Реферат по предмету "Банковское дело"


Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями

Содержание.
Введение________________________________________________________________________________________________
3
Раздел 1. Банк России, его правовое положение и функции._____________________
4
Правовой статус___________________________________________________________________________
4
Организационная структура_________________________________________________________
5
Функции Банка России_________________________________________________________________
6
Раздел 2. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями_______________________________________________________________________________________
21
Лицензирование деятельности кредитных организаций_________________
25
Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций____
27
Заключение____________________________________________________________________________________________
33
Список литературы________________________________________________________________________________
35
Приложения___________________________________________________________________________________________
36 Введение.
Потребность в центральныхбанках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубежеперехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первыхцентральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. пониманиезначения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страныстановится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся вБрюсселе в 1920 г.,записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следуетсоздать».
Центральный банк сочетает в себе черты обычного(коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладаяопределенными властными функциями в области организации денежно-кредитногообращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости отпрочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственнопарламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителяцентрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же,как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Западапредоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральныйбанк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особымиполномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: ноакционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.
Степень независимости центральных банковнеодинакова — от максимально независимого Немецкого Федерального банка до БанкаФранции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России,который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточноеместо. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничениегосударственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностейправительства пользоваться средствами центрального банка.
Раздел 1. Банк России, его правовое положениеи функции.Правовой статус
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организациии деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно КонституцииРоссийской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечениеустойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными целямидеятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности икурса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укреплениебанковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется БанкомРоссии независимо от органов государственной власти (ст. 75 КонституцииРоссийской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в целидеятельности Банка России.
Принцип независимости — ключевой элемент статусаЦентрального банка Российской Федерации — проявляется прежде всего в том, чтоБанк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти ивыступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежнойэмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка Россииотражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)». Банк России является юридическимлицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иноеимущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия повладению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляютсясамим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества БанкаРоссии без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центральногобанка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет своирасходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, также, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли насебя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления не имеют прававмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства БанкРоссии информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, БанкРоссии вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.
Банк России подотчетенГосударственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, котораяназначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (попредставлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров БанкаРоссии*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчетЦентрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
* Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года.
Организационная структураБанка России.
Центральныйбанк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему свертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовыецентры,вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, атакже другие предприятия, учреждения и организации,в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельностибанка.
Национальныебанки республик, входящих в состав Российской Федерации, являютсятерриториальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридическоголица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а такжевыдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства безразрешения Совета директоров Банка России.
Задачии функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением обэтих учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФпрорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическимрайонам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Высшийорган Банка России— Совет директоров.Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БанкаРоссии и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка России и12 членов Совета.
ЧленыСовета директоров работают здесь на постоянной основе. Они утверждаютсяГосударственной Думой по представлению Председателя Банка, который являетсяодновременно Председателем Совета директоров.
Советдиректоров во взаимодействии с Правительством разрабатывает единуюгосударственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.
Структуруи штаты центрального аппарата Банка России, а также уставыдругих его структурных подразделений утверждает этотСовет.
К егополномочиям отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, нормрезервирования, экономических нормативов; определение условийдопуска иностранного капитала в банковскую систему России; другие решения по вопросам,имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы иэкономики страны в целом. Каждое решение Совета директоровсчитается принятым, если за него проголосовало большинство членов.
Такимобразом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельностькоммерческих банков страны.
Нарядус ним функционирует вне банка Национальный банковский совет.В его состав включаются представителиПрезидента, представители высших органовзаконодательной и исполнительной власти и эксперты. Общаячисленность совета не превышает15 человек. Члены совета утверждаютсяГосударственной Думой по представлениюПредседателя Банка России.
Советрегулярно, не реже1 раза в квартал,обсуждает концепцию развития банковской системы ивопросы единой государственной кредитно-денежнойполитики, включая регулирование денежных ресурсов. РекомендацииСовета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются вовнимание при подготовке решений Совета директоров банка.Подробнееорганизационная и территориальная структуры Банка России приводятся в Приложении 4.
ФункцииЦентрального банка.
Центральныйбанк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц,занятых управлением или хозяйстве ной деятельностью. С одной стороны, онпредставляет собой орган государственногоуправления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получениеприбыли не служит целью деятельности Центральногобанка Российской Федерации.
Задачи и функции Банка России определены КонституциейРоссийской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)». Основная цель деятельности Банка России — защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает какединственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», всоответствии с которой Банк России:
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
ПрибыльБанка России после направления ее на увеличение ресурсов Банка перечисляется вдоход федерального бюджета. Банк России и его учреждения oсвобождаютсяот уплаты налогов,сборов, пошлин и других аналогичных платежей.
Центральныйбанк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем,что он:
·        монопольно осуществляет эмиссию наличных денег иорганизует их обращение;
·        выступает для коммерческих банков кредиторомпоследней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когдаисчерпали или не имеют возможности пополнить своиресурсы из других источников;
·        от имени Правительства управляет государственнымдолгом, т. е. размещает,погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами,эмитированными Правительством;
·        наряду с коммерческими банками производиткассовое обслуживании бюджета, ведет счетавнебюджетных фондов, обслуживает представительны и исполнительные органывласти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и местным властям;
·        является «банком банков», так как ведет счетакоммерческих банков, связанные с межбанковскимиоперациями и хранением резервов.
РесурсыЦентрального банка представлены в Приложении 5.Как видноиз таблицы,основной источник ресурсов— деньги вобращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е.создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляетсяв процессе кредитования федерального Правительстваи коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учетакоммерческих векселей. Правительство получаеткредит в Центральном банке, представляя свои обязательства.Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.
Центральныйбанк РФ создает свои ресурсы двумя методами. Первый, когдаденьги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные кассы.Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдачаденег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентскихсчетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Этиостатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системойЦентрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, т.е.банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банкувеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки насчетах, т. е. на депозитах. При этом следуетговорить о депозитной эмиссии.
Депозитнаяэмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Центрального банка не можетвыдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своемуклиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичныхденег.
Такимобразом, эмитируемые Центральным банком деньги—создаваемые им ресурсы— в обоих случаяхносят кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства коммерческихбанков и Правительства, а также золото ииностранная валюта.
Опираясьна коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в ихоперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразныефункции.
Важнейшейфункцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка иосуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитнойполитики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Деньгивыступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметьматериальные формы. Такими формами могут быть металлические монеты, бумажныекупюры, записи на банковских счетах или записи на магнитных носителях, когдаденежные остатки и переводы отражаются в компьютерах. Чтобы деньги выполнилисвою роль как средства платежа и обращения, необходимо их реальное присутствиев одной из перечисленных форм.
Следовательно,денежное обращение представляет собой обращение наличных денег и денег в ихбезналичной форме. Небезынтересно отметить, что до перехода России к рыночнымотношениям в понятие «денежное обращение» включалось только обращение наличныхденег, в то время как во всех других странах денежное обращение рассматриваетсяв единстве движения денег в виде банкнот и по банковским счетам.
Дляуправления денежным обращением ЦБ РФ публикует и использует в процесседенежного регулирования различные показатели—денежные агрегаты, принятые в международной практике. Например, агрегат МОпоказывает сумму наличных денег; агрегат М1включает агрегат МО и остатки денег, находящихся на счетах в банках. Агрегат М2отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов в системе Сбербанка. Дляисчисления агрегата МЗ к агрегатуМ2 добавляютсядепозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Анализразличных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФпринимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Дляопределения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системыЦБ РФ относят к среднегодовому показателю агрегата МО.
Скоростьобращения наличных денег исчисляется как отношение их совокупного оборота поприходу и расходу также к среднегодовому показателю агрегата МО. Дляопределения скорости обращения всей массы денег, т. е. в их наличной ибезналичной формах, возможно использование данных о валовом национальномпродукте. Показатель скорости здесь вычисляется как отношение стоимости этогопродукта к среднегодовым данным об агрегатахМ1иМ2. На скорость обращения денег влияюттакие факторы, как уровень цен и инфляция, процентные ставки и состояниеплатежей, соотношения между наличной и безналичной массой денег, общеесостояние экономики и политическая обстановка.
Денежноеобращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитнойполитики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитнаяэкспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результатевыдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикциявлечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитови тем самым по насыщению экономики деньгами.
Инструментамикредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка инекоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка— это проценты по ссудам, используемымЦентральным банком при кредитовании коммерческих банков.
Определениеразмера учетной ставки— один из наиболееважных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставкивыступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то жевремя оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчитькредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную(процентную) ставку.
Банкможет устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видамопераций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым БанкРоссии осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику длявоздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Напротяжении1991—1997 гг. учетная ставканеоднократно пересматривалась в диапазоне от10до200% годовых, в зависимости отэкономической ситуации в стране. Коммерческие банки получают в ЦБ РФ ссуды впорядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общийобъем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единойгосударственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качествеинструмента учетную ставку.
Повышениеофициальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсыдля кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижениеофициальной учетной ставки действует в обратном направлении.
Процентныеставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитныхотношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальнойучетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведениикредитных операций.
Нижерассматривается более подробно суть основных функций Банка России.
Операции на открытом рынке.При осуществлении этих операций Центральный банк нетолько реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействуеткоммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е.способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами— как юридическими, так и физическими лицами.
Подоперациями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным банкомгосударственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств.Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБРФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственногодолга. Операции с ценными бумагами проводят более50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческиебанки.
ЕслиЦентральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводитденьги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитныевозможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичныхреальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимоститрансформируются в наличные деньги. Если Центральный банк продает ценныебумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачиваюттакую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные сэмиссией денег.
Дообразования коммерческих банков регулирование денежного обращения проводилось впорядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного видакассовых планов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков.
Ежегодновозрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которойПравительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной изосновных причин высокой инфляции.
ВРоссии до1992г. рынок ценных бумаг был ограничен государственнымизаймами, распространяемыми среди населения и на бюджет существенно невлияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, чтоналичие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет:
·        осуществитьвременное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и унаселения для Правительства через Центральный банк РФ временно свободных денег;
·        сократить инфляционное финансирование дефицитагосударственного бюджета;
·        использовать государственные ценные бумаги дляпроведения Центральным банком кредитной политики и на основе ее регулироватьобщую массу денег в обращении;
·        повысить надежность коммерческих банков,формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценныхбумаг.
Вначале1992г. ЦБ РФ совместно с Министерством финансов началиподготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этомставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицитабюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическимиметодами.
Нарынке ценных бумаг в1993г. начали обращаться государственные краткосрочныеоблигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценныегосударственные бумаги.
Центральныйбанк и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.
Рефинансирование банков.Под рефинансированием банков понимается предоставлениеЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путемпроведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита ипереучетного кредита.
Кредитные аукционы.До1994г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядкецентрализованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страныпредоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономическойцелесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало откоммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную рольфинансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке,значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетомтого, что размер маржи составлял 3 % независимо откредитоспособности заемщика.
Например,только в1992г. ЦБ РФ выдал 2,8 трлн. руб. в видецентрализованных кредитов, условия использования которых устанавливали некоммерческие банки, а Правительство, ЦБ РФ или местные органы. Эта суммапревышала 90 % всех кредитов,предоставленных ЦБ РФ в1992г. коммерческим банкам, т.е. половину депозитной эмиссиигода. В 1995г. выдача централизованных кредитов была резко сокращена. Она ещесохраняется для поддержки некоторых отраслей. Теперь банки могут рассчитыватьна получение кредитных ресурсов от ЦБ РФ на коммерческой основе путем покупкина кредитных аукционах.
Аукционыпроводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков счастотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежнойполитики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведенияочередного аукциона за7 календарныхдней.
Участникамиаукциона являются Центральный банк Российской Федерации с одной стороны, икоммерческие банки Российской Федерации с другой стороны. Филиалы коммерческихбанков не могут быть участниками аукционов.
Аукционымогут проводиться различными способами: по американской и голландской системам,а также с фиксированной процентной ставкой. При американском способе проведенияаукциона заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками. Взаявках банков предлагаемая процентная ставка не может быть ниже минимальной,предложенной ЦБ РФ. При этом заявка, в которой процентная ставка равна минимальной,удовлетворяется пропорционально остатку непроданных кредитов. При голландскомспособе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, котораявойдет в список удовлетворенных заявок (по ставке отсечения). В случае аукционас фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. По такой ставке,однако, при превышении общей суммы заявок над объемом кредита, предложенного каукциону, заявки удовлетворяются частично. Степень удовлетворенных заявоксоответствует отношению общего объема аукционного кредита к их сумме заявок.
Кучастию в аукционе Главное территориальное управление (Национальный банк)допускает коммерческие банки, проработавшие до момента подачи заявки не менеегода. Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны соблюдатьустановленные ЦБ РФ нормативы и другие требования.
Крометого, условием включения заявки в аукцион является соблюдение коммерческимбанком при ее составлении следующих критериев:
·        общая задолженность коммерческого банка по всемаукционным кредитам рефинансирования с учетом кредита, запрашиваемого на данномаукционе, не должна превышать двукратную величину капитала банка;
·        один банк не может запросить более25% предложенного объема кредита на данномаукционе;
·        общая задолженность коммерческого банка по всем аукционнымкредитам с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должнапревышать10% всей задолженности покредитам, предоставленным коммерческим банком своим клиентам, без учетакредита, предоставленного другим банкам.
Орезультатах аукциона, максимальной и минимальной процентных ставках приамериканском способе ведения аукциона, ставке отсечения при голландском способеи проценте сокращения суммы заявок при аукционе с фиксированной ставкойсообщается коммерческим банкам в день проведения аукциона.
Наследующий день после аукциона Главное территориальное управление (Национальныйбанк) заключает кредитные договоры с коммерческими банками, заявки которых былиудовлетворены. В кредитном договоре предусматриваются сумма и срок кредита,процентная ставка, залог, а также право бесспорного списания средств скорреспондентского счета при наступлении срока возврата кредита в соответствиисо срочным обязательством, выданным коммерческим банком.
Призаключении кредитного договора Главное территориальное управле­ние(Национальный банк) обязано проверить наличие у коммерческого банка указанногов договоре залога. В случае наступления срока погашения кредита и отсутствиясредств на корреспондентском счете коммерческого банка задолженность поаукционному кредиту и проценты по ней переносятся на счет про­сроченных ссуд, аЦБ РФ приобретает право обратить в общеустановленном порядке взыскание долга засчет реализации залога. Возникновение просроченной задолженности влечет засобой потерю коммерческим банком права участия в аукционе в течение трехмесяцев с момента погашения ссуд.
Кредитныеаукционы проводятся преимущественно в Москве. Это облегчает участие в аукционевсех коммерческих банков России. Но они могут проводиться и децентрализованнотерриториальными управлениями (национальными банками).
Ломбардный кредит.Этоформа рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. Вотличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операцииявляются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают впервую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются впределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса.Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.
Списокценных бумаг, принимаемых к залогу, определяется ЦБ РФ. Это, как правило,государственные ценные бумаги, но в отдельных случаях могут быть икорпоративные ценные бумаги.
ЦБ РФустанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориальногоуправления (Национального банка) лимит ломбардного кредита.
Важноезначение в процессе кредитования имеют формирование портфеля передаваемых взалог ценных бумаг и порядок их учета. Для этого используются счета «Депо».Такие счета служат для отражения всех операций, связанных с хранением ценныхбумаг. Счета «Депо» ведутся в депозитариях, т.е. в организациях, которымпредоставлено право хранения и учета акций, облигаций и других ценных бумаг.
Портфельценных бумаг представляет собой перечень всех ценных бумаг,принадлежащих коммерческому банку. Из негоформируется портфель, в который входит только совокупность закладываемых ценныхбумаг. Сама залоговаяоперацияосуществляется путем перевода стоимости портфеля со счета «Депо» коммерческогобанка на счет «Депо» ЦБ РФ в одном из уполномоченных депозитариев. Содержаниепортфеля предварительно согласовывается с местным управлением ЦБ РФ.
Ломбардныйкредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого генерального кредитногодоговора. В нем предусматриваются принципиальные условия кредитования. Каждаяссуда предоставляется на срок до30 днейи оформляется составлением отдельного кредитного соглашения. Одновременнокоммерческий банк должен выдать обязательство о погашении ссуды в обусловленныйсрок и передать территориальному органу ЦБ РФ доверенность на право реализацииценных бумаг, принятых в залог, если ссуда не будет возвращена в срок.
Ломбардныйкредит предоставляется в размере до75 %рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. Центральный банк ежедневноследит за рыночной ценой этих бумаг. При снижении их стоимости коммерческийбанк обязан соответственно увеличить сумму залога путем перечисления со своегосчета «Депо» на счет «Депо» ЦБ РФ дополнительного количества ценных бумаг. Впротивном случае Главное территориальное управление (Национальный банк)взыскивает недостающую сумму обеспечения.
В техситуациях,когда рыночная цена залогаувеличивается, коммерческий банк вправе вернуть на свой счет «Депо»дополнительно возникшее обеспечение.
Какуже отмечалось, ломбардный кредит выдается на конкретн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции
Реферат Ведення валютного контролю за митними деклараціями банків
Реферат Розробка мікропроцесорного пристрою системи автоматичного регулювання
Реферат Финансово-промышленный конгломерат на примере нефтяной компании ЛУКОЙЛ
Реферат Финансово-кредитная система государства
Реферат Финансовое планирование. Курсовая работа
Реферат Финансово-промышленные группы. Слабые стороны ФПГ и их перспективы
Реферат 1 (розділ 1 книжки). Інформація. Інформаційні процеси І системи
Реферат Происхождение ЭВМ
Реферат Походження Сонячної системи
Реферат Разработка генератора сигналов на цифровых микросхемах
Реферат Право в средние века в странах западной Европы
Реферат Промисловий розвиток українських земель у довоєнних п ятирічках
Реферат Разработка одноплатного микроконтроллера
Реферат Становление государственной власти в Киевской Руси