РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ,
ОСНОВАННЫХ НА РЫНОЧНЫХ ПРИНЦИПАХ
ВВЕДЕНИЕ
Надежная банковская и финансовая система является стерж-
нем в развитии иуспешного функционирования рыночной экономики
и необходимой предпосылкой роста и стабильностиэкономики в
целом. Эта система является основой, мобилизующей ираспреде-
ляющей сбереженияобщества и облегчающей его повседневные опе-
рации.Следовательно, хотя структурный переходот в основном
централизованно планируемой и контролируемой экономики к эко-
номике,функционирующей в соответствии с рыночными принципами,
включает в себямногие элементы, самое важное — создать надеж-
ную банковскую ифинансовую систему. После того, как создана
надежная банковская и финансовая система, могутразвиваться
рынки денег икапитала, особенно первичный ивторичный рынки
национальныхгосударственных ценных бумаг.
Из-за центральной роли банковской и финансовой системы в
рыночнойэкономике на начальной фазе перехода к данному типу
экономикеприоритетное значение должно бытьпридано реформе и
адаптациикоммерческой банковской системы. Успешная реформа
коммерческойбанковской системы, в свою очередь предполагает
одновременноепреобразование центральной банковской системы.
По крайней мере и в первую очередь припреобразовании цент-
ральнойбанковской системы необходимо прекратить практику фи-
нансированияцентральным банком дефицита госбюджета. К тому же
такаяреформа в дальнейшем должна обеспечить механизм,
посредствомкоторого центральные банки смогут влиятьна повы-
шение илипонижение активности в экономике, неразмещая целе-
вые кредиты.
Однако, банковская и финансовая система может выполнить
свои важнейшиезадачи мобилизации и распределения сбережений
общества и ускорения повседневных операций только в том слу-
чае, если этасистема пользуется доверием общества. Желание
субъектов экономических отношений доверить свои сбережения -
особенно высоколиквидные- какому-либо институту предполагает,
что эти субъектыверят в порядочность данного института.
Таким образом, основной актив, которымдолжны располагать
коммерческие ицентральные банки — это доверие общества. Этот
фактор доверия важенне только для финансовых институтов, но и
для пониманиявластями сущности этих институтов и рынков, а
также для решения ими (властями) надлежащим образомвозникаю-
щих в этойобласти проблем. Следовательно, для достижения цели
реформы в областиразвития рыночной финансовой системы необхо-
димо уделитьогромное внимание всеобъемлющей задаче приобрете-
ния доверия в глазах общества. Итак, самой высокой оценкой
успеха проведенияреформ является достижение доверия общества
в контексте тех условий,в которых они проводятся.
Эта книга уделяет внимание основнымпринципам, лежащим в
основе рыночнойфинансовой системы, а также описывает ключевые
элементы ипонятия, которые необходимо учитывать при разработ-
— 2 -
ке илипреобразовании основных сегментов банковской и финансо-
вой системы.Большая часть примеров заимствована из опыта США,
а в отношениицентральной банковской системы — из опыта их Фе-
деральнойРезервной Системы. Подход, практикуемый Соединенными
Штатами,конечно, не единственный и не идеальный.Более того,
конкретноеприменение этих принципов не будет одинаковым в
двух различныхрыночных экономиках. Тем не менее,концепция и
опыт, лежащие воснове американской системы, позволяют конк-
ретно выразитьосновные проблемы, которые являютсяобщими для
всех успешнофункционирующих структур банковской и финансовой
системы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Для успешного проведения структурнойэкономической и фи-
нансовойреформы ее элементы должны учитыватьтрадиции, обы-
чаи, культуру иисторию стран, проводящих реформу. Темне ме-
нее,определенные основные принципы являютсяобщими почти для
всех рыночныхфинансовых систем, и они важны практически всег-
да. Прежде чем мы обратимся к более конкретным элементамраз-
вития рыночнойфинансовой системы, необходимо усвоитьте цен-
ности и понятия, которые лежат в основе функционирования фи-
нансовой системыи рыночной экономики. Именно из этихпринци-
пов вытекаютконкретные элементы структуры финансового рынка и
институтов,которые рассматриваются в этой работе. Эти принци-
пы можно разбитьна три категории:
(1) основные функции банковской и финансовойсистемы;
(2) цели государственной политики, существенные для
обеспечениявозможности эффективного и надежного выполнения
этих функций;
(3) приоритеты политики, позволяющие создать основу ры-
ночной финансовойсистемы.
_1. Основные функции банковской ифинансовой системы
* Соединение
В рыночной экономике банковская и финансовая система иг-
рает решающуюроль в концентрации сбережений общества и расп-
ределении данныхсбережений на объективно наиболее эффективное
и прибыльноеиспользование и инвестиции. Этот процесссоздает
основуэкономического развития и повышения уровня жизни.
Очевидно, долгосрочные экономические цели общества наи-
лучшим образомдостигаются тогда, когда население и хозяйству-
ющие субъектыдругих секторов экономики свободно принимают ре-
шение осбережении части их текущего дохода. Но решения о сбе-
режении недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический
рост иблагосостояние, если не существует структуры, пост-
редствомкоторой данные сбережения могут быть переведены в
продуктивныеинвестиции. Поэтому население должнопринять ре-
шение не только осбережении средств, но и о доверии этих сбе-
реженийструктуре, которая может надежно разместить их. В
любомслучае, население будет идти на риск, сберегая свои
средства, ирассчитывать на соответствующее вознаграждение. К
тому же население в любом обществе будет стремитьсядержать
определеннуючасть своих сбережений в форме высоколиквидных
активов, включаяактивы, которые можно использовать при совер-
— 3 -
шенииповседневных и периодических операций.
* Создание процесса объективного инезависимого распреде-
ления
Способность банковской системы мобилизовывать сбережения
путем привлечениядепозитов — это только фрагмент картины. Не
менее важна способность вернуть депозиты и удачноиспльзовать
их. Если банкбеззаботно выдает кредиты, это повлечет за собой
потери, и банк не сможет выполнить свои обязательства перед
вкладчиками.Если способность банка выполнить свои обяза-
тельства стоитпод вопросом, то банк будет подвержен риску от-
тока депозитовили увеличения требований возврата. Именно этот
ключевойриск заставляет банки выдавать кредитымудро, осоз-
нанно ибеспристрастно.
Надежность решений о кредитовании важнаи в дальнейшем.
Даже при высокоразвитых рынках капитала решения банковской
системы окредитовании остаются наиболее важным элементом, оп-
ределяющимразмещение сбережений общества. Этирешения о кре-
дитованииопределяют, кто получает кредиты, а кто- нет. Если
эта системаработает правильно, те, кто получаеткредиты, бу-
дут наиболееэффективными, конкурентоспособными и прибыльными.
В результате онибудут обладать наибольшей способностью произ-
водить потоктоваров и услуг, которые обеспечат рост экономики
и подъем уровняжизни.
Необходимость объективности и беспристрастности в приня-
тии решений окредитовании является обязательной чертой любой
эффективнойрыночной банковской системы. Частьюиз-за очевид-
ных проблемполитического давления, но также и подругим при-
чинам,правительство не достаточно хорошо приспособлено для
принятия такихрешений. Принятие решений о том, кто получит
кредиты, а кто-нет, следует оставить за частнойинициативой,
когда тот, кто принимает решение, делаетсобственную ставку -
своеэкономическое существование — на решениео кредитовании,
которое онпринимает.
*Предоставление инструментов гарантированных (обеспечен-
ных) средствплатежа
Если необходимо, чтобы банковская системав рыночной эко-
номике выполняласвою главную задачу мобилизации и перераспре-
делениясбережений общества, эта система должна также пре-
доставлятьинструменты, с помощью которых можнобудет быстро,
эффективно и надежно осуществить платежи за товары и услуги.
Для того, чтобы это было возможно, должен существовать класс
финансовыхинститутов и финансовых инструментов, которые об-
щественностьсчитает надежной и удобной возможностью сбыта для
своихсбережений, при которой хотя бы часть этих сбережений
являетсявысоколиквидной и может использоваться для платежей,
которыеосуществляются быстро и надежно. Рыночная экономика
просто не можетфункционировать, если покупатели и продавцы
товаров и услуг не уверены в том, что используемые ими при
расчетахинструменты не будут обеспечены и приняты всеми сто-
ронами по любой сделке и всем последующим сделкамв течение
длительноговремени.
Любой институт, предоставляющий обществу возможность
— 4 -
пользоватьсяинструментами, обладающими такими свойствами,
должен бытьинститутом, который инвестирует сбережения общест-
ва не только осторожно, но и таким образом, который
способствуетэкономической эффективности и росту. Единственный
основной видинститутов, которые возникли для того,чтобы иг-
рать эту решающую роль - это коммерческие банки, которые
действуютпрактически во всех странах как хранилище большой
доли ликвидныхсбережений общества и структура, черезкоторую
осуществляютсяплатежи.
_2. Цели государственной политики в отношении госу-
_дарственнойсистемы
* Формирования веры общества в честность финансовых
институтов
Желание населения доверить свои сбережения - особенно
высоколиквидные — какому-либо институту предполагает, чтоэти
субъекты верят впорядочность данного института. Если эта вера
невелика, то будет подвергнута риску способностьобщества мо-
билизовать свои сбережения, а также будет подорвана его
способность пожинать плоды экономической специализации впро-
изводстве ираспределении товаров и услуг.
Аналогично, если это довериеутрачено, то население ри-
нетсяпереразмещать свои сбережения, возникнетутечка средств
в наличность итовары длительного пользования, при чем все вы-
текающие из этого последствия (инфляция и дестабилизация)от-
разятся набанках. Таким образом, потеря доверия к отдельным
институтам можетраспространиться на всю систему в целом, соз-
давая такназываемый «феномен системного риска», который может
нанести — как ужебывало — огромный ущерб экономике.
*Создание органа, осуществляющегоэффективное регулиро-
вание и надзор вцелях обеспечения безопасности, надежности и
доверия
Хотя функции, выполняемые банковскими и финансовыми
институтаминеобходимы для достижения экономического успеха,
эти же функции посамой своей природе несут в себе потенциаль-
ные риски, которые могут свести на нет возможность успеха в
будущем. Именнона это указывал еще два века назад Адам Смит в
своей работе«Богатство нации». Этареальность заставила пра-
вительства вконце концов признать, что банковские ифинансо-
вые институтыдолжны подлежать по крайней мере какому-то регу-
лированию илигосударственному надзору.
Ответственность за надзор во многихстранах была возложе-
на на центральныебанки, большая часть которых была создана
дляпредотвращения или хотя бы сдерживания экономических шоков
и спадов. Таким образом, в большинстве рыночных экономик се-
годня явно илинеявно признано, что одной из важнейших функций
центральногобанка является сохранение и увеличение стабиль-
ности банковскойи финансовой системы.
* Создание «сети безопасности» в отношении системного
риска
В целях повышения доверия общественностик банковской и
— 5 -
финансовойсистеме посредством надзора и регулирования создали
своего рода«сеть безопасности». Напрактике конкретные формы
этой сети в разных странах могут иметь существенные различия
(как в терминахде-юре так и де-факто). В общих чертах,одна-
ко, сеть безопасности обычно разрабатывается длятого, чтобы
обеспечитьосуществление следующих функций: во-первых, регули-
рованиедеятельности банковских институтов, включая их инспек-
цию ипроверку; во-вторых, некоторые формыпредотвращения по-
терь хотя бы для небольшой части вкладчиков и инвесторов;
в-третьих, некоторые формы обеспечения ликвидностив чрезвы-
чайных обстоятельствах; и, наконец, некоторые формы госу-
дарственногорегулирования или участия в деятельности системы
осуществленияплатежей.
* Обеспечение безопасности, честности инадежности систем
платежей,клиринга и расчетов
Разработка и функционирование обширной инфраструктуры
инструментов,используемых для расчетов и сбережений в бан-
ковской ифинансовой системе, не менее важна, чем создание са-
мих этихинструментов. При создании и поддержаниидоверия не-
обходимыэффективные, надежные и оперативныесистемы накопле-
ния и платежейдля обслуживания счетов, отражающих опреации по
сделкам, и вособенности для перемещения капиталов между бан-
ками.
Сегодня важность доверия механизму платежей обуславлива-
ется взаимосвязьюинститутов и инструментов во всем рыночном
хозяйстве.Масштабы и комплексность этих связей включает как
договорныеобязательства, так и кредит, ликвидность и риски
расчетовмежду различными сторонами различных сделок. В ре-
зультате этихсвязей локальные проблемы финансовой системы мо-
гутраспространиться на всю систему платежей, клиринга и
расчетов. Так каксистема платежей очень важна для стабиль-
ности и интеграции финансовой и экономическойсистемы, боль-
шинствоцентральных банков непосредственно участвует в совер-
шении этихопераций и контроле над ними.
_3. Приоритеты политики
* Развитие надежной системы учета
Важной основой создания условийобъективного и непредвзя-
того размещениякредитов является развитие надежной системы
учета, приемлемойво всех странах. Система учета служит целому
ряду целей, но ни одна из них не важна так, как роль этой
системы в помощикредиторам принимать точные решения в отноше-
нии того, какое предприятие может удовлетворятьтем рыночным
критериямэффективности, конкурентоспособности и прибыльности,
которыенеобходимы для того, чтобы предприятиевыполнило свои
обязательства.Надежная система учета также позволяет инвесто-
рам определятьцену предприятий и таким образом помогает прив-
лечь какиностранные, так и внутренние инвестиции.
* Выявление проблем банковской ифинансовой системы, иду-
щих из прошлого,и их решение
— 6 -
Балансы многих банков в странах,переходящих от централи-
зованнопланируемой экономике к рыночной, обременены тяжелым
положением скредитами, принадлежащими слабым или неплате-
жеспособнымпредприятиям частной или государственной форм
собственности.Так как у многих из этих банков нет соот-
ветствующихрезервов под эти кредиты, они не могутотразить в
своем балансесвязанные с этим убытки, не уничтожив большую
часть или всесобственные средства.
Правительственные и центральные банки встранах, проводя-
щих реформы, будут должны решать эту проблему в рамкахрефор-
мы. Решение этойпроблемы сыграет ключевую роль в предоставле-
нии банковской ифинансовой системе возможности успешно прив-
лекать сбереженияобщества и размещать их наиболее эффективным
образом.
* Ускорение создания надежных рынковкапитала
По мере продвижения централизованнопланируемой экономике
к рыночной системе и установления основных элементовнадежной
банковскойсистемы рынки капиталов будет необходимо развивать
рыноккапиталов, в первую очередь — эффективный первичный и
вторичный рынокгосударственных ценных бумаг. Хотя межбан-
ковскийрынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок являются
существеннымичертами рыночной экономики, развитие рынка
государственныхценных бумаг, включая стимулирующийвторичный
рынок этих ценныхбумаг — это особенно важная задача. Нормаль-
нофункционирующий рынок государственных ценных бумаг по край-
ней мере избавит центральный банк от необходимости не-
посредственнофинансировать дефицит государственногобюджета.
Более того, он создаст основу, на которой смогут развиваться
другие элементырынка капиталов.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ИМЕХАНИЗМЫ
В ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙСИСТЕМЕ
Учитывая эти принципы, можно описатьосновные институцио-
нальные структурыи механизмы, которые необходимы для успешно-
гофункционирования рыночной экономики. Кэтим структурам от-
носятсяцентральный банк, коммерческие банки, система платежей
и рынкикапиталов, а также механизмы, позволяющие справиться с
унаследованнымгрузом проблем в финансовых институтах и их ак-
тивах.
I. ТРОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Независимо от различий законодательных и институциональ-
ных структурразных стран центральный банк можно рассматривать
как орган,исполняющий три функции. В центре этой триады стоит
монетарнаяполитика, первейшей задачей которой является со-
действиестабильности цен и экономическому росту. Но и две
другие функциицентрального банка очень тесно переплетаются с
монетарнойполитикой. Таким образом они образуют единое целое.
Эти две функциитаковы: (1) всеобъемлющий надзор за финансовой
системой,включающий контроль и регулирование банковской
системы; (2)надзор или непосредственное участие в отдельных
— 7 -
сторонахдеятельности системы платежей. Эти функции независимы
друг отдруга, вместе же они служат гарантоммонетарной ста-
бильности.
Будучи частью этой функциональной трилогии, центральный
банк в большинствестран также играет прямую или косвенную
роль в управленииотдельными элементами сети безопасности фи-
нансовой системы.Например, центральный банк практически всег-
да служитгарантом ликвидности в непредвиденных обстоятельст-
вах. Хотя главной задачей большинства центральныхбанков счи-
таетсяформирование монетарной политики, многие центральные
банки, включая Федеральный Резервный, были созданы восновном
в целяхпредотвращения или по крайней мере сдерживания фи-
нансовых шоков испадов.
Как бы ни выглядел мандатцентрального банка, бесспорно
центральныйбанк будет играть важную роль всодействии созда-
нию и утверждениюверы в основополагающую стабильность бан-
ковскойсистемы. В свою очередь, это означает, что сам цент-
ральный банкдолжен пользоваться максимальным доверием об-
щетсва.Достижение и поддержание этого доверия общества не-
посредственносвязано с успехом центрального банка в выполне-
нии своихобязательств в области монетарной политики. Вот по-
чему монетарнаяполитика находится в центре триады функций
центральногобанка. В этом также заключается причина того, по-
чему центральныебанки должны иметь особый статус у прави-
тельств, которымони служат. И наконец, особый статус подразу-
мевает, что неследует ожидать прямого финансирования дефицита
государственногобюджета центральными банками. Это такжепод-
разумевает, чтоцентральный банк не должен отвечать за прямое
финансированиедругих видов предприятий. Осуществлениетакого
финансированияприводит к тому, что центральныйбанк рискует
перегрузить свойбаланс низколиквидными активами. В такойси-
туации можетпострадать доверие к финансовой репутации цент-
рального банка.
_Организационнаяструктура
Поскольку центральные банки должны иметь особый статус у
своихправительств, степень независимости центрального банка в
разных странахразлична. Чем больше независимость центрального
банка, тем меньшеон подвержен сиюминутному политическому дав-
лению.Например, центральные банки, напрямую контролируемые
правительством,могут быть принуждены проводить политику
доступныхкредитов или, что еще хуже, непосредственно финанси-
ровать дефицитгос.бюджета. Хотя такие меры могут снятьопре-
деленные текущиепроблемы, такие как высокий уровеньбезрабо-
тицы илисложности налоговыми поступлениями, в конце концов
они приводят к высоким темпам инфляции и жесткому урезанию
кредитов вбудущем. Независимость от правительствтакже жела-
тельна в сфере надзора, с тем, чтобы позволить центральному
банкупротивостоять нажиму на центральный банк с целью осла-
бить нормативы,касающиеся неплатежеспособности банков.
При выборе структуры центрального банка необходимо
рассмотретьмножество вариантов. Схема 1 демонстрирует одну из
возможныхструктур по типу Федеральной Резервной Системы. В
этой структуреименно законодательный орган правительства вы-
— 8 -
дает центральному банку документ на право ведения операций
(лицензию,мандат). Законодатели устанавливают общие цели
центральномубанку, предоставляют полномочияосуществлять ре-
гулирование имогут потребовать от центрального банка периоди-
чески отчитываться о деятельности и достижении этих целей.
Главаправительства страны назначает членов правления цент-
ральногобанка и его председателя и тем самымоказывает влия-
ние на монетарнуюполитику через назначаемых кандидатов. Члены
правленияназначаются на длительный срок, и правительство не
может ихсместить. Чем больше срок пребывания в должности чле-
нов правленияцентрального банка, тем более онинезависимы от
колебанийполитического барометра. Центральный банк затем
вырабатываеттакую политику, которая позволяет достичь постав-
ленных передним целей.
В других организационных схемахцентральные банки мо-
гут центральныебанки могут обладать большей или меньшей неза-
висимостью отправительства. Например, в некоторых стра