Реферат по предмету "Банковское дело"


Стратегическое и оперативное планирование в страховых компаниях

/>Содержание
Введение
1. Сущностьпланирования
2.Планирование в страховой компании
3.Стратегия деятельности страховой компании
Заключение
Списоклитературы

Введение
Переход нашей страны к рыночным отношениям возложил наруководителей большую ответственность за экономическое состояние ихпредприятий. Лишившись централизованного управления, фирмы получили полнуюсамостоятельность в хозяйственной деятельности. Они сами выбирают направлениядеятельности, определяют номенклатуру производства и виды оказываемых услуг,совершают любые сделки, которые не противоречат действующему законодательству.В целях снижения риска потерь каждая фирма нуждается в разработке такогодокумента внутри фирмы, который бы обосновывал предполагаемые решения, цели,стратегию.
Таким документом является бизнес-план. Без него внастоящее время нельзя взять кредит в банке, получить инвестиции из-за рубежа,заключить солидный долгосрочный контракт. За рубежом эта проблема давно решена,так как в условиях вековых рыночных отношений считается обязательным любоекоммерческое дело начинать с бизнес-плана.
В современных условиях требуется принципиально новаясистема управления экономикой, основанная на смене норм собственности,перестройке хозяйственного механизма, переходе предприятий на самоуправление,самоокупаемость, самофинансирование. Должны быть четко разграничены компетенцияи ответственность органов управления на всех уровнях и во всех сферах, созданыусловия для нормальной работы предприятий и объединений.
Главная фигура в управлении — человек, от знаний,квалификации и опыта которого зависит эффективность управленческого труда, а,следовательно, и конечный результат производства.
Цель данной работы – рассмотреть стратегическое иоперативное планирование в страховых компаниях.
Задачи: изучить сущность планирования; рассмотретьпланирование в страховых компаниях; выявить стратегию страховой компании.

1. Сущность планирования
В отличие от управления техническим комплексом управлениепредприятием представляет собой управление коллективом работников в процессе ихсознательной, целенаправленной производственной деятельности. Управлениепредприятием включает такие функции, как определение целей, координация,регламентация, стимулирование, контроль и оценка результатов деятельностиотдельных работников и трудового коллектива в целом. Центральным звеноморганизации любого дела является, как известно, планирование. Прежде, приналичии государственного управления, планирование было сугубо централизованным,на долю же предприятий оставалось выполнение заданий и планов, поступавших«сверху».
Сейчас большинство коммерческих фирм не имеют официальнопринятых планов; нет и необходимого механизма планирования: различного роданорм, нормативов и т.п. Планирование подменяется разного рода решениямисобственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые,как правило, рассчитаны на ближайший текущий период и не предусматриваюториентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуациии условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата нанебольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющихсолидный опыт хозяйственного руководства «на глазок»; хотя практика частоставит и таких опытных руководителей в тупик[1].
О допущенных ошибках, просчетах и потерях становитсяизвестно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельныеаналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры дляисправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинствопредприятий оказались в сложном финансовом положении или вообщенеплатежеспособными, включая предприятия торговли, общественного питания идругих видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалосьбы, беспокоить меньше всего.
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самыхсвоевременных, не заменяет планирования, которое, по сравнению с принятиемрешений, представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокогопорядка, служит своего рода компасом, который направляет движение предприятия вбурном море рыночной экономики.
Формальное планирование, безусловно, требует известныхусилий. Но оно дает и немало выгод: во-первых, заставляет руководителей мыслитьперспективно, а не жить одним днем, от случая к случаю; во-вторых, ведет кчеткой координации действий; в-третьих, устанавливает основные показателидеятельности, которые поддаются контролю; в-четвертых, заставляет предприятиечетко определить свои задачи; в-пятых, позволяет предвидеть ожидаемые перемены,подготовиться к внезапному изменению обстановки; в-шестых, нагляднодемонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Планирование — функция управления, с помощью которойопределяются цели деятельности организации, необходимые средства, а такженаиболее эффективные методы для достижения этих целей. Начальным элементомпланирования является составление прогнозов, показывающих возможные направлениябудущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии сокружающей его средой[2].
Организация обычно формирует единый план для управлениядеятельностью, но в ее рамках для достижения конкретных целей применяютсяразличные методы. Образно говоря, составляется карта пути, по которому должнапродвигаться организация к поставленной цели в конкретный отрезок времени.
Вид планирования и соответствующий тип плана зависят отуровня организационной иерархии, на котором они осуществляются.
Так, стратегическое планирование предусматриваетвыдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которыхобеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своейрыночной нише. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровнеиерархии управления.
На среднем уровне управления производится тактическоепланирование: т. е. определяются промежуточные цели на пути достижениястратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи,выработанные при стратегическом планировании.
На нижнем уровне организационной иерархии осуществляетсяоперативное планирование. Оперативное — текущее производственно-финансовое иисполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное надополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее планы играфики работ.
Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативныепланы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим,планом, или бизнес-планом организации.
С помощью функции планирования в определенной меререшается проблема неопределенности в организации. Планирование помогаетменеджерам лучше справиться с неопределенностью в будущем и более эффективно нанее реагировать.
Бизнес-планирование — процесс разработки системымероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта,развитию организации на определенный период времени, оформляемых в видебизнес-плана.
Бизнес-план — это постоянно действующий документ, вкоторый вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутриорганизации, так и во внешней среде. Такой план как стратегический документрешает следующие задачи: обосновывает экономическую целесообразностьнаправлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовыхрезультатов деятельности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источникифинансирования для реализации выбранной стратегии; намечает состав работников,который способен реализовать планируемые мероприятия[3].
Стратегический бизнес-план — документ внутреннегопользования. Для инвесторов, кредиторов и потенциальных партнеров, которыемогут вложить собственный капитал или технологию, бизнес-план составляется всжатой форме («резюме»), но так, чтобы они видели реальность и выгодностьреализации данного проекта. Именно этот документ как специальный инструментменеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике дляинновационной деятельности, и называют бизнес-планом[4].
2. Планирование в страховойкомпании
Для эффективной организации страхового бизнеса,несомненно, важным направлением является внедрение новых страховых услуг(продуктов), выверенных и отлаженных до мелочей, тщательно адаптированных кфинансовой и политической ситуации в стране, например, таких как ипотека,микрострахование и др. Другое, не менее важное, направление развития страховогорынка — развитие по регионам. Как отмечает автор статьи, «правительство ифинансовые органы субъектов Федерации не предпринимают серьезных мер, чтобыподдержать развитие страхового рынка, считая его второстепенным»[5].Однако специфика страхового бизнеса состоит в том, что он активно развивается всоциально и экономически стабильных, так называемых благоприятных регионах. Врыночных условиях нельзя приказать финансовым потокам размещаться там, гдехотелось бы их видеть. Экономическая целесообразность диктует свои законы, воснове которых экономические, правовые, налоговые и прочие механизмы, поэтомузадачей региональной государственной политики в сфере страхования должна статьграмотная протекционистская деятельность, направленная на решение социальныхпроблем на основе использования важнейшего финансового механизма, которымявляется страхование. Изучение опыта зарубежного страхования показывает, что вЕвропейском Сообществе, Канаде и США, хотя и в разной степени, ответственностьза регулирование страхового рынка разделена между центральными, местными илирегиональными властями. В США существуют фактически независимые системырегулирования в каждом штате при отсутствии по существу регулирования нафедеральном уровне. В свою очередь, страны Европы имеют свои собственныесистемы регулирования страхования; но работающие на условиях координациикорректив на уровне ЕС. Положение в Канаде представляет собой нечто среднеемежду ситуацией в США и ЕС. Для всех стран анализ базируется на рассмотрениисогласованных принципов регулирования, где поправки и детализация принимаютсяуже на местном уровне.
В Канаде ответственность за регулирование страхованияразделена между федеральными властями и властями отдельных областей.Правительство разработало «Акт Страхового Единообразия» в качестве модели дляместных законодательных органов. Эти условия существенно влияют назаконодательную и управленческую политику в различных целях страхования.
Методы регулирования страхования — одна из главныхпроблем, связанных с состоянием страхового сектора в России. В этой связи можновыделить два основных направления:
Как должна развиваться система методов регулирования винтересах удовлетворения финансовых особенностей экономики и развитиястрахового сектора.
Как снять барьеры, мешающие западным страховщикамработать в России, т.е. обеспечение стандартов, соответствующих условиям ВТО.
Эффективный рынок страхования способствует повышениюустойчивости экономики, идет гибкое управление индивидуальными и общими рискамии средствами накопления граждан. Среди перспективных направлений развитияроссийского страхового рынка можно выделить:
развитие страхования жизни в силу той роли, которую этотвид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизациикапитала;
страхование имущества субъектов малого и среднего бизнеса(при приобретении ими оборудования в лизинг и получении банковских кредитов);
учитывая международный опыт, российские ориентиры вобласти страхового регулирования могли бы включать в себя:
формирование всестороннего законодательства, котороесодержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования,отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;
становление четкой системы управления страхованием впределах Российской Федерации, если какие-то функции будут преданы региональнымвластям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должнобыть четко и последовательно прописано;
система лицензирования, которая применяется одинаково ковсем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющихважную роль в содействии развитию рынка страхования;
контроль должен осуществляться единственным самостоятельнымрегулирующим законом или, в случае необходимости, делегировать необходимыеполномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам,определенным на федеральном уровне;
обеспечение регулярной отчетности страховщиков ипосредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующиморганом;
участие на рынке иностранных страховщиков с цельюобеспечения максимального набора страховых услуг;
решение вопроса о соответствии между частным секторомстрахования, региональной системой обеспечения и организациями в сферездравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского страхования истрахования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
разработка долгосрочной стратегии развитии рынкастрахования, включая учет полезной роли частных страховщиков;
перераспределение доходов страховых компаний для развитияотраслей экономики (инвестиционная деятельность).
Создаваемые страховыми компаниями страховые резервыпредставляют собой значительный инвестиционный потенциал, который вполнеуспешно, конкурирует с банковскими ресурсами, направляемыми в реальный секторэкономики. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать временносвободные денежные средства для долгосрочных производственных капиталовложенийчерез рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся насравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают.
Еще одной важнейшей функцией страховой системы являетсядополнение, а иногда и замена государственной системы социального страхования иобеспечения.
Система налогообложения страховой деятельности должнаобеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему и способствоватьоптимизации страхового рынка.
Современный этап социально-экономического развитиятребует проведения такой налоговой политики, которая принимала бы во вниманиекак необходимость активизации экономической деятельности, так и реальнуювозможность налогоплательщика, то есть — страховых компаний. Для этогонеобходимо учесть общие положения по регулированию налогообложении зарубежныхстраховых компаний, а также особенности действующего российскогозаконодательства в этой области.
При этом главной задачей реформировании режимовналогообложения страховых операций является стимулирование реального спроса настраховые услуги.
Таким образом, основными целями развития страхового делаостаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховойзащите населения, организаций и государства, которые являются стимуломрасширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочныхинвестиционных ресурсов для развития экономики государства. Основными задачамипо развитию страхового дела являются формирование законодательной базы рынкастраховых услуг, развитие обязательного и добровольного видов страхования,создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора застраховой деятельностью, стимулирование перевода сбережений населения вдолгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхованияжизни, а также поэтапная интеграция национальной системы страхования смеждународным страховым рынком.
3. Стратегия деятельностистраховой компании
Стратегия развития страховщика — это последовательностьдействий, направленных на обеспечение долгосрочной, устойчивой прибыльностикомпании и, соответственно, роста ее капитализации. Поэтому в основе выработкистратегии должна находиться экономическая оценка эффективности принимаемыхрешений. Стратегия включает в себя рыночное репозиционирование и изменениевнутренней структуры компании. Рыночное позиционирование — это выборпотребительских групп, на которые в основном будет ориентироваться страховщикпри продвижении своих услуг, а также ряда страховых продуктов, предлагаемыхрынку. Внутренние реформы в компании предполагают изменение технологий работы склиентами, системы сбора и обработки информации, а также технологии принятиярешений и их исполнения на основании информационных потоков. Рыночноепозиционирование и организация страховой компании — связанные задачи, которые идолжны решаться совместно в рамках разработки стратегии.
Исходной точкой разработки стратегии страховой компанииявляется вероятностный прогноз развития различных сегментов страхового рынка.Следует оговориться, что речь идет именно о страховом рынке, т.е. зонесвободной (или со слабыми ограничениями) конкуренции между страховщиками наосновании предложения потребителям лучшего сочетания цены и качества страховогопродукта. В настоящее время к свободному, «классическому» рынку в России можнопрактически полностью отнести страхование иное, чем страхование жизни, за счетсредств населения, которые составляют менее 5% от общих сборов по добровольномустрахованию. В страховании имущества и ответственности за счет средствпредприятий различные «отмывочные» и «откатные» операции занимают, по оценкамспециалистов, до 80% суммарного сбора премии. В страховании жизни «зарплатные»схемы составляют 95 – 98% от общего сбора премии. В силу своей «серости» иоколокриминального характера они, разумеется, не могут рассматриваться вкачестве зон развития операций для компаний, заботящихся о росте своейкапитализации — риски, связанные с таким бизнесом, неприемлемы для серьезныхинвесторов. Таким образом, в сегодняшней России первоочередной интерес при стратегическомпланировании деятельности страховщика представляет рынок страхования за счетсредств населения, а также небольшая «свободная» часть рынка страхования засчет средств предприятий. Именно здесь действуют классические принципыпривлечения и удержания потребителей — цена, наполнение и качество продукта,развитие сбытовых сетей, позитивное восприятие потребителями брэнда компании. Всумме свободный страховой рынок в России на сегодняшний день не превышает 1 –1,5 млрд. долларов.
Надо отметить, что в последнее время размер«классического» сегмента рынка страхования имущества и ответственности имееттенденцию к росту. Во-первых, эффективный бизнес, основанный на долгосрочныхинвестициях, не может обойтись без полноценного страхования, поэтому со стороныроссийских предприятий растет спрос на классическую страховую защиту.Во-вторых, при выводе акций на фондовые рынки, особенно западные, к компаниямпредъявляются повышенные требования по прозрачности операций и устойчивостибизнеса, что не может не привести к некоторому спаду в кэптивном страховании иперетоку средств крупнейших компаний на свободный страховой рынок. В-третьих,развитие трансграничных потоков — торговых, людских и инвестиционных, гдестрахование является неотъемлемой, общепризнанной составляющей, способствуетразвитию полноценного страхового рынка.
Так как страхование относится к сфере услуг, то егобудущее лучше всего прогнозировать на основании данных по перспективам развитияэкономики в целом или ее отдельных отраслей, если речь идет о специальныхсегментах страхового рынка. Так, опыт показывает, что имеется прямая корреляциямежду ВВП страны и сборами страховой премии, что дает возможность определятьбудущее рынка более или менее точно на основании макроэкономического прогноза.Развитие рынка страхования за счет средств населения лучше всего прогнозироватьна основании его увязки с доходами граждан. Разумеется, здесь необходимоучитывать возможность внеэкономических влияний, например, измененийнормативного режима страхования, способных существенно изменить лицо рынка.
В силу неопределенности будущего и множественностигипотез, экономический и, соответственно, страховой прогноз, сделанный в чистовероятностной форме, будет слишком расплывчатым. Поэтому прогнозированиеразвития рынков лучше всего проводить в форме трех сценариев — наиболеевероятного, имеющего максимальную вероятность реализации, пессимистического иоптимистического. Они формируются экспертным путем и им присваиваются своизначения вероятности реализации — например, 50, 25 и 25 процентов. В сценарииразвития рынков входит прогноз их емкости (платежеспособный спрос) погеографическим и социально-экономическим сегментам, конкурентность, а такжепотенциальные требования потребителей к наполнению и качеству страховых услуг.Из общего перечня сценариев формируется одна наиболее вероятная гипотезаразвития страхового рынка, а также несколько вспомогательных, менее реальных.Вероятности их реализации оцениваются экспертным путем.
На втором этапе формирования стратегии оценивается нынешнеесостояние страховщика — его сильные и слабые стороны, а также цели развитиякомпании в части используемых технологий и организационного устройства исходяиз необходимости соответствовать требованиям конкурентной борьбы на страховыхрынках. Далее определяется величина расходов по вариантам составляющихстратегии развития компании — стоимость работ по переводу структуры итехнологий, используемых страховщиком, из нынешнего состояния в целевую точку.Оценивается также прибыльность их реализации — доход, который может получитьстраховщик, заняв целевое место на рынке. Соотношение потенциальных доходов ирасходов с учетом вероятности осуществления вариантов развития рынков врезультате дает стратегию развития страховщика. При этом принимаемые решениядолжны быть достаточно гибкими — для того, чтобы адаптироваться к возможнымнепредусмотренным изменениям на страховом рынке.

Заключение
Единственной альтернативой «заторможенным» механизмамгосударственного регулирования страхового рынка является внедрение механизмовсаморегулирования, основное преимущество которых заключается в возможностивыработки профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг иповышения доверия со стороны страхователей.
Кроме того, саморегулирование позволяет более гибкореагировать на потребности страхователей в более качественных страховыхуслугах. Саморегулирование — это не просто красивые и модные слова, не имеющиепрактического применения. Не останавливаясь на работе Всероссийского союзастраховщиков, которая ведется сейчас для преобразования в саморегулируемуюорганизацию, подчеркну две новых области приложения этого метода регулирования.
Во-первых существуют более 40 видов обязательногострахования. Вместе с тем реализация основных направлений развитияобязательного страхования, заложенных в концепции, к которым относятся усилениеконтроля за проведением обязательного страхования, введение новых видовобязательного страхования, создание централизованных гарантийных фондов,представляется весьма проблематичной.
Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект «Обосуществлении обязательного страхования на территории РФ», которому отводиласьглавная роль в регулировании обязательных видов страхования, был отклоненПравительством РФ, а в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в закон«Об организации страхового дела в РФ»[6]лишь маленькая статья посвящена этому вопросу. Все это обусловливает изменениеподхода к регулированию системы обязательного страхования.
Актуальность вопроса регулирования системы обязательныхвидов страхования также определяется тем, что в Гражданском кодексе РФ (ст.936) сказано, что «объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, откоторых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых суммопределяются законом».
И здесь страховое сообщество, в том числе и органстрахового надзора попадает в юридическую коллизию. С одной стороны, видстрахования может называться обязательным, если по его ведению есть федеральныйзакон. Пока существует только три таких вида: обязательное медицинскоестрахование, обязательное страхование гражданской ответственности владельцевтранспортных средств и обязательное страхование военнослужащих.
С другой стороны, более 40 видов страхования введены«нестраховыми законодательными актами» и также нуждаются в определенииположений, обеспечивающих равные условия осуществления и гарантии исполнениястраховых услуг.
Вместе с тем, выход из данной тупиковой ситуации можетбыть найден при помощи механизмов саморегулирования, столь популярных сейчас вразных секторах экономики России, в том числе и в страховании.

Список литературы
1. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от27.11.92 г. N 4015-1 (в ред. изменений от 31.12.97 г., 20.11.99 г.)
2. Басаков М.И. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2005. – 128с.
3. Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.
4. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.
5. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г.Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
6. Современный рынок страхования. // Финансовая газета № 26, 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.