ВВЕДЕНИЕ
Изучениезарубежного банковского опыта в бывшем СССР было довольно экзотическимзанятием, уделом избранных. Издававшаяся в нашей стране научная литературапредставляла интерес лишь для ограниченного круга экономистов. И хотя она неслаобязательную в советские годы идеологическую нагрузку, предполагавшую многоумолчаний, благодаря таланту и фундаментальной подготовке авторов давалачитателю много новой и интересной информации.
Изменения видеологической и экономической сферах нашей жизни значительно облегчили задачусовременного автора: свободен доступ к зарубежной информации по банковскимвопросам, нет прежних идеологических рамок. Вместе с тем изменился и читатель– вопросы банковской деятельности в настоящее время интересуют не толькоспециалистов, но и широкий круг людей, которые хотят самостоятельно разбиратьсяв экономических процессах, строить свои прогнозы в финансовой сфере или, покрайней мере, уметь выбирать из широкого перечня прогнозов, предлагаемыханалитиками.
Рассмотрениемножества зарубежных финансово-кредитных систем, их сравнительный анализпозволяют выявить закономерности их развития, установить направленностьвоздействующих на них внешних факторов, отличать реально позитивные тенденцииот лишь кажущихся таковыми, разрушить некоторые сложившиеся стереотипы,мешающие полной самореализации даже талантливым экономистам и менеджерам.
«Чёрныйвторник», 17 августа 1998 года и, к сожалению, многие другие даты потрясали нетолько банки, но и нетолстые кошельки граждан. Россияне, особенно среднийкласс, и люди, стремящиеся войти в него, стали проявлять пристальный интерес ксобытиям на финансовых рынках.
Метод проб иошибок имеет право на существование, но всё-таки более разумно учиться на чужомопыте. Именно поэтому и нужно знать, как устроены зарубежные банковские системыи отчего именно так, почему много внимания уделяется вопросу о независимостицентральных банков, к каким последствиям может привести отказ от либерализацииденежно-кредитной политики и почему и при каких условиях такой отказ всё-такидопустим.
Внешнебанковские системы различных стран кажутся непохожими. Действительно, онисложились в разные исторические периоды под воздействием национальныхособенностей, функционируют в экономическом пространстве неодинакового уровняразвития. Но, если рассматривать банковские системы не в статическом,застывшем состоянии, а в исторической перспективе, то чётко обнаруживаются ихобщие черты. Развиваются они по единым законам, проходят в своём формированиисхожие этапы, среди которых можно выделить следующие:
• этапразрозненных дерегулированных банков;
• ступеньконцентрации эмиссионных функций в едином, необязательно государственном,центре;
• периодмобилизации финансово-кредитных учреждений на финансирование концентрирующего всвоих руках всю полноту власти государства или определенных им приоритетныхотраслей экономики;
• фазанационализации всей или значительной части банковской системы;
• стадияприватизации банковской системы;
• этапделиберализации денежно-кредитной политики;
• периодстабильности и роста банковской системы. Перечисленные фазы могут следовать вотдельных случаях с отступлениями и пропусками и, как правило, перемежаются кризиснымипериодами, материализующими накопившийся в финансовых системах потенциалвнутреннего конфликта (например, несоответствия сложившегося устройствафинансово-кредитной сферы современному уровню развития экономики).
Банковскиесистемы, подвергнутые анализу в предлагаемой книге, находятся на различныхэтапах развития. В зависимости от политики властей их движение может бытьпоступательным или регрессивным, но в определённых границах. Превышение пределовпрочности экономики приводит к её кризисам, после которых либо властиспособствуют позитивному развитию финансовой системы, либо на их местоприходят другие. Такой вывод не полностью верен для тоталитарных режимов садминистративно-командными методами управления экономикой, но лишь доопределённого периода их развития.
Сравнениебанковских систем стран, находящихся на постсоциалистическом этапе развития, ссистемами стран Латинской Америки или банковскими секторами стран ЗападнойЕвропы в послевоенные годы позволяет установить много общего между ними.Поэтому изучение и использование чужого опыта позволяет избежать собственныхпромахов в аналогичных или близких ситуациях.
Анализируемые вкниге банковские системы сгруппированы по географическому признаку, что, впринципе, отвечает и уровню экономического развития соответствующих стран,позволяет легче отслеживать нюансы в устройстве банковских систем и отражаетпроисходящие быстрыми темпами интеграционные процессы.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯБАНКОВСКИХ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН АМЕРИКИ
Финансовыесистемы развивающихся стран Америки имеют много общего и тесно связаны междусобой. На крупнейшие страны региона — Бразилию, Мексику, Аргентину и Чили —приходится 90% его финансовой структуры. Согласно статистическим даннымколичество банков в этих странах превышает 400 единиц, их собственные капиталысоставляют 50 млрд. долларов, депозиты — 265 млрд. долларов, кредиты — 300млрд. долларов. Банковская сеть включает 20 тыс. филиалов и обеспечиваетработой 600 тыс. человек.
Являясьчастью мировой финансовой системы, финансовая система региона, состоящего изразвивающихся стран, в числе первых подвергается воздействиям различныхнеблагоприятных факторов. Ряд кризисов 1995—1998 годов оказал серьёзное воздействиена структуру и общее состояние финансовых и, в частности, банковских секторовлатиноамериканских стран.
Длястран региона характерно парадоксальное сочетание низкого уровня банковскогообслуживания экономических агентов наряду с перенасыщенностью финансовымиинститутами, большинство из которых неконкурентоспособно в условиях рыночнойэкономики. Наиболее высокий уровень банковского обслуживания наблюдается вЧили.
Итак,рассмотрим банковские системы наиболее крупных стран региона — Бразилии, Чили,Аргентины, Мексики, Венесуэлы и Перу.
ВБразилии главным контролирующим экономику страны органом является Национальныйсовет по финансам. В его прерогативу входит осуществление контроля над курсомнациональной валюты, платёжеспособности и ликвидности финансово-кредитныхучреждений. Центральный банк страны подотчётен Совету и обязан исполнять егораспоряжения вплоть до указаний об эмиссии банкнот.
Встране на 155 млн. человек имеется около 270 банков. Открытие нового банка —дело практически нереальное в силу жёсткого законодательства. Очень сложнодоказать его целесообразность. Банковский сектор страны в значительной степенипредставлен государственными банками, которые, как и в большинстве другихстран, постоянно испытывают трудности. Основной причиной финансовых трудностейбразильских госбанков является их подчинение губернаторам штатов. Такаязависимость позволила правительствам штатов получать у госбанков кредиты,многие из которых не возвращаются. В отличие от частных банков госбанки имеютнизкий уровень капитализации и рентабельности. Ведущие частные коммерческиебанки Bradesco, Itauи Unibancoимеют, например, уровень достаточностикапитала свыше 20%, просроченные долги в банках Itau и Unibancoсоставляют соответственно 5% и 2% иобеспечены резервными покрытиями на 200% и 325%. Чистая прибыль банка Itauсоставила за первые три квартала 1996 года 419 млн. долларов. Для сравнения:самый большой в стране финансовый конгломерат, в котором государство владеет74% акций, понёс в 1995 году убытки на 4,2 млрд долл.
Серьёзныефинансовые трудности у местных банков появились после успешного снижениябразильским правительством менее чем за год ежемесячной инфляции с 50 до 2%.Ранее, чтобы поспеть за темпами инфляции, банки принимали депозиты на текущиесчета с выплатой клиентам очень низкого процентного дохода и затем размещалиэти депозиты в государственные долговые обязательства, которые приносили до 2%дохода в день. Многие банки получали до 40% своих доходов именно таким путём.
Мерыпо финансовой стабилизации вынудили банки пойти на переориентацию источниковсвоих прибылей. Так, по сравнению с 1993 годом в 1994 году их процентный доходот кредитования вырос на 85%, а объёмы кредитования — на 72%. Но как толькоосновным источником получения доходов стало кредитование, Центробанк увеличилпроцентные ставки и повысил размер резервных требований, что ещё болееусугубило неустойчивое положение банков.
Врезультате федеральное правительство пришло к выводу о том, что переплетениечастных и государственных секторов в промышленности и банковской отрасли можетиметь самые печальные последствия. Такое перемешивание в корне подрывает принципыдемократии, прозрачности и отчётности. Поэтому было решено реформироватьгосбанки, 11 из 27 оказались в чрезвычайно трудном положении. Общая суммапросроченных и невозвращённых кредитов в их балансах составила ко второмуполугодию 1996 года 21 млрд реалов. В частности, правительство Бразилии взялопод федеральный контроль крупнейший госбанк Banespa. Этому предшествовало заключение вдекабре 1995 года соглашения с губернатором штата Сан-Паулу о его санации.Правительство Сан-Паулу должно было продать принадлежащие штату активы (аэропорты,железные дороги и др. недвижимость) для покрытия половины своей общейзадолженности банку в размере 15 млрд. реалов, другая половинареструктурировалась посредством эмиссии федеральных облигаций. Однако правительствоштата медлило с распродажей недвижимости, долг банка вырос до 18,2 млрд. реалов,и соглашение потеряло силу.
Правительствамштатов были предложены различные варианты вывода из кризиса госбанков. Приэтом размер и способы господдержки увязывались с тем, откажется ли штат отправа контроля над своим банком в пользу федерации. Если банк оставался подконтролем штата, то на правительство штата возлагалась обязанностьпредоставить план его санации и 50% необходимого капитала, остальные 50%выделяло центральное правительство. В случае отказа штата от прав на банкфедерация получала право приватизировать, ликвидировать, слить госбанк сдругими банками или преобразовать в государственный банк развития. Так, правительствоштата Минас-Жеранги заключило с федеральным правительством соглашение офинансовой помощи в размере 950 млн. реалов на санацию и последующуюприватизацию местного банка Кредитреал.
Другимпримером реформирования бразильских госбанков стало решение правительстваштата Рио-де-Жанейро приватизировать принадлежащий ему банк Банерджи. С этойцелью в 1995 году его управление было поручено частному банку Бозано Симонсенза символическую плату. При этом бонусом для управляющего банка являетсяусловие получения им 20% прибылей и 5% продажной стоимости банка Банерджи приего приватизации. До Бозано Симонсен банк Банерджи управлялся непосредственноцентральным банком страны.
Имея218 отделений, 11,5 тыс. служащих, 1,5 млн. клиентов и располагая значительнойнедвижимостью, второй по величине бразильский банк Банерджи, основнымакционером которого являлось государство, играл важную роль в национальнойэкономике. Однако его операционные издержки были выше, чем у конкурентовчастного сектора. Его убытки составляли 7,5 млн. французских франков в день, азадолженность штата перед банком достигла 1,8 млрд. франков.
Серьёзнымшагом на пути реформирования национального банковского сектора стало облегчениедоступа капитала к бразильской банковской отрасли: национальные банки впервыеполучили возможность размещать АДР на международных рынках. До начала реформыбанковского сектора деятельность иностранных банков в стране была официальнозапрещена. Запрещена также была внешнеэкономическая деятельность местныхбанков. Все корреспондентские счета в иностранной валюте были открыты вцентральном банке страны (запрет на открытие инвалютных счетов сохранён и досих пор).
Теперьв Бразилии насчитывается 22 иностранных банка и 24 банка со смешаннымкапиталом. В стране действует 30-процентное ограничение на владение банковскимиакциями для иностранных инвесторов. Совокупные активы инобанков составляют 34,7млрд. долл., с 1995 года их доля на местном рынке выросла с 4 до 7%, а банковсо смешанным капиталом — с 6,3 до 7,4%. Центробанк Бразилии рассматривает списокещё из 16 инобанков, желающих получить разрешение на работу с местнойклиентурой. Возможно, к 2000 году на долю международных банков будетприходиться до 25% местного банковского сектора, притом, что активы местныхбанков составляют 510 млрд. долл. Интерес инобанков к банковскому рынкуБразилии объясняется успешной реализацией программы стабилизации экономики,начатой в 1993—1994 годах. Программа способствовала подавлению гиперинфляции(с 2000% в годовом исчислении до однозначной цифры), а также росту напотребительские кредиты и новые банковские продукты.
Такжеповышенный интерес зарубежных инвесторов в целом объясняется поддерживавшимисяв Бразилии высокими процентными ставками. В результате Бразилия даже былавынуждена ввести ограничение на приток иностранного капитала с целью остановитьпоток спекулятивных инвестиций, которые могли подпитать инфляционные процессы.Введённое ограничение предусматривало, что при инвестировании в специальныеприватизационные фонды иностранцы должны были заплатить вступительный налог вразмере 5%. Минимальный срок долговых обязательств бразильских компаний,мобилизующих финансовые средства на зарубежных рынках облигаций, был увеличен с2 до 3 лет.
Вянваре 1997 года правительство страны одобрило приобретение 100% акцийместного банка Сожерал французским банком Сосьете Женераль, разрешения нарасширение своих розничных операций получили американские Сити-банк и Бэнк офБостон. Вслед за ними, в феврале, английский банк Ллойде объявил о намеренииприобрести контрольный пакет акций своего бразильского партнёра в банкеМултиплик. Целью сделки является получение контроля над отделомпотребительского кредита, имеющим 4,5 млн клиентов. В марте того же годаиспанский банк Сантандер приобрёл контрольный пакет акций местного банка Жералде Комерсиу.
Самоекрупное иностранное вторжение на бразильский банковский рынок произошло вначале 1997 года, когда Банковская корпорация Гонконга и Шанхая (БКГШ), второйпо размеру активов банк в мире, поглотила 4-й по величине бразильский банкБамериндуш с его 1300 отделениями. БКГШ эта сделка обошлась почти в 1 млрддолларов, направляемых на рекапитализацию купленного банка, плюс 380 млн.долларов за его репутацию и нефинансовые активы. Сделка была организованаЦентробанком Бразилии для предотвращения кризиса ликвидности. Не приходитсясомневаться, что столь крупное для банков Бразилии событие приведёт кужесточению конкуренции и вынудит их принять меры к улучшению обслуживаниянаселения. Кстати, инвестиции БКГШ являются не только масштабными, но ицеленаправленными. Только в 1997 году она вложила 1,6 млрд долларов вбанковский сектор не только Бразилии, но и Аргентины. Также активно ведутсяпереговоры о расширении присутствия БКГШ в Чили. Аналитики объясняют этуэкспансию относительной дешевизной местных кредитных институтов и хорошимиперспективами развития.
Открытиефинансовых систем стран сообщества Меркосур, объединяющего Бразилию, Парагвай,Аргентину и Уругвай, а также (в качестве ассоциированных членов) Боливию иЧили, после финансового кризиса середины 90-х годов коренным образом изменилосоотношение отечественного и иностранного капитала в странах Меркосур. Поданным на 1998 год, из пяти крупнейших банков Аргентины четыре принадлежалииностранцам. Нерезиденты владели 44% всех банковских активов Аргентины и 15% —Бразилии (что значительно ниже 40% иностранного участия в других отрасляхэкономики). При этом на смену североамериканским банкам, традиционнозанимавшим ведущие позиции в регионе, пришли европейские институты, среди которыхна первые места выдвинулись испанские банки Сантандер и Банко Бильбао Бискайа.Только в странах Меркосур оба банка инвестировали 1,6 млрд долларов. Испанскиебанки имеют в регионе целый ряд преимуществ, а именно — возможность безизменений внедрять разработанные и опробованные в Испании оборудование ипрограммное обеспечение, отсутствие языкового барьера и наличие многочисленныхэмигрантов из Испании, потенциальных клиентов банков.
БанкГолдмэн Сане укрепляет своё присутствие в Бразилии: в ноябре 1995 года оноткрыл отделение в Сан-Паулу, которое сосредоточилось на финансированиимеждународной эмиссии акций и долговых обязательств, слияниях и поглощениях,проектном финансировании. В октябре того же года банк инвестировал крупныесредства в акционерный капитал Ассоциации торговых банков Аргентины. По мнениюспециалистов, иностранные банки могут составить конкуренцию национальным банкамв области инвестирования и финансирования внешней торговли, но потеснить их нарынке обслуживания населения, видимо, будут не в состоянии. Дляюжноамериканских банков характерна строгая ориентация на национальные рынки.Они практически не работают даже в соседних странах. Единственным исключениемсреди них является бразильский Банко Итау, открывший несколько филиалов вБуэнос-Айресе.
Хроническаягиперинфляция оказала, как ни странно, на банковскую систему Бразилии одноположительное воздействие. Она заставила бразильские банки полностьюперестроить технологию. Во второй половине 70—80-х годов была созданасовершенная система расчётов. Около 95% банков работает в режиме реальноговремени. Причём для этого не потребовалось государственных программ илиинвестиций. Каждый банк разрабатывал свою схему автоматизации. Рольправительства заключалась в том, что оно не чинило препятствий и даловозможность использовать государственные линии связи.
Бразилия— первая страна «третьего мира», где были введены круглосуточные банковскиеуслуги по телефону. Местный Унибанко создал специальный филиал под названиемБанко-1, ориентированный на клиентов в основном в городах Сан-Паулу иРио-де-Жанейро. Помимо обычного набора услуг, принятого в банках западныхстран, филиал взял на себя курьерскую доставку наличных денег и чековых книжекв радиусе до 35 км.Услуги Банкэ-1 рассчитаны главным образом на клиентов с годовым доходом неменее 18 тыс. бразильских реалов, что немало по бразильским стандартам.
Количествосовершаемых в Бразилии банковских операций приближается к показателю вГермании. На бразильцев старше 18 лет, обладающих годовым доходом свыше 5 тыс.реалов, приходится 2,4 счёта, что выше, чем в США, но всё же почти вдвоеменьше, чем в Германии. Только один бразилец из пяти может позволить себеобладать счётом в банке (у 77% населения всё ещё нет банковских счетов).Несмотря на то, что предоставляемые местными банками услуги отличаютсязачастую низким качеством, в частности, на оплату чеками могут уйти часыстояния в очередях, Бразилия вместе с тем обладает одной из наиболееэффективных в мире электронных систем чекового клиринга.
Донедавнего времени законодательство страны было весьма либеральным в отношениисомнительных финансовых операций. Ещё в 1996 году разгорелся серьёзный скандал,причиной которого послужили случаи финансового мошенничества на многие миллиардыдолларов в двух крупных бразильских банках BancoNacionalи BancoEconimico. Эти факты были преданы огласке,когда банковская индустрия уже переживала кризис доверия в связи с охватившимиеё затруднениями с ликвидностью. Счета BancoNacionalподвергались мошенническимманипуляциям с 1986 года, когда он начал «выдавать» фиктивные займы сотнямклиентов с целью сокрытия в своих отчётах безнадёжных долгов на сумму 4,6 млрд.долларов.
Всложившейся ситуации способность Центробанка компетентно осуществлятьнадзорные, контрольные и регулирующие функции была подвергнута сомнению.Согласно заявлению руководства Центробанка страны ему было известно озатруднениях Banco Nacionalещё в октябре 1995 года, но о неблаговидных делах в банкеоно не знало. Центробанк принял на себя его безнадёжные долги и продалликвидные активы банку Unibancoдо обнаружения факта мошенничества.Центробанк Бразилии был вынужден признать, что его неспособностьзаблаговременно обнаружить финансовые махинации BancoNacionalсвидетельствует о серьёзныхпросчётах службы банковского надзора. По просьбе правительства в Бразилиюприбыла миссия Международного валютного фонда для оказания помощи всовершенствовании функций Центробанка, а представители последнего быликомандированы за рубеж для изучения опыта других стран.
Помнению аналитиков, кризисные явления в банковской отрасли Бразилии возникли врезультате того, что банки, получая большие доходы в условиях высокой инфляции,после её обуздания переключились на операции по кредитованию. Но не все банкиосвоили эту работу, и у них накопилось много просроченных ссуд. Кроме того,уровень бухгалтерского учёта и отчётности, равно как и всей финансовойинформации, крайне низок, и из анализа балансов невозможно определить качествобанковских активов. К тому же в Бразилии почти не практикуются в законодательномпорядке преследования компаний и их аудиторов за махинации с отчётностью.
Поданным Казначейства США, на счетах в бразильских банках находится порядка 20млрд. долларов наркомафии. В связи с этим США проявляет серьёзную озабоченностьшироким проникновением наркодолларов в бразильскую финансовую систему. Поддавлением США в начале 1998 года Президент Бразилии Ф. Кардозо подписал, асенат одобрил закон об отмывании денег, которое теперь считается уголовнымпреступлением и наказывается тюремным заключением от 4 до 10 лет. Закономпредусмотрено создание Совета по контролю за финансовой деятельностью, в задачикоторого входит сбор данных с целью предотвращения использования финансовойсистемы для отмывания денег. В Совет входят представители федеральной полиции,налоговой службы, центрального банка, комиссии по ценным бумагам и некоторыхдругих ведомств. В него должна стекаться информация о крупных операцияхкомпаний и частных лиц, подозрительные случаи будут передаваться полиции длярасследования. Банкам, эмитентам кредитных карточек, лизинговым компаниям,фондовым и фьючерсным рынкам вменяется в обязанность представлять центральномубанку и налоговой службе информацию по всем финансовым операциям объёмом свышеустановленного максимума. В соответствии с законом финансовые институтыобязаны сообщать налоговым властям о всех операциях, превышающих 14 тыс. долларов.
Сфераприменения закона весьма обширна, под его действие подпадают любые виды организованнойпреступности, нелегальная торговля оружием, терроризм, коррупцияправительственных чиновников и работников финансового сектора. ЦБ Бразилиисообщил о планах заключить ряд соглашений с другими странами, которые позволилибы бразильским властям расследовать финансовые операции местных компаний ичастных лиц за рубежом. Он намерен договориться прежде всего с властямиКаймановых островов, любимого пристанища бразильских «беглых денег». По этимсоглашениям аналогичные права будут предоставляться зарубежным партнёрам.Новым элементом для бразильского права стало положение закона -о смягчениинаказания при условии сотрудничества с властями. Другим нововведением сталоправо судов налагать арест на отмываемые деньги или товары, на них приобретённые,ещё до окончания судебного процесса.
Вдополнение к закону об отмывании денег правительство намерено провести ещёодин закон, расширяющий круг лиц, уполномоченных проверять банковские счетакомпаний и частных лиц в процессе расследования по подозрению в противозаконныхдействиях. Такое право должны получить представители парламента,провинциальных и муниципальных ассамблей, федеральной прокуратуры игосударственной аудиторской службы.
Несмотряна несомненные успехи правительства Бразилии в стабилизации экономики, проблемыстраны окончательно не преодолены. Она по-прежнему имеет слишком большойвнешний долг и нуждается в структурных реформах для уменьшения внешнеторговогои бюджетного дефицита, который повышает её уязвимость в периоды кризисов вдругих регионах мира. До решения этих проблем ожидать значительного притока встрану долгосрочного капитала не приходится.
Значительныхуспехов в снижении темпов инфляции помимо Бразилии также достигла Чили. Если в1990 году инфляция в Чили составила 27%, то в 1996 году она упала до 6,5%.Этому способствовало последовательное проведение в жизнь принятого в 1989 годуустава ЦБЧ, обеспечившего функциональную, финансовую и персональнуюнезависимость ЦБЧ от правительства. Согласно уставу, первоочередными задачами ЦБЧявляются поддержание стабильности денежной и валютной системы, а такжеобслуживание внутреннего и внешнего долгов. ЦБЧ контролирует объёмы денежноймассы и кредитов в экономике и не имеет права кредитовать правительство.Банковский надзор за банками и финансовыми институтами осуществляетспециальное ведомство, автономное от ЦБЧ. Глава ЦБЧ назначается Президентомстраны из состава Совета директоров ЦБЧ, состоящего из пяти человек. Возможноназначение на второй срок. Срок полномочий членов Совета составляет 10 лет.Совет директоров при выработке своих решений обязан принимать во вниманиеэкономическую политику правительства. Министр финансов участвует в заседанияхСовета директоров и имеет право откладывать реализацию его отдельных решений насрок до 15 дней.
Основныминструментом деятельности ЦБЧ по поддержанию стабильной стоимости денегявляется регулирование реальных процентных ставок. Долгое время ЦБЧ регулировалставки путём проведения аукционов по размещению на открытом рынке своихдолговых обязательств, причём аукционы по размещению 90-дневных обязательствпроводились ежедневно и 30-дневных обязательств — раз в неделю. В 1996 году ЦБЧначал устанавливать ставку по однодневным кредитам на межбанковском рынке ипродавать и покупать свои ценные бумаги с целью поддержания этой ставки,сглаживая колебания в обеспечении банковского сектора ликвидностью посредствомсделок РЕПО. ЦБЧ осуществляет в ограниченных масштабах рефинансирование банковс помощью кредитной линии, которая может быть предоставлена тремя траншамисроком на один день. Этот кредит ограничен по размерам и выдаётся попрогрессивной процентной ставке.
Освобождённыйот функций банковского надзора, ЦБЧ играет ограниченную роль в качестве«кредитора последней инстанции» и не предоставляет никаких гарантий в случаекраха коммерческих банков. При банкротстве вкладчики имеют доступ к государственнойсистеме страхования вкладов, гарантирующей физическим лицам компенсацию вкладав размере до 4000 долларов США на одного клиента.
ЦБЧобеспечивает стабильность реального обменного курса песо посредством егопривязки к валютной корзине, состоящей на 45% из доллара США, на 30% изнемецкой марки и на 25% из иены. С учётом темпов инфляции ЦБЧ регулярноизменяет паритет национальной валюты. При этом курс песо может колебаться впределах ±10% от базисного валютного курса. Для удержания его в этом коридореЦБЧ прибегает к интервенциям на валютном рынке.
Проведённоев 1992—1995 годах сокращение числа работников ЦБЧ с 1300 до 650 человек изакрытие всех его 5 филиалов не позволило банку выйти из полосы убытков, преждевсего из-за старых долгов, оставшихся от банковского кризиса 1983 года.
Всередине 1991 года под напором иностранного капитала Чили ввела в действиепорядок, направленный на ограничение его притока в страну. Эта политикаосновывается на двух механизмах. Во-первых, прямые инвестиции должны приходитьв экономику страны на срок не менее года. Во-вторых, для защиты от притока спекулятивногокапитала 30% всех непрямых иностранных инвестиций, включая торговые кредиты,должны депонироваться в центральном банке сроком на один год без начисленияпроцентов. Эти резервные требования являются скрытым налогом, размеры которогообратно пропорциональны срокам пребывания капитала в стране. В настоящее времямеханизм сдерживания притока иностранного капитала несколько видоизменён:минимальные резервные требования по депозитам в иностранной валюте установленыв размере 30% по сравнению с требованиями по внутренним операциям: 9% — повкладам до востребования и 3,6% — по срочным депозитам.
В 1986году Центральный банк Чили предписал экспортёрам погашать все экспортныекредиты выручкой от экспорта за период не более одного года. Кроме того, в техже целях ЦБ решил не продлевать сроки погашения иностранных кредитов, накоторые не распространялось требование о внесении обязательных депозитов. ЦБтакже ввёл штраф для должников, не купивших вовремя иностранную валюту дляпогашения иностранных кредитов. Величина штрафа составляет 4% от суммыкредита.
Этимеры, обеспечившие сокращение суммарного притока капитала и сдвиг сроковпогашения в сторону долгосрочных обязательств, наряду с поддержаниемвнутренних процентных ставок, укреплением песо и жёсткой бюджетно-налоговойполитикой, обеспечили снижение темпов инфляции, уменьшение уязвимостифинансовой системы страны, позволили избежать чрезмерных заимствований,поддержать международную конкурентоспособность и устойчивость чилийскойэкономики.
Вконце 70-х — начале 80-х годов Чили также пыталась ограничить приток капиталас помощью беспроцентных резервных требований. Это, однако, не помогло избежатькрупного валютного и банковского кризиса 1982—1983 годов, когда национальнаявалюта была девальвирована более чем на 90% и правительству пришлось спасатьмногие банки. Во многом это было вызвано тем, что в то время банки были взначительной степени неконтролируемы и им позволялось спекулироватьнедвижимостью и предоставлять сомнительные кредиты своим владельцам. Масштабнаяреформа 1986 года создала надёжную банковскую систему, введя жёсткие нормативыбанковских рисков и операций с разветвлённой системой проверок на местах.
Впериод мексиканского банковского кризиса наглядно проявились основныенедостатки банковской системы Аргентины. В это время начались массовые изъятиядепозитов из провинциальных банков. В ряде из них ЦБ был вынужден дажеприостановить операции. Всего отток депозитов составил 8 млрд. долларов (18% отобщей суммы). При этом число банков в стране было явно избыточно — 166, причём80% вкладов было сосредоточено в 50 банках. Закономерным следствием возникшейситуации стала поощряемая властями волна слияний и поглощений, в ходе которойколичество банков сократилось до 130. Также были закрыты плохо управляемыебанки.
Вцелях оказания помощи банкам в решении проблем с ликвидностью в экстремальныхситуациях Центробанк страны создал чрезвычайный резервный фонд, из которогобанкам выделялись деньги под залог ценных бумаг. Среди прочих принятых в Аргентинемер следует отметить создание в марте 1995 года трастового фонда в 2,5 млрддолларов для рекапитализации банков, могущих вновь стать платёжеспособными, ивосстановление системы страхования депозитов, упразднённой в начале 90-хгодов. Тогда она возместила убытки в несколько миллиардов долларов и тем самымподхлестнула инфляцию. Особенностью новой системы страхования депозитов сталото, что для нужд гарантийного фонда привлекаются минимальные резервы, которыебанки должны держать на счетах в ЦБ. Обязанность отчислять в страховой фонд определённыйпроцент от хранящихся вкладов вызвала неудовольствие со стороны ряда крупныхбанков. Система страхования депозитов начала работать с 18 апреля 1995 года,распространяется на вклады, сделанные после указанной даты, и даёт 100-процентнуюгарантию по вкладам до 10 тыс. долларов со сроком хранения до 3 месяцев и повкладам до 20 тыс. долларов с более длительным сроком хранения.
Благодаряпринятым мерам банковский сектор Аргентины смог вернуть к себе довериеинвесторов и является одним из самых динамично развивающихся в регионе. Объёмкредитования в 1997 году вырос на 14%, потребительских ссуд — на 30—35%.Активно внедряемая система выплаты зарплаты через банки по платёжным картамспособствовала быстрому распространению банковских услуг.
С 1июля 1997 года в Аргентине вступило в силу постановление Национальной комиссиипо ценным бумагам, направленное на предотвращение отмывания денег. В его основузаложены принципы Венской конвенции 1988 года, одним из участников которойявляется Аргентина, а также принятие Центробанком страны в 1996—1997 годах мер,в соответствии с которыми от финансовых организаций было потребованоотслеживать спекулятивные сделки. В частности, перечислены операции, которыенеобходимо учитывать при выявлении мошеннических действий. Кроме того, финансовыморганизациям предложено открывать и вести счета лишь тех клиентов, которые имлично известны. В постановлении также определены общие правила предоставленияинформации брокерами по операциям с ценными бумагами, фьючерсами и опционами,инвестиционными фондами, не являющимися финансовыми организациями и фондовымибиржами, не связанными с рынком ценных бумаг. Указанные юридические ифизические лица обязаны сообщать в Комиссию о любой деятельности, представляющейсянеобычной или скрывающей незаконные помыслы. Кроме того, в соответствии стребованиями, изложенными в многочисленных приложениях к постановлениюотносительно предоставления информации по сделкам, суммам на определённыепериоды и т.д., те же лица должны ежеквартально уведомлять о совокупных суммахсвыше 50 тыс. долларов в календарный месяц или 200 тыс. долларов в год,помещённых на счёте или счетах одного или более лиц. Полученной информациейКомиссия делится с Центробанком страны. Кроме того, аналогичные требования должнысоблюдаться и на рынках ценных бумаг, в противном случае запрещаются инвестициипенсионных фондов в ценные бумаги, с которыми на этих рынках совершаютсясделки.
Уязвимостьбанковской системы Мексики, проявившаяся во время финансового кризиса 1995 годаи последовавшего экономического спада, явилась следствием необдуманнойполитики кредитования накануне девальвации песо в декабре 1994 года и нездоровойпривычки банков предоставлять займы собственным акционерам.
Вконце 1994 года отрицательные тенденции в динамике притока междун