Реферат по предмету "Банковское дело"


Особенности формирования денежно-кредитной политики Российской Федерации и механизмы ее реализации в современных условиях

Курсовая работа
«Особенности формирования денежно-кредитнойполитики Российской Федерации и механизма ее реализации в современных условиях»

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
1.2 Характеристика основных инструментов и методовденежно-кредитного регулирования
1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка в2009 году
2.1 Политика рефинансирования
2.2 Регулирование банковскихрезервов
2.3 Валютная политика
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах
3.1 Направление денежно-кредитной политики
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и ихиспользование
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность даннойработы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основныхполитик государства, направленная на регулирование экономического роста,сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса,которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательствагосударства в экономику страны.
В настоящее времядеятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, посколькуот его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредствомкоторых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейшийрост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а такжеукрепление позиций на международном рынке.
Денежно-кредитнаяполитика — чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса,но и не исключен другой результат — усугубление сложившихся в экономикенегативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшемуровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путейвоздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадутположительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политикивыступает Центральный эмиссионный банк государства. Без вернойденежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не можетэффективно функционировать.
Целью данной работыявляется исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политикиЦентрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цельопределяет следующие задачи курсовой работы:
·        рассмотретьтеоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели и формы;
·        показатьосновные инструменты и методы денежно-кредитной политики;
·        проанализироватьитоги денежно-кредитной политики за 2009 год.
Теоретической основойработы являются труды отечественных специалистов в области денежно-кредитнойполитики ЦБ.
Информационной базойпослужили официальные данные Центрального Банка России, Федеральной службы государственнойстатистики, банковское законодательство, сайт ЦБ РФ, РБК, периодическиепечатные издания.
Курсовая работа состоитиз трех глав.
В первой главерассматриваются теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определяютсяцели и формы денежно-кредитной политики.
Во второй главепроводится анализ денежно-кредитной политики за 2009 год.
Третья глава посвященацелям и инструментам денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах.
Глава 1. Теоретические основыденежно-кредитной политики/>/>/> 1.1 Понятие, цели и формы денежно-кредитной политики
Современные глоссарии иэкономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитнойполитики:
·         Денежно-кредитнойполитикойназывается совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объемакредита.
·         Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий вобласти денежного обращения и кредита, направленных нарегулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятостии выравнивание платежного баланса.
·         Денежно-кредитнаяполитика — это “проводимыйгосударством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения икредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционированияэкономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основнымисоставляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика,наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемымметодам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетногопроцента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, атакже выборочные методы регулирования отдельных видов кредита”.
·         Денежно-кредитнаяполитика –это совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленныхна изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок идругих показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции,устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильногоэкономического роста.
Таким образом, существуетмножество авторов, разъясняющих формулизованное понятие денежно-кредитнойполитики, но принципиальные различия в трактовке реальной сути данного терминаразными авторами отсутствуют.
Разработкаденежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думупроект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политикина предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единойгосударственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительнопроект представляется Президенту и Правительству России. [2]
Государственнаядума рассматривает основные направления единой государственнойденежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решениене позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральномбюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведенияденежно-кредитной и финансовой политики.
Основополагающей цельюденежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровняпроизводства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с цельюстабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом,центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существуетцелый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование,государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельностькоммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращениекредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развитиявнутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальныхэкспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяетдостичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняетосуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другойстороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и,как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютногоположения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политикадолжна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во второмслучае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег». [13]
С помощью кредитногорегулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержатьрост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредитдля стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политикареализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между нимисостоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие черезликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитованияэкономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
В условиях рыночнойэкономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип«компенсационного регулирования». Принцип компенсационногорегулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
·         политикиденежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышенияуровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
·         политикиденежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижениенормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политикаденежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется вусловиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политикаденежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется вкризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы.Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении болеельготных условий кредитования.
Основные цели денежно — кредитной политики государства меняются в зависимости от уровнясоциально-экономического развития, на котором находится это государство.
Приоритет целейденежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов,стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличиемсбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или егодисбалансом.
В общем случае, основнымицелями денежно-кредитной политики государства являются:
·         регулированиеэкономической активности агентов экономических отношений;
·         достижениеуровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
·         созданиебезинфляционной экономики.
К преимуществамденежно-кредитной политики следует отнести:
·         быстротуи гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
·         независимостьот политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции иполномочия). [13]/> 1.2 Характеристика основных инструментов и методовденежно-кредитного регулирования
В Федеральном законе от 10июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» приводятся основные следующие основные инструменты и методыденежно-кредитной политики Банка России:
1) процентные ставки пооперациям Банка России;
2) нормативы обязательныхрезервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытомрынке;
4) рефинансированиебанков;
5) валютноерегулирование;
6) установлениеориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественныеограничения.
8) эмиссия облигаций отсвоего имени. [2]
Возможны два направленияденежно-кредитного регулирования. Первое — стимулирование кредита и денежногопредложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе — сдерживание кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика”дорогих денег”. Классическими и главными инструментами проведенияденежно-кредитной политики являются:
дисконтная политика (изменение ставкирефинансирования);
регулирование банковскихрезервов (изменениенорм обязательных резервов);
операции на открытомрынке сценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящиежесткий административный характер.
Определениеприоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей,которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, всовременных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и СШАприобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установлениеминимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странахже, где рыночные отношения расширяются, например Российская Федерация,установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, аоперации на открытом рынке только начинают развиваться. [8]
Ставка рефинансирования — это процент, подкоторый центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивымкоммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетнаяставка — процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселякоммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залогценных бумаг.
Формулировка понятиярефинансирования в Федеральном законе от 10 июля 2002 года «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» в главе VII, статьи 40,приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование БанкомРоссии кредитных организаций”.
Учетную ставку (ставкурефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает длякоммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банкамиувеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличениеколичества денег в обращении. [2]
И наоборот, увеличениеучетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того,некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их,т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит кмультипликационному сокращению денежного предложения.
Среди инструментовмонетарной политики — политика учетных ставок (ставок рефинансирования)занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытомрынке (а в некоторых странах является главным инструментом управленияпредложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностьюцентрального банка на открытом рынке.
Большинство центральныхбанков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулированияиспользуют систему резервных требований.
Резервные требованияпредставляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они всоответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов вцентральном банке.
Данные резервы относятсяк числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь идобровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервамии представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов.Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.
Традиционно называетсядвоякое назначение резервных требований: текущее регулирование банковскойликвидности и текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денегкоммерческими банками.
Исторически возникновениесистемы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечитьбанками современность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчикамии кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность вопределенном объеме.
Указанная наличностьможет использоваться для своевременного погашения обязательств банка передвкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитованияцентральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системырефинансирования.
Постепенно данныйинструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объемавыдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным призаконодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчисленийв фонд обязательного резервирования.
В современных нормативныхдокументах, определяющих целесообразность применения системы минимальногорезервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечениепосредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулированиеструктурной ликвидности банковской системы.
Система обязательногорезервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призванарешать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта вэтой области.
В официальных документахБанка России указано, что резервные требования применяются в целяхрегулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежныхагрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Важным элементоммеханизма обязательного резервирования является определения составарезервируемых обязательств.
Состав резервируемыхобязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:
·         депозитыдо востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
·         средствафедерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местныхбюджетов, находящихся на счетах в банках;
·         средствакредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) врублях и иностранной валюте;
·         кредиты,полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и процентыпо ним;
·         депозитыи иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченныедепозиты и проценты по ним;
·         депозиты(до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, втом числе нерезидентов;
·         остаткисредств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерскимоперациям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
·         выпущенныебанком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты,векселя и банковские акцепты и др.);
·         остаткисредств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы коплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.).
Одним из элементовсистемы резервирования является ставка (норма) резервирования.
Данный элементнепосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидностибанковской системы.
Снижение нормырезервирования связывается с необходимостью расширять денежную массупосредством активизации кредитной деятельности банков.
Увеличение нормырезервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов инеобходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитногомультипликатора.
В то же время ограничениекредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить ксокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, еслидаже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.
Норма обязательногорезервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не толькообъем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своейликвидности, источникам возникновения, происхождению.
Денежно-кредитнаяполитика ЦБ РФ ориентирована на поддержание наиболее оптимальной структурыденежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию нормобязательного резервирования.
Дифференциация нормобязательного резервирования в зависимости от видов депозитов обусловленанеобходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установлениеболее высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению сосрочными и сберегательными вкладами стимулирует развитие последних.
Установление высокихставок на вклады в иностранной валюте направлено на сдерживание притокакапиталов из-за границы и вложений банками своих ресурсов в иностранную валюту.
Операции центральногобанка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономическойпрактике основным инструментом денежно-кредитной политики.
Операции на открытомрынке –сделки по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком на открытомрынке. Под открытым рынком понимается совокупность финансовых посредников (банков,страховых, инвестиционных компаний и пр.), совершающих операции сгосударственными ценными бумагами. Центральный банк продает или покупает позаранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные,формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибкиминструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческихбанков.
Операции центральногобанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободныхресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение,либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя наликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такоевоздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банковили продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленнойна отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает ценупродажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает илиуменьшает ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банкпокупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на ихкорреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможностибанков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денегвходят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются вналичные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческиебанки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самымсокращают свою кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
В Федеральном законе от 10июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» в главе VII статья 39 приводятся следующая формулировка операцийна открытом рынке: “Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажаБанком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочихгосударственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами ссовершением позднее обратной сделки”.
В развитых странах,имеющих высоколиквидный рынок государственных ценных бумаг, операции наоткрытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики. Вразвивающихся экономиках, в которых финансовый рынок недостаточно развит,эффективность подобных операций более ограничена.
Кроме рассмотренных вышетрадиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политикимогут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществлятьсявалютное регулирование.
Под валютнымрегулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами,формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курсоказывают множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта,доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия,экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в данных конкретныхусловиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложенийпо купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной формой валютного регулированияЦБ РФ является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральныйбанк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курснациональной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышениякурс национальной валюты ЦБ РФ центральный банк продает иностранную валюту, дляснижения – скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводитвалютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальнойвалюты у его покупательной способности и в то же время найти компромисс междуинтересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальнойвалюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную частьпоступающей валютной выручки. В некотором завышении национальной валютызаинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие деталииз-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, котораянеконкурентоспособна по сравнению с иностранной.
Наряду с валютнойинтервенцией ЦБ РФ может предпринять ряд административных мер, позволяющихрегулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежногообращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений.Например, введение “валютного коридора” способствует регулируемости валютногокурса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние наразвитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий,осуществляющих внешне-экономическую деятельность, на финансовое положение банков.[13]
ЦБ РФ придерживаются восновном системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию навалютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватнымикредитно-денежной программе.
В целом эффективноеиспользование инструментов денежно-кредитной политики определяется рядомфакторов, из которых можно выделить следующие:
·         выборпромежуточной цели денежно-кредитной политики (таргетирование инфляции,денежное или валютное таргетирование), определяемый степенью либерализацииэкономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, егофункциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитнойполитики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемойвалюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенномуровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будетпринять устанавливаемый рынком курс национальной валют. И наоборот, при выборецели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу,он должен учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если жецентральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки наположительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременнопроводить политику таргетирования инфляции и т.п.;
·         выборконцепции денежно-кредитной политики: политика кредитной экспансии, или“дешевых” денег, либо политика кредитной рестрикции, или “дорогих” денег. Выборправильной концепции весьма затруднен. С одной стороны, в стране могутдействовать инфляционные факторы, требующие сокращения денежной массы, чтопредполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, экономикенеобходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии.Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной иналоговой политикой;
·         уровеньфункциональной независимости центрального банка. Функциональная независимостьпредполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведенияденежно-кредитной политики. Функциональная независимость проявляется также втом, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средстваправительству для финансирования государственных расходов и оказывать емупредпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональнойнезависимости имеет значение характер применяемых инструментовденежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой,а именно: применение преимущественно рыночных или административных методовконтроля;
·         будетли центральный банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитнойполитики (денежной программе) или станет их менять в зависимости отскладывающихся тенденций развития экономики, т.е. будет проводить дискреционнуюденежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий; денежно-кредитнаяполитика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центральногобанка на временные изменения экономической конъюктуры. Жесткое следованиеустановленным ориентирам денежно-кредитной политики, например прироста денежноймассы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести кнежелательными инфляционным последствиям или к ограничениям совокупного спроса.А это, в свою очередь, снижает доверие к действиям центрального банка;
·         какучитываются временные лаги денежно-кредитной политики, поскольку относительнаянепредсказуемость денежно-кредитной политики связана именно с проблемамивременных лагов;
·         какиеметоды денежно-кредитной политики будут применяться;
·         чрезвычайноважное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеетстабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, черезкоторый передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитнуюсистему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условиядля их функционирования. Следовательно, регулирование центральным банкомдеятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно изнаправлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центральногобанка./> 1.3 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Центральный Банк РФ (БанкРоссии) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпускабанкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, храненияофициального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентомправительства при обслуживании госбюджета. [10]
Центральный Банк РФнаделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг,устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервыкоммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром.Основная его задача – это проведение государственной политики в областиэмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции,полномочия и принципы организации и деятельности Банка России какпублично-правовой организации законодательно определяются КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке РоссийскойФедерации (Банке России)» и другими федеральными законами. СогласноКонституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита иобеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка Россииявляются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению киностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России;обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органовгосударственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности БанкаРоссии. [1]
Принцип независимости –ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется,прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органовгосударственной власти и выступает как особый институт, обладающийисключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. БанкРоссии является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права.Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральнойсобственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществомБанка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременениеобязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются.Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражаетсятакже в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и нерегистрируется в налоговых органах. [2]
Банк России подотчетенГосударственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, котораяназначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (попредставлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров БанкаРоссии, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчетЦентрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
·    вовзаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту иобеспечение устойчивости рубля;
·    монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
·    являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует системурефинансирования;
·    устанавливаетправила осуществления расчетов в Российской Федерации;
·    устанавливаетправила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности длябанковской системы;
·    осуществляетгосударственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензиикредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
·    осуществляетнадзор за деятельностью кредитных организаций;
·    регистрируетэмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральнымизаконами;
·    осуществляетсамостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все видыбанковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
·    осуществляетвалютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностраннойвалюты;
·    определяетпорядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
·    организуети осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и черезуполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·    принимаетучастие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации иорганизует составление платежного баланса Российской Федерации;
·    проводитанализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и порегионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовыхотношений;
·    публикуетсоответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иныефункции в соответствии с федеральными законами. [2]
Для реализациивозложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработкеэкономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России иПравительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемыхдействиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику,проводят регулярные консультации.
Банк России консультируетМинистерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаги погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковскойсистемы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Глава 2. Анализ денежно-кредитной политикиЦентрального Банка в 2009 году 2.1 Политика рефинансирования
Порядок осуществленияопераций рефинансирования представлен в двух нормативных документах БанкаРоссии: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядкепредоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченныхзалогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России от 12 ноября2007 года № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитныморганизациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».
Сегодня ставкарефинансирования ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк Россиивоздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентныеставки по депозитам юридических и физических лиц. В своей процентной политике,коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансированияЦБ, при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты,предлагаемые населению. Несмотря на неоднократное снижение ставкирефинансирования, кредитная активность коммерческих банков продолжает покаоставаться низкой, а процентные ставки для большинства конечных заемщиков –высокими, и это продолжает сдерживать восстановление экономического роста встране.
С 25 ноября 2009 г.установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 9 %, основанием для ееопределения стало Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У «О размереставки рефинансирования Банка России». Указанное решение принято Советомдиректоров Банка России, прежде всего, с целью дополнительного стимулированиякредитной активности банковского сектора экономики.
Ставка рефинансированияЦентробанка снижена до рекордно низкого уровня за все годы существования РФ. Впериод с начала мирового финансового кризиса ставка, устанавливаемая ЦБ Россиибыла резко поднята, а теперь наблюдается ее стремительное понижение.
Темп инфляции в России завосемь месяцев текущего года составил 8,1%, что ниже соответствующегопоказателя 2008 года на 1,6 процентного пункта. Но не смотря на это, главнаяцель сокращения ставки рефинансирования – оживления кредитного рынка – покадостигается не в полной мере. ЦБ отметил, что в августе наметились позитивныесдвиги в кредитной активности банковского сектора, однако уровень процентныхставок по кредитам для большинства конечных заемщиков продолжает оказыватьсдерживающее воздействие на экономический рост. [16]
Изменение процентныхставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочныхставок рынка банковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR пооднодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 6,6%годовых в августе. Тем не менее высокие оценки рисков потенциальных заемщиков,общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а такженеобходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этимпредпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активовв наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок покредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования.
/>
Рис 2.1: Процентныеставки по основным операциям Банка России и MIACR (% годовых).
В 2009 году происходилосущественное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело кснижению годовых темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациями физическим лицам. Значительное уменьшение рублевой депозитной базы,произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступленийсредств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенноограничивали предложение кредитов со стороны российской банковской системы. Вэтот же период продолжился рост просроченной задолженности по кредитамнефинансовым организациям и населению. Это стало дополнительным фактором,обусловившим ограничение предложения кредитов, так как вынуждало банкидействовать более осторожно в связи с ухудшением качества банковских активов ифинансового состояния многих заемщиков. Кроме этого на динамике кредитныхагрегатов отразилось снижение спроса на кредиты в условиях общего спадаэкономической активности и высокой стоимости заимствований на внутреннем рынке.Реализация кредитных рисков в российском банковском секторе и высокая стоимостьфондирования для кредитных организаций обусловили в начале 2009 года ростпроцентных ставок по кредитам нефинансовым организациям, прекратившийся послереализации мер, принятых Банком России.
/>
Рис 2.2: Кредитынефинансовым организациям и физическим лицам в рублях и иностранной валюте(прирост в % к соответствующей дате предыдущего года).
/>
Рис 2.3: Номинальныепроцентные ставки по кредитам в рублях (% годовых).
Темпы приростазадолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностраннойвалюте (в рублевом выражении), по предварительным данным, за январь-август 2009года значительно снизились – до 2,4% по сравнению с ростом на 26,9% заянварь-август 2008 года. Годовой темп прироста этого показателя на 1.09.2009составил 8,4% против 47,1% на соответствующую дату 2008 года. Задолженность покредитам, предоставленным физическим лицам в рублях и иностранной валюте (врублевом выражении), за январь-август 2009 года сократилась на 8,9% посравнению с ростом на 30,9% за январь-август 2008 года. Задолженность покредитам физическим лицам на 1.09.2009 сократилась в абсолютном выражении посравнению с аналогичной датой прошлого года на 5,9% (на 1.09.2008 – прирост на51,0%). [7]
В январе 2009 года вусловиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции порефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: среднийдневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлялоколо 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела кснижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: вфеврале-марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлениюликвидности снизился до 430 млрд. рублей и в апреле-августе 2009 года – до 70млрд. рублей.
В апреле-августе 2009года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредитакредитным организациям снизился на 1,35 трлн. Рублей (на 38,7%). При этомособенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций покредитам без обеспечения (более чем в 3 раза), часть которой была погашенадосрочно.
Одним из основныхрыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямогоРЕПО Банка России. За восемь месяцев 2009 года объем данных операций составил22,4 трлн. Рублей по сравнению с 4,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года.Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот периодсоставил138,5 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальныйсреднедневной уровень данного показателя – около 763 млрд. рублей. Повышениюпотенциала данного инструмента в 2009 году способствовало начало проведенияопераций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширениеЛомбардного списка Банка России. Кроме того, важным шагом являлосьвозобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операцийна сроки 6 и 12 месяцев.
За январь-август 2009года объем операций по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от 5недель до 1 года составил 2,9 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1год был проведен 8 июня текущего года, по итогам которого было предоставленопочти 48 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по данным операциям на1 сентября 2009 года составила 0,6 трлн. рублей. [15]
Объем операций БанкаРоссии по предоставлению кредитов под обеспечение нерыночными активами (векселя,права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительствакредитных организаций за восемь месяцев 2009 года составил 1,7 трлн. рублей, изних кредитов, обеспеченных поручительствами, – 501 млрд. рублей.
Банк России такжепредоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершенияоперационного дня: объем этих операций за январь-август 2009 года составил 234млрд. рублей.
Существенно увеличилсяспрос на ломбардные кредиты. За восемь месяцев 2009 года общий объем операций попредоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил 218 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 7,8раза. Основную их часть (52,4%) составили ломбардные кредиты по фиксированнойпроцентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней,
в том числе более 35млрд. рублей – через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций попредоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов на аукционной основеза восемь месяцев 2009 года составил 104 млрд. рублей по сравнению с 3,6 млрд.рублей за соответствующий период 2008 года. [15]
/>
Рис 2.4: структуравалового кредита Банка России кредитным организациям без учетасубординированных кредитов Сбербанку России (млрд. рублей).
В 2009 году Банк Россиипродолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могутиспользовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования сБанком России.
В I квартале 2009 года вЛомбардный список Банка России были включены облигации с ипотечным покрытием,обязательства эмитента по которым обеспечены солидарным поручительством ОАО«АИЖК» (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), а такжеоблигации эмитентов, входящих в Перечень системообразующих организаций,утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развитияроссийской экономики, образованной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 15.12.2008 № 957, включенные в котировальный список по крайнеймере одной фондовой биржи, действующей на территории Российской Федерации,независимо от наличия у указанных эмитентов международного рейтинга.
Объем операций «валютныйсвоп» Банка России за восемь месяцев 2009 года составил 0,5 трлн. рублей.
Существенно возрос вянваре-августе 2009 года объем операций по внутридневным кредитам,предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойногофункционирования платежной системы, – до 14,7 трлн. рублей, что на 42,7%больше, чем за соответствующий период 2008 года.
В целях регулированияликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции скредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации пофиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-некст»,«спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя», а также попроцентным ставкам, определяемым на аукционной основе со сроками привлечениясредств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».
Общий объем заключенныхБанком России депозитных сделок за январь-август 2009 года составил 12,9 трлн.рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на2,7 трлн. рублей (приложение 1).
2.2 Регулирование банковских резервов
В 2009 году Банк России вкачестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовал обязательныерезервные требования. Депонирование обязательных резервов в Банке Россииосуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года№ 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
В январе 2009 года БанкРоссии принял решение о переносе ранее установленных сроков поэтапногоувеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на1 мая и 1 июня 2009 года соответственно, а в апреле 2009 года – ореструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением егоне в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе).
Нормативы былиустановлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере:с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня 2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%;с 1 августа 2009 года – 2,5%. [7]
Таблица 1: Нормативыобязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России. [15]Наименование Размер По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте 2,5% По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте 2,5% По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и иностранной валюте 2,5% Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 0,6 Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) 1 Корректировочный коэффициент 0,2
Кроме того, Банк Россиидо 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усредненияобязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов накорреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России кредитныморганизациям, независимо от классификационных групп, присваиваемых им врезультате оценки экономического положения в соответствии с требованиямисоответствующих нормативных актов Банка России.
Для поддержания ликвидностикредитных организаций, осуществляющих мероприятия по предупреждению банкротствас участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее– Агентство), Банк России предоставил таким кредитным организациям право прирасчете суммы обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России,не включать в состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентствоми (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитнымиорганизациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планамучастия Агентства в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральнымзаконом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системыв период до 31 декабря 2011 года».
Установленный БанкомРоссии коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитныморганизациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентскихсубсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательныхрезервов, подлежащей депонированию в Банке России.
Усредненная величинаобязательных резервов увеличилась с января по август 2009 года с 37,0 до 163,2млрд. рублей. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение,также постепенно увеличивалась и в августе 2009 года составила 74,5% от общегочисла действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.

/>
Рис 2.5: Группировкакредитных организация, использующих право на усреднение обязательных резервов воктябре 2009 года, по величине зарегистрированного уставного капитала.
/>
Рис 2.6: Усредненнаявеличина обязательных резервов кредитных организаций, использующих право наусреднение в октябре 2009 года (группировка кредитных организаций по величинезарегистрированного уставного капитала).
Кроме того, в целях болееэффективного использования механизма усреднения обязательных резервов БанкомРоссии в августе 2009 года принято решение о переносе, начиная с регулированияобязательных резервов кредитных организаций за ноябрь 2009 года, сроковпроведения регулирования обязательных резервов, а также начала и окончанияпериода усреднения обязательных резервов (то есть периода поддержанияобязательных резервов на корреспондентских счетах), чтобы окончание периодаусреднения не совпадало с периодом наибольшей потребности кредитных организацийв ликвидности в дни уплаты налоговых платежей в бюджет. [15]2.3 Валютная политика
В течение 2009 годаситуация на внутреннем валютном рынке существенно изменялась под воздействиемвнешних факторов. Курсовая политика Банка России в этих условиях быланаправлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы исглаживание влияния последствий мирового финансового кризиса на российскуюэкономику.
Стремительное развитиекризисных процессов, начавшееся в 2008 году и сопровождавшееся масштабнымснижением цен на нефть и выводом капитала c российского рынка иностраннымиинвесторами, определило развитие ситуации на российских финансовых рынках вначале 2009 года. Существенным негативным фактором для России стало наличиевысокого уровня задолженности по внешним заимствованиям финансового инефинансового секторов, значительная часть погашения которой приходилась на IVквартал 2008 года, что в условиях резкого падения фондовых рынков и снижениястоимости обеспечения спровоцировало волну требований кредиторов по внесениюдополнительных денежных и материальных взносов (margin call) или досрочномупогашению займов. В результате основная часть свободной ликвидностикорпоративного сектора была направлена на покупку иностранной валюты.
В сложившихсяобстоятельствах Банком России было принято решение о корректировке параметровкурсовой политики с целью их приведения в соответствие с изменившимися внешнимии внутренними экономическими условиями. В январе Банк России продолжил начатуюосенью 2008 года постепенную корректировку границ коридора допустимых значенийстоимости бивалютной корзины – операционного ориентира Банка России,используемого при проведении курсовой политики. В этот период спрос наиностранную валюту на внутреннем валютном рынке существенно превышал еепредложение, в силу чего Банк России осуществлял продажи иностранной валюты,нетто-объем которых за январь 2009 года составил 39,6 млрд. долларов США.
К третьей декаде января2009 года курс рубля к корзине основных мировых валют, по оценкам Банка России,достиг уровня, обеспечивающего сбалансированность текущего счета платежногобаланса России, что позволило Банку России завершить корректировку верхней инижней границ коридора допустимых значений стоимости бивалютной корзины,установив их на уровне 41 и 26 рублей соответственно.
/>
Рис 2.7: Динамикареального курса рубля (прирост в % к декабрю предыдущего года).
Расширение указанногокоридора стало шагом к решению задачи постепенного повышения гибкостикурсообразования. В то же время приоритет обеспечения необходимой
устойчивости валютногокурса и недопущения его чрезмерной волатильности обусловил совершение БанкомРоссии операций внутри указанного коридора. Таким образом, с февраля 2009 годапри проведении курсовой политики Банк России начал использовать плавающийинтервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которогоавтоматически корректируются в зависимости от объема совершенных интервенцийБанка России. На начало августа 2009 года было установлено, что при покупке(продаже) Банком России иностранной валюты в объеме 0,7 млрд. долларов США (доиюня 2009 года – 0,5 млрд. долларов США) границы плавающего интерваладопустимых значений стоимости бивалютной корзины сдвигаются вниз (вверх) на 5копеек.
/>
Рис 2.8: ИнтервенцииБанка России на внутреннем валютном рынке и динамика рублевой стоимостибивалютной корзины.
Во второй половинефевраля 2009 года под воздействием масштабных антикризисных мер, реализованныхв развитых и развивающихся странах, финансовые рынки начали постепенностабилизироваться, что выразилось в росте мировых фондовых индексов ипостепенном восстановлении цен на сырьевые товары. Рост цен на нефть,продолжавшийся в течение нескольких месяцев, а также высокий уровень процентныхставок в российской экономике в условиях действующего режима управляемогоплавающего валютного курса способствовали активизации притока капитала нароссийский фондовый рынок и значительному росту российских фондовых индексов. Этифакторы в совокупности определили изменение ситуации на внутреннем валютномрынке: сформировалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты надспросом и, как следствие, происходило укрепление рубля. В июне указанныетенденции в динамике цен на нефть и российских фондовых индексов ослабли, чтообусловило отсутствие выраженного тренда в динамике курса рубля.
В июле-августе ситуацияна внутреннем валютном рынке оставалась стабильной. Наблюдавшаяся волатильностьвалютного курса находилась в пределах допустимых значений, и активность БанкаРоссии на внутреннем валютном рынке была минимальной. С 10 июля Банк Россииувеличил ширину плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютнойкорзины с 2 до 3 рублей.
В сентябре продолжившийсярост цен на нефть на мировых рынках и сохранение разницы в уровне процентных ставок на внутреннеми внешних рынках способствовали повышению привлекательности вложений в российские активы, чтообусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укреплениянациональной валюты. В результате в течение рассматриваемого периода БанкРоссии осуществлял операции по покупке иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке, сглаживая колебании курса рубля.
В целом по итогамянваря-сентября Банк России являлся нетто-продавцом валюты: общие объемынетто-продажи иностранной валюты за этот период составили 8,1 млрд. долларовСША. Вместе с тем в течение указанного периода направление валютных интервенцийБанка России изменялось: в отдельные периоды Банк России осуществлял какпродажу (в январе – 39,6 млрд. долларов США, в июле-августе в целом – 5,3млрд.долларов США), так и покупку (в феврале-июне в целом – 34,2 млрд. долларовСША, в сентябре – 2,6 млрд. долларов США) иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке.
По состоянию на 1 октября2009 года официальные курсы доллара США и евро к рублю составили 30,0087 рубляза доллар США и 43,8877 рубля за евро, повысившись с начала года на 2,1 и 5,9%соответственно. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам в сентябре2009 года по отношению к декабрю 2008 года снизился на 5,6%. [7]
Глава 3. Цели и инструментыденежно-кредитной политики в 2010-2012 годах 3.1 Направление денежно-кредитной политики
В соответствии сосценарными условиями функционирования российской экономики и основнымипараметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерациии Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указаннойцели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базоваяинфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012году.
Согласно прогнозусоциально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основупроекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановлениеположительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а такжевозобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционнойсоставляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданийтакже будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средствосбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегатаМ2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить8-18%.
Предполагаемоепостепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствоватьстабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. Взависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегатаМ2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежная программа на2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантампрогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012годы.
Расчеты по программе на2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги,соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВПи его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозыизменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов раз- витиятемп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.
Для первого вариантаденежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистыхвнутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы.Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистыхмеждународных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантамстанет основным источником увеличения денежной базы.
В рамках первого вариантаденежной программы в 2010 году ожидается снижение чистыхмеждународных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн.рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом вариан тепрограммы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистогокредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.
Исходя из прогнозаплатежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 годунезначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. Приэтом чистые внутренние активы увеличиваются на 0,5 и 0,6 трлн. рублейсоответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамикипредусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительствупримерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей вгод.
По второму вариантупрограммы, параметры которого соответствуют проекту федеральногобюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4трлн. рублей. С учетом оценки де- нежной базы это потребует увеличения ЧВА на0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенномуправительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на1,3 трлн. рублей.
В 2011 году по данномусценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличениячистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки приростачистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредитбанкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается,что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн.рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистыхвнутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству ичистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.
По третьему и четвертомувариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годахпревышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, чтопредопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
Согласно третьемуварианту в 2010 году прогнозируется увеличениеЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условияхчистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, ачистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данныйвариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн.рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. Припараметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительствув 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемойдинамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн.рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

/>
Таблица 2: Прогнозпоказателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд.рублей).
Четвертый вариантпрограммыпредполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собойсокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данноговарианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов посравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредитрасширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн.рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.
Параметры денежнойпрограммы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии соскладывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояниеденежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целяхадекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учетавозможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применятьвесь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [7]3.2 Инструменты денежно-кредитной политикии их использование
В среднесрочнойперспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будеториентирована на создание необходимых условий для реализации эффективнойпроцентной политики.
По мере снижения темповинфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию наснижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциямпредоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России поснижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитиеминфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитнойактивности, состоянием финансовых рынков.
В случае образованиясущественного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжитиспользование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагаетсочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (преждевсего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке),так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введеныБанком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года.Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года)позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказыватьстимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора иформирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При этом в среднесрочнойперспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышениепотенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамкахреализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций сиспользованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу,направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования(кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширенияперечня активов, используемых в качестве обеспечении по операциямрефинансирования.
При формированииизбыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качествеинструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продажегосударственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжитпроведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного«связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будутприменяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитныеаукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции пофиксированным процентным ставкам.
В 2010-2012 годах БанкРоссии продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством РоссийскойФедерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализациикурсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместнос Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств надепозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительногоканала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструментасущественно ограничивается параметрами федерального бюджета.
Кроме того, Банком Россиисовместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер посовершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствоватьповышению эффективности использования операций Банка России с государственнымиценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. Банк России в2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательныхрезервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидностибанковского сектора.
В зависимости отизменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитныхорганизаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости можетпринять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и ихдифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышениякоэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсироватьликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервныхтребований. [7] 
Заключение
В данной работе проведенанализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, изложены задачи ифункции Центрального банка России, рассмотрены основные инструменты и методыденежно-кредитной политики, проведен анализ реализации политики за 2009 год,раскрыты количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.
Роль ЦБ РФ в развитии ирегулировании денежно-кредитной сферы и экономики России исключительно высока.Центральный банк имеет ряд функций и целей, которые направлены на поддержание иразвитие экономики государства. ЦБ РФ обладает широким набором инструментов иметодов воздействия на денежно-кредитную сферу. Основными из них являютсяпроведение учетной политики и политики рефинансирования, определениеминимальных резервных требования, операции на открытом рынке и валютнаяполитика.
Уменьшение ставкирефинансирования делает для коммерческих банков займы более дешевыми,увеличивается количества денег в обращении. И наоборот, увеличение ставкирефинансирования делает займы невыгодными и приводит к сокращению денежногопредложения.
Норма обязательногорезервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не толькообъем денежной массы, но и ее структуру, операции центрального банка наоткрытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов,имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либорасширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидностьбанков, соответственно уменьшая или увеличивая ее, валютное регулирование ЦБ РФпридерживается в основном системы плавающего обменного курса, ограничиваяинтервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний,адекватными кредитно-денежной программе.
Роль Центрального банка внынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока.Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию,увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечитразвитие экономики на высоком уровне.
/>Списоклитературы
1)        КонституцияРоссийской Федерации
2)        Федеральныйзакон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 22.09.2009) «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
3)        Федеральныйзакон от 2 декабря 1990 года №395-1 (ред. от 28.04.2009) «О банках и банковскойдеятельности»;
4)        ПоложениеБанка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставленияБанком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом(блокировкой) ценных бумаг»;
5)        ПоложениеБанка России от 12 ноября 2007 года № 312-П «О порядке предоставленияБанком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами илипоручительствами»;
6)        ПоложениеБанка России от 7 августа 2009 года № 342-П «Об обязательных резервахкредитных организаций»;
7)        «Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год ипериод 2011 и 2012 годов», 2009 год, Центральный банк Российской Федерации;
8)        БелоглазоваГ.Н. «Деньги. Кредит. Банки», М: Юрайт, 2007 год, 620 стр.;
9)        БорисовА.Б. «Большой экономический словарь», М: Книжный мир, 2000 год, 895 стр.;
10)     БраткоА.Г. «Центральный банк в банковской системе России», М: Спарк, 2004 год, 335стр.;
11) Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И.«Деньги. Кредит. Банки», М: БГЭУ, 2003 год, 527 стр.;
12) Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки», М:Финансы и статистика, 2004 год, 464 стр.;
13) Моисеев С.Р «Денежно-кредитная политика:теория и практика», М: ЭкономистЪ, 2005 год, 652 стр.;
14) Тарасов В.И. «Деньги. Кредит. Банки», М:Мисанта, 2005 год, 512 стр.;
15) www.cbr.ru – Официальный сайт Центральногобанка РФ;
16) www.bankirsha.com – Сайт Банкирша.com.
Приложение 1
Процентные ставки пооперациям Банка России в 2009 году (% годовых)
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :