Содержание
Введение……………………………………………….…………………….…….3
1.Организационно-правовые основыдеятельности ЦБ РФ……………………4
2. Принципы денежно-кредитнойполитики ЦБ на среднесрочную перспективу………………………………………………………………………..7
3. Основные направления денежно-кредитнойполитики ЦБ РФ на 2007год…...............................................................................................................10
Заключение…………………………………………………………………….…22
Литература…………………………………………………………………….…24
Приложение1…………………………………………………………………...25
Приложение 2…………………………………………………………………...26
Введение.
Эффективноефункционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночныхотношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банкав регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методовденежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщениенакопленного в этой области опыта. Денежно-кредитная политика является одной изсоставляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействиес быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную игибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспектыдеятельности Центрального банка, являющегося основным проводником официальнойденежно-кредитной политики.
Центральноеместо в контрольной работе занимает рассмотрение основных направленийденежно-кредитной политики на 2007год, а также основных рыночных инструментовденежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки,применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, атакже некоторые методы административного воздействия.
1.Организационно-правовыеосновы деятельности ЦБ РФ.
Правовоеположение Центрального банка (Банка России) зафиксировано в Конституции РФ,Федеральном Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86 – ФЗ в редакции от 12.06.2006г. и других федеральных законах.
Согласно ст.2 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России:
· осуществляет своирасходы за счет собственных доходов;
· не регистрируетсяв налоговых органах;
· являетсяюридическим лицом.
Согласно ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ» основными целями деятельности ЦБ являются:
· защита иобеспечение устойчивости рубля (эта функция является основной, как указано встатье 75 Конституции РФ);
· развитие иукрепление банковской системы РФ;
· обеспечениеэффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получениеприбыли не является целью деятельности ЦБ.
Согласно ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ» ЦБ выполняет следующие функции:
· разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику;
· монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (что указано встатье 75 Конституции РФ);
· являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует системурефинансирования;
· устанавливаетправила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций,бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
· осуществляетгосударственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензиикредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
· осуществляетнадзор за деятельностью кредитных организаций;
· регистрируетэмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральнымизаконами;
· осуществляетвалютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль;
· принимает участиев разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
· осуществляет иныефункции в соответствии с федеральными законами.
Банк Россииподотчетен Государственной Думе.
Согласно гл.5 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России не позднее 15 мая представляет Государственной Думегодовой отчет, который впоследствии публикуется. Также банк России ежемесячнопубликует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику иструктуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях. ЦБ перечисляет вфедеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам годапосле утверждения годового отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыльнаправляется в резервы и фонды различного назначения. ЦБ и его учрежденияосвобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей натерритории РФ.
Согласно гл.7 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России осуществляет денежно-кредитную политику с помощьюследующих инструментов:
· процентные ставкипо операциям Банка России (процентные ставки ЦБ представляют собой минимальныеставки, по которым он осуществляет свои операции);
· нормативыобязательных резервов, депонируемых в ЦБ;
· операции наоткрытом рынке (под ними понимаются купля-продажа казначейских векселей,государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочныеоперации с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
· рефинансированиебанков (т.е. кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучетвекселей);
· валютноерегулирование (т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
· установлениеориентиров роста денежной массы;
· прямыеколичественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков,проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
Банк Россиипредставляет проект основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики на предстоящий год в Госдуму, а она принимаетрешения по этому поводу.
Рассмотримосновные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2007год.
2.Принципыденежно-кредитной политики ЦБ на среднесрочную перспективу.
Единаягосударственная денежно-кредитная политика направлена на достижениестабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономическогороста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современномэтапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции иобеспечение устойчивости национальной валюты.
Всоответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развитиястраны Правительство Российской Федерации и Банк России в областиденежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции натрехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние наинфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболееэффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонтаопределения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры,основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальныхмакроэкономических факторов.
ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4—5,5%в 2009году. При этом на 2007год определена цель снизить инфляцию до 6,5—8% израсчета декабрь к декабрю.
Банк Россиипродолжит применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамкахэтого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики БанкРоссии не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действиемсреднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепленияили ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиватьсядля поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшениянеопределенности на внутреннем финансовом рынке.
В настоящеевремя влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентныхставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируетсяв условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие большихобъемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций БанкаРоссии. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка Россииограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками ипроцентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызватьприток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будетактивизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежногопредложения от состояния внутреннего валютного рынка.
В рамкахсистемы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступкредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшаяинтеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операциина котором будут доступны для широкого круга участников, снижениетранзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночнойинфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежныхсредств и оптимизации структуры процентных ставок.
Банк Россиивидит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционноготаргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяетсяприменение элементов этого режима, наиболее важными из которых являютсяприоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характерустановления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютномрынке, повышение роли процентной политики.
*“Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007год”подготовлены в соответствии со статьей45 Федерального закона “О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)”.
ОдобреноСоветом директоров Банка России 30октября 2006года.
3.Основныенаправления денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2007год.
Вариантымакроэкономического прогноза.
По прогнозаммеждународных финансовых организаций (МВФ, Всемирного банка), в 2007году в мирепродолжится экономический подъем. Темпы роста производства товаров и услуг имировой торговли по сравнению с предыдущим годом могут снизиться, но останутсяна высоком уровне, что будет способствовать сохранению спроса на продукциюроссийского экспорта.
По оценкамМВФ и ОЭСР, в 2007году процентные ставки на мировых рынках могут повышаться.Так, по прогнозу МВФ, ставки LIBOR по депозитам в долларах США и в евро будутвыше, чем в 2006году. Ожидается, что значительного изменения сложившегосясоотношения процентных ставок в России и за рубежом не произойдет, и сохранятсяусловия для притока иностранного капитала в страну.
В 2006годунаблюдается рекордно высокий уровень цен на нефть на мировом рынке. Ведущиемеждународные организации (Всемирный банк, Агентство энергетической информацииСША) прогнозируют в 2007году некоторое снижение этих цен. В то же время неисключается дальнейший рост цен на нефть.
Банк Россиирассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в2007году. Первые три варианта соответствуют прогнозам Правительства РоссийскойФедерации. В рамках первого варианта развития российской экономики в 2007годупредполагается существенное по сравнению с 2006годом ухудшение ценовойконъюнктуры на мировых рынках на товары российского экспорта и снижение цены нанефть сорта “Юралс” до 45долларов США за баррель. В этих условиях активноесальдо счета текущих операций платежного баланса существенно сократится.Прирост международных резервных активов будет вдвое меньше, чем в 2006году.
Роствнутреннего спроса замедлится. Ожидается, что темпы роста инвестиций в основнойкапитал будут меньше, чем в 2006году, и составят 8,8%. Реальные располагаемыеденежные доходы населения могут увеличиться на 8,5%. Темп прироста ВВП можетсоставить 5,0%.
/>
В качествевторого варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проектафедерального бюджета на 2007год. В рамках этого варианта предполагается, чтоцена на нефть на мировом рынке в 2007году составит около 61доллара США забаррель. Темпы роста импорта товаров и услуг будут выше темпов роста ихэкспорта. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса посравнению с предыдущим годом уменьшится примерно на четверть.
Стабильнаямакроэкономическая ситуация, ослабление бремени внешнего государственногодолга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранениюблагоприятного инвестиционного климата. Значительные объемы притока валютнойвыручки в страну будут поддерживать условия для укрепления рубля. Продолжитсянакопление международных резервных активов, прирост которых будет несколькоменьше, чем в 2006году.
Темп приростаинвестиций в основной капитал может составить 10,4%. Реальные располагаемыеденежные доходы населения могут возрасти на 10,2%. Основным фактором ростапроизводства в 2007году останется увеличение потребительского и инвестиционногоспроса, однако расширение внутреннего спроса будет происходить более низкимитемпами, чем в предшествующем году. Темпы экономического роста могутзамедлиться до 6,0%.
В рамкахтретьего варианта предполагается увеличение цен на энергетические товары. Ценана российскую нефть на мировом рынке в 2007году возрастет до 75долларов США забаррель. Рост экспорта товаров и услуг будет происходить медленнее, чем рост ихимпорта. Тем не менее, активное сальдо торгового баланса и счета текущихопераций увеличится. Ожидается, что в этом случае прирост валютных резервовбудет более существенным— в 1,2раза большим, чем в 2006году.
Под влияниемвнешних и внутренних условий сохранится высокий рост внутреннего спроса.Реальные располагаемые денежные доходы населения могут превысить уровеньпредыдущего года на 10,8%, инвестиции в основной капитал— на 11,1%. В этихусловиях ВВП может возрасти на 6,4%.
В рамкахчетвертого варианта предполагается более значительный, чем в предыдущемварианте, рост цен на энергетические товары на мировом рынке в 2007году. Ценана российскую нефть увеличится до 85долларов США за баррель.
Экспорттоваров и услуг будет расти быстрее импорта. Темпы роста активного сальдо счетатекущих операций будут выше, чем в 2006году. Прирост валютных резервовожидается в 1,5раза больше, чем в предыдущем году.
Рост внутреннего спросапродолжится высокими темпами. Прирост реальных располагаемых денежных доходовнаселения может составить 11,4%, инвестиций в основной капитал— 11,6%. В этихусловиях прирост ВВП в 2007году оценивается на уровне предыдущего года (6,6%).
Прогнозплатежного баланса.
Ожидается,что в 2007году платежный баланс будет устойчивым. Положительное сальдо счетатекущих операций в зависимости от варианта будет изменяться в диапазоне39,2—134,4млрд. долларов США.
Ситуация намировых товарных рынках будет способствовать сохранению профицита балансавнешней торговли.
В рамкахпервого варианта на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых рынкахэнергоносителей экспорт товаров и услуг сократится. Это, несмотря на замедлениероста их импорта, обусловит уменьшение соответствующего положительного сальдодо 63,7млрд. долларов США. По условиям второго варианта экспорт возрастет,однако его прирост не компенсирует увеличение импорта. В результате активноесальдо баланса товаров и услуг по сравнению с 2006годом также уменьшится, но вменьшем объеме— до 102,4млрд. долларов США. В соответствии с третьим ичетвертым вариантами под воздействием роста цен на товары российского экспортапрофицит баланса торговли товарами и услугами увеличится и составитсоответственно 135,4 и 159,2млрд. долларов США (прил.1)
Предполагается,что сальдо финансового счета будет положительным— 9,4млрд. долларов США.Иностранные обязательства органов государственного управления сократятся, а вцелом международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшитсяна 5,7млрд. долларов США.
Действиестимулов к осуществлению инвестиций во внутреннюю экономику выразится всохранении значительных объемов поступления иностранного капитала в частныйсектор, чистый приток которого в 2007году оценивается в 15млрд. долларов США.
Предложениеиностранной валюты на внутреннем валютном рынке в 2007году по-прежнему будетпревышать спрос на нее, что создаст условия для дальнейшего накопления валютныхрезервов. Их прирост в зависимости от варианта составит 48,3—143,4млрд.долларов США.
Количественныеориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа.
Всоответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развитияРоссийской Федерации на 2007год и на период до 2009года, разработанногоПравительством Российской Федерации, и проектами федерального закона “О федеральномбюджете на 2007год” и перспективного финансового плана Российской Федерации на2007—2009годы Правительством Российской Федерации и Банком России определеназадача снизить инфляцию в 2007году до 6,5—8% из расчета декабрь к декабрю.Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствуетуровень базовой инфляции 5,5—7%.
Ожидаемыеснижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережениюпри сохранении процесса дедолларизации обусловили оценку прироста спроса наденьги по агрегату М2 в 2007году в интервале 19—29%. В условиях реализациипервого варианта социально-экономического развития Российской Федерации,предусматривающего снижение по сравнению с оценками текущего года темпов ростаВВП и умеренную динамику дедолларизации сбережений, прирост спроса на деньгибудет близок к нижней границе интервала. При реализации второго, третьего иличетвертого вариантов более высокие темпы роста ВВП и активный процессдедолларизации потребуют большего объема национальной валюты в экономике иприрост спроса на деньги может приблизиться к верхней границе интервала.
Дляобеспечения контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевомууровню инфляции Банк России ежегодно составляет денежную программу, которая напредстоящий год представлена в четырех вариантах.
Показателиденежной базы в программе определены исходя из динамики спроса на деньги. В зависимостиот сценарных вариантов темп прироста денежной базы в узком определении за2007год может составить 16—24%.
Приростчистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования вбудущем году по-прежнему будет основным источником увеличения денежногопредложения. Однако во всех вариантах программы прогнозируемое увеличение ЧМРбудет превышать прирост денежной базы, допустимый исходя из целевого ориентирапо инфляции. Поэтому в 2007году предусматривается дальнейшее снижение чистыхвнутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, котороенеобходимо обеспечить за счет операций Банка России и бюджетных механизмовстерилизации. При этом аккумулирование средств в Стабилизационном фонде должносохранить ключевую роль в абсорбировании избытка денежного предложения иформировании динамики чистого кредита расширенному правительству.
Всоответствии с расчетами по первому варианту денежной программы прирост ЧМРбудет почти в 2раза меньше, чем в 2006году, и составит 1,4трлн. рублей (пофиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2006). Исходя изпредусмотренного роста денежной базы, органам денежно-кредитного регулированияпотребуется обеспечить уменьшение чистых внутренних активов на 0,9трлн. рублей.Однако с учетом прогнозируемого снижения чистого кредита расширенномуправительству (примерно на 0,8трлн. рублей) и динамики прочих чистыхнеклассифицированных активов может возникнуть потребность в увеличении чистогокредита банкам, которое оценивается на уровне 26млрд. рублей.
По второмуварианту денежной программы прирост ЧМР будет близок к приросту этогопоказателя, ожидаемому в 2006году, и может составить 2,5трлн. рублей (пофиксированному курсу доллара США к рублю на 1.01.2006). Поскольку в рамкахданного сценария увеличение денежной базы не превышает 0,6трлн. рублей,требуемое снижение объема ЧВА составляет около 1,9трлн. рублей. С учетомприроста Стабилизационного фонда, соответствующего показателям проектафедерального бюджета на 2007год, а также прогнозируемой динамики остатковсредств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации игосударственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России предполагается,что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2007году на 1,7трлн.рублей. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить абсорбированиеизбыточного денежного предложения путем снижения чистого кредита банкам на28млрд. рублей.
В рамкахтретьего и четвертого вариантов денежной программы, в которых прирост ЧМР можетдостичь 3,4—4,1трлн. рублей, предусмотрено более значительное снижение чистыхвнутренних активов (на 2,8—3,4трлн. рублей). Более высокие показателиэкономического роста и цены на нефть предопределяют более существенное, чем повторому варианту, увеличение Стабилизационного фонда и общее снижение чистогокредита расширенному правительству на 2,3—2,8трлн. рублей. Сокращение чистогокредита банкам при реализации указанных сценариев может составить 100—148млрд.рублей.
Параметрыденежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствиисо складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевыхвнутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк Россиипри реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски иадекватно реагировать на них путем использования инструментов, имеющихся в егораспоряжении.
Факторы,определяющие дальнейшее развитие российской экономики, повышение ее открытостии привлекательности для инвесторов, могут способствовать более значительномупритоку иностранного капитала в страну. В этих условиях Банк России будет готовк применению всего спектра инструментов денежно-кредитной политики, включаяиспользование процентных ставок по своим операциям, и политики валютного курса(прил.2)
Вместе с темв случае более заметного ослабления платежного баланса, связанного либо соснижением экспорта, либо с усилением оттока капитала при росте процентныхставок на внешних рынках, у кредитных организаций может возникнуть недостатокликвидности, что потребует от Банка России более активного использованияинструментов рефинансирования и увеличения валового кредита банкам.
Банк Россиипридает большое значение обеспечению согласованности в реализацииденежно-кредитной и бюджетной политики. При этом будет учитываться влияние бюджетныхфакторов на состояние денежного рынка. В случае ослабления бюджетной политикиБанк России в целях предотвращения возможных инфляционных последствий будетвынужден принимать меры, направленные на увеличение объема абсорбирования, ипри необходимости — корректировать параметры денежно-кредитной политики.
Политика валютного курса.
Политикавалютного курса Банка России в 2007году будет направлена на сдерживаниеинфляции и поддержание устойчивой макроэкономической ситуации и финансовойстабильности российской экономики. В целях смягчения влияниявнешнеэкономической конъюнктуры на состояние внутреннего финансового рынка иобеспечения динамики курса рубля, позволяющей сохранить приемлемый уровеньконкурентоспособности отечественного производства, курсовая политика будетпроводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. БанкРоссии своей задачей в 2007году видит создание условий для минимизациивмешательства Банка России в процесс курсообразования на внутреннем валютномрынке.
Операции покупле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынкеостанутся основным инструментом курсовой политики в 2007году. Интервенции будутпроводиться в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля и предотвращениярезких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальныхэкономических факторов. Для поддержания на относительно низком уровневолатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностраннымвалютам Банк России в 2007году продолжит использовать в качестве операционногоориентира рублевую стоимость корзины, состоящей из евро и доллара США. Этопозволит при реализации политики валютного курса оперативно реагировать навзаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлятьсглаживание колебаний эффективной стоимости рубля.
Количественныеоценки возможного повышения реального эффективного курса рубля в 2007году лежатв достаточно широком диапазоне (от 0 до 10%). Его динамика будет определятьсяисходя из изменений во внутренней и внешней экономической конъюнктуре иэффективности сдерживания инфляционных процессов. При условиях, близких кусловиям второго варианта экономического развития, прирост реальногоэффективного курса рубля в 2007году составит примерно 4—5%. В случае быстрого ростамировых цен на нефть, цен на другие экспортируемые Россией товары, дальнейшегоувеличения чистого притока частного капитала, принятия решений о дополнительномповышении регулируемых цен, о дополнительных расходах федерального бюджетаприрост реального эффективного курса рубля в 2007году может оказаться болеевысоким и приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительномпадении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижениипритока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2007году можетостаться на уровне, сложившемся к концу 2006года.
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Решения поиспользованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будутприниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей,изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых итоварных рынков, проводимой бюджетной политики.
Несмотря нато, что сохранение в 2007году режима управляемого плавающего курса будетнакладывать определенные ограничения, которые необходимо учитывать приформировании параметров процентной политики, условия функционированияроссийской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциямс капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимостьперехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынкепри усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики.
Стратегическимнаправлением активизации процентной политики является сужение коридорапроцентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однакозначительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает рискпритока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давлениев сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2007годуБанк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок,обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковскогосектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоковкапитала.
При развитииситуации по сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободнойликвидности у кредитных организаций, Банк России активизирует использованиеинструментов абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияниямонетарных факторов на инфляцию. При этом значительную роль в связываниисвободных денежных средств будут играть рыночные инструменты на аукционнойоснове (операции с ОБР, депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применениеинструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности накороткие сроки (депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях).
Кроме того,Банк России будет в необходимых случаях осуществлять операции по продажегосударственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательстваобратного выкупа), которые преимущественно будут использоваться в качествеинструментов “тонкой настройки”.
Банк России в2007году продолжит использование обязательных резервных требований в качествепрямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитываяэффективное использование кредитными организациями механизма усредненияобязательных резервов для регулирования уровня собственной ликвидности, БанкРоссии рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усредненияобязательных резервов. Вместе с тем при значительном росте банковскойликвидности, когда применение других инструментов для ее абсорбирования несможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможностиадекватного изменения нормативов обязательных резервов.
В случаеснижения уровня ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростомпроцентных ставок на рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка Россиибудут направлены на формирование дополнительного денежного предложения за счетпроведения операций по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Дляэтих целей в качестве основных будут использованы операции Банка России наоткрытом рынке (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). БанкРоссии также продолжит применение инструментов постоянного действия (ломбардныхкредитов по фиксированным процентным ставкам и сделок “валютный своп”). Дляобеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлятькредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты “овернайт”.
В целяхповышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитныхорганизаций как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует втечение 2007года проводить работу в рамках создания единого механизмарефинансирования (кредитования) кредитных организаций, который обеспечитвозможность финансово стабильным кредитным организациям получать внутридневныекредиты, кредиты “овернайт” и кредиты на срок до 1года под любой видобеспечения, входящий в “единый пул” обеспечения.
При этом в2007году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг,отвечающих установленным требованиям, расширению круга контрагентов пооперациям рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитныхорганизаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.
В связи спланируемым расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечениекредитов Банка России, в течение 2007года Банк России планирует проводитьработу, направленную на обеспечение возможности привлечения специализированныхорганизаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализацииимущества, принятого в залог по кредитам Банка России.
Заключение.
Такимобразом, в 2007году и в период до 2009года восновном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитнойполитики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что неожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьмасущественное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера надинамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатсяструктурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будетиспользоваться механизм формирования Стабилизационного фонда РоссийскойФедерации (далее— Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализацияопераций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России кизменениям на международных финансовых рынках.
Сохранитсятенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещениявалют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальнуювалюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекспотребительских цен снижают эффективность использования показателя денежноймассы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем неменее динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия иявляется важным “опережающим” индикатором для оценки среднесрочного трендаинфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентирыприроста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамикиденежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будутприменяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционногодавления.
Кроме того,Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно-кредитнойполитики. С этой целью Банк России ежегодно публикует Основные направленияединой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет, через своииздания и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическуюинформацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям, а также своинормативные документы. В последние годы Банк России расширил переченьраспространяемой информации и публикаций аналитических материалов о развитииситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе. Этонаправлено на понимание обществом целей и мер проводимой Банком Россииполитики.
Литература.
1. Банки и банковские операции. Учебник. /Под редакциейЕ.Ф.Жукова. — М., 1998
2. Вострикова Л.Г. Обанках и банковской деятельности. – М., 2007
3. Деньги. Кредит. Банки.Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.,2002
4. Закон «ОЦентральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86 – ФЗ в редакцииот 12.06.2006
5. Злобина Л.А. Деньги.Кредит. Банки. – М.,2006
6. Финансы и кредит / Подред. Т.М.Ковалевой. — М.,2005
7. Центральный банк РФ: юридическийстатус, организация, функции, полномочия. / Под ред. Л.А Гейдакова. – М., 2006
8. www.bankir.ru
9. www.budgetrf.ru
10. www.interfax.ru
Приложение 1.
Показатели денежной программы на 2007 год (млрд.рублей)* 1.01.2007 1.01.2008 1.01.2008 1.01.2008 1.01.2008 Оценка I вариант II вариант III вариант IV вариант Денежная база (узкое определение) 3095 3582 3687 3781 3828 — наличные деньги в обращении (вне Банка России) 2948 3405 3504 3592 3635 — обязательные резервы 146 176 183 188 193 Чистые международные резервы 7964 9354 10 465 11 412 12 092 — в млрд. долларов США 277 325 364 396 420 Чистые внутренние активы —4869 —5772 —6779 —7632 —8264 Чистый кредит расширенному правительству —3823 —4647 —5504 —6168 —6661 — чистый кредит федеральному правительству —3573 —4427 —5264 —5908 —6391 — остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России —250 —220 —240 —260 —270 Чистый кредит банкам —609 —583 —637 —709 —757 — валовой кредит банкам 5 30 5 5 5 — корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности —614 —613 —642 —714 —762 Прочие чистые неклассифицированные активы —437 —543 —638 —754 —846
* Показателипрограммы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходяиз официального курса рубля на начало 2006 года.
Приложение2.Содержание мероприятий Срок исполнения Банковская система и банковский надзор Банковская система и банковский надзор 1. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, “ОЦентральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)”, направленных на создание правовых условий для дальнейшего приближения к международно признанным подходам российских правил, касающихся включения субординированных заимствований в расчет собственных средств (капитала) кредитных организаций, а также устанавливающих право Банка России определять условия включения субординированных финансовых инструментов в состав источников собственных средств (капитала) кредитных организаций I квартал 2. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Остраховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” в части совершенствования критериев и механизмов контроля за соответствием банков — участников системы страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов, уточнения механизмов, обеспечивающих осуществление выплат вкладчикам, функций и полномочий государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” II квартал 3. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части внедрения в надзорную практику международно признанных принципов консолидированного надзора II квартал 4. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части предоставления Банку России права применения мер надзорного реагирования на основе профессионального суждения III квартал 5. Участие в подготовке проекта федерального закона “Овнесении изменений вфедеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части уточнения требований к публикуемой отчетности кредитных организаций (к содержанию и срокам раскрытия) II квартал 6. Участие в разработке проекта федерального закона “Овнесении изменений и дополнений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)” и“Обанках и банковской деятельности” в части расширения полномочий Банка России поосуществлению надзора за организациями-провайдерами, оказывающими кредитным организациям услуги по осуществлению видов деятельности, функций или процессов, обычно выполняемых самими кредитными организациями (аутсорсинг) IV квартал 7. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в части совершенствования процедур ликвидации кредитных организаций, в том числе направленных на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур в целях более полного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, повышения уровня ответственности за доведение до банкротства, совершенствования процедур оспаривания сомнительных сделок IV квартал 8. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон “Окредитных историях” в части обеспечения кредиторами права заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй (предусматривается обязать источники формирования кредитных историй запрашивать согласие заемщиков на предоставление информации в бюро кредитных историй) II квартал 9. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “Обанках и банковской деятельности” в части установления дифференцированных требований по достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций IV квартал 10. Участие в подготовке изменений в федеральные законы “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “Обанках и банковской деятельности” в части установления требований к кредитным организациям по раскрытию информации, касающейся управления рисками и достаточности капитала IV квартал 11. Разработка нормативных актов Банка России, направленных на оптимизацию правил ипроцедур, применяемых при формировании уставного капитала кредитных организаций II квартал 12. Подготовка нормативного акта и рекомендаций Банка России по вопросам совершенствования надзора за риском ликвидности на основании концепции денежных потоков с учетом международного опыта и результатов реализации проекта ЕС/ТАСИС “Банковский надзор и отчетность” I—II кварталы 13. Подготовка нормативного акта Банка России, направленного на внедрение международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных в рамках соглашения “Международная конвергенция измерения капитала истандартов капитала: новые подходы” (Базель II) III—IV кварталы 14. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ифинансированию терроризма и методологического обеспечения деятельности кредитных организаций по контролю операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также по выявлению сомнительных операций I—IV кварталы Финансовые рынки Финансовые рынки 15. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего деятельность центрального депозитария I—II кварталы 16. Участие в работе по развитию законодательства об организованных рынках ибиржевойторговле II—III кварталы 17. Участие в работе по развитию законодательства, регулирующего клиринговую деятельность I—II кварталы 18. Участие в работе по совершенствованию законодательства в части создания условий для секьюритизации финансовых активов I—II кварталы 19. Участие в работе по развитию законодательства о рынке ценных бумаг в части правового определения компенсационных механизмов на данном сегменте рынка III—IV кварталы 20. Участие в работе по совершенствованию законодательства о рынке ценных бумаг в части инструментов и инфраструктуры рынка ценных бумаг I—IV кварталы Платежная система Платежная система 21. Завершение комплекса мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени (система RTGS) Банка России II квартал 22. Разработка проекта нормативного документа, определяющего политику Банка России понадзору за частными платежными системами, включающего критерии значимости частных платежных систем, требования Банка России к правилам системно значимых частных платежных систем и меры контроля по их выполнению I—II кварталы