Реферат по предмету "Банковское дело"


Основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АКАДЕМИЯ ТРУДА ИСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра финансов и кредита
Контрольная работа
По дисциплине «Банковское дело»Тема«Основные направления денежно-кредитной политики центрального банка»
Выполнила студентка II курса
Группы БСВ- 202, вечернегоотделения
Специальности:Бухгалтерский учет,
анализ и аудит
Ф.И.О.: Воробьева ГалинаПавловна
Рецензент: Халюк КсенияИгоревна
Челябинск 2009г.

План
Введение
1.   Политикаобязательных резервов
2.   Рефинансированиеи учетная политика
3.   Валютная политика
4.   Особенностиденежно-кредитной политики Банка России в современных условиях
Заключение
Список литературы

Введение
Важнейшимифункциями государства являются предложение денег и регулирование денежной массыв стране, причем эти функции являются для государства эклюзивными. Органом,реализующим эту функции является центральный банк. Переход к экономическимметодам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования.
Совокупностьгосударственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получиланазвание денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулированиеэкономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитнаяполитика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитнаяэкспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Вусловиях падения производства и увеличения безработицы центральные банкипытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормыпроцента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевойгорячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. Втаких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктурыс помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссииплатежных средств и т.д.
Денежно-кредитнаяполитика центрального банка представляет собой совокупность государственныхмероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с цельюрегулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач:укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройкиэкономики, стабилизации темпов экономического роста.
Цельконтрольной работы. Целью моей работы является раскрытие общей характеристикиосновных направлений денежно-кредитной политики центрального банка.
Задачи.Цель контрольной работы осуществляется в следующих задачах:
1.        рассмотрениеполитики обязательных резервов, устанавливаемых центральным банком;
2.        раскрытие учетнойполитики и ставки рефинансирования, устанавливаемой центральным банком;
3.        отражениевалютной политики центрального банка;
4.        раскрытиеособенностей направления денежно-кредитной политики Банка России в современныхусловиях.
Даннаяконтрольная работа выполнена на следующих источниках: федеральный закон, учебникии журналы.

1.     Политикаобязательных резервов
Обязательныерезервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитнойполитики центрального банка – представляют собой механизм регулирования общейликвидности банковской системы. Минимальные резервы – это обязательная нормавкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая законодательнос целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержанияна определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательностьвыполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии на правосовершения соответствующих банковских операций и является необходимым условиемих осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдениепорядка депонирования обязательных резервов.
Политикаобязательных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы ХХ в., и сразупосле Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всехведущих капиталистических стран.
Историческиобязательные резервы рассматривались центральными банками как экономическийинструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случаемассового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособностькоммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков икорреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервовкоммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболеепростой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройкиденежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструментаденежно-кредитной политики заключается в следующем:
1.если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводитк сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могутиспользовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызываетмультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменениинорматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;
2.при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационноерасширение объема предложения денег.
Этотинструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, посколькувоздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменениенормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объемебанковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческихбанков.
Всоответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов можетдифференцироваться в зависимости от вида, размера и срока вкладов и депозитов.На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковскойсистемы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковскойсистемой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательныхрезервов устанавливаются на относительно длинное время.
Изменениенорматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредствоммультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политикинепосредственно воздействуют на размер денежной базы.
2.     Рефинансированиеи учетная политика
Традиционнойфункцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам.Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкойпроцента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральный банкможет воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности впредоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величиныучетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков,происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаютсяусловия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческиебанки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставкерефинансирования центрального банка в зависимости от финансового состояниязаемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемогообъекта.
Ставкарефинансирования – это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемымкоммерческим банкам.
Учетнаяставка – процент, по которому центральный банк учитывает векселя коммерческихбанков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Применениеэтого инструмента базируется на том, что коммерческие банки могут увеличиватьсвои кредитные ресурсы путем привлечения средств центрального банка. Повышениеставки рефинансирования центральным банком делает рефинансирование менеепривлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности.Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.
Этонаправление денежно-кредитной политики самое старое. В США оно применяется с 1913 г.
Определениеразмера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежнойполитики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в областикредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит отуровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежнуюполитику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать однуили несколько процентных ставок по различным видам операций или проводитьпроцентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставкицентрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношенияхс клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставкиявляется для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Использованиеэтого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабопредсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается какмера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставкирефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается,следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос накоторые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В своюочередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и вкаком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковскиймультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следуетразличать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периодеснижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, вдолгосрочном – сдерживающей.
3.     Валютная политика
Валютноерегулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики сталоприменяться центральными банками с 30-х годов ХХ века как реакция на «бегствокапиталов» в условиях экономического кризиса. Под валютным регулированиемпонимается управление валютными потоками и внешними платежами, формированиевалютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказываетвлияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта,доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета иисточников его покрытия, экономическая и политическая ситуации.
Реальныйв конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободныхпредложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системойвалютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том,что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с цельювоздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностраннойвалюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продаетиностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обменна национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобымаксимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способностии в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
Необходимостьрегулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резкихи непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валютыимеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижениекурса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке.
Напрактике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную идевизную.
Дисконтная(учетная) политика проводится не только с целью изменения условийрефинансирования коммерческих банков, но иногда направлена на регулированиевалютного курса и платежного баланса.
Центральныйбанк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужномнаправлении на изменение курса национальной денежной единицы – это и естьдевизная политика.
4.     Особенностиденежно-кредитной политики Банка России в современных условиях
Основныеметоды денежно-кредитной политики Банка России сформулированы в ст. 35 Закона оБанке России:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов;
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
БанкРоссии является кредитором последней инстанции, то есть выдает кредитыкоммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объемвыдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единойгосударственной денежно-кредитной политики.
Закономпредусмотрено, что Банк России может устанавливать одну или несколько ставокрефинансирования по разным видам операций или проводить процентную политику безфиксации ставки рефинансирования.
Подсистемой рефинансирования понимают формы, порядок, условия, сроки и лимитыкредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулированияликвидности банковской системы.
Процентныеставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции.
Вслучае повышенного спроса конъюнктуры на денежные ресурсы и ускорения роста ценЦентральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставкурефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческихбанков, а следовательно, и их клиентов, и уменьшает количество денег вобращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства, чтоможет провоцировать рост безработицы.
Приуменьшении спроса на денежные ресурсы, стагнации производства и увеличениибезработицы Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставкурефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, азначит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары иуслуги, «подогревает» экономику, стимулирует инвестиции и рост производства,что сокращает безработицу. Но может провоцировать рост цен.
БанкРоссии активно использует ставку рефинансирования в качестве инструментаденежно-кредитной политики.
Нормативыобязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчисленийкоммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральномбанке.
Ихназначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками;во-вторых, инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке.
Повышениенорм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожаниюкредитов. А механизм использования обязательных ресурсов тот же, что и ставкирефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормырезервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии – понижаются. Размеробязательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливаютсясоветом директоров ЦБ РФ.
Всоответствии со ст. 38 Закона о Банке России нормы обязательных резервов немогут превышать 20% обязательств кредитной организации, и не могут бытьединовременно изменены более чем на 5 пунктов.
Впоследние годы денежно-кредитная политика Банка России в целомхарактеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов.Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентнойставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальныхподходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлениизолотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию нароссийской территории международного финансового центра, недостаточнойсогласованности денежно-кредитной политики с состоянием финансового рынка ибанковского сектора.
БанкРоссии намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режимутаргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению.Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительноусилить риски макроэкономической нестабильности. При таком вариантеденежно-кредитной политики для ослабления воздействия на нее внешних шоковиспользуется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержкивалютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниямрубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки иоттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рублябудет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленнуюБанком России задачу завершения перехода в 2009-2011 гг. к режимутаргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.
БанкомРоссии продекларирована задача превращения процентной ставки в главныйинструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенноесужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижениеволатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировалзадачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-,средне- и долгосрочных ставок.

Заключение
Проанализировавтему «Основные направления денежно-кредитной политики центрального банка» можносказать о следующем. Денежно-кредитная политика является частью экономическойполитики любого развитого общества, независимо от социально-экономическойформации. Каждая из стран самостоятельно определяет для себя целиденежно-кредитной политики, нередко опираясь на мировой опыт. Основнымиинструментами денежно-кредитной политики являются политика обязательныхрезервов, рефинансирование и учетная политика, валютная политика.
Проведенныйанализ позволяет выделить следующие недостатки существующей денежно-кредитнойполитики России:
1.        денежно-кредитнаяи структурная политика существуют независимо друг от друга;
2.        концентрацияусилий Банка России на валютной политике в ущерб всем остальным составляющимденежно-кредитного регулирования не только не способствует укреплениюпокупательной способности национальной денежной единицы, но и в значительнойстепени провоцирует тотальную долларизацию экономики России;
3.        отсутствуетадекватная оценка необходимого и достаточного объема денежной массы дляустойчивого развития экономики страны.
Приоритетнойцелью денежно-кредитной политики в современной России должно являтьсядостижение устойчивого экономического роста посредством использованияинструментов денежно-кредитной политики Банка России.
Основойразвития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы являетсяформирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики,позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность,контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизацииденежного обращения.
Припроведении денежно-кредитной политики нет возможности контролировать иуправлять поведением всей совокупности целевых переменных. Выбираютсяопределенные промежуточные и оперативные цели денежно-кредитной политики.
Начинаяс 2002 г. и по настоящее время проводимая денежно-кредитная политика БанкаРоссии акцентирована на сдерживании инфляции, а приоритетной целью должноявляться достижение устойчивого экономического роста.

Списоклитературы
1.   Федеральный законот 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» (с изменениями от 30.12.2008 г.)
2.   Банковское дело:Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. –751 с.
3.   Деньги, кредит,банки: учебник / колл. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук,проф. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
4.   Финансы, денежноеобращение и кредит: учеб. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2008. – 720 с.
5.   Андрюшин С.Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологиии уроки для России / С. Андрюшин, В. Бурлачков // Вопросы экономики. – 2008. — № 11.-с.38-50
6.   Бекетов Н.В.Денежно-кредитное регулирование в России: основные ориентиры / Н.В. Бекетов,А.И. Черная // Финансы и кредит. – 2008. — № 2. – с.2-6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.