Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг

Р.А. ИСАЕВ
БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И БИЗНЕС-ИНЖИНИРИНГ
Москва ИНФРА-М 2011
УДК 650 ББК 65.290И85
И85 Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 400 с.
ISBN 978-5-16-004926-7
Настоящая книга содержит методики и успешные практики их применения по основным областям банковского менеджмента и бизнес-инжиниринга: стра-тегическое управление, управление бизнес-процессами, управление организа-ционной структурой и персоналом, менеджмент качества и стандарты ISO 9000, управление проектами, разработка банковских продуктов и многое другое. Каждая методика подкреплена большим количеством бизнес-моделей, решений и реальных примеров из банковской отрасли. В конце книги представлены образцы наиболее важных банковских и проектных документов.
Книга написана словами практика. Это означает, что все предложенные методики и материалы служат исключительно для решения практических задач банка, успешно апробированы и используются в различных банках, а также на консалтинговых проектах.
Книга предназначена для банковских специалистов и руководителей, а также для специалистов по бизнес-инжинирингу и различным областям ме-неджмента, преподавателей вузов и студентов.
Особую ценность и интерес книга представляет для следующих подразде-лений банка: управление бизнес-процессов, методологии, информационных технологий, стратегического и организационного развития, качества и стан-дартизации, служба персонала, служба внутреннего контроля.
УДК 650 ББК 65.290
ISBN 978-5-16-004926-7 © Р.А. Исаев, 2011
Подписано в печать 25.03.2011 Формат 60 × 90/16. Гарнитура Newton. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 25,0. Уч.-изд. л. 29,25. Тираж 500 экз. Заказ № Цена свободная.
ТК 150600-9920-250311
Издательский Дом «ИНФРА-М» 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в Тел.: (495) 380-05-40, 380-05-43. Факс: (495) 363-92-12 E-mail: books@infra-m.ru www.infra-m.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие....................................................... 8Введение......................................................... 9Глава 1. КОМПЛЕКСНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА............................ .12 Бизнес-моделирование, основные понятия и определения... .12Роль, значение и применение комплексной Бизнес-модели Банка.................................... 13Использование комплексной типовой Бизнес-модели Банка................................................... 14Принципы разработки Бизнес-моделей Банка............... 16Структура и детальное описание элементов Бизнес-модели Банка.................................... 16Взаимосвязь элементов Бизнес-модели Банка............... 38Методика разработки и внедрения Бизнес-модели Банка...... 42Анализ и совершенствование Бизнес-моделей.............. .46Резюме.................................................. 47Глава 2. БИЗНЕС-АРХИТЕКТУРА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКА................................. .48 Бизнес-инжиниринг и системы управления: основные понятия и определения......................... .49Необходимость и уровни формализации систем управления в банках..................................... .50Типовой состав системы управления........................ 52Структура и детальное описание основных систем управления в банке...................................... .53Жизненный цикл и этапы построения систем управления..... 63Взаимодействие ключевых подразделений банка и систем управления в рамках бизнес-архитектуры.................. .65Диагностика систем управления в банке.................... 74Резюме.................................................. 80Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАНКЕ............. .81 Уровни развития стратегического управления в банках… 82Значимость стратегического управления и место в общей системе менеджмента банка........................ 82Обзор методик и подходов к организации стратегического управления............................................. .83Методика стратегического управления банком............... 84Этап 1. Стратегический анализ............................. 85Этап 2. Стратегическое планирование..................... .92Этап 3. Реализация стратегии............................. 110Этап 4. Контроль и регулирование......................... 112Организация проекта постановки стратегического управления в банке...................................... 114Резюме................................................. 115Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В БАНКЕ........................ .116 Негативные последствия неформализованности бизнес-процессов банка.................................. 116Выгоды от описания бизнес-процессов для банка........... 118Кто должен заниматься в банке описанием бизнес-процессов....................................... 119Перечень методик и подходов по описанию бизнес-процессов....................................... 120Правила разработки графических моделей бизнес-процессов....................................... 121Методика описания бизнес-процессов банка............... 122Положение об управлении бизнес-процессами банка........ 136«Золотые» правила описания бизнес-процессов............. 138Матрица менеджмента процессов......................... 138Аудит, анализ и оптимизация бизнес-процессов............. 141Аудит бизнес-процессов........................... 141Методы анализа и оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов................................. 143Примеры оптимизации бизнес-процессов банка...... 147Виды нормативных документов банка..................... 150Методика построения эффективной системы регламентации банка.................................... 153Этап 1. Разработка нормативного документа............... 153Этап 2. Согласование и утверждение нормативного документа....................................... 157Этап 3. Управление реестром нормативных документов...... 161Этап 4. Что сделать, чтобы регламенты «работали»?........... 162Резюме................................................. 163Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ПЕРСОНАЛОМ БАНКА............................. .164 Общие понятия и необходимость управления организационной структурой............................. 164Методика описания организационной структуры банка в формате «как есть»..................................... 165Этап 1. Разработка модели оргструктуры................... 165Этап 2. Заполнение параметров структурных звеньев........ 166Этап 3. Распределение ответственности и функций структурных звеньев по бизнес-процессам.......... 166Этап 4. Разработка структурных регламентов............... 167Методы анализа и оптимизации организационной структуры и работы персонала банка....................... 168Анализ и изменение типа организационной структуры........................................ 168Анализ и оптимизация матрицы распределения ответственности.................................. 174Анализ и оптимизация масштаба управляемости...... 179Построение и анализ матрицы компетенций и гибкости....................................... 182Применение ключевых показателей эффективности (KPI) и системы мотивации........................ 184Оптимизация оргструктуры и численности персонала на основе расчета трудоемкости бизнес-процессов.... 188Управление изменениями оргструктуры банка.............. 195Территориальная (филиальная) оргструктура банка.......... 196Резюме................................................. 200Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В БАНКЕ.................. .201 Понятие и категории качества........................... .203Формальные и неформальные подходы к обеспечению качества................................................ 206Краткое описание и комментарии серии стандартов ISO 9000................................................ 207Стандарты качества банковской деятельности от Ассоциации Российских Банков (АРБ)................. .209Взаимосвязь стандарта ISO 9001 (СМК) и стандартов АРБ.... 212Значение, применение и экономический эффект стандартов качества банковской деятельности.............. 215Документация системы менеджмента качества по ISO 9000............................................. 217Матрица менеджмента качества........................... 218Методика построения системы менеджмента качества банка по стандартам серии ISO 9000...................... .222Этап 1. Подготовка проекта............................... 222Этап 2. Приведение СМК банка к требованиям ISO 9000..... 227Этап 3. Внутренний аудит............................... .235Этап 4. Сертификация.................................. .237Организация функционирования системы менеджмента качества в банке......................................... 238Процедура 1. Планирование и построение СМК........... .239Процедура 2. Управление каждым процессом СМК.......... 246Процедура 3. Внутренний аудит СМК...................... 258Процедура 4. Анализ СМК со стороны руководства банка... .263Архитектура типовой системы менеджмента качества банка.......................................... 266Резюме................................................. 277Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В БАНКЕ................. .278 Основные понятия по управлению проектами............. .279Классификация проектов, проекты развития.............. .282Стандарты управления проектами......................... 283Методика управления проектами.......................... 291Этап 1. Инициация проекта.............................. 292Этап 2. Планирование проекта............................ 293Этап 3. Исполнение и контроль проекта................... .307Этап 4. Завершение проекта............................. .308Две стороны одного проекта.............................. 309Зрелость банка для реализации проектов развития.......... 311Автоматизация управления проектами..................... 317Резюме................................................. 319Глава 8. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ........................ .320 Общая информация и примеры использования............ .320Критерии сравнения программных продуктов............. .323Детальное описание программных продуктов............... 327Business Studio................................... .328ARIS............................................. 341CA ERwin Process Modeler (BPwin).................. 344Microsoft Visio.................................... 347Бизнес-Инженер.................................. 350Резюме................................................. 352.................................................. .353 Методика разработки новых банковских продуктов и услуг...... .353Поиск идей, проведение маркетингового исследования..... .354Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей..... 356Разработка процессно-методического обеспечения.......... 357Разработка системного обеспечения....................... 358Разработка и реализация маркетингового обеспечения....... 358Разработка организационного обеспечения и обучение персонала............................................. .359Запуск продукта / услуги................................ .359Резюме................................................. 360Методика бенчмаркинга...................................... 361Бенчмаркинг: основные понятия и значение................ 361Виды бенчмаркинга.................................... .362Этапы бенчмаркинга.................................... 363Причины неудач бенчмаркинговых программ............... 368Резюме................................................. 368Образцы наиболее важных банковских документов, упоминаемых в книге........................................ 369Политика в области качества банка........................ 369Чек-лист для аудита процесса банка....................... 371Чек-лист для внутреннего аудита СМК верхнего уровня банка............................................ 372Анкета по оценке удовлетворённости персонала банка....... 373Программа внутренних аудитов СМК банка............... .375План внутреннего аудита СМК банка...................... 375Отчёт по анализу претензий клиентов банка............... .376План / Отчёт о предупреждающих действиях............... 377Анкета для детального описания бизнес-процесса банка.... .378Анкета для измерения и учёта показателей бизнес-процесса банка................................... 378Приказ о начале проекта «Построение системы менеджмента качества в банке».......................... .379Должностная инструкция Директора по качеству банка..... .380Положение об отделе по управлению бизнес-процессами банка................................................. 384Соглашение по бизнес-моделированию в банке (фрагмент).. 386................................................... .392 .................................................... .393 Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы....................... .400 ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга является 2-й из серии «Секреты успешных банков» и продолжает 1-ю книгу, которая имела название «Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке». Она вышла в свет в конце 2009 года и активно продвигалась на рынке в течение всего 2010 года.
Как и ожидалось, 1-я книга стала востребованной среди банковских специалистов. И во всех банках, куда автор приезжал для проведения семинаров, презентаций и реализации проектов, она уже лежала на столе (со множеством закладок) в отделах методологии, банковских технологий, службе персонала и др.
В виду ограниченного тиража 1-й книги и в связи с появлением но-вых материалов было принято решение о выпуске 2-й книги «Банков-ский менеджмент и бизнес-инжиниринг».
Автор желает всем читателям продолжения развития знаний и на-выков в области бизнес-инжиниринга и управления, и самое главное, получения реальных ценных результатов для коммерческих банков и проектов.
Будет очень приятно получить от читателей новые примеры реали-зации описываемых в книге методик, а также вопросы и другую инте-ресную информацию на адрес: isaev.ra@yandex.ru.
С уважением, Автор.Книга издана при поддержке
-Координационного комитета по стандартам качества банковской деятельности Ассоциации Российских Банков, г. Москва
-Группы компаний «Современные технологии управления», г. СамараВВЕДЕНИЕ
В предметных областях менеджмента и бизнес-инжиниринга разра-ботано и успешно используется достаточно много подходов, методик, технологий, стандартов и различных инструментов. Однако при нача-ле работы и реализации консалтинговых проектов в банковской сфере автор столкнулся со следующими проблемами. ƒ Литература по менеджменту и бизнес-инжинирингу содержит общие подходы и методики без их привязки к конкретной отрасли
– в нашем случае банковской. Иначе говоря, отсутствуют специ-фикации, правила и рекомендации по применению методик. А спецификаций и тонкостей для банковской сферы очень много.
ƒ Литература по банковскому менеджменту в основном раскрывает финансовые и общеорганизационные вопросы управления ком-мерческим банком.
ƒ Большинство методик и технологий являются самостоятельными и независимыми, и мало кто говорит, как их интегрировать между собой, реализовать комплексный проект.
ƒ В открытом доступе отсутствует комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка, на которую можно было бы ориен-тироваться и равняться при реализации проектов.
С этими же проблемами сталкиваются и другие специалисты, рабо-тающие по направлениям бизнес-инжиниринга и организационно-корпоративного развития в банках.
Настоящая книга призвана восполнить эти недостатки.
Сразу отметим, что в книге акцентируется внимание не на теорети-ческих основах процессного подхода, системы сбалансированных по-казателей (BSC / KPI), стандартов ISO 9000 и других подходов, а на том, как их применять на практике в коммерческом банке, шаг за ша-гом получая реальные результаты.
Книга основана на практическом опыте автора и коллег по реализа-ции консалтинговых проектов в коммерческих банках России и стран СНГ, а также теоретических разработках и исследованиях автора.
Книга состоит из 8-и Глав и 3-х Приложений. Глава 1 посвящена комплексной бизнес-модели коммерческого банка.
В ней рассмотрены основные понятия бизнес-моделирования, спо-собы и методики по разработке бизнес-моделей. Предложена и де-тально описана авторская разработка – Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка. Она содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям ме-неджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC / KPI, биз-нес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и докумен-тооборот, системная архитектура, многое другое. Применение данной комплексной типовой бизнес-модели в банке может значительно со-кратить временные и финансовые затраты на реализацию проектов организационного развития и решения актуальных банковских задач (реализация стратегии, разработка продуктов, открытие новых филиа-лов и др.), а также повысить их эффективность.
В главе приводится большое количество примеров банковских биз-нес-моделей.
Глава 2 посвящена бизнес-архитектуре и системам управления бан-ка по основным объектам менеджмента: стратегическое управление, управление бизнес-процессами, управление персоналом и оргструкту-рой, управление качеством. Для каждой системы управления рассмот-рены её основные содержательные элементы (бизнес-модели и регла-менты), задействованные в ней подразделения банка, функционирова-ние и автоматизация системы. Для всех подразделений банка, входя-щих в рассматриваемую в книге бизнес-архитектуру, даны детальные описания, критерии результативности и схемы взаимодействия.
Раскрывается понятие интегрированной системы менеджмента (ИСМ) банка, её предназначение, состав и разработка. Особое внима-ние уделено диагностике систем управления в банке, как неотъемле-мому этапу формализации и развития деятельности банка.
Данная глава может оказать значительную помощь не только в по-строении с нуля различных систем управления банком, но также в организации и совершенствовании работы подразделений и бизнес-процессов банка по соответствующим системам управления.
Глава 3 посвящена стратегическому управлению в банке.
В данной главе приводится взаимосвязанная цепочка этапов по по-строению эффективной системы стратегического управления. В неё включены современные подходы и методы по стратегическому управлению: система сбалансированных показателей BSC / KPI,SWOT-анализ, контроллинг и др. Каждый этап сопровождается ре-альными успешными примерами из банковской отрасли.
Глава 4 посвящена управлению банковскими бизнес-процессами, реализации процессного подхода на практике. Подробно рассказыва-ется, как с нуля описать бизнес-процессы в банке, а затем их анализи-ровать и оптимизировать.
Вторая часть главы посвящена построению эффективной системы регламентации банка. Рассмотрены следующие ключевые задачи: раз-работка, согласование, публикация и доведение до сотрудников нор-мативных документов по различным областям (бизнес-процессы, продукты и услуги, структурные подразделения). Система регламен-тации банка тесно связана с системой процессного управления и име-ет большое значение.
Глава 5 посвящена управлению организационной структурой и пер-соналом банка.
Подробно рассмотрены 4 основных темы: описание и оптимизация оргструктуры и работы персонала банка, управление изменениями оргструктуры, территориальная (филиальная) оргструктура банка. Все предлагаемые методики и материалы разработаны на основе реальных проектов организационно-корпоративного развития в банках.
Помимо вопросов управления оргструктурой банка в главе затрону-ты актуальные вопросы по управлению персоналом. Хотя под управ-лением персоналом обычно понимают его бухгалтерскую и админи-стративную составляющие (подбор, прием и увольнение сотрудников, расчет зарплаты, HR-технологии), автор предлагает взгляд с точки зрения бизнес-инжиниринга и современных технологий менеджмента.
Глава 6 посвящена рассмотрению основ системы менеджмента ка-чества (СМК) в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2008 применительно к банковской сфере, их практическому применению.
В главе приводится детальное описание и блок-схемы этапов по-строения и организации функционирование СМК банка, цитаты и комментарии по соответствующим разделам стандарта ISO 9001:2008.
Глава 7 посвящена управлению проектами в коммерческих банках. Предлагается методика управления проектами, практические советы и примеры, как организовать проект, осуществлять и контролировать его выполнение, достигать запланированных результатов с учётом специфики банковской сферы. Обращается особое внимание на то, как преодолеть возможные проблемы и «подводные камни». Предла-гаемые советы и рекомендации одинаково эффективны для широкого класса проектов развития.
Уделено внимание основам теории управления проектами, знание которых необходимо для эффективного выполнения данной деятель-ности
Глава 8 посвящена общему рассмотрению программных продуктов бизнес-моделирования. Приведены критерии для сравнения и выбора программных продуктов, а также детальные описания: Business Studio, ARIS, Microsoft Visio, ERwin Process Modeler, Бизнес-инженер.
Обращаем внимание, что книга не претендует на то, чтобы являться универсальным решением и абсолютной истиной по банковскому ме-неджменту и бизнес-инжинирингу. По мнению автора и с точки зре-ния системного подхода, в соответствии с которым написана книга, главное – это видеть и понимать системную картину, а отдельные её элементы (понятия, методы, решения, связи) могут видоизменяться, совершенствоваться и должны подстраиваться под конкретные зада-чи.
Глава 1. КОМПЛЕКСНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Председатель правления банка «А» на одном из совещаний сказал: «Хо-чу, чтобы вся деятельность банка была формализованной, и чтобы по нажа-тию кнопки на компьютере, я мог видеть работу любого сотрудника и любого бизнес-процесса банка: его цели, показатели, технологии, результаты и т.д.».
Такая электронная комплексная бизнес-модель банка была разработана. На рабочем столе компьютера Председателя правления разместилось кра-сивое окно веб-браузера со множеством ссылок, нажав на которые, он мог увидеть всё в деятельности банка, что пожелает. Открыть любой документ, схему бизнес-процесса, узнать ответственных за бизнес-процессы и проце-дуры, статистику по показателям бизнес-процессов и актуальные значения, перечень реализуемых в настоящий момент в банке проектов и их статус, организационную структуру любого подразделения и многое друге.
Председатель правления остался очень доволен проделанной работой. Следует только отметить, что работа эта заняла 1,5 года, а Председатель правления стал уже акционером банка. Комплексная бизнес-модель банка позволила реализовать системный подход к управлению банком, быстро проводить любые изменения в работе банка и принимать решения, повы-сить эффективность и качество, как отдельных бизнес-процессов и подраз-делений, так и банка в целом.1.1. БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕ-ДЕЛЕНИЯ
Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки раз-личных бизнес-моделей предприятия (стратегия, процессы, оргструк-тура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации его дея-тельности. Сразу напрашивается определение, что такое бизнес-модель.
Бизнес-модель – это формализованное описание (например, графи-ческое или табличное) определенного аспекта или сферы деятельно-сти предприятия. Например, модели стратегических целей и показате-лей, стратегические карты, модели бизнес-процессов, модели орг-структуры, модели библиотек документов и т.п.
Существует 4 основных способа разработки бизнес-моделей. Пере-числим их в порядке убывания уровня эффективности построения и использования бизнес-моделей. ƒ В нотации (правилах) специализированного программного про-дукта бизнес-моделирования: комбинация графики, таблиц и тек-
ста. Более подробно – см. Главу 8 и Приложение 3. ƒ Графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п. ƒ Табличный. ƒ Текстовый.
Один из самых распространенных способов построения бизнес-моделей – это дерево (или иерархический список), которое позволяет перечислить все элементы бизнес-модели, показать связи между ними (подчинение, включение и т.п.) и параметры каждого элемента.
Таблица также является распространенным способом построения бизнес-моделей, который позволяет перечислить все элементы биз-нес-модели (по строкам) и дать им подробные характеристики (по столбцам). Самый известный пример – это матрица (таблица) распре-деления ответственности в бизнес-процессах.
Наименее эффективным способом построения бизнес-моделей явля-ется текстовое описание. В тексте очень проблематично формализо-вать сложные бизнес-модели, отследить взаимосвязи между их эле-ментами.
Самый оптимальный вариант – это комбинация 3-х способов разра-ботки бизнес-моделей (графика, таблица, текст), который и реализо-ван во всех профессиональных продуктах бизнес-моделирования.
Если совокупность бизнес-моделей охватывает большинство основ-ных сфер деятельности и систем управления в банке, то такая сово-купность называется Комплексной бизнес-моделью банка.
Комплексная бизнес-модель банка, которая содержит типовые ус-пешные практики и решения, типовые модели, документы, регламен-ты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в бан-ке, называется Комплексной типовой бизнес-моделью банка (более подробно см. [1]).
1.2. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ БАНКА
Бизнес-моделирование в том или ином виде проводится во всех коммерческих банках, разница заключается лишь в уровне развития и глубине данной деятельности.
Тем не менее, банки по мере своего роста осознают необходимость формализации своей деятельности и, как следствие, построение ком-плексной бизнес-модели.
Итак, перечислим выгоды и преимущества, которые получает банк при построении комплексной бизнес-модели.Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при слия-нии и поглощении банков. Как правило, у банков разные организаци-онные структуры, бизнес-процессы, стратегии и другие элементы управления. При слиянии и поглощении банков возникает необходи-мость стыкования этих разных элементов, их реорганизации. И если они не формализованы в виде бизнес-моделей, то выполнение данной деятельности становится довольно проблематичным.
 Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при тира-жировании бизнеса банка на филиалы. Многие успешные банки раз-работали и используют комплексную бизнес-модель типового филиа-
 ла, включающую бизнес-процессы филиала, его оргструктуру, струк-туру информационных систем и операционных ресурсов, схемы взаи-модействия филиала и головного офиса. Таким образом, комплексная бизнес-модель облегчает и ускоряет процесс открытия новых филиа-лов, повышает стабильность и качество их функционирования. Комплексная бизнес-модель особенно эффективна, как инстру-мент наведения порядка в банке и развития, повышения прозрачности деятельности и управляемости банка. Благодаря комплексной бизнес-модели можно быстро и качественно выполнять различные задачи по развитию банка: эффективная автоматизация, правильный подбор и мотивация персонала, разработка и запуск новых продуктов и услуг и многое другое.
 Комплексная бизнес-модель – это весомый шаг к построению и сертификации системы менеджмента качества банка по стандартам серии ISO 9000, повышению имиджа и рыночной стоимости банка.
 Комплексная бизнес-модель – один из ключевых факторов успеха в реализации стратегии банка, так как она связывает стратегию со всеми элементами и системами управления в банке (бизнес-процессы, персонал, проекты, ИТ и т.д.).
 Комплексная бизнес-модель благодаря наличию готовых акту-альных бизнес-моделей, регламентов, правил позволяет высвободить время руководителей от выполнения рутинных функций, принимать своевременные и правильные управленческие решения. Вместо обу-чения, тотального контроля и корректировки работы сотрудников со-средоточиться над более стратегическими задачами.
 
Рассказывает начальник управления развития сети банкоматов банка.– Раньше я почти каждый день проводил совещания со всеми сотрудни-ками управления. Выяснял, как выполняются текущие задачи и проекты, ка-кие есть проблемы, приходилось много объяснять сотрудникам, мотивиро-вать их. И иногда выяснялось, что какая-то запланированная работа в конце недели всё равно не сделана.
 – Теперь благодаря комплексной формализации деятельности нашего управления в виде бизнес-моделей в совокупности с внедрёнными инстру-ментами контроля, моя работа намного облегчилась. Теперь большую часть времени я посвящаю взаимодействию с партнёрами банка и руководителя-ми других подразделений. А каждый сотрудник управления имеет чёткие планы и подробные инструкции, в соответствии с которыми должна выпол-няться работа. Все текущие результаты работы сотрудников выведены ко мне на компьютер.
 
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТИПОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ БАНКА
Как было отмечено ранее, построение комплексной бизнес-модели важно и выгодно для банка. Но если все банки будут с нуля строить комплексную бизнес-модель, то это будет не совсем целесообразно.
Любой банк уникален в своем роде и у каждого есть свои отличия и конкурентные преимущества, но у всех коммерческих банков можно выделить общие элементы в управлении и функционировании.
Во-первых, это диктуется едиными требованиями и нормативными документами Банка России. Во-вторых, во всей банковской отрасли есть единые общепринятые стандарты, принципы работы и успешные практические решения.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования комплексной типовой бизнес-модели коммерческого банка.
Разработкой и постоянной актуализацией данной бизнес-модели ав-тор занимается уже более 5 лет с использованием профессионального программного продукта бизнес-моделирования Business Studio.
Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка [1] (далее Бизнес-модель Банка) является эффективным инструментом и инфор-мационно-методическим пособием по формализации и совершенство-ванию деятельности банка. Она применима, как для банков, которые начинают с нуля описание бизнес-процессов и формализацию дея-тельности, так и для банков, которые продолжают актуализировать и совершенствовать уже описанные бизнес-процессы и другие элемен-ты банковской деятельности.
Бизнес-модель Банка содержит успешные практики и решения, мо-дели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC / KPI, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и бан-ковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и документо-оборот, системная архитектура, многое другое.
Бизнес-модель Банка регулярно пополняется новыми элементами и совершенствуется в соответствии с появлением новых решений и практик, изменением банковского законодательства, особенностей банковского рынка.
Использование Комплексной типовой бизнес-модели позволяет банку:
ƒ значительно сократить временные и финансовые затраты на реа-лизацию проекта формализации и оптимизации деятельности банка и других проектов организационного развития;
ƒ быстро и качественно проектировать новые продукты/услуги и бизнес-процессы;ƒ внедрить в деятельность банка успешные практики из банковской отрасли;ƒ повысить качество банковского сервиса и внутренней деятельно-сти;ƒ повысить оперативность и качество принимаемых управленче-ских решений.
1.4. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ БАНКА
Перед тем как приступить к разработке бизнес-моделей, необходи-мо изучить и в дальнейшем всегда соблюдать следующие базовые принципы. ƒ Системный подход.
Разрабатываемые бизнес-модели должны представлять собой сис-тему, т.е. должны быть: согласованы, взаимосвязаны, актуальны, понятны. Также бизнес-модели должны отражать основные ас-пекты деятельности банка, различные факто


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.