Содержание
Введение
1. Современное управлениекредитованием физических лиц
1.1 Кредитованиефизических лиц в России — экономическая сущность и современное состояние
1.2 Современные проблемыправового регулирования банковского кредитования физических лиц
1.3 Судебная практикавзыскания задолженности по кредитам физических лиц
2. Корпоративноекредитование в России
2.1 Кредитованиекорпоративных клиентов
2.2 Актуальные вопросымониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков
2.3 Международнаябанковская практика оценки корпоративных клиентов
Заключение
Список литературы
Приложение. Уровнисистемы внутреннего контроля кредитного механизма коммерческих банков
Введение
Актуальностьпроблем управления кредитованием в коммерческом банке обусловлена следующимиположениями. Вступление России в рынок в значительной мере связано среализацией потенциала кредитных отношений, поэтому одним из обязательныхусловий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения икредита. Главная задача — максимальное сокращение централизованногоперераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальномуих движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка предполагаетпринципиальное изменение роли кредитных институтов и повышение роли кредита в системеэкономических отношений. Переход России к рыночной экономике, повышениеэффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктурыневозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитныхотношений.
Кредитстимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источниковкапитала для расширения воспроизводства на основе достиженийнаучно-технического прогресса. Без кредитной поддержки невозможно обеспечитьбыстрое и цивилизованное становление хозяйств, предприятий, внедрение других видовпредпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнемэкономическом пространстве.
В условияхобщей экономической нестабильности в последнее время наблюдается ростпросроченных обязательств по потребительским кредитам. Банковское сообществовпервые столкнулось с массовой неспособностью населения возвращать ссуды.
Сокращениеперсонала и снижение заработной платы оказывают негативное влияние на динамикузадолженности по кредитам физических лиц: по данным Банка России, за триквартала 2009 г. она выросла на 32%. Банкиры ожидают усиления негативнойтенденции в 2010 г.
Невозвраты покредитам существуют и в условиях стабильной экономической ситуации, но связаныони главным образом с нежеланием обслуживать долг. На сегодняшний деньнеспособность людей платить по ссудам связана с отсутствием доходов. Ситуацияусугубляется тем, что на некоторые семьи приходится несколько кредитов. Сегодняу таких заемщиков, особенно лишившихся дохода, возникает просроченнаязадолженность одновременно перед несколькими банками.
Целью работыявляется изучение проблем управления кредитованием корпоративных клиентов ифизических лиц.
Длядостижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
— Рассмотретьтеоретические основы кредитования физических лиц в России – экономическуюсущность и современное состояние;
— Определить современныепроблемы правового регулирования банковского кредитования физических лиц;
-Проанализироватьсудебную практику взыскания задолженности по кредитам физических лиц;
-Рассмотретьактуальные вопросы мониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков;
-Датьхарактеристику международной банковской практики оценки корпоративных клиентов.
Объект работы– кредитная политика коммерческого банка. Предмет исследования – система управлениякредитованием физических лиц и корпоративных клиентов.
Структураработы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Современноеуправление кредитованием физических лиц 1.1 Кредитование физическихлиц в России – экономическая сущность и современное состояние
Кредитныеоперации — это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводупредоставления (получения) во временное пользование денежных средств, ихвозврата и оплаты. При этом имеется в виду именно содержание действийучастников отношений, прежде всего банковских работников.
Современныйэтап развития банковского бизнеса характеризуется значительным увеличениемобъема розничных банковских услуг, под которыми понимаются операцииобслуживания физических (частных) лиц.[1] Для завоеванияустойчивых позиций на кредитном рынке банку необходимо решить задачи созданияуникальных кредитных продуктов, эффективной оценки кредитоспособности заемщика,улучшения качества обслуживания клиента. Реализация этих задач возможнаадекватной информационной системой банка.
Все большеечисло банков заявляет о своем выходе на ритейловый рынок, т.е. на рынокобслуживания физических лиц. Объективными предпосылками этой тенденции являютсяпадение рентабельности работы с юридическими лицами, закрепление доходныхклиентов за «определенными» банками. Но, выходя на новый рынок, банкдолжен выбрать правильную стратегию работы на нем, обеспечивающую получениемаксимальной прибыли. Основными направлениями банковского обслуживанияфизических лиц следует считать кредитование и прием различных платежей.
За последниетри года объем рынка кредитования населения в России удвоился. Большинствобанков, развивающих различное кредитование, рассматривают его не только каксредство получения прибыли, но и как стратегическое направление завоеваниярынка розничных банковских услуг. Для достижения последнего используютсяразличные пути. Один из них — понижение процентной ставки; другой — снижениекритериев оценки потенциальных заемщиков. Однако использование этих путейприводит к снижению доходности и увеличению риска кредита. Размещая средства вкредиты, банкам следует проявлять большую осторожность. Расходуя имеющиесяресурсы, темпы роста которых меньше темпов увеличения ссудной задолженности,банк может оказаться в кризисной ситуации. Для преодоления возможныхнеблагоприятных последствий и для завоевания устойчивых позиций на рынкерозничного кредитования банку необходимо решить ряд задач, таких как: созданиеуникальных кредитных продуктов, разработка новых методов оценкикредитоспособности заемщиков, улучшение качества обслуживания клиента с цельюего «удержания».
Кредитныйпродукт состоит из набора условий, комбинация которых определяет результат егоиспользования для банка — обеспечение возвратности и доходности кредита.[2]
Самый простойспособ достижения этого результата — эффективное управление процентными схемамипредоставления кредита. Например, увеличение процентной ставки по временипользования средствами клиента стимулирует ранний срок возврата кредита. Всвязи с этим в схеме кредитования следует предусмотреть льготный период(например, месяц), когда проценты за кредит либо не начисляются, либоначисляются по «мизерной» ставке. Второй способ обеспечениявозвратности и доходности кредита — управление штрафами. Они должны бытьдифференцированы по различным группам клиентов. Как показывает зарубежный опыт,доход банков от кредитования по пластиковым картам распределяется следующимобразом: 30% — доход от получения процентов за кредит и 70% — доход отполучения штрафов за просрочку платежей.
С развитиемновых видов кредитования (ипотечного, автомобильного и др.) методом снижениярисков и гарантированности возвратности кредита является страхование имущества,принимаемого в обеспечение кредита, или жизни заемщика. Некоторые банки создаютсовместные кредитные продукты со страховыми компаниями. При этом на страховуюкомпанию возлагается продажа продукта, анализ кредитоспособности заемщика ипринятие решения о возможности выдачи кредитов под гарантии компании. Страховаякомпания передает в банк сводные данные о выданных за день кредитах, собираетданные о платежах в погашение ссуд и передает информацию для проведенияопераций по соответствующим счетам банка. Такой совместный кредитный продуктобеспечивает высокую возвратность кредита, так как гарантом являются счетастраховой компании.
В сфереипотечного кредитования возможно сотрудничество с риелторскими и страховымикомпаниями.
Подобнаяинтеграция создает предпосылки для расширения банковского обслуживания, прикотором банк наряду с традиционными услугами продает услуги компаний-партнеров.
Большую рольв обеспечении возвратности кредитов играет оценка кредитоспособности заемщика.В настоящее время применяется множество различных методик расчетакредитоспособности клиента, отличающихся используемой информацией, показателямикредитного риска и т.д.
Современнаясистема, обеспечивающая эффективную оценку кредитоспособности заемщика, должнарешать следующие основные задачи:[3]
— расчетрисков дефолтов, убытков и досрочного погашения;
— анализкредитных сделок с несколькими созаемщиками и поручителями;
— восстановление доходов по социально-демографическим характеристикам заемщика;
— учетмножества источников дохода;
— восстановление реальных доходов по собственности заемщика;
— учетзалогового качества основного и дополнительного обеспечения и его динамика вовремени;
— генерацияотчетов по результатам скоринга с обоснованием принятого решения окредитоспособности.
Возвратностькредита зависит также от развития инфраструктуры сбора платежей по ссудам. Внастоящее время возможны такие направления развития инфраструктуры сбораплатежей, как использование пластиковых карт, на которых размещены платежныеприложения по управлению депозитными и кредитными средствами. Применениемобильных телефонов для банковского обслуживания позволяет банку предъявлятьклиенту счета для погашения ссуды, информировать его об использовании кредитнойлинии.1.2 Современныепроблемы правового регулирования банковского кредитования физических лиц
В современныхэкономических условиях банковское кредитование физических лиц развиваетсяопережающими темпами. Существующие в указанной области правовые проблемыстановятся все более острыми.
Так,например, действующее законодательство не содержит обязанности кредитныхорганизаций предоставлять физическим лицам информацию о годовых процентныхставках банковского кредитования потребителей по регионам и публиковать этуинформацию. Осуществление такой обязанности должно быть возложено на БанкРоссии путем внесения изменений в ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)».
Заметим, чтои для банков подобный вид кредитования становится высокорискованным. В целяхминимизации кредитного и иных банковских рисков банки вынуждены увеличиватьставки по потребительским кредитам.
Рост объемовбанковского кредитования преимущественно за счет расширения объемоввысокорискованных операций, к числу которых относится и потребительскоекредитование, «может в перспективе негативно сказаться как на устойчивостибанков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечнымзаемщикам»
Федеральнымзаконом не урегулированы вопросы определения цены кредита для рекламных целей,что приводит к сложностям выбора физическими лицами наиболее выгодногопредложения и затрудняет развитие конкуренции на рынке банковского кредитованияфизических лиц.
Существующиеобщие нормы о кредитовании не учитывают специфику банковского кредитованияфизических лиц, а некоторые неточности в их формулировании приводят кразличному их толкованию и проблемам в правоприменительной практике, что такженегативно сказывается на развитии указанного рынка банковских услуг.
В то же времязаметим, что не без участия банковского сообщества, и наших исследований в томчисле, законодательство о банковском кредитовании физических лиц все болеесовершенствуется.
Так, с 12июня 2008 г., согласно вступившим в силу изменениям в ст. 30 Федеральногозакона «О банках и банковской деятельности», кредитная организацияобязана до заключения кредитного договора с заемщиком — физическим лицом (либодо изменения условий договора) предоставить заемщику информацию о полнойстоимости кредита. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежизаемщика по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора,в том числе платежи в пользу третьих лиц, если в договоре определены такиелица. Банк обязан в кредитном договоре указать комиссию, штрафы и иные выплатыясными и четкими формулировками. Помимо этого, банк должен предоставлятьфизическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень иразмеры платежей, которые он обязан выплатить в случае нарушения этогодоговора. Под полной стоимостью кредита в Федеральном законе понимаются все расходызаемщика, связанные с получением, обеспечением и обслуживанием кредита.
Тем самым можнооценить нововведение как повышающее прозрачность рынка отечественногопотребительского кредитования и усиливающее ответственность кредитныхорганизаций.
Изменения вбанковском законодательстве будут способствовать существенному изменениюсудебной практики.
Всеисследования в данной области привели нас к выводу о том, что и иные проблемы всфере банковского кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателеймогут быть разрешены в случае принятия специального федерального закона, регулирующегоданную деятельность на государственном уровне, неоднократные попытки принятиякоторого до настоящего времени так и не увенчались успехом.
Такимобразом, системный анализ нормативных правовых актов, изучение зарубежногоопыта, выявление правовых проблем в области кредитования позволятусовершенствовать действующее законодательство и могут гарантировать защитуправ и интересов потребителей, возникающих между банками и физическими лицамипо вопросу предоставления банками кредитов физическим лицам и их возврата.[4]1.3 Судебнаяпрактика взыскания задолженности по кредитам физических лиц
Вопросвзыскания задолженности по кредитам физических лиц — обеспечения исковыхзаявлений — не теряет своей актуальности.
В последниегоды резко увеличилось число выдаваемых кредитов, и как следствие — встаетвопрос о необходимости их возврата, в том числе и с использованием судебногопроизводства.
Судебноевзыскание задолженности для кредитной организации актуально, прежде всего, спозиции реального его исполнения. Однако практика российского судопроизводствав настоящее время такова, что реальное взыскание без предварительногообеспечения исковых требований взыскателя практически невозможно.
Всоответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судьяможет принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всякомположении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить илисделать невозможным исполнение решения суда.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140 ГПК РФ обеспечительной мерой может быть наложение арестана имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц, атакже запрет на совершение определенных действий ответчиком.
Но и приобеспечении исковых требований путем наложения ареста на имущество должникаимеется немало практических проблем.
Наиболеераспространенный и широко применимый способ обеспечения исковых требований — это наложение ареста на имущество должников. Как показывает практика, заявленияоб обеспечении иска подаются и удовлетворяются в большинстве своем в томслучае, если заявителю (или истцу, взыскателю) известно о наличиисоответствующего имущества у должника. Более того, суды удовлетворяют заявленияоб обеспечении исковых требований, когда заявитель (истец, взыскатель) можетподтвердить факт наличия соответствующего имущества у должника.
Однако напрактике кредитная организация не имеет такой возможности. В этой связи судыотказывают кредитной организации в наложении ареста на имущество в связи сотсутствием документов, подтверждающих наличие соответствующего имущества удолжника. Устранить такую ситуацию можно несколькими способами.
Один из такихспособов — при заключении кредитного договора получение от заемщика информациио наличии соответствующего имущества, подтвержденной документально, в том численотариально заверенными копиями свидетельств о праве собственности на объектынедвижимости, на автотранспорт и пр. Данный способ достаточно трудоемкий иотнимает много времени. Более того, сбор такой информации может привести коттоку заемщиков у кредитной организации.
При взысканиизадолженности по кредиту физических лиц кредитная организация подает заявлениео наложении ареста на имущество, находящееся по месту жительства ответчика.Кредитная организация предполагает, что по месту жительства (фактическойрегистрации) заемщика имеются предметы домашнего обихода, бытовая техника ииное имущество, на которое может быть наложен арест в обеспечение исполненияобязательств заемщика. Такая позиция находит свое подтверждение в судебнойпрактике.
Так, в п. 16Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 «О применении арбитражнымисудами обеспечительных мер» указано следующее: «Суд вправе принятьобеспечительные меры в виде ареста имущества ответчика, установив общую суммустоимости имущества, подлежащего аресту, тогда как конкретный состав имущества,подлежащего аресту, может определяться судебным приставом-исполнителем всоответствии с требованиями Федерального закона „Об исполнительном производстве“.
Такимобразом, вполне правомерно заявлять требования о наложении ареста на имущество,не индивидуализируя это имущество. Более того, развивая мысль, изложенную ввышеуказанном Постановлении ВАС РФ, возможно, на наш взгляд, просить суд оналожении ареста на имущество ответчика, „в чем бы оно ни выражалось и гдебы оно ни находилось, за исключением того имущества, на которое не может бытьналожен арест по закону“.
Однако такаяпозиция разделяется далеко не всеми судами и судьями. Основная причина, покоторой суды не удовлетворяют такого рода заявления об обеспечительных мерах, — это риск ущемления интересов ответчика и третьих лиц. Рассмотрим практическуюситуацию по данному вопросу.
Определениемсуда был наложен арест на имущество должника Б., которое находится по месту егожительства. Судебный пристав-исполнитель арестовал имущество. Отец ответчикаподал в суд заявление об исключении имущества из описи, где ответчикомвыступали как судебный пристав-исполнитель, так и кредитная организация. Судомтребования об исключении имущества из описи были удовлетворены.
При решениивопроса об обеспечении иска кредитные организации стремятся наложить арест наликвидное имущество. При этом автотранспорт, принадлежащий заемщикам, является,безусловно, таким ликвидным имуществом. Рассмотрим проблему, связанную сналожением ареста на данное имущество.
Судебнаяпрактика по указанному вопросу далеко не однозначна. Так, некоторые судыотказываются накладывать арест в том случае, если кредитная организация неподтвердит факт принадлежности автотранспорта ответчику. Другие судысамостоятельно по ходатайству истца делают соответствующий запрос в органыГИБДД.
Какпоказывает практика работы кредитных организаций в Центрально-Черноземномрегионе, органы ГИБДД в большинстве случаев отказываются предоставлятьофициальную информацию, подтверждающую факт принадлежности имущества должнику,что обусловлено техническими причинами.
Примечательно,что в своих отказах органы ГИБДД ссылаются на п. 56 Приказа МВД России от27.01.2003, где указано, что информация о наличии транспортных средств уграждан выдается на основании письменного запроса лишь указанным в этом пунктеПриказа государственным органам, к числу которых кредитная организация неотносится. Однако названная подзаконная норма противоречит законодательству (п.4 ст. 29 Конституции РФ; п. 2 ст. 3 и п. 5 ст. 8 Федерального закона от27.07.2006 N 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации“).
Помимоуказанного Приказа полномочия УГИБДД ГУВД по учету автомототранспортных средствустановлены:
— Федеральнымзаконом от 10.12.1995 N 196-ФЗ „О безопасности дорожного движения“(п. 3 ст. 15);
— УказомПрезидента РФ от 15.06.1998 N 711 „О дополнительных мерах по обеспечениюбезопасности дорожного движения“ (пп. „в“ п. 11);
— Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 „О государственнойрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники натерритории Российской Федерации“ (п. 2).
Ни один изуказанных актов не содержит норм об ограничении доступа к информации озарегистрированных транспортных средствах.
Такимобразом, отказ УГИБДД в предоставлении информации о зарегистрированныхавтотранспортных средствах является незаконным, так как не соответствует п. 4ст. 29 Конституции РФ, п. 2 ст. 3 и п. 3 ст. 8 Федерального закона „Обинформации, информационных технологиях и о защите информации“.
В некоторыхрегионах сложилось следующее мнение судей по обеспечению исков: еслиарестовывается имущество одного из ответчиков (самого заемщика), то нецелесообразнообеспечивать иск еще и наложением ареста на имущество других ответчиков(поручителей). Более того, считается, что, налагая арест на имуществопоручителей в обеспечение иска, тем самым ограничивают их права.
Так, банкобратился с иском о взыскании задолженности по кредитному договору сС. (заемщик), Ц. и Т. (поручители). В целях обеспечения иска банк заявилходатайство о наложении ареста на имущество С., Ц., Т., находящееся по месту ихпроживания, а также на автомобиль ВАЗ-2106, зарегистрированный на Ц., и наимеющиеся в банке счета, а также автомобиль ГАЗ-31029, зарегистрированный на Т.
Изучивзаявление истца, суд посчитал его подлежащим удовлетворению лишь частично,ссылаясь на то, что меры по обеспечению иска должны быть непосредственно связаныс предметом спора, соразмерны заявленным требованиям, в обеспечение которых онипринимаются, необходимыми и достаточными для исполнения судебного акта.
В результатесуд наложил арест только на имущество С., находящееся по месту его регистрации.При этом суд признал, что мера по обеспечению иска — наложение ареста наимущество С., который является стороной кредитного договора, соразмерназаявленному истцом требованию. В данном случае суд посчитал излишнейнеобходимость наложения ареста на имущество поручителей, так как уже наложенарест на имущество самого заемщика.
Как видно изуказанного дела и иных аналогичных дел, которых немало, суд прежде всегоисходит из необходимости удовлетворить требования взыскателя за счет имуществасамого заемщика, и только при отсутствии такого имущества взыскиватьзадолженность с поручителей.
Указаннаяпозиция влияет и на возможность обеспечения требований за счет имуществапоручителей. Одновременно такая позиция не находит поддержки в действующемзаконодательстве и ущемляет интересы взыскателя.
Определенныйинтерес представляет проблема ареста денежных средств, находящихся на вкладе.Проблема списания денежных средств со вклада должника при возникновениипросрочки по кредитному договору имеет определенный теоретический иодновременно практический интерес. Теоретический интерес обусловливаетсярешением вопроса о том, имеет ли право кредитная организация списать денежныесредства, находящиеся на вкладе должника, если вкладчик одновременно являетсядолжником той же кредитной организации по кредитному договору.
2. Корпоративноекредитование в России 2.1 Кредитованиекорпоративных клиентов
Одной изнеобходимых составляющих существования и дальнейшего развития корпоративногопредпринимательства в России является доступность и действительная возможностьполучения кредитных ресурсов.
Развитый корпоративныйбизнес — это ключ к экономическому процветанию и социальному благополучиюстраны. Это важнейший фактор, влияющий на повышение рождаемости, занятости идоходов населения. В зарубежных странах с успешной экономикой на этот секторприходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть внутреннеговалового продукта — до 50 — 70 процентов.
Потребность корпоративоногопредпринимательства в заемных средствах постоянно растет, например, в 2008 г.она оценивалась в 700 — 800 млрд. рублей. Реально же кредитов было выдано насумму 250 млрд., что составляет 30 процентов от необходимого объема. По оценкамэкспертов, объемы кредитования такого предпринимательства в России смогутдогнать объемы кредитования в развитых странах не ранее чем через 15 лет. Приэтом заемные средства могут быть использованы на различные цели: пополнениеоборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисногооборудования, ремонт торговых и производственных площадей, приобретениеавтотранспорта или объектов недвижимости, расходы по капитальному и (или)текущему ремонту помещений, приобретение лицензионного программного обеспеченияи др.
Финансовыйкризис ухудшил ситуацию на этом сегменте. Государством основные усилия (1 трлн.рублей) направлены на оказание финансовой поддержки „флагманам“экономики. Тем временем эта сфера кредитования сокращается.
Обеспечениефинансовыми ресурсами посредством кредитования представляется возможным вбольшей степени для лиц, имеющих финансовую устойчивость и занимающихстабильное положение на рынке товаров, работ, услуг. Российское предпринимательствосуществует чуть более двадцати лет, и устойчивых, действительно успешных корпоративныхпредпринимателей, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, не так ужи много. Предоставлению же кредита предшествует большая подготовительная работа,направленная на получение максимально полной информации о потенциальном клиенте- заемщике. [5]
Отсутствиеликвидного залога (недвижимости, транспорта, оборудования и др.) — еще одна изсерьезных причин, препятствующих получению кредита. Оптимальным для банказалогом являются недвижимость, автотранспорт и оборудование. По всем видамзалогов значительно увеличен дисконт — с докризисных 15 — 25 процентов до 50 — 70 процентов.
Однаковозможность получить кредит без залогового обеспечения все же существует. Рядбанков выдают кредиты без залога. Гарантией возврата кредита служитпоручительство генерального директора предприятия или собственника.
Развитиеинститута кредитования корпоративных клиентов — процесс достаточно сложный,успех которого зависит от последовательной реализации действенных мервсестороннего характера и направленности. К мерам, направленным на развитиекредитования следует отнести: совершенствование системы оценкиплатежеспособности; создание новых кредитных программ; снижение процентныхставок; улучшение условий кредитования, в том числе внедрениестандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций покредитованию и сократить срок рассмотрения заявок; снижение кредитных рисковпутем применения различных схем гарантирования и обеспечения кредитов;совершенствование нормативных требований Банка России (что позволит снизитьпроцентные ставки по кредитам); расширение субсидирования процентной ставки покредитам; осуществление мер, направленных на повышение прозрачностидеятельности субъектов такого предпринимательства; развитие инфраструктурыподдержки.2.2 Актуальныевопросы мониторинга корпоративных клиентов коммерческих банков
В условияхжесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличиватьколичество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этомсмысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимоеусловие обеспечения конкурентоспособности банка и как инструмент управленияклиентскими отношениями. В проведении мониторинга корпоративных клиентовзаинтересованы как коммерческие банки, так и Банк России.
Необходимостьпроведения мониторинга корпоративных клиентов обусловлена, во-первых, тойособой ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества. Выполнениебанками функции посредника между хозяйствующими субъектами — предприятиямиразличных форм собственности оказывает влияние на объем и структуру денежноймассы, тем самым активное воздействие оказывается на общую экономическуюконъюнктуру. Между банками и их клиентами должны устанавливаться особыеотношения, основанные на полном доверии к банковской системе, ибо только в этомслучае можно обеспечить стабильное выполнение банковской системой функций попривлечению и перераспределению временно свободных средств в обществе. Толькотогда коммерческие банки могут реализовать свои экономические интересы — получать в процессе своей деятельности необходимую прибыль.
Понятие»банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить каксистему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностьюкорпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовомсостоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и,соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу.Мониторинг корпоративных клиентов в широком смысле необходимо осуществлять длярешения вопросов развития отношений банка с корпоративными клиентами.
Очевидно, чтов проведении мониторинга корпоративных клиентов заинтересованы и коммерческиебанки, и Центральный банк Российской Федерации. Безусловно, задачи, методы,инструменты, направления, а также структура организации и охват сегментов приэтом с позиций той и другой стороны будут различными.
В основуклассификации клиентского мониторинга могут быть положены следующие признаки:
— характеризучаемых объектов;
— методыпроведения мониторинга;
— пространственные масштабы проводимых мониторинговых исследований:
а) мониторинготдельно взятого корпоративного клиента:
— мониторинготдельно взятого потенциального корпоративного клиента;
— мониторинготдельно взятого реального (обслуживаемого) корпоративного клиента;
б) мониторинггруппы корпоративных клиентов (в зависимости от выбранных критериев):
— мониторингпотенциальной группы корпоративных клиентов;
— мониторингреального (обслуживаемого) корпоративного клиента.
Мониторингкорпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, структурно может бытьпредставлен, по нашему мнению, следующими основными блоками:
1) наблюдениеи сбор информации о корпоративном клиенте;
2) оценкатекущего состояния корпоративного клиента;
3)составление прогноза состояния корпоративного клиента;
4) оценкапрогнозируемого финансового состояния и перспектив сотрудничества с клиентом;
5) принятиеуправленческих решений по дальнейшему взаимодействию банка и клиента.
Мониторингкорпоративных клиентов, проводимый коммерческими банками, весьма специфичен,поскольку должен проводиться по двум основным направлениям: исследование иизучение потенциальных и реальных (уже обслуживаемых) корпоративных клиентов.
Проведениемониторинга работающих клиентов преследует реализацию следующих целей:
— при наличииу клиента счетов в других коммерческих банках — выявление структуры, периодичностии значимости платежей (оборотов);
— припроведении только расчетно-кассовых операций — анализ финансовой деятельностиклиента;
— припользовании клиентом другими банковскими услугами (например, кредитами) — выявление наличия взаимоотношений с другими коммерческими банками;
— потребностив других банковских продуктах, за исключением имеющихся в данном банке;
— изучениепартнеров — контрагентов корпоративного клиента;
— определение«цены» клиента или группы клиентов для последующей сегментации приработе подразделений банка;
— оценкаприбыльности корпоративного клиента и доходности банка от предоставления емуконкретных банковских услуг.
Основнойцелью проведения мониторинга потенциально интересных для банка корпоративныхклиентов является привлечение их на комплексное банковское обслуживание спредоставлением полного пакета банковских услуг, дальнейшего перевода всех денежныхоборотов по счетам, вследствие чего при снижении затрат на производствобанковских услуг происходит увеличение рентабельности конкретных банковскихуслуг и деятельности банка в целом.
Мониторингкорпоративных клиентов (и потенциальных, и реальных) подразделяется на рядотносительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свои отличительныечерты:
— предварительная оценка, позволяющая сделать вывод о корпоративном клиенте в качествепотенциального партнера банка;
— собственноизучение и анализ деятельности корпоративного клиента;
— составлениезаключения относительно наличия различного рода проблем у корпоративногоклиента и необходимости (потребности) предоставления ему конкретных банковскихуслуг.
В процессеорганизации мониторинговых наблюдений за существующей клиентурой важное местодолжно быть отведено:
— разработкеметодологических основ их проведения;
— формированию информационной базы по обслуживаемым клиентам, включая созданиенеобходимого программного обеспечения;
— созданиюспециализированных служб, наделенных соответствующими полномочиями в отношениикорпоративных клиентов, с определением принципов их взаимодействия с другимиподразделениями банка;
— подготовкеквалифицированных специалистов для работы с корпоративными клиентами;
— определениюпорядка оценки работы и мотивации сотрудников клиентской службы.
Организациямониторинга потенциальных клиентов включает такие направления деятельности,как:
1) созданиеадекватной банковской инфраструктуры;
2)определение порядка поиска потенциальных корпоративных клиентов, выделениеприоритетных групп и сегментов в зависимости от выбираемых признаков;
3) разработкаметодики сбора, систематизации и анализа информации о деятельности корпоративныхклиентов;
4) разработкапредложений по активизации бизнес-коммуникаций (реклама, рассылка материалов,интернет-технологии) для поиска перспективных корпоративных клиентов.
Благодаряпроводимым мониторинговым наблюдениям каждый сотрудник среднего и высшего звенав банке участвует в формировании информационно-аналитической базы по клиенту.Ее составляющими могут быть: маркетинговая информационная система банка;информация, накапливаемая в процессе взаимодействия с потенциальным икорпоративным клиентом; результаты маркетинговых исследований и т.д. Длясоздания такой информационно-аналитической базы каждым банком должнаразрабатываться индивидуальная система количественных и качественныхпоказателей. Используется также информация свободного формата.Информационно-аналитическую базу по корпоративным клиентам целесообразноструктурировать, на наш взгляд, по трем блокам:
1) собственноинформационная база данных, включающая общие справочные, статистические иправовые данные о корпоративных клиентах;
2)аналитическая база, сформированная на основе имеющейся информационной базы данныхи дополняющей ее оперативно обновляемой;
3) результатыи перспективы — здесь идет речь о результатах встреч менеджеров (в частности,кредитных или персональных) с корпоративным клиентом, а также о перспективахсотрудничества банка и корпоративного клиента с определением намерений ипредложений.
Содержание иструктура данных информационно-аналитической базы реальных корпоративныхклиентов будут существенно отличаться от информации иинформационно-аналитической базы потенциальных клиентов, что обусловленосложностями получения банком данных по тем клиентам, которые не обслуживаются вданном банке, поскольку единой базы данных о клиентах пока не существует.
Дляприведения в соответствие общих баз данных и первичной информации покорпоративным клиентам, для удобства оперативного поиска необходимых данных,проведения их последующего анализа саратовские банки выбирают различные пути.
Так, ЗАО«Волгоинвестбанк» провело уже трехкратное обновление программныхпродуктов, приобретая их у сторонних отечественных производителей.
Саратовскийфилиал ОАО «Поволжский банк Сбербанка», ОАО «Альфа-Банк»,ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Менатеп СПб», пользуясьприобретенными программными продуктами, дорабатывают их самостоятельно с учетомспецифики своей деятельности.
Местные жебанки в большинстве случаев, уже разработав свои программные продукты, незаинтересованы пока в их доработке по части расширения «информационныхдосье своих клиентов» по причине высоких затрат и бесполезности вложениясредств.
В отличие отдругих региональных банков сотрудниками клиентской группы отдела маркетинга вовзаимодействии с управлением информатизации ЗАО «Экономбанк» в 2008г. была сформирована новая структура информационно-аналитической базы данных покорпоративным клиентам. С этой целью ими разработана форма индивидуальногодосье обслуживаемого корпоративного клиента, использование которой позволяетсистематически обновлять сведения о клиенте. Вся информация по корпоративнымклиентам заносится в электронные карточки клиентов (а не хранится на твердомносителе) на основе общебанковского стандарта. Такие электронные карточки заполняютсяиндивидуально по каждому корпоративному клиенту и по корпоративным клиентамбанка в целом в разрезе филиалов.
Клиентскиеслужбы банка совместно с маркетинговыми подразделениями могут проводитьмониторинг корпоративных клиентов и посредством проведения опросов корпоративныхклиентов.
Мониторингпотенциально интересующих коммерческие банки корпоративных клиентов проводитсяразличными способами, начиная с изучения данных, публикуемых в периодической исправочной литературе, рекламных и других информационных материалов в средствахмассовой информации, использования специализированных базсправочно-информационных данных, изучения оборотов своих клиентов и заканчиваястихийно организованными личными встречами с сотрудниками клиента. Такого родамониторинг начинается задолго до непосредственного контакта (встречи, звонка) склиентом — дистанционно в процессе исследования рынков собственных клиентов,отраслевой их принадлежности, особенностей и характера их хозяйственнойдеятельности, а с момента возникновения реальных схем сотрудничества иналаживания постоянных взаимоотношений с банком приобретает новое качество.
Сфераприменения результатов мониторинга вообще и данных информационно-аналитическойбазы в частности достаточно широка. Примером может служить использованиеинформации о финансовом состоянии и направлениях деятельности клиента приразработке менеджером банка финансовой схемы, которая оптимизирует маршрутпрохождения денежных средств клиента и ускоряет проведение расчетов споставщиками[6]. Информационнаябаза данных является и основой для формирования спроса на отдельные банковскиеуслуги. Располагая такой информацией, банковский служащий может составить нетиповое, а индивидуальное коммерческое предложение для руководителяпредприятия, особым образом выделив ценность услуг, важных для бизнесакорпоративного клиента и развития его взаимоотношений с банком. Более того,располагая разносторонней информацией о корпоративных клиентах, полученной впроцессе проведения мониторинга, банк приобретает реальные возможности дляукрепления своей клиентской базы за счет перевода денежных потоковкорпоративных клиентов, имеющих вторые счета в банках-конкурентах, а также засчет привлечения на обслуживание их структурных подразделений, дочернихпредприятий или контрагентов.
В процессепроведения мониторинга важным моментом является оценка банком выгодности еговзаимодействия с конкретным клиентом. Как правило, в региональных банках такаяоценка сводится к оценке оборотов и остатков средств клиента на его расчетномсчете, а также к оценке либо возможного дохода банка от предоставленияпредприятию ссуды, либо расхода от привлечения его средств на депозит. Вусловиях постоянного изменения состояния других субъектов рынка банку самомунеобходимо определенным образом реагировать на изменения внешней среды, то естьтак изменять параметры своего состояния, чтобы наилучшим образом использоватьконъюнктуру. С этой целью необходимо проводить перманентный анализ состояниясреды, одним из элементов такого анализа выступает сегментация своих клиентов.
Оценивая вцелом значение и цели проведения сегментированного мониторинга корпоративныхклиентов банка, перечислим требования, которым должно отвечать качественнопроведенное сегментирование клиентов:
— возможностькачественной и количественной оценки корпоративных клиентов, результаты которойдолжны быть представлены в измеримых показателях в целях соответствующейинтерпретации и сравнения различных клиентов;
— результатысегментации должны соответствовать реальной ситуации;
— оперативность и простота проведения сегментации.
В связи сэтим возникает необходимость построения в банке системы оперативногомониторинга, которая позволяет проводить анализ текущей работы с корпоративнымиклиентами, своевременно выявлять тенденции во взаимоотношениях банка спредприятиями и обладает надежной информационной основой для выбора сегментоврынка, на которых банку целесообразно сосредоточить свои усилия. Проведениемониторинга отдельных корпоративных клиентов предполагает ежедневный(ежемесячный) контроль уровня их прибыльности, который осуществляется с помощьюоперативного анализа операций банка с отдельными клиентами. В методическомплане к мониторингу предъявляются следующие требования:
— определениереальной картины прибыльности работы банка с клиентом на текущий момент;
— отслеживание уровня прибыльности отдельных операций банка с клиентом;
— учетсложившихся во взаимоотношениях банка с клиентом тенденций для своевременногопринятия управленческого решения по конкретному вопросу;
— оценка нетолько экономической выгоды работы с клиентом, но и ее значимости для повышенияимиджа банка, ожидания будущей доходности, для решения вопроса проникновения нановый рынок и т.д.;
— обеспечениеранжирования всех клиентов по общей выгодности работы банка с ними.
Значимостьпроведения клиентского мониторинга на уровне коммерческого банка заключается,таким образом, в следующем:
1) клиентскиймониторинг позволяет в условиях высокой конкуренции на рынке банковских услугразрабатывать стратегию банка в части формирования прочной клиентской базы: засчет сохранения отношений с ключевыми корпоративными клиентами, развитияотношений с предприятиями среднего бизнеса либо за счет привлечения новыхклиентов, относящихся к приоритетным отраслевым сегментам и группамкорпоративных клиентов;
2)организация мониторинга корпоративных клиентов создает условия для проведенияглубоких маркетинговых исследований потребностей и спроса клиентов на новыебанковские продукты и услуги, емкости рынка, степени удовлетворенности клиентовбанковским обслуживанием и т.п.;
3) проведениемониторинга помогает формировать общий маркетинговый план банка, продуктовыепланы бизнес-подразделений, планы продаж филиалов, а также осуществлятьпрактическую реализацию этих планов.
В условияхжесткой конкуренции банки приходят к пониманию, что важно не только увеличиватьколичество корпоративных клиентов, но и располагать информацией о них. В этомсмысле проведение мониторинговых наблюдений следует рассматривать как необходимоеусловие обеспечения конкурентоспособности банка и как инструмент управленияклиентскими отношениями. Назначение мониторинга заключается в обеспечении болеевысокого уровня обслуживания корпоративных клиентов и получении точной иэффективной информации, позволяющей наилучшим образом понимать бизнес ивозникающие потребности корпоративных клиентов, осуществлять постоянную оценкуих нужд и потребностей.2.3 Международнаябанковская практика оценки корпоративных клиентов
Практика выдачи корпоративных кредитов по-прежнему остается актуальной:обслуживание корпоративных клиентов как оптовых покупателей всегда было однимиз приоритетных направлений банковской деятельности[7].Современная экономическая ситуация и здоровая конкуренция подталкивают банки красширению кредитного предложения в области корпоративного кредитования. Нарядус понижением процентной ставки простота оформления и скорость предоставлениякредита становятся факторами конкурентной борьбы банков за новых клиентов.
На сегодняшний момент решение о предоставлении кредита компаниизачастую принимается «вручную» на основе проведенного банком финансовогоанализа состояния компании-заемщика, поэтому внедрение в банках автоматизированныхсистем оценки кредитоспособности компаний является крайне актуальным, помогаябанковским учреждениям выйти на качественно новый уровень управления своейдоходностью.
Как же на практике осуществляется скоринговая оценка корпоративныхзаемщиков? В своей статье мы хотели бы поделиться западным опытом управлениярисками в корпоративном секторе.
Исторически кредитный скоринг возник около 50 лет назад в форметак называемых скоринговых карт. Устройство и использование скоринговой картынесложно (таб. 1). Характеристики для скоринга могут быть выбраны из любогоимеющегося в распоряжении источника данных о потенциальном заемщике. Подобнымихарактеристиками могут служить демографические факторы (например, секторэкономики, к которому относится основная деятельность компании-заемщика; странарегистрации; как долго существует компания и т.п.), характеристики, отражающиеуже существующие отношения между клиентом и банком (например, как долгокомпания является клиентом банка, количество используемых кредитных продуктов,насколько ответственно она подходит к осуществлению оплаты, предыдущиеобращения в банк), и, наконец, финансовые данные о компании (например, годовойоборот, прибыль, размер капитала, число сотрудников и т.д.).
Таблица 1.Пример скоринговой карты для корпоративных клиентов[8]
Scorecard
Points BRANCHE
BRANCHE = Missing, AGRICULTURE, AUTOMOTIVE,
TELECOM, FINANCE, CHEMICAL 44 BRANCHE = HIGH TECH -20 BRANCHE = OIL 53 COUNTRY COUNTRY = Missing, NL, LU, FR, DE, AT 37 COUNTRY = BE 52 DEBT low На основании статистических исследований каждому признаку назначаетсяопределенное количество баллов (чем выше кредитоспособность и добросовестностьклиента по тому или иному признаку, тем более высокий балл мы этому признакуприсваиваем). При этом принимается во внимание предикативная (прогнозная) силакаждого такого фактора, наличие корреляций между ними и другие статистическиехарактеристики исследуемой совокупности объектов. Окончательный баллкомпании-претендента — это сумма баллов для каждого признака скоринговой карты,которые она набрала в результате. В зависимости от этого количества балловопределяется максимальный размер ссуды, которую банк готов предоставить данномукорпоративному заемщику.
Таким образом, знания об имеющихся корпоративных клиентах позволяютнам прогнозировать профиль потенциальной компании — заемщика банка. Посколькусо временем данные обновляются, естественно, периодически происходитмодификация самой скоринговой карты: некоторые признаки становятся болеезначимыми, а другие отходят на второй план. Коррекция карт производитсярегулярно, а ее периодичность зависит от объема кредитов.
Скоринговый балл претендента, обратившегося за кредитом, сравниваетсяс баллами корпоративных клиентов, уже существующих в банке, и на этой основеделаются определенные выводы о его возможном поведении в будущем. Прогнознаямодель строится с помощью таких аналитических методов, как логистическаярегрессия или нейронные сети. Затем вычисляется вероятность дефолта первого(второго, третьего...) платежа, и строится соответствующая PD-модель.
В результате вычисляется определенный балл отсечения, после сопоставленияс которым принимается решение о предоставлении кредита.
Хотелось бы добавить несколько слов и о LGD-модели (Loss GivenDefault/сумма задолженности), предсказывающей вероятность выхода изпросроченной задолженности. Она гораздо сложнее, предсказать поведениедефолтного клиента затруднительно ввиду того, что оно сильно диверсифицировано:клиент может выплатить кредит полностью, но не оплатить проценты; можетоплатить сумму долга частично; может выплачивать общую сумму долга годами ит.д.
Принимая также во внимание, что реальных дефолтов в российских банкахпока накоплено недостаточно, говорить о статистически релевантной LGD-модели вкорпоративном секторе пока преждевременно. Хотя, в принципе, в западных банкахс применением продвинутых аналитических подходов (линейной регрессии, нейронныхсетей и т.д.) Recovery Rate (процент вероятности возвращения дефолтного клиентаобратно в «хорошего») вычисляется достаточно точно.
Касаясь вопросов моделирования, невозможно обойти вниманием валидациюмоделей, которая также является обязательным требованием Базеля II. Любая, дажеидеально построенная, модель должна быть апробирована и подтверждена на предметточности своих прогнозов. Валидация моделей может производиться разнымиспособами.
Наиболее часто встречается out-of-sample validation, когда большаячасть имеющихся данных (примерно 70%) используется для построения модели, аоставшаяся часть (не задействованная в моделировании) идет на ее валидацию.Этот подход позволяет убедиться, что «успешная» на одних данных модельпродолжает строить точные прогнозы и на других данных кредитного портфеля.Неудобство применения метода возникает лишь при недостаточном количестведанных, которые вам приходится еще при этом делить. Здесь хочется отметить, чтостатистически релевантными результатами считаются те, что получены на выборке,содержащей как минимум 2000 записей и достаточное количество дефолтов.
Заканчивая тему моделирования, хотелось бы также коснуться еще такогоинтересного вопроса, как стресс-тестинг. Этот метод позволяет«глубже» узнать кредитный портфель, позволяя рассчитать потенциальныепотери на сильно изменяющемся рынке. Для российских банков с их динамично растущимпортфелем это особенно актуально, когда возможность возникновения очередного«черного вторника» не кажется такой уж нереальной.
Для реализации моделирования в корпоративном секторе используютсяразные средства программного обеспечения.
Заключение
Сегодня, в условиях развития товарного истановлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы.Коммерческие банки стали неизменной принадлежностью рыночной структуры.Коммерческие банки — главные центры кредитной системы.
Современные коммерческие банки — это кредитно-финансовыеучреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения,предприятий, но и выдает кредиты.
Идет поиск оптимальных форм устройства кредитнойсистемы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методовобслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективнойбанковской инфраструктуры — одна из важнейших задач экономической реформы в России.
Задача усложняется тем, что кроме чистоэкономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняетсязаконодательная база; желание мафиозных структур прибрать к рукам такоевысокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинствабанкиров получить сиюминутную прибыль — как следствие — развитие только одногонаправления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков икризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить осоздании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться всясистема отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков иих клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковскогоработника — хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти наобдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путемвдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональныепринципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном миреи опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Таким образом, мы видим, что банки играют оченьважную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующейбанковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося унас в стране.
Зачастую банки выдают кредиты физическим лицам икорпоративным предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все этоприводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Поэтомунеобходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и,только после этого, коммерческие банки в России, как и в странах Европы, станутдействительным фундаментом кредитной системы.
Также взаключении необходимо сказать, что в настоящее время в каждом коммерческом банкеРоссии должна быть организована служба внутреннего контроля. Эта структурадолжна быть самостоятельным подразделением, подчиненным непосредственно главе банка.
Она должна контролироватькак операции банка (чтобы не допустить слишком рискованных сделок), так и деятельностьего сотрудников. Раз в год служба внутреннего контроля должна отчитываться передЦБ.
Система внутреннегоконтроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трехосновных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро — и макроуровне (см.Приложение 1).
/>Список литературы
1. Аргунов И.А. Коммерческие банки. — М.: Банковский журнал, 2009- с.137 — 142.
2. Ачкасов А.И. Банковская система. — М.: АО Консалтбанкир, 2008- с.13 — 32.
3. Банки/ под. ред. В. Колесникова. — М.: Финансы и статистика, 2006- с.140 — 190.
4. Банковская система России. Настольная книга банкира — книга 1 — М.: Банки, 2009. — с.237 — 242.
5. Банковскоедело/ В. Колесников. — М.: Финансы и статистика, 2008- с.29-56.
6. Банковскоедело / Под ред. Лаврушина О.И. — М.: Банковский и биржевой научно-консультативныйцентр, 2008- с.75 — 142.
7. Банковское дело // под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. — М.: Финансы и статистика, 2009- с.13 — 42.
8. Банковское дело в России (в 3 томах) // под. общ. ред. Кумок С.И.- М.: АОЗТ Вече, 2008- с.20-50.
9. Банковскоедело: Справочное пособие / Под ред. Бабичевой Ю.А. — М.: Экономика, 2007- с.12-156.
10. БелоглазоваГ.Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка. – Новосибирск: НГУ, 2009- с. 12 — 89.
11. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежатьбанкротства. — М.: Банки и биржи, ИО ЮНИТИ, 2008-с.17 – 56.
12. ВарьяшИ.Ю. Банковский мониторинг предприятий. // Деньги и кредит, 2009, №10. — с.22-26.
13. Виноградов В.В. О положении в экономике и банковской системе — М.:Бизнес и банки, № 11, 2009- с.37 — 42.
14. ВоронинЮ.М. Макроэкономическое регулирование кредитными рисками. // Банковское дело,2009, №9.- с.14 — 17.
15. ДолланЭ.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.– М.: Экономика, 2005- с.137 — 242.
16. ДробозинаЛ.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др. Финансы. Денежное обращение. кредит: Учебникдля вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004- с.137 – 205.
17. Ибрагимова Т.Ю. Взгляд на надежность сквозь призму международногоопыта // Финансист, № 46, 2009- с.22-26.
18. Коммерческиебанки — основа кредитной системы? //Бизнес, №31(550), 2009. — с.11-13
19. Коммерческийсловарь. / Под ред. Азрилияна А.Н. — М.: Фонд Правовая культура, 2006- с.37.
20. КоротковП.А. О некоторых проблемах управления кредитованием банка в современныхусловиях. // Деньги и кредит. – 2009, №9. — с.28 — 33.
21. КоротковП.А. Проблемы Финансовой стабильности и устойчивости банковской системы. //Деньги и кредит. – 2009, №1. — с.42.
22. Кредитнойсистеме нужна стабильность. // Экономика и жизнь. – 2008, №1. — с.4.
23. ЛексисВ.И. Кредиты банков – М.: Перспектива, 2003- с.3 1- 52.
24. МорозА.Н. Основы банковского дела.– М.: Знания, 2004 — с.72- 42.
25. МосквинаВ. Снижение риска кредитования предприятий. // Бизнес и банки, 2008, №30. — с.2- 10.
26. Основыбанковской деятельности в условиях перехода к рынку. / Под ред. Тимохина Г.С. –Казань: КФЭИ, 2005- с.52 — 103.
27. СоколинскаяН.Э. Стратегия управления банковскими рисками. // Бухгалтерский учет, 2009, №12.- с.13 — 19.
28. ТукмаковИ.Ш. О некоторых вопросах деятельности кредитных организаций на территории РФ.// Банки, кредиты, бизнес, 2009, 12. — с.3.
29. УсоскинВ.М. Современный коммерческий банк, М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 2001- с.137 — 145.
/>Приложение. Уровни системы внутреннего контроля кредитного механизмакоммерческих банков[9]Предварительный контроль Текущий контроль Последующий контроль />/>/>Индивидуальный уровень контроля
(Объектом контроля выступает отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии решения)
· Подбор и расстановка кадров
· Содержание трудовых соглашений
· Наличие служебных инструкций
· Наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций
· Соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей
· Установление объема операций и сделок, выше которого решения об их проведении принимаются вышестоящим руководством или постоянно действующим органом
· Корректность ведения работником первичной документации
· Проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования
· Регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций />/>/>Микроуровень
(Объектом контроля выступает состояние системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенным его акционерами и закрепленным соответствующим документом)
· Реалистичность достижения поставленных целей
· Включение на каждом уровне принятия решений качественных и количественных ограничений рисков
· Наличие четко установленных ограничений полномочий и ответственности каждого структурного подразделения
· Наличие установленного порядка оперативного пересмотра внутрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых подразделениями операций и сделок
· Наличие плана оперативных действий в случае, если негативное влияние рисков, которые банк рассматривал в качестве разнородных, наступило одновременно
· Соблюдение качественных и количественных значений рисков
· Достоверность информирования руководства о текущем состоянии показателей риска
· Качество принимаемого банком залога в обеспечение выданных кредитов
· Соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок Служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует практику управления рисками />/>/>Макроуровень
(объектом контроля выступает состояние аналитической работы с точки зрения учета в процессе управления банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений развития банка)
· Полнота, состав и своевременность обновления исходных баз данных
· Наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка о выводах и предложениях аналитического отдела, о прогнозах развития ситуации на соответствующем рынке, в экономике в целом, в сфере нормативно-правового обеспечения
· Исполнение задач анализа и прогнозирования ситуации
· Своевременное доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства
· Своевременность реагирования на действия конкурентов Службы внутреннего контроля осуществляют сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб и реального развития ситуации.