Реферат по предмету "Банковское дело"


Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ,
               ОСНОВАННЫХ НА РЫНОЧНЫХ ПРИНЦИПАХ

     ВВЕДЕНИЕ

     Надежная банковская  и финансовая система является стерж-
нем в развитии иуспешного функционирования рыночной экономики
и  необходимой предпосылкой  роста и стабильностиэкономики в
целом.  Эта система является основой, мобилизующей ираспреде-
ляющей сбереженияобщества и облегчающей его повседневные опе-
рации.Следовательно,  хотя структурный переходот в  основном
централизованно  планируемой и контролируемой экономики к эко-
номике,функционирующей в соответствии с рыночными принципами,
включает в себямногие элементы, самое важное — создать надеж-
ную банковскую ифинансовую систему.  После того,  как создана
надежная  банковская и финансовая система,  могутразвиваться
рынки денег икапитала,  особенно первичный ивторичный  рынки
национальныхгосударственных ценных бумаг.

     Из-за центральной  роли банковской и финансовой системы в
рыночнойэкономике на начальной фазе перехода к данному  типу
экономикеприоритетное  значение должно бытьпридано реформе и
адаптациикоммерческой банковской  системы.  Успешная реформа
коммерческойбанковской  системы,  в свою очередь предполагает
одновременноепреобразование центральной банковской  системы.
По крайней  мере и  в первую очередь припреобразовании цент-
ральнойбанковской системы необходимо прекратить практику  фи-
нансированияцентральным банком дефицита госбюджета. К тому же
такаяреформа  в  дальнейшем  должна   обеспечить   механизм,
посредствомкоторого  центральные банки смогут влиятьна повы-
шение илипонижение активности в экономике,  неразмещая целе-
вые кредиты.

     Однако, банковская  и финансовая система может выполнить
свои важнейшиезадачи мобилизации и  распределения  сбережений
общества и  ускорения повседневных операций только в том слу-
чае, если этасистема пользуется  доверием  общества. Желание
субъектов  экономических отношений доверить свои сбережения -
особенно высоколиквидные- какому-либо институту предполагает,
что эти субъектыверят в порядочность данного института.

     Таким образом, основной актив, которымдолжны располагать
коммерческие ицентральные банки — это доверие общества. Этот
фактор доверия важенне только для финансовых институтов, но и
для пониманиявластями сущности этих институтов  и  рынков, а
также для  решения ими (властями) надлежащим образомвозникаю-
щих в этойобласти проблем. Следовательно, для достижения цели
реформы в областиразвития рыночной финансовой системы необхо-
димо уделитьогромное внимание всеобъемлющей задаче приобрете-
ния  доверия в глазах общества.  Итак,  самой высокой оценкой
успеха проведенияреформ является достижение доверия общества
в контексте тех условий,в которых они проводятся.


     Эта книга уделяет внимание основнымпринципам,  лежащим в
основе рыночнойфинансовой системы, а также описывает ключевые
элементы ипонятия, которые необходимо учитывать при разработ-


                             — 2 -
ке илипреобразовании основных сегментов банковской и финансо-
вой системы.Большая часть примеров заимствована из опыта США,
а в отношениицентральной банковской системы — из опыта их Фе-
деральнойРезервной Системы. Подход, практикуемый Соединенными
Штатами,конечно,  не единственный и не идеальный.Более того,
конкретноеприменение этих принципов  не  будет одинаковым  в
двух различныхрыночных экономиках.  Тем не менее,концепция и
опыт, лежащие воснове американской системы,  позволяют  конк-
ретно выразитьосновные проблемы,  которые являютсяобщими для
всех успешнофункционирующих структур банковской и финансовой
системы.

                      ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
                 РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

     Для успешного проведения структурнойэкономической и  фи-
нансовойреформы  ее элементы должны учитыватьтрадиции,  обы-
чаи, культуру иисторию стран,  проводящих реформу. Темне ме-
нее,определенные  основные принципы являютсяобщими почти для
всех рыночныхфинансовых систем, и они важны практически всег-
да. Прежде  чем мы обратимся к более конкретным элементамраз-
вития рыночнойфинансовой системы,  необходимо усвоитьте цен-
ности и  понятия, которые лежат в основе функционирования фи-
нансовой системыи рыночной экономики.  Именно из этихпринци-
пов вытекаютконкретные элементы структуры финансового рынка и
институтов,которые рассматриваются в этой работе. Эти принци-
пы можно разбитьна три категории:
     (1) основные функции банковской и финансовойсистемы;
     (2) цели  государственной   политики,  существенные для
обеспечениявозможности эффективного  и  надежного выполнения
этих функций;
     (3) приоритеты политики,  позволяющие создать основу  ры-
ночной финансовойсистемы.

      _1. Основные функции банковской ифинансовой системы

     * Соединение

     В рыночной экономике банковская и финансовая система иг-
рает решающуюроль в концентрации сбережений общества и расп-
ределении данныхсбережений на объективно наиболее эффективное
и прибыльноеиспользование и инвестиции.  Этот процесссоздает
основуэкономического развития и повышения уровня жизни.

     Очевидно, долгосрочные  экономические цели общества наи-
лучшим образомдостигаются тогда, когда население и хозяйству-
ющие субъектыдругих секторов экономики свободно принимают ре-
шение осбережении части их текущего дохода. Но решения о сбе-
режении недостаточно для того, чтобы обеспечить экономический
рост иблагосостояние,  если не  существует структуры,  пост-
редствомкоторой  данные  сбережения могут  быть переведены в
продуктивныеинвестиции.  Поэтому население должнопринять ре-
шение не только осбережении средств, но и о доверии этих сбе-
реженийструктуре,  которая может  надежно разместить  их.  В
любомслучае,  население  будет идти  на риск,  сберегая свои
средства, ирассчитывать на соответствующее вознаграждение. К
тому же  население в  любом обществе будет стремитьсядержать
определеннуючасть своих сбережений  в  форме высоколиквидных
активов, включаяактивы, которые можно использовать при совер-


                            — 3 -
шенииповседневных и периодических операций.

     * Создание процесса объективного инезависимого распреде-
ления

     Способность банковской  системы мобилизовывать сбережения
путем привлечениядепозитов — это только фрагмент картины. Не
менее важна  способность вернуть депозиты и удачноиспльзовать
их. Если банкбеззаботно выдает кредиты, это повлечет за собой
потери, и  банк  не  сможет выполнить свои обязательства перед
вкладчиками.Если  способность  банка выполнить  свои  обяза-
тельства стоитпод вопросом, то банк будет подвержен риску от-
тока депозитовили увеличения требований возврата. Именно этот
ключевойриск  заставляет банки выдавать кредитымудро,  осоз-
нанно ибеспристрастно.

     Надежность решений о кредитовании важнаи  в дальнейшем.
Даже при  высокоразвитых  рынках капитала  решения банковской
системы окредитовании остаются наиболее важным элементом, оп-
ределяющимразмещение сбережений общества.  Этирешения о кре-
дитованииопределяют,  кто получает кредиты, а кто- нет. Если
эта системаработает правильно,  те, кто получаеткредиты, бу-
дут наиболееэффективными, конкурентоспособными и прибыльными.
В результате онибудут обладать наибольшей способностью произ-
водить потоктоваров и услуг, которые обеспечат рост экономики
и подъем уровняжизни.

     Необходимость объективности  и беспристрастности в приня-
тии решений окредитовании является обязательной чертой любой
эффективнойрыночной банковской системы.  Частьюиз-за очевид-
ных проблемполитического давления,  но также и подругим при-
чинам,правительство  не  достаточно хорошо приспособлено для
принятия такихрешений.  Принятие решений о том,  кто получит
кредиты, а кто-нет,  следует оставить за частнойинициативой,
когда тот,  кто принимает решение, делаетсобственную  ставку  -
своеэкономическое  существование — на решениео кредитовании,
которое онпринимает.

     *Предоставление инструментов гарантированных (обеспечен-
ных) средствплатежа

     Если необходимо, чтобы банковская системав рыночной эко-
номике выполняласвою главную задачу мобилизации и перераспре-
делениясбережений  общества,  эта система  должна также пре-
доставлятьинструменты,  с помощью которых можнобудет быстро,
эффективно и  надежно осуществить платежи за товары и услуги.
Для того,  чтобы это было возможно,  должен существовать класс
финансовыхинститутов  и финансовых инструментов,  которые об-
щественностьсчитает надежной и удобной возможностью сбыта для
своихсбережений,  при  которой хотя бы часть этих сбережений
являетсявысоколиквидной и может использоваться для платежей,
которыеосуществляются  быстро  и надежно. Рыночная экономика
просто не можетфункционировать,  если покупатели  и продавцы
товаров и  услуг не  уверены в том,  что используемые ими при
расчетахинструменты не будут обеспечены и приняты всеми сто-
ронами по  любой сделке  и всем последующим сделкамв течение
длительноговремени.

     Любой институт,   предоставляющий   обществу возможность


                            — 4 -
пользоватьсяинструментами,  обладающими  такими  свойствами,
должен бытьинститутом, который инвестирует сбережения общест-
ва не  только осторожно,  но   и  таким   образом,   который
способствуетэкономической эффективности и росту. Единственный
основной видинститутов,  которые возникли для того,чтобы иг-
рать эту  решающую роль  -  это коммерческие банки,  которые
действуютпрактически во всех странах  как  хранилище большой
доли ликвидныхсбережений общества и структура,  черезкоторую
осуществляютсяплатежи.

      _2. Цели  государственной  политики в   отношении   госу-
 _дарственнойсистемы

     * Формирования   веры общества  в  честность финансовых
институтов

     Желание населения доверить  свои сбережения  -  особенно
высоколиквидные — какому-либо институту предполагает,  чтоэти
субъекты верят впорядочность данного института. Если эта вера
невелика,  то будет подвергнута риску способностьобщества мо-
билизовать  свои сбережения,  а  также будет  подорвана  его
способность  пожинать плоды экономической специализации впро-
изводстве ираспределении товаров и услуг.

     Аналогично, если это довериеутрачено,  то население  ри-
нетсяпереразмещать свои сбережения,  возникнетутечка средств
в наличность итовары длительного пользования, при чем все вы-
текающие из  этого последствия (инфляция и дестабилизация)от-
разятся набанках.  Таким образом,  потеря доверия к отдельным
институтам можетраспространиться на всю систему в целом, соз-
давая такназываемый «феномен системного риска», который может
нанести — как ужебывало — огромный ущерб экономике.

     *Создание органа,  осуществляющегоэффективное регулиро-
вание и надзор вцелях обеспечения безопасности, надежности и
доверия

     Хотя функции,   выполняемые  банковскими  и  финансовыми
институтаминеобходимы для достижения экономического  успеха,
эти же функции посамой своей природе несут в себе потенциаль-
ные риски,  которые могут свести на нет возможность  успеха в
будущем. Именнона это указывал еще два века назад Адам Смит в
своей работе«Богатство нации».  Этареальность заставила пра-
вительства вконце концов признать,  что банковские ифинансо-
вые институтыдолжны подлежать по крайней мере какому-то регу-
лированию илигосударственному надзору.

     Ответственность за надзор во многихстранах была возложе-
на на центральныебанки,  большая часть которых  была создана
дляпредотвращения или хотя бы сдерживания экономических шоков
и спадов.  Таким образом,  в большинстве рыночных экономик се-
годня явно илинеявно признано, что одной из важнейших функций
центральногобанка является сохранение и увеличение  стабиль-
ности банковскойи финансовой системы.

     * Создание «сети безопасности»  в  отношении системного
риска

     В целях повышения  доверия общественностик банковской и


                             — 5 -
финансовойсистеме посредством надзора и регулирования создали
своего рода«сеть безопасности».  Напрактике конкретные формы
этой сети  в разных странах могут иметь существенные различия
(как в терминахде-юре так и де-факто).  В общих чертах,одна-
ко,  сеть безопасности обычно разрабатывается длятого,  чтобы
обеспечитьосуществление следующих функций: во-первых, регули-
рованиедеятельности банковских институтов, включая их инспек-
цию ипроверку;  во-вторых, некоторые формыпредотвращения по-
терь  хотя бы  для  небольшой части вкладчиков и инвесторов;
в-третьих,  некоторые формы обеспечения ликвидностив  чрезвы-
чайных  обстоятельствах;  и, наконец,  некоторые  формы госу-
дарственногорегулирования или участия в деятельности системы
осуществленияплатежей.

     * Обеспечение безопасности, честности инадежности систем
платежей,клиринга и расчетов

     Разработка и  функционирование  обширной  инфраструктуры
инструментов,используемых  для  расчетов и сбережений в бан-
ковской ифинансовой системе, не менее важна, чем создание са-
мих этихинструментов.  При создании и поддержаниидоверия не-
обходимыэффективные,  надежные и оперативныесистемы накопле-
ния и платежейдля обслуживания счетов, отражающих опреации по
сделкам, и вособенности для перемещения капиталов между бан-
ками.

     Сегодня важность  доверия механизму платежей обуславлива-
ется взаимосвязьюинститутов и инструментов во  всем  рыночном
хозяйстве.Масштабы  и  комплексность этих связей включает как
договорныеобязательства,  так и кредит,  ликвидность и риски
расчетовмежду  различными  сторонами различных сделок.  В ре-
зультате этихсвязей локальные проблемы финансовой системы мо-
гутраспространиться  на  всю систему  платежей,  клиринга и
расчетов. Так каксистема платежей очень  важна  для стабиль-
ности и  интеграции финансовой и экономическойсистемы,  боль-
шинствоцентральных банков непосредственно участвует в совер-
шении этихопераций и контроле над ними.



      _3. Приоритеты политики

     * Развитие надежной системы учета

     Важной основой создания условийобъективного и непредвзя-
того размещениякредитов является  развитие  надежной системы
учета, приемлемойво всех странах. Система учета служит целому
ряду целей,  но ни одна из них не важна  так, как  роль  этой
системы в помощикредиторам принимать точные решения в отноше-
нии того,  какое предприятие может удовлетворятьтем  рыночным
критериямэффективности, конкурентоспособности и прибыльности,
которыенеобходимы для того,  чтобы предприятиевыполнило свои
обязательства.Надежная система учета также позволяет инвесто-
рам определятьцену предприятий и таким образом помогает прив-
лечь какиностранные, так и внутренние инвестиции.

     * Выявление проблем банковской ифинансовой системы, иду-
щих из прошлого,и их решение



                            — 6 -
     Балансы многих банков в странах,переходящих от централи-
зованнопланируемой  экономике к рыночной,  обременены тяжелым
положением скредитами,  принадлежащими  слабым или  неплате-
жеспособнымпредприятиям   частной  или государственной  форм
собственности.Так как у  многих  из этих  банков  нет соот-
ветствующихрезервов под эти кредиты,  они не могутотразить в
своем балансесвязанные с этим убытки,  не  уничтожив большую
часть или всесобственные средства.

     Правительственные и центральные банки встранах, проводя-
щих реформы,  будут должны решать эту проблему в рамкахрефор-
мы. Решение этойпроблемы сыграет ключевую роль в предоставле-
нии банковской ифинансовой системе возможности успешно прив-
лекать сбереженияобщества и размещать их наиболее эффективным
образом.

     * Ускорение создания надежных рынковкапитала

     По мере продвижения централизованнопланируемой экономике
к рыночной  системе и установления основных элементовнадежной
банковскойсистемы рынки капиталов будет необходимо развивать
рыноккапиталов,  в  первую очередь — эффективный первичный и
вторичный рынокгосударственных  ценных  бумаг. Хотя  межбан-
ковскийрынок,  рынок  ценных бумаг и валютный рынок являются
существеннымичертами  рыночной  экономики,  развитие   рынка
государственныхценных бумаг,  включая стимулирующийвторичный
рынок этих ценныхбумаг — это особенно важная задача. Нормаль-
нофункционирующий рынок государственных ценных бумаг по край-
ней мере  избавит центральный  банк  от  необходимости   не-
посредственнофинансировать  дефицит государственногобюджета.
Более того,  он создаст основу,  на которой смогут развиваться
другие элементырынка капиталов.



           ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ИМЕХАНИЗМЫ
           В ПЕРЕХОДЕ К РЫНОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙСИСТЕМЕ


     Учитывая эти принципы, можно описатьосновные институцио-
нальные структурыи механизмы, которые необходимы для успешно-
гофункционирования рыночной экономики.  Кэтим структурам от-
носятсяцентральный банк, коммерческие банки, система платежей
и рынкикапиталов, а также механизмы, позволяющие справиться с
унаследованнымгрузом проблем в финансовых институтах и их ак-
тивах.

     I. ТРОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

     Независимо от  различий законодательных и институциональ-
ных структурразных стран центральный банк можно рассматривать
как орган,исполняющий три функции. В центре этой триады стоит
монетарнаяполитика,  первейшей задачей которой  является со-
действиестабильности  цен  и экономическому росту.  Но и две
другие функциицентрального банка очень тесно переплетаются с
монетарнойполитикой. Таким образом они образуют единое целое.
Эти две функциитаковы: (1) всеобъемлющий надзор за финансовой
системой,включающий   контроль   и регулирование  банковской
системы; (2)надзор или непосредственное участие в  отдельных


                            — 7 -
сторонахдеятельности системы платежей. Эти функции независимы
друг отдруга,  вместе же они служат гарантоммонетарной  ста-
бильности.

     Будучи частью  этой функциональной трилогии,  центральный
банк в большинствестран также  играет  прямую или  косвенную
роль в управленииотдельными элементами сети безопасности фи-
нансовой системы.Например, центральный банк практически всег-
да служитгарантом ликвидности в непредвиденных обстоятельст-
вах.  Хотя главной задачей большинства центральныхбанков счи-
таетсяформирование монетарной  политики,  многие центральные
банки,  включая Федеральный Резервный, были созданы восновном
в целяхпредотвращения или по  крайней  мере сдерживания  фи-
нансовых шоков испадов.


     Как бы ни выглядел мандатцентрального  банка,  бесспорно
центральныйбанк  будет играть важную роль всодействии созда-
нию и утверждениюверы в  основополагающую  стабильность бан-
ковскойсистемы.  В свою очередь,  это означает, что сам цент-
ральный банкдолжен  пользоваться  максимальным доверием  об-
щетсва.Достижение  и  поддержание этого доверия общества не-
посредственносвязано с успехом центрального банка в выполне-
нии своихобязательств в области монетарной политики. Вот по-
чему монетарнаяполитика находится  в  центре триады  функций
центральногобанка. В этом также заключается причина того, по-
чему центральныебанки должны иметь  особый  статус у  прави-
тельств, которымони служат. И наконец, особый статус подразу-
мевает, что неследует ожидать прямого финансирования дефицита
государственногобюджета центральными банками.  Это такжепод-
разумевает, чтоцентральный банк не должен отвечать за прямое
финансированиедругих видов предприятий.  Осуществлениетакого
финансированияприводит к тому,  что центральныйбанк  рискует
перегрузить свойбаланс низколиквидными активами.  В такойси-
туации можетпострадать доверие к финансовой репутации  цент-
рального банка.

                   _Организационнаяструктура

     Поскольку центральные  банки должны иметь особый статус у
своихправительств, степень независимости центрального банка в
разных странахразлична. Чем больше независимость центрального
банка, тем меньшеон подвержен сиюминутному политическому дав-
лению.Например,  центральные  банки, напрямую контролируемые
правительством,могут  быть  принуждены  проводить   политику
доступныхкредитов или, что еще хуже, непосредственно финанси-
ровать дефицитгос.бюджета.  Хотя такие меры могут снятьопре-
деленные текущиепроблемы,  такие как высокий уровеньбезрабо-
тицы илисложности налоговыми поступлениями, в  конце  концов
они приводят  к высоким  темпам  инфляции и жесткому урезанию
кредитов вбудущем.  Независимость от правительствтакже жела-
тельна в  сфере надзора,  с тем, чтобы позволить центральному
банкупротивостоять нажиму на центральный банк с целью  осла-
бить нормативы,касающиеся неплатежеспособности банков.

     При выборе   структуры  центрального   банка  необходимо
рассмотретьмножество вариантов. Схема 1 демонстрирует одну из
возможныхструктур  по  типу Федеральной Резервной Системы.  В
этой структуреименно законодательный орган правительства вы-


                            — 8 -
дает центральному  банку документ  на  право ведения операций
(лицензию,мандат).  Законодатели  устанавливают общие   цели
центральномубанку,  предоставляют полномочияосуществлять ре-
гулирование имогут потребовать от центрального банка периоди-
чески отчитываться  о деятельности  и  достижении этих целей.
Главаправительства страны назначает членов  правления  цент-
ральногобанка  и его председателя и тем самымоказывает влия-
ние на монетарнуюполитику через назначаемых кандидатов. Члены
правленияназначаются  на длительный срок,  и правительство не
может ихсместить. Чем больше срок пребывания в должности чле-
нов правленияцентрального банка,  тем более онинезависимы от
колебанийполитического  барометра.  Центральный банк   затем
вырабатываеттакую политику, которая позволяет достичь постав-
ленных передним  целей.

     В других организационных схемахцентральные банки мо-
гут центральныебанки могут обладать большей или меньшей неза-
висимостью отправительства.  Например,  в  некоторых  стра


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.