Реферат по предмету "Банковское дело"


Система социального страхования, как средство защиты населения

/>федеральноеагентство по образованию
Калужский государственный
педагогический университет
имени К.Э. Циолковского
Институт социальных отношений
Курсовая работа
Системасоциального страхования,
как средствозащиты населения
Выполнилстудент 4 курса
заочногоотделения
Исайкин А.А.
Научныйруководитель:
Амарова О.Ф.
Калуга 2008

Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование как форма защиты населения
1.2. Виды социального страхования
1.3. Особенности социального страхования
Глава 2. Современная система социального страхования в
Российской Федерации
2.1. Система государственных внебюджетных фондов
2.2. Принципы построения системы социального страхования в РФ
2.3. Модели финансирования социального страхования
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
В 90-е годы в связи скардинальной перестройкой экономики и политической структуры российскогообщества предметом пристального внимания ученых и практиков стала системагосударственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из формсоциальной защиты населения, она становилась все менее эффективной инеадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностямобщества. Причина тому — генетическая связь этой системы садминистративно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность еек рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям. В новыхусловиях хозяйствования это объективно заводит в тупик всю систему социальнойзащиты населения, что, как показывает исторический опыт, порождает угрозусоциальной стабильности общества.
Проблемы социальнойзащиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеютобщегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности.От решения их зависит социальное воспроизводство населения,социально-психологическое состояние людей, стабильность функционированияобщества, трансформация его в гражданское состояние.
Государственная системасоциальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение и социальноестрахование. Социальное страхование является одной из форм общей системысоциальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь формувзаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, аименно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование — это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, атакже взаимного страхования.
Эти и ряд другихобстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальных моделейгосударственного социального страхования как формы социальной защиты населенияи обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболееадекватной потребностям современного периода. Все вышесказанное определяет актуальностьвыбранной темы на современном этапе.
Объектом исследования – социальное страхование.
Предметом исследования – система социального страхованиякак средство защиты населения.
Цель работы – рассмотреть систему социальногострахования, как средство защиты населения.
          Для достижения поставленнойцели в работе решаются следующие задачи:
­    изучитьтеоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
­    определить виды иособенности социального страхования;
­    проанализироватьсостояние социального страхования в России, его виды и формы;
­    выявить принципыпостроения системы социального страхования;
­    рассмотретьмодели финансирования социального страхования.
Структура работы: работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава1. Понятие, виды, особенности социального страхования
1.1. Страхование какформа защиты населения
Поворот в историиразвития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночномупотребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальнойполитике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, ноисторически неизбежные преобразования в данной области происходили всоответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночнойэкономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшимиотражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, котораяпровозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаютсягосударственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальноестрахование, создание дополнительных форм социального обеспечения иблаготворительность». [23, с. 8]      
  Признавая правокаждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременновозлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия дляосуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим,правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права гражданявляются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права.Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работаопределяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией исистемой мер по оптимизации социального развития общества, отношений междусоциальными и другими группами, созданию тех или иных условий дляудовлетворения жизненных потребностей их представителей» [38, с. 63].
Государственноесоциальное страхование — государственная система материального обеспеченияграждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утратытрудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
И система социального обеспечения, исистема социального страхования все более активно используются каквысокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан независимо отвзносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжаютиграть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающихосновной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмовсоциальной защиты, основанных на принципах социальной справедливости, позволяетстранам Запада распространять материальную поддержку на широкий круг лиц,исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав напособие.
Нужда при этоминтерпретируется достаточно широко и связывается с уровнем доходов нуждающегосяв прошлом (при установлении уровня пособий по старости, инвалидности ибезработице), или исходя из некоторых общепринятых прав на социальную помощь(медицинское обслуживание, образование).[29, с. 29]
Постепенно системысоциального страхования и обеспечения расширили свою деятельность, перестав ограничиватьсялишь теми, кто имеет полную занятость в государственном или частном секторах.Системы стали охватывать другие социальные группы (практически всех трудящихсяи граждан) — трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющихпостоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволилразвитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения,например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставитьматериальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживаниемлиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможностьдосрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста ипредоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время по сравнениюс тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся на взносах. [27,с. 74]
Расширение сферыприменения систем социального страхования и обеспечения выходит за рамки прямойзависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того,что оно должно нести ответственность за своих неимущих членов, по разнымпричинам испытывающих нужду. Эта ответственность измеряется скорее реальныминуждами, чем приобретенными правами.
При всех недостатках,присущих системам социального страхования в западных странах, необходимоотметить, что принципы, концепция этих систем в большой мере соответствуютцелям и задачам, поставленным в декларациях о правах человека. Развитые страны,в которых внедрены такие системы, сегодня приближаются к критериям,сформулированным в конвенциях и рекомендациях Международной Организации Труда,Всемирной Организации Здравоохранения и МАСО. [16, с. 12]
Рост расходов насоциальные нужды как в форме непосредственных денежных выплат, так и в формесоциального обслуживания стал возможным в результате бурного и устойчивогоэкономического роста и высокого уровня занятости, которые были характерны дляразвитых стран до середины 70-х годов. Позже рост расходов на социальные нуждызамедлился, программы социальной защиты достигли высокого уровня зрелости.Возникли и новые проблемы, и прежде всего был предпринят поиск новыхэффективных регуляторов взаимодействия между социальными программами,экономикой и рынком труда, а также новых форм и способов функционированиясоциальных служб. В США, например, планы широкого распространения частныхиндивидуальных пенсий некоторыми кругами открыто рассматриваются в качествеальтернативы государственной пенсионной системе, которую предлагаетсяпостепенно демонтировать, передав практически все социальное страхование в рукичастного страхового бизнеса. [26, с. 27]
Как показывает опытразвитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования исоциального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся ивсего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливаетнациональный потенциал экономического роста, является необходимым условиемпроведения реформ, а также содействует политической и экономическойстабилизации общества.
Понятие социальнойзащиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. в Конвенции о минимальныхнормах социального обеспечения, принятой Международной Организацией Труда(МОТ). Конвенция установила 9 видов социальной защиты: медицинскоеобслуживание, пособие по безработице, по производственному травматизму, поинвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни,семейные пособия и пенсия по старости.
На базе Конвенциифактически формировались национальные законодательства во многих странах.Законодательство в социальной сфере наиболее развито в странах Северо-ЗападнойЕвропы, наименее — в США, где “центр тяжести решения социальных вопросовпереносится на коллективные соглашения, систему арбитража и т.п.” [12, с. 76]
Разница в подходах кпостроению системы социальной защиты несомненно обусловлена национальнымиособенностями общества, сложившимся менталитетом. Так, для населения СШАнаиболее характерно стремление к личной инициативе и самореализации, кответственности человека за свои успехи, за свою жизнь, свое будущее, поэтомугосударство оказывает помощь тем, кто не смог в силу объективных причинпозаботиться о себе сам.
Принципиально иной подходотмечается в такой стране, как Швеция: так называемый солидарный подходпредполагает, что в интересах общества должна быть исключена сама возможностьнищеты, так как это может вызвать рост социальной напряженности, а такжепотребует больших экономических вложений. Налоговая система в этой странепостроена так, чтобы свести к минимуму социальное расслоение граждан подоходам.
Таким образом, приведенныепримеры построения системы социальной защиты, основаны на диаметральнопротивоположных принципах. В большинстве стран система основана на принципах,занимающих промежуточное положение между этими двумя крайностями.
 
1.2. Виды социальногострахования
Социальное страхованиевключает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, отнесчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется засчет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Видыстрахования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховыхслучаев. [28, с. 26]
Государственноепенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний пределдоходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносыпо этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем вравных долях.
Страхование на случайболезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, иработодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождаетего от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется правостраховаться на добровольной основе.
Страхование от несчастныхслучаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием).Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия.
Страхование побезработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионномстраховании: разделение размера взносов поровну между работником иработодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит“обложению”.
Размер взносов пообязательному государственному пенсионному страхованию составляет 17,7% отдохода, который подлежит обложению взносами. Возраст для получения пенсии постарости, как правило, составляет 65 лет, но женщины и безработные получаютправо на такую пенсию при достижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, длядомохозяек, самозанятых предусматривается добровольное пенсионное страхование.Государственная пенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего“чистого” дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которогоисчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается по нетрудоспособности,по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия, как правило, равняется30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять на размер пенсии при обязательномгосударственном пенсионном страховании практически невозможно, разве чтоувеличением своего дохода, и то здесь предусмотрен некоторый предел. Вдобровольном же страховании размер пенсий прямо зависит от размера уплачиваемыхвзносов. [22, с. 79]
Другой вид обязательногогосударственного социального страхования — страхование на случай болезни.Функции страховщика осуществляются больничными кассами, подобными тем, которыесуществовали в дореволюционной России. Они являются “правовыми корпорациямисамоуправления”.
О страховании отнесчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по немууплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этоговида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев напроизводстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощьв приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему илиего родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.
В мировой практике чащеиспользуются дифференцированные нормы страховых выплат, которые исчисляются взависимости от уровня травматизма и профессиональных заболеваний, полученныхвследствие вредности производства, и определяются для каждого конкретногопредприятия, помимо норм, разрабатываемых для отрасли в целом. Такой подходоказывает стимулирующее действие на руководство предприятия: чтобы снизилсяразмер страховых взносов, должны улучшаться условия труда, уменьшатьсявредность производства и число несчастных случаев.
Для получения права навыплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию набирже труда как ищущий работу. Но можно подать заявление заранее, при полученииизвещения предприятия об окончании вашей работы на нем по различным причинам(это, как правило, осуществляется). В результате увольняющийся получаетвозможность зарегистрироваться на бирже труда и тем самым избежать перерыва вполучении средств для существования. [29, c. 60]
Историческиопределились три формы организации систем социального страхования:
Коллективное(страхование, организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное(основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
Коллективное страхованиепредставляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европево второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемныхработников перед работодателями и государством. Характерным примером в этомотношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось какколлективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи,больничных касс, касс по безработице.
Государственноесоциальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательнымрешением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страхованиина случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти видыстрахования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий исвободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом иуплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и дветрети суммы взносов, соответственно.[36, с. 91]
Смешанная формасоциального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г.Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы,управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей,представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным.Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховыхвзносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течениегода.
В России социальноестрахование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системыфабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство вкоторых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих иработодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникамущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающихграждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в Россиибыло 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. [23, с. 4]
Наряду, собственно,с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защитынаселения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счетналоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениямисвоих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условияхследует оказывать социальную помощь.
Коллективноесоциальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однакоего объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом,отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуютсяза счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, ониявляются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которыхустанавливается государственным социальным законодательством. Коллективнымсоциальным страхованием могут заниматься любые страховые организации,получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот виддеятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимногострахования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхованияосуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователямиорганами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.[24,с. 56]
Распределение фондовколлективного страхования происходит на основе принципа субсидиарности: выплатыосуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какоговремени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективномсоциальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные имаксимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливатьсяграницы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховыевзносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах илине страховаться вовсе.
Государственное социальноестрахование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальныегруппы, выделенные по критериям наличия социальных рисков.
 Условиягосударственного социального страхования устанавливаются законодательными инормативными актами и носят обязательный характер.
Управление фондамигосударственного социального страхования осуществляется специальнымигосударственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органахзаконодательной или исполнительной власти.
Таким образом, наблюдаетсяопределенное сходство системы социального страхования с той, котораясуществовала в начале ХХ в. в России и которую необходимо возрождать сегодня.
 
1.3. Особенностисоциального страхования
 
Государственное социальное страхование — объективная необходимость. Наопределенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силунекоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. [22, с. 5]
Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылокобеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политическойстабильности.
К задачам социального страхованияотносятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты,связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовомпроцессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих иработающих членов общества. [5, с. 36]
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние наобщественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательногогосударственного социального страхования, дающие возможность значительнойконцентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежнойсоциальной защитой население страны.
Переход к рыночнойэкономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы РоссийскойФедерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену –бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которыхосновное место заняли социальные фонды.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся: [29, с. 26]
-         устойчивость обязательного социального страхования,поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховыхвзносов;
-         всеобщий обязательный характер социального страхования,доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
-         государственная гарантия соблюдения прав застрахованныхлиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств пообязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
-         государственное регулирование системы обязательногосоциального страхования;
-         паритетность участия представителей субъектаобязательного социального страхования в органах управления системыобязательного социального страхования;
-         обязательность уплаты страхователями страховых взносов вбюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
-         ответственность за целевое использование средствобязательного социального страхования;
-         обеспечение надзора и общественного контроля;
-         автономность финансовой системы обязательногосоциального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: [15, с. 63]
-         у страхователя-работодателя — по всем ведамобязательного социального страхования с момента заключения с работникомтрудового договора; у других страхователей с момента их регистрациистраховщиком;
-         у страховщика — с момента регистрации страхователя;
-         у застрахованных лиц — по всем видам обязательногосоциального страхования с момента заключения трудового договора сработодателем;
-         у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорийграждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет подсвою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получатьоплату за труд.
Обоснованнаясистема социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальнойсправедливости, создания и поддержания политической стабильности. [24, с. 57]
Система социальногострахования все более активно используется как высокоэффективный механизмсоциальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности ихтрудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль приопределении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхованиевключает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, отнесчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется засчет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Видыстрахования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховыхслучаев.
Главной цельюсоциально-экономической политики Правительства Российской Федерации надолгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизнинаселения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножениекультурных ценностей России, восстановление экономической и политической ролистраны в мировом сообществе. [37, с. 71]
В этой связи безусловнымприоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека.Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на этицели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направленийгосударственных расходов.
Стратегическими целямисоциальной политики являются: [39, с. 45]
-         создание условийдля реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре икачеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданскогообщества;
-         улучшениесостояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоямнаселения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развитиямассовой физической культуры и спорта;
-         развитиекультурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечениеединства культурного пространства и доступности культурных ценностей широкимслоям населения;
-         созданиеэффективного цивилизованного рынка труда;
-         усилениеадресности социальной поддержки населения;
-         обеспечениефинансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
-         создание условийдля осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спросаи в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Достижение поставленныхцелей возможно только в результате коренной модернизации экономики, котораяпозволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировойэкономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.
Экономическая политикабудет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского иинвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей ростмакроэкономической политики. Усилия Правительства Российской Федерации будутсконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите правсобственности, снятии избыточных административных барьеров дляпредпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовойпрозрачности предприятий и организаций.
Ключевым направлениемэкономической политики должно стать создание финансовой инфраструктуры,эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений в инвестиции. Налоговаяи таможенная реформы будут ориентированы на нахождение эффективного соотношениямежду стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравниванияналогового бремени, упрощения налоговой системы, снижения и максимальнойунификации таможенных пошлин, укрепления налогового и таможенногоадминистрирования.
Преобразования всоциальной сфере будут направлены на достижение следующих приоритетных задач: [3,с. 154]
-         созданиенеобходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественноприемлемого качества базовых социальных благ (прежде всего медицинскогообслуживания и общего образования);
-         повышение защитысоциально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей длясамостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственнойподдержке;
-         создание длятрудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счетсобственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
-         формированиеправовых и организационных основ для развития институтов социально-культурнойсферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения ипредприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этойоснове высокого качества и возможности широкого выбора населениемпредоставляемых социальных благ и услуг.
Первоочередные действияПравительства Российской Федерации в сфере образования будут направлены наобеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение ихэффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств извнебюджетных источников. [38, с. 70]
Необходимо обеспечитьсофинансирование на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфереобразования, осуществляемых образовательными организациями. Отдельнопредполагается выделять средства на информационное обеспечение образовательныхорганизаций
 В сфере высшегообразования на переходный период будет введен конкурсный порядок распределениягосударственного заказа на подготовку специалистов и финансированиеинвестиционных проектов вузов не зависимо от их организационно-правовой формы.Необходимо установление особого статуса образовательных организаций вместосуществующего статуса государственных учреждений, переход на контрактную основуфинансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, а такжевнедрение принципа адресного предоставления стипендий.
В целях повышенияэффективности государственных расходов на образование Правительство РоссийскойФедерации намерено реализовать ряд мер, направленных на реструктурированиебюджетной сети, включая реорганизацию учебных заведений профессиональногообразования путем их интеграции с высшими учебными заведениями и созданияуниверситетских комплексов, а также начало реструктуризации малокомплектныхсельских школ. [16, с. 11]
В течение ближайших летнеобходимо решить задачу обеспечения полного финансирования Программыгосударственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы наамортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений. Этопотребует оптимизации структуры медицинских услуг, совершенствованиянормативной базы, в том числе разработки минимальных социальных нормативовобеспечения населения лекарственными средствами, а также повышенияэффективности организационно-финансовых механизмов системы здравоохранения.
Важнейшим первоочередныммероприятием в сфере здравоохранения является разработка федерального закона омедико-социальном страховании. Его принятие заложит правовые основы дляобеспечения всеобщей доступности и повышения качества услуг здравоохранения врамках объединенной системы медико-социального страхования, а также позволитзавершить переход к системе подушевого принципа финансирования, добиться полнойреализации программы государственных гарантий предоставления населениюбесплатной медицинской помощи и ввести действенные механизмы контроля завыплатой пособий по временной нетрудоспособности. [37, с. 51]
Правительство РоссийскойФедерации намерено поддерживать развитие культуры в качестве одной из своихприоритетных задач, провести реформирование организационных и экономическихмеханизмов, создать благоприятные условия для привлечения в сферу культуры средствиз внебюджетных источников. В числе первоочередных мероприятий в этомнаправлении будут следующие: [27, с. 65]
-         внесениеизменений и дополнений в закон Российской Федерации «Основызаконодательства о культуре»;
-         созданиеобщероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников историии культуры, предметов музейного, библиотечных и архивных фондов и кинофонда;
-         разработкафинансово-хозяйственного механизма, направленного на последовательное внедрениепрограммно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансированияучреждений и работников сферы культуры.
В основу реформ в сфересоциальной поддержки населения будет положен принцип адресного предоставлениясоциальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактические доходы или потреблениекоторых находятся ниже прожиточного минимума. Бюджетные ресурсы для оказанияадресной социальной помощи будут сформированы за счет сокращения бюджетныхсубсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льготи выплат, предоставляемых различным категориям граждан. Сохраняемые дляветеранов войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союзаи России льготы, предполагается постепенно перевести в денежную форму.Натуральные льготы и выплаты, установленные для отдельных категорийгосударственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительныхорганов, будут переводиться в форму оплаты труда и денежного довольствия изфедерального бюджета. [40, с. 72]
Потребности регионов вфинансировании адресной социальной помощи будут учитываться в формулемежбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов наоснове показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности. При этомнеобходимо существенно расширить полномочия органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определенииприоритетов в оказании социальной помощи. Необходимо также принять меры посовершенствованию механизма финансирования ежемесячного пособия на ребенка. ПравительствоРоссийской Федерации предусматривает также разработку концепции демографическойполитики Российской Федерации на период до 2015 года.
Глава2. Современная система социального страхования в Российской Федерации
 
2.1. Системагосударственных внебюджетных фондов в РФ
Часть денежных средств,необходимых государству для выполне­ния своих функции в Российской Федерации,сконцентрирована внебюджетных средств государства в виде самостоятельныхденежных фон­дов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выражен­ныйсоциальный характер.
В состав государственныхсоциальных внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации в настоящее время входят: [7,с. 33]
—   Пенсионный фондРоссийской Федерации;
—   Фонд социальногострахования Российской Федерации;
—   Федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинско­го страхования РоссийскойФедерации.
Пенсионный фондРоссийской Федерации
Основными задачамиПенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного государственногофинансово-кредитного учреж­дения являются аккумулирование и целевоеиспользование денежных средств в соответствии с законодательством. СредстваФонда направля­ются на: [2, с. 104]
·          выплатугосударственных пенсий по возрасту, за. выслугу лет, при потере кормильца,пенсий по инвалидности, военнослужащим;
·          выплатукомпенсаций пенсионерам, материальной помощи преста­релым и инвалидам;
·          выплату пособийна детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким мате­рям, на детей,инфицированным вирусом иммунодефицита, постра­давшим от аварии на ЧернобыльскойАЭС;
·          финансированиегосударственных программ по социальной поддер­жке инвалидов, пенсионеров,детей;
·          осуществлениеединовременных денежных выплат;
·          капитальныевложения и проектные работы, создание информацион­ных автоматизированныхсистем;
·          содержание органовуправления Фондом, подготовку и переподготовку кадров;
·          возврат кредитови ссуд коммерческих банков;
·          созданиеинфраструктуры персонифицированного учета и организа­цию защиты пенсионных правработающих граждан и пенсионеров;
·          и другие.  
Деятельность Фондаосуществляется в соответствии с постановле­ниями Правительства имакроэкономическими прогнозами социально-экономического развития РоссийскойФедерации.
Основные суммы Фондаформируются на основе отчислений от обя­зательных платежей по единому социальномуналогу работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставкиотчислений единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации(при сумме выплат до 100 тыс. рублей за календарный год) установлены в размере:[12, с. 65]
— дляорганизаций-работодателей — 28% от налогооблагаемой базы;
— для индивидуальныхпредпринимателей — 19,2%.
Минимальные ставкиотчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (при величине выплат более600 тыс. руб. за календарный год) установлены в размере:
-         дляорганизаций-работодателей — 83 300 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб.
-         дляиндивидуальных предпринимателей — 573 000 руб. + 2% с сум­мы, превышающей 600000 руб. Кроме обязательных взносов в Фонд поступают:
—   средствафедерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий ипособий;
—   средства Фондасоциального страхования Российской Федерации;
—   доходы откапитализации части временно свободных средств Фонда и от обслуживания счетовФонда коммерческими банками;
—   пени и финансовыесанкции;
—   добровольныевзносы организаций и граждан, свободные денежные средства некоторыхвнебюджетных и бюджетных фондов, кредиты, ссуды и т. п.
Контроль за полнотой исвоевременностью формирования средств Фонда возложен на Министерство по налогами сборам Российской Федерации, а его отчет утверждает Правительство РоссийскойФедера­ции.
Фонд социальногострахования Российской Федерации
Средства фондасоциального страхования Российской Федерации являются средствами государства,находящимися в управлении государ­ственного финансово-кредитного учреждения.Бюджет фонда и его ис­полнение утверждаются Правительством РоссийскойФедерации.
Фонд социальногострахования Российской Федерации создан и осуществляет свою деятельность всоответствии со следующими за­дачами: [7, с. 36]
—   способствоватьматериальному обеспечению граждан, не участвующих в общественномвоспроизводственном процессе;
—   обеспечиватьгарантированные государством выплаты:
-         пособий повременной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; напогребение;
-         денежных средствна санаторно-курортное лечение и оздоровле­ние работников и членов их семей;
-         другие целигосударственного социального страхования, предус­мотренные законодательством;
—   участвовать вразработке и осуществлять реализацию государствен­ных программно охранездоровья работников, улучшению социаль­ного страхования;
—   обеспечиватьстабильность функционирования пенсионного страхо­вания на перспективу;
—   разрабатыватьсовместно с Министерством труда и социальной за­щиты Российской Федерациипредложения о размерах тарифов стра­ховых взносов для достаточного обеспечениясоциального страхова­ния граждан;
—   организовыватьработу по подготовке и переподготовке кадров спе­циалистов для системысоциального страхования;
—   вести учетстраховых взносов, платежей и др.
Формирование денежныхресурсов Фонда осуществляется за счет следующих источников: [2, с. 172]
• Отчисления отобязательных платежей по единому социальному на­логу работодателей ииндивидуальных предпринимателей.  
Максимальные ставкиотчислений от сумм единого социального налога в Фонд социального страхованияРоссийской Федерации с сумм выплат до 100 тыс. руб. за календарный годсоставляют для организа­ций-работодателей 4% от налогооблагаемой базы.
Минимальные став­киотчислений в Фонд социального страхования Российской Федера­ции от сумм единогосоциального налога с сумм выплат свыше 600 тыс. руб. за календарный годустановлены для организаций-работодателей в размере 11 700 руб.
• Доходы от инвестированиявременно свободных средств и их капита­лизации.
• Добровольные взносыорганизаций и граждан.
• Ассигнования изфедерального бюджета.
• Специальные займы и др.
Контроль за формированиемсредств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам РоссийскойФедерации.
Фонд обязательногомедицинского страхования Российской Федерации
Обязательное медицинскоестрахование является обязательной со­ставной частью государственногострахования граждан Российской Федерации и призвано обеспечивать выполнениепотребностей в полу­чении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой вобъе­мах и в соответствии с целевыми программами в рамках государствен­нойполитики.
Структура Фонда включаетв себя Федеральный фонд и территори­альные фонды обязательного медицинскогострахования.
Основными задачамиФедерального фонда являются: [6, с. 36]
ü   обеспечение реализации ЗаконаРоссийской Федерации «О медицин­ском страховании граждан в РоссийскойФедерации»;
ü   обеспечение финансовой стабильностисистемы страхования на пер­спективу;
ü   участие в разработке, финансированиии осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинскогострахования;
ü   разработка и реализация мероприятийпо выравниванию условий ра­боты территориальных фондов в части объема икачества предостав­ляемых услуг;        
ü   финансирование целевых медицинскихпрограмм, медицинской на­уки, подготовки и переподготовки кадров;
ü   финансированиематериально-технической базы здравоохранения.
В задачи территориальныхфондов входят конкретные мероприятия по предоставлению медицинских страховыхуслуг, в частности: [7, с. 69]
-         обеспечениепредусмотренных законодательством прав граждан по обязательному медицинскомустрахованию через систему функцио­нирования страховых компаний;
-         дотированиефилиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достиженияустановленного среднедушевого норматива;
-         финансированиеобязательного медицинского страхования;
-         формированиенормированного страхового запаса;
-         финансированиестраховых медицинских организаций по дифференцированным нормативам или пофинансовым нормативам на договорной основе;
-         финансированиемероприятий совместно с органами управления здра­воохранения;
-         содержаниеисполнительной дирекции, учет страховых взносов и платежей и др.
Средства Фонда обязательногомедицинского страхования в целом формируются за счет: [2, с. 298]
• отчислений отобязательных платежей по единому социальному на-, логу работодателей ииндивидуальных предпринимателей.
Максимальные ставкиотчислений в Фонд обязательного медицинс­кого страхования установлены отдельнодля федерального фонда и тер­риториальных фондов с сумм выплат до 100 тыс. руб.в размере соот­ветственно:
— дляорганизаций-работодателей — 0,2% и 3,4% от налогооблагаемой базы,
— для индивидуальныхпредпринимателей — 0,2% и 3,4%.
Минимальные ставкиотчислений от единого социального налога в федеральный и, соответственно, втерриториальные фонды обязатель­ного медицинского страхования РоссийскойФедерации установлены при сумме выплат свыше 600 000 руб. за календарный год вследующих раз­мерах:
— для организаций — работодателей-700руб.,
— для индивидуальныхпредпринимателей — 400 руб.;
-         ассигнований изфедерального бюджета на выполнение региональ­ных программ обязательногомедицинского страхования;
-         добровольныхвзносов организаций и граждан;
-         доходов отиспользования и капитализации временно свободных де­нежных средств;
-         нормированногострахового запаса финансовых средств Фонда;
-         прочихпоступлений.
Контроль за формированиемсредств Фонда возложен на Министер­ство по налогам и сборам РоссийскойФедерации.
Единый социальныйналог (взнос)
Налоговый кодексРоссийской Федерации в качестве основного ис­точника государственных социальныхвнебюджетных фондов закрепил суммы обязательных поступлений единого социальногоналога (взно­са) с целью мобилизации средств для реализации прав граждан нагосу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую по­мощь.
Налогоплательщиками налога признаются: [6, с. 41]
·          работодатели,производящие выплаты наемным работникам (органи­зации, индивидуальныепредприниматели, родовые, семейные общи­ны, крестьянские и фермерскиехозяйства, физические лица);
·          индивидуальныепредприниматели, главы родовых, семейных общин, главы крестьянских (фермерских)хозяйств, адвокаты.
Не являются налогоплательщикаминалога организации и индиви­дуальные предприниматели, ведущие деятельность наоснове свидетель­ства об уплате единого налога на вмененный доход дляопределенных видов деятельности.              
Объектам обложения признаются: [2, с. 104]
—   выплаты и иныевознаграждения, начисленные работодателями в пользу работников по всемоснованиям;
—   вознаграждения подоговорам, гражданско-правового характера, ав­торским, лицензионным договорам;
—   выплаты в видематериальной помощи и иные безвозмездные вып­латы;
—   доходы отпредпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с ихизвлечением, — для индивидуальных предпринима­телей.
Налоговая базаопределяется как сумма выплат и иных вознаграж­дений, начисленныхработодателями за налоговый период в пользу ра­ботников в денежной илинатуральной форме, в виде материальной по­мощи или безвозмездных выплат, в видематериальной выгоды. Не подлежат налогообложению: [2, с. 106]
Ø  государственныепособия;
Ø  государствомзакрепленные компенсационные выплаты в пределах норм;
Ø  суммыединовременной материальной помощи в особых случаях;
Ø  суммы страховыхвзносов по обязательному страхованию работни­ков в соответствии сзаконодательством;
Ø  доходы членовкрестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от реализациисельскохозяйственной продукции в течение пяти лет с момента регистрации;
Ø  и другие.
От уплаты налогаосвобождаются:
-         организации ссумм выплат категориям работников-инвалидов (об­щественные организацииинвалидов с уставным фондом, созданным для достижения определенных социальныхцелей, и некоторые дру­гие);
-         иностранныеграждане — индивидуальные предприниматели;
-          налогоплательщики-инвалиды;
-         и другие.
Налоговым периодомпризнается календарный год, а отчетным пе­риодом — календарный месяц.
 
2.2. Принципыпостроения системы
социальногострахования в РФ
На смену единой системегосударственного социального страхования сегодня приходит новая, сразветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит идобровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. [6, с. 29]
Социальное страхование существует вразличных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастныхслучаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхованиематеринства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разныеформы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, атакже ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательноестрахование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а можетбыть местным.
Но, несмотря на наличиеразнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. Вчастности, в Декларации прав человека социальное страхование определено какформа социальной защиты при наступлении случая социального риска и потерисредств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует,что цель социального страхования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическуюзащиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утратевозможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временнаянетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним,смерть, и др. [24, с. 57]
Одним из важныхпринципов, обеспечивающих существование и развитие системы соцстраха, должнастать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своегоблагосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так ив управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социальногострахования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этомупринципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образомон участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь.Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.
Система социальногострахования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размервзносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системесоциального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующихпотребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счетстраховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь внекоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же времясоциальная помощь строится исключительно на использовании госбюджетных средств;из них выплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуютсяспециальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработкомоказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже. [23, с.9]
Социальное страхование —это по сути институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровеньего развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников,предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. Врамках социального страхования не только производятся материальные выплаты,компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но иоказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значениекоторых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяютэффективность этой системы.
Цель социального страхования— профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения икомпенсация при наступлении страховых случаев. [16, с. 12]
С развитием рыночнойэкономики переход к системе социального страхования на новых принципахзакономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственнымсобственником средств производства и главным страхователем, но оно остаетсяодним из участников системы социального страхования.
Его основными функциямистановятся: [27, с. 33]
-         формированиеэкономических и правовых предпосылок, условий для становления и развитиясоциального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; созданиезаконодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов,а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
-         гарантированиесоциальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнениемзаконов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
-         посредничество вобласти трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этихотношений;
-         оказаниенеобходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения врамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видахсоциального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
Работодатели (или предприятия):
-         участвуют всоциальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также всоциальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовойдеятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
-         финансируютрасходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер попредупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
Работник несет личную ответственность за своездоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует вуправлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он можетреализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступаютпрофсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками всистеме не только социально-трудовых отношений на производстве, но исоциального страхования.
Принцип личнойответственности в рамках системы социального страхования, как мы уже говорили,с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся вперераспределении средств между людьми с разными уровнями дохода (заработка),целью которого является обеспечение возможности получения каждым трудящимсядостойного уровня поддержки при потере трудоспособности.
На основаниивышеприведенного формулируются основные положения Концепции социальногострахования. [16, с. 15]
Первое положение состоитв том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды.Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общностиинтересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это такжеспособствует осознанию важности такой формы социальной защиты и ростусолидарности.
Второе положениезаключается в том, что в основе разделения социального страхования на видыдолжны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”,что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизмее обеспечения.
Третье положениеотносится к созданию различных форм социального страхования. Учитываяразнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагаетсяиспользование трех обязательных форм страхования — общего, профессионального итерриториального.
Таким образом, реализацияуказанных и иных концептуальных принципов социального страхования требуетпрежде всего разработки законодательного акта “Основы социального страхования вРФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного закона”. Он должен стать базовымдля разработки и создания различных видов (систем) социального страхования,соответствующих нормативных актов.
2.3. Моделифинансирования социального страхования
Как свидетельствуетмировая практика, наиболее надежным является метод трехканальногофинансирования, в том числе: [3, с. 236]
—   две третисредств, идущих на компенсационные выплаты при утрате дохода наемнымработником, вносится работодателем;
—   одна треть —самими работниками, подлежащими страхованию, и государством.
Средства госбюджета могутнаправляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимальногоуровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников нехватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектовстрахования за социальный риск.
В наиболее общем видеможно выделить четыре модели, которые различаются тремя принципиальнымиположениями: [6, с. 29]
-         распределениемфинансового бремени между основными субъектами страхования и финансовымобеспечением по социальному страхованию;
-         степенью полнотыиспользования “инструментария социальных рисков”;
-         организационнымиформами построения системы социального страхования.
Наряду с этим остаетсяпринципиальный вопрос, который сегодня вызывает широкие дебаты: “насколькооправдано… освобождение самих страхуемых от уплаты страховых взносов?”. Ответна него дает анализ предложенных моделей социальной защиты и страхования.
Первая модель не столь давно существовала в СССР,но используется и в ряде других стран. По этой модели финансовое нагрузканикоим образом не ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносовперекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав.Страховые взносы выполняют роль некоторой “государственной повинности”,превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводясоответствующую ценовую политику, стремятся переложить… на потребителей ихпродукции”. [16, с. 11]
Устранение страхуемых отуплаты страховых взносов ведет к тому, что никакой ответственности они не несути никакие обязательства на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, правона пенсию, на обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца инекоторые др.
Такова модель монопольнойгосударственной системы социального страхования, по которой утрачиваетсястраховой характер системы, нечеткой становится и ответственность за риск. Еебюджет сливается с государственным, и в итоге система страхования превращаетсяв систему социального обеспечения.
Следует отметить, что припроведении реформ “сверху” угроза возвращения к этой модели продолжаетсохраняться. Такую тенденцию могут поддержать и некоторые слои населения, чтообусловлено работой модели в течение длительного периода отечественной истории.
Организационные формыпостроения такой модели, видимо, ясны и наиболее емко могут быть обозначены каксистема попечительства. Возврат к ней может не только резко ухудшить положениес обеспечением социальной защищенности населения, но и будет способствоватьдеформации мотивации людей к труду, а также служить серьезным тормозом приразвитии рыночных отношений. [38, с. 74]
По второй модели страховые взносы платят истрахователи, и страхуемые, но инструментарий социального риска не используетсяв полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности наступлениястрахового случая, накопление страховых средств не увязывается с ростомобязательств. В сущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионноестрахование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только напогашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению врасчет не берутся. Таким образом, организационное построение и финансированиевыплат также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.
По третьей модели полностью используется системасоциальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры взносов по социальномустрахованию и выплат при наступлении страховых случаев. Объемы и взносов, ивыплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисковсуществующие “правила страховой техники дают возможность с достаточнойточностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут бытьпроизведены”. Организационная форма такой модели обладает чрезвычайнойгибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средствпредусматривается создание специальных резервных фондов. Единствоорганизационных принципов построения позволяет также разделять и объединятьразличные виды страхования безболезненно и без серьезных техническихтрудностей.
Устойчивость такой моделиопределяется за счет органичного сочетания интересов как застрахованных, так истрахователей. Модель содержит, таким образом, внутренние резервы своегосовершенствования, ибо предусматривает представительство всех субъектов системыстрахования в системе управления. Кроме того, использование личных счетовстрахуемых повышает как их заинтересованность в страховании, так иответственность за собственное здоровье и условия труда. Возможность накоплениястраховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенностьтрудящихся. [40, с. 76]
Страховой принципизбавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать,что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что ихнеобходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства вразвитие производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социальногострахования зависит от необходимого объема обеспечения социальной защитытрудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемныхработников и состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическимиусловиями работы и проживания, национально-культурными особенностями и др.Часть ответственности за перечисленные факторы ложится и на государство, чтовлечет за собой появление государственных финансовых обязательств. Поэтому внекоторых случаях возможно частичное государственное финансирование отдельныхвидов социального страхования или реализация соответствующих социальныхпрограмм в рамках страхования.
В основе такой моделилежит принцип, согласно которому размеры страховых взносов зависят от долиответственности за страховые риски. В организационном построении модели учтеныинтересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственнопредставленных в системе социального страхования. При принятии решенийпредусмотрены демократические формы согласования интересов. [6, с. 40]
Функционирование системысоциального страхования, независимо от того, какая модель принимается креализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Дляэтого определяются источники финансирования, в качестве которых выступают илимогут выступать: [12, с. 60]
-    страховые взносыстрахователей — работодателей и лиц, занятых индивидуальной трудовойдеятельностью;
-    страховые взносыстрахуемых — трудозанятых граждан;
-    средства, возмещаемыестрахователями (штрафы, пени и т.д.);
-    прибыль,возникающая в результате коммерческого управления средствами социальногострахования;
-    средствагосбюджета;
-    инвестиции встраховую деятельность;
-    различного родапожертвования от юридических и физических лиц;
-    другие источники,не запрещенные действующим законодательством.
Формы, виды и размерыфинансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основныхисточника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие икаждый работник в отдельности.
Средства социальногострахования, отчуждаемые на законном основании, становятся собственностьюзастрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы внесистемы социального страхования, не облагаются налогами и с них не производитсяникаких отчислений.
Средствами социальногострахования управляют субъекты: фонды и страховые кассы. Для устойчивостифункционирования системы соцстраха в субъектах образуются резервные средства.Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий: начиная отвыплаты страховых сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий пооздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социальногострахования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов пообеспечению социального страхования и социальной помощи. [2, с. 157]
Итак, социальное страхованиесуществует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхованиеот несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности,страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеетразные формы и соответствующие способы их организации: обязательное,добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как“условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственныйхарактер, а может быть местным.
На смену единой системегосударственного социального страхования сегодня приходит новая, сразветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит идобровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
Часть денежных средств,необходимых государству для выполне­ния своих функции в Российской Федерации,сконцентрирована внебюджетных средств государства в виде самостоятельныхденежных фон­дов. Такие фонды носят статус внебюджетных и имеют ярко выражен­ныйсоциальный характер.
В состав государственныхсоциальных внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации в настоящее время входят: [9,с. 73]
—   Пенсионный фондРоссийской Федерации;
—   Фонд социальногострахования Российской Федерации;
—   Федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинско­го страхования РоссийскойФедерации.
Средства госбюджета могутнаправляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимальногоуровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников нехватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектовстрахования за социальный риск.
В наиболее общем видеможно выделить четыре модели, которые различаются тремя принципиальнымиположениями: распределением финансового бремени между основными субъектамистрахования и финансовым обеспечением по социальному страхованию; степеньюполноты использования “инструментария социальных рисков”; организационнымиформами построения системы социального страхования.
Заключение
Потребность в социальном страхованиивозникает на определенном историческом этапе экономического и социальногоразвития общества. Анализ истории развития социального страхования в Россиипоказал, что его формы и задачи меняются в соответствии ссоциально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится вравной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.
В настоящее время, скореевсего, невозможно разработать такую модель социального страхования, котораямогла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости,сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходногопериода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это невременная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данномуотрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ниотечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени,поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строитсвою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран,систему социального страхования.
Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет подсвою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получатьоплату за труд.
Обоснованнаясистема социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальнойсправедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Система социальногострахования все более активно используется как высокоэффективный механизмсоциальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности ихтрудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль приопределении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхованиевключает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, отнесчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется засчет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Видыстрахования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховыхслучаев.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основеэквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщийобязательный характер социального страхования, доступность для застрахованныхлиц реализации страховых гарантий; государственная гарантия соблюдения правзастрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнениеобязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансовогоположения страховщика; государственное регулирование системы обязательногосоциального страхования; паритетность участия представителей субъектаобязательного социального страхования в органах управления системыобязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователямистраховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социальногострахования; ответственность за целевое использование средств обязательногосоциального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономностьфинансовой системы обязательного социального страхования.
Социальное страхование существует вразличных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастныхслучаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства,на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы исоответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также рядпереходных форм, которые можно определить как “условно обязательноестрахование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а можетбыть местным.
В работе были рассмотреныи решены следующие задачи:
­    изученатеоретическая и методическая литература по проблеме исследования;
­    определены виды иособенности социального страхования;
­    проанализированосостояние социального страхования в России, его виды и формы;
­    выявлены принципыпостроения системы социального страхования;
­    рассмотренымодели финансирования социального страхования.

Списокиспользуемой литературы
1.    Адаманчук В.В.,Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 345 с.
2.    Бабич А.М., ЕгоровЕ.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: МГТУ, 2002. – 364с.
3.    Бабич А.М., Егоров Е.В. и др.Социальное страхование в России и за рубежом. — М.: РАГС, 2003. – 510 с.
4.    Бугаев Ю.С. Онекоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. //Финансы.- 2003. — № 3. – С. 15-22
5.    Бурков В.Н.,Заложнев А.Ю., Кулик О.С., Новиков Д.А.
Механизмы страхования в социально-экономических системах
М.: ИПУ РАН, 2001.- 109 с.
6.    Ветрова Н.С. Системасоциального страхования и государственной помощи — М.: Финансы и статистика,2005. – 78 с.
7.    Верховцев А.В. Государственное исоциальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2002. – 250 с.
8.    Волгин Н.А., Ракитинский Б.В.Экономика труда и социальные отношения. — М.: РАГС, 2003. – 198 с.
9.   Дегтярев Г.П.,Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и рольсоциального страхования в социальной защите граждан. — М.: Владос, 2001. – 166с.
10.  Зимняя И.А. Социальная работа какпрофессиональная деятельность // Социальная работа. – 2002. – Вып.2.
11.  Ильюхина Т.М.Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестникгосударственного социального страхования. Социальный мир.- 2003. — № 7. – С.16-21.
12.  Конституция Российской Федерации от12.12.93г. — М.: Юнити, 2004. – 64 с.
13.  Корочкина И.Е.Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социальногогосударственного страхования. Социальный мир. – 2002. — №3. – С. 16-20
14.  Кричевский Н.А. Социальное страхование. – М.: Дашкови К, 2007. – 316 с.
15.  Ланцов В.И., Павлюченко В.Г.Социальное страхование в современной России: мифы и реальность // Вестникгосударственного социального страхования. — № 10. – 2004. – С. 10-16.
16.  Налоговый кодекс РФ. Часть первая от31.07.98 г. N 147-ФЗ. – М.,1998.
17.  Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от5.08.2000 г. N 118-ФЗ – М., 2000.
18.  ПостановлениеПравительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхованияРоссийской Федерации»// Российская газета от 18.02.94
19.  Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? //Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2001. — № 1.– С. 15-22
20.  Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике.// Под общ. ред. Н.С. Слепцова. – М.: Издательство РАГС, 2002. – 98 с.
21.  Роик В.Д. Основысоциального страхования. – М.: Анкил, 2005. – 255 с.
22. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути ихрешения // Страховое дело.- 2007.- №1.- С. 3-11.
23. Роик В. Социальное страхование — составляющая социальной политики// Человек и труд. — 2007.- №2.- С.55-58.
24. Соловьев А.К. Финансовая системагосударственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика,2001. – 56 с.
25. Социальное обслуживание населения и социальная работа зарубежом. — М.: Владос, 2001. — 78 с.
26. Социальная политика / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.:Издательство «Экзамен», 2003. – 158 с.
27. Социальная политика: реформы социального страхования //Общество и экономика – 2002. — № 10. – С. 25-30
28.  Сулейманова Г.В. Социальноеобеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 207 с./>
29.  Федеральный закон « Об основахобязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686/>
30.  Федеральный закон «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ.Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831\/>
31.  Федеральный закон «О бюджете Фондасоциального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 г. №166– ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№50. Ст.4852
32.  Якушев Л.П.Социальная защита. – М.: Владос, 2001 – 204 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.