Тема 5. Принудительные меры воздействия,применяемые Банком России к кредитным организациям за нарушениезаконодательства и нормативных требований Банка России
План контрольной работы
Введение
1. Нормативно-правовая база принудительного антикризисного управленияв кредитных организациях.
2. Перечень и характеристика мер принудительногоантикризисного управления.
3. Характеристика процедуры введения внешнего управленияв кредитной организации.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблемаантикризисного управления является сравнительно новой для российских банков. Впервыеотечественные банки столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском рынке вавгусте 1995 года. В результате многие из них лишились лицензий. Наибольшийимпульс к изучению данной проблемы был дан кризисом августа 1998 года.Законодательным собранием и Банком России была разработана и принятанормативная база по банкротству, реструктуризации и финансовому оздоровлению,создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Антикризисноеуправление кредитными организациями представляет собой самостоятельную областьзнаний, фиксируемую специальными нормативными актами, а также наличиемсобственного специфического предмета исследования.
Предметомизученияантикризисного управления кредитными организациями являются формы, методыантикризисных процедур, применяемых в отношении кредитных организаций-должниковдля целей их финансового оздоровления или ликвидации.
1. Нормативно-правоваябаза принудительного антикризисного управления в кредитных организациях
Российский законодательподробно регламентирует принудительные меры (санкции) по отношению к кредитныморганизациям, что объяснимо необходимостью установления оснований и пределовприменения санкций к кредитным организациям. Детальным образом меры и порядоких применения регламентированы в нормативных актах Банка России. В частностинеобходимо выделить следующие акты:
— Инструкция N 59 «Оприменении к кредитным организациям мер воздействия» (с изменениями от 14ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 8 октября 1999г., 5 апреля 2000 г., 29 мая, 31 августа 2001 г., 11 января 2002 г., 16 января,19 марта, 23 июля 2004 г.);
— Инструкция о порядкеосуществления надзора за банками, имеющими филиалы от 11 сентября 1997 г. N 65(утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394) (с изменениями от 19декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.);
— Методическиерекомендации по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «Оприменении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитнымиорганизациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма(утв. Письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-T).
Надзорные органы БанкаРоссии применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:
— предупредительные;
— принудительные.
Конкретный составприменяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одноготипа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействияразных типов.
Выбор мер воздействия,производится надзорными органами самостоятельно с учетом:
— характера допущенныхкредитной организацией нарушений;
— причин, обусловившихвозникновение выявленных нарушений;
— общего финансовогосостояния кредитной организации;
— положения кредитнойорганизации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.
2. Перечень ихарактеристика мер принудительного антикризисного управления
Принудительные мерывоздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когдаэто вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применениеодних только предупредительных мер воздействия не приносит или не можетобеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Как следует из содержанияст.74 Закона «О ЦБ РФ» основаниями для применения принудительных мер являются:
— «нарушения кредитнойорганизацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативныхактов и предписаний Банка России, непредставления информации, представлениянеполной или недостоверной информации» (ч.1 ст.74 Закона);
— «неисполнения вустановленный Банком России срок предписаний Банка России об устранениинарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае,если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операцииили сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков)» (ч.2ст.74 Закона).
Законом предусмотреныследующие принудительные меры воздействия:
— штрафы;
— требование обосуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовомуоздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполненииплана мер по финансовому оздоровлению;
— требование о приведениив соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставногокапитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— требование ореорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлениии выполнении плана мероприятий по реорганизации;
— ограничение проведениякредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
— запрет на осуществлениекредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,на срок до одного года;
— запрет на открытиефилиалов на срок до одного года;
— запрет на осуществлениереорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнутоснования для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации,предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций»;
— требование о заменеруководителей кредитной организации;
— назначение Временнойадминистрации по управлению кредитной организацией;
— отзыв лицензии наосуществление банковских операций.
Рассмотрим подробнымобразом каждую из мер принудительного воздействия.
Штрафы.
Штраф — денежноевзыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленнымифедеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями для егоприменения (п.1.17.1 Инструкции №59).
Штраф может быть примененза каждый случай нарушения (неисполнения) требований федеральных законов инормативных актов Банка России.
В ч.1 ст.74 Законазакреплено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов,издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России,непредставления информации, представления неполной или недостоверной информацииБанк России имеет право требовать от кредитной организации устранениявыявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимальногоразмера уставного капитала.
Практика примененияданной статьи внесла определенные коррективы в порядок ее применения. Согласнопостановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября2003 г. N КА-А40/8495-03 применение мер административной ответственности занарушение банковского законодательства должно производиться в порядке и наосновании КоАП РФ, и не может превышать установленный ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФразмер — предупреждение или штраф в размере от 100 до 300 минимальных размеровоплаты труда. Таким образом, при определении размера штрафа должны учитыватьсяне только нормы ФЗ «О ЦБ РФ», но и положения административного законодательства.
В соответствии с п.1.17.3Инструкции №59 Банк России (его территориальное учреждение) установленследующий порядок взыскания штрафа направляет кредитной организации предписаниеоб уплате штрафа, в котором указываются сумма, срок перечисления штрафа, атакже основания для его взыскания.
Согласно ст.ст.38 и 74 ФЗ«О ЦБ РФ» Банк России вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафа скредитной организации.
Ограничение проведениякредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев.
Согласно п.1.19Инструкции №59 надзорный орган может ограничить на срок до шести месяцеввыполнение кредитной организацией отдельных банковских операций и других сделокв рублях и иностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, в случаенарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативныхактов и предписаний Банка России, непредставления информации, представлениянеполной или недостоверной информации.
Ограничение вводится наосуществление кредитной организацией одной или нескольких банковских операций.Ограничение на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операцийпредполагает установление надзорным органом количественных ограничений напроведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующихсчетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков). Мера воздействияв виде ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных банковскихопераций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляетсяпредписанием.
В случае принятия решенияо направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организациилицензии территориальное учреждение Банка России в день принятия такого решениядолжно ввести ограничение на выполнение данной кредитной организацией следующихбанковских операций:
— привлечение денежныхсредств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и наопределенный срок), а также путем продажи им собственных ценных бумаг всехвидов, привлечение новых межбанковских кредитов, открытие депозитных счетовклиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитной организации;
— открытие расчетных итекущих счетов клиентам, не являющимся учредителями (участниками) кредитнойорганизации, счетов банкам-корреспондентам и иным кредитным организациям,открытие своих корреспондентских счетов в других банках и иных кредитныхорганизациях;
— выдача банковскихгарантий;
— проведение операций сфизическими лицами по купле и продаже иностранной валюты;
— открытие обезличенныхметаллических счетов по привлечению драгоценных металлов во вклады (довостребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц, неявляющихся учредителями (участниками) кредитной организации;
— осуществление расчетовпо поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджетывсех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетныхфондов.
Запрет на осуществлениекредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданнойлицензией, на срок до одного года.
Запрет на выполнениекредитной организацией отдельных банковских операций и других сделок в рублях ииностранной валюте, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен насрок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срокпредписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемыекредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов(вкладчиков). Данный запрет означает требование полностью прекратитьосуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскимилицензиями (в частности, запрет на привлечение денежных средств физических июридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты,установленной предписанием, принимать новые вклады и т.д.). Мера воздействия ввиде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковскихопераций распространяется на все филиалы кредитной организации и оформляетсяпредписанием (п. 1.20 Инструкции №59).
Запрет на открытиефилиалов на срок до одного года.
Запрет на открытиефилиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельностикредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения, в целяхограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Надзорный органвправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года. Запрет наоткрытие филиалов оформляется предписанием (п. 1.21 Инструкции №59).
Требование о заменеруководителей кредитной организации.
Надзорный орган в случаяхсистематического (более трех раз за последние двенадцать месяцев) невыполнениякредитной организацией в установленный срок требований предписания обустранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового положения и созданиюреальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков), выявления при проверкахсерьезных нарушений в организации бухгалтерского учета кредитной организации,несоблюдения банковского законодательства при выполнении банковских операций, атакже операций на рынке ценных бумаг может предъявить требование о заменеруководителей кредитной организации (единоличного и коллегиальногоисполнительного органа кредитной организации). Требование о заменеруководителей кредитной организации оформляется в виде предписания (п. 1.22Инструкции №59).
Отзыв лицензии наосуществление банковских операций.
Решению об отзывелицензии, как правило, предшествует применение к кредитной организациипредупредительных или принудительных мер воздействия. Решение об отзывелицензии может быть принято без предварительного применения иных мервоздействия в случаях, когда дальнейшее проведение кредитной организациейбанковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов и кредиторов(вкладчиков), а применение иных мер в сложившейся ситуации признано БанкомРоссии нецелесообразным (п. 1.24 Инструкции №59).
Банк России можетотозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операцийв случаях:
1) установлениянедостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки началаосуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем наодин год со дня ее выдачи;
3) установления фактовсущественной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в томчисле однократного, банковских операций, не предусмотренных указаннойлицензией;
6) неисполненияфедеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативныхактов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации применялисьмеры, предусмотренные Законом о Центральном банке, а также неоднократногонарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст.6 и 7Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
7) неоднократного втечение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительныхдокументах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств сосчетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средствна счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайствавременной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указаннойадминистрации, установленного Законом о несостоятельности (банкротстве),имеются основания для ее назначения;
9) неоднократногонепредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк Россииобновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единыйгосударственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученныхлицензиях (ч. 1 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).
Банк России обязанотозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях, если:
1) достаточность капиталакредитной организации становится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующихмоменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана лицензия, БанкРоссии изменял методику расчета достаточности капитала кредитной организации,применяется методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитнойорганизации достигает максимального значения;
2) размер собственныхсредств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставногокапитала, установленного Банком России на дату государственной регистрациикредитной организации;
3) кредитная организацияне исполняет в срок, установленный Законом о несостоятельности (банкротстве),требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капиталаи размера собственных средств (капитала);
4) кредитная организацияне способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одногомесяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этомуказанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратногоразмера минимального размера оплаты труда, установленного «Законом о банках ибанковской деятельности» (ч. 2 ст. 20).
Кредитная организация неможет быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения,если со дня его совершения истекло пять лет.
3. Характеристикапроцедуры введения внешнего управления в кредитной организации
Временнаяадминистрация является специальным органом управления кредитной организацией,назначаемым Банком России. Решение о назначении временной администрациипринимается по ходатайству территориального учреждения Банка России и(или)Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитныхорганизаций Банка России.
Ходатайствоо назначении временной администрации должно содержать:
•сведения о кредитной организации;
•обоснование назначения временной администрации в соответствии с
требованиями,установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций»;
•сведения о финансовом состоянии кредитной организации;
•предложение о сроке действия временной администрации;
•предложение о составе временной администрации;
•предложение о полномочиях временной администрации и полномочиях исполнительныхорганов кредитной организации (об ограничении либо о приостановлении полномочийисполнительных органов кредитной организации);
•список банков-корреспондентов кредитной организации;
•другие данные.
Решениео назначении временной администрации оформляется приказом Банка России, которыйподписывает Председатель Банка России или его заместитель. Приказ Банка Россиио назначении временной администрации доводится до территориальных учрежденийБанка России и кредитных организаций в порядке, установленном нормативнымиактами Банка России, и публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» втечение 10 дней с момента его принятия.
Порядокназначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временнойадминистрации по управлению кредитной организацией устанавливается Федеральнымзаконом «О Центральном Банке РФ (Банке России)», Федеральным законом «О банкахи банковской деятельности», а также Положением ЦБ №279-П от 9 ноября 2005 года.Временная администрация назначается Банком России в кредитную организацию насрок до шести месяцев, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 18Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».В соответствии с данным пунктом после отзыва у кредитной организации лицензиина осуществление банковских операций временная администрация действует домомента назначения ликвидатора либо до момента назначения конкурсногоуправляющего.
Задачейвременной администрации являетсясохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах егокредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и созданиеработоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранениевыявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлениюбанка.
Структуравременной администрации: руководительвременной администрации, заместитель руководителя временной администрации (принеобходимости) и рядовые члены временной администрации. Количественный составвременной администрации определяется в зависимости от наличия у кредитнойорганизации филиальной сети, а также от характера и объема предстоящей работы.
Всоответствии со ст. 21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций» в случае ограничения полномочий исполнительных органовкредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
•проводит обследование кредитной организации;
•устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных ст. 20Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
•участвует в разработке кредитной организацией мероприятий по ее финансовомуоздоровлению и контролирует их реализацию;
•контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах,установленных настоящим Положением (статьей);
•иные функции в соответствии с федеральными законами.
Вслучае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации руководительвременной администрации:
•обеспечивает доведение до сведения учредителей (участников), кредиторов идолжников кредитной организации приказа Банка России о назначении временнойадминистрации;
•распределяет обязанности между членами временной администрации; подписываетраспоряжения временной администрации, обязательные для исполнения членамивременной администрации и служащими кредитной организации;
•обеспечивает осуществление функций временной администрации;
•устанавливает порядок перераспределения (в случае необходимости) средств междуфилиалами кредитной организации.
Всоответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций» органы управления кредитной организациивправе только с согласия временной администрации совершать сделки:
•связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду,залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, атакже с распоряжением таким имуществом иным образом;
•связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансоваястоимость которого составляет более 1% от балансовой стоимости активовкредитной организации, в том числе с выдачей кредитов и займов, учетом векселей,с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных ценныхбумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом ипрощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительногоуправления;
• сзаинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми всоответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Вслучае выявления признаков совершения преступления временная администрациянаправляет информацию в правоохранительные органы, территориальное учреждениеБанка России и Банк России.
Всоответствии со ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций» в случае приостановления полномочий исполнительныхорганов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:
•реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;
•проводит обследование кредитной организации;
•устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных ст. 20Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
•разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации,организует и контролирует их исполнение;
•принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитнойорганизации;
•устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований поденежным обязательствам;
•принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
•обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворениетребований кредиторов кредитной организации;
•иные функции в соответствии с федеральными законами.
Вслучае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организациируководитель временной администрации осуществляет полномочия, указанные внастоящем Положении, а также:
•осуществляет предусмотренные учредительными документами кредитной организацииполномочия руководителя кредитной организации;
•действует от имени кредитной организации без доверенности;
•выдает доверенности сотрудникам кредитной организации и иным лицам, в том числес правом передоверия;
•обеспечивает проведение ревизии банкнот, ценностей, находящихся в кассах,банкоматах и прочее;
•обеспечивает проведение инвентаризации основных средств и
материальныхактивов кредитной организации;
•распоряжается имуществом кредитной организации.
Приосуществлении указанных в настоящем Положении функций временная администрация:
•получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию идокументы, касающиеся деятельности кредитной организации;
•предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции,арбитражные суды и третейские суды;
•назначает представителей временной администрации в филиалы кредитнойорганизации, а также в органы управления ее дочерних организаций;
•согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) или решенияобщего собрания учредителей (участников) кредитной организации, за исключениемрешений о совершении сделок, предусмотренных настоящим Положении;
•вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы(освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработнойплаты;
•вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации впорядке, установленном федеральными законами;
•вправе обратиться от имени кредитной организации в суд с требованием опривлечении к ответственности членов Совета директоров (наблюдательного совета)кредитной организации, руководителя кредитной организации (директора;генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа,кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями(бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размерепричиненных убытков, если иные основания и размер ответственности неустановлены федеральными законами;
•обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд стребованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течениетрех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, еслиуказанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций».
Решения,принятие которых относится к компетенции совета директоров (наблюдательногосовета) или общего собрания учредителей (участников) кредитной организации,вступают в силу только с согласия временной администрации.
Временнаяадминистрация вправе только с согласия совет директоров (наблюдательногосовета) или общего собрания учредителей (участников) кредитной организации впределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительнымидокументами кредитной организации, совершать сделки, связанные:
• спередачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, свнесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также сраспоряжением таким имуществом иным образом;
• сраспоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимостькоторого составляет более 5% от балансовой стоимости активов кредитнойорганизации, в том числе с выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий ипоручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией,отступным, а также с учреждением доверительного управления.
Руководителькредитной организации не позднее дня, следующего за днем назначения временнойадминистрации, обязан передать ей печати (штампы) кредитной организации, а всроки, согласованные с временной администрацией, передать бухгалтерскую и инуюдокументацию согласно перечню документации кредитной организации, подлежащейприему-передаче при назначении временной администрации и прекращении еедеятельности, материальные и иные ценности кредитной организации.
Временнаяадминистрация не может самостоятельно распоряжаться определенным имуществомкредитной организации. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществомкредитной организации, а также иным имуществом, балансовая стоимость которогосоставляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации,временная администрация вправе осуществлять только с согласия Совета директоров(наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ееучастников (пункт 3 статьи 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций»).
В соответствиис п. 2 ст. 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций» Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитнуюорганизацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организациилицензии.
Временнаяадминистрация осуществляет полномочия исполнительных органов кредитнойорганизации и руководствуется в своей деятельности законодательством РФ.
Прием-передачадокументации кредитной организации, ревизия банкнот, монет и иных ценностей,инвентаризация основных средств и материальных активов кредитной организацииосуществляются в соответствии c законодательством.
Впериод после отзыва у кредитной организаций лицензии и до момента назначенияликвидатора либо до момента назначения конкурсного управляющего временнаяадминистрация вправе совершать операции по взысканию и получению в безналичнойи наличной денежной форме дебиторской задолженности, неустоек, пеней и штрафов,возврату авансовых платежей кредитной организации, получению средств отпогашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитнойорганизации на праве собственности, осуществлению платежей кредитнойорганизации по исполнительным документам и др.
Переоценкасредств кредитной организации в иностранной валюте и драгоценных металлахосуществляется при их списании (реализации), которое осуществляется в ходеликвидации кредитной организации.
Обязательствакредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитнойорганизации в валюте РФ по официальному курсу иностранных валют к российскомурублю, установленному Банком России, действовавшему на момент отзыва укредитной организации лицензии.
Домомента назначения конкурсного управляющего (ликвидатора) запрещаетсязаключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкамкредитной организации, включая погашение кредиторской задолженности в любойформе и иное отчуждение имущества, за исключением сделок, связанных спродолжением функционирования кредитной организации, например, оплата трудалиц, работающих по трудовому договору или по контракту, осуществление текущихплатежей за коммунальные и эксплуатационные услуги.
Указанныерасходы осуществляются с корреспондентского счета кредитной организации. Вслучае отсутствия денежных средств на счете в подразделении расчетной сетиБанка России по распоряжению руководителя временной администрацииосуществляется продажа иностранной валюты, находящейся на валютных счетахкредитной организации, с последующим перечислением вырученных от продажисредств на корреспондентский счет кредитной организации в подразделениирасчетной сети Банка России.
Вслучае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о еепринудительной ликвидации временная администрация в сроки, установленныеприказом Банка России о прекращении деятельности временной администрации,обязана передать конкурсному управляющему (ликвидатору) печати и штампы,материальные и иные ценности, бухгалтерскую и иную документацию кредитнойорганизации, необходимые конкурсному управляющему (ликвидатору) для выполненияего функций.
Непозднее 15 дней со дня издания приказа Банка России об отзыве лицензиивременная администрация обязана возвратить в территориальное учреждение БанкаРоссии подлинный экземпляр лицензии.
Деятельностьвременной администрации прекращается по истечении срока, на который онаназначена. В иных случаях решение о прекращении деятельности временнойадминистрации принимается Правлением Банка России с учетом обоснования,представленного департаментом банковского надзора и руководителем временнойадминистрации.
Деятельностьвременной администрации может быть прекращена досрочно:
• вслучае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
•после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организациибанкротом и об открытии конкурсного производства или вступления в силу решенияарбитражного суда о назначении ликвидатора;
• подругим причинам.
Решениео прекращении деятельности временной администрации оформляется приказом БанкаРоссии, который подписывает Председатель Банка России или его заместитель.Приказ Банка России о прекращении деятельности временной администрациидоводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций впорядке, установленном нормативными актами Банка России, и публикуется БанкомРоссии в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.
Припрекращении деятельности временной администрации и восстановлении полномочийисполнительного органа кредитной организации, руководитель временнойадминистрации передает в Департамент по организации банковского санированияБанка России по акту приема-передачи дела, заведенные в период работы временнойадминистрации.
Заключение
Эффективное управление в проблемных кредитныхучреждениях на сегодняшний день особенно актуально. Нарастающий кризисроссийской банковской системы порождает все новые и новые кредитные институты,нуждающиеся в антикризисном менеджменте. Финансовые потери не являютсянеизбежными. При правильной макроэкономической политике с созданием эффективнойсистемы оценки деятельности кредитных институтов, совершенствованиидеятельности служб банковского надзора как при лицензировании банков, так и приежемесячном отслеживании результатов их деятельности, а также припрофессиональном проведении инспекционных проверок вероятность появленияфинансовых проблем можно существенно снизить.
Отправным моментомантикризисного управления в кредитной организации является получениенеудовлетворительных данных анализа деятельности. Чем раньше выявленынедостатки в деятельности и определены основные направления работы, тем большешансов восстановить утраченные возможности кредитной организации.
Раннее выявление ификсация проблем в большинстве случаев возможны только посредством анализафинансового состояния. К сожалению, современные методики не лишены недоработок,и либо углубленный анализ деятельности кредитной организации позволяет сделатьвывод о наступившем кризисе, либо непосредственное проявление все нарастающихкризисных тенденций фиксирует факт проблемности кредитной организации.
Серьезное влияние надеятельность кредитных организаций оказывает внешняя среда, вызваннаяпроведением макроэкономической политики. Несмотря на то, что высокие темпыинфляции могут принести относительную временную выгоду коммерческим банкам, вэкономике в целом они порождают неопределенность и значительные потеринационального богатства, которые со временем обязательно отразятся на состояниикоммерческих банков. Ни одна финансовая система не может оставаться прибыльнойв долгосрочной перспективе при наличии значительных проблем у производственногосектора.
Состояние отечественныхбанков с отозванной лицензией позволяет сделать вывод о том, что в целом ихбалансы отражают те же негативные моменты, которые имеются и у проблемныхбанков других. Поэтому для преодоления основных перечисленных недостатковнеобходимо ужесточение мер надзорного характера, направленных на увеличениесобственного капитала банков, соблюдение банками нормативов ликвидности,предотвращение концентрации значительных вложений банков в одной сфере. Крометого, необходимо пересмотреть порядок начисления резервов по ссудам, возможнопроцентное установление отчислений от фактических объемов всех выданныхкредитов с тем, чтобы устранить предвзятое мнение банка по качеству егоактивов.
Список использованныхисточников
1. Назарова Е.В. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИОРГАНИЗАЦИЯМИ:Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ. – 2007. – 237 с.;
2. Тавасиев А.М.Антикризисное управление кредитными организациями: Учебное пособие длястудентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и«Антикризисное управление». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;
3. Федеральный закон№86-ФЗ от 10.07.2002 года «О Центральном банке РФ».
4. Федеральный закон№17-ФЗ от 03.02.1996 года «О банках и банковской деятельности».
5. Федеральный законот 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 20 августа 2004).
6. Письмо ЦБ РФ «Окритериях определения финансовой устойчивости кредитных организаций №766-У от31.03.2000 года.
7. Письмо ЦБ РФ«Рекомендации по анализу ликвидности кредитных организаций» №139-Т от27.07.2000 года.