Реферат по предмету "Банковское дело"


Становление и развитие сберегательного дела в России

Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургскийгосударственный
инженерно-экономическийуниверситет» в г.ВологдеКафедра экономики и управления
 
Контрольнаяработа по дисциплине"ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА"
Вариант 2
Становлениеи развитие сберегательного дела в России
Вологда
2009

Содержание
Введение
1 Первый этап: конец XVII века – 1861гг
2 Второй этап: 1862-1895г
3 Третий этап: конец XIXI века – начало XX века (до 1916 г.)
4 Четвертый этап: 1917-1988 гг
5 Пятый этап: с 1988 до нашеговремени
Список использованной литературы

Введение
Деньги это особая категория в жизниобщества. С ними связаны надежды и крушения, успех и неудачи. Жизньсовременного общества трудно представить без такого важного финансового инструмента,как деньги. Деньги приводят в движение все производительные силы общества ираскрывают потенциальные возможности, имеющиеся в его распоряжении, на благо (аиногда и во вред) людям. Именно деньги обеспечивают людям возможностьобменивать свои способности, умение, знания на все необходимое для того, чтобыорганизовать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о ней. Любойиз нас задумывается не только о накоплении и преумножении своих доходов, но и осохранности сбережении.
Исторически сложилось, что основнымисточником средств сберегательных институтов являются депозиты частных лиц.Сберегательные счета, хотя и предлагают сравнительно скромный доход, нообладают чертами ликвидности и безопасности, столь важными для владельцевотносительно ограниченных средств, т. е. массовой категории клиентов.
При изучении вопросов становлениясберегательного дела, определения особенностей организации российскойсберегательной системы, нужно акцентировать внимание на развитиисберегательного дела в России.
Для большей наглядности в определенииосновных направлений развития сберегательного дела в России, условно, всю ихисторию можно представить в виде нескольких этапов. Отмечу, что основой привыделении именно таких этапов являются, во-первых, сами историческиеособенности развития российского общества в целом, и, во-вторых,непосредственно – изменение и преобразование основных характеристик сберегательногодела, а, именно, состава учреждений, занимающихся сберегательным бизнесом,количества и качества проводимых ими операций по привлечению сбережений и пр.
Итак, в данной контрольной работе япредставлю краткий обзор основных этапов развития сберегательного дела вРоссии.
Современное сберегательное дело вРоссии, как и в других зарубежных странах, имеет определённую историю своегостановления, а исторические корни могут помочь в исследовании и  в оценкеперспектив развития.
Несмотря на трудности, которыескладываются в результате политической и экономической обстановки в стране и вмире сберегательное дело в России, не просто продолжает функционировать, но иуспешно развивает свою деятельность, стараясь обеспечить защиту финансовыхинтересов своих клиентов.
Совершенствование организациисберегательного дела в условиях рыночных преобразований стало одним изприоритетных направлений социально-экономического развития России.

1 Первыйэтап: конец XVIIвека –1861гг
Первый этап связан, во-первых, спринятием ряда государственных законопроектов, на основании которых намечаласьбудущая работа сберегательных учреждений и, непосредственно, с образованием вРоссии первых сберегательных институтов – сберегательных касс. Во-вторых, сопределением основного функционального назначения сберегательных касс вРоссийской империи – «прием небольших сумм на сохранение для приращенияпроцентов» от мелких вкладчиков – населения.
Известно, что в России перваяинициатива организации сберегательного дела принадлежит государству. Если наЗападе сберегательные учреждения возникали, в основной своей массе, по решениюобщественных организаций и лишь со временем «удостаивались» законодательногорегулирования, то в императорской России, где роль государства по традиции быладоминирующей, именно правительство стало инициатором появления и развитиясберегательных учреждений. Считается, что первый подобный проект относится ещеко времени правления Екатерины II.
Уже позднее, в 1826 г. Николай I поставил вопрос о разработке проектаобщеимперской организации сберегательных касс при Приказах общественногопризрения. Исходя из опыта работы сберегательных касс в Германии и некоторыхдругих европейских странах, рассмотревший данный вопрос Государственный совет Российскойимперии признал необходимость их организации в России. Но в результате того,что по  оценкам большинства руководителей местных Приказов (заключавшим в себестатистические данные об очень низком уровне жизни бедного класса) Совет вынесрешение о невозможности в этот период создания широкой сети сберегательныхинститутов. В итоге данный проект был отложен до середины 1830-х гг. В этот жепериод член Совета Министр финансов граф А.Г. Кушелев-Безбородко предлагаетновый проект организации сберегательных касс во всех уездных городах Российскойимперии. В последствие данный проект стал основой функционирования созданныхуже позднее сберегательных касс в Российской империи, но в данный период не былреализован из-за своей масштабности и грандиозности – необходимо былоорганизовывать несколько сот сберегательных касс сразу, реально же, государствоне имело такой возможности.
Родоначальником сберегательного делав России считается Е.Ф. Канкарин, возглавляющий Министерство финансов в1824-1844 гг… Он способствовал разработке и подписанию в октябре 1841 г. Николаем I  первого Устава сберегательных касс иучреждению первых сберегательных касс: сначала в Санкт-Петербурге, затем вМоскве, а несколько позже и в Одессе.
Первые два десятилетия существованияэтих сберегательных институтов не стали периодом  значительного их развития(при этом деятельность уставных сберкасс оставалась незначительной ималопривлекательной не только в силу организационных недочетов – малойраспространенности и бюрократизации, но и конкуренции собственно банков, средикоторых Заемный банк и сами Приказы общественного призрения также могли наравнесо сберкассами принимать и самые мелкие суммы).
Процесс распространения этихучреждений после 1849 г. был прекращен, а сумма вложенных вкладчиками денегувеличивалась очень медленно. Положение стало постепенно меняться лишь послеликвидации крепостного права и с принятием первого варианта нового Устава в 1862 г. – с этого момента, на мой взгляд, начинается второй этап в развитии сберегательного дела вРоссии.

2  Второйэтап: 1862-1895гг
Выделение данного этапа в развитиироссийского сберегательного дела предопределили радикальные преобразованияэпохи «великих реформ» 1860-х гг., коренным образом изменивших облик России,одним из которых явилась и «реорганизация кредитной системы страны».
Период с 1862-1864 гг. стал временемреформы Устава сберкасс, который был утверждён и подписан Александром II 16 октября 1862 г. и, одновременно, временем принятия Положения о городских (муниципальных) банках, при которыхс 1864 г. разрешалось открывать и сберегательные учреждения. По Уставу,сберкассы были переданы в полное ведение Министерства финансов, при этомуправление кассами было возложено на Государственный банк под наблюдениемМинистерства финансов.
С введением в действие нового Уставав 1862 г., обе столичные кассы – Санкт-Петербургская и Московская кассы –сохранялись (с остатком денежных средств на сумму 8,5 млн. руб.) и переходили вподчинение Государственного банка. Причем все губернские сберегательныеучреждения (городские (муниципальные) сберегательные учреждения) подлежали ликвидации,а взносы вкладчиков – возврату. Самым сложным временем для сберкасс и,соответственно, для развития сберегательного дела, в этот период оказалисьпервые два десятилетия пореформенного периода, когда общая сумма вкладов нетолько не возрастала, но неуклонно сокращалась.
Последующее десятилетие стало дляотечественных сберегательных учреждений переломным, так в 1880-е и 1890-е годыкоренным образом изменилось место и значение касс в жизни государства. Развитиесберкасс в этот период было основано на предоставлении клиентам различного родановых услуг: кассы стали принимать вклады на имя детей, выдавать сбереженияумерших клиентов их наследникам, переводить средства их одной кассы в другую. В 1888 г. кассы впервые начинают работать с юридическими лицами, в частности,был разрешен прием средств на сумму свыше 1 тыс. руб. от церквей и монастырей иза счет штрафных капиталов предприятий, которые по закону 1887 г. должны были расходоваться на нужды самих рабочих. Общее количество юридических лиц, имевшихсчета в сберкассах за период с 1888-1895 гг., не превышало более 8% всегосостава вкладчиков.
При Александре III наметилось реальное стремлениеправительства к расширению сберегательного дела и развитию российскойсберегательной системы. В частности, в 1881 г. это привело к повышению процента в сберкассах (с 3% до 4%), а с 1884 г. сберкассы стали учреждать при всехгубернских и уездных казначействах и в важных торгово-промышленных центрахстраны. При этом государственная политика в организации сбережений сводилась «кмобилизации средств, накопленных в сберегательных кассах, которые в дальнейшемиспользовались государством с целью облегчения конверсий внутреннихгосударственных займов в 1891 г. и 1894 г., а также для реализации железнодорожных займов».
Вкладчиками сберкасс в этот периодстали миллионы жителей России. Что касается распределения вкладов частных лиц,то при оценке сберегательных операций, характерных для этого этапа, враспределении вкладов наблюдалось увеличение количества мелких взносов частныхвкладчиков и изменения в профессиональном составе основных вкладчиков сберкасс.
На начало 1860-х гг. структуравкладов (по суммам вкладов) имела следующий вид: более половины всего остаткаденежных сбережений приходилось на вклады свыше 500 руб., около 2/5 взносов –на вклады от 100 до 500 руб. и более 1/9 части приходилось на мелкие вклады до100 руб., причем самые мелкие взносы – до 25 руб. составляли около 2% всейсуммы вложенных денег. Так, по данным Государственного банка по городскимсберегательных кассам за 1963 г., известно, что взносы в этот периодосуществлялись преимущественно максимально допустимыми суммами, т.е. 85%внесенных денег относились к вкладам от 21 до 25 руб., что соответствовалопредельной норме, допускавшейся при единовременном взносе.
Несколько другая картина наблюдаетсяна конец рассматриваемого периода. Так, взносы размером от 25 до 100 руб. в 1895 г. составляли около 1/4 их общего количества, и в совокупности с первой категорией (до 25 руб.)число мелких вкладов достигло 60,1%, т.е. 3/5 всего числа вкладов. В этот жепериод вклады от 100 до 500 руб. составляли 27%, т.е. не более 1/4 общего числавкладов, а взносы свыше 500 руб. – около 12,9% или 1/8 всего числа внесенныхденежных средств.
Одновременно с этим численностьдействовавших касс достигла четырехзначной цифры. Число сберегательныхучреждений при казначействах возросло с 42 в 1884 г. до 614 в 1895 г., а при отделениях Государственного банка с 58 в 1882 г. до 125 в 1895 г…
Значительное увеличение количествасберкасс произошло после их учреждения при таможнях, фабриках и заводах иособенно при почтово-телеграфных конторах. Общее развитие сберегательнойсистемы в России в рассматриваемый период достигло достаточно высокого уровня. Этотэтап развития сберегательной системы характеризуется  тем, что в это время сберегательныеучреждения начинают воплощать в жизнь, выработанную Министерством финансов (совместнос Государственным банком) общегосударственную сберегательную политику, нетолько с точки зрения привлечения средств вкладчиков, но и с учетом дальнейшегоразмещения сберегательного фонда (осуществления инвестиционной деятельности).Так, по принятому Уставу в 1862 г., свободные суммы сберкасс могли направлятьсяна следующие основные цели: вложения в банковские билеты различных выпусков идругие правительственные ценные бумаги, в том числе процентные облигациивнутреннего займа, процентные конвертированные бумаги; покупкаконсолидированных облигаций российских железных дорог, гарантированныхгосударством; вложение в выпуски свидетельств Крестьянского поземельного банкаи в выпуски закладных листов Дворянского земельного банка.
Так, в этот же период (в 1865 г.) в Рождественской волости Костромской губернии возникло первое ссудо-сберегательноетоварищество – специализированное сберегательное учреждение. Согласно уставу,задачи ссудо-сберегательного товарищества состояли в создании оборотногокапитала для занятий его членов земледелием и промыслами. Вносимый пайсоставлял 50 руб. с правом на кредит в полуторном размере. Срочные вкладыобеспечивались круговой ответственностью членов товарищества (уже к 1.01.1881г. в России имелось уже 729 товариществ с числом членов более 183 тыс. человекс паевым и запасным капиталом в 5 млн. руб., вкладами в 3,1 млн. руб., займом в3,4 млн. и ссудами – 11,2 млн. руб.).
Таким образом, с гигантским ростомсберегательных учреждений на рубеже 1880-1890-х гг. явственно обозначиласьнеобходимость реформы Устава 1862 г. В подготовленном в 1893 г. проекте нового Устава высказывалась мысль о дополнительном расширении круга совершаемых операцийсберкассами, о гарантиях сохранности привлеченных средств и хранении тайнывкладов, о прядке прохождения процесса открытия новых касс и т.д. Одновременно,стало очевидным, что по мере развития сберегательного дела в России денежныенакопления населения, хранившиеся в сберкассах, все активнее стали вовлекатьсяв развитие народного хозяйства (привлеченные средства населения инвестировалисьв железнодорожное строительство, в операции государственного земельного кредитаи т.п.). Всем этим в совокупности, на мой взгляд, и ознаменовался новый этапразвития российской сберегательной системы.
3 Третийэтап: конец XIXIвека –начало XXвека (до 1916 г.)
Третий этап развития российскогосберегательного дела (его временные границы — с 1896 г. по 1916 г.) можно определить как новый этап становления сберегательной системы, периодреформирования сберегательного дела. Казенные сберкассы становятся основнымиаккумуляторами народных сбережений в Российской империи, обеспечивая доступ ксберегательным операциям самому широкому кругу населения.
Прежде всего, данный этапхарактеризуется принятием нового Устава сберегательных учреждений. Новый Уставсберегательных касс был одобрен Государственным советом и 1.06.1895 г.утвержден Николаем II. По Уставу воснове деятельности сберкасс была заложена несколько скорректированная«французская сберегательная модель». При этом за сберегательными кассамиофициально закреплялся статус «финансового подспорья» правительства.
При разработке нового Уставаминистром финансов С.Ю. Витте был всесторонне изучен опыт развития некоторыхевропейских сберегательных систем с целью нахождения наиболее благоприятноговарианта для российской экономики и базы развития российского сберегательногодела. Приемлемыми оказались системы пяти стран: Великобритании, Франции,Австрии, Италии, Германии (в этих странах эволюция сберегательного дела шла, попути усиления роли государства на всех отрезках организации сберегательногопроцесса).
Так, в Англии, Франции, Австрии иИталии существовало два самостоятельных типа сберегательных касс: частные(общественные) и государственные. В Англии к первому типу относились такназываемые «доверительные» кассы, второй был представлен введенными в 1861 годугосударственными почтовыми кассами. К 1900 г. в Великобритании действовало 1625 почтовых касс с привлеченными ресурсами в сумме 135 млн. фунтов стерлингов и230 частных касс с привлеченными ресурсами в сумме 56 млн. фунтов стерлингов.
Во Франции подобным образомдействовали как частные, так и введенные в 1881 году по примеру Англии,государственные почтовые кассы. К 1914 году в государственных кассах былососредоточено около 1,8 млрд. франков, в неправительственных – 4,0 млрд.франков. Кассы в законодательном порядке обязаны были помещать собранныесредства в государственную ренту, государственные ценные бумаги.
В Германии практически все кассысохранили общественный характер управления и инвестирования капиталов, обладаяправом вести активные операции, в том числе предоставляя различные видыкредитов. К 1900 году в Германии насчитывалось 2685 сберегательных касс с 8,6млрд. марок вкладов и 8,9 млрд. марок активов. Размещая сбережения в кредиты,германские кассы приобретали характер народных банков (около 2/3 их капиталовбыло инвестировано в ссуды под залог недвижимости и 1/4  в процентныегосударственные ценные бумаги). Государство, не отвечало по обязательствамкасс, потому не вмешивалось в их деятельность, предоставляя свободу враспоряжении своими средствами.
Таким образом, опыт Франции былнаиболее удачным на взгляд С.Ю. Витте, поэтому основные характеристикисберегательной системы Франции легли в основу работы сберегательных учрежденийРоссийской империи.
По Уставу 1895 года, российскиесберегательные кассы, являясь по существу правительственными, получалиофициальное название «государственных»; правительство гарантировало сохранностьпривлеченных сбережений вкладчиков, кассы обязывались хранить тайну вкладов, осостоянии которых имели право сообщать только самому вкладчику или егонаследникам и т.п. В административном отношении общее руководство кассамивозлагалось на специальное Управление во главе с управляющим, являющимсяодновременно одним их директоров Государственного банка. В соответствии с новымУставом в круг основных операций сберегательных касс вошли:
-        прием вкладов содновременной выдачей сберегательной книжки (вклады до востребования, условныевзносы, взносы с особым назначением: на детей до их совершеннолетия, «напогребение» и т.п.);
-        приобретение ценных бумаг попоручению клиентов касс;
-       услуги по переводу вкладов вдругие сберегательные учреждения;
-        предоставление ссуд и другиеоперации.
Клиенты, имевшие вклады в кассах,делились на две группы: единоличные (граждане) и коллективные (юридическиелица).
Число вкладчиков в рассматриваемыйпериод увеличивалось весьма неравномерно. Так, если до 1903 года наблюдалосьпостоянное увеличение и приток числа клиентов, то в 1905 году из-заполитической нестабильности в стране рост организованных сбережений былпрерван. Уже на протяжении 1906-1909 гг. ситуация несколько изменилась, темпприроста денежных сбережений и количества сберегательных книжек был невелик.Так, прирост сберегательных книжек в 1909 г. составил 350 тыс., 677 тыс. в 1906 г. и 545 тыс. в 1907 г.
За первое десятилетие после принятияУстава 1895 г. вклады возросли на 119%, а по отдельным районам – от 113 до192%: в Сибири – на 192%, в Средней Азии – на 162%, в Европейской России и наКавказе – на 113%. Средняя сумма вкладов на одного жителя Российской империивозросла на 189%, а средняя сумма вклада на одну сберегательную книжкуколебалась – наименьший размер вклада был в 1900 г. и составил 78 руб., а наибольший – в 1915 г. и составил 236 руб.
В составе вкладчиков по роду их занятий,на протяжении всего дореволюционного периода значительных изменений непроизошло. Оценивая количественный и качественный состав действующих на данномэтапе сберегательных учреждений, то, наряду со столичными кассами, кассами приучреждениях Государственного банка, при казначействах и др.,  в 1900-1902 гг.открылись кассы при станциях казенных и частных железных дорог. Их значениезаключалось в том, что наряду с почтово-телеграфными, железнодорожные кассыдали возможность приблизить сберегательные операции к населению техместностей,  которые были значительно удалены от городских центров. В 1902 г. были введены сберкассы на судах военного флота и при казенных винных складах, но на практикетаких касс действовало мало. В целях развития и популяризации сберегательнойидеи с начала 1900-х гг. учреждались кассы при низших и средних школах,заведовали которыми представители учительского коллектива.
За семь последних лет перед I мировой войной произошел громадныйсдвиг в развитии сети сберегательных учреждений и масштабе их операций. Сетьсберегательных учреждений к 1914 году состояла из 1026 центральных касс с 1286отделениями (при учреждениях Госбанка, казначействах, управлениях железныхдорог), 5964 почтово-телеграфных касс, 111 фабрично-заводских и 166 волостныхкасс. С конца 1916 г. было открыто около 2000 приходских сберкасс подруководством приходского духовенства.
Защита и сохранение сбереженийнаселения, хранящихся в государственных сберегательных кассах — были приоритетомгосударственной сберегательной политики этого этапа. Так, 30 мая 1905 года былпринят закон «Об учреждении государственного страхования жизни черезпосредство государственных сберегательных касс», в которомпредусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными учреждениямипо желанию клиентов. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами:
1. Страхование вкладов на случайвнезапной смерти до 5 тыс. руб.
2. Страхование пенсий размером до 600руб. в год.
Всего страхованием к 1.01.1916 г.занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Процесс развития этого видауслуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкогораспространения.
Сберкассы носили статус государственныхучреждений. Регулирование создание сберегательных касс и их операционнойдеятельности является основным направлением сберегательной политики государства.Это связано, с тем, что «стекавшиеся» в фонды сберкасс денежные средстванаселения и предприятий, играли одну из ведущих ролей в организации иподдержании государственного кредитования.
В этот период происходит событие,которое явилось  первым шагом по превращению сберегательных касс кредитныеучреждения. В 1910 г. в законодательном порядке из сумм касс разрешалосьотчислять до 20 млн. руб. ежегодно (с возрастанием этой суммы в зависимости отувеличения денежных вкладов) в ссуды учреждениям мелкого кредита на образованиеи увеличение их основных капиталов.
Развитие сберегательных касс нарубеже XIX — начала XX веков было отмечено опережающим темпом прироста операций посравнению с численностью сберегательных учреждений, что является положительныммоментом в развитии российской сберегательной системы. По некоторым оценкамтемпы развития сберегательного дела в России в этот период опережали многиеевропейские страны.
В последствие период политическойнестабильности (связанный с событиями русско-японской войны, первой российскойреволюцией, началом первой мировой войны и пр.) отразился негативным образом надеятельности государственных сберегательных учреждений, что несколькопритормозило и развитие сберегательной системы. В уровень развитиясберегательного дела за анализируемый период можно оценить какудовлетворительный.
4 Четвертыйэтап: 1917-1988 гг
Четвертый этап в жизни российскойсберегательной системы можно охарактеризовать как период временного распадасистемы — ее восстановление (уже в новой форме) — и вновь постепенное развитиеи стабилизация.
Данный этап можно условно разделитьна два «подэтапа»: первый — это период с 1917 г. по 1921 г. (кризис сберегательного дела), второй — с 1922 г. по 1987-1988 гг. (выход из кризиса и дальнейшее развитие сберегательного дела). Период после прихода к властибольшевиков и до окончания гражданской войны в стране (1917 — 1921 гг.) сталодним из самых драматичных в истории развития российской сберегательной системыи отечественного сберегательного дела. Уже в конце 1917 г. — начале 1918 г. под воздействием общенационального кризиса деятельность сберегательных касспрактически замерла; они формально были сохранены, но операций практически непроизводили.
Запиской, принятой управлениемНаркомата финансов в 1918 г. «О значении восстановления деятельностисберегательных касс в полном объеме для интересов трудового населения»,была восстановлена операционная деятельность касс, находившаяся под ведениемвновь воссозданного Управления сберегательных касс. Декретом ВЦИК«государственные» сберегательные кассы были переименованы в«народные» сберегательные кассы.
Декретом СНК РСФСР «Оборганизации страхового дела в Российской республике», принятого в ноябре 1918 г., было решено, что страхование жизни при государственных сберегательных кассах производится напрежних основаниях.
Что касается вкладчиков этоговремени, то в связи с возникшим недоверием к сберкассам, вклады в кассах имелимизерный процент от всех сбережений населения. Все сбережения население хранилов натуральных формах: в продуктах (соль, спички), топливе и др.
Период полной дезорганизациифинансово-денежного хозяйства страны за годы революции и гражданской войны, сосени 1918 г. привел к полному свертыванию операций сберкасс, а к концугражданской войны — система сберегательных учреждений и сберегательное дело вРоссии оказались полностью разрушено.
Следующим переломным моментом вразвитии российской сберегательной системы стало время «новойэкономической политики», когда законодательно был определен статус ифункции сберегательных учреждений. Так, 26 декабря 1922 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об учреждении государственных сберегательныхкасс», которые 27 декабря в Постановлении 10-го Съезда Советов получилиназвание «трудовых сберкасс» и Совнарком утвердил Положение «Огосударственных трудовых сберегательных кассах». Согласно новомуПоложению, сберегательные кассы могли принимать вклады: до востребования,вклады на условные и текущие счета. При этом все образующиеся за счетпревышения поступлений по вкладам над выдачами свободные средства — стабильныйостаток вкладов и текущая прибыль — подлежало зачислению на текущий счетГосбанка. Первая подобная сберегательная касса была открыта 11 февраля 1923 г. на Красной Пресне в Москве.
В начале организация сберкасс былавозложена на Валютное управление Наркомата финансов. Затем, в составе Наркоматабыло образовано Главное управление государственных трудовых сберегательныхкасс, которое возглавило работу системы сберкасс. Сберегательная политикагосударственных трудовых сберкасс этого периода имела принципиальные отличия отсберкасс царской России. Работая по принципу «общественности» — наоснове проведения агитационной и пропагандистской деятельности с привлечениемработников профсоюзов и партийных работников, через прессу и т.п. — они былипризваны аккумулировать средства населения. Все привлеченные средства отнаселения направлялись, с учетом интересов государства, на развитие народногохозяйства.
Одновременно с трудовымигосударственными сберкассами в 1923 году появляются посреднические кассы. Кассыэтого типа могли открываться при каждом предприятии или учреждении по желаниюрабочих и служащих и уже к 1.01.1926 г. сеть посреднических касс состояла из2489 касс, а привлеченные ими вклады достигли величины 2 млн. руб.
Также этот период характеризуется«восстановлением» сберегательной системы. С проведением денежнойреформы 1924 г. у населения формы натурального сбережения начали заменяться наденежные, которые по назначению можно разделить на три типа: сбереженияпроизводственно-целевого назначения; сбережения потребительско-целевогоназначения; сбережения текущих остатков кассовой наличности.
Так, с 1925 г. наблюдалось достаточно быстрое развитие сберегательных операций в сберегательных учреждениях.Об этом свидетельствуют следующие статистические данные: в 1925-1926 гг.остатки по вкладам достигли 53 млн. руб., в 1926-1927 гг. — около 82 млн. руб.;в течение 1924-1925 гг. число сберегательных касс возросло с 5284 до 9756, аколичество вкладчиков с 573 тыс. до 817 тыс.
Таким образом, к концу 20-х годов XX века развитие сберегательного деланосило восстановительный «посткризисный» характер: появляются новыепо своему экономическому содержанию сберегательные учреждения, чья операционнаядеятельность не сосредоточена на выполнении исключительно сберегательныхфункций, а в значительной степени расширена за счет выполнения ими различногорода активных банковских операций, в том числе и кредитно-инвестиционных. Основнымиоперациями сберегательных касс относятся следующие: ссудо-залоговые операции;открытие и ведение текущих счетов; покупка золотой и серебряной монетыдореволюционной чеканки (с 1924 года); переводные и аккредитивные операции;выдача заработной платы рабочим и служащим (с 1926 года), а также персональныхпенсий и пенсий народным учителям (с 1927 года); выпуск собственных денежныхобязательств (сберегательных сертификатов) (разрешен с 1928 года); расчетныеоперации; комиссионные и инкассовые операции; проведение фондовых и другихфинансовых, и банковских операций.
Сберегательная политика государствапредставляла собой политику государственной монополии и централизациисберегательного дела, закрепленную принятыми нормативно-законодательнымиактами. Период конца 20-30-х гг. — время перехода страны к директивно-плановойэкономике. Важнейшее значение для деятельности сберегательных касс имелопринятие 16-й партийной конференцией в апреле 1929 г. нового Положения «О Государственных трудовых сберегательных кассах». Поставленные вплане задачи для сберкасс сводились к следующему: увеличение объемов операцийпо вкладам; развитие операций по обслуживанию населения (переводные,аккредитивные, прием налогов и других платежей, выплата пенсий и т.д.);проведение операций по размещению государственных займов и обслуживанию ихдержателей.
Основными клиентами-вкладчикамисберегательных касс этого периода являются, население, размер«единоличных» вкладов которых в первый 1928-1929 плановый годсоставил 117,3 млн. руб. и юридические лица, вклады которых достигли за этотгод отметки 27,2 млн. руб.; а в 1931 году план привлечения средств вкладчиковбыл перевыполнен на 105%.
Так как формирование и развитиесберегательной системы на протяжении первой и второй пятилеток находилось подконтролем государства. Сберегательная политика государства была определена: ееосновным направлением стало удовлетворение общегосударственных потребностей(приобретение за счет средств вкладчиков государственных ценных бумаг, покупкагосударственных займов и т.п.).
Вторая мировая война вызвала огромноенапряжение финансово-денежного хозяйства страны, что повлияло на развитиесберегательного дела.
Военные действия вызвали сокращениесети сберегательных касс, к 1942 г. она фактически уменьшилась вдвое. В этовремя прием вкладов от населения организовывал и проводил Государственный банк,вместе со специально организованными полевыми учреждениями в действующей армии.Государственный банк принимал вклады от граждан, устанавливая количественныеограничения на вклад (сумма вклада не ниже 3000 руб.).
Сберкассы были привлечены к новымоперациям: операции по приему налоговых платежей от населения в городах и поселках;выплата пособий многодетным и одиноким матерям; проведение денежно-вещевыхлотерей; выплата денежных средств по орденским книжкам; прием взносов в Фондобороны и Красной Армии; начисление и хранение сумм компенсации за отмененные отпуска;выплаты по денежным аттестатам семьям генералов и офицеров Красной Армии и др.Основной операцией сберегательных касс по размещению сбережений, полученных отнаселения, оставались государственные займы.
Как и в довоенное время, в период военныхдействий основная часть вкладов поступала в сберегательные учреждения отгородского населения, сбережения сельского населения поступали в незначительныхобъемах. Основными мотивами помещения сбережений населением в сберкассысводились к обеспечению сохранности денег при отъезде на фронт и получению сбереженийпосле войны.
Победоносное завершение войны ипереход к мирному строительству отозвались резким усилением прилива вкладов всберегательные кассы. К  началу 1946 г. общая сумма вкладов превысила довоенныйуровень и составила 11 млрд. руб.
Послевоенные годы характеризовалисьбыстрым ростом операций сберегательных учреждений, так восстановлениедовоенного уровня произошло уже в 1946-1947 гг.
Для улучшения организационной работысберегательных касс был принят новый Устав Государственных трудовыхсберегательных касс, утвержденный постановлением Совета Министров СССР в 1948 г..
В соответствии с новым Уставомглавной целью сберегательных учреждений являлось — предоставление населениювозможности хранения свободных денежных средств и совершение денежных расчетов,содействие накоплению денежных сбережений и их использованию в интересахнародного хозяйства СССР.
Таким образом, сберегательные кассыстановились составной частью государственного аппарата, а выполняемые имифункции были призваны содействовать росту общественного богатства.
К концу 4-й пятилетки число счетоввкладчиков возросло по сравнению с 1946 г. в 2,8 раза, а сумма вкладов увеличилась более чем вдвое. Рост суммы вкладов наблюдался по всем группамвкладчиков: по городскому рабочему населению — на 116%, по сельскому населению- на 88%.
За годы пятой пятилетки количествовыполняемых кассами операций увеличилось на 61%, сумма вкладов населения — на245%, а число вкладчиков — на 187%. Основным видом операций сберегательных кассявлялись операции по вкладам, число которых выросло почти в 2 раза; далееследовали операции по госзаймам (30-31%); число переводных операций снизилось(до 0,7%); наблюдался резкий рост аккредитивных операций (рост составил с 6,5млн. руб. до 17,4 млн. руб.)
С 1 января 1963 г. Совет Министров возложил на Государственный банк организацию сберегательного дела икоординирование развития сберегательной системы, и передал всю системусберегательных касс из Министерства финансов в его ведение.
Основная цель данной передачи — обеспечениеулучшения деятельности сберегательных касс и расширение их операционной деятельности.Сберегательная политика государства была направлена на то, чтобы вкладынаселения в рамках реализации государственной сберегательно-инвестиционнойстратегии использовались как один из основных источников кредитных ресурсовгосударства.
Так, в 60-х годах за счетпривлеченных средств сберкассами обеспечивалось около 1/3 потребностейнародного хозяйства в краткосрочных кредитах, а к середине 70-х годов — более1/2. За период 1966-1970 гг. произведенный национальный доход страны в целомувеличился с 193,5 млрд. руб. в 1965 г. до 275 млрд. руб. в 1970 г…
В связи с этим с 1968 г. в стране была повышена минимальная заработная плата (до 60 руб.), произошло улучшение впенсионном обеспечении, введена гарантированная оплата труда в сельскойместности, повышена заработная плата в районах Крайнего Севера и т.д. Все этимероприятия повлекли за собой рост денежных доходов и сбережений населения.
С конца 60-70-х годов особое значениеполучают и сбережения юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовомобслуживании в сберкассах и в Госбанке СССР. В практическую деятельность сберегательныхкасс внедряется прогрессивная форма обслуживания клиентов: юридических лиц сиспользованием механизмов безналичных расчетов; выплата заработной платырабочим предприятий через сберкассы. Часть перечислений, поступающих в кассы вформе средств на выплату заработной платы, приобретали характер стабильныхсбережений, которые не были востребованы в течение продолжительного времени идавали возможность Госбанку СССР, использовать эти сбережения как ресурскраткосрочного кредитования. В среднем из заработной платы в качествесбережений оседало около 10% в год, которые использовались для кредитованиянародного хозяйства. В  1976 г. на выплату заработной платы черезсберегательные кассы перешли 1300 предприятий, 1983 году — 19000.
В 1972 г. Совет Министров СССР принимает Постановление, предусматривающее меры по развитиюсберегательной системы в стране и укреплению системы сберегательных касс какединого общесоюзного кредитного учреждения. В 1977 г.  Совет Министров СССР утвердил новый Устав сберегательных касс, в котором отразились всепроисшедшие за 30 лет изменения в их деятельности.
Новым Уставом сберегательных кассзакреплялось руководство деятельностью сберкасс Государственным банком СССР. ПоУставу сберегательные кассы представляли собой единое общесоюзноегосударственное учреждение, в систему которого входили:
1.Правление сберегательными кассами. Всостав Правления входили Председатель, три его заместителя и  три членаПравления Госбанка. Управления представлены:
— Управлением сбережений ирасчетно-кассового обслуживания;
— Управлением государственных займови лотерей;
— Управлением бухгалтерского учета иконтроля;
— Управлением автоматизациисберегательных касс.
2. Республиканские управления, образованныев союзных и автономных республиках.
3. Краевые, областные, окружные игородские управления .
4. Центральные сберегательные кассы .
5. Сберегательные кассы 1-го и 2-горазрядов и агентства, создаваемые при предприятиях, учреждениях.
Появляются новые виды вкладов — вклады до востребования, срочные и  срочные с дополнительными взносами,молодежно-премиальные вклады, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, целевые,вклады. С расширением функционального назначения сберкасс в экономической жизниобщества, за период 60-80-х годов укрупняется и сама сеть сберкасс.
5  Пятыйэтап: с 1988 до нашего времени
Преобразования сберегательной системыи ее «модернизация», вызванные проводимыми радикальными экономическимиреформами конца 80-х — начала 90-х годов, обусловили новый, пятый этап ееформирования и развития (1988 г. — по настоящее время).
В начале 1988 г. произошла реорганизация банковской системы, в результате которой начала действовать новаясистема банков: Государственный банк СССР (Госбанк СССР), специализированныегосударственные банки, в числе которых:
— Банк внешнеэкономическойдеятельности (Внешэкономбанк СССР);
— Промышленно-строительный банк(Промстройбанк СССР);
— Агропромышленный банк (АгропромбанкСССР);
— Банк жилищного хозяйства икоммунального строительства СССР;
— Банк трудовых сбережений икредитования населения (Сбербанк СССР).
В рамках проводимой реформыбанковской системы, объектами сбережений наряду с Государственными трудовымисберкассами, преобразованными в Сберегательный банк СССР как государственныйспециализированный банк по обслуживанию как физических, так и юридических лиц,начинают создаваться и функционировать коммерческие банки, как своего родановый тип сберегательных учреждений.
К началу 1988 г. в систему Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, 166 краевых, областных игородских управлений, 4,1 тыс. отделений с 50,7 тыс. филиалов и 22,1 тыс.агентств, коммерческих и кооперативных банков насчитывалось к концу 1988 г. не более 43.
В 1990 г. в связи с распадом СССР бывший Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявленсобственностью России, и после принятия Закона РСФСР «О банках ибанковской деятельности» в декабре 1990 г. Сбербанк России был преобразован в акционерный коммерческий банк.
С 1990-х годов и по настоящее времяглавным монополистом на рынке сбережений населения в Российской Федерации,является Сбербанк России, деятельность которого сводится, главным образом, корганизации сберегательного дела в масштабах всей страны.
Наряду со Сбербанком РФ, в настоящеевремя функционируют большое количество коммерческих банков, многие из которыхприступили с начала 90-х годов к приему сбережений граждан во вклады иобслуживанию юридических лиц.

Заключение
Итак, видим, в действительности,сберегательная система в своём развитии и становлении прошла ряд определённыхэтапов. Представленное выше разделение истории сберегательного дела на пятьэтапов, несомненно, может быть  признано ошибочным, но, тем не менее, оно используетсянекоторыми исследователями при изучении исторического процесса развития истановления сберегательной системы России, так и при определении основныхтенденций ее развития в будущем.
Политика государства, на всех стадияхразвития сберегательного дела в России, представляла собой политикугосударственной монополии и централизации сберегательного дела, закрепленнуюспециально принятыми нормативно-законодательными актами.
Так как сберкассы носили статусгосударственных учреждений, то регулирование создания сберегательных касс и ихоперационной деятельности также являлось основным направлением сберегательнойполитики государства. На протяжении всей истории развития сберегательного делав России денежные накопления населения, хранившиеся в сберкассах, активнововлекались с учетом интересов государства, на развитие народного хозяйства. Именноденежные сбережения населения выступали как важный источник новых инвестиций и увеличенияобщественного капитала.
Несмотря на трудности, которыескладываются в результате политической и экономической обстановки в стране скоторыми столкнулось в своем развитии сберегательное дело, оно продолжаетуспешно функционировать и развиваться.

Списокиспользованной литературы
1.        Банковское дело// Под ред. В.И. Ламенкова и Л.П. Дроливецкой.- М.: Финансы и статистика,2005.-592с.
2.        Банковское дело:учебник, под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой.- изд. с изм.-М.: Экономисть, 2006.-766 с.
3.        Деньги. Кредит.Банки: Учебник // Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. М.,2004.-394с.
4.    Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина. – Д34   2-е изд., перераб. и доп.– М.: Финансы и статистика,2000. – 464 с.: ил.
5.        Историябанковского дела в России (вторая половина XVIII- первая половина XIX века). В.В.Морозан.: СПб. Крига, 2004,-359 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.