/>/>/>/>Содержание
Введение
1 Сущность страхования натерриториальном уровне
1.1 Страхование – как экономическаякатегория
1.2 Функции страхования
1.3 Территориальный фонд обязательногомедицинского страхования
2 Особенности обязательногомедицинского страхования на территориальном уровне
2.1 Предпосылки введенияобязательного медицинского страхования в Российской Федерации
2.2 Правовые основы обязательногомедицинского страхования
2.3Цели и задачи обязательногомедицинского страхования на территориальном уровне
2.4 Территориальные программыобязательного медицинского страхования
Заключение
Список литературы
Введение
С целью стабилизации иулучшения положения в системе оказания медицинской помощи населению, начиная с1987 года, осуществляется реформа здравоохранения. С 1993 года внедряетсяпринципиально новая система — система обязательного медицинского страхования. Внастоящее время создана инфраструктура, позволяющая предоставить всем гражданамРоссийской Федерации обязательное медицинское страхование и, соответственно,медицинскую помощь в его рамках. Разработаны банковская технология и механизмыфинансовых отношений, приняты нормативно- методические документы,обеспечивающие эффективное функционирование системы обязательного медицинскогострахования.
В современных условияхразвитие медицинского страхования необходимо поставить на научную основу издесь прежде всего следует уяснить, что медицинским страхованием должнызаниматься не только специалисты в области медицины, но и экономисты.Медицинское страхование — это область экономических, денежных,перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованиемстрахового фонда. Далее, как за аксиому необходимо принять и понять, чтострахование, в том числе и медицинское, может базироваться только на платныхмедицинских услугах, развитии различных форм собственности в здравоохранении ина определенном уровне жизни народа в обществе, где создан достаточно объемныйсредний класс, имеющий экономическую возможность в передаче риска. Основнаяцель написания дипломной работы заключается в наиболее полном рассмотрении,изучении, анализе внедрения обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации. Задачи работы – определить сущность страхования на территориальномуровне; рассмотреть особенности обязательного медицинского страхования; изучитьпредпосылки введения обязательного медицинского страхования в РФ.
1 Сущностьстрахования на территориальном уровне
1.1 Страхование – как экономическая категория
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о созданиив стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизациюсбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показалиограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономикипреимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический роств России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство»капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметнуюроль в этом процессе призвана сыграть страховая система. Эффективный рынокстрахования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкоеуправление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан.
Страхование, как метод управления рисками, способствует защитеимущественных интересов предприятий и граждан, безопасности и стабильностипредпринимательства. Роль страхования особенно важна в контексте экономическихреформ, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловойактивности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынкаотражает возможности экономического роста страны. Способствуя перераспределениюрисков между экономическими субъектами и возмещению убытков за счет накопления,страхование позволяет повысить эффективность экономики в целом и отдельныхпредприятий. Поэтому развитие национальной системы страхования – одна из важныхстратегических задач в области создания инфраструктуры рынка. Для России, гдепрактически все виды деятельности характеризуются повышенным риском, это имеетособое значение.
Мировой опыт свидетельствует о наличии тесной взаимосвязи междусоциальными расходами общества и уровнем развития долгосрочного страхованияжизни. Страхование способно замещать некоторые государственные социальныепрограммы, снимая нагрузку на государственный бюджет. В России это имеет особоезначение в связи с кризисом пенсионной системы и неблагоприятнымидемографическими тенденциями. В условиях дефицита инвестиционных ресурсовпривлечение с помощью страховых технологий сбережений населения может статьсущественным элементом государственной финансовой политики и способствоватьснижению внешних заимствований.
Значимость страхования существенно возрастает в период перехода к рынку иукрепления частной собственности. В отличие от планово-административнойсистемы, государство перестает нести ответственность за возмещение ущербаэкономических субъектов и граждан в случае неблагоприятных событий, стихийныхбедствий и катастроф. В свою очередь, это способствует формированию спроса настраховые услуги.
Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организацийи обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированиемспециальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящихстраховых выплат. Страхование представляет собой отношения по защитеимущественных интересов физических и юридических лиц при наступленииопределенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемыхиз уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Таким образом,страхование — это экономическая категория, система экономических отношений,которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондовденежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленногонепредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками). Страхование выражаетфункции формирования специализированного страхового фонда, возмещения ущерба,предупреждения страхового случая[1].1.2 Функции страхования
Функции страхованиявытекают из его экономической категории и заключаются в следующим моментах.
а) Первая функция — это формирование специализированного страхового фондаденежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственностьстраховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и вдобровольном порядке.
Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется всистеме оплаты за счет запасных и резервных фондов, обеспечивающих финансовуюстабильность страховых компаний, гарантию страховых выплат застрахованным вслучае наступления страхового случая.
Страхование через функциюформирования специализированного страхового фонда несет сберегательно — рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса,например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения наслучай несчастного события. При имущественном страховании через функциюформирования специализированного страхового фонда не только решается проблемавозмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм иусловий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия дляматериального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
Через функцию формирования специализированного страхового фонда решаетсяпроблема инвестиций путем вложения страховыми компаниями временно свободныхденежных средств в банковские структуры, в недвижимость, ценные бумаги и т.д.Кроме того, согласно действующему законодательству, страховые компании за счетэтих средств вправе выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личногострахования, в пределах страховых сумм по этим договорам.
По мере развития и совершенствования рыночных отношений в нашей странетакже совершенствуется и расширяется механизм использования временно свободныхденежных средств страховых компаний. Значение функции страхования какформирования специализированных страховых фондов неуклонно возрастает.
б) Вторая функция страхования — возмещение понесенного ущерба принаступлении страхового случая. Право на возмещение ущерба в имуществе имеюттолько физические и юридические лица, которые являются участниками формированиястрахового фонда.
Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим илиюридическим лицам в рамках имеющихся договорных отношениях имущественногострахования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями,исходя из условий договоров страхования и регулируется государством(лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции реализуетсягарантированный объем экономической защиты застрахованного лица.
в) Третья функция страхования — предупреждение страхового случая иминимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числефинансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствийнесчастных случаев, стихийных бедствий. Меры страховщика по предупреждениюстрахового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целяхреализации этой функции страховщик формирует особый денежный фонд предупредительныхмероприятий.
Резерв предупредительных мероприятий предназначен для финансированиямероприятий по предупреждению несчастных случав, утраты или повреждениязастрахованного имущества, а также на цепи, предусмотренные страховщиком вПоложении о резерве предупредительных мероприятий. Положение о резервепредупредительных мероприятий утверждается Федеральной службой России понадзору за страховой деятельностью.
Резерв предупредительныхмероприятий формируется путем отчисления от страховой брутто — премии, поступившейпо договорам страхования в отчетном периоде. Размер отчислений в резервпредупредительных мероприятий определяется исходя из процента, предусмотренногов структуре тарифной ставки на эти цели. Величина резерва предупредительныхмероприятий соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде,увеличенной на величину резерва на начало отчетного периода и уменьшенной насумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетномпериоде.
Таким образом, основныефункции страхования заключены в трех основных действиях: создание страховогофонда посредством формирования страховых резервов, осуществление страховыхвыплат в случае наступления страхового случая, проведение мероприятий попредупреждению наступления страхового случая.
Согласно Правилам формирования страховых резервов по видам страхованияиным, чем страхование жизни страховые резервы образуются страховщиком покаждому виду страхования[2]. 1.3 Территориальный фонд обязательного медицинскогострахования
Территориальный фондразрабатывает правила обязательного медицинского страхования на соответствующейтерритории, аккумулирует и контролирует расходование финансовых средств,предназначенных на эти цели, организует банк данных по всем категориямплательщиков страховых взносов, осуществляет финансово-кредитную деятельность(предоставляет кредиты, в т.ч. на льготных условиях, размещает банковскиедепозиты, приобретает высоколиквидные государственные ценные бумаги и др.),ведет разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенциитерриториального фонда, взаимодействует с федеральным фондом обязательногомедицинского страхования.
Руководство деятельностьютерриториального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция (в периодмежду заседаниями правления). Для выполнения своих задач территориальный фондможет создавать городские и районные филиалы. Правление территориального фондасоставляют представители органов исполнительной власти, здравоохранения,социальной защиты населения, а также профсоюзов, страхователей и др.,определяющих перспективные задачи, порядок отчислений финансовых средств втерриториальный фонд, утверждающих его годовой отчет, в т.ч. направленияиспользования прибыли территориального фонда. Контроль за деятельностьютерриториального фонда осуществляет ревизионная комиссия, формируемаяправлением территориального фонда. Кроме того, не реже одного раза в годназначается аудиторская проверка (внешний аудит) деятельности территориальногофонда, результаты которой докладываются органам представительной иисполнительной власти территории. Отчет о доходах и использовании средствтерриториального фонда ежегодно публикуется в средствах массовой информации.
2Особенности обязательного медицинского страхования на территориальном уровне
2.1Предпосылки введения обязательного медицинскогострахования в Российской Федерации
Система здравоохранениябывшего Советского Союза лидировала в 30-40-е гг. и по праву считалась наиболееэффективной. Она сохраняла свой высокий авторитет до конца 60-х начала 70-хгодов.
Аналитика эффективностимедицинской помощи в ХХ столетии выявили интересную закономерность: до 50-70-хгодов (в разных странах по разному) кривые продолжительности жизни возрастали исоответственно показатель смертности по всем возрастным группам падалдостаточно интенсивно, особенно среди лиц трудоспособного возраста и детей.Неожиданно для социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения, социологов,демографов мира эта благоприятная динамика вдруг прервалась, и в течениипоследующих 10-20 лет в ряде стран (в том числе и в России) эту негативнуютенденцию выправить не удалось.
Болезни того периода былитаковы, что после курса относительно простого, недорого стоящего лечениячеловеку возвращалась полная трудоспособность и его шансы дожить до старостиувеличивались. Чисто экономически вложение средств в здравоохранение быловесьма эффективным: относительно небольшие затраты на профилактику и лечениеинфекционных заболеваний компенсировались и перекрывались прибавочнымпродуктом, создаваемым излеченными в короткие сроки и оставшимися живыми лицамитрудоспособного возраста.
Система управленияздравоохранения отражала все недостатки существовавшего режима государственнойвласти и отличалась гиперцентрализованностью с жестко отработаннымивнутриотраслевыми связями, вертикальной иерархией управления, основанной наадминистративно-командных методах.
Непосредственноисполнители и производители медицинской помощи и услуг лечебно-профилактическиеи санитарно-противоэпидемические учреждения — находились под пятиэтажнымпрессом: райздравы — горздравы — обл (край) здравы — Министерствоздравоохранения республики — Министерство здравоохранения Союза. При этомсуществовала бесцеремонное вмешательство в деятельность медицинских учрежденийсо стороны местной власти и партийных органов. Система управления отличаласьжесткой регламентацией финансов, штатов, заработной платы, табелей оснащения,нормативов расходов и т.д.
Если в экономическиразвитых странах Западной Европы, США, Японии и др. доля затрат наздравоохранение от валового национального продукта составляла в разные периодыот 8-12%, с изменениями этого показателя только по нарастающей, то в нашейстране от едва достигал 4% (при том условии, что ВНП намного уступал по размерамВНП перечисленных стран). При этом последние 20 лет доля средств наздравоохранение падала, достигнув в первом квартале 2004 г. 1,6%.
Наиважнейшая причинакризиса отечественного здравоохранения заключается в том, что не былиопределены и регламентированы правовой, экономический, социально-нравственныйстатусы здравоохранения, их место и роль в экономической инфраструктуре страны.
Охрана здоровья населения- проблема государственной значимости и решение ее базируется на правовой,экономической и социальной ответственности Правительства, администраций всехуровней управления, работодателей, общественных структур, медицинских субъектови самого населения.
В целом же кризисроссийского здравоохранения непосредственно обусловлен глубоким социально — экономическим, политическим и нравственным кризисом общества. По меренарастания кризисных явлений все более снижалась эффективность системыздравоохранения. Это подтверждается отсутствием взаимосвязи между динамикойпоказателей здоровья населения, динамикой показателей, характеризующих нагрузкуна здравоохранение, и динамикой показателей финансирования здравоохранения.
Средства, выделяемые вбывшем СССР на здравоохранение, не позволяли организовывать качественноемедицинское обслуживание населения. А это в свою очередь являлось одним изфакторов ухудшения такого результативного показателя качества жизни населения,как уровень смертности. Если в 1960 г. число умерших на 1000 жителей составляло7,1 человека, то в 1989 г. оно достигло 10,3 человека. С начала 90-х годовданный показатель имеет устойчивую тенденцию к повышению. Это сказывается и наобщей картине продолжительности жизни. Если средняя продолжительность жизни вэкономически развитых странах составляет 73-75 лет, то в России у мужчин этотпоказатель соответствует уровню 60-63 года, у женщин 70-73 года. Впервые за всюисторию России в 1992 г. рождаемость упала до уровня смертности: более 12 на1000 человек населения.
Кризис государственногоуправления, дезинтеграция производственных связей и отношений, стихийноеперераспределение накопленного богатства, резкий спад производства и другиепривели в начале 90-х годов к общему социально-экономическому кризису.Центральный показатель здоровья нации – естественный прирост населения приобрелотрицательное значение. Общая система охраны здоровья стала разрушаться.Потребность в медицинской помощи резко возросла, но ее удовлетворение в рамкахпрежней государственной системы здравоохранения стало фактически невозможным.
Целям изменениясуществующего положения на ряду с переходом иной системе организацииздравоохранения, могло служить установление нового порядка финансированияздравоохранения. В условиях сокращения наполняемости государственного бюджета иснижения уровня жизни граждан обеспечить доступность и бесплатность медицинскойпомощи было возможно с помощью соответствующего новым экономическим условиямфинансового механизма – введением обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинскоестрахование является формой социальной защиты интересов населения в охранездоровья, гарантирующей гражданам при возникновении страхового случая (болезни,травмы и т. п.) получение медицинской помощи за счет накопленных средств ифинансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственнойсистемы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчисленийстрахователей на обязательное страхование.
Новая модельфинансирования и управления здравоохранением нашла свое отражение в Законе «Омедицинском страховании граждан Российской Федерации», принятом 28 июня 1991 г.и последовавших за ним законодательных, правовых актах, нормативных документах,предъявляет новые требования к медицинским работникам, вводит их в совершенноиную систему отношений, определяющую непривычные юридические, экономические,социально-психологические основы профессиональной деятельности.
Введение обязательногомедицинского страхования означает появление новой формы социального страхованияи переход здравоохранения к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источникфинансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средствобеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры,безработные, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетных –работающих граждан. В первом случае страхователями являются органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающуючасть населения. Во втором случае страхователями являются работодатели(предприятия, организации, граждане-предприниматели, не имеющие статусаюридического лица, лица свободных профессий)[3].2.2 Правовые основы обязательного медицинскогострахования
Для создания устойчивойсистемы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) необходимы четыреосновы: правовая, экономическая, организационная, социально-психологическая.Причем первую можно считать ведущей, так как без нее невозможно создать триостальные.
Введение ОМС было вызванонеобходимостью изменения катастрофического положения в здравоохранении, взначительной степени обусловленного недостаточностью бюджетного финансирования.
Длясоздания устойчивой системы здравоохранения необходимы четыре основы: правовая,экономическая, организационная и социально-психологическая. Причем правоваяоснова — ведущая, без которой невозможно создать остальные.
Кнастоящему времени минимально необходимые правовые основы для введения вРоссии созданы. В принятый 28 июня 1991 г. закон Российской Федерации «Омедицинском страховании граждан в РСФСР» новым законом от 2 апреля 1993 г.«О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О медицинскомстраховании граждан в РСФСР“ внесены поправки, сделавшие возможным егореализацию в современных условиях. 2 апреля 1993 г. принято постановлениеВерховного Совета Российской Федерации „О порядке введения в действиеЗакона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в ЗаконРСФСР „О медицинском страховании граждан в РСФСР“. С учетом введениямедицинского страхования граждан разработан и подписан Указ ПрезидентаРоссийской Федерации „О неотложных мерах по обеспечению здоровья населенияРоссийской Федерации“ Принято постановление Верховного Совета РФ»«О порядке финансирования обязательного медицинского страхования гражданна 1993 г.» в соответствии, с которым утвержден ряд важных документов:«Положение о Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования», «Положение о территориальном фонде обязательногомедицинского страхования», «Положение о порядке уплаты страховыхвзносов в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинскогострахования»[4].
Добровольноемедицинское страхование, относящееся к коммерческому личному страхованию,регулируется, кроме Закона «О медицинском страховании», Законом РФ«О страховании» от 27 ноября 1992 г.2.3Цели и задачи обязательного медицинскогострахования на территориальном уровне
Медицинское страхованиестало проводиться в стране после принятия в июне 1991 г. Закона страхованияРСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», вступившего вдействие в части ОМС — с 1 января 1993 г.
Медицинское страхование — это комплекс мероприятий по формированию (накоплению) страховыми учреждениямифинансовых средств (страховых фондов) за счет денежных взносов предприятий,организаций, администрации территории соответствующего уровня (федерации, края,области, города, района), личных средств граждан с целью оплаты медицинскойпомощи застрахованным гражданам в порядке реализации программы обязательногострахования.
Для развития системыстраховой медицины в том виде, как она существует в других странах, необходимопредварительное решение комплекса правовых, организационных и финансовыхпроблем.
Действующие в странеправовые и нормативные акты регламентируют реформы в здравоохранении — медицинское страхование как систему, параллельную бюджетному здравоохранениюпри обязательном страховании и альтернативную — при добровольном.
Цель медицинскогострахования:
— гарантировать гражданамза счет накопленных в фондах средств получение медицинской помощи, по качествусоответствующей утвержденным стандартам, при возникновении страхового случая — заболевания, несчастного случая или другого состояния, предусмотренногостраховой программой;
— гарантироватьмедицинскому учреждению (медицинскому работнику) финансирование затрат,связанных с выполнением медицинских услуг по фактическим объемам и уровнюкачества, в соответствии с договором, заключенным между медицинским субъектом истраховой организацией.
Задачи медицинскогострахования многогранны и по социально — экономической значимости носят неотраслевой (здравоохранительный), а государственный характер. Среди нихважнейшие:
— гарантировать каждомузастрахованному максимально возможное удовлетворение потребности ивысококачественной медицинской помощи в объеме принятых страховых программ;
— упразднитьдекларируемую монополию системы здравоохранения в области охраны здоровья народа,создать систему субъектов — юридических лиц, законодательно отвечающих заформирование медико-технических условий для обеспечения реальных возможностейоказания на высоком уровне медицинской помощи населению;
— ввести коренныеизменения в технологию обеспечения здравоохранения, в том числе внедритьмеханизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинских учреждений,целевого финансирования медицинских комплексных программ профилактики и т.д.,чем радикально могут быть увеличены затраты на охрану и восстановление здоровьянаселения;
— децентрализоватьжесткую систему управления здравоохранения по административно-команднойвертикали, максимально предоставить право принятия решений и оперативногоуправления учреждениям здравоохранения, обеспечив их деятельность каксамостоятельно хозяйствующих субъектов с разными формами собственности;
— демонополизировать существующую государственную систему здравоохранения, обеспечитьравномерное, на договорной основе, участие в системе медицинского страхованиялюбых медицинских субъектов независимо от форм собственности последних;
— обеспечить правовую исоциально-экономическую защиту интересов потребителей медицинских услуг черезтрадиционную систему отношений — институт посредников (страховщиков) междупациентами и медицинскими субъектами;
— усилитьсоциально-правовую и экономическую ответственность и заинтересовать учрежденияздравоохранения и каждого медицинского работника в конечных результатах своейдеятельности. Возродить профессиональную конкуренцию по объему, качеству иценам предоставляемых медицинских услуг;
— создать эффективныймеханизм, основанный на экономической мотивации:
а) в формированиигосударственной политики приоритета проблему «к здоровому обществу отздорового человека» через проведение природоохранных мероприятий иповышение качества жизни;
б) в выработке не толькоответственности, но и заинтересованность работодателей и трудовых коллективов вобеспечении производственных и социально-бытовых условий, ориентированных насбережение здоровья работающих;
в) в воспитании у каждогочеловека нравственной убежденности и личной ответственности за сохранениездоровья своего и членов семьи[5].2.4 Территориальные программы Обязательногомедицинского страхования
Виды медицинской помощи,оказываемые застрахованным гражданам, кроме лечения и обращения по поводуВИЧ-инфекции и СПИДа, военнослужащих в объеме Территориальной программыобязательного медицинского страхования:
1)амбулаторно-поликлиническая помощь (кроме фельдшерских, фельдшерско-акушерскихпунктов и здравпунктов) включая: -консультации, диагностику и лечение успециалистов, стоматологическую помощь, кроме ортопедии, ортодонтии покосметическим показаниям; -консультации, диагностику и лечение у специалистовдетей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи ирепродукции человека;
-реабилитационно-восстановительноелечение, за исключением видов лечения, финансируемых из средств бюджетов всехуровней;
-прививки (согласнонациональному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям) без учетастоимости прививочного материала; -профилактические осмотры детей в возрастедо18 лет, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведенийочной формы обучения, граждан при подготовке к военной службе;
-предварительные ипериодические медицинские осмотры работников учреждений здравоохранения;
-целевые медицинскиеосмотры (врачебные);
-диспансерное наблюдениебольных, беременных женщин, и лиц занимающихся физической культурой и спортомвсех возрастов во врачебно-физкультурных диспансерах;
-диспансеризациюинвалидов, участников Великой отечественной войны и приравненных к ним лиц,участников войны в Афганистане, других локальных военных конфликтах, лиц,подвергшихся радиации, контингентов особого риска;
-дородовый и послеродовыйпатронаж;
-искусственное прерываниебеременности;
-профилактическиепосещения женщин, связанные с репродуктивным здоровьем (кроме центров икабинетов планирования семьи и репродукции человека);
-профилактическиепосещения при подозрении на заболевания лиц, находившихся в контакте синфекционными больными или с носителями возбудителей на заболевания.
2) стационарная помощь(начиная с уровня участковой больницы и выше) при:
-острых заболеваниях,обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующихгоспитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
-инфекционныхзаболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическимпоказаниям;
-патологии беременности,родах и абортах;
-плановой госпитализациии реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и леченияв условиях стационара (кроме лечения в детских и специализированныхсанаториях);
3) стационарозамещающаяпомощь при:
— проведениипрофилактических, диагностических, лечебных и реабилитационно-восстановительныхмероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточноговрачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии.
Оплата выполненныхобъёмов медицинской помощи по Территориальной программе ОМС осуществляется засчет средств обязательного медицинского страхования по статьям затрат в объеменормативов на основании статистических талонов и реестров пролеченных больных.Статьи затрат и нормативы утверждаются Согласительной комиссией по тарифам намедицинские услуги в системе ОМС на территории РФ.
Медицинская помощь,оказываемая гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами территориистрахования, оплачивается из средств ОМС по видам помощи в объеме действующейБазовой программы ОМС, в составе программы государственных гарантий обеспеченияграждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью по тарифам,включающим статьи затрат оплачиваемые в системе ОМС согласно нормативныхдокументов по межтерриториальным расчетам.
Финансированиеприобретения расходных материалов при дорогостоящих видах диагностики имедицинской помощи осуществляется согласно перечню, утвержденному приказомМинистерства здравоохранения в объемах целевого финансирования из средств ОМС.
Финансирование целевыхпрограмм, утвержденных в установленном порядке, осуществляется за счет средствОМС в части обозначенных обязательств.
Заключение
Ухудшение состоянияздоровья населения, отсутствие достаточного объема финансирования дляподдержания системы охраны здоровья населения в целом по России, в том числе ив нашей республике делают необходимым поиск оптимальных вариантов реализацииЗакона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” на территориальном уровне.
Данный Закон РФ былпринят в 1991 г., в 1993 — внесены поправки дополнения. Развитие системы ОМС — наиболее адекватная форма экономико-социальных отношений в сферездравоохранения в условиях перехода к рыночной экономики, переход к ОМС оцененкак основное направление реформы здравоохранения.
Реализация законодательства по медицинскому страхованию, происходит в условиях сокращениявалового внутреннего продукта России, падения производства и уменьшенияреального наполнения государственного бюджета, жесткого бюджетногонедофинансирования, несбалансированности государственных гарантий ивозможностей. В результате искусственно усиливаются противоречия между различнымиучастниками системы обязательного медицинского страхования, традиционноезатратное финансирование на содержание медицинских учреждений с трудомзаменяется на новую тарифную систему оплаты медицинской помощи в соответствии сее объемом и качеством.
Величинавзносов на обязательное медицинское страхование устанавливается органамигосударственной власти Российской Федерации в процентах к фонду оплаты труда.Сумма взносов должна соответствовать программе обязательного медицинскогострахования, которая принимается на федеральном и территориальном уровне ивключает гарантированный перечень и условия получения бесплатных в моментоказания медицинских услуг.
Списоклитературы
1. Закон РФ Омедицинском страховании граждан в РФ №. от 28.06.91г.
2. Основызаконодательства РФ «Об охране здоровья граждан», приказ МЗРФ №222 от20.09.93г.
3. Приказ МЗРФ иФФОМС от 24.10.96 г. №363/77 «О совершенствовании контроля качествамедпомощи населению РФ », дополнения и изменения к данному приказу (приказМЗРФ и ФФОМС №26/13 от 21.01.97.г.).
4. Архипов А.П.,Вопросы формирования федеральной программы развития стрхования в России –М.: Финансы, 1998, стр.52-53.
5. Андреева Е.Н.,Линд В.А., Петухова В.В. Особенности внедрения и развития ОМС. Медицинскоестрахование,-М.:2005, №2, 89с.
6. Гришин В. ОМС:состояние, анализ, пути развития / Экономика и жизнь.-2005, №3.
7. Кучеренко В.З.,Денисов В.Н., Финченко Е.А. и др. Введение в медицинскоестрахование.-Наука.-2005, т.1, 386с.
8. Левант Н.Т.Проблемы развития обязательного и добровольного медицинского страхования /Страховое дело.-2003. №6.