Содержание
Введение………………………………………………………………………………3-4
Глава 1: Банковская система РФ………………………………………………...…5-13
1.1. Видыбанковских систем……………………………………………….5-8
1.2. Банковскаясистема России…………………………………………...8-12
1.3. Особенностикредитной системы России…………………………..12-13
Глава 2: Банк России. Роль Центральногобанка Российской Федерации…….13-41
2.1. Центральныйбанк Российской Федерации………………………...13-15
2.2. Коммерческиебанки и специализированные кредитные организации (финансово-кредитныеинституты)…….………………………………….15-22
2.3. Банковскаяинфраструктура и банковский рынок…………………22-24
2.4. Центральныйбанк России: история создания, место в современной экономике………………………………………………………………........2
2.5. Правовойстатус Банка России……………………………………...26-31
2.6. Банковскиеоперации………………………………………………........31
2.6.1. Сущностьпассивных операций………………………………31-33
2.6.2. Сущностьактивных операций………………………………..33-35
2.6.3. Банковскиеуслуги…………………………………………….35-36
2.6.4. Взаимосвязьбанковских операций…………………………..36-37
2.7. РольБанка России в регулировании банковской деятельности…..38-41
Заключение………………………………………………………………………...42-43
Список литературы……………………………………………………………………44
Приложение………………………………………………………………………..45-46
Введение
Целью моей работы являетсяизучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесменыпосвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России исоздания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы многовнимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сихпор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее несовершенность.
Оченьважно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов исбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередьвследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения.Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистикавкладов, и к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой огромный вызов для банковской системы, котораяполучает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться.
Даже бюджетный сектор, имеющий профицит, стал источником роста общенациональныхсбережении, которые нужно также рационально и наиболее производительноиспользовать.
Принципы организации и деятельностиЦентрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочияопределяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке идругими федеральными законами.
Центральный банк является также регулирующим,контролирующим и исследовательско-информационнымцентром кредитной системы страны.
Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения импассивных и активных операций.
При этом не нужно принебрегатьи богатым опытом функционирования таких институтов в развитых зарубежныхгосударствах. Несмотря на то, что Центральные банки многих стран в силу путейсвоего исторического развития весьма различны, но тем не менее они имеют многои сходных черт. Кроме того, часть иностранной практики управления и организацииЦентрального банка может быть успешна использована для совершенствованияпостроения и функционирования Банка России.
Актуальностьэтого вопроса объясняется тем, что, поскольку банковская система выступает вкачестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четкоуяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами,определение понятия и элементного состава банковской системы Российской Федерациипозволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е.на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управленияи для кого управленческие решения
3
компетентных органов государстваявляются обязательными. А также актуальность этого вопроса связана с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулированиибанковской системы.
4Глава1:Банковская система РФ.
1.1. Видыбанковских систем.
Вистории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
-двухуровневаябанковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
-централизованнаямонобанковская система;
-уникальнаядецентрализованная банковская система Федеральная резервная система США.
Вбольшинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структурабанковской системы.
Первыйуровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он ЦБ выполняетследующие функции:
-осуществляет эмиссиюнациональных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения,определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
-проводит общий надзор задеятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансовогозаконодательства;
-предоставление кредитовкоммерческим банкам;
выпускаети проводит погашение государственных ценных бумаг;
управляетсчетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
-осуществляетрегулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействияна коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытомрынке с государственными ценными бумагами и регулирование нормативаобязательных резервов коммерческих банков.
Сточки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
-государственные,капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки вВеликобритании, ФРГ, Франции. Канаде, России);
-акционерные(например, в США);
-смешанныеакционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии,Бельгии).
Некоторыецентральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ,России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (вВеликобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капиталцентрального банка государству, исторически между банком и правительствомсложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой ролипоследнего в кредитной системе страны, в проведении
5
экономической политикиправительства.
Однакотесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять наполитику центрального банка независимо от принадлежности капитала центральныйбанк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либозаконодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованнойпарламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент,правительство, монарх,обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимостицентрального банка является необходимым условием эффективности егодеятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целямиправительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Этоособенно важно в плане ограничения возможностей правительства использоватьресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
Вто же время независимость центрального банка от правительства носитотносительный характер в том смысле, что экономическая политика не может бытьуспешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементовденежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политикацентрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курсаправительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степенисочетает черты банка и государственного органа.
Вбольшинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системойфункции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, иотличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, котораяхарактеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем,
а также преобладанием государственных кредитныхинститутов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции БанкФранции наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссияпо банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностьюкоммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладаетмонополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены,так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.
Историяразвития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованнаямонобанковская. По этому типу была построенабанковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковскаясистема СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк,Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной ирасчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различныхотраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитовпромышленности, транспорту, связи и долгосрочных сельскому хозяйству).Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и
6
финансированиекапитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельскогохозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занималсямеждународными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом идрагоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вкладынаселения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трехгосударственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли рольвторого бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциалкредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитнуюполитику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.
Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существуетдецентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которыхявляется контроль за деятельностью банков членов ФРС и определение кардинальныхнаправлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческихбанков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».
Курсна развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системыбанков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, врезультате которой на тот момент были организованы крупные отраслевыеспециализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такаяреформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была замененамонополией реорганизованных специализированных банков.
Первые коммерческие банкибыли созданы в августе 1988 г.После принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативовпредоставлялось правосоздавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 2,5 кооперативных банков.В апреле 1989 г.было разрешено создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банковна паевых началах.
Основными преимуществамисоздаваемых коммерческих банков по сравнению с государственнымиспециализированными банками являлись предоставленная свобода в выборе методовведения банковских операций и прямая зависимость в привлечении клиентов надоговорной основе.
Вконце 1990 г.были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках ибанковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы и вРоссийской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковскойдеятельности» учредителями коммерческих банков могут быть не толькоюридические, но и физические лица, а такие иностранные участники. С принятиемэтих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческихбанков.
Перестройкабанковской системы путем создания второго уровня в виде самостоятельныхкоммерческих банков была названа реформой банковской
7
системы начала 90-хгодов. И если на начало 1990 г. было около 200 коммерческих банков, то к началу 1995 г. уже 2,5 тысячикоммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать 1 тысячу банков,потребовалось около 80 лет (1781-1860 гг.).
1.2. Банковская система России
В теоретическом планеуяснение понятия «банковская система» дает возможность очертить ту внешнююсреду, в которой находится конкретный банк, выявить его зависимость от этойсреды и возможности их взаимного влияния. Затем уяснение состояния банковскойсистемы позволяет определить типы и виды связей внутри этой системы,возможности ее совершенствования, защиты и т.д.
Актуальностьэтого вопроса объясняется тем, что, поскольку банковская система выступает вкачестве объекта государственного управления, необходимо достаточно четкоуяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами,определение понятия и элементного состава банковской системы Российской Федерациипозволит выявить круг объектов государственного управления в этой сфере, т.е.на кого направлено управляющее воздействие органов государственного управленияи для кого управленческие решения компетентных органов государства являютсяобязательными.
При описании банковскойсистемы целесообразно исходить из привычного для юристов, финансистов исоциологов понятия социальной системы, под которой обычно понимается некоемножество разнообразных институтов и учреждений, находящихся во взаимодействии,определяемом их ролевыми функциями и внешней средой.
Само применение понятия«система» означает относительно высокую интеграцию выделенной группыэлементов, наличие у всех элементов группы общих существенных признаков,отличающих ее от иных групп, взаимная зависимость элементов одной группы и некотораязакрытость или специфичность по отношению к внешней среде. В этом смыслесистема может быть рассмотрена как открытая, что в большей степени отвечаетвзаимосвязи и переплетению социальных процессов, и как закрытая. Подход к нейкак к закрытой системе во многом условен и применяется в основном в научныхцелях для выявления ее специфики (наиболее существенных признаков), в связи счем необходимо абстрагироваться от некоторых ее взаимодействий с внешнейсредой.
Такой подход вполнесогласуется с хорошо известными общими определениями понятия «система». «Под…системой, — писал В.Г.Афанасьев,— понимается совокупность компонентом, взаимодействиекоторых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ееобразующим…
8
Важнейшей особенностью целостной системыявляется наличие в ней интегративных, системных качеств, не сводимых к суммесвойств образующих ее компонентов».
Кроме того, согласно теорииЛ. Берталанфи любая система должна обладать следующими признаками: целостность(принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ееэлементов и невыводимость из последних свойств целого: зависимость каждогоэлемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутрицелого), структурность (возможность описания системы через установление ееструктуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведениясистемы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ееструктуры), взаимосвязь системы и среды (формирует и проявляет свои свойства впроцессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активнымкомпонентом взаимодействия), иерархичность (каждый компонент системы в своюочередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случаесистема представляет собой один из компонентов более широкой системы),множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложностикаждой системы ее адекватное познание требует построения множества различныхмоделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы), а такженаличие управляющего субъекта, поскольку банковская система относится к классусоциальных систем.
Если с экономической точкизрения для признания совокупности компонентов системой необходимо обозначениеобщих функций и потребностей, с управленческой — новых свойств, то сюридической нужно говорить об одновременном наличии нескольких признаков:
· единойправовой основы и упорядоченных средств правового регулирования;
· сопоставимогоправового статуса отдельных элементов системы;
· правовойрегламентации разнообразных связей между элементами, диктуемых соображениямиэкономической целесообразности и правовой непротиворечивости;
· согласованныхправил и обычаев делового оборота, на основе которых функционируют элементысистемы, обеспечивающие определенный уровень их соблюдения;
· правовыхпоследствий выхода каждого отдельного звена из правовых связей, создающихединство системы.
Известно, что к какой-либосистеме можно относить только организации, непосредственно осуществляющиефункции или деятельность, в которых воплощается свойство системы. Инымисловами, к элементам банковской системы можно отнести только организации,выполняющие банковские операции. Это узкий и не вполне адекватный подход копределению состава системы. Более адекватным является широкий подход,предполагающий отнесение к системе не
9
только тех образований, которыенепосредственно осуществляют определенный вид деятельности, но и организаций,составляющих инфраструктуру этой деятельности, обеспечивающих основную функциюсистемы.
При этом, однако, важно невыйти за пределы соотношения обеспечения с основной деятельностью. Ведь,например, при описании транспортных систем можно дойти до систем газо- инефтедобычи, поскольку они обеспечивают движение транспорта. Это будет неправильно.В качестве принципа можно избрать количество опосредующих связей. Приотнесении того или иного образования к определенной системе таких связейдолжно быть не более одной. Иными словами, нельзя относить к системеорганизации, обеспечивающие деятельность обеспечивающих организаций.
Существующая сегодня в Россиибанковская система, так же как и большинство банковских систем мира, являетсядвухуровневой, ее организационные формы и другие характеристики непосредственнорегулируются Конституцией РФ, законами о банках и о Банке России, другимифедеральными законами, а также нормативными правовыми актами Банка России.
Согласно ст. 2 Закона обанках банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России,кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
По мнению авторов учебника«Банковское право Российской Федерации (общая часть)», этот перечень неполон.Более полным представляется определение, сформулированное в Российской банковскойэнциклопедии. В ней банковская система интерпретируется как совокупностьбанков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства, банковскогорынка.
Однако и это определениевызывает некоторые возражения.
Во-первых, банковскоезаконодательство является не элементом банковской системы, а способом, формой,инструментом государственного управления ею.
Во-вторых, это определение неохватывает небанковские кредитные организации, которые наряду с банкамиявляются одним из основных элементов банковской системы.
В-третьих, представляетсянеобходимым включить в этот перечень также союзы и ассоциации кредитныхорганизаций — важный элемент механизма самоуправления банковской системы.
Такимобразом, банковскую систему современной России составляют:
· Центральный банк Российской Федерации — верхнийуровень;
· кредитные организации-резиденты;
· филиалы и представительства иностранных банков;
· союзы и ассоциации кредитныхорганизаций-резидентов;
· банковская инфраструктура;
· Банковский рынок.
Приэтом все элементы, кроме первого, представляют нижний уровень
банковскойсистемы России.
10
Критерием отнесения элементовк тому или иному уровню является их положение в системе, обусловленноеотношениями субординации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне,поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему вцелом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касаетсякоммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в этомотношении должны быть однопорядковыми, полностью равноправными вовзаимоотношениях друг с другом, в связи с чем составляют нижний уровеньсистемы. В последнее время в
связи с необходимостью реструктуризациибанковской системы широкое распространение получил термин «системообразующиебанки». Используя этот термин, авторы обычно не раскрывают его содержания.Употребляется он в различных смысловых значениях, и поэтому возникаетпостоянная необходимость самостоятельно выявлять содержание рассматриваемоготермина исходя из текста, в котором он используется.
Анализ показывает, что термин«системообразующие банки» в средствах массовой информации чаше всего (исовершенно необоснованно) применяется в следующих близких по смыслу значениях:
· банки,имеющие большое экономическое и социальное значение для России в целом или длярегиона (субъекта РФ);
· банки,доля которых на рынке банковских услуг Российской Федерации или субъекта РФсущественна;
· крупныебанки.
Подобные способыинтерпретации термина «системообразующие банки» нельзя признать верными стеоретической точки зрения. Они чрезвычайно вредны и с позиции практики.
Если банк определяется как«системообразующий», то это означает, что без данной кредитной организациибанковская система в принципе существовать не может. Отсюда следует, что данныйбанк в обязательном порядке заслуживает каких-либо преференций и льгот(например, оказания первоочередной финансовой помощи при проведенииреструктуризации банковской системы). Такой подход прямо противоречитпринципам поощрения конкуренции и недопустимости монополии на банковскихрынках и не сообразуется с принципом равенства коммерческих банков каксубъектов одного и того же уровня банковской системы.
Во всех этих случаях понятием«системообразующий банк» подменяются понятия «крупный банк» или«социально-значимый банк», в то время как системообразующим является такой элемент системы, без которогопринципиально невозможно ее существование и дальнейшееразвитие.
Исходя из такого понимания всовременных банковских системах рыночного типа имеется только один видсистемообразующих кредитных организаций — центральные (эмиссионные) банки. Иныхбанков, обеспечивающих существование и развитие банковской системы, быть неможет.
11
Следовательно, коммерческийбанк, каким бы крупным и «социально-значимым» он ни был,— это всего лишькрупный коммерческий банк, однопорядковый с другими (средними и мелкими) банками(в смысле принадлежности к уровням банковской системы) и равный им безкаких-либо изъятий и исключений. [№1]
1.3. Особенности кредитной системы в России
В России, как и в большинстведругих стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк— банковские институты и небанковские
кредитные организации. Центральный банкРФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны,обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличныхденежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляетцентрализованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиромПравительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами,осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организациючерез свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и наместах) и проч.
Коммерческие банки являютсяосновой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранеефункционировавших специализированных государственных, банков, имевшихустойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк,Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другиесоздавались практически «с нуля».
В России уже сложиласькредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской инемецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американскоймодели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированныхкредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).
В целом российские кредитныеорганизации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система вЗападной Европе и других регионах мира с конца 40-х — начала 50-х гг.:финансовый капитал в России уже сращивается с промышленным и торговым(например, в форме финансово-промышленных групп), усиливается концентрациябанков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональныесоюзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.
Следует отметить, чтобанковская система России слабо выполняет свою вторую главную функцию —кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половина российскихпромышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.
12
К середине 1998 г. заметно выросликапиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международныетехнологии и стандарты. Однако августовский кризис 1998 г. нанес разрушительныйудар прежде всего по кредитной системе России. За август—декабрь 1998 г. капиталы банковскойсистемы сократились на 30%.
Обострению кризисаспособствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия к банкам.Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурснойбазы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитнойактивности.
В результате банковскаясистема оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, онапродолжает функционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличиваюткапиталы и расширяют клиентуру (табл. 3.).
В сложившихся условиях остростоит вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамкахподготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагаетсяпринятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» изакона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечениерезультативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций(АРКО).
По оценке Банка России, из1473 действующих банков 1032 (70%) являются финансово стабильными и ониспособны работать без государственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к«проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств икапитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти изкризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признакинесостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной иэкономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладовнаселения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банковоценивается Банком России в 7 5 млрд. руб.
Главными в процессе финансовогооздоровления «проблемных» банков призваны быть меры по реорганизации, а непроведению процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки отбанкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации. Важным вопросом являетсяструктура банковской системы. Целесообразно иметь полный «ассортимент» банков,таких как банк развития, экспортно-импортный, сельскохозяйственный, ипотечный,кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сетибанков как важного условия развития производительных сил регионов. [с.466-469,№5]
13Глава 2: Банк России. Роль Центрального банка Российской Федерации.
2.1.Центральный банк Российской Федерации
Данный банк занимает особоеместо в банковской системе России, поскольку именно он является органом государства, наделенным специальнойкомпетенцией в сфере управления банковской системой.
Проблемы правового положенияБанка России в последнее время стали объектом многих экономических,юридических, политологических научных исследований. Значительное число работ,затрагивающих вопросы правового статуса Банка России, объясняетсянеопределенностью его места в системе органов государственной власти и большимколичеством пробелов и противоречий в действующем российском банковскомзаконодательстве. Однако представляется, что не менее актуальны проблемыопределения статуса ЦБ РФ как органа государственного управления и его роли встабилизации банковской системы и преодолении банковского кризиса.
Вопрос о месте ЦБ РФ, равнокак о необходимой степени его независимости и самостоятельности приосуществлении своих функций, подробно исследован в специальной литературе и внастоящем исследовании затрагиваться не будет.
Одной из целей деятельностиБанка России является развитие и укрепление банковской системы страны. Для еереализации ЦБ РФ выполняет следующие функции (ст. 4 Закона о Банке России):
· являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций иорганизует системурефинансирования;
· осуществляетгосударственную регистрацию кредитных организаций;
· выдаети отзывает лицензии кредитных организаций на совершение банковских операций илицензии организаций, занимающихся аудитом;
·