Целькурсовой работы — разобраться вроссийской банковской системе, её институциональных изменениях и сформироватьмнение о состоянии банковской системы на сегодняшний день. Для этого япроанализировал основные составляющие банковской системы. Это Центральныйбанк и коммерческие банки. Показателиразвития приведены в приложении.
Введение.
Банки составляют неотъемлемую чертусовременного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностямивоспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересыпроизводителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей,сельским хозяйством и населением. Банки — это атрибут не отдельно взятогоэкономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности неимеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление,обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Вовсем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли своюизначально высокую роль. И только последние два года начали играть видную роль.
Отечественнымбанкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Ксожалению, на протяжении довольно длительного времени административное,зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход. Врезультате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главныхпревращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так частоигнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что дажесейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которогоони заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчивовнедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолькобыли загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящеевремя необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должнойубедительностью.
Можносказать, что в нашем обществе еще только начинает складываться понимание тогоместа, которое должны занимать банки в экономической системе управленияэкономикой. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сутибанковской системы.
Вопрос отом, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первыйвзгляд. В обиходе банки — это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобноеему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрываетего подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело самотерминологическое значение слова банк ("банко"- скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции) а также такиесовременные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые кбанку, как таковому, не имеют никакого отношения.
Деятельностьбанковских учреждений так многообразна, что их действительная сущностьоказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самымиразнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот икредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности исельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а внекоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.Институциональныеизменения банковской системы
Современная кредитнаясистема — это совокупность самых разнообразныхкредитно-финансовых институтов, действующих нарынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов. Они состоят из несколькихинституциональных звеньев или ярусов:
1. Центральный банк.
2. Банковский сектор:
• коммерческие банки;
• сберегательные банки;
• ипотечные банки.
3. Страховой сектор:
• страховыекомпании;
• пенсионныефонды.
4. Специализированные небанковские кредитныеинституты.
Основной частьюкредитной системы выступает банковская система,предполагающая совокупность банковских учреждений. Банковская система Российской Федерации началасоздаваться гораздо позже, нежели встранах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можновыделить пять этапов:
1-й — с середины XVIIIв. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2-й — с1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы;
3-й — с 1917 по 1930г. — формирование новой банковскойсистемы;
4-й — с 1932 по 1987г. — стабильное функционирование«социалистической» банковской системы;
5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы.
Началом первого этапав развитии банковской системы явилось создание в 1733 г. государственногоссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Ноеще до этого в России в 1665 г. в Пскове воеводой АфанасиемОрдин-нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческогобанка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.
Развитие экономикитребовало увеличения возможностей кредитования.Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственный заемный банкдля дворянства, призванный осуществлятькраткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банккоммерции и купечествапри Санкт-Петербургском порте. Онпредоставлял купечеству краткосрочные кредиты под залог товаров,драгоценных металлов. Однако эти банкидостаточно быстро прекратили своюдеятельность, столкнувшись с не возвратом основной части кредитов. Такая жеучасть постигла и торговыекоммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрениявнешней торговли.
Наряду с банками в1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения,принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либо под залог ипотеки(сохранные кассы), либо под залогдрагоценных металлов (ссудные кассы). В 1775 г. появляются Приказыобщественного призрения, формирующие капиталза счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.
Начиная с 1786 г.,когда на базе Петербургского и Московскогоземельных банков для дворянства был учрежден Государственныйземельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них — Вспомогательный для дворянства банк (1797 г.), особенностьюкоторого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскимибилетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему какчастными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносилиопределенный годовой доход.
В 1817 г. был созданГосударственный коммерческий банк, который не толькопринимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты(бесплатные переводы — трансферты). Среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд иучет простых и переводных векселей. При этом банку были предоставлены определенныепривилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и неиспользовались для финансирования государственныхрасходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путемназначения половины директоров и утверждало решения правления банка. Данный банк имел 12 отделений. В 50-е годы XIXв. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь по сути имеющиеся банкибыли казенными учреждениями с присущими им ростовщическими чертами. Поэтому в1859 г. были приняты решения, положившиеначало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческихбанков.
Началом осуществленияреформы стало упразднение в 1860 г. Заемногобанка, дела которого были переданы в Петербургскую сохраннуюказну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственногобанка начался процесс созданиячастных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений.
На начало 80-х годовв России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудосберегательных товариществ,32 коммерческих банка, 232 городских общественныхбанка. Помимо этого появились банкирскиеконторы, торговые дома, меняльныелавки, которые осуществляли значительное количество чисто банковскихопераций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций. Широкое развитиебанковской системы было прервано Первоймировой войной. Но уже к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которыеделились на государственные,общественные и частные. К государственнымотносились: государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельныйбанк (1885 г.) и Крестьянскийпоземельный банк (1881 г). В 1917г. была декларирована монополия на банковское дело,результатом чего стали национализациячастных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. былазапрещена деятельность иностранныхбанков. Развитие политики «военногокоммунизма» привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы непоследовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банкипотребительской кооперации и Промбанк. В1922—1924 гг. возник еще ряд банкови кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной. В 1924 г. был образован Внешторгбанк какакционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в веденииГосударственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г.в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк(обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельскоехозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки. Появлениеэтих звеньев кредитной системы былообусловлено развитием мелкотоварногопроизводства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян иремесленников. В то же времяобщества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частныхпредпринимателей, принимавшие вкладыи предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина.Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народногохозяйства, что снижало их риск ипридавало устойчивость.
Во второй половине 20-хгодов развитие синдикатов привело ксосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их междутрестами. Такие синдикаты все большебрали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началуреорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК иСНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, чтоликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков.Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапомреорганизации стало жесткое разграничениекраткосрочного и долгосрочного кредитования. В целом в 1927— 1929гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, чтопревратило банковское кредитование в разновидностьгосударственного планового финансирования.
Кредитная реформа1930—1932 гг. положила начало новому этапув развитии банковской системы. Ее сутью: была замена коммерческого и косвенного банковского кредитованияпрямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку:выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита исоздана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной исостояла из: Госбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитованиякапитальных вложений. В 1959 г. система долгосрочных банков былареорганизована: два банка — Сельхозбанк и Цекомбанк — были упразднены, аих функции переданы Госбанку. Окончательная структура банковской системы к 1960г. была следующей: Государственныйбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, системасберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.
Очередные изменения вполитике страны, переход к рыночнымотношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду сГосбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы пять отраслевых банков. Промышленно-строительный банк (Промстройбанк),занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи;Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавшийагропромышленный комплекс; Жилищно-социальныйбанк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитованиеи обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк(Сбербанк), преобразованный из сберегательныхкасс и обслуживавший население и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.
Такое множествобанков при одноуровневой системе привело кпереплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон«О кооперации» (1988 г.), которыйпозволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу вкредитовании и привлечениисредств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г.Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волневозникновения банков, своеобразному«банковскому буму». К 1 января 1989 г. в страненасчитывалось 43 коммерческих банка, спустягод — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки»,которые создавались лишь для полученияопределенной части прибыли, после чегоони закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайноблагоприятные условия для клиентов, но такжене выполнявшие своих обязательств.
Определенный порядокнаступил в 1991 г., когда в конце 1990г. было принято два закона: Закон «О Государственном банке» и «Закон о банках ибанковской деятельности», в которыхбыли определены условия открытия банков, пути и методы контроля за ними. Затем был принят Закон «О банках ибанковской деятельности РФ»,который окончательно устанавливал двухъяруснуюбанковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Законукоммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, атакже при определении процентныхставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основелицензий, выданных Центральнымбанком. Специализированные банки превращалисьв коммерческие на основе акционирования. К моментупринятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковскаясистема складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г.действовало уже 1414 коммерческих банков, из них767 были созданы на базе бывших специализированныхбанков и 646 вновь образованы. Но по сути основная их часть состояла из мелких банков — 1037, или73% от общего числа банков (уставный капиталот 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков(уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24,или 2% от общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которойне в последнюю очередь стали недостаточнаяквалификация персонала, нехваткакапитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Всеэто приводило к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскуюсистему можно было считать вполне сложившейся.В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиаламии 414 кредитных учреждений. Географиярасположения этих банков практически не измениласьс 1990 г. по настоящее время — основная часть приходится на Центральный район — 43,6%, причем лидеромостается Москва, где действует 37,3%банков. На Северном Кавказе — 13,4% всех банков, вЗападной Сибири — 8%, в Поволжье — 7,4%,на Урале — 7,3%, на Дальнем Востоке — 5,1%, в Восточной Сибири — 3,3%. Наименее насыщенным районом оказалсяЦентрально-Черноземный — 1,5% от общего количества банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд. руб. Говоря о специализации банков, надо отметить,что почти все они в своей основе универсальные,лишь некоторые из них, которые создавалисьлибо как «карманные», либо на базеспециализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерамиявляются Нефтехимбанк, Промстройбанк,Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости.Среди них можно назвать Московскийипотечный акционерный банк, ипотечныйСтандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Вплоть до кризиса1998 г. банковская система развивалась достаточностабильно. Сначала продолжился рост количества банков: в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось сокращение. Приэтом зарегистрированных банков стало больше — 2558. Сокращение шло не только засчет снижения темпов роста банков. В1994 г., например, было 560 вновь открытыхбанков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28. Причиной уменьшения количествадействующих банков становится также их банкротство,ухудшение финансового положения. С каждымгодом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за десять месяцев1997 г. — 193. Особенно резкоснижается число паевых, мелких банков (в 1996г. их число уменьшилось на 100 с 1314 до1214) банков с иностранным участием.
Но несмотря на это,структура коммерческих банков в странене изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:
• преобладали мелкие исредние банки. Половина коммерческих банков имелауставный капитал менее 1 млн. экю (см.табл. 1);
• преобладали паевые(1157), акционерные (872) и смешанные(152) банки;
• основная частьбанков функционировала в Центральномрегионе;
• увеличилоськоличество филиалов, представительств, причемкак на территории России, так и зарубежом. В 1997 г. за
рубежом было открыто 15 филиалов и 312представительств;
• практически не развитой оставалась сетьспециализированных банков, напримерипотечных, инвестиционных.
В 1997 г., как иранее, основной целью банковской системы выступаеткредитование экономики в лице трех экономических агентов — населения,предпринимателей, государства. В этом планеотечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практическитолько Сберегательный банк.Кредитование предприятий занимает сравнительнонебольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн. рублей. Всовокупныхактивах кредитныевложения составляли 44%, при этом доля экономики — 35%. На долю государства приходится 154 трлн. руб. —31% активов. Причем нужно отметить, что если до1996 г. вклады в государственныеценные бумаги преобладали в активах, то в
1997 г. наметилась тенденция к ихснижению. Наиболее крупным
кредитором Правительства выступаетСбербанк.
В структурепассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения — 140 трлн руб. и юридических лиц — 89 трлн руб. На долю срочных вкладов приходится небольшаячасть — 38 трлн руб. Доля валютныхвкладов составила 98 трлн руб.
Однако 1997 г.оказался последним благоприятным годом для коммерческихбанков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов — банков претерпела существенные изменения, связанные с событиями нафинансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценныхбумаг в активах коммерческих банков (до13,6%). Суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился за этот периодболее чем на 15%, а величина ликвидных активов— в три раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И всередине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включилкомплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственногокапитала. Многие, даже крупнейшие,банки потерпели фиаско, уменьшилось ихобщее количество: с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999 г., сократилась ресурсная база за счет уходавкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшилсясобственный капитал и в некоторых случаяхон достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы врублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном — в 8,5 раз.
Потребовалось провести ряд серьезных мердля вывода банковской системы из кризиса.Первый этап реформирования (сентябрь1998 г. — 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. Вэтот период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационныеосновы реструктуризации кредитныхорганизаций и обеспечено преодоление наиболее острых последствийфинансово-экономического кризиса 1998 г. Восстановлены возможностибанков по предоставлению базовых услуг экономике.Однако банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительнаядоля его капитала формироваласьгосударством.
Новый этап реформирования банковскогосектора начался в 2001 г. На этом этапе,можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций,имевших признаки несостоятельности. Запериод до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФполучил дополнительные возможности для выполнения функций в областирегулирования деятельности кредитныхорганизаций. В соответствии с международным опытом были установленыобязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковскихопераций, определены возможности для предъявления дополнительных требований круководителям и участникам кредитных организаций.
Все это не могло несказаться на развитии банковской системы России.Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствуето закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальномисчислении возросли на 31,8%, капитал— на 41,7%, при этом рост капитала наблюдалсяу 90% кредитных организаций. Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций,а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитныхорганизаций, что нашло отражение в ростекредитов, предоставленных реальному сектору экономики, уменьшениипросроченной задолженности, повышении качествакредитного портфеля. Существенно улучшились финансовые результаты деятельностикредитных организаций.
Однако пока нельзяговорить, что банковская система полностьювосстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35% ВВП, невеликадоля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всегопосле кризисного периода она непревышала 20%. При этом в реальном исчисленииуказанные вклады составили около 77% от предкризисного уровня.
Основными факторами,препятствующими развитию банковской деятельности, являются: невысокие темпыструктурных преобразований в экономике,низкая ликвидность, недокапитализация,недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствиезаконодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое обеспечение возможности банковскогонадзора, уровень станового рейтингаРоссии, низкое качество управления во многих кредитных организациях,недостаточное развитие современных банковскихтехнологий, высокие риски.
Центральный банк РФ (Банк России)
Некоторые функциицентрального банка (монопольная эмиссиякредитных билетов, «банк банков») в России, впервые начал выполнять созданный в 1860 г. Государственный банкРоссии. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческого банка. После национализации коммерческихбанков в 1917 г. и их слияния сГосударственным банком России, как ужеговорилось выше, последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссиипередано Наркомфину.
В 1921 г. был созданГосударственный банк РСФСР, который в1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находившийся в прямомподчинении Правительства.
Госбанк СССР добанковской реформы 1987 г. являлся единымэмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, вотличие от центральных банков промышленноразвитых стран, функции, присущие как центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другимбанкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданыгосударственным специализированным банкам.Госбанк СССР осуществлял монопольнуюэмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитнойсистемой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.
При этом сохранялисьгосударственная монополия банковского делаи строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планыраспределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектовкредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействияна ссудозаемщиков.
Центральный банк вРоссийской Федерации был создан послеобретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде ГосбанкаРСФСР, который в декабре 1990 г. был переименованв Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Правовой статус,функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (БанкаРоссии) определяются Конституцией РФ,Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесенииизменений и дополнений в Закон РСФСР «ОЦентральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом от 3февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Уставный капитал ииное имущество Банка России (ЦБ РФ ЦБР)являются федеральной собственностью. Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим всвоей деятельности отПравительства. ЦБ РФ _ юридическое лицо, не регистрируетсяв налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства,а государство Не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты,издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственнойвласти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актовфедеральных органов исполнительнойвласти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на егозаключение.
ЦБР подотчетен лишьГосударственной Думе Федерального СобранияРФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России. Совет директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение,определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды вгод.
Вто же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики ПравительстваРФ. Председатель банка или один из егозаместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов иминистр экономики или их заместителипринимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правомсовещательного голоса. ЦБР и ПравительствоРФ информируют друг друга о предполагаемыхдействиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику,проводят регулярные консультации. Вчастности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросамграфика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояниебанковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
ПриБанке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания,Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представителикредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский советрегулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы,проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютногорегулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитныхорганизаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иныхнормативных актов в области банковского дела.
БанкРоссии образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральныйаппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительныецентры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учрежденияи организации, в том числе подразделениябезопасности, необходимые дляосуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР.Территориальные учреждения банка неимеют статуса юридического лица и неимеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии ипоручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Советадиректоров.
Руководство иуправление Банком России осуществляет его высшийорган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих вБанке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основныенаправления единой государственнойденежно-кредитной политики. Устанавливает экономические нормативы и нормыобязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменениипроцентных ставок Банка России,определяет лимиты операций наоткрытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую системуРоссии, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ отраже