразвуковой обработки
Зоны около электротехнического оборудования на постоянном токе, зоны окраски распылением, синтетические материалы
Зоны около линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов
Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени
Лазеры отражают лазерное излучение
Зоны сварки, плазменной обработки
Ядерное топливо, источники излучений, применяемых в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях
Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электропроводом и т.д.
Зоны движения наземного транспорта Химические
Загазованность рабочей зоны
Запыленность рабочей зоны
Попадание ядов на кожные покровы и на слизистые оболочки
Попадание ядов в желудочно-кишечный тракт
Утечка токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарение из открытых емкостей и при проливах, выбросы токсичных веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей
Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортировка дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий
Гальваническое производство (травление и т.п.), заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей)
Ошибка при применении жидкостей умышленное действия Биологические Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) Обработка материалов с применением эмульсоров Психофизиологические
Физические перегрузки:
статические
динамические
Нервно-психические перегрузки:
умственное перенапряжение
перенапряжение анализаторов
монотонность труда
эмоциональные перегрузки
Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе
Подъем и перенос тяжестей, ручной труд
Труд научных работников, преподавателей, студентов
Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями
Наблюдение за производственным процессом
Работа авиадиспетчеров, творческих работников /> /> /> /> />6. Условия труда и их подразделение состоянию производственнойсреды
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды итрудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работоспособность человекав процессе труда.
Условия труда оцениваются по четырем классам:
1-й класс – оптимальные (комфортные) условия труда обеспечиваютмаксимальную производительность труда и минимальную напряженность организмачеловека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата ифакторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальныхфакторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которыхнеблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;
2-й класс – допустимые условия труда характеризуются такимиусловиями факторов среды и трудового процесса, которые не превышаютгигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функциональногосостояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или кначалу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие вближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья человека и его потомство.Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;
3-й класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредныхпроизводственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающиенеблагоприятные воздействия на организм работающего и / или егопотомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого классаподразделяются на четыре степени вредности:
3.1. – вызывающие обратимые функциональные изменения организма;
3.2. – приводящие к стойкому функциональным изменениям и ростузаболеваемости;
3.3. – приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой формеи росту хронических заболеваний;
3.4 – приводящие к возникновению выраженных форм профессиональныхзаболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости свременной утратой трудоспособности;
4-й класс – травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровнипроизводственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжениирабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и / или высокийриск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.
/>Литература
1. Гигиена детей иподростков. Руководство для санитарных врачей. / Под ред. Г.Н. Сердюковской,А.Г. Сухарева. М, 1986.496 с.
2. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологическиеритмы растущего организма. М., 1989. 219 с.
3. Дубровский А.А. УчителямКубани о лечебной педагогике. Краснодар, 1989.103 с.
4. Здоровье иобразование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 2004. 76 с.
5. Кореневская Е.И. Гигиеническиеусловия обучения // Воспитание здорового школьника. М., 1971. С. 57–69.
6. Куинджи Н.Н. Коговоспитывает и обучает школа: мальчиков, девочек или? // Биология в школе.М., 2007. №2. С. 17–21.
7. Лисицын Ю.П. Социальнаягигиена и организация здравоохранения. М., 1992.512 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности./Под ред. А.Т. Смирнова. – М., 2008. 384 с.
9. Санитарные правила (СП2.4.2.782–99) «Гигиенические требования к условиям обучения школьников вразличных видах современных общеобразовательных учреждений». М., 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.