Введение
денежный кредитный рефинансирование банк
Кредитно-денежная политика очень важна для любого государстваособенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечениерыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Также необходимоотметить, что общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитнойсферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве странсоставляют банковские депозиты и лишь 25-10%- банкноты центрального банка.
Главной целью курсовой работы является выявление основного направленияденежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитногорегулирования. Основными задачами являются:
1.Определение понятия денежно-кредитной политики;
2.Рассмотрение основных целей;
3.Ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;
4.Рассмотрение моделей денежно-кредитной политики;
5.Рассмотрение современной денежно-кредитной политики в РоссийскойФедерации;
6.Рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политикив России и нахождение путей их решения.
Нельзя не отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно-кредитнойсферы в течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количествои качество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение. Таким образом,в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструментырегулирования денежно-кредитной сферы, которые необходимо использовать для достиженияглавной цели денежно-кредитной политики.
1.Сущность денежно-кредитной политики
1.1Определение денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика- это важнейшее направление экономическойполитики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственнойэкономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальнойэкономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.
Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всегоопределяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денегв обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составнаячасть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействиина количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечениямаксимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю…Данная политика определятся им, как «управление денежным предложением или созданииусловий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку,соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения,второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только насферу обращения, но и на сферу производства.
Садков В.Г. и Овчинникова О.П. придерживаются мнению, что денежно-кредитная политика-этосовокупность мероприятий государства в лице Банка России, направленных на разработкуи реализацию стратегии по обеспечению целенаправленного, эффективного и устойчивогоразвития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер странына основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.
В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяетсяна «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведениявалютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов,оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственновоздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаныи взаимообусловлены.
Объекты и субъекты денежно-кредитной политики.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложениена денежном рынке.
Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральныйбанк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политикигосударства и коммерческие банки.
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики
В общем виде цель государственного регулированияэкономики- достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для даннойстраны темпах экономическогороста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики являетсяодновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике»(рис. 1).
Высокий уровень цен /> /> /> /> />
Стабильный уровень цен /> /> />
Экономический рост />
Равновесие внешнеторгового обмена />
Рис.1. Достижение поставленных целейв «магическом четырехугольнике»
Индекс цен Показатели уровеньбезработицы
/>Уровень безработицы Отдельные задачи безработицы науровне естественной
Внешнеторговый баланс Показатели ростреального ВНП
Положительный Отдельные задачи оптимальныетемпы внешнеторговый баланс экономического роста
Если цель развитиянациональной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста,то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшаяцель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильностицен, снижении инфляции, эффективной занятости населения и росте реального объемавалового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамкахденежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитанына многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики.Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетированиеинфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитнаяполитика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанныевыше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении,определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.
Выбор промежуточныхцелей определяется степенью либерализации экономики и независимости центральногобанка, стоящими перед мим задачами, его функциями в экономике. Промежуточные целиденежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободноконвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки наопределенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он долженбудет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборецелей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу,центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки.Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительномуровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политикутаргетирования инфляции и т.п.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
В мировой экономическойпрактике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитнойполитики:
-изменение нормативаобязательных резервов или так называемых резерв- ных требований;
-процентную политикуцентрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческимибанками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральномбанке;
-операции с государственнымиценными бумагами на открытом рынке.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
Обязательные резервыпредставляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервыкоммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательныерезервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающийкоммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового.изъятия.депозитов, позволяющийпредотвратитьнеплатежеспособностькоммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов.Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков,или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемыйв целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данногоинструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
-если центральныйбанк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточныхрезервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудныхопераций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения,поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитногомультипликатора;
-при уменьшениинормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложенияденег.
Этот инструментмонетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточногрубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительноеизменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения вобъеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческихбанков.
Увеличение денежнойбазы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличениювкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процессамультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежнаябаза.
В статье Медведева Н.Н. говорится, чтопри создании системы обязательного резервирования центральному банку любой странынеобходимо учитывать синергетическое взаимодействие ряда факторов. В России длительныйпериод времени при обсуждении проблем обязательных резервов на первое место ставилсявопрос о размерах нормативов резервирования. Особенно часто требования о снижениинормативов звучали со стороны банковского сообщества в 2002-2003 гг. После существенногоуменьшения нормативов резервирования в 2004г. Интенсивность дискуссии ослабла. Вбольшинстве выступлений снижение нормативов рассматривается как оперативная и адекватнаяреакция Банка России на события лета 2004г. Пока нет оценок долгосрочных последствийстоль радикального (более чем в 2 раза) и столь быстрого снижения нормативов. Практическибез должного внимания остался и не менее важный вопрос- существенная модернизациямеханизма обязательного резервирования.
Исторически сложились 3 основные формыхранения средств, выделенных в качестве резерва. Первая, в виде неснижаемого остаткаденежной наличности в кассе кредитной организации. Вторая- неснижаемого уровня средниххронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третья, размещениерезервов на специально открытых для этих целей счетх в центральном банке. В современныхусловиях часто используется сочетание всех трех форм. В отдельных странах используютсядругие формы хранения средств обязательных резервов, например, в виде вложений вгосударственные ценные бумаги.
Впервые обязательные резервы были введеныв США. Первоначально они рассматривались как своеобразная гарантия по обязательствамбанков. Затем все более значимой стала их функция как инструмента регулированияденежного предложения в стране. Масштабы использования и величина нормативов обязательногорезервирования в различных странах в разные годы существенно отличается. Наиболеевысокий их уровень был установлен в Италии(20%), Испании (17%). Напротив, в Япониинорматив оставался 2.2%, в Великобритании 0.45%. В последние годы наблюдается общаятенденция к отходу от активного использования резервных требований центральнымибанками в качестве регулирующего инструмента и снижения их величины. Особенно яркоэто проявилось в связи с созданием Европейского валютного союза. Европейский центральныйбанк установил диапозон возможных колебаний отчислений в резервы от 0 до10%. В настоящеевремя ставка резервных отчислений по всем видам депозитов и эмитированных ценныхбумаг со сроком действия до 2-х лет установлена в 2%, а по ряду других обязательствравна 0. Отдельные страны, например, Канада, Дания, Мексика не используют обязательныерезервы для целей денежно-кредитного регулирования.
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Процентная политикацентрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческихбанков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая ещеможет быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования— это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансовоустойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка— процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностьюих кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку(ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает длякоммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банкамиувеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денегв обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делаетзаймы невыгодными. Более того, некоторыекоммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как этисредства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационномусокращению денежного предложения.
Определение размераучетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, аизменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежногорегулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляциии в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намеренсмягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную(процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставокпо различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентнойставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банковв их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальнойучетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитныхопераций.
Вместе с тем именноиспользование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политикислабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается какмера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансированиявлияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличиваетсяспрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратнойзависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается— мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансированияповлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитнойполитике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочномпериоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном— сдерживающей.
В статье Моисеева С.Р. говорится, чтопроцентная политика ведущихцентральных банков значительно разнится между собой, по результатам наблюдений заФРС США, Банком Англии, банком Японии, немецким Бундесбанком и Резервным банкомАвстралии можно вывести несколько закономерностей в корректировке ставки. В частности,факты свидетельствуют о том, что денежные власти осуществляют не полную одномоментную,а частичную постепенную корректировку процентной ставки:
-центральныебанки корректируют процентную ставку относительно нечасто;
-изменениеставки одноразово осуществляется на незначительную величину;
-денежныевласти придерживаются адаптивной политики;
Автор статьи утверждает, что происходиточень медленное изменениепроцентной ставки центрального банка с точки зрения приведения ее в соответствиес равновесным значением или целевым уровнем. Как правило, денежные власти предполагаютдостичь фундаментального равновесия ставки в течение нескольких кварталов. Такаяпостепенная корректировка ставки в зарубежной экономической литературе получиланазвание сглаживание процентной ставки (interest rate smoothing), или инерцияденежно-кредитной политики (monetary policy inertia).
По мнению Захарова В.С., связи со слабым развитием рефинансирования банков ограниченоиспользование такого метода, как процентная политика. Неслучайно ставка рефинансированияне меняется уже больше года. Видимо, ЦБ РФ понимает, что она все равно ни на чтоне влияет.
Если посмотреть за рубеж, там изменениеучетной ставки на половину и даже четверть процента оказывает существенное влияниена состояние экономики. Значит, имеется очень тонкий механизм настройки, которыйнам пока недоступен. Но главное, что мы к этому, похоже, и не стремимся.
На сегодня наиболее действенным методомденежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования.
Сейчас эти отчисления составляют 7или 10% от привлеченных средств. Если учесть, что по ним банки не получают процентов,понятно их влияние на повышение ставок по кредитам. Но главное -они ограничиваюткредитную активность банков, что совершенно необоснованно.
Всем известны страны, в которых существуютнулевые или минимальные отчисления в ФОР. В некоторых странах эти отчисления повышаются,когда бывает нужно «остудить перегрев» экономики. Но нам ведь до этого далеко. Впоследние месяцы 2001 г. наблюдалась даже стагнация производства.
Для развития экономика остро нуждаетсяв банковских кредитах, но политика ЦБ РФ препятствует этому из-за отсутствия действеннойсистемы рефинансирования банков и высоких отчислений в ФОР. Думается, немалую рольиграет и отсутствие в разрабатываемой ЦБ РФ денежно-кредитной политике цели подъемаэкономики, стимулирование ее кредитования.
Часто говорят о недокапитализациибанков. Это действительно так, но не мешает поддерживать в целом по банковской системеуровень достаточности капитала свыше 20%. Как известно, минимально должно быть 10%.Таким образом, банки и при нынешних капиталах могут удвоить кредитные вложения,но не имеют для этого ресурсов.
Расширение кредитования экономикиза счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в ФОРпозволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капитализации.
По мнению Шенцис Б.Л., рефинансирование является первоочередныминструментом среди другихинструментов денежно-кредитной политики во всем мире, который не работает. Установлениеставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, недопустимом для инвесторов(коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принятия рисков,не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источникувеличения денежной массы. Указание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограниченностьроли кредита в финансировании экономики как на главную причину неиспользования инструментарефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финансирования коммерческих банков Центральным Банком. Вовлечение процентнойставки в механизмы денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня,соответствующего целевому уровню развития экономики, приведет к активизации ролипроцентных ставок, а также к увеличению роли банков в процессах кредитования предприятий.
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ
Операции центральногобанка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практикеосновным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупаетпо заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующиевнутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулированиякредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центральногобанка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихсяу коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитныхвложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшаяили увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральнымбанком цены покупки коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткойрестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсовс ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки,тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральныйбанк покупает ценные бумаги у коммерческих банков,, он переводит деньги на их корреспондентскиесчета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдаватьссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения,а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продаетценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачиваюттакую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссиейденег.
Операции на открытомрынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков идругих финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.
1. Предположим,что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральныйбанк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральныйбанк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынкебанкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальныхдилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночнаяцена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно возрастает их привлекательностьдля покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственныеценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращениеобъема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денегв пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
2. Предположимтеперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении.В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежногопредложения, а именно центральный банк начинает скупать правительственные ценныебумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банкувеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная ценавозрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумагинепривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продаватьгосударственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковскихрезервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этомпроцентная ставка падает.
И снова можноотметить непредсказуемость результатов денежно-кредитной политики в связи с тем,что открытый рынок — это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводитк увеличению предложения финансовых активов следовательно, к росту процентных ставок.В свою очередь рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, чтоотчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытомрынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентныхставок и мультипликатора.
В статье ПушкаревойА.Л говорится, что этот инструмент широко используется во всем мире. Покупка государственныхценных бумаг –после кризиса 1998г. Практически не используется. Основная часть портфеляпринадлежащих Банку России государственных ценных бумаг неликвидна.
Рассмотренныеинструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно вкомплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинацияинструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовыхрынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок(ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики центральногобанка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центральногобанка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытомрынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокуюучетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческимибанками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнятьрезервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытомрынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг наоткрытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг).В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банкаи направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценныхбумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Кроме рассмотренныхвыше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политикиможет использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютноерегулирование.
УПРАВЛЕНИЕ НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ,ЭМИССИЯ ДЕНЕГ
Управление наличнойденежной массой (агрегатом МО) представляет собойрегулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятияиз обращения, осуществляемые центральным банком.
В статье СеменоваС.К.сказано, что в условиях, когда в России, по существу, был один Государственныйбанк, не возникала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсыавтоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов.В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитнойэмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в Россиибытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, адвижение по банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, но не денег.
Современная деятельностьБанка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качествеинструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страныв международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российскойэкономики.
В настоящее времяБанк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов, целью которых являетсяопределение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам.С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денегв кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненныенаправления выдачи наличных денег организациям и гражданам, а также налично-денежныйэмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятияиз обращения.
В статье ШенцисБ.Л. сказано, что операции по эмиссии денег посредством скупкивалютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ,носят спонтанный
характер, не проводитсяподробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируетсяи не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результатечего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительнымииздержками по выпуску собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной массысвидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетахв коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмиссии собственныхоблигаций, что недопустимо с точки зрения стратегии управления рисками в экономикев целом. Величина резервов также требует статистического изучения косвенных издержек,сопряженных с отвлечением средств, направленных на их формирование, из экономикистраны. До сих пор данный анализ не был представлен.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Валютное регулированиев качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральнымибанками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономическогокризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютнымипотоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежнойединицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежногобаланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте,дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуациии др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть определен в результатесвободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективнойсистемой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключаетсяв том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействияна курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышениякурса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для сниженияэтого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банкпроводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальнойвалюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересамиэкспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованыфирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки.В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающиесырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности,производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностраннойпродукцией.
1.4 Модели денежно-кредитнойполитики
В основе денежно-кредитнойполитики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитнойполитики на состояние экономики в целом.
Длительное времясреди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитнойполитики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег:модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.
И современныекейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в нейпод воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономикив целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точкизрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положенопределенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — спрос наденьги и их предложение.
Кейнсианскийподход
Сторонники кейнсианстваутверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многимивнутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различныеинструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные,с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятостии максимально возможных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитногорегулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменениеденежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, чтов свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативныйэффект инвестиций — к изменению уровня национального производства. Однако кейнсианцыотмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнемнационального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитнойполитики должен обладать значительным объемом экономической информации (например,о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и как приэтом изменится величина валового национального продукта). Кроме того, между приростомденег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существуетопределенный временной лаг.
В связи с изложеннымкейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизацииэкономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.
МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД
Формирование теориимонетаризма в 60—70-е годы XX века происходило в условиях возрождения традиций неоклассическогонаправления в экономической теории и количественной теории денег. Специфика монетаризмапо сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаристыособое значение придают денежно-кредитной сфере: «Деньги — главная движущая силарыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма — М. Фридмен.
Монетаристскийподход базируется на убеждении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система.Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, носят экзогенный характери являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, котороеблокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку».
Монетаристы предлагаютсвести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитнымрегулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одноправительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мыотвечаем своими деньгами, а оно — нашими»; «чем меньше доля государственных расходовв ВНП, тем лучше жизнь людей».
Для стимулированияделовой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивыйи обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицыбудет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляциейкак таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляциейи безработицей не существует». Таким образом, приоритет отдастся регулируемому ростуденежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.
Монетаристы считают,что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства болеетесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном)снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однакопри более значительной дефляции проявляются чистые убытки.
Таким образом,динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег.
Причинно-следственнаясвязь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемомвалового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно.М. Фридмен объясняет этот механизм воздействия посредством промежуточной категории— «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
Количественнаятеория денег, подчеркивает Фридмен, это прежде всего теория спроса на деньги: длядомохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм деньги являются капитальнымблагом. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуресвоих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличенииденежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его,люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спросвозрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту национального производстваи, как следствие, валового национального продукта. Исходя из этого, Фридмен выдвинул«денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно:необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.
«ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» ФРИДМЕНА
«Денежное правило»Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении— в пределах 3—5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активностьв экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3—5%в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономикубудет ниже 3—5% годовых, то темп прироста валового национального продукта станетпадать.
Интерес к рекомендацияммонетаристов о применении «денежного правила» на практике проявился в начале 70-хгодов XX века, когда кейнсианская концепция «формирования эффективного совокупногоспроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулированияна фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильностивалютных курсов показала свою неэффективность.
Политика монетаризмав тот период оказалась успешной в экономической практике многих стран, результатомее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночныхосновах экономики в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Однако сам Фридменотмечал, что пользоваться монетарными рычагами следует очень осторожно. Показываявозможности монетарной политики, он рассуждал также и о ее пределах, ведь «нашезнание о взаимосвязях между денежной массой, ценами и производством настолько ограниченно,что оперирование ими на практике может принести больше вреда, чем пользы». Развиваямысль Джона Стюарта Милля, Фридмен сравнивал деньги с механизмом, очень эффективным,но и очень капризным, поломка которого повергает в конвульсии все другие механизмы.Поэтому Фридмсн советовал избегать резких скачков, давая обществу возможность приспособитьсяк некоторому постоянному темпу роста определенного денежного агрегата, не переоцениватьхорошую политику и не повторять ошибок плохой. «Ошибки возникают не по злому умыслуэкономистов или политиков, а из-за пороков экономической науки». То, насколько правбыл Фридмеи, показывает опыт применения монетаристской концепции в России.
Широко распространеннымв нашей стране является мнение, согласно которому в основе проведенных отечественных«шоковых реформ» лежит теория монетаризма, а провал «шоковой терапии» в России показалнеэффективность применения монетаристской концепции. Попробуем разобраться, какимобразом монетаристская доктрина, принятая на вооружение такими международными организациями,как ОЭСР и МВФ, якобы привела к столь провальным экономическим результатам в России.
Отметим, во-первых,что эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того,насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночныхструктур. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структурили их быстрого восстановления механизм ценообразования играет стимулирующую роль._
Первоначальныйрост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидируетдефицит. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизацияцен. При сильно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройкеи развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров)инфляции. В этом случае при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткиемеры: замораживание заработной платы, сокращение объемов производства, проведениеденежной реформы. Все это увеличивает социально-экономические издержки «шоковойтерапии».
Следует заметить,что основное содержание монетаристской концепции — это анализ спроса на деньги состороны первичных собственников богатства (домохозяйств) и предприятий, а не ограничениепредложения денег и замедление роста цен, спрос на деньги, как и спрос на другиеактивы, зависит:
а) от общей суммыбогатства;
б) от издержек,с которыми связано получение дохода от денежной формы богатства в сравнении их сальтернативными издержками;
в) от целей ипредпочтений собственников богатства. В общем виде это относится и к спросу на деньгипервичных собственников богатства (домохозяйств), и к спросу со стороны предприятий.Действие данных факторов спроса на деньги отличается относительной устойчивостьюв условиях рынка и не может служить причиной инфляции при демонополизации и реальнойприватизации экономики. Как же эти факторы действовали в России?
Осенью 1991 годаРоссия получила в наследство от СССР крайне несбалансированную экономику с уровнемоткрытой инфляции свыше 300% в год. Подавленная инфляция привела к концу года ковсеобщей нехватке важнейших товаров; дефицит бюджета составил свыше 30% ВВП.
Огромный бюджетныйдефицит, отсутствие валютных резервов, развал административной торговли, надвигавшаясяугроза голода в крупных городах требовали решения в первую очередь задачи восстановленияэлементарной макроэкономической сбалансированности, управляемости хозяйства.
Можно предположить,что современные теоретические концепции денежно-кредитной политики представляютсобой синтез кейнсианства и монетаризма с учетом рациональных моментов каждой изтеорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладаетмонетаристский подход. Вместе с тем в краткосрочном периоде эффективно воздействиенепосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
2.Особенностиденежно-кредитной политики в современной России
2.1 Центральныйбанк России
Центральный банк-это центральное звено денежно-кредитной системы. Важнейшей функцией центрального банкаявляется выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача — созданиеусловий для неинфляционного развития экономики. Центральные банки в различных странахмогут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС),состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах центральныебанки являются государственными. Но и не находясь в собственности государства, центральныйбанк действует в рамках правительственных инструкций.
По мнению Толчина К.В., поведение ЦБ РФ как проводника денежно-кредитной политики неявляется предсказуемым и легко анализируемым. Являясь крупнейшим игроком на рынке,он не имеет выработанной стратегии осуществления денежно-кредитного управления экономикой,действия его носят спонтанный характер. Центральный банк также не ставит перед собойцели формирования благоприятных ожиданий других участников рынка и при разработкеОсновных направлений единой государственной денежно-кредитной политики не руководствуетсяэтим параметром.
Можно с достаточной степенью уверенностиутверждать, что разработка денежно-кредитной политики Банком России в большей степенинацелена на формирование благоприятного имиджа Банка (как органа денежно-кредитногоуправления) на международной арене, т.е. ориентирована на восприятие осуществляемойденежно-кредитной политики международными инвестиционными фондами, банками, клубамии другими экономическими организациями. Оценка и ожидания российской общественностине являются приоритетными при разработке денежно-кредитной политики Банком России.
Таким образом. Центральный Банк неориентируется на ожидания субъектов своего рынка, а потому проводит политику недо конца последовательную, не всегда соответствующую целям и часто несогласованнуюс настроениями экономической общественности.
Непоследовательность Центральногобанка прослеживается во всех аспектах денежно-кредитного регулирования: валютнойполитике, тар-гетировании инфляции, регулировании денежного предложения, регулированиипроцентных ставок в экономике.
2.2 Коммерческий банк
Коммерческий банк- основное звено кредитной системы стран с рыночной экономикой; универсальноекредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого являетсяпривлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещениеих от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности иплатности. Коммерческие банки выполняют функцию финансовых посредников, принимаявклады и предоставляя кредиты. Их деятельность является жизненно важной для нормальногофункционирования экономики. Прибыль коммерческого банка формируется главным образомза счет разницы между тем процентом, который он получает за предоставленные им вссуду деньги, и тем процентом, который он выплачивает по принимаемым вкладам. Банкине могут выдавать в качестве ссуды все имеющиеся у них деньги вкладчиков, посколькупоследние имеют право отозвать свои средства в любой момент. Поэтому коммерческиебанки должны сохранять определенную фиксированную часть депозитов, которая именуетсяобязательными резервами. Обычно коммерческие банки держат обязательные резервы ввиде вкладов в Центральном банке страны. Объем этих резервов выражается в процентномотношении к совокупной величине бессрочных вкладов и называется нормой обязательныхрезервов, которая устанавливается Центральным банком. Так, например, если нормаобязательных резервов была установлена на уровне 15%, а вклады в банке составляют1 млн. руб. то он должен хранить 150 тыс. руб. в качестве обязательного резерва.Остальные 850 тыс. руб. могут быть использованы для предоставления кредитов. Такимобразом, норма обязательных резервов ограничивает объем средств, на который банкимогут увеличить денежное предложение. Коммерческие банки выполняют также ряд другихбанковских операций. Они могут покупать и продавать иностранную валюту для собственногоиспользования и по поручению своих клиентов. Многие банки имеют специальные сейфы,в которых хранят ценности своих клиентов. Все большее распространение получают трастовыеоперации, при которых банк берет на себя заботу о сохранности и управлении средствамичастных лиц, недвижимостью и пенсионными фондами. Банк обязуется управлять довереннымиему средствами разумно и с прибылью для владельцам получает за это определеннуюплату.
2.3 Проблемыи перспективы развития денежно-кредитной политики
В статье БажанА.М.сказано, что современная российская денежно-кредитная политика, формировавшаясяв последние десять лет под влиянием рекомендаций экспертов Международного валютногофонда- это по существу (с точки зрения используемых инструментов и методологии)копия образцов денежно-кредитного регулирования, применяемых в настоящее время вразвитых странах Запада. Поскольку экономика России является переходной, то естьсущественно отличается от экономики развитых стран мира, то следует предположить,что и эксперты МВФ, и внимающие им денежные власти России по сути (вне зависимостиот того, осознают они это или нет) исходят из того, что современные западные теоретическиеосновы денежно-кредитных форм воздействия на экономику и вытекающие из них практическиерекомендации применимы к обществам, находящимся на разных уровнях развития. Однакоподобный подход не является, на мой взгляд, правильным. Он искажает истинную картинуразвития денежно-кредитной сферы в самих западных странах.
Дело в том, чтов основе данного мировоззрения лежит убеждение, повсеместно опровергаемое практикойисторического развития. Оно состоит в следующем: значительные трансформации, которыебыли характерны для сферы денежно-кредитной политики прежде всего в Европе и СевернойАмерике на протяжении всего ХХ века и в предшествующие столетия, не являютсярезультатом требований изменяющихся условий и обстоятельств, а выступают исключительноплодом движения мысли теоретиков и изобретателей все более совершенных, годящихсяна все случаи жизни, денежно-кредитных приемов и методов воздействия. Действительно,только тот, кто придерживается такого взгляда, способен всерьез считать, что в условияхпереходного периода от капитализма к социализму лучше всего подходит применениеметодологии и инструментария либеральной денежно-кредитной политики современногопостиндустриального общества.
Исключительнонегативное влияние оказало данное мировоззрение на состояние переходной экономикиРоссии, правящие круги которой послушно следовали установкам МВФ. Десятилетний переходныйпериод совершенно недвусмысленно показал, насколько велики могут быть экономическиепотери, если методология и инструменты денежно-кредитной политики являются элементомчужеродным, неадекватным экономическим реалиям и требованиям развития национальнойэкономики. Провал следовал за провалом. В этих условиях вполне уместны были бы кардинальныеизменения в подходах к денежно-кредитному регулированию. Однако меры, принимаемыеправительством и Центральным банком, сводились к повторению стандартного наборарецептов, навязываемых МВФ, и совершенно не учитывали особенностей российской экономики.Неудивительно, что за это время так и не удалось активизировать участие банков винвестиционном процессе, решить проблему занятости, обеспечить приемлемый уровеньжизни, повысить конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности.
Настойчивость,с которой денежные власти государства проводили в сущности разрушительный для российскойэкономики курс, вызывает удивление. В то же время это может быть частично объясненодвумя причинами. С одной стороны, чисто материальными эгоистическими интересамифинансово-олигархических кланов, которые стояли за основными решениями в этой сфереэкономической деятельности. С другой стороны, идеологической засоренностью и негибкостьювластной элиты, взявшей на вооружение (на наш взгляд, бездумно и некритично) современную,главным образом монетаристскую, технологию и инструменты воздействия на экономикувместо того, чтобы создать систему регулирования, адаптированную к российским реалиямпереходного периода.
Весь период перехода свидетельствует о неадекватности денежно-кредитныхметодов. В соответствии со взглядами монетаристов, считающих, что проблемы ростаи производства автоматически будут разрешены стоит только обеспечить стабильностьденежной единицы.
Действительно,с 1995 г., учитывая, видимо, отрицательный опыт введения ограничений на закупкуЦентральным банком иностранной валюты, денежные власти стали использовать другиеметоды денежно-кредитного регулирования, извлеченные из арсенала монетаризма, вцелях воздействия на денежную массу: краткосрочные казначейские обязательства, депозитыкоммерческих банков в Банке России и нормативы обязательного резервирования. В основеизменения тактики регулирования была вполне приемлемая с точки зрения теории логикарассуждений: чтобы не допускать впредь относительного повышение курса рубля (таккак это негативно сказывается на конкурентоспособности российского бизнеса, а следовательно,на экономическом росте и решении комплекса социальных задач), не следует ограничиватьобмен иностранной валюты на рубли. Это не стоит делать и по причине необходимостипривлечения средств иностранного капитала для покрытия дефицита государственногобюджета. Но поскольку этот дефицит, а также приток иностранного спекулятивного капитала,обмениваемого на рубли и вкладываемого в государственные облигации, неизбежно порождаютпредпосылки разбухания денежной массы, то на последнюю следует воздействовать. Этонеобходимо для того, чтобы держать ее в определенных границах с помощью специальныхинструментов регулирования, которые бы стерилизовали излишек денег, выводили егоиз обращения, поглощали, делали его нейтральным по отношению к товарным ценам.
На первый взглядполитика регулирования, основанная на подавлении инфляции с помощью высоких нормативовобязательных резервов, подвижных (в соответствии с изменениями масштабов инфляции)процентов по депозитам коммерческих банков в Центральном банке и по государственнымоблигациям, весьма логична. Она кажется довольно разумной и оперирует весьма простымиумозаключениями, которые сводятся к следующему. Если возросла инфляция, во-первых,следует увеличить нормативы обязательных резервов коммерческих банков, что снизитобъемы кредитования в стране, а следовательно, и совокупный денежный спрос на товарыи услуги реального сектора экономики. С одной стороны, это произойдет из-за мультипликативногосокращения предложения денег, а с другой — спроса на них, поскольку возрастет процентпо кредитам и другим активам. Во-вторых, целесообразно сделать привлекательнымиинвестиции в государственные облигации за счет повышения их доходности и тем самымпереориентировать часть платежеспособного спроса с товарной массы на эти финансовыеинструменты. В-третьих, с этой же целью полезно увеличить проценты по депозитамкоммерческих банков в Центральном банке.
Д. Львов считает, что бояться инфляциине следует и нужен переходк новой экономической модели развития, способной резко повысить КПД использованиянационального богатства страны, а для этого нужна реформа системы доходов. Если по производительности труда мыотстаем в 5 — 6 раз, то по уровню заработной платы в 10 « более раз. Таким образом,делается вывод, что заработная плата в России недопустимо низкая по отношению кпроизводительности труда. С тезисами о необходимости реформы доходов нельзя не согласиться.Сложность выполнения поставленной цели связана с выбором соответствующих инструментовмакроэкономической политики. Начало преобразований видится в проведении жесткойденежно-кредитной политики по изменению соотношения цен.
Изменение ценовых пропорций не можетпройти безболезненно. Инфляция во внутреннем секторе в основном коснетсянизкооплачиваемых и средне доходных слоев населения. Возрастет конкурентоспособностьимпорта. Успех преобразований будет зависеть от умения российских предприятий использоватьнеценовые факторы конкуренции и продвигать товары на внутреннем рынке. Если предприятияадаптируются к новым экономическим условиям, то рост доходов населения и, как следствие,рост платежеспособного спроса выполнят роль стимулятора российской экономики.
Именно финансовыеинструменты могут стать реальным двигателем экономического развития. Приближение финансового сектора креальному производству, преодоление ценовых диспропорций, формирование структурыцен, которая может в незначительной мере отличаться от мировой, позволит провестиреформу доходов населения.
Опыт России показал,что антиинфляционные меры,
практикуемые наЗападе, направленные на сокращение количества денег в обращении, не могут быть эффективныв условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственнаячасть, находится в состоянии глубокого упадка.
Проведение в жизньэтих простых и понятных решений в условиях сложной и неординарной российской экономическойситуации, однако, создало (и создает до сих пор) еще больше проблем, нежели денежно-кредитнаяполитика первой половины90-х гг., и закончилось, как известно, августовским крахом1998 г. Дело в том, что такая денежно-кредитная политика проводилась и проводитсяв условиях непрекращающейся дезорганизации и падения национального производства,что, с одной стороны, усугубляло это падение, делало его более глубоким, а, с другойстороны, не позволяло эффективно выполнять даже ту основную задачу, для реализациикоторой вообще были предназначены указанные выше инструменты — сдерживать развитиеинфляционных процессов. Иными словами, опыт России показал, что антиинфляционныемеры, практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в обращении,не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом,и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка.Именно поэтому, по нашему мнению, несмотря на использование в России современныхинструментов денежно-кредитного регулирования, все еще достаточно высок уровеньинфляции.- Он, как правило, во второй половине 90-х гг. в 4-7 раз превышал уровеньинфляции в развитых западных странах.
Гуревич М.И. считает,что в конечном итоге денежно-кредитная политика должна обеспечить решение следующихосновных задач:
-неинфляционноеувеличение притока национальных инвестиционных ресурсов в экономику страны;
-создание механизмаперераспределения Банком России денежных средств среди субъектов банковской системычерез инструменты абсорбирования и предоставления ликвидности;
-трансформациюкоротких (2-3 недели) денежных средств в длинные (1-7 лет), но по цене коротких;
-удешевлениекредитных ресурсов для целей модернизации основных фондов и создания новых производственныхмощностей;
-повышение капитализациибанковской системы.
Именно ресурсыво все времена определяли благополучие государства и нации: природные, денежные,людские, причем именно ресурсы, а не надзор за их распределением и оборотом.
За надзором, поего мнению, должна быть закреплена не только функция удаления с рынка опасных дляобщества криминальных кредитных организаций, но и функция ускоренного развития подавляющегобольшинства добросовестных банков.
Астапов К.Л. утверждает,что для денежно-кредитнойполитики необходимы взвешенные оценки объема Стабилизационногофонда и возможностей его использования для развития российской экономики, которые приводятся в табл.1. предлагаютсятри возможных сценария:
1) консервативный (цены на российскуюнефть находятся на уровне 40дол. США за баррель, и объем экспорта нефти 200 млн.т в год, что ниже объемов экспорта нефти в 2004 г., составивших 258млн т, но выше150 млн. т в неблагоприятном сценарии Энергетической стратегии России на периоддо2020 г., утвержденной распоряжением Правительства от 28.08.2003г.
Стабилизационный фонд будетувеличиваться на 390 млрд руб.;
2) реалистичный (цены нароссийскую нефть-60дол. за баррель, а объемы экспорта- 250 млн т) — 1,46 трлн руб.;
3) благоприятный (ценына российскую нефть—70дол. за баррель, а объемы экспорта — 300 млн т, что несколькониже максимального уровня экспорта нефти в Энергетической стратегии) — 2,33 трлнруб.
Таблица 1Сценарий 2007 2008 2009 2010 2011 2012 1-й сценарий 2,1 2,5 2,9 3,3 3,7 4,1 2-й сценарий 2,1 3,6 5,0 6,5 7,9 9,4 3-й сценарий 2,1 4,4 6,8 9,1 11,4 13,8
ФормированиеСтабилизационного фонда, в трлн руб. (расчеты автора)
Во всех случаях будем предполагать,что уровень отсечения в Стабилизационный фонд составит 30 дол. за баррель, в товремя как сейчас планка отсечения составляет 27дол. Кроме того, будем исходить изоценок Минфина объема Стабилизационного фонда на начало 2007г. — 2,10 трлн руб.,в расчетах курс доллара — 27 руб.
Таким образом, если средства толькоаккумулируются в Стабилизационном фонде и не используются, то к 2012г. при наиболее вероятном сценарии объем фонда превысит 9 трлн руб., что значительнопревышает внешний долг (ВВП в 2004г. составил 16,8 трлн руб., а внешний долг — 3,2трлн руб.).
Заключение
В данной курсовой работе я попыталась провести анализ осуществленияденежно-кредитной политики. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса),приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного политики,и как следствие — изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материалпозволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемоговопроса:
высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществленияденежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говоритьоб увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;
следует отметить более решительный переход от административно-командныхк рыночным методам регулирования;
сочетание мер, принимаемые ЦБ в области валютной политики и вобласти дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенныхуспехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютныхрезервов.
сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствуетоб адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированногоуровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста.
Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуациина внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшаядинамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действияБанка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенныеограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.
Список использованных источников
1) Нуреев Р.Н. Деньги, банки и денежно-кредитнаяполитика / Р.Н.Нуреев.-М.: Москва, 1995.-41-45с.
2) Астапов К.А. Направления совершенствованияденежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит.-2006.-№25.-с.75-81.
3) Гуревич М.И. К вопросу о совершенствованииденежно-кредитной политики // Деньги и кредит.-2007.-№5.-с.43-46.
4) Ершов М.В. Задачи экономическогоразвития и денежно-кредитные подходы // Деньги и кредит.-2007.-№6.-с.31-35.
5) Захаров В.С. Денежно-кредитная политика.Практические аспекты // Банковское дело.-2002.-№1.-с.2-12.
6) Лаврушин О.И. Особенности использованиякредита в рыночной экономике // Банковское дело.-2002.-№6.-с.2-13.
7) Москвин В.А. Пути совершенствованияобязательного резервирования / Москвин В.А., Ларина О.И. // Деньги и кредит.-2002.-№3.-с.17-26.
8) Моисеев С.Р. Инерция денежно-кредитнойполитики // Финансы и кредит.-2003.-№20.-с.52-57.
9) Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитногорегулирования: новации обязательного резервирования в России // Финансы и кредит.-2005.-№23.-с.45-54.
10) Пещанская И.В. Кредитный рынокРоссии: повышение конкурентоспособности // Банковское дело.-2004.-№7-с.2-5.
11) Пушкарева А.Л. Денежно-кредитнаяполитика и политика Центрального банка / Пушкарева А.Л., Шенцисс Б.Л. // Банковскоедело.-2002.-№2.-с.11-16.
12) Семенов С.К. О классификации методовденежно-кредитной политики // Финансы и кредит.-2005.-№2.-с.45-47.
13) Садков В.Г. Денежно-кредитный федерализм,становление и направления развития / Садков В.Г., Овчинникова О.П. // Финансы икредит.-2005.-№31.-с.2-9.
14) Тамза В.А. Денежно-кредитные ресурсыРоссии: тенденции и перспективы // Финансы и кредит.-2003.-№9.-с.54-60.
15) Толчин Т.В. Об оценке эффективностидеятельности банков // Деньги и кредит.-2007.-№9.-с.15-17.