Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «УральскийГосударственный Экономический Университет»
Центрдистанционного образования
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Деньги. Кредит.Банки»
натему (вариант):
«Притоки отток капитала в национальной экономике России: причины, основныенаправления, современные тенденции»
Исполнитель:Анисимкова
МаринаВикторовна
Екатеринбург2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятиео международных инвестициях. Преимущества притока иностранных инвестиций
2. Экспорткапитала. Его причины и механизмы
2.1Понятие оттока капитала. Его причины
2.2Механизмы вывоза капитала
3. Проблемысвободного движения капитала в России
4. Притоки отток капитала в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Международноедвижение капитала, общая сумма в мире которого в 2008 г. превысила 4трлн.долларов США, приобретает все большее значение в стратегии развитияэкономики многих стран, прежде всего, как важный фактор его ускорения за счетповышения эффективности использования материальных, людских и интеллектуальныхресурсов, а также прогрессивных структурных преобразований.
Вместес тем, международное движение капитала – явление далеко не однозначное по своимпоследствиям, особенно в современных условиях, и заключает в себепротиворечивые процессы. В частности, капитал пересекает границы государствглавным образом по каналам транснациональных корпораций (ТНК) итранснациональных банков (ТНБ), преследующих свои корпоративные стратегическиецели – усиление конкурентных позиций в мировом хозяйстве, что порой несовпадает с национальными интересами, в первую очередь принимающих стран. Крометого, в экспорте капитала за последние десятилетия значительная частьприходится на краткосрочные спекулятивные операции, а они порождают быстроехаотичное трансграничное перемещение крупных денежных средств, подрывающеестабильность мировой финансовой системы. Наконец, на мировых рынках капиталаувеличиваются масштабы операций по «отмыванию грязных» денег, полученныхнезаконными путями и имеющих обычно криминальное происхождение. Таким образом,трансграничное движение капитала, состоящее из качественно различающихсяпотоков, в настоящее время требует многопланового международного регулированияс привлечением широкого круга экономических организаций – правительственных,неправительственных и неформальных. Их совместная деятельность позволяетустанавливать общие справедливые принципы и правила взаимоотношений стран,импортирующих и экспортирующих капитал, стандарты и кодексы добросовестногоповедения инвесторов и финансовых посредников, обоснованные ограничения исанкции для нарушителей всех этих норм. Закономерно растет число организаций,вовлеченных в регулирование международного движения капитала, увеличиваетсясостав их членов, расширяется сфера деятельности в приоритетных направлениях.
Заинтересованностьстран в использовании иностранных инвестиций ведет к либерализациигосударственной политики в отношении таких инвестиций, к упорядочению ихпривлечения и использования. Современная Россия, стремясь привлечь иностранныеинвестиции в экономику, заинтересована в активном международном сотрудничествепо совершенствованию регулирования трансграничного движения капитала дляповышения эффективности и ускорения развития хозяйства, увеличения экспортавысокотехнологичной продукции и услуг.
Цельданной контрольной работы – изучить природу движения капитала на уровне нашейстраны. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучитьи обобщить научную литературу по данному вопросу
2) Раскрытьпонятиео международных инвестициях, обозначив основные преимущества их притока вэкономику страны
3) Датьхарактеристику экспорта капитала из страны.
4) Исследоватьпроблемы свободного движения капитала в России
5) Рассмотретьприроду притока и оттока капитала нашей страны в условиях мирового финансовогокризиса
1. />/>/>/>/>ПОНЯТИЕ О МЕЖДУНАРОДНЫХИНВЕСТИЦИЯХ. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИТОКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Движениекапитала в различных формах, наряду с доминирующей в системе мирохозяйственныхсвязей торговлей товарами и услугами, в последние десятилетия приобретает всебольшее значение. Наиболее распространенной формой этого процесса являютсямеждународные инвестиции. По своим характеру и формам иностранные инвестициимогут быть различными.
Такпо источникам происхождения их подразделяют на государственные и частные.
Государственныеинвестиции в международной практике называют часто официальными. Онипредставляют собой средства из госбюджета, которые направляются за рубеж илипринимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либомежправительственных организаций.
Поформам – это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международноеперемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда жеотносятся кредиты и иные средства международных организаций (например, кредитыМВФ). В любом случае, это деньги налогоплательщиков, хотя и идущие дополучателя разными путями.
Частныеинвестиции – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубежили принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими).Сюда относятся торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связанынапрямую с госбюджетом, но правительство может в пределах своих полномочий ихконтролировать и регулировать.
Посрокам размещения иностранные инвестиции делятся на краткосрочные,среднесрочные и долгосрочные. К последним относятся вложения более чем на 15лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как кдолгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в формепрямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудныйкапитал (государственные и частные кредиты).
Похарактеру использования иностранные инвестиции бывают ссудными ипредпринимательскими. Первые означают предоставление средств взаймы дляполучения прибыли в форме процента. В этой сфере активно выступают капиталы изгосударственных и частных источников.
Предпринимательскиеинвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны сполучением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.
Поцелям предпринимательские инвестиции делятся на прямые и портфельные.
Прямыеинвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интересаи обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав вуправлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частнымпредпринимательским капиталом. Прямые инвестиции оказывают существенноевоздействие как на всю мировую экономику, так и на ее сердцевину –международный бизнес.
Портфельныеинвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишьдолгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередностиполучения такого дохода.
МВФвыделяет еще одну группу – «прочие инвестиции», в которые в основном входятмеждународные займы и банковские депозиты.
Впоследние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к ростуссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одногосударство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтисьбез внешних заемных финансовых ресурсов.
Всовременном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как погосударственной, так и по частной линии, на двусторонней и многостороннейоснове, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могутбыть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществлениеконкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты,облигационные займы и др.
Большаячасть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации(ВБ, МВФ. MAP, МФК, ЕБРР, АзБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковскиеконсорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежнымистранами и др.
Понимая,что неразвитость инфраструктуры тормозит национально-экономическое развитие,правительства многих стран пошли на приватизацию и ослабление контроля состороны государственных монополий с тем, чтобы привлечь больше иностранныхинвестиций и технологий и тем самым добиться повышения эффективностифункционирования соответствующих отраслей.
Такимобразом, международное инвестирование, осуществляемое по различным каналам,является на современном этапе наиболее динамично развивающейся формоймирохозяйственных связей. Процессы интернационализации обусловили в последниедесятилетия заметное возрастание роли такого канала, как прямое зарубежноеинвестирование главных его субъектов – международных корпораций.
Иностранныеинвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированнойинтернациональной производственной системы – производственного ядраглобализируемой мировой экономики.
Существуетпринципиальная точка зрения, что иностранные инвестиции выгодны не толькоинвестору, но и экономике капиталопринимающей страны (страны-донора).
Использованиеиностранных капиталовложений позволяет:
ü оживитьэкономику;
ü получитьдоступ к передовым технологиям и методам управления;
ü противодействоватьувеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения;
ü стимулироватьразвитие собственных производительных сил общества;
ü способствоватьэффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировуюэкономическую систему вследствие производственной и научно-техническойкооперации.
Ккосвенным преимуществам иностранных инвестиций относятся:
ü привлечениеновых технологий, оборудования и «ноу-хау»;
ü возможностьподготовить кадры специалистов, управленцев и предпринимателей, владеющихсовременными технологиями управления и организации производства;
ü активизацияэкспортного потенциала страны-донора;
ü развитиересурсов регионов.
2. ЭКСПОРТ КАПИТАЛА. ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
2.1 Понятие оттока капитала. Его причины
Экспорткапитала – это перемещение за границу стоимости в денежной или товарной форме вцелях систематического получения прибылей или достижения других экономических,а также политических выгод.
Инымисловами, суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых илиматериальных ресурсов из процесса национального экономического оборота в однойстране и включение их в производственный процесс в других странах.Необходимость экспорта капитала вызывается образованием в промышленно развитыхстранах «избытка» капитала, что обусловлено его перенакоплением, т. е. когдападение нормы прибыли в национальной экономике не компенсируется повышением еемассы.
Похарактеру и формам международные капиталовложения могут быть разными. Поисточникам происхождения – это государственный и частный капитал,характеристика которых была рассмотрена выше.
Главнаяформа вывоза капитала из России – вывоз в ссудной форме (в виде кредитов,вложений на счета в зарубежных кредитных организациях). Россияне также активнопокупают иностранные ценные бумаги и недвижимость за рубежом. Сейчас зарубежом, преимущественно в западных странах, действует несколько десятков тысячкомпаний с российским капиталом. Часть из них была создана еще в советскоевремя, но большинство возникли в последние годы. Основные сферы действия этихкомпаний — торговля, транспорт, финансовый рынок. Появляются новые отечественныеТНК (главным образом в топливно-энергетическом комплексе), осуществляющиезарубежные инвестиции по классическим мотивам. Открывают за границей своифилиалы и российские банки.
Термин«бегство капитала» отличается от понятия «вывоз капитала». Считается, чтобегство капитала осуществляется как в легальных, так и в нелегальных формах. Вроссийской практике обычно именно незарегистрированное приобретение резидентамииностранных активов, вложения в финансовые институты за рубежом рассматриваютсякак бегство капитала. К незаконным формам вывоза российского капитала относятневозврат в страну экспортной выручки, контрабанду товаров с оседанием денег насчетах зарубежных банков, тайный вывоз наличной валюты и т. п.
Средиподходов к решению рассматриваемой проблемы выделяются два крайних:либерально-рыночный и административно-государственный.
Сторонникилиберально-рыночный подхода считают, что проблема является следствием главнымобразом незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Причемсчитается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными,способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его.Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходныхпутей.
Административно-государственныйподход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общуюкриминализацию экономики и злоупотребления в сфере внешнеэкономическойдеятельности. Сторонники этого подхода призывают совершенствоватьадминистративно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере,предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов.
Средимер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называютследующие:
ü противодействиеспекулятивным перемещениям «горячих денег» на основе комплекса мер поустранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мерпо стабилизации банковской системы);
ü предотвращениебегства капитала по легальным и полулегальным каналам в результате повышенияэффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля,устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (вчастности, следует принять федеральный закон о регулировании экспортароссийского капитала);
ü перекрытиенелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконнымивнешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием ит.п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановоевзаимодействие и обмен информацией.
Можновыделить основные причины оттока капитала:
1)Относительный избыток капитала в стране;
2)Наличие в странах, куда экспортируется капитал более дешевого сырья и рабочейсилы, т.е. стремление сэкономить на издержках производства;
3)Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянныеисточники сырья;
4)Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяетпреодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта;
5)Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах,отраслях, инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.Немаловажную роль играют также экологические факторы – перенос вредных дляокружающей среды производств в другие страны, в первую очередь развивающиеся.
6)Стабильная политическая обстановка и благоприятный инвестиционный климат впринимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономическихзонах.
7)Стремление получить выигрыш в области налогообложения, используя трансфертныецены
Вотношении России можно назвать ещё несколько значительных причин оттокакапитала:
8)Частная непоследовательность реформ, слабость институциональной основы,выраженная в коррупции.
9)Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствуетуклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легкоукрывать их от налоговых органов.
10)Несовершенство законодательной базы в России не гарантирует безопасного ведениябизнеса, но пугает отчасти даже не отсутствие законов, а не исполнениеимеющихся.
2.2 Механизмы вывоза капитала
Вывозкапитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконнымиспособами, принявшими форму «бегства капитала».
Легальныйспособ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. В этойсвязи к законному вывозу капитала относятся все государственные инегосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением ивнесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых сроссийским участием.
Кзаконным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активовроссийских уполномоченных банков.
Легальныйвывоз капитала хотя и не всегда благоприятен для национальной экономики, но, вобщем, не представляет для нее угрозы и является нормальным экономическимявлением. Наибольшую опасность несет в себе нелегальный вывоз капитала.
Несмотряна то, что проблема оттока капитала из России в последние годы не такболезненно переживается отечественной экономикой, как это было в 90-е годыпрошлого столетия в условиях хронического бюджетного дефицита, сокращениявалютных резервов и низких цен на нефть, тем не менее, она по-прежнему остаетсяодной из наиболее острых. Анормальность процессов, связанных с оттоком капиталаиз России, заключается в том, что масштабы бегства капитала из страны имеютвесьма внушительные размеры, в то же время востребованность экономики вутекающих за рубеж капиталах очевидна. Годы экономического подъема, ксожалению, не привели к существенной активизации накопления в стране. Вситуации высоких цен на экспортные товары российские экспортеры зачастуюпредпочитают развивать бизнес, вкладывая огромные средства в экономикузарубежных стран как легальными, так и нелегальными способами, а неинвестировать их внутри страны.
Существуютразличные подходы к оценке масштабов вывоза капитала из России. Большинство изних основывается преимущественно на данных платежного баланса, составляемого ЦБРФ. Вместе с тем не существует официально утвержденной методики расчетапоказателей утечки российских капиталов за рубеж, что не позволяет определитьреальные масштабы незаконного вывоза капиталов и приводит к значительноразличающимся между собой оценкам в публикациях и исследованиях.
Частныйсектор вносит свою лепту в отток капитала, и именно через него происходитглавным образом утечка капитала за рубеж. В таблице 1 дана динамика чистоговвоз/вывоз капитала в РФ частным сектором в 2005-2007 гг.
Табл.1Чистыйввоз/вывоз капитала частным сектором в 2005-2007 гг. (по данным платежногобаланса) (млрд. долларов США)[1] Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором, всего (2+5) Чистый ввоз/вывоз капитала банками (3+4) в том числе: Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами (6+7+8) в том числе: иностранные активы иностранные пассивы иностранные активы иностранные пассивы «чистые ошибки и пропуски» платежного баланса* 1 2 3 4 5 6 7 8 2005 год -0,1 5,9 -13,4 19,2 -6,0 -50,6 52,5 -7,9 I квартал 2005 года 1,7 -2,7 -4,8 2,2 4,3 -8,0 14,4 -2,0 II квартал 2005 года -5,3 -2,5 -6,8 4,3 -2,8 -13,4 12,3 -1,8 III квартал 2005 года 8,0 6,4 0,9 5,5 1,6 -11,5 13,7 -0,5 IV квартал 2005 года -4,5 4,6 -2,7 7,3 -9,1 -17,7 12,1 -3,6 2006 год 41,4 27,5 -23,6 51,2 13,9 -47,8 52,2 9,5 I квартал 2006 года -5,7 -3,0 -9,7 6,7 -2,7 -13,0 12,3 -2,0 II квартал 2006 года 20,5 9,9 0,6 9,3 10,6 -3,5 13,2 0,9 III квартал 2006 года 12,4 8,8 -3,0 11,8 3,6 -15,4 14,2 4,7 IV квартал 2006 года 14,3 11,9 -11,5 23,4 2,4 -16,0 12,4 5,9 2007 год 82,4 45,8 -25,1 70,9 36,6 -94,3 144,7 -13,8 I квартал 2007 года 13,8 0,1 -14,9 14,9 13,8 -11,6 29,5 -4,1 II квартал 2007 года 54,3 36,9 13,8 23,1 17,4 -33,1 48,0 2,6 III квартал 2007 года -7,2 -3,5 -20,5 17,0 -3,7 -21,7 22,1 -4,1 IV квартал 2007 года 21,5 12,3 -3,5 15,9 9,1 -27,8 45,1 -8,2
Примечания:1.Знак "-" означает вывоз капитала, "+" — ввоз.
2.Исключается задолженность по товарным поставкам на основе межправительственныхсоглашений.
*Статья «чистые ошибки и пропуски» в полном объеме относится коперациям прочих секторов. Имеется в виду, что наибольшие сложности присоставлении платежного баланса возникают в связи с учетом финансовых операцийпо этим секторам.
Легальныемеханизмы вывода капитала представлены оффшорными зонами.
Оффшорныйцентр (зона) – территория, где действуют налоговые, валютные и другие льготыдля тех нерезидентов, которые базируют свои счета и фирмы на этих территориях,но осуществляют хозяйственные операции исключительно с другими странами. Этопреимущественно островные государства, некоторые из которых уже превратились врегиональные финансовые центры (Кипр и другие), страны, расположенные рядом смировыми финансовыми центрами (Лихтенштейн, Ирландия, Нормандские острова идругие, особенно в бассейне Карибского моря), или некоторые территории стран – важныхучастников мирового финансового рынка (так, отдельные штаты США и кантоныШвейцарии предоставляют оффшорные льготы тем компаниям, которые на ихтерритории осуществляют хозяйственные операции исключительно с другимистранами). По оценке, в оффшорных центрах размещено около 5 трлн. долл.финансовых ресурсов, в том числе предположительно 100 млрд. долл. российскогопроисхождения (более точные оценки невозможны, так как оффшорные центрыпривлекают иностранных инвесторов не только налоговыми и валютными льготами, нои своим режимом конфиденциальности).
Рассмотримлегальную схему вывоза капитала.
а)Подготовительный этап
Создаетсяроссийская фирма А, желательно в одной из внутрироссийских свободных зон. Дляэтих целей часто используется Калмыкия по причине устоявшихся «расценок» натакие виды услуг со стороны местной власти и льготного режима налогообложения.В принципе, такая фирма без труда создается в любом регионе России с несколькобольшим риском привлечь внимание налоговых и иных органов.
Заключаетсяконтракт на поставку чего-нибудь фирмой А компании Х и осуществляетсяпредоплата поставки на счет фирмы А, как правило в одном из «своих» банков.Вывод идет практически почти на всю величину предоплаты. При работе с «чужими»банками увеличиваются трансакционные издержки. Фирма А «переуступает» контрактна поставку некоему предприятию Б и расплачивается с ним, но уже своимивекселями.
ПредприятиеБ – это фирма, которая уже находится под процедурой банкротства или та, которуюнадо подвести под банкротство для захвата контроля. Предприятие Б можетпоставить продукцию по контракту (фактически даром) или не поставить и остатьсяв долгу у компании Х. Для схемы вывода капитала это не существенно, хотя можетфиксироваться неплатеж у поставщика. В случае поставки товара (исоответствующих затрат) потери несет Б на разницу между стоимостью поставки ипотерей выручки при оплате векселями. Существование полумертвых фирм необходимодля этой операции также, как и достаточно значительный объем неплатежей междуфирмами, чтобы такие схемы не выделялись на общем фоне.
Наконец,предприятие Б продает полученные векселя еще одной подставной фирме В смаксимально возможным дисконтом (99%, например). Фирма В эти векселя к оплатеникогда не предъявляет, и они фактически выводятся из оборота. Фирма В большихпотерь не несет и просто гасит всю вексельную цепочку. Теоретически эти векселямогут быть выкуплены обратно или погашены. Во всей весельной цепочке должнысоучаствовать финансовые специалисты всех участвующих компаний и, видимо, получатьопределенное вознаграждение, исходным пунктом которого является капитал компанииХ. Это совершенно необходимо, поскольку они действуют в этой операции противобъективных интересов своих предприятий и их собственников.
Итак,в результате предшествующих действий компания Х перевела некую сумму на счетфирмы А, а последняя с ней «рассчиталась». Вексельный контур свое отработал.Все указанные выше процедуры вместе представляют собой «подготовительный» этапконцентрации средств вне компании Х. На следующем этапе в игру вступают оффшорныекомпании.
б)Собственно вывоз
Оффшорнаяфирма Г открывает в крупном российском банке счет типа I (инвестиционный) дляосуществления инвестиций в Россию. Конвертация рублевой прибыли с этого счета ввалюту и ее репатриация осуществляется свободно. Банк должен быть крупным,поскольку должен иметь генеральную лицензию и большие обороты, чтобы крупныеплатежи не бросались в глаза.
КомпанияГ покупает за копейку какие-либо акции российских предприятий, осуществляятаким образом инвестиции. Фирма А покупает у фирмы Г акции на всю суммувывозимого капитала. И фирма Г, получив таким образом прибыль от своей«инвестиционной» деятельности в России на свой счет I в банке, конвертирует этусумму и переводит ее за рубеж.
Львинаядоля описанных операций проводится с Кипром (порядка 90%). Также используютсяBVI (Карибы), Channel Islands, Антильские острова (Голландские Карибы). Киприспользуется потому, что входит в число трех стран (Финляндия, Австрия, Кипр),с которыми есть соглашения об избежании двойного налогообложения. При этом,ставка налога на прибыль на Кипре (4,3% или 5% с начала 2000 года) неизмеримониже, чем в других странах. Впрочем, и эту ставку можно существенно снизить засчет схем ухода от налогов.
Даннаясхема универсальна, но предполагает большие объемы выводимых средств, посколькуиздержки на ее организацию достаточно велики и требуют согласованных действиймногих людей. Прелесть этой схемы заключается в ее полной легальности вывоза итрудности отслеживания внутрироссийских потерь компании Х.
Помимолегальных каналов существуют незаконные механизмы оттока капитала. Самыераспространенные – хорошо известны и включают в себя следующие:
1) Предоставлениеневерных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическомсекторе.
Неверноеуказание доходов от экспорта достигается несколькими способами:
ü занижениесумм в счетах-фактурах при экспортных операциях;
ü контрабандныйэкспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежныесчета;
Преимущественноесосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его восновной канал оттока капитала из России. Именно «нефтяное проклятие» отчастиобъясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и оттокакапитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капиталаиз страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, чтоотток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортнойвыручки от продажи энергоносителей.
2) Завышениеразмеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов наимпорт товаров или услуг.
Посравнению с экспортным механизмом, величину оттока капитала через этот каналоценить значительно сложнее, поскольку структура российского импортаоказывается значительно более диверсифицированной, чем структура экспорта.
3) Фиктивнаяпредоплата по импортным сделкам.
Этоеще один из важных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когдапредприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, наосновании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только переводсредства осуществляется, предприятие ликвидируется.
4) Целыйряд операций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередкоосуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежныхбанков.
Вряде случаев граждане России также приобретают банки (обычно в тех странах, гдеотсутствует строгий надзор за банковской деятельностью) с целью открытиякорреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттокакапитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации.
Проблемавывоза капитала не имеет быстрого решения. Всем понятно, что капитал перестанутвывозить, когда станет выгодней, надежней и безопасней вкладывать его в Россиии держать свободные средства не в наличных долларах, а в безналичных рублях. Ноэто – дело 10-20 лет постоянных, кропотливых и целенаправленных усилий: какгосударственной власти, так и всего общества. Те же реформы, связанные сустранением перекосов в отношениях собственности и корпоративном управлении,только начинаются и дадут эффект не скоро.
Еслиже рассматривать ситуацию в более краткосрочной перспективе, то на первый планвыходит дилемма: отменять систему контроля за вывозом капитала неразумно, но иоставлять в нынешнем виде нельзя.
Сегодняборьба с вывозом капитала идет на двух уровнях. Первый – стадия зарабатываниякриминальных или околокриминальных денег, где без особого успеха работаютправоохранительные и налоговые органы. До перевода за рубеж (за исключениемслучаев контрабанды наличных) криминальный или околокриминальный капитал(незадекларированные доходы, нарушения закона в процессе их получения и т.д.)должен пройти первоначальную легализацию: перевод наличных денег в безналичные,перевод средств через цепочку подставных фирм – резидентов и нерезидентов ит.д.
Второй– валютный контроль на стадии вывоза капитала из России. Он имеет важнуюособенность – это последующий контроль: факт вывоза капитала устанавливается нена стадии его перевода из страны, а по прошествии длительного срока. Причемагенты валютного контроля, обслуживая внешнеторговые операции российскихрезидентов, не обязаны устанавливать законность происхождения средств илиподробно идентифицировать реальность сделки за пределами требований, которыеустановлены валютным законодательством и носят весьма ограниченный характер. Втаких условиях «грамотная» организация вывоза капитала сводит к минимумувозможность подпадания под штрафные санкции.
Следует,однако, отметить, что проблема эта – лишь наполовину российская. Практически вовсех схемах вывоза капитала из России вместе с нашими резидентами участвуютнерезиденты. Многие страны, призывая к борьбе с криминальным капиталом, на делезаинтересованы в притоке из России «грязных» денег. На Западе борьба скапиталами «русской мафии» часто носит показной характер и походит на «охоту наведьм». Хотя сегодня, конечно, криминальный капитал чувствует себя там гораздоменее уютно.
Нерешеннойпока остается и проблема оффшоров. Да, старые и респектабельные Багамы,Лихтенштейн, Кипр или Гернси стали более разборчивы, но эстафету подхватилиновые оффшоры, преимущественно Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Некоторые изних (например, Лебуан и Науру) стали финансовым «диким полем», прибежищемкриминальных денег со всего света.
Макроэкономическаястабилизация и экономический рост ослабили базовые мотивы, побуждавшиероссийский капитал в течение последнего десятилетия уходить за рубеж. Однако наэтот счет не должно быть иллюзий: подобная тенденция может легко развернутьсяна 180 градусов при первом же значительном ухудшении экономической ситуации встране. Поэтому решительному реформированию системы государственного контроляза вывозом капитала альтернативы не существует.
3. ПРОБЛЕМЫ СВОБОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА В РОССИИ
Историяэкономики свидетельствует о том, что проблемы массового притока иностранногокапитала возникали довольно часто. С точки зрения монетарных властейпоследствия такого притока отличаются от последствий притока экспортнойвалютной выручки только повышенной волатильностью. Как и в последнем случае,валютные резервы страны растут, что сопровождается соответствующей эмиссиейнациональной валюты. Для предотвращения ускорения инфляции Центральный банк РФначинает принимать меры по стерилизации избыточного денежного предложения илистерилизации притока капитала. В случае удачного применения стерилизационныхмер можно по крайней мере временно обеспечить соответствие прироста денежногопредложения приросту количества товаров и услуг на рынке и тем самым удержатьинфляцию на стабильном уровне.
Наиболеепристальное внимание аналитиков эти проблемы привлекли после масштабногоазиатского кризиса в 1990-е годы. По мнению многих известных экономистов,например Дж. Стиглица, одной из основных причин кризиса стала быстрая имасштабная смена притока капитала на его отток. Так, совокупный чистый притоккапитала в Индонезию, Малайзию, Южную Корею, Филиппины и Таиланд вырос с 41млрд. долл. в 1994 г. до 93 млрд. в 1996 г. А в 1997 г. из этих стран «ушло» 12млрд. долл., что стало отправной точкой азиатского кризиса[2].
Говоряоб опасностях, ассоциируемых с крупным притоком капитала, обычно отмечают:
ü быстроеукрепление национальной валюты, снижающее конкурентоспособность отечественныхпроизводителей как на международных рынках, так и на внутреннем рынке;
ü появлениев стране «горячего» краткосрочного капитала, характеризующегося повышенноймобильностью и чувствительностью к реальным или мнимым изменениям на мировыхфинансовых рынках. Появление значительного объема такого капитала можетпривести к структурным перекосам в экономике, продолжительность же егоприсутствия в стране практически не поддается прогнозированию;
ü наличиеразличных рыночных «пузырей». Существенный приток капитала может «перегреть»финансовые рынки небольших размеров, характерные для стран с переходнойэкономикой;
ü ослаблениесамостоятельной денежно-кредитной политики. В условиях свободного движениякапитала практически невозможно выдержать целевые установки по основнымденежно-кредитным показателям, поскольку они будут полностью зависеть отнепредсказуемого поведения потоков капитала.
Вэкономической литературе достаточно широко обсуждается вопрос о связи междуразличными режимами обменного курса и возможностью проводить независимуюденежно-кредитную политику. В частности, отмечается, что в условиях свободногопередвижения капитала независимость денежно-кредитной политики зависит отрежима обменного курса. При фиксированном обменном курсе такая независимостьотсутствует: действия монетарных властей должны лишь соответствовать движениюкапитала, так как любые другие решения помешают решению поставленной задачиподдержания фиксированного курса. В случае свободного обменного курсамонетарные власти могут выбирать как цели, так и инструменты денежно-кредитнойполитики.
Наоснове подобных рассуждений появился тезис о том, что свободное движениекапитала, фиксированный (или поддерживаемый) обменный курс и самостоятельнаяденежно-кредитная политика не могут осуществляться одновременно. Применительнок современной российской ситуации этот тезис можно сформулировать следующимобразом: в условиях свободного движения капитала поддержка обменного курсарубля предполагает отказ от регулирования денежно-кредитных показателей.Другими словами, невозможно таргетировать инфляцию, не отпустив рубль в «свободноеплавание» и/или не установив ограничения движения капитала.
Вусловиях масштабного притока капитала таргетирование инфляции приведет напервом этапе к ускоренному укреплению рубля, которое часто рассматривается каккрайне негативное событие. Представляется, что подобные опасения преувеличены.Изменение реального курса рубля оказывает комплексное воздействие на экономику.С одной стороны, это эффект дохода, приводящий к росту доходов населения иудешевлению импортного оборудования, что положительно сказывается наэкономическом росте. С другой – это эффект замещения, проявляющийся в сниженииконкурентоспособности отечественных товаров, замедляющем экономический рост.
Главныйже вывод состоит в том, что укрепление рубля по-разному влияет на экономику взависимости от того, чем это укрепление вызвано. Например, укрепление рубля,связанное с ростом внутренних регулируемых тарифов, негативно влияетпрактически на все отрасли, особенно на импортозамещающие. Если же оно вызваноростом экспортных доходов или притоком капитала, то общее воздействие на экономикуоказывается позитивным, включая сектора торгуемых товаров и услуг.
Слабыйрубль может быть выгоден экспортерам. Но российский экспорт имеет выраженнуюсырьевую направленность, поддержание которой методами валютной политики неотвечает стратегическим интересам экономического развития страны. Развитиевысокотехнологичных производств, необходимых для диверсификации экспорта иэкономики в целом, можно поддерживать другими способами: льготное кредитование,создание особых экономических зон и т. д. Кроме того, укрепление рубля неявляется критическим препятствием для российских производителей, чтоподтверждается высокой загрузкой производственных мощностей.
Вэтих условиях слабый рубль не будет способствовать экономическому росту, таккак для производства дополнительных товаров просто не будет свободныхмощностей. Одновременно слабый рубль удорожает импорт, в том числеинвестиционный, а значит, затормозится наращивание производственныхвозможностей российской экономики. Скорее всего слабый рубль негативно повлияетна прямые иностранные инвестиции, поскольку такая валютная политика приводит кснижению доходности вложений в российскую экономику. Можно будет ожидатьзамедления роста реальных доходов населения и соответствующего сниженияпроизводства в потребительском секторе неторгуемых товаров и услуг. Другимисловами, сегодня ослабление рубля не только не способно вызвать ростпроизводства, а, напротив, приведет к замедлению экономического развития иуменьшению притока в страну необходимых иностранных технологий и инвестиций.
Однаковсе вышесказанное не означает, что Центральный банк должен отстраниться отвоздействия на обменный курс. Волатильность капитальных потоков означаетволатильность обменного курса, а этот эффект крайне нежелателен, поэтомуЦентральный банк обязан предотвращать серьезные колебания обменного курса.
Режимсвободного перетока капитала был характерен для наиболее пострадавших во времяазиатского кризиса стран. В то же время Индия и Китай, сохранявшие в тот периодсущественные ограничения по движению капитала, пережили кризис относительнобезболезненно. Сегодня в России нет ограничений для перетока капитала, поэтомутребуется тщательный анализ связанных с этим рисков.
Основныммеханизмом стерилизации денежной массы в России пока является Стабилизационныйфонд (или его «преемники»). Отчисления рассчитываются на основе мировой цены нанефть: чем она выше, тем большая доля НДПИ и экспортной пошлины на нефтьпоступает не в бюджет, а в этот фонд. Такая система, успешно выполняя функциюпо стерилизации денежной эмиссии, связанной с валютной выручкой от продажинефти, не может повлиять на рост денежного предложения, обусловленного притокоминостранного капитала. Не исключена ситуация, когда мировая цена на нефтьокажется довольно низкой, а приток капитала достаточно большим. В этом случаеотчисления в Стабилизационный фонд будут небольшими и существенно не повлияютна ограничение денежной эмиссии.
Крометого, механизм управления Стабилизационным фондом входит в противоречие сзадачей стерилизации притока капитала. В качестве агента Правительства РФ БанкРоссии должен отчисления в указанный фонд конвертировать в иностранную валютудля инвестирования ее в разрешенные активы за рубежом, для чего долженэмитировать рублей. Но в качестве органа денежно-кредитного регулирования онобязан изымать избыточную рублевую ликвидность, образовавшуюся в результатепритока капитала. Не исключена ситуация, когда Банку России придетсяодновременно проводить две прямо противоположные операции, что неправомерно.
Присохранении за Банком России обеих функций последнее противоречие должнорешаться четкой, по-видимому, нормативно закрепленной расстановкой приоритетовмежду инфляцией и управлением активами Стабилизационного фонда. С точки зренияобщеэкономической логики приоритетность борьбы с инфляцией выглядит достаточнообоснованной, но при этом приходится мириться с повышением рисков при вложениисредств Стабфонда и с потерей части потенциальных доходов от их размещения.Другим вариантом явилось бы наделение функцией управления его средствами иногоагента.
Дляанализа проблем современной денежно-кредитной политики обратимся сначала кмеждународному опыту с целью выявления основных причин появления массовогопритока капитала, совпадавшего с либерализацией финансовых и валютных рынков.Это явление можно было наблюдать, например, в Испании, в Корее и в новыхстранах Евросоюза в 1990-е годы. В Таиланде, где эти рынки уже были достаточнолиберализованы, приток капитала обусловлен существенным снижением внутреннихналогов. Также притоку капитала способствуют ожидание укрепления национальнойвалюты, а иногда – ее стабилизация после периода ослабления. Наконец, капиталпривлекает возможность арбитража между мировыми и внутренними процентнымиставками.
Стоитотметить, что такие причины есть и в России, причем первые две из них являютсярезультатом целенаправленной экономической политики. Плюсы от такого притокасущественно превышают минусы, но органам денежно-кредитного регулированиянеобходимо принять меры по его стерилизации. Следовательно, современныемакроэкономические условия в России ставят перед ее монетарными властями новуюзадачу, с которой до сих пор они не сталкивались.
Теоретическистерилизация притока капитала может осуществляться с помощью целого рядаинструментов. Традиционно главным из них являются операции на открытом рынке,то есть поглощение центральным банком денежной ликвидности в обмен на эмиссиюценных бумаг. В развитых странах рынки ценных бумаг настолько велики, чтопозволяют своим центральным банкам незаметно, без изменения рыночных процентныхставок предлагать экономическим агентам дополнительные бумаги в обмен на ихликвидность. В большинстве стран с переходной экономикой размер финансовыхрынков существенно меньше, а в России его по-прежнему можно считать небольшим,несмотря на бурный рост в последние годы. Это обстоятельство существенноограничивает действенность операций на открытом рынке.
Ускоренноенаращивание предложения центральным банком ценных бумаг на относительнонебольшом финансовом рынке может вызвать повышение процентных ставок. Однакоарбитраж процентных ставок является одной из причин притока капитала. Другимисловами, операции на открытом рынке могут способствовать как стерилизациипритока капитала, так и его дополнительному притоку, причем индикатором точкипревращения лекарства в яд являются процентные ставки.
Сцелью минимизации рисков для подобных операций используются наиболее ликвидныеи надежные ценные бумаги, как правило государственные облигации.
Проблемустерилизации притока капитала следует решать на основе комплекса мер, операцииже на открытом рынке являются лишь одним из его обязательных элементов.Рассмотрим перечень мер, которые теоретически могли бы способствовать решениюпроблемы, оценим возможность их практической применимости и обоснованности.
1.Усложнение и удорожание выдачи центральным банком ликвидности коммерческимбанкам. Эта мера направлена не столько на стерилизацию избыточной ликвидности,сколько на ограничение других ее источников. Теоретически она могла бы бытьприменена в России, но коммерческие банки привлекают средства Банка России лишьв небольших объемах. Более того, последний целенаправленно работал надсовершенствованием механизма предоставления ликвидности коммерческим банкам,делая этот механизм по возможности удобным и привлекательным. Поэтому вряд листоит менять принципы, сложившиеся в последние годы.
2.Повышение нормы обязательного резервирования. Это простой и широко используемыйинструмент, но его применение ограничено соображениями развития банковскойсистемы. Обязательное резервирование является по своей сути особым налогом набанковскую деятельность, и его повышение может негативно сказаться на состояниибанковской системы, особенно малых и средних банков. Эта мера можетрассматриваться преимущественно как временная. Так, с 1 мая 2009 г нормативыобязательных резервов (с ежемесячным их увеличением на 0,5 процентного пункта с1 мая по 1 августа 2009 г.) устанавливаются в следующем размере: пообязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в рублях – 1%, пообязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и в иностранной валюте –1%, по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и обязательствам виностранной валюте – 1%.
3.Введение норматива капитализации банков по отношению к обязательствам переднерезидентами. В российской практике такого норматива не существует, но примерыего использования можно найти в ближнем зарубежье (например, в Казахстане с апреля2007 г.). Суть норматива – увязать внешние заимствования коммерческих банков сразмером их собственных средств. На практике это будет означать ограничениевнешних заимствований банковской системой.
4.Повышение депозитных ставок центрального банка. Этот инструмент во многом схожс операциями на открытом рынке. Он способствует стерилизации притока капиталалишь до тех пор, пока депозитные ставки не сравняются с процентными ставками посвободно обращающимся государственным облигациям. Перейдя этот рубеж, депозитыцентрального банка могут сами начать способствовать дополнительному притоку капитала.
5.Использование валютного свопа. В рамках валютного свопа центральный банксоглашается продать валюту по текущему курсу и одновременно обязуется выкупитьее в определенный момент времени по заранее согласованному форвардному курсу.Это позволяет центральному банку «передвинуть» избыточную ликвидность вбудущее. Форвардный обменный курс должен быть достаточно благоприятным длякоммерческих банков, с тем чтобы своп был коммерчески привлекательным. Впринципе цена и форвардный курс свопа могут быть смоделированы таким образом,чтобы создать устойчивый отток капитала в необходимый промежуток времени. Приэтом общая стоимость свопа для центрального банка будет неизбежно выше рыночныхпроцентных ставок, что и является его основным недостатком. Кроме того,необходимо заранее оговаривать невозможность повторного появлениязаконтрактованной валюты на внутреннем рынке, а для этого необходимы либодоверительные отношения с коммерческим банком, либо развитая системамониторинга, а лучше и то и другое.
6.Привлечение иностранных и международных организаций к размещению своих ценныхбумаг на внутреннем рынке. Эта мера позволит создать дополнительныеинвестиционные инструменты в национальной валюте и тем самым «связать»избыточную ликвидность.
7.Введение депозитных требований на внешние заимствования. Суть этого требованиясостоит в обязанности заемщика заморозить на некоторое время на счетуцентрального банка часть привлекаемых им средств в иностранной валюте. Это — своего рода налог на внешние заимствования. Необходимо отметить, что послелиберализации валютного регулирования (1 июля 2007 г.) действующее российскоезаконодательство не предполагает введения подобных требований. Однакотеоретически такая мера позволяет снижать приток капитала, не затрагивая процентныеставки. Депозитная норма может быть различной в зависимости от видазаимствований. Например, она должна быть выше для спекулятивного краткосрочногозаимствования. К недостаткам такой меры можно отнести фактическое удорожаниесредств для заемщиков, что может привести к неэффективному перераспределениюинвестиционных ресурсов. Тем не менее применение подобной меры в Чили оказалосьдостаточно успешным. Любопытно, что в Бразилии в начале 1990-х годов былаприменена более жесткая модификация этой схемы – введение пятипроцентногоналога на привлекаемые из-за рубежа средства для уравновешивания стоимостизаимствования внутри страны и за рубежом. В результате популярное до введенияналога размещение бразильских облигаций за рубежом резко сократилось.
Невсе перечисленные меры применимы в современных российских условиях по причинамэкономического, законодательного и политического характера. Но в любом случаепридется выбирать наиболее приемлемый комплекс мер по стерилизации притокакапитала.
4. ПРИТОК И ОТТОК КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГОФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Чистыйотток иностранного капитала из России в 2008 году составил, по предварительнымоценкам Центробанка РФ, $129,9 млрд. – максимум за всю историю публикациистатистики Банка России[3].Любопытно, что эта цифра превысила декабрьские прогнозы самого регулятора:тогда первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал, что отток капитала недолжен превысить $100 млрд.
Основнаячасть оттока капитала в 2008 году пришлась на последний квартал — $130,5 млрд.«Похоже, что финансовые власти недооценили масштаб покупки валюты корпоративнымсектором (активы нефинансового сектора в наличной валюте увеличились за IVквартал на $30 млрд), — анализирует ситуацию директор аналитическогодепартамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. — Очевидно, что субъекты экономики вконце года запасались валютой впрок – кто для погашения внешних долгов, кто вспекулятивных целях, кто просто размещал таким образом свободные средства»[4].
Оттоккапитала в IV квартале прошлого года вызван преимущественно отсутствием довериявнутри страны, считают аналитики Альфа-Банка. «Главным фактором оттока был небанковский сектор: на него приходится $56 млрд, причем половина этой суммыпредставляет собой погашение задолженности перед иностранными кредиторами, — поясняют эксперты. — Остальная часть оттока связана с другими секторами»[5].
«Всовокупности частный сектор РФ за один только IV квартал приобрел иностранныхактивов столько, что теперь в состоянии перекрыть почти все свои обязательствав рамках платежей по внешнему долгу вплоть до конца 2009 года (около $120 млрдза текущий год)», — говорит главный экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин.
Экономисттакже отмечает, что темп роста прямых инвестиций в нефинансовый сектор РФ упалзаметно ($6,5 млрд за квартал против аналогичных прошлогодних $15,2 млрд). «Попортфельным инвестициям нерезидентов в РФ в IV квартале наблюдался отток — $7,5млрд, по итогам года — минус $10,8 млрд, однако это бледная цифра на фонедеятельности резидентов по наращиванию иностранных активов», — полагает г-нНадоршин.
Всвою очередь, аналитики ИК «Файненшл Бридж» напоминают, что масштабный оттоккапитала из РФ в 2008 году начался еще в первой половине августа на фоневооруженного конфликта в Южной Осетии, а мировой финансовый кризис и ожиданиядевальвации рубля ускорили этот процесс осенью.
Самиусловия для оттока капитала из РФ сложились еще раньше. «У России естьопределенные экономические проблемы, обусловленные тем, что значительная частьдоходов экономики была завязана на ценах на нефть и металлы, — говорит главныйэкономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. — Сейчас поток доходов в этих секторахсущественно снизился, соответственно, возникает масса рисков для связанных снефтянкой и металлургией отраслей (например, для машиностроения). А рост рисков- это, прежде всего, бегство капитала»[6].
Политическиериски также не утихают. На смену войны с Грузией пришел газовый конфликт сУкраиной. «Новая война пока находится в холодной, то есть экономической, фазе,но ее негативные последствия уже сейчас ощущают большинство европейцев, — замечает г-н Логвин. — На инвестиционный климат России конфликт с Украинойбудет влиять очень плохо и значительно дольше, чем летняя война с Саакашвили.Очень вероятно, что до полноценного разрешения ситуации Россия будетрассматриваться как очень рискованный регион, куда лучше деньги не вкладывать».
Еслипосмотреть на статистику притока/оттока капитала за последние 10 лет, можносказать, что притока капитала в Россию фактически и не было. Приток наблюдалсятолько в 2006 и 2007 годах ($41,8 млрд и $83,1 млрд соответственно), и носил онв значительной степени спекулятивный характер. «При низких процентных ставках вСША, Европе и Японии и укрепляющемся рубле покупка любых российских облигацийбыла сверхприбыльным делом, — отмечает Алексей Логвин. — А сейчас, когда прошлаволна дефолтов и рубль перестал укрепляться, явно появился повод по возможностипогасить долговые бумаги, поменять все на доллары или евро и вернуть эти деньгитуда, где они были первоначально». В реальном же секторе отдельные проекты неносили столь массового характера, как приток средств на финансовый рынок. Приэтом российские власти за счет предоставления кредитов отдельным предприятиям иболее активного регулирования экономики инвестиционный климат в России толькопродолжают ухудшать, сетует экономист.
Чтокасается прогнозов, не все эксперты пессимистично смотрят на будущее. «Кактолько в России возобновится экономический рост (мы ждем первых признаковоттепели уже в феврале-марте) и увеличится спрос на инвестиции, капитал вновьначнет возвращаться в экономику, что может привести к развороту тенденций навнутреннем валютном рынке», — считает Кирилл Тремасов. «Если мировые рынкикапитала откроются для российских заемщиков хотя бы в середине года, то чистыйотток капитала по году может оказаться достаточно скромным — в пределах $20-40млрд.», — приводит свои оценки аналитик.
Великавероятность того, что рекорд 2008 года по оттоку капитала по абсолютнойвеличине продержится несколько лет, а рекорд четвертого квартала можетдержаться не одно десятилетие, считает Евгений Надоршин. «В 2009 году мы уже неждем таких значительных изменений в капитальном счете – отток будет гораздоскромнее», — полагает экономист.
Другойточки зрения придерживается аналитик Банка Петрокоммерц Дмитрий Харлампиев. Припрогнозировании ситуации на следующий год, по его мнению, целесообразноориентироваться на погашение внешних заимствований в полном объеме присущественно более скромном, а вероятнее, нулевом объеме новых привлечений.Совокупный чистый отток капитала частного сектора в 2009 году эксперту видитсяна уровне порядка $100 млрд. Для сравнения, Минэкономразвития ожидает внынешнем году чистого оттока капитала в размере $90 млрд[7].
Заместительглавы МинэкономразвитияАндрей Клепач объявил оценку чистого оттока иностранного капитала из РФ в Iквартале 2009 года – это $33-34 млрд. Исходя из этого, в марте 2009 года нафоне растущих цен на нефть и стабильного курса рубля в России как минимум ненаблюдалось оттока капитала, возможен приток в $0,5 млрд. ВВП в I квартале 2009года, по его оценкам, сократился на 7% — меньше ожидаемого[8].Прогнозы продолжают ухудшаться: эксперты Высшей школы экономики прогнозируютсокращение ВВП 2009 года на 5-8%, пока это худший прогноз из существующих.
Согласнопредварительным оценкам Минэкономики, о которых сообщил вчера зам.главыминистерства Андрей Клепач, чистый отток иностранного капитала в I квартале2009 года составил порядка $33 млрд. «Банки покупали валюту, чтобы расплатитьсяпо долгам и сделать запас для выполнения своих обязательств в будущем», — пояснил причину оттока замминистра. Если исходить из оценок оттока капиталаянваря – февраля 2009 года, а это $33,5 млрд., из которых в январе утекло $29млрд., в феврале всего $4,5 млрд., то приток капитала в марте 2009 годасоставил порядка $0,5 млрд. Число незначительное, информагентства передаютразные версии слов господина Клепача, который был недоступен для комментария.Так, в версии «Интерфакса», он оценил отток в $33-34 млрд., что допускаетнебольшой мартовский отток. Но если вспомнить, что масштабный отток капитала изРФ фиксируется с осени 2008 года, то даже его прекращение показательно. О том,что в марте действительно мог быть зафиксирован приток, свидетельствуют и данныеЦБ о динамике международных резервов, которые росли две последние недели марта:с 13 по 20 марта на $9,2 млрд., а с 20 по 27 марта – на $2,7 млрд., согласноопубликованным данным ЦБ РФ.
«Единственным,на мой взгляд, объяснением может быть то, что российские компанииреструктурируют свои внешние долги, а если и платят, то за счет иностранныхактивов, которые были выведены раньше», — говорит Сергей Дробышевский изИнститута экономики переходного периода[9].Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank считает, что приток капитала в марте былспровоцирован ростом цен на нефть и стабилизацией и даже некоторым укреплениемкурса рубля, что сделало российские активы более привлекательными. «Станет лимарт переломным, пока говорить рано: это будет во многом зависеть от динамикицен на нефть», — говорит экономист, тогда как ЦБ ожидает отток чуть более $79млрд. по итогам 2009 года[10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чистыйприток капитала в РФ в мае может составить чуть больше 2 млрд. долларов,сообщила 26 мая 2009 г. зам.министра финансов РФ Оксана Сергиенко. «В маевпервые ожидаем чистый приток на уровне чуть больше 2 млрд. долларов», — сказала она, выступая в Финансовой академии[11].По ее словам, в апреле чистый отток составил 1,5 млрд. долларов. Согласнооценке ЦБ РФ, чистый отток частного капитала в первом квартале 2009 годасоставил 38,8 млрд. долларов.
Экспертыс прогнозами майского притока согласны. При этом главный экономист ИБ «Траст»Евгений Надоршин считает, что реальный приток капитала происходит уже третиймесяц подряд и в мае будет больше официальных данных. «В апреле, например, судяпо объему интервенций ЦБ (8,6 млрд. долларов, по данным самого ЦБ, в торгахевро и долларом), наблюдался чистый приток иностранного капитала около 5 млрд.долларов. А официальные данные (отток 1,5 млрд.) объясняются особенностью учетавалютных корсчетов кредитных организаций. Включая их в состав резервов, ЦБ неучел их в оттоке капитала, когда они росли, а теперь, когда они стремительносокращаются, он не учитывает их в притоке, что и ведет к искажению статистикикапитального счета платежного баланса», — объясняет эксперт[12].
Причинойпритока капитала, по мнению Надоршина, стала уверенность в окончании ослаблениярубля. В середине февраля первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаевсообщил, что бивалютная корзина не будет стоить дороже 41 рубля.
«Былзафиксирован очень сильный отток, когда проводилась планируемая девальвациярубля. Когда она прекратилась и рубль стал укрепляться, начался притоккапитала», — соглашается главный экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева.Возросшие нефтяные цены также способствовали доверию к России. «По нашейинформации, сейчас целый ряд предпринимателей, еще до кризиса вышедших в кэш,готовят сделки по приобретению активов в России, — объясняет майские прогнозыаналитик ИК «Финам» Константин Романов. – Есть также момент роста активностипортфельных инвесторов, но он постепенно исчерпывает себя»[13].
Результатпритока виден уже сейчас: укрепление рубля (которое стало причиной притока иусилилось вместе с ним), рост фондового рынка, рост рублевой ликвидности,снижение процентных ставок, отмечает Надоршин.
Вто же время долгосрочность такой идиллии эксперты предсказать не берутся.«Обольщаться не стоит, — говорит Цепляева. – Это в основном краткосрочныеспекулятивные деньги. Любые макроэкономические изменения в негативную сторону –снижение нефтяных цен, ослабление рубля, плохая статистика и прогнозы – могутразвернуть тренд в обратную сторону. Сейчас на повестке дня вопрос о глубинерецессии и второй волне кризиса». К тому же цифры притока пока что ничтожномалы. «Пока что рано говорить о том, что эти деньги будут серьезно на что-товлиять», — считает Цепляева.
Вто же время участники и наблюдатели за РТС считают, что с притоком капитала насждет нетрадиционное летнее оживление на фондовом рынке. Глава аналитическогодепартамента ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин думает, что что-то более илименее внятное, похожее на обоснованный рост, начнется на рынке в конце лета. Иесли учесть, что фондовый рынок, как правило, обгоняет экономику нашесть-девять месяцев, то реальный повод для радости может появиться в началеследующего года.
Междутем Банк России изменил прогноз по оттоку капитала из России в 2009 году вменьшую сторону (ранее прогноз по оттоку капитала в 2009 году составлял 90миллиардов долларов). Об этом сообщил журналистам первый зампред ЦБР АлексейУлюкаев. Он сообщил, что 30 марта Национальный банковский совет рассмотрелуточненный доклад по денежно-кредитной политике в 2009 году, который подготовилБанк России. По словам Улюкаева, прогноз инфляции остался неизменным, прогнозпо оттоку капитала изменился в меньшую сторону. Однако, этот доклад, содержащийскорректированный Центробанком из-за кризиса прогноз основныхмакроэкономических показателей, будет доработан и опубликован[14],сообщил РИА Новости член НБС, депутат Госдумы Павел Медведев[15].
«ПредставленныеЦБ ориентиры пока не официальные, потому что были высказаны замечания. Центральныйбанк доработает этот текст, и он будет опубликован», — сказал Медведев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. БалабановИ.Т. «Деньги и финансовые институты» СПб. «Питер» 2003 г.
2. БелоглазоваГ.Н. «Денежное обращение и банки» М. «Финансы и статистика» 2005 г.
3. КрасавинаЛ.Н. «Деньги и регулирование денежного обращения: теория и практика» М.«Финансы и статистика» 2002 г.
4. СвиридовО.Ю. «Деньги, кредит, банки» Ростов-на-Дону «Феникс» 2000 г.
5. Иноземцев.В.А. Азиатский финансовый кризис 2001 года: абстрактная гипотеза или реальнаяперспектива? // «Финансы» № 11. 2002
6. ШаповаловА.Н. Ни притока, ни оттока // «Коммерсантъ» № 59 (4114) от 03.04.2009
7. ШохинаЕ.В. Первые миллиарды // «Эксперт». №20 (658). 25 мая – 01 июня 2009
8. Официальныйсайт Альфа-банка www.alfabank.ru/
9. Официальныйсайт Банка Москвы www.bm.ru/
10. Официальныйсайт Министерства экономического развития РФ www.economy.gov.ru
11. Официальныйсайт Российского агентства международной информации РИА Новости www.rian.ru/
12. Официальныйсайт управляющей компании «Русь-Капитал» www.russcapital.ru/
13. Официальныйсайт Центрального Банка РФ www.cbr.ru/