Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Экономическаятеория»
Дисциплина:«Финансы и кредит. Рынок ценных бумаг»
Курсоваяработа
на тему:
Страховыекомпании и пенсионные фонды на рынке ценных бумаг: международный опыт иРоссийская практика.
Выполнила:
студентка группы МК-609
Иванова Е.А.
Проверила:
Крутикова Л. И.
Санкт-Петербург
2008
Содержание
Введение
1. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг(Российский и международный опыт)
1.1 Страхование, как один из важных факторов обеспечениястабильности социально-экономического развития страны
1.1.1 Страховой рынок в Российской Федерации
1.1.2 Зарубежный опыт организации страхового дела
1.2 Страхованиеи рынок ценных бумаг
2. Роль страховщиков
2.1 Страховщики как покупатели ценных бумаг
2.2 Страховщики в роли эмитентов собственных ценных бумаг
2.3 Страховщик как гарант (эмитент гарантийных обязательств)
3. Страховая отрасль — макроэкономический стабилизатор
4. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление изадачи деятельности
4.1.Формированиеи расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
4.2 Финансированиепенсионных выплат
Заключение
Введение
Рыночные преобразования вэкономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системемер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения ироссийского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка сталоодной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способново многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
Система воздействия настраховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно несформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана не только внутреннимифакторами его развития, но и является прямым следствием макроэкономическихпроцессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны.
Актуальность темыисследования предопределена также незавершенностью разработки теоретическойосновы страхования вообще и выявления его особенностей в России, в частности.
Важно подчеркнуть особыйхарактер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условияхпереходного периода полного осознания необходимости страхования у российскогонаселения еще нет. Оно носит фрагментарный характер. Общественная потребность вэтом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться.Очевидно в этом одна из причин односторонности, а следовательно, и шаткостигосударственной политики в области страхования.
Вместе с тем, многиеаспекты рынка страховых услуг и его государственного регулирования втеоретическом и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразиеразличных аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решениюпроблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услугобуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этомнаправлении.
Глава 1. Проблемы и перспективы развития рынка страховыхуслуг (российский и международный опыт)
1.1 Страхование,как один из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономическогоразвития страны
На протяжении всегоисторического пути развития человеческое общество в каждой сфере своейдеятельности сталкивается с разногласиями между природой и человеком, а такжемежду отдельными субъектами общественных отношений. Эти разногласияпредопределяют появление неблагоприятных событий — рисков, среди которыхвыделяют стихийные бедствия и несчастные случаи.
Отношения, которыескладываются в обществе по этому поводу, имеют объективный характер и в своейсовокупности формируют содержание экономической категории «страховаязащита».
Специфика этой категорииобусловленная такими признаками: случайностью риска; необычностью причиненноговреда; возможностью выражения вреда в натуральной или денежной форме;необходимостью предупреждения, преодоление следствий нежелательного события ивозмещения причиненных ею убытков. Сущность страховой защиты состоит внакоплении и расходовании денежных и других ресурсов для осуществлениямероприятий из предупреждения, преодоление или уменьшение отрицательноговлияния рисков и возмещение связанных с ними потерь.
Для того чтобы системамероприятий по предупреждению, преодолению и возмещению потерь была реальновозможной, необходимо часть валового продукта направлять на создание страховогофонда общества.
К фонду страховой защитыпринадлежат централизованные натуральные и денежные резервы государства,децентрализованные фонды в части, которая используется на покрытие вреда,причиненного стихийными и другими непредусмотренными событиями, — самострахование, а также фонды, создаваемые методом страхования. в границахэтих форм страховой защиты может существовать много видов фондов целевогоназначения.
Размер и структура фондов,используемых с целью страховой защиты юридических и физических лиц, зависят отмногих факторов. Прежде всего это — теоретические концепции формирования фонда,состояние развития экономики, соотношение между формами собственности, методыпривлечения средств для реализации социальных программ, традиции населения,международные отношения и т.п..
Почти каждое министерствоили ведомство на случай непредусмотренных обстоятельств имело в своемраспоряжении фонды финансовой поддержки подчиненных им государственныхпредприятий. За счет ведомственных фондов могла предоставляться финансоваяпомощь на пополнение недостатка оборотных средств, которое возникало, какправило, из не зависимых от заемщика причин. Часто помощь предоставлялась набезвозвратных основах. Тем не менее предоставление такой помощи нерегулировалось четкими нормами. Поэтому нередко средство шли на покрытие итаких убытков, которые предопределялось бесхозяйственностью в производственныхформированиях, ошибочными решениями высших организаций.
На предприятияхцелесообразно иметь фонд риска. Важно, чтобы средства, предназначенные длястраховой защиты, постоянно находились в ликвидной форме.
Таким образом, необходимоотметить, что исследование факторов, которые влияют на конъюнктуруплатежеспособного спроса на страхование в нашей стране, является ключевымусловием для нахождения удовлетворительного ответа на вопрос о перспективахстрахового бизнеса в России.
1.1.1Страховой рынок в Российской Федерации
Как известно, уровень развитиястрахования в любой стране является весьма четким индикатором «рыночности»экономики. Там, где экономика слаба, страхование не может быть развитым, и,наоборот, сильная рыночная экономика требует высокого уровня страховой защиты.
Страхование является иважнейшим механизмом привлечения в экономику инвестиционных ресурсов. Например,страховые компании Европы, Японии и США управляют общим объемом вложенных вэкономику средств на сумму в 4 трлн. долл.
Структура премий и выплаткрупных и средних страховых компаний говорит об универсализации ихдеятельности. Не только исторически сложившиеся «универсалы» (ПСК, «РОСНО»,«Альфа-Страхование»), но и кэптивы («СОГАЗ», «ЛУКойл», «Прогресс-Гарант»)диверсифицируют свой портфель и выходят на свободный рынок с предложением услугкак для юридических, так и для физических лиц.
Динамику российскогострахового рынка можно представить в виде таблицы 1.2.
Таблица 1.2
Показатели страховогорынка России, млрд. руб.Отрасли и виды страхования 9 мес. 2005 Прирост 9 мес. 2004 3 кв. 2005 Прирост 3 кв. 2004 Страховая премия (всего) 391,6 7% 365,8 128,2 12,7% 113,7 Добровольное страхование 248,0 -3% 256,5 732 -6,7% 78,4 страхование жизни 39,1 -56% 88,1 5,8 -78,7% 27,0 иное, чем жизнь 208,9 24% 168,4 67,4 31,2% 51,4 личное страхование 52,1 23% 42,3 11,1 13,8% 9,7 имущества 143,7 24% 115,5 52,1 38,2% 37,7 ответственности 13,1 23% 10,6 4,3 7,5% 4,0 Обязательное страхование 143,6 31% 109,3 55,0 55,8% 35,3 ОСАГО 38,8 2% 34,5 13,8 24,4% 11,1 ОМС 99,8 50% 66,7 40,9 74,5% 23,4
Характеризуя динамикуроссийского страхового рынка за 9 месяцев 2005 года, следует отметить:
все сегментыдобровольного страхования иного, чем страхование жизни (личное страхование,страхование имущества и страхование ответственности) демонстрируют устойчивый,довольно однородный рост – 23–24%.
спад сбора премии пострахованию жизни продолжает оказывать значительное влияние на показатели рынкадобровольного страхования в целом. В результате динамика всего рынкадобровольного страхования отрицательна, по итогам трех кварталов он сократилсяна 3%.
динамика рынкаобязательных видов страхования более рельефна: даже с учетом увеличения сборапремии по ОСАГО только на 13%, весь рынок обязательного страхования вырос на31%. Данный рост следует объяснять увеличением объема страховых взносов по ОМСза прошедший год (на 50% — с 67 млрд. руб. до 100 млрд. руб.).
Динамика премий поотдельно взятому третьему кварталу более разнородна. Лидером по сбору премии вдобровольном страховании является имущественное страхование. Занимая лидирующиепозиции в абсолютных значениях объема собираемой премии (71% от объема премийпо добровольному страхованию), имущественное страхование демонстрирует и самыйвысокий темп прироста сбора премии (38%). Для сравнения, темп прироста личногострахования – 14%, ответственности – 7%. Объем премии по страхованию жизнисократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 5 раз,откатившись к уровню 1998 года. В результате, общий показатель сбора премии подобровольному страхованию сократился на 7% по сравнению с третьим кварталом2004 года. Из-за отмеченной выше особенности роста объема взносов пообязательным видам страхования, общий сбор премии в третьем квартале вырос посравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%.
Итогом последовательногосокращения сборов премии по страхованию жизни и опережающих (по сравнению сдобровольными видами страхования) темпов роста обязательных видов страхования(в первую очередь, ОМС) является постоянный рост доли обязательных видов страхованияв общем сборе премии. Так, за третий квартал 2003 года этот показатель составил25%, в 2004 г. – 31%, в 2005 г. – 43%. Следует предположить, что всреднесрочной перспективе доля обязательных видов страхования продолжиттенденцию к росту. Это будет, в первую очередь, связано с дальнейшимувеличением объемов премии, собираемых по ОМС за счет:
перераспределенияотчислений ЕСН в пользу обязательного медицинского страхования. Так, согласнорасчетам Правительства, перераспределение 0,3% ЕСН между ФФОМС и ФСС, увеличитотчисления на ОМС в 2006 году на 16,65 млрд. руб.;
увеличения количествасубъектов федерации, где страховые медицинские организации включаются в процессраспределения средств территориальных фондов обязательного медицинскогострахования (ТФОМС);
рост социальныхотчислений с фонда оплаты труда по мере роста заработной платы и перевода ее влегальные формы начисления;
рост субсидий намедицинское обслуживание неработающего населения.
Развитие российскогострахового рынка в ближайшие 2-3 года будет определяться как состояниемэкономического окружения страхования, так и действиями самих страховщиков. Еслиговорить о макроэкономических параметрах, то в целом они благоприятны дляразвития страхового рынка. В целом можно говорить о том, что экономическиепоследствия дела ЮКОСа для экономического климата в стране в основномпреодолены – инвестиции в 1 полугодии выросли на 70%. А общий объем банковскихкредитов, выданных предприятиям, вырос в первом полугодии на 37% и достиг 3,51трлн. рублей. При этом ставки по кредитам остаются на низком уровне – около11%.
Подводя итоги, следуетотметить, что страхование еще не является жизненной необходимостью длябольшинства населения. Формирование национального страхового рынка ещепродолжается, и, как следствие этого, существуют значительные различия в уровнепрофессионализма между лидерами страхового бизнеса и аутсайдерами.
1.1.2Зарубежный опыт организации страхового дела
Американский страховойбизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американскиестраховые монополии контролируют примерно 50 % всего страхового рынкаиндустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компанийимущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.
Каждый штат имеет своестраховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Каждый штатвыдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемогострахования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляетобщее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам,агентам и самим страховым компаниям.
В США имеется два типастраховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования.Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ можетприобрести как физическое, так и юридическое лицо.
Страховые компанииосуществляют три типа страхования:
бекфиты (страхованиежизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.);
коммерческое (широкийспектр);
личное (подразумеваетсястрахование строений, автомобилей и другого имущества граждан).
Законодательнопредусмотрена специализация страховых компаний на проведении операций пострахованию жизни и имущества. Активы всех страховых компаний составляютпримерно 1,6 трлн. долл. В среднем активы одной компании составляют 950 млн.долл., а на 12 крупнейших компаний приходится 45 млрд. долл.
Страховая индустрия в СШАявляется единственной, которая не подпадает под антимонопольноезаконодательство.
Деятельность всехстраховщиков США тщательно анализируется тремя консалтинговыми компаниями,которые занимаются анализом состояния страховых фирм и ежеквартально издаюткаталоги по их работе. Они публикуют в печати официальные рейтинги страховыхкомпаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности.
В США широко используетсяэлектронный банк данных по всем страховым компаниям, что дает возможностьраспределить компании по риску, размерам премии и т.д.
Страховой бизнесВеликобритании на протяжении многих лет концентрируется в Лондоне как мировомфинансовом центре. Крупнейший Лондонский международный страховой рынокобслуживает финансовые потоки ряда стран и компаний. Авторитет Лондонскогомеждународного страхового рынка опирается на значительный кадровый потенциалспециалистов страхового дела, высокоразвитую инфраструктуру рынка, а такжеприсутствие здесь широко известной за пределами Великобритании страховойкорпорации «Ллойд». В Лондоне расположены представительства илидочерние структуры всех крупнейших страховых компаний мира. Здесьсконцентрированы также центральные офисы всех крупнейших международныхстраховых и перестраховочных брокеров. Работает старейшее (основано в 1760 г.)и наиболее авторитетное классификационное общество — Регистр судоходства«Ллойд». В Лондоне расположены штаб-квартиры ряда международныхстраховых организаций, а также некоторые структуры национального страховогорынка (Институт лондонских страховщиков, Институт дипломированных страховщикови др.), деятельность которых носит международный характер.
Личное страхование вВеликобритании сконцентрировано в специализированных страховых компаниях,пенсионных фондах, а также инвестиционных компаниях (строительных обществах),осуществляющих продажу недвижимости населению. За последние десять лет отмечаетсяустойчивый рост сбора страховых платежей.
Страховой рынок Германиихарактеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступлениястраховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуренационального страхового рынка занимает около 37%. Медицинское страхование,которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странахЗападной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховыхплатежей. Имущественное страхование занимает 51% национального страхового рынкав Германии.
Доходы от страховойдеятельности являются объектом налогообложения. В целом применяется 50 %-наяставка налогообложения прибыли от страховой деятельности. Налогом 80 %облагаются страховые премии по всем заключенным договорам страхования, кромедоговоров страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении суммстраховых премий, поступающих на банковский счет страховщика, не применяется.
1.2 Страхованиеи рынок ценных бумаг
«Страховой и фондовыйрынок в современных условиях — это две теснейшим образом взаимно переплетенныесистемы. Масштабы денежных потоков среднего зарубежного страховщика на фондовомрынке часто бывают сопоставимы с объемом его операций с клиентами по прямомустрахованию и превышают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит отом, что без доходов от участия в операциях с ценными благами при сложившихсяценах и убыточности большинство западных страховщиков просто не смогли бывыполнять обязательства перед клиентами.
Казалось бы, страховой ифондовый рынки — это непосредственные конкуренты за, в сущности, ограниченныесредства инвесторов, в том числе такие стратегические источники, как временносвободные средства институциональных инвесторов или пресловутые«чулочные» сбережения населения. Каким же образом эти«конкуренты» оказались в положении, когда один не только не мешаетразвитию другого, но и, напротив, оказывает на него самое благоприятноевлияние? Ответ на этот вопрос лежит в общей сущности финансовогоперераспределения, которое проходит как с помощью страхования, так и черезинструменты фондового рынка.
В принципе такая общностьхарактерна для всех финансовых рынков как особых механизмов стоимостногораспределения, а точнее — перераспределения денежных потоков. При этом ониявляются в определенном смысле альтернативными возможностями для инвестора, таккак нередки случаи, когда фактически одинаковую финансовую услугу можноприобрести и у страховщика, и у брокера, и у финансового консультанта, и внегосударственном пенсионном фонде, и в банке. Таким образом, при одинаковыхсущности и содержании операций, различны только формы их предоставления иоформления (маркетинговой «упаковки»). Однако такая альтернативность- это не столько конкуренция, сколько взаимное переплетение разных финансовыхструктур в пользу друг друга, объединение сетей продаж своих услуг. Ресурсы же,аккумулируемые через страховой или любой другой финансовый рынок, в конечномитоге все равно движутся в одном направлении, а именно в сферу реальногопроизводства, так как только там производится совокупный общественный продукт,создается новая стоимость, а все финансовые рынки ее только обслуживают илираспределяют. (В развитых странах движение капитала в производственную сферуидет в основном через рынок ценных бумаг, но возможны и другие пути.)
Более того, многимизарубежными специалистами сейчас отстаивается идея комплексного финансовогосервиса, предоставляемого клиентам в рамках крупныхфинансово-инвестиционно-страховых холдингов. Клиенту предлагается не какая-тоотдельная страховая или финансовая услуга, а комплексное обеспечениебезопасности его финансов. Например, физическому лицу, накапливающемудополнительную пенсию, может быть предложено комплексное обслуживание,включающее накопление пенсии, рисковое страхование, инвестиции, управлениекапиталом, информационное обслуживание, любые другие составляющие (вплоть доскидок в супермаркетах). Есть комплексные программы для корпораций, системымалого бизнеса и др.
К сожалению, в России всеэти проблемы пока еще рассматриваются чаще под рубрикой «Зарубежнаяпрактика» или, в лучшем случае, «Перспективы развития рынка».
Инвестиционныевозможности страховщиков на рынке ценных бумаг используются недостаточно,прежде всего в силу слабости самого фондового рынка. Разработка специальных«страховых» ценных бумаг ведется еще со времен августовского кризиса1998 года и до сих пор не завершена. Западные комплексные финансово-страховыепродукты к нашим условиям адаптируются плохо, а отдельные попытки отечественныхстраховщиков придумать что-то свое — пока единичные и не делают погоды нарынке. Однако необходимость, по примеру западных коллег, лучшего осознанияпользы сотрудничества с другими финансовыми рынками и более широкого егоприменения в практике страхования сомнения не вызывает.
Все это подтверждаетактуальность поднятого нами вопроса. Поэтому далее мы рассмотрим отдельные,наиболее значимые стороны взаимопроникновения страхового и фондового рынка.
2. Рольстраховщиков
2.1Страховщики как покупатели ценных бумаг
В западной практикестраховая компания — это финансово мощный субъект экономики, а следовательносерьезный институциональный игрок на рынке ценных бумаг. При этом инвестиции вценные бумаги осуществляются как за счет средств страховых резервов, так и изсобственных средств страховщиков. При этом общий ежегодный объем инвестицийстраховщиков в ценные бумаги может даже значительно превышать объем собраннойпремии.
Особенность ролистраховщиков как покупателей на рынке ценных бумаг в том, что будучи, по сути,универсалами, способными по своему финансовому положению вести абсолютно любыеинвестиционные операции — от краткосрочных до долгосрочных, от сверхрискованныхдо безрисковых и т.п., страховые компании па деле оказываются весьмаконсервативными инвесторами. И дело здесь не столько в экономических, сколько вюридических и маркетинговых причинах.
Пополнить рядыоткровенных финансовых спекулянтов страховщикам в любом случае не дают строгиетребования государственного надзора. Впрочем, к этому не располагает ипреимущественная долгосрочность страховых операций. Тот же страхнадзор,ограничивая направления инвестиций по видам активов, вполне определенноориентирует их на весьма осторожную инвестиционную политику. В Германии,например, инвестиции в высокорискованные ценные бумаги вообще запрещены, а вСоединенных Штатах в них можно размещать не более 1% активов. В Великобританиивложения в различные типы негосударственных ценных бумаг ограничивают 1-5%,причем в акции и долговые обязательства, приобретаемые по договорной цене, можнонаправлять не более 0,1%, в долговые обязательства (облигации) под залог земли- 5%, в акции и облигации строительных обществ — 1-2,5% (в зависимости от срокаоплаты) и др. Следует отметить, что аналогичные российские нормы в целомгораздо мягче, чем западные, к тому же и детализация по типам ценных бумаг,свойственная зарубежным правилам, у нас почти отсутствует. Кроме того, внекоторых странах действует прямое требование размещать средства в ценныебумаги государства (считающиеся на западе безрисковыми), обеспечивая тем самымне только защиту страхователей, но и стабильное размещение частигосударственного долга. В России аналогичная норма де-факто действовала доавгуста 1998 года, и все помнят, чем это кончилось.
Рискованнаяинвестиционная политика в условиях принятой на Западе прозрачности инвестицийдля клиента поставит под угрозу сбыт страховых продуктов. Хотя страховщик-покупатель чужого риска, рисковать сам он не имеет права. Погоня засверхдоходностью обойдется ему не только в финансовые потери, которые, кстати,при умелом подходе и в нормальной экономической обстановке вовсе необязательны. Кроме того, расплатой за инвестиционную неразборчивость будетпотеря самого главного — доверия клиентов, их уверенности в надежностикомпании, что в конечном итоге гораздо важнее.
2.2Страховщики в роли эмитентов собственных ценных бумаг
Как представители весьмакапиталоемкой отрасли, страховщики вынуждены выходить на рынок ценных бумаг и спротивоположной стороны — как крупные получатели долевого и долговогопривлеченного капитала. Это значит, что они вынуждены становиться эмитентамисобственных акций и облигаций.
Действуют они в рамкахобщих требований, и эмиссионная деятельность их мало чем отличается от компанийдругих отраслей. По масштабу суммарной эмиссионной деятельности и особенно пообращению ценных бумаг на вторичном рынке страховая отрасль является далеко нечемпионом, значительно отставая от банков или крупных финансово-промышленныхкорпораций. Однако роль отдельных крупных страховых открытых акционерныхобществ оценивается как весьма серьезная. Для России это направление вообще неявляется актуальным, а например, в США или Германии открытая продажа акцийстраховых компаний всем желающим — вполне нормальная практика.
К тому же и здесь впринципе есть место ограничительным действиям органов страхового надзора — могут вводиться специальные пакеты требований к отчетам страховщиков передсвоими акционерами, дополнительные разрешительные процедуры при выпуске ценныхбумаг и др. В частности, в той же Германии Федеральное ведомство по надзору застраховой деятельностью провозглашает своей задачей защиту интересов не толькострахователей, но и владельцев акций страховых компаний: при возникновенииспорных ситуаций акционер вправе пожаловаться в надзор, который будетучаствовать в процедуре урегулирования спора на стороне акционера, оказыватьему консультативную помощь и т.п.
Однако сегоднястраховщики не ограничиваются традиционным привлечением капитала через фондовыйрынок. Теперь эмиссия ценных бумаг может рассматриваться как вариант передачириска. Речь идет о так называемых облигациях на катастрофы, выпущенных рядомзападных перестраховочных обществ. Они представляют собой финансовый инструментсмешанного типа. Покупателю облигации предлагается повышенная доходность (посравнению с обычными облигациями), но если произойдет оговоренноекатастрофическое событие (например, землетрясение или иное крупномасштабноеприродное бедствие), то он теряет и проценты, и часть вложенной суммы, а иногдаи всю ее. Страховщик-эмитент предлагает инвестору-держателю облигации сыграть всвоеобразную рулетку; инвестор ставит на то, что землетрясения — это вообще-тодовольно редкие явления, поэтому если повезет, то он может рассчитывать насверхдоход. К тому же в отличие от обычных портфельных инвестиционных рисковвероятность катастроф абсолютно не зависит от динамики макроэкономическогоцикла, следовательно, принятие в портфель «катастрофической» ценнойбумаги позволяет диверсифицировать вложения и взаимно погасить риски. Страховщикже, наоборот, ставит на то, что. если катастрофа все-таки произойдет, онгарантированно покроет убытки за счет привлеченных таким образом средств(оказывающихся на поверку более дешевыми, чем любые другие способынейтрализации катастрофического риска — привлечения кредитных ресурсов,перестрахования, отказа от принятия риска и др.) Если же она не произойдет, тостраховщик не останется в большом убытке, так как в принципе он скорее всеговсе равно должен был бы привлекать заемные средства инвесторов, пусть иненамного более выгодных для него условиях.
В принципе такаядеятельность для страховщика не может расцениваться как чисто эмиссионная, таккак это уже не просто торговля облигациями, а перераспределение риска за плату,близкое по своей сути скорее к перестрахованию. Такое явление в зарубежнойлитературе получило название «секьюритизация». На наш взгляд, оноимеет большие перспективы, так как повышает емкость страхового рынка и полнотузащиты от катастрофических рисков. При этом сокращается (по сравнению сперестраховочными каналами) число ступеней перераспределения риска и затраты наего организацию, а следовательно, в конечном счете уменьшается стоимость услугдля страхователей. Упоминаний в российской прессе об участии наших страховщиковили инвесторов в подобных проектах пока нет, вероятно, в силу низкойкапитализации нашего рынка.
Страховщики принимают настрахование риски инвесторов либо инвестируемых ими корпораций (эмитентов)
Немаловажным условиемпривлекательности ценных бумаг является наличие у их эмитента договорастрахования с надежным страховщиком. Простое упоминание о том, что, например,риск какого-то малоизвестного эмитента или организатора инвестиционного проектазастрахован, к примеру, в Ллойде, дает основания полагать, что инвестиции являютсянадежными (поскольку уважающий себя страховщик, прежде чем выдать полис,произведет детальную проверку проекта, которая не под силу рядовому инвестору).
В принципе здесьстраховщикам отводится роль управления риском в широком смысле этого слова, тоесть это не только собственно страхование, но и оценка риска, отказ отстрахования объектов с повышенной рискованностью (стимулирующий их владельцаустранять риск и проводить снижающие риск мероприятия), превентивнаядеятельность за счет средств страховых резервов и т.п. Заметим также, что дажепо инвестиционным проектам, реализуемым зарубежными инвесторами в России,страхование считается обязательным условием.
2.3Страховщик как гарант (эмитент гарантийных обязательств)
По законодательствумногих стран, в том числе и России (ст. 368 ГК РФ), страховые организациинаравне с банками и небанковскими кредитными учреждениями могут выступатьгарантом, то есть выдавать гарантии по обязательствам клиентов. При этом,поручаясь за клиента, страховая организация берет на себя обязанность в случаеего несостоятельности оплатить его долги третьим лицам. Действительно, в рядеслучаев страховщику целесообразно не страховать определенный риск (например,невозврат заемных средств), а лишь поручиться за его носителя.
Наличие гарантии крупнойстраховой организации также служит хорошим аргументом при определениинадежности инвестиций, поэтому выдача гарантий на зарубежных рынках широкораспространена. Для такой деятельности отводится специальный класс (вид)страховых операций, юридически регламентированный на уровне актов органовстрахового надзора. В российских «Условиях лицензирования...» такоговида страхования не предусмотрено, однако это не означает, что российскиестраховщики не могут выдавать гарантии. Напротив, закон позволяет это делать,следовательно, выданная страховщиком гарантия будет признана действительной.
3.Страховая отрасль — макроэкономический стабилизатор
Использование страхованияспособствует бескризисному развитию экономики, а следовательно, благоприятно длярынка ценных бумаг. Как уже упоминалось выше, фондовый рынок весьма подверженконъюнктурным колебаниям, связанным как с фазами макроэкономического цикла, таки с действием других факторов.
Страхование какфинансовый механизм обеспечения непрерывности, бесперебойности исбалансированности рыночной экономики способствует оптимизациимакроэкономических пропорций общественного воспроизводства. При возникновениикрупных природных или техногенных катастроф, охватывающих значительныетерритории и многочисленные предприятия, возмещение соответствующего ущербачерез систему страхования имеет позитивные последствия для финансов странывообще. Не говоря уж о том, что страховой сектор (особенно долгосрочноестрахование жизни) как источник «длинных» денег сам по себе за счетсвоего стабильного инвестиционного поведения, позволяет поддерживать внациональной экономике способность к устойчивому экономическому ростунезависимо от циклических колебаний. Поэтому в развитых странах от уровняразвития страхования, в особенности накопительного страхования жизни, во многомзависит состояние кредитно-денежной системы и инфляция, а следовательно — уровень и качество инвестиционной активности.
В целом, завершая нашекраткое исследование, заметим, что потенциал взаимодействия страхового и иныхфинансовых рынков велик и в отличие от зарубежных стран, где он используется помаксимуму, России еще только предстоит его освоить. Даже официальноупотребляемая величина охвата страхованием 10% от потенциально возможных рисков(цифра, на наш взгляд, несколько завышенная) позволяет сделать вывод о том, какмного недополучает экономика вследствие неполного использования возможностейстрахования. Однако даже в условиях такого «ограниченного» развитиястрахования видно, что страховой рынок имеет с другими финансовыми рынками, вчастности с рассмотренным нами рынком ценных бумаг, прямую и обратную связь.Поэтому от того, насколько стабильно будет расширяться страхование, зависит нетолько решение его внутриотраслевых проблем, но и связанных с этим макроэкономическихзадач.»1
4.Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
Государственноепенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что былогораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оноохватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населениямогли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практическиотменено.
Пенсионный фонд имеетогромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является –обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путемперераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил,он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себеопределенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своимисредствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые всилу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в томчисле пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий,пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрастеот 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяетсяего важное социальное значение.
Пенсионный фонд РФ долженобеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплатгосударственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так какначиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватаетдля обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации изфедерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечаютсвоему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизнилюдям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, чтовыполнение социальных целей государства является основной задачей пенсионногофонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет РоссийскойФедерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такойзадачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
4.1 Формирование и расходование средствбюджета Пенсионного фонда РФ
Материальным источникомлюбого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая частьфондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основныеметоды мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения приформировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Расходы на пенсионноеобеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей вРоссии. В течение последних трех лет эти финансовые потоки составили от 25 до47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. На 1 января 1999года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5всего населения России.
За последние четыре годапоступления в Пенсионный фонд РФ возросли более чем в 13.8 раза. Основнойисточник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающихграждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно сполучением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникамза истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, закоторый исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют иуплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающихпенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все видызаработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источникаих финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных ивременных работников, а также работающих по совместительству или выполняющихразовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФприходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
В доходы Пенсионногофонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:
средства федеральногобюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансированиевыплаты государственных пенсий и пособий;
средства Фонда социальногострахования;
доходы от обслуживаниясчетов Пенсионного фонда РФ банками;
средства, возмещаемыеГосударственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочныхпенсий безработным гражданам;
пени и финансовыесанкции;
добровольные взносы юридическихи физических лиц.
При отсутствии уПенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могутнаправляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местногобюджета.
Уплата страховых взносовв ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причемплатежи должны производиться ежемесячно — в срок, установленный для полученияоплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путембезналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ поместу регистрации в качестве плательщиков взносов.
При нарушенииустановленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения)невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ сначислением пеней.
Средства Пенсионногофонда направляются на выплату:
государственных пенсий повозрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
пенсий по инвалидности;
пенсий военнослужащим;
компенсации пенсионерам;
материальной помощипрестарелым и инвалидам;
пособий на детей от 1,5до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
пострадавшим от аварии наЧернобыльской АЭС;
также в бюджете на 2000год заложены средства на проведение индексации всех видов государственныхпенсий.
За счет средствПенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов,пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственныхпенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходовПенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственныхпенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы насобственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Частьсредств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектныеработы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда,подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда,возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.
4.2 Финансирование пенсионных выплат
Финансированиевыплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых засчет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, иассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляетсявыплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечениюгражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998года, этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, несвязанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируютсяза счет средств Пенсионного фонда России.
Базовый объемрасходов на выплату государственных пенсий в бюджете Пенсионного фондаопределяется в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственныхпенсиях в РФ”, по нормам пенсионного законодательства, без учета расходов навыплату пенсий, исходя из применения индивидуального коэффициента пенсионера,установленного Федеральным законом от 21.07.97 №113-ФЗ “О порядке исчисления иувеличения государственных пенсий”, а также без учета дополнительных расходовна реализацию Федерального закона от 28.03.98 №43-ФЗ “О внесении изменений идополнений в статью 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсияхв Российской Федерации”, некоторых других законодательных актов и указовПрезидента РФ.
С 1 августа 2008годаувеличенабазовая часть трудовой пенсии, страховаячастьпроиндексирована на 8%. Государственные пенсииувеличены на 15%
Основание:
— Федеральныйзакон от 01.11.2007 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспеченияотдельных категорий граждан»;
— Федеральныйзакон от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 548 «Об утверждении коэффициентаиндексации с 1 августа 2008 года страховой части трудовой пенсии.
Заключение
Происходящие в Россиипреобразования экономики и политической структуры обостряют многие проблемы. Вобществе продолжается более активное расслоение по уровню жизни, обостряютсямногие социальные проблемы.
Падает уровень жизнимногих категорий населения и соответственно увеличивается число людей, которымнеобходимы различные виды социальной поддержки. Вместе с тем существуетустойчивая тенденция сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на этицели.
В нашей странесложившаяся в советский период система социальной защиты населения припроисходящих переменах в России не может отвечать нуждам и потребностямобщества, так как она во многом уже исчерпала себя. Уровень совокупного доходазачастую не достигает прожиточного минимума, снизился уровень охраны труда,медицинского обслуживания, социального страхования. Это привело к ухудшениюсоциальной защищенности всего населения, как работающего, так и неработающего(пенсионеров, инвалидов, домохозяек и т.д.).
Стране необходимакомплексная система страхования, которая бы предполагала:
— приоритет развитияреальной экономики;
— использованиенакоплений населения и предприятий для инвестирования прогрессивных отраслейэкономики;
— повышение уровня жизнинаселения на основе роста производительности труда и развития гарантийсохранности вкладов населения и инвестиций зарубежных граждан и фирм;
— формированиесовременной системы наук, образования, здравоохранения на основе достиженийнаучно-технической революции;
— максимальное расширениеконтактов России с другими странами при условии повышения экономическойбезопасности страны, увеличения числа рабочих мест и повышенияконкуренте-способности российских предприятий.
Предпосылками длядальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не тольконаметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становлениеисточников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектораэкономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономическойобособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых,источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразиячастной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значениеимеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищногостроительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих,важным источником развития страхового рынка является сокращение некогдавсеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственногосоцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должновосполняться различными формами личного страхования. И наконец, в-четвертых,снятие «железного занавеса» между Россией и странами мира многократноувеличило поездки граждан за рубеж (круизы, туры, шопинг-туры, спортивныевыступления, отдых, деловые поездки и т. п.), что в свою очередь требуетувеличения и качественного совершенствования страховых услуг, профессиональнойподготовки кадров в области страхования.
Списоклитературы
1. Учебное пособие,Т.А.Батяева, И.И.Столяров, Рынок ценных бумаг, глава 1, Москва, ИНФРА-М, 2007г.
2. Учебное пособие,А.Н.Лякин, А.А.Лапинскас, Рынок ценных бумаг, глава 1, Санкт-Петербург, ПОИСК,2001 г.
3. Учебное пособие,Л.С.Глухарёв, А.А.Лапинскас, А.Е.Викуленко, Финансы и кредит, глава 5, ч.5.2;5.3, Санкт-Петербург, 2005 г.
4. Жилкина М.,«Российский страховой бюллетень», 2000 г., № 7, с. 28-32
5. http://www.glossary.ru/- Служба тематических толковых словарей
6. http://pfrf.ru/ — Пенсионный фонд Российской Федерации
7. http://www.insur-info.ru/- Страхование сегодня