СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и преимущества IPO перед другими источниками привлеченияинвестиций
1.1 Характеристика методов привлечения инвестиций
1.2 Преимущества публичногоразмещения акций (IPO)
2. Анализ практики проведения публичного размещения акций(IPO) российскими компаниями
2.1 Процедура проведенияпубличного размещения (IPO) вРоссии
2.2 Размещение акций российскими компаниями на зарубежных торговых площадках
3. Перспективы развития IPO в условиях финансовой нестабильности
3.1 Общее состояние развитияинструмента IPO в РФ
3.2 Финансовый кризис и егопоследствия на развитие IPO в РФ и СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В представленной намикурсовой работе рассматривается один из наиболее практичных и эффективныхспособов привлечения инвестиций российскими компаниями, а именно привлечениеинвестиций путем проведения дополнительной эмиссии акций, последующего ихразмещения на фондовой бирже. В международной практике данный способпривлечения инвестиций называется Initial Public Offering, то есть IPO. Данный термин переводится на русский язык какпервичное публичное размещение.
В последние годы крупныероссийские предприятия проявляют большой интерес к IPO. С каждым годом, начинаяс 2000 года, растет количество компаний, которые объявляют о своем желаниипровести IPO. Это в основном объясняется тем, что российские предприятияосознали необходимость привлечения крупных финансовых активов на долгосрочныйпериод для реализации инвестиционных, инновационных проектов, а такжедальнейшего развития бизнеса. Кроме этого, интерес подогревают успешноосуществленные IPO российскими компаниями.
Настоящей сенсацией сталоIPO российской Роснефти на Лондонской бирже в 2006. От размещения 15% своихакций на LSE компания получила 10,8 млрд. долл. IPO Роснефти стало не только самым крупным из всех IPO, осуществленных российскимикомпаниями, но и одним из крупнейших по объему привлеченных средств за всюисторию LSE.
Научная разработанность.Процедура проведения IPOдостаточно широко освещена как зарубежными (Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит,Томас Милан, Энгау В.), так и отечественными авторами (Гулькин П., ПотемкинА.).
Структура работы. В даннойвыпускной работе подробно рассматривается процедура IPO, мероприятия, которые необходимо провести компании и документы,которые необходимо оформить. Отдельное внимание уделено стадии подготовкикомпании к IPO, от которой зависит конечный успех впривлечении инвестиций.
В первой главе работы рассматриваютсяальтернативные варианты привлечения денежных средств, доступные российскимпредприятиям, и делается вывод о том, что для целого ряда российских компаний IPO является наиболее выгодным источникомпривлечения финансовых ресурсов, так как дает компании множество дополнительныхпреимуществ.
Во второй главе анализуподвергнута процедура проведения IPO, атакже важное место уделено возможности проведения IPO российскими компаниями за рубежом.
В заключительной части рассмотреныперспективы IPO в РФ, определены факторы, сдерживающиеразвитие этого инструмента привлечения инвестиций и сформулированы предложенияи рекомендации по его дальнейшему развитию.
Практическая значимость.Проведение и принятие сформулированных нами в 3 главе мероприятий ирекомендаций в дальнейшем будет иметь позитивное влияние на развитие IPO в России.
В нашей работе мыиспользовали как общелогические методы (индукция, дедукция, анализ), так истатистические методы (построение таблиц).
Цель нашей работы – проанализироватьпривлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичногоразмещения акций.
Задачи нашей работы:
1. изучить формызаимствования российскими компаниями денежных средств;
2. проанализировать процедурупроведения IPO;
3. сформулироватьпредложения и рекомендации по дальнейшему развитию IPO в России.
1.Сущность и преимущества IPOперед другими источниками привлечения инвестиций
/>/>
1.1Характеристика методов привлечения инвестиций
Рано или поздно любаякомпания сталкивается с проблемой нехватки собственных средств для дальнейшегоразвития, особеено ярко это проявляется сейчас в период разразившегося кризисаликвидности. В таких случаях на помощь приходят внешние источникифинансирования.
Для российских компаний всилу неразвитости финансового рынка количество возможных форм внешнегозаимствования денежных средств ограничено. Наиболее популярными формамиявляются: получение банковских кредитов, выпуск облигаций и акций.
Каждая из них имеет своиособенности, которые нужно учитывать, выбирая тот или иной способ привлеченияденежных средств.
Чаще всего российскиекомпании прибегают к использованию банковского кредита. Причина — банковскийкредит наиболее быстрый способ привлечения заемных ресурсов. Однако высокиепроцентные ставки по кредиту, малый срок предоставления кредита ограничиваютиспользование этого способа российскими компаниями. Банковские кредиты являютсяв основном источником небольших заимствований. Обычно на текущие расходы,обновление производственных мощностей, финансирование оборотного капитала.Банковские ссуды не могут использоваться для финансирования долгосрочныхпотребностей российских предприятий. Крупные заимствования при этом методенецелесообразны в связи с дороговизной этого инструмента.
А вот для крупныхзаимствований финансовых ресурсов компании обычно используют выпуск облигаций.
Облигация – долговаяценная бумага, посредством которой предприятие занимает определенную суммуденег, а взамен обязуется выплатить фиксированный процент, а также возвратитьосновную сумму долга при наступлении установленного срока. При этом эмитентобязан выплачивать доход по облигациям независимо от величины прибыли ифинансового результата деятельности. Облигации могут обращаться на бирже или навнебиржевом рынке.[1]
Существует большоеразнообразие облигаций в зависимости от условий их выпуска, размещения,обращения, выплаты дохода и погашения. Облигации могут быть средне- идолгосрочными, конвертируемыми или неконвертируемыми, с фиксированным илипеременным купоном. По дисконтным облигациям процент не устанавливается вообще,а доход образуется за счет разницы между ценой погашения и ценой приобретения.
Обычно к выпускуоблигаций прибегают только крупные и известные на рынке компании. Сам выпускоблигаций обычно осуществляется при участии финансовых консультантов илиинвестиционных банков.
Важно отметить, чтокредиты и облигации являются долговыми инструментами привлечения инвестиций.
Перечислим преимуществадолговых инструментов как способа привлечения инвестиций:
1. собственники сохраняют полныйконтроль над компанией;
2. выплаты процентов по заемнымсредствам относятся на себестоимость;
3. сроки и условия обязательствустановлены и известны;
4. кредитор не участвует в распределенииприбыли компании.
Кроме использованиядолговых инструментов, компании имеют возможность привлекать денежные средствапутем выпуска акций. Выпуск акций относят к долевому финансированию.
Привлечение инвестиций спомощью эмиссии акций – это сложный процес под названием первичное публичноеразмещение. Превичное — потому что акции размещаются на первичном рынке.Публичное – значит, что ценные бумаги размещаются на фондовой бирже, где ихможет купить широкий круг инвесторов
Первичное публичноеразмещение акций компании используются для привлечения долгосрочных инвестиций.Как уже отмечалось выше, для реализации долгосрочных проектов российскиекомпании чаще испозьуют облигационное заимствование. Однако во многих случаяхвыпуск акций является наиболее приемлемой формой привлечения инвестиций.
Преимущества привлеченияинвестиций с помощью выпуска акций и их дальнейшего размещения на фондовойбирже (IPO) будут рассмотрены в следующейглаве.
1.2Преимущества публичного размещения акций (IPO)
Перед тем, какрассмотреть преимущества IPOперед другими формами заимствования, нужно отметить, что иногда первичноепубличное размещение акций (IPO) можетрассматриваться предприятиями как единственный способ привлечения долгосрочныхинвестиций. Причина — к облигационным займам прибегают крупные и широкоизвестные на рынке компании, а для небольших, но перспективных компанийтрадиционное облигационное заимствование невозможно. Но в силу неразвитостифинансового рынка и малой популярности и изученности процесса IPO компании малого и среднего бизнеса вРосси не используют этот инструмент для привлечения денежных средств. Овозможностях привлечения инвестиций с помощью IPO многие компании даже не подразумевают. Хотя вроссийской практике IPO имеется примерпривлечения инвестиций небольшой компанией. В марте 2005 года на ММВБ и РТСбыло размещено по 5% акций компании «Хлеб Алтая». С помощью IPO компании удалось привлечь более 8млн. долл. Этот пример IPOявляется доказательством возможности использования инструмента IPO компаниями среднего бизнеса.
Далее рассмотримпреимущества IPO по сравнению с другими формами заимствования:
1. Привлечениедолгосрочных финансовых ресурсов, который не нужно возвращать.
Это улучшает финансовоеположение компании, обеспечивает ее средствами для дальнейшего развития. Этисредства используются для приобретения других компаний, погашения имеющейсязадолженности, финансирования оборотного капитала, приобретения илимодернизации существующих производственных мощностей, финансирования программНИОКР. Привлекаемые таким способом средства могут расходоваться руководством компаниипо собственному усмотрению. Но при этом должны учитываться ожидания инвесторов,дающих деньги на реализацию определенной стратегии развития.
2. Обретениекапитализация (рыночной стоимости).
Только благодаря выходуна публичный рынок компания и бизнес обретают рыночную стоимость. Стоимостьпубличной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы.Такое явление имеет место благодаря существующей ликвидности и наличиюдостаточно легко обнаруживаемой информации о компании.
3. Улучшение финансовогосостояния предприятия.
Причиной являютсяпоступления доходов от продажи акций на счет предприятия и увеличения егоакционерного капитала. Хотя IPO неявляется единственным источником финансирования бизнеса, его последствия дляфинансового состояния компании с точки зрения привлекательности структурыбаланса несопоставимы с финансированием долговыми методами. При IPO происходит увеличение собственногокапитала предприятия:
— за счет ростаакционерного капитала в результате продажи акций компании;
— за счет добавочногокапитала вследствие получения эмиссионного дохода.
4. Возможностьпривлечения инвестиций в будущем на более выгодных условиях.[2]
Получение статуса публичнойкомпании обычно влечёт рост ее чистой стоимости и увеличением собственныхсредств. Улучшение соотношения заемных средств к собственным увеличиваетфинансовый леаеридж, тем самым позволяет компании, при необходимости,привлекать дополнительный заемный капитал под меньшие проценты. При этом, еслиакции пользуются спросом, предприятие имеет возможность на выгодных условияхосуществлять дополнительные эмиссии.
5. Облегчение процессадиверсификации, путём купли-продажи компаний, слияний и приобретений.
Частные компании обычноне располагают связями в финансовых кругах и необходимыми средствами, которыемогли бы подкрепить собственную политику на рынках слияний и приобретений.Например слияние можно рассматривать как эффективный способ в кратчайшие сроки осуществитьдиверсификацию бизнеса предприятия. Кроме этого, повышается экономия за счетмасштабов деятельности, становятся доступными источники финансирования, происходитвыход на ранее закрытые для компании рынки.
6. Улучшение престижа,имиджа компании.
Внимание, с какимфинансовый мир и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO,обеспечивает такой компании широкую бесплатную рекламу, что впоследствии положительнымобразом влияет на ее корпоративном имидже. Кроме того, биржа, на которойобращаются бумаги компании, заинтересована в увеличении объемов торгов ееакциями. Поэтому она проводит дополнительный активный маркетинг, который невсегда позволителен самой компании-эмитенту в силу различных ограничений.Увеличение числа желающих приобрести акции предприятия может привести красширению масштабов ее деятельности, так как новые акционеры будут болеезаинтересованы в налаживании деловых отношений с такой компанией.
7. Обеспечениеликвидности.
При выходе нацивилизованный и прозрачный организованный рынок акций, не возникает никакихпроблем с оценкой собственности владельцев акций и использованием акций вкачестве объекта купли-продажи.
8. Мотивация и сохранениеперсонала.
Задача мотивации иудержания ключевого персонала одинаково актуальна как для начинающих и малых,так и для зрелых крупных компаний. Для повышения заинтересованности основныхдля бизнеса сотрудников активно используются разнообразные схемы опционов наакции.
Заработная платаоказывается менее привлекательным стимулом к работе по сравнению сединовременным и весомым вознаграждением. Убежденность в возможности полученияв один прекрасный день солидной суммы является весьма действенным стимулом,который побуждает людей самоотверженно трудиться на благо своей компании.
Все вышеназванныепреимущества IPO, можно поделить на две широкие группы:
1) привлечениедолгосрочного капитала;
2) преимущества,получаемые компанией при приобретении статуса публичной.
Известны случаи, когдапривлечение долгосрочного капитала не является самоцелью проведения IPO. Иногда более важной причинойрешения провести IPO являетсяприобретение публичного статуса, что является новым этапом в развитии компании.
Отдельно необходимоотметить, что после проведения IPO руководство жертвует свободой компании, аименно теряет часть контроля над ней, лишается закрытости. Теперь собственникамнеобходимо детально освещать все основные аспекты своей деятельности, все изменения.При этом, скрываемая ранее информация становится доступной широкому кругупользователей, среди которых есть и конкуренты, и клиенты, и сотрудникикомпании, и недоброжелатели.
Проведение IPO является очень сложным процессом, накоторый компания тратит большие средства, время и усилия. Поэтому к IPOнеобходимо тщательно готовиться, иначе преимущества могут превратится в недостатки.В мировой практике существует немало примеров неудачных IPO, которые являются следствием:
— непродуманной стратегииразвития компании;
— преждевременного выходана финансовый рынок;
— других неграмотныхдействий руководства предприятия.
Во второй главе нашейработы мы тщательно рассмотрим весь процесс проведения публичного размещенияакций в России, который начнется от принятия решения о проведении IPO и закончится составлением отчета обитогах размещения.
2. Анализ практики проведения публичного размещения акций (IPO)российскими компаниями
2.1Процедура проведения публичного размещения (IPO) в России
Успешная реализацияинвестиционного механизма в стране может стать залогом ее экономического ростаи повлиять на результаты деятельности всех финансовых институтов. Тем не менее,до сих пор одной из главных экономических проблем России остается острая потребностьв инвестиционных ресурсах.
IPO (Initial PublicOffering), т. е. первичное публичное размещение акций, – это эффективныймеханизм привлечения на основе первого выхода компании на открытый рынок иразмещения акций среди первичных инвесторов финансирования. При этом IPOявляется источником привлечения денежных средств не только в компании, но и вэкономику государства в целом; это способ улучшить инвестиционный климатстраны.
Классическое IPOпредполагает публичное размещение инвесторам дополнительного нового выпускаакций, который проходит соответствующую государственную регистрацию. В отличиеот доразмещения (follow-on), в случае IPO вывод акций на биржу происходитвпервые («РБК», «Седьмой континент»). Если акционеры предлагают к продажепринадлежащие им акции (как в случае с производителем соков «Лебедянский»), тоэто уже Secondary Public Offering – реализация компанией ранее эмитированныхбумаг. В дальнейшем, для целей настоящей работы, мы отождествляем IPO с любымпубличным размещением акций на бирже.
К 2006 г. прочно приклеился ярлык «бум IPO», ведь инвесторы отмечают наличие большого потребительскогорынка в регионе, высокую доходность инвестиций и немалые возможности вдобывающих отраслях.
Правда, разговоры о бумероссийских IPO – очевидное недоразумение: за 2004-2006 гг. – 41 размещение –разве это бум? Так, в Индии в начале 1990-х проходило по 50 IPO в месяц, в отдельныемесяцы по 200 – и так в течение трех лет. Потом столь бурный рост числа размещенийзамедлился, но в результате Индия вошла в список четырех стран (наряду с США,Канадой и Румынией), где на биржах торгуются бумаги более 3 тыс. фирм! Нам снашим «бумом» до этого еще расти и расти.
С другой стороны, ещепять лет назад мало кто в России представлял себе, что означает процесспервичного размещения акций на бирже. Сейчас с каждым годом экспертным сообществомотмечаются постепенно усиливающиеся позиции России на глобальном рынке IPO. А в 2006 г. она заняла на этом рынке уже 5-е место по объему размещений (9-е сучетом вторичных размещений)! Среди развивающихся стран Россия уступает толькоКитаю с его 59 млрд. долл.
Из 50 компаний,планировавших в 2006 г. с помощью IPO привлечь 22,9 млрд. долл., размещениепровели более 20 эмитентов на общую сумму около 18 млрд. долл. К основным причинамотставания фактических размещений от заявленных можно отнести:
PR-инициативу. Рядсредних и небольших по размеру компаний объявляют о планах по размещению акцийс целью привлечения средств для развития, особенно часто это происходит в рамкахразмещения облигационных займов. Учитывая фактические действия и потенциалданных компаний, стоит предположить, что эти планы в краткосрочной перспективеносят в большинстве случаев декларативный характер;
Сделки M&A и переноссроков размещения. Приобретение Societe Generale доли в АКБ «Росбанк»,телеканал TV3 отложил продажу акций и вскоре была приобретена «Проф-медиа»,торговая сеть «Копейка» отложила продажу акций и вскоре была достигнутадоговоренность о выкупе у менеджмента 50% акций группой «Уралсиб» – совершениеподобных сделок в 2006 г. привело к тому, что многие компании отказались либоотожили на неопределенное время проведение IPO.
Несмотря на это, в 2006 г. было отмечено рекордное количество первичных размещений российских компаний по сравнению спредыдущими годами – 23 размещения (13 в 2005 г. и 5 в 2004 г.). При этом стоимостной объём российского рынка IPO составил 17,7 млрд. долл., что в 4 раза большеобъема 2005 г. (4,6 млрд. долл.)2 (Диаграмма 1.1.1). Даже без учета крупнейшегоIPO (ОАО «Роснефть») рост стоимостного и количественного рынка составил около60%.
Произошло и несколькочастных размещений (private placement). Разумеется, продажа акций навнебиржевом рынке в виде private placement не может быть отнесена к IPO,поскольку особенностью этого вида размещения является ограниченный круг лиц(менеджмент, акционе-
По данным Аналитическойгруппы ReDeal (AG ReDeal) в рамках информационно-аналитического проекта,стратегические инвесторы), которым предлагаются акции. Всего через этотмеханизм в минувшем году было привлечено 1,1 млрд. долл., что значительноуступает совокупному объему IPO и не может вызвать такого же интереса уминоритарного инвестора.
Возросшая активностьпервичного предложения на рынке в последние годы обусловлена темипреимуществами, которые дает проведение IPO – возможность финансирования роста компании,обеспечение гибкой структуры капитала, снижение стоимости капитала и возможностьпривлечения дешевых заемных ресурсов, максимизация стоимости компании, обеспечениеее ликвидности для акционеров.
При этом основудальнейшего развития рынка IPO должны составить, прежде всего, компании среднейкапитализации, получившие опыт на внутреннем рынке облигаций и готовые отдать всвободное обращение 15-25% своих акций, чтобы повысить капитализацию, сделать бизнесболее весомым при сделках с иностранным капиталом, снизить кредитный риск,нормализовав источники финансирования. Это связано с тем, что у грандовроссийского бизнеса (нефтегазовый сектор, телекоммуникации) нет интереса к новымэмиссиям акций на внутреннем рынке, т. к. они получают капитализацию и денежныересурсы на западных рынках депозитарных расписок, еврооблигаций,синдицированных займов.
Однако сложившаясяблагоприятная (как кажется многим) ситуация на отечественном фондовом рынке невыглядит столь радужной. Связано это с тем, что российский рынок IPO «вытекает»за пределы страны, и большая часть привлеченных средств поступает за счет размещенийеврооблигаций и депозитарных расписок на международных рынках капитала. По своейсути отечественный рынок IPO, как это не парадоксально звучит, сталангло-американским. Сегодня порядка 29% суммарного оборота российского рынкаакций и рынка депозитарных расписок (ДР) на акции российских компанийприходится на зарубежные биржи – LSE и NYSE (68% и 3% приходится на ММВБ и РТСсоответственно)4. Более половины российских IPO приходится на зарубежныеплощадки (Диаграмма 1.1.2), при этом Лондонская биржа остается основнойплощадкой российских IPO – 14 размещений. Но если в 2005 г. На долю LSE приходилось 94% стоимостного объема, то в 2006 г. доля биржи снизилась до 61%, что было вызвано инициативами ФСФР.
Протекционизм в отношениинационального фондового рынка закономерен: о планах провести IPO в 2006-2008гг. заявили около 80 компаний. Такой объем размещений способен повыситьликвидность рынка и его привлекательность для инвесторов. Так, в 2006 г. ФСФР приняла ряд ограничительных требований к эмиссии:
В 2006 году 5 компаний изРоссии осуществили частные размещения, в том числе «Евраз Групп» (330 млн.долл. за 6% акций), «Мечел» (350 млн. долл., 11,5% акций), «Акрон» (98 млн.долл., 7,5% акций), АФК «Система» (20 млн. долл., 1,9% акций) и«Вимм-Билль-Данн» (165 млн. долл. за 10% своих акций).
квота на выпускдепозитарных расписок для российских компаний снизилась с 40% до 35% от общегоколичества акций компании;
запрет российскимэмитентам в ходе IPO размещать за рубежом более 70% общего количестваразмещаемых акций дополнительного выпуска5.
Тем не менее, в последнеевремя получила распространение формальная процедура листинга в России ифактического размещения за рубежом, и нельзя со 100%-ой долей уверенности говоритьо том, что введение новых ограничений со стороны ФСФР «переломит» сложившуюся ситуацию.
На сегодняшний деньвыработан альтернативный механизм, позволяющий выходить на иностранную биржучерез SPV (Special Purpose Vehicle) – специально зарегистрированную новуюкомпанию за рубежом, которая на активы материнской компании выпускаетсобственные ценные бумаги, а полученные средства расходует на финансированиестратегических проектов своего учредителя.
В целом, как показываетпрактика, проводить первичное размещение акций на западных площадках сложнее идороже, чем на российском рынке. Почему же все большее число отечественныхкомпаний предпочитают проводить IPO на Западе, в частности на Лондонской площадке,где в 2006 г. на российских эмитентов пришлось 22% привлеченных на биржесредств, т. е. фактически каждый пятый доллар?
Подобное развитие событийна рынке российских IPO оказалось вполне предсказуемым.
Ряд лидеровотечественного бизнеса, достигших современного уровня корпоративного управленияи испытывающих потребность в крупных инвестиционных ресурсах, столкнулись снесовершенством регулятивной базы рынка РФ, неразвитостью институтовколлективных инвестиций, непоследовательной пенсионной реформой и одновременнобыли «обласканы» интенсивным маркетингом LSE.
Кроме того, для IPOнаиболее привлекательными являются те рынки, где эмитенты могут получитьмаксимальный чистый доход, даже при условии крупных издержек на организаторов займа.В этом же заинтересованы и действующие акционеры компании, которые при размещении,как правило, продают часть своих акций. Все это привело к тому, что в последнеевремя основная часть первичных размещений акций российских эмитентов былапроведена на зарубежных рынках, в первую очередь на Лондонской бирже и, вчастности, на AIM.
При этом именноАльтернативный рынок LSE, являющийся Меккой для средних и развивающихсякомпаний во всем мире, должен стать главным «плацдармом» для отечественных IPO,ведь за 12 лет существования AIM создал надёжную платформу для эмитентов,жаждущих получить преимущества публичного котирования, соблюдая оптимальноесочетание низких затрат и гибкой нормативной базы.
Однако на фоне борьбыЛондона и Нью-Йорка за «мировое господство» на рынке IPO, многие упустили извиду еще один важный момент – теперь компании предпочитают размещать свои акциина национальных биржах, потому что у иностранных инвесторов не возникает проблемс доступом на них. Подтверждением этому служит тот факт, что количествоиностранных эмитентов, листингованных на NYSE, сократилось на 4% с пика 2002 г., составив 451 в конце 2006 г. Ситуация на других ведущих площадках еще хуже. На основнойплощадке Лондонской биржи число таких компаний сократилось в 2000-2006 гг. на23%, несмотря на приход в последние годы большого числа российских иказахстанских компаний, на Deutsche Boerse – на 58%, на Токийской бирже – на39%, на NASDAQ – на 34%6.
Если раньше зарубежныминвесторам было проблематично выйти на местные биржи – у каждой были своистандарты при проведении сделок, клиринге, то со временем эти стандарты гармонизировались,повысив готовность международных инвесторов идти напрямую на иностранные рынки.Это снизило потребность компаний в зарубежных биржах – капитала стало хватать иу себя дома.
У России, конечно, свойособый путь, и фондовый рынок не исключение. Большинство отечественных компанийпредпочитает размещать акции в Лондоне.
Так, финская Nokia изъялаакции из листинга в Лондоне после вступления Финляндии в Евросоюз и разрешения брокерамиз других стран ЕС торговать на Хельсинской бирже. На сегодняшний день 91%акций Nokia принадлежит иностранным инвесторам, однако 68% объема торговприходится на Хельсинки, около 25% – на NYSE.
Однако со временем нашикомпании полюбят свой рынок и будут размещаться на внутреннем рынке, аиностранные инвесторы будут торговать в Москве. Ведь раньше и в McDonald′sстояли огромные очереди, а сегодня их нет!
На этом фоне перспективыотечественных площадок – РТС и ММВБ – представляются радужными. В целом, можновыделить следующие факторы, способствующие возвращению компаний на национальныйрынок:
С точки зрениястоимостных издержек внутренний рынок оказывается более эффективной площадкойдля размещения, чем иностранные. Уже сейчас выход на биржу в России обходится внесколько раз дешевле, чем аналогичная операция за рубежом. Ужесточениезаконодательства в США увеличило издержки на размещение в среднем до 5 млн.долл., а расходы на адаптацию корпоративного управления доходили до 30 млн.долл.
Временные затратыэмитентов на проведение IPO в России также значительно ниже аналогичныхпоказателей зарубежных площадок. Если на ММВБ и РТС они варьируются от 120-160дн., то на NYSE временные затраты достигают 345-510 дн., на LSE – 225-335 дн.
Не вдаваясь детально втребования фондовых бирж к листингу, необходимо отметить, что высокие планкирыночной капитализации компаний (в частности LSE – от 170 млн. ф.), количествуакций в свободном обращении (на LSE – 25%, на NYSE не менее 1,1 млн. акций),ряду финансовых показателей, наличие составленной отчетности по МСФО за 3последних года, делают бессмысленным выход на зарубежные площадки при небольшойсумме размещения. Требования, предъявляемые к комплекту документов для листингароссийскими биржами, более лояльны. Но для крупной компании с намерениямиразместиться на сумму от 700 млн. долл. выход на LSE или NYSE необходим.
Налог на эмиссию: 0,2 %объема размещения, но не более 3,5 тыс. $
Вознаграждение фондовойбирже (ФБ ММВБ): 5 тыс. $
Вознаграждениефинансового консультанта и расходы по раскрытию информации: 15 тыс. $
Юридический советник иdue diligence: 100-150 тыс. $
Вознаграждение биржи:50-100 тыс. $
Услуги банка-депозитария:30-60 тыс. $
Прочие расходы (переводдокументов, печать инвестиционного меморандума и др.): 60-100 тыс. $
Итого неснижаемыеиздержки: 23,5 тыс. долл.
Итого неснижаемыеиздержки: 240-410 тыс. долл.
Расходы на road-show иоплата услуг инвестиционных консультантов являются предметом переговоров. Взависимости от эмитента и параметров размещения могут колебаться в пределах2-8% от объема IPO. Вознаграждения андеррайтерам внутри России на 0,5-2процентных пункта ниже, чем при размещении на зарубежных площадках.
При этом усилиягосударственной политики в отношении фондового рынка должны фокусироваться нена установлении административных барьеров, а на стимулировании российскихэмитентов, а именно на:
— создании капитальнойбазы для привлечения инвестиций;
— совершенствованииправовой среды и развитии биржевой инфраструктуры.
Еще одной инициативойФСФР стала разработка законопроекта о допуске к обращению на фондовый рынок РФиностранных ценных бумаг9. Напомним, что законодательство запрещает листингбумаг иностранных компаний на российских торговых площадках. Во всем мире этотзапрет преодолевается двумя способами: между странами заключается взаимноесоглашение, позволяющее действовать в чужой юрисдикции, или разрешаетсявыпустить депозитарные расписки на акции. И действительно, депозитарныерасписки являются самым удобным и поэтому – распространенным способом допускаиностранных эмитентов на внутренний рынок.
ФСФР также не противобъединения РТС и ММВБ в мегабиржу, которая смогла бы конкурировать с ведущимиевропейскими площадками. Разговоры об этом ведутся еще с декабря 2006 г., но конкретных шагов пока сделано не было.
Если западные биржинастроены скептически относительно наших компаний, то отечественныеорганизаторы торговли ждут российских эмитентов «дома» с распростертыми руками.
Сегодня в России около170 тыс. предприятий в форме АО, и только 0,1% из них являются публичными.Иными словами, потенциал выхода компаний на рынок огромен; РТС и ММВБ, в своюочередь, не желают терять миллионы долларов на «утекающих» из России IPO. Так,российские биржи работают над созданием собственных проектов торговых площадокдля небольших компаний – альтернатив Лондонской AIM.
С 29 января 2007 г. на РТС начала работу площадка RTS-Start, предназначенная для размещения и обращения ценныхбумаг эмитентов небольшой и средней капитализации – до 3 млрд. руб.10. В концеянваря 2007 г. первым эмитентом в RTS-Start стало ОАО «Бумажная фабрика«Коммунар», маркет-мейкером по акциям которой выступила «Антанта-Капитал».
В декабре 2006 г. Госдума внесла поправки в Закон «О рынке ценных бумаг», приняв в третьем, окончательномчтении законопроект о российской депозитарной расписке. Закон о РДР вступил всилу с 1 января 2007 г.
Приближается тот момент,когда решится другая проблема российского фондового рынка – отсутствие крупныхинвесторов и длинных денег. В связи с потоком нефтедолларов у большинства людейпоявляются свободные денежные средства, которые нужно инвестировать.
PR-кампании такихкомпаний, как Тройка-Диалог, Уралсиб, Максвелл Капитал сделали свое дело –время недоверия постепенно уходит в прошлое – население все с большей охотойнесет деньги в финансовые институты. Наряду с надеждой на результаты пенсионнойреформы, эти сдвиги помогут реализовать IPO не только мелким и среднимкомпаниям, но и гигантам, подобным Роснефти.
По мнению ведущихинвестиционных фондов Великобритании13 и Британской ассоциации страховщиковмассовый приток на LSE компаний из развивающихся стран грозит фондовому рынкуВеликобритании увеличением волатильности и подрывает высокие стандартыбританских индексов FTSE. Тем более что в последние годы в Лондон пришлодовольно много компаний из России, Китая и Казахстана, многие из которыхприбегают к услугам оффшорных фирм. Кроме того, ряд компаний из Россиипредлагают неадекватную защиту прав миноритариев, а их деятельностьсопровождается громкими скандалами, что, в свою очередь, вредит репутации иLSE, и Лондона в целом, который становится магнитом для компаний с болеенизкими стандартами корпоративного управления, чем Нью-Йорк.
По словам Питера Батлера,сотрудника инвесткомпании Governance for Owners, «у лондонского Сити возрастаютпроблемы с репутацией, поскольку складывается впечатление, что индивидуальныхвкладчиков заставляют самостоятельно оценивать новых игроков на рынке»
Подобная критика ставитпод вопрос стратегию LSE, которая активно продвигает себя как главную площадкув регионе EMEA (Европы, Ближнего Востока и Африки) и предлагает компаниям изэтого региона размещаться в Лондоне.
В то же время угрозаужесточения может прийти и еще с одной стороны. Если крупнейВ феврале 2007 годагруппа финансовых институтов, включая Hermes, Fidelity, State Street, RoyalLondon, Barclays
Global Investors иM&G, официально обратились в FSA, потребовав обратить внимание на качествонедавних размещений. По мнению фондов, в случае ухудшения экономических условийв странах и регионах деятельности таких компаний лондонский Сити можетстолкнуться с серьезными проблемами относиться».15 Это связано с тем, чторегулятивные стандарты рынка AIM, как правило, игнорируютсякомпаниями-эмитентами. При этом не стоит думать, что NASDAQ оставит своипопытки купить Лондонскую биржу, и хотя оба предложения о покупке компании былиотвергнуты, представители американской биржи не теряют надежды на продолжениепереговоров.
2.2Размещение акций российскими компаниями на зарубежных торговых площадках
Таким образом, можноговорить о том, что потенциально на российском рынке ценных бумаг могутобращаться акции нескольких тысяч компаний. Это мощный инвестиционный ресурс, иотпускать его просто так на Запад – нелогично, ведь при соответствующейинфраструктуре и законодательстве все эти финансовые инструменты могут работатьвнутри страны, обеспечивая не только занятость квалифицированных специалистов иприбыль российским биржам, но и позволяя внутренним инвесторам, которыми вперспективе должна стать большая часть граждан страны (либо напрямую, либочерез накопительную пенсионную систему), получить более удобные и выгодныеусловия работы.
Не вдаваясь детально втребования фондовых бирж к листингу, необходимо отметить, что высокие планкирыночной капитализации компаний (в частности LSE – от 170 млн. ф.), количествуакций в свободном обращении (на LSE – 25%, на NYSE не менее 1,1 млн. акций),ряду финансовых показателей, наличие составленной отчетности по МСФО за 3 последнихгода, делают бессмысленным выход на зарубежные площадки при небольшой суммеразмещения. Требования, предъявляемые к комплекту документов для листингароссийскими биржами, более лояльны. Но для крупной компании с намерениямиразместиться на сумму от 700 млн. долл. выход на LSE или NYSE необходим.
Налог на эмиссию: 0,2 %объема размещения, но не более 3,5 тыс. $
Вознаграждение фондовойбирже (ФБ ММВБ): 5 тыс. $
Вознаграждениефинансового консультанта и расходы по раскрытию информации: 15 тыс. $
Юридический советник иdue diligence: 100-150 тыс. $
Вознаграждение биржи:50-100 тыс. $
Услуги банка-депозитария:30-60 тыс. $
Прочие расходы (переводдокументов, печать инвестиционного меморандума и др.): 60-100 тыс. $
Итого неснижаемыеиздержки: 23,5 тыс. долл.
Итого неснижаемыеиздержки: 240-410 тыс. долл.
Расходы на road-show иоплата услуг инвестиционных консультантов являются предметом переговоров. Взависимости от эмитента и параметров размещения могут колебаться в пределах2-8% от объема IPO. Вознаграждения андеррайтерам внутри России на 0,5-2процентных пункта ниже, чем при размещении на зарубежных площадках.
При этом усилиягосударственной политики в отношении фондового рынка должны фокусироваться нена установлении административных барьеров, а на стимулировании российскихэмитентов, а именно на:
— создании капитальнойбазы для привлечения инвестиций;
— совершенствованииправовой среды и развитии биржевой инфраструктуры.
Еще одной инициативойФСФР стала разработка законопроекта о допуске к обращению на фондовый рынок РФиностранных ценных бумаг9. Напомним, что законодательство запрещает листингбумаг иностранных компаний на российских торговых площадках. Во всем мире этотзапрет преодолевается двумя способами: между странами заключается взаимноесоглашение, позволяющее действовать в чужой юрисдикции, или разрешаетсявыпустить депозитарные расписки на акции. И действительно, депозитарныерасписки являются самым удобным и поэтому – распространенным способом допускаиностранных эмитентов на внутренний рынок.
ФСФР также не противобъединения РТС и ММВБ в мегабиржу, которая смогла бы конкурировать с ведущимиевропейскими площадками. Разговоры об этом ведутся еще с декабря 2006 г., но конкретных шагов пока сделано не было.
Если западные биржинастроены скептически относительно наших компаний, то отечественныеорганизаторы торговли ждут российских эмитентов «дома» с распростертыми руками.
Сегодня в России около170 тыс. предприятий в форме АО, и только 0,1% из них являются публичными. Инымисловами, потенциал выхода компаний на рынок огромен; РТС и ММВБ, в своюочередь, не желают терять миллионы долларов на «утекающих» из России IPO. Так,российские биржи работают над созданием собственных проектов торговых площадокдля небольших компаний – альтернатив Лондонской AIM.
С 29 января 2007 г. на РТС начала работу площадка RTS-Start, предназначенная для размещения и обращения ценныхбумаг эмитентов небольшой и средней капитализации – до 3 млрд. руб.10. В концеянваря 2007 г. первым эмитентом в RTS-Start стало ОАО «Бумажная фабрика«Коммунар», маркет-мейкером по акциям которой выступила «Антанта-Капитал».
В декабре 2006 г. Госдума внесла поправки в Закон «О рынке ценных бумаг», приняв в третьем, окончательномчтении законопроект о российской депозитарной расписке. Закон о РДР вступил всилу с 1 января 2007 г.
Приближается тот момент,когда решится другая проблема российского фондового рынка – отсутствие крупныхинвесторов и длинных денег. В связи с потоком нефтедолларов у большинства людейпоявляются свободные денежные средства, которые нужно инвестировать.
PR-кампании такихкомпаний, как Тройка-Диалог, Уралсиб, Максвелл Капитал сделали свое дело –время недоверия постепенно уходит в прошлое – население все с большей охотойнесет деньги в финансовые институты. Наряду с надеждой на результаты пенсионнойреформы, эти сдвиги помогут реализовать IPO не только мелким и средним компаниям,но и гигантам, подобным Роснефти.
По мнению ведущихинвестиционных фондов Великобритании13 и Британской ассоциации страховщиковмассовый приток на LSE компаний из развивающихся стран грозит фондовому рынкуВеликобритании увеличением волатильности и подрывает высокие стандартыбританских индексов FTSE. Тем более что в последние годы в Лондон пришлодовольно много компаний из России, Китая и Казахстана, многие из которыхприбегают к услугам оффшорных фирм. Кроме того, ряд компаний из Россиипредлагают неадекватную защиту прав миноритариев, а их деятельностьсопровождается громкими скандалами, что, в свою очередь, вредит репутации иLSE, и Лондона в целом, который становится магнитом для компаний с болеенизкими стандартами корпоративного управления, чем Нью-Йорк.
По словам Питера Батлера,сотрудника инвесткомпании Governance for Owners, «у лондонского Сити возрастаютпроблемы с репутацией, поскольку складывается впечатление, что индивидуальныхвкладчиков заставляют самостоятельно оценивать новых игроков на рынке»
Подобная критика ставитпод вопрос стратегию LSE, которая активно продвигает себя как главную площадкув регионе EMEA (Европы, Ближнего Востока и Африки) и предлагает компаниям изэтого региона размещаться в Лондоне.
В то же время угрозаужесточения может прийти и еще с одной стороны. Если крупнейВ феврале 2007 годагруппа финансовых институтов, включая Hermes, Fidelity, State Street, RoyalLondon, Barclays
Global Investors иM&G, официально обратились в FSA, потребовав обратить внимание на качествонедавних размещений. По мнению фондов, в случае ухудшения экономических условийв странах и регионах деятельности таких компаний лондонский Сити можетстолкнуться с серьезными проблемами относиться». Это связано с тем, чторегулятивные стандарты рынка AIM, как правило, игнорируютсякомпаниями-эмитентами. При этом не стоит думать, что NASDAQ оставит своипопытки купить Лондонскую биржу, и хотя оба предложения о покупке компании былиотвергнуты, представители американской биржи не теряют надежды на продолжение переговоров.
Таким образом, можноговорить о том, что потенциально на российском рынке ценных бумаг могутобращаться акции нескольких тысяч компаний. Это мощный инвестиционный ресурс, иотпускать его просто так на Запад – нелогично, ведь при соответствующейинфраструктуре и законодательстве все эти финансовые инструменты могут работатьвнутри страны, обеспечивая не только занятость квалифицированных специалистов иприбыль российским биржам, но и позволяя внутренним инвесторам, которыми вперспективе должна стать большая часть граждан страны (либо напрямую, либочерез накопительную пенсионную систему), получить более удобные и выгодныеусловия работы.
3. Перспективы развития IPO в условиях финансовой нестабильности
/>3.1 Общее состояние развитияинструмента IPO в РФ
Низкое развитиеинструмента IPO для привлечения инвестиций в Россииобъясняется следующими причинами:
1. Неразвитостькорпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.
2. Неразвитостьроссийского фондового рынка и его инфраструктуры, которая пока все еще весьмазатратна и недостаточно эффективна. Отсутствует единая система учета прав наценные бумаги (не создан Центральный депозитарий), что не способствует надежнойзащите прав акционеров.
3. Российский рынокотличается низким free-float (объем бумаг, находящихся в свободном обращении).Согласно последним исследованиям, для восьми крупнейших корпораций России этотпоказатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку находится в пределах25-30%. Для сравнения: в странах с развитым рынком этот показатель достигает80-90%.
4. Чрезмернаяконцентрация оборота российского рынка ценных бумаг. Сегодня порядка 98% всехсделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейшихэмитентов. В странах с развитым фондовым рынком значение этого показателя непревышает 20-30%.
5. Слабое развитиероссийских институциональных инвесторов: пенсионных, паевых и страховых фондов.Кроме этого, существует нормативный запрет на инвестирование пенсионных средстви средств паевых инвестиционных фондов в IPO.
Практически все время смомента размещения весной 2006 г. 5-летние рублевые облигации Дикси-Финанс-1торговались ниже номинала. Это связано с тем, что достаточно громко заявившая осебе компания преподнесла инвесторам ряд поводов для разочарования. Это изадержка с публикацией отчетности по МСФО за 2006 г., и резкий рост долговой нагрузки, и перенос сроков IPO.
Мысчитаем, что сейчас пришло время пересмотреть взгляды на компанию. В мае 2007 г. ДИКСИ провела IPO, в результате чего произошло очень существенное укрепление ее кредитногопрофиля.
Достаточносказать, что показатель «Долг/EBITDA годовая» у ДИКСИ опустился с 5.9х в конце 2006 г. до менее чем 3.0х в конце 1-го полугодия 2007 г.
Насколькомы поняли по итогам недавней встречи с руководством ДИКСИ, в дальнейшемкомпания не планирует увеличивать долговую нагрузку выше 3х в терминах«Долг/EBITDA». Обычно мы относимся к подобным прогнозам розничных сетей свысокой долей скепсиса, понимая аппетиты акционеров в части нацеленности нарост. Вместе с тем, учитывая, что в прошлом ДИКСИ получила хороший «урок», мысчитаем, что сейчас отношение компании к долговой нагрузке действительноизменилось.
Нанаш взгляд, после IPO по уровню кредитоспособности ДИКСИ отделилась от группыпродуктовых ритейлеров 2-3 эшелонов и заметно приблизилась к лидерам сегмента –Магниту, X5 и Седьмому Континенту. Вместе с тем, котировки облигаций ДИКСИ покане полностью отразили эту трансформацию. На наш взгляд, потенциал суженияспрэдов облигаций Дикси-Финанс-1 к выпускам лидеров сегмента составляет сейчасоколо 100бп.
Недавнопоявились сообщения о возможном объединении ДИКСИ с Магнитом или Х5 путемобмена акциями. Для ДИКСИ объединение с более сильным ритейлером стало быпозитивным кредитным событием. Однако мы предпочитаем не учитывать этот факторпри определении справедливой доходности облигаций ДИКСИ, т.к., по нашимощущениям, никаких договоренностей между сетями пока не достигнуто.
Еслибы не общее ухудшение рыночной конъюнктуры, сейчас был бы очень хороший моментдля покупки облигаций ДИКСИ, в качестве наилучшей альтернативы в сегментеоблигаций продуктовой розницы. В ближайшие недели компания должна опубликоватьрезультаты за 1-е полугодие 2007 г., где будет зафиксирован факт снижениядолговой нагрузки. Кроме того, как нам стало известно, в начале осени компанияпланирует завершить работу по получению кредитного рейтинга. Мы рекомендуеминвесторам покупать облигации ДИКСИ-Финанс-1 при первых признаках улучшенияконъюнктуры или просто заместить этим выпуском другие облигации продуктовойрозницы в торговых портфелях, т.к. ожидаем, что он будет демонстрироватьдинамику «лучше рынка».
Напомним,что в 2006 г. ДИКСИ существенно увеличила объем долга с целью финансированиярасширения сети. По состоянию на 31 декабря 2006 г. консолидированный чистый долг ДИКСИ составил USD264 млн. На тот момент показатели«Долг/EBITDA» и «Долг/Собственный капитал» выглядели достаточно агрессивно – науровне 5.9х и 4.1х соответственно.
Однакопосле проведенного в мае IPO ситуация с долговой нагрузкой у ДИКСИ значительноулучшилась. За счет размещения допэмиссии акций компания привлекла в капиталболее USD130 млн., в результате чего сразу после IPO объем чистого долгаснизился до USD129 млн. По нашим оценкам, по итогам 1-го полугодия долг ДИКСИсоставил около USD140 млн.
Такимобразом, соотношение «Долг/Капитал» по результатам 1-го полугодия снизилось до0.7х, что указывает на высокий уровень финансовой устойчивости. На самом деле,столь консервативной структурой баланса среди продуктовых розничных сетей могутпохвастаться лишь Х5 и Седьмой
Мыпредполагаем, что операционная рентабельность ДИКСИ (EBITDA margin) в течениеянваря июня 2007 г. находилась на уровне 4.2-4.4%. Мы исходим из того, что в1-м полугодии розничные сети обычно показывают более слабые результаты посравнению со 2-м полугодием, а также предполагаем, что за счет эффектамасштаба, усилий ДИКСИ по развитию логистики и увеличению доли private labelпоказатели рентабельности у сети будут чуть выше, чем в 2006 г.
3.2Финансовый кризис и его последствия на развитие IPO в РФ и СНГ
Согласно отчету The PBNCompany по итогам первого полугодия 2008 года количество IPO в СНГ снизилось втри раза. Только шесть компаний решились прибегнуть к публичному размещению ипривлекли в общей сложности 1,675 млн долларов против 25,295 млн за аналогичныйпериод прошлого года. Фактически это самые низкие показатели за последниечетыре года. Резкий спад сменил собой пик IPO в 2007 году.
Причиной такого спадастал мировой кризис ликвидности. Из-за нехватки денег у инвесторов онипредлагают слишком низкие цены за акции. В результате компании справедливоопасаются, что IPO принесет им меньше денег, чем могло бы принести приотсутствии кризисной ситуации.
По данным исследования,проведенного консалтинговым агентством по стратегическим коммуникациям The PBNCompany, в III квартале 2008 года объем капитала, привлеченного компаниями изРоссии и стран СНГ в ходе первичных публичных размещений (IPO), достиг рекорднонизкого уровня за весь период времени начиная с 2004 года. Финансовыепоказатели III квартала фиксируют минимальный размер привлеченного капитала посравнению со всеми другими ежеквартальными данными за всю историю проведенияIPO компаниями из стран СНГ – с момента размещения акций компании «Вымпелком»,состоявшегося в 1996 году.
В III квартале 2008 годапервичное предложение своих акций провела только одна компания из СНГ –российский производитель минеральных удобрений «Акрон». В ходе сильносокращенного, технического варианта IPO эмитенту удалось привлечь всего 2,7 млндолларов. Эта цифра не идет ни в какое сравнение с капиталом объемом 1,1 млрддолларов, привлеченным во II квартале 2008 года, и с 566 млн долларов,полученными в I квартале. С точки зрения объема привлеченного капиталаразмещение «Акрона» стало самым маленьким IPO компании из СНГ за всю историюпервичных предложений из данного региона.[3]
Поскольку Россия и страныСНГ начали в полной мере ощущать последствия мирового финансового кризиса,компании откладывают свой выход на биржу в ожидании более благоприятнойконъюнктуры рынка. Мы знаем, что в настоящее время 43 компании официальноотложили свои размещения или отказались от проведения IPO в этом году. Принимаяво внимание тот факт, что восстановление рынка в этом году представляется всеменее вероятным, даже по самым оптимистичным прогнозам новые размещения будутвесьма немногочисленны.
Хотя около 120 компанийсчитают проведение своего IPO возможным в течение ближайших пяти лет, во многомэто зависит от способности мирового и внутреннего рынков восстановитьликвидность и вернуть доверие инвесторов.
/>/>/>/>Заключение
Таким образом,проанализировав всё вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Мывыяснили, что существует несколько способов привлечения инвестиций. Наиболеечасто используемыми в России являются банковские кредиты и облигационные займы.Однако они имеют некоторые недостатки и в сравнении с преимуществами IPO не являются наиболее эффективнымиметодами привлечения инвестиций, так как:
- банковские кредитыотносительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российскихпредприятий в крупных и долгосрочных инвестициях;
— корпоративные облигациитакже влекут риски и нежелательные последствия долгового характера и не решаютряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе.
Таким образом, мы сделаливывод, что привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещенияакций для динамично развивающихся предприятий является наиболее выгоднымспособом привлечения денежных средств, так как предоставляет следующие преимущества:
1. привлечение долгосрочного капиталабез необходимости последующего возвращения;
2. увеличение капитализации (рыночнойстоимости);
3. возможность привлечение в будущемкапитала на более выгодных условиях;
4. упрощение процесса диверсификации,путём слияний и приобретений;
5. повышение престижа и имиджа компании;
6. повышение мотивации персонала.
Послерассмотрения второй главы, мы можем заявить, что процесс подготовки,организации и проведения IPOочень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат.Предприятие, планирующее провести IPO, должна организовать и успешно пройти множество этапов. В целом, процесспо привлечению капитала с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций,обычно занимает 3-4 года.
Также мы выяснили, что болеевыгодно проводить IPO за рубежом,так как в этом случае компания имеет ряд преимуществ:
1. получениеповышенной рыночной оценки компании;
2. доступ к болеекапиталоёмкому фондовому рынку;
3. обеспечение болеевысокой ликвидности акций;
4. большевероятности сохранения контроля за предприятием;
5. повышение общегостатуса, кредитного рейтинга и имиджа предприятия.
Однако проведение IPO за рубежом является более сложным идорогостоящим процессом. Предприятия, планирующие выйти на зарубежный фондовыйрынок должны удовлетворять повышенным требованиям в отношении предоставляемойинформации.
Скаждым годом увеличивается число российских компаний, желающих провести IPO. Однако на сегодняшний момент существуетряд факторов, которые тормозят развитие этого инструмента привлеченияинвестиций:
1. слабая развитостькорпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг;
2. слабая развитостьроссийского фондового рынка в целом, а также незавершенное формирование егоинфраструктуры;
3. неразвитостьроссийских институциональных инвесторов и других участников фондового рынка.
Таким образом,проанализировав всё вышесказанное, мы рекомендуем следующие мероприятия:
1. совершенствоватьзаконодательство в области ценных бумаг, исключением противоречий ирассмотрением наиболее актуальных и необходимых инициатив СРО с последующим ихпринятием;
2. создатьэффективную инфраструктуру российского фондового рынка;
3. способствоватьразвитию институциональных инвесторов, путем рационального государственноговмешательства.
Списокиспользованной литературы
Законы, постановления
1. Федеральный законот 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2. Федеральный Законот 26.12.1995 г. № 2084ФЗ «Об акционерных обществах».
3. Постановлениефедеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
4. Постановлениефедеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценныхбумаг».
5. «Кодекскорпоративного поведения» (с последними изменениями от 5 апреля 2002 года).
Журналы,пособия, тезизы:
1. Пособие дляэмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации./ Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках.– М.– 2000. – 80 с.
2. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски //Профиль. 2005. — №5
3. Энгау В.Проведение IPO на российском фондовом рынке – за ипротив //Экономическое развитие: теория и практика: Материалы Международнойнаучной конференции. 5-7 апреля 2007 года. Секции 1,2,4. СПб, 2007
4. Энгау В.Российские страховые компании на фондовом рынке //Финансовый рынок икредитно-банковская система России: Сборник научных трудов. Выпуск 8. СПб, 2007
5. Энгау В.Российское IPO в глобальном мире //ИзвестияСанкт-Петербургского университета экономики и финансов. — № 4.- 2007
6. Энгау В.Российское IPO вусловиях глобализации // Национальнаяэкономика в условиях глобализации: роль институтов: Сборник научных трудов/Под. Ред. А.Я. Линькова. – СПб: Изд-во СПбРГПУ им.А.И.Герцена, 2007
7. Энгау В. Рынок IPO в 2006 году //Финансы, кредит имеждународные экономические отношения в XXI веке: Материалы 2-й международной научнойконференции. 29-30 марта 2007 года. Т. 2. СПб, 2007. – 0,1 п.л.
8. Энгау В.Эффективность российского фондового рынка //Проблемы и пути развитияпредпринимательской деятельности в современных условиях: 3-я межвузовскаяконференция студентов и аспирантов 5-6 апреля 2007 года /Под ред. В.П. Попкова.– СПб: Изд-во СПбГИЭУ, 2008.
Учебники:
1. IPO как путь куспеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002.– 285 с.
2. Баканов М. И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа./ М. И. Баканов, – М.: Финансы истатистика, 2005
3. Гулькин П.Г.Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики.– СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.
4. Гулькин П.Г.Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр«Альпари СПб», 2002. – 238 с.
5. Теория переходнойэкономики: Учеб. Пособ./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Логос, 2005
Интернет:
1. www.cbonds.ru
2. www.cfin.ru
3. www.fcsm.ru
4. www.ipocongress.ru
5. www.offerings.ru
6. www.allbusiness.com
7. www.investopedia.com
8. www.ey.com
9. www.k2kapital.com
Приложение
В таблице представлены данные компаний-эмитентов, разместившихсяс 1996 по 2007 гг.Компания Объем привлеченного капитала, млн.$ Доля размещенных акций в уставном капитале % Цена размещения,$ (акция=1GDR) Биржа Отрасль
1996 год
Вымпелком 110,8 17,6 20,5 NYSE телекоммуникации
1999 год
Голден Телеком 144,2 35 12 NASDAQ телекоммуникации
2000 год
МТС 353 15,4 21,5 NYSE телекоммуникации
2002 год
Highland Gold Mining (Россия-Нормандские острова) 31,8 10 AIM металлургия
ВБД 207 27,7 19,5 NYSE пищевая
РБК 13,28 16 0,83 РТС, ММВБ информационные технологии
Celtic Resources Holding (Россия-Ирландия) 12 17 AIM металлургия High-River Gold (Россия-Канада) металлургия Peter Hambro Mining (Россия-Великобритания) 16 30 AIM добывающая 2003 год Аптечная сеть 36,6 14,4 20 9 ММВБ, РТС торговля Trans Siberian Gold (Россия-Великобритания) 28 35 AIM металлургия Ариком 7 29 AIM добывающая Sibir Energy (Россия-Великобритания) 40 AIM нефтегазовая 2004 год Иркут 127 23,3 0,62 РТС, ММВБ авиационная Концерн Калина 26 33 19 РТС, ММВБ химическая Мечел 335 11,5 21 NYSE металлургия Открытие инвестиции 68,8 38,5 49,75 РТС недвижимость Седьмой континент 80,7 13 9,59 РТС, ММВБ торговля Efes Breweries International (Россия-Голландия) 178 30 LSE пищевая Victoria Oil and Gas (Россия-Великобритания) 18 83 AIM добывающая 2005 год Eastern Property Holdings (Россия-Великобритания) 55 45 77 Швейцраская фондовая биржа инвестиционная компания Evraz Group 422 8,3 14,5 LSE металлургия IMS Group (Россия-Ирландия) 26,3 26,4 3,29 AIM автомобильная Rambler Media 40 26 10,25 AIM медиа-холдинг Raven Russia (Россия-Великобритания) 266 70 2,01 AIM инвестиционная компания Ziracs Plc (Россия-Великобритания) 13,7 30 AIM химическая Амтел-Фредештайн 201 27,1 11 LSE автомобильная АФК Система 1560 19 17 LSE многопрофильный холдинг Лебедянский ОКЗ 151 19,9 37,23 РТС пищевая НЛМК 609 7 14,5 LSE металлургия Новатэк 966 19 16,75 LSE газовая Пава 8 10 0,9 РТС, ММВБ пищевая Пятерочка 639 32 13 LSE торговля Северсталь-авто 135 30 15,1 РТС, ММВБ автомобильная Urals Energy (Россия-Кипр) 131,7 35 4,2 AIM нефтехимическая 2006 год Роснефть 10800 15 7,9 LSE нефтегазовая СТС-медиа 346 16,4 14,5 NASDAQ телевидение Верофарм 139,7 49,9 28 РТС химическая Группа Разгуляй 144 23 4,8 РТС, ММВБ сельское хозяйство Группа Черкизово 251,3 28 2731 LSE пищевая Распадская 316,7 18 РТС, ММВБ добывающая Комстар-ОТС 1060 35 7,26 LSE, МФБ телекоммуникации Магнит 368,4 19 27 РТС, ММВБ торговля Trader Media East(Россия-Голландия) 565,2 79 13 AIM реклама G5 Entertaiment (Россия-Швеция) 1 30 1 Nordic Growth Market информационные технологии Amur Mineral(Россия-Великобритания) 7,118 14 AIM металлургия Baltic Oil Terminal (Россия-Великобритания) 41,1 52 AIM нефтегазовая C.A.T. oil (Россия-Австрия) 370,8 35 16,9 Deutsche Borse нефтегазовая Aurora Russia Limited (Россия-Великобритания) 130, 9 100 1,75 AIM инвестиции Kontakt East Holding (Россия-Швеция) 16 50 First North инвестиции Mirland Development (Россия-Кипр) 282 30 9,36 AIM инвестиции Northern European Properties (Россия-Швеция) 448, 9 н/д 1,34 AIM инвестиции RGI International 192 31, 5 6 AIM девелопер Timan Oil & Gas (Россия-Великобритания) 26, 3 24 0,76 (фунтов) AIM добывающая Банк «Возрождение» 54 10 59 РТС, ММВБ банки «ОГК- 5» 459 14, 4 0,09 РТС, ММВБ электроэнергетика Система Галс 432 16, 75 10,7 РТС, ММВБ, LSE девелопер ТМК 1, 081 23 5,4 РТС, LSE металлургия ЦМТ 105, 3 18 0,54 РТС ЧЦЗ 281, 4 33 167,5 РТС, LSE металлургия Северсталь 1, 063 9, 1 12,5 LSE металлургия Белон 57 13 38 РТС металлургия 2007 год AFI Development 1400 19,1 14 LSE строительство Strabag (Россия-Австрия) 1788 25 63 Vienna Stock Exchange строительство Альянс Банк 704 17,4 14 LSE финансовый сектор ВТБ 8000 22,5 0,00528 ММВБ, РТС, LSE финансовый сектор Дикси Групп 360 41,67 14,4 ММВБ, РТС, LSE ритейл ММК 1000 9,8 0.96 LSE металлургия ОГК-2 995,9 32,2 0.16 ММВБ, РТС, LSE электроэнергетика ОГК-3 (частное размещение) 3100 37,9 0,17 ММВБ, РТС электроэнергетика ОГК-4 146523 (руб) 69 3,35 (руб.) ММВБ, РТС электроэнергетика Ситроникс 352,6 17,5 0,24 РТС, ММВБ LSE информационные технологии Полиметалл 604,5 24,8 7,75 РТС, ММВБ, LSE металлургия Интегра 668 28 16,75 LSE нефтегазовая ММК 1000 8,9 12,5 LSE металлургия Volga Gas 125 40,3 6 AIM нефтегазовая Нутриинвестхолдинг 200 27,4 53 РТС, ММВБ пищевая Мосэнерго (ТГК-3) (частное размещение) 2000 28,93 5,28 руб ММВБ электроэнергетика Открытые инвестиции (SPO) 14760 (руб) 15 7238.95 (руб) РТС, LSE финансовый сектор ПИК 1850 15 25 РТС, LSE строительство Росинтер 100 32 РТС ресторан РТМ 80 25,8 11,5 РТС, LSE строительство Сбербанк 230240 (руб) 89 000 (руб) ММВБ, РТС финансовый сектор ТГК-1 71100 (руб) 62 0,035 (руб) ММВБ, РТС электроэнергетика ТГК-5 (частное размещение 453 26,8 0,00137 ММВБ, РТС электроэнергетика ТММ Real Estate 105 13,11 15,45 Франкфуртская биржа строительство Уралкалий 1069 14,4 3.5 РТС, LSE химическая Фармстандарт 880 40 58,20 ММВБ, РТС, LSE химическая Аптечная сеть 36,6 (SPO) 1150 (руб) 15,8 1899(руб) РТС, ММВБ торговля Банк «Санкт-Петербург» 270 18 5.4 РТС, ММВБ, внебиржевой рынок финансовый сектор Группа ЛСР 772 12,5 72,5 LSE, ММВБ строительство М-Видео 365 20 6.95 РТС, ММВБ торговля НМТП 980 20 0,2560 LSE, РТС, ММВБ транспорт Группа Разгуляй (SPO) 600 13,2 5 ММВБ, РТС аграрная промышленность Синергия 190 23,45 70 ММВБ, РТС алкоголь ТГК-13 6 854.75 руб 18.25 310 руб РТС, ММВБ электроэнергетика ТГК-8 (частное размещение) 1700 62.86 0.035 руб ММВБ, РТС электроэнергетика