Реферат по предмету "Банковское дело"


Организация и регулирование биржевой деятельности

Курсоваяработа
Тема:Организация и регулирование биржевой деятельности

Содержание
Введение
Глава 1. Особенности организации и регулированиябиржевой деятельности
1.1 Характеристикаи сущность биржи
1.2Основные операции и сделки на бирже
1.3Необходимость организации регулирования биржевой деятельности
Глава 2. Организация и регулирование биржевойдеятельности в России
2.1 Особенностигосударственного регулирования биржевой деятельности в России
2.2 Анализнедостатков регулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования
Заключение
Список литературы
Введение
Организация биржевойторговли оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевогорынка. В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенномместе — в здании биржи, на биржевом рынке совершаются сделки с определеннымивидами товаров, в соответствии с установленными правилами.
Объектомисследования в курсовой работе выступает биржевая деятельность. Предметомисследования в курсовой работе, является механизмы организации и регулированиябиржевой деятельности.
Регулированиебиржевой деятельности — это совокупность конкретных способов и приемов поопределенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основеустановленных правил и требований. Целью регулирования биржевой деятельностиявляется обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевогорынка.
Главной целью курсовойработы является проведение теоретических и аналитических исследований механизмаорганизации и регулирования биржевой деятельности. Курсовая работапредусматривает решение следующих важнейших задач:
— изучение сущности биржии биржевого рынка;
-исследование основныхопераций и сделок на бирже;
-изучение особенностейорганизации и регулирования биржевой деятельности в России;
-анализ недостатковрегулирования биржевой деятельности в России и пути её совершенствования.
При написании курсовойработы, использовались многочисленные источники информации, среди нихэкономическая литература российских авторов, а также законодательные акты ифедеральные законы. 
Глава 1. Особенности организации и регулирования биржевой деятельности1.1 Характеристикаи сущность биржи
Биржапредставляет собой организационно оформленный рынок, где в соответствии сустановленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров. [10,177 с.]
Биржа –это организующая, системообразующая часть рыночной структуры. В качествебиржевых товаров могут выступать:
-продукцияпроизводственного или потребительского назначения, которая обладаетопределенными, хорошо известными для продавцов и покупателей свойствами (зерно,кофе, сахар, нефть, цветные и драгоценные металлы и др.);
-ценные бумаги;
-иностранная валюта.
Задачибиржи — не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация,упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. [18, 49 с.]
Особенностьюбиржевой торговли является то, что сделки совершаются всегда в одном и том жеместе, в строго отведенное время — во время проведения биржевой сессии (илибиржевого сеанса) и по четко установленным, обязательным для всех участниковправилам. Биржа создает четкую организационную структуру, четкий механизмзаключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями и высоконадежную системуконтроля за ходом исполнения сделок. [10, 178 с.]
Вторговле на бирже принимают участие члены биржи или их представители, а такжештатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать набирже в качестве брокера или дилера.
Брокер — это посредник междуклиентом и биржей. Брокер получает заявки от клиентов и выполняет эти заявки,т.е. действует от имени и по поручению клиента и получает определенный проценткомиссионных за выполнение заявки. Размер комиссионных зависит от типа иколичества ценных бумаг и, конечно, от того, на какой бирже совершаются сделки.
Вотличие от брокера, дилер действует от своего имени и за свой счет.
Внастоящее время на ряде бирж члены биржи могут действовать только в качествеброкеров, а дилерские операции запрещены (например, биржи Парижа, Брюсселя,Милана). На лондонской фондовой бирже члены биржи могут действовать либо толькокак брокеры, либо только как дилеры без совмещения этих функций. На некоторыхбиржах отдельным членам биржи, которые специализируются на торгоатеопределенными видами ценных бумаг, разрешено совмещать функции брокера и дилера(специалисты Нью-Йоркской фондовой биржи, свободные маклеры в Германии иДании).
Маклер — это, как правило, штатный работникбиржи, который оформляет сделки. Маклер должен строго соблюдать устав биржи иправила торговли на бирже. Все заключенные с участием маклера сделкирегистрируются в специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевойсессии участникам сделки вручаются маклерские записки или компьютерныераспечатки, в которых отмечается наименование, количество и цена купленных ипроданных ценных бумаг.
Для лучшего пониманияработы бирж необходимо изучить их основные виды.
Внастоящее время существуют товарные, фондовые и валютные биржи. Биржи могутбыть смешанными. Первыми появились товарные биржи. Несмотря на различиябиржевого товара, биржи всех видов имеют много общего. [7, 13 с.]
Товарная биржа — классический институт рыночной экономики — организационно оформленный ирегулярно функционирующий оптовый рынок товаров с постоянным местом и временемзаключения сделок по стандартам и образцам с официальной котировкой цен. Однойиз принципиальных особенностей является то, что даты заключения и исполнениясделки, как правило, преднамеренно разнесены во времени. [7, 13 с.]
Взависимости от уровня специализации на том или ином биржевом товаре товарныебиржи подразделяются на универсальные и специализированные широкого или узкогопрофиля.
Фондоваябиржа — это организация,исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимыхусловий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен,отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) инадлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровняпрофессионализма участников рынка ценных бумаг. [21, 259 с.]
Нафондовые биржи допускаются фондовые ценности: акции, облигации, долгосрочныеобязательства и другие виды ценных бумаг.
Навалютных биржах осуществляется торговля валютой и золотом. В некоторых странах(например, в США и Великобритании) валютные биржи отсутствуют, а валютный курсустанавливается банками.
Внастоящее время характер бирж значительно изменился и в значительной степениопределяется срочными сделками.
Попринципу организации различают государственные, частные и смешанные биржи.
Государственнаябиржа создается на основе законодательства о биржах и контролируетсягосударством. На биржу, кроме ее членов, допускаются и разовые посетители.Такие биржи распространены во Франции, Бельгии, Нидерландах.
Начастной бирже доступ в операционный зал открыт только узкому ограниченномукругу лиц, входящих в биржевую корпорацию. Частные биржи в основномраспространены в Великобритании и США.
Смешанныефондовые биржи наибольшее распространение получили в Европе. В рукахгосударства при этом находится часть акций биржи, что дает ему право направлятьв органы управления своих представителей и таким образом контролироватьдеятельность конкретной биржи.
Постатусу биржи могут регистрироваться как акционерные общества, товарищества(общества) с ограниченной ответственностью и ассоциации.
Акционернымпризнается общество, уставный капитал которого разделен на определенное числоакций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам инесут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Внастоящее время только валютные биржи остаются акционерными обществами.
Товариществом(обществом) с ограниченной ответственностью законом признается учрежденнаяодним или несколькими лицами организация, уставный капитал которой разделен надоли (паи) в соответствии с учредительными документами. Участники общества сограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, а несут убыткив пределах стоимости их вкладов.
Ассоциация- это добровольное объединение бирж и физических лиц в области биржевойторговли.
По формеучастия посетителей в биржевых торгах биржи делятся на открытые и закрытые.
Наоткрытых биржах в торгах имеют право участвовать постоянные члены, биржевыепосредники (Брокеры, работающие от имени и за счет клиента. Дилеры,осуществляющие операции от своего имени и за свой счет).
Назакрытых биржах в торгах принимают участие только постоянные члены, выполняющиероль биржевых посредников. В операционный зал биржи доступ непосредственныхпокупателей и продавцов закрыт.
Пономенклатуре товаров биржи подразделяются на универсальные и специализированные.
Натоварных биржах универсального характера ведется торговля разнообразнымибиржевыми товарами не только различных подгрупп, но и групп.
Специализированныебиржи имеют специализацию по товарам или по группам товаров.
По видубиржевых сделок биржи классифицируются на биржи реального товара, фьючерсные (опционные ) и смешанные.
Отличительнымичертами биржи реального товара являются: совершение сделок на основе описаниякачества товара в отсутствие самого товара; торговля массовыми, однородными,сравнимыми по качеству товарами, отдельные партии которых взаимозаменяемы;спекулятивность.
Внастоящее время биржи реального товара сохранились лишь в нескольких странах иимеют незначительные обороты.
Фьючерснаябиржа выполняет специфические для экономики функции:
-перенос риска ценовых колебаний с участников рынка реальноготовара посредством механизма хеджирования;
-выявление цены, т. е. выявление точки зрения рынка на то,какова будет цена лежащего в основе фьючерсного контракта товара в моментнаступления срока действия контракта;
-повышение ликвидности и эффективности путем ускорения иупрощения совершения фьючерсных операций;
-увеличение потока рыночной информации с помощью сбора,обработки и распространения деловой информации.
Опционныебиржи дают возможность участникам биржевых сделок ограничить возможные убыткипутем покупки опционов.
Вмировой практике существуют и биржи смешанного типа, на которых осуществляютсясделки с реальным товаром с немедленной и отсроченной поставкой, с фьючерснымиконтрактами и опционами.
Похарактеру деятельности товарные биржи подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Товарнаябиржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большойприбыли — это не ее цель. Выгода участников обеспечивается экономией расходовна проведение коммерческой работы.
Биржаможет быть создана и как коммерческое предприятие акционерного типа, но приэтом организаторов (участников) должно быть в значительной мере меньше, чемклиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажетсяприбыльная работа биржи за счет предоставления различных посреднических услуг.Бирже от своего имени и за свой счет биржевые сделки совершать запрещено.
По сфередеятельности биржи подразделяются на центральные, межрегиональные и местные. Межрегиональныебиржи, как правило, объединяют районы производства и потребления какого-либотовара. Круг участников довольно широкий. Большинство бирж в России относится кместным, которые ориентированы на местные рынки и на операции с узким кругомучастников и товаров.
Взависимости от места и роли в мировой торговле биржи делят на международные,региональные и национальные.
Длямеждународного характера товарных бирж необходим большой объем операций ссоответствующим товаром, удовлетворяющий потребности всего мирового рынка,кроме того, предоставление свободного валютного, торгового и налоговогорежимов, что способствует участию в биржевой торговле иностранных участников. Региональныебиржи ориентированы на биржевые операции с более узким кругом участников иобслуживают рынки нескольких стран. Национальные биржи действуют в пределахотдельно взятого государства. Они проводят операции, ориентированные навнутренний рынок, при этом часто имеют ограничения в торговом и налоговомрежимах. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены основныеоперации и сделки на бирже.
1.2Основные операции и сделки на бирже
Механизмбиржевых операций — этоопределенные регламентированные действия по совершению данных операций.Механизм предполагает наличие субъектов (участники биржевых торгов), объектовбиржевых операций (ценные бумаги) и непосредственно процесс осуществлениябиржевой деятельности.
Биржевымиоперациями являютсяоперации, совершаемые на бирже с ценными бумагами или иными финансовымиактивами, товарами. К биржевым операциям относятся: купля, продажа, листинг,делистинг, заключение опционных, форвардных и фьючерсных контрактов, котировка,залог, расчет, клиринг, консалтинг, хранение и поставка ценных бумаг. [2, 103с.]
Отличительныеособенности биржевых операций заключаются в том, что они:
-осуществляются на специальных площадках;
-ведутся по биржевым товарам, партиям, лотам;
-в отсутствие товаров осуществляются по описанию;
-проводятся регулярно;
-отличаются гласностью;
-характеризуются свободным ценообразованием;
-ведутсяпосредниками;
-подчиняютсяединым правилам по совершению сделок, которые отражены в действующих законах иуставе биржи;
-совершаются с учетом качества ценных бумаг.
Объектамибиржевых операций являются биржевые товары, к которым принято относитьстандартизированные товары массового производства, обладающие качественнойоднородностью, сопоставимостью базисных характеристик и взаимозаменяемостьюпартий. На биржах торгуют не только товарами, но и контрактами.
Принципамиосуществления биржевых операций (биржевой работы) являются: личное довериемежду брокером и клиентом, гласность, регулярность, регулирование деятельностина основе жестких правил.
Листинг — это зачисление ценных бумаг вспециальный котировальный список биржи, т.е. допущение к торгам. Операция,обратная листингу (исключение из биржевого списка), называется делистингом.
Листингявляется важнейшей процедурой биржевой торговли. Многие компании стремятсявключить эмитированные бумаги в биржевые списки фондовых активов. Престижсписочных ценных бумаг выше, что усиливает интерес к ним со стороны инвесторов.
Регулярностьпубликаций биржевой отчетности в массовой и деловой прессе позволяет лучшеинформировать владельцев ценных бумаг об изменении цен и доходности акций,привлекает новых покупателей, повышает ликвидность списочных бумаг. Выгодыофициального признания бумаг компенсируют издержки, связанные с выплатойрегистрационного и периодических сборов, а также необходимостью публичногораскрытия информации о состоянии фирмы.
Каждаябиржа имеет строгие правила допуска бумаг к торгам и свои гарантии клиентам. Вкачестве критериев отбора бумаг могут выступать величина чистого дохода,стоимость активов, размер выпуска ценных бумаг.
Анализируютсястепень государственного участия в компании, характер рынка продукции,относительная стабильность и положение в отрасли, перспективы развития отраслии компании. Претендент на включение в списки должен представить проспектэмиссии, финансовую отчетность, данные о размере объявленных и выплаченныхдивидендов.
Бумаги,допущенные к биржевым торгам, котируются. Котировать означает «нумеровать,выставлять цены». На бирже котировка — это механизм выявления цены впроцессе биржевого торга в течение каждого дня работы биржи и публикация цен вбиржевом бюллетене (котировальном листе).
Котировка- это объявление ценыпродавца и покупателя на ценную бумагу определенного наименования. Как взарубежной, так и в отечественной практике не все бумаги, допущенные к торгам,котируются.
Хотябиржа и не несет материальной ответственности перед своими членами забанкротство какого-либо эмитента, в силу необходимости поддержания престижабиржи акции, включенные в котировальные списки, достаточно надежны. [2, 105 с.]
Биржеваякотировка — это фиксацияфактических контрактных цен и выведение средней цены по биржевым сделкам заопределенный период (обычно за биржевой день). Она объявляется ежедневно иявляется ориентиром при заключении контрактов, а также значительно влияет нарыночную конъюнктуру.
         Основнымифондовыми операциями являются: выпуск (эмиссия); размещение; купля-продажа; конвертация;хранение; траст (доверительное управление); менеджмент; залог; клиринг; регистрацияи перерегистрация владельцев ценных бумаг; маркетинг; ценообразование; страхование;безвозмездная поставка; оценка инвестиционного риска; погашение; дарение; наследование;сплит; передача (индоссамент); определение рыночной стоимости; бухгалтерскийучет и аудит; посредничество; начисление и выплата дивидендов по акциям ипроцентов по облигациям; формирование портфелей ценных бумаг; инвестиционноепроектирование; консалтинг.
Целямиопераций с ценными бумагами являются: 1) формирование и увеличение капитала; 2)привлечение заемных средств; 3) получение денежных доходов от операций сценными бумагами; 4) участие в уставном капитале акционерного общества дляконтроля над собственностью; 5) использование ценных бумаг в качестве залога.
Появлениеновых финансовых продуктов, усложнение операций с ценными бумагами расширяютвозможности их использования для достижения целей, которые ставят перед собойучастники фондового рынка.
Вусловиях экономической неопределенности, акционерные общества стремятсядействовать в том секторе финансового рынка и использовать те инструменты,которые приносят наибольший доход и ослабляют налоговое бремя. При отсутствиисерьезных конкурентов и несовершенстве законодательной базы операторы рынкамогут изменять направления работы с ценными бумагами, адаптируясь к условиямрынка.
Биржевыесделки — этовзаимосогласованные действия участников торгов, направленные на возникновение,установление, прекращение или изменение их прав и обязанностей в отношениибиржевых товаров и совершенные в помещении биржи в установленные часы ееработы. Они имеют своим предметом заменимые товарные и фондовые активы,допущенные к котировке и обращению на бирже. [2, 106 с.]
Существуетчетыре основных типа биржевых сделок: сделки с предъявлением товара (товарныхобразцов); индивидуальные форвардные сделки; фьючерсные стандартные (срочные)сделки; опционные сделки.
Регламент заключения сделки определяется биржей. К общим требованиямрегламента биржевых сделок относится требование заключения сделок в письменнойформе.
Различают регулярные, кассовые и срочные сделки. Регулярныесделки — это сделки, полный расчет по которым (сверка, поставка ценной бумаги иденежный расчет) должен произойти в обычные сроки. Кассовые сделки — это сделкинемедленного исполнения. Срочные сделки — это сделки, которые имеютфиксированные сроки расчета, заключения контракта и установления цены.
Ростобъемов торговли и расширение числа их участников предъявляли новые требованияк биржевым технологиям и механизмам. Не менее важными являются механизмыобеспечения торгов, передачи и хранения ценных бумаг, а также организационнаяструктура бирж, и её законодательное регулирование.

1.3Необходимость организации регулирования биржевой деятельности
Биржи вовсех странах являются официально зарегистрированными объединениями,создаваемыми в различных правовых формах. Чаше всего используется формаакционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью плиобщества с ограниченной ответственностью. В большинстве случаев биржи являютсякорпорациями. Высшим органом является общее собрание акционеров, собираемоередко -как правило, раз в год.
Исполнительныефункции выполняет Совет директоров (Биржевой совет). Количественный составСовета определяется самой биржей, составляет обычно 15-20 человек и состоит какиз членов биржи, так и из внешних директоров и экспертов. Совет директоровизбирается членами биржи. Возглавляет его председатель.
Членыбиржи, как правило, являются акционерами данной биржи. В то же время их доходобеспечивается исключительно активной работой с клиентами. Статус биржи какнекоммерческой организации предполагает получение доходов не инвесторами, аторговцами и ориентирует на увеличение деловой активности на бирже.
Оперативной деятельностьюбиржи руководят комитеты, ответственные перед советом директоров, состоящие изчленов биржи. Работа членов биржи в комитетах не оплачивается. Комитеты так же,как и Совет директоров, имеют штат служащих. Число и названия комитетов наразных биржах может быть различным. [7, 41 с.]
-Исполнительный комитет осуществляет текущее управление биржей. Он возглавляетсяпрезидентом и включает в свой состав вице-президентов. Комитет осуществляетрешения, принятые Советом директоров и комитетами.
-Комитет по приему новых членов рассматривает все обращения овступлении в члены биржи и представляет рекомендации в Совет директоров. Самрешения не принимает.
-Арбитражный комитет — назначает арбитров для решения споров между членами биржи, атакже между клиентами и членами биржи. Предметы споров: качество товара, срокисполнения приказа клиента, сроки поставки. Комитет выполняет рольсогласительной комиссии и не наделен правом принимать решения, обязательные дляисполнения конфликтующими сторонами.
-Комитет по деловой этике занимается внутренними дисциплинарными вопросами биржи. Еслиперсонал биржи считает, что член биржи неправильно выполнил приказ клиента, томатериал поступает в комитет по деловой этике, где выносится решениеобоснованности такого заявления. Передает материал для решения в наблюдательныйкомитет.
-Наблюдательный комитет рассматривает споры и выносит решения по дисциплинарнымвопросам по материалам комитета по деловой этике.
-Контрольный комитет наблюдает за деловой активностью на бирже, чтобыпрепятствовать созданию искусственного дефицита и манипуляциям с пенами. Можетприостановить торги.
-Комитет но новым товарам изучает потенциальные возможности торговли новым товаром(допускать или нет), ведет исследования по обоснованию введения торговли новымтоваром. На фондовых биржах — комитет по листингу.
Чтокасается организации операционного зала биржи, то необходимо отметить что оноборудован информационными устройствами и, в частности, большим информационнымтабло. Место каждого биржевого посредника — члена биржи -оборудовано столом(кабиной) со связью и компьютером. Каждое место имеет свой номер.
Местодля заключения сделок называется биржевым кольцом. Другие названия: пол, ринг,яма. Пол в яме находится на 1,5-2 метра ниже уровня зала, чтобы участникиторгов хорошо видели ведущего и друг друга.
Набиржах существуют правила поведения. Предъявляются повышенные требования квнешнему виду присутствующих в торговом зале лиц.
Для привлеченияв биржевую торговлю достаточно большого числа участников, как продавцов, так ипокупателей, и сведения их риска к минимуму необходим определенный механизм,позволяющий обеспечивать соблюдение их интересов. Основной задачейрегулирования биржевой деятельности являются предотвращение манипулированияценами и крахов, защита интересов мелких фирм и спекулянтов.
Регулированиебиржевой деятельности — это совокупность конкретных способов и приемов поопределенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основеустановленных правил и требований. Целью регулирования биржевой деятельностиявляется обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевогорынка. [18, 58 с.]
Механизмбиржевого регулирования (управления) включает правовое, нормативное иинформационное обеспечение.
Правовоеобеспечение — это законодательные акты, постановления, указы и другие правовыедокументы органов управления. Нормативное обеспечение включает инструкции,нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила,утверждаемые организациями профессиональных участников биржевого рынка. Кинформационному обеспечению относится различная экономическая, коммерческая,финансовая и прочая информация.
Как илюбая система управления, система управления биржевой деятельностью включаетдве подсистемы: управляющую, основанную на использовании государственных инегосударственных (общественных) методов регулирования, и управляемую.
Управляющаяподсистема включает:
-государственные органы и сам о регулируемые организации(биржи), осуществляющие на биржевом рынке законодательную, регистрационную,лицензионную и контрольную деятельность;
-законодательнуюинфраструктуру (законодательные акты, постановления, указы, нормативныедокументы и др.);
-этикубиржевого рынка (правила биржевой торговли, утверждаемые конкретной биржей);
-традиции и обычаи.
Управляющаяподсистема выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие,организационные и контрольные функции.
Кфункциям управляемой подсистемы относятся: организация движения финансовыхресурсов, обеспечение качества биржевых товаров, информационное обеспечениерынка.
Вмировой практике различают две модели регулирования биржевой деятельности.
1. Регулированиебиржевого рынка является преимущественной функцией государственных органов(государственное регулирование). Лишь небольшую часть полномочий по надзору,контролю, установлению правил государство передает биржам. Такая системасуществует во Франции.
2. При сохранении загосударством основных контрольных позиций максимально возможный объемполномочий передается биржам (принцип саморегулирования). При этом значительноеместо в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
Вомногих странах используется смешанная модель регулирования биржевойдеятельности, хотя государственное регулирование заметно усилилось в последние20 лет. Ранее биржевая торговля регулировалась преимущественно нормами иправилами, разрабатываемыми самими биржами.
Государственноерегулирование включает:
а)      разработкуи реализацию специальных нормативно-правовых актов;
б)      созданиестандартов, т. е. набора обязательных требований к участникам биржевого рынка ит.п.;
в)      регламентациюосновных процедур и государственный контроль за соблюдением действующегозаконодательства со стороны участников рынка.
Задачигосударственного регулирования:
-реализация государственной политики развития биржевогорынка;
-обеспечение равных прав и безопасности для профессиональныхучастников и клиентов;
-созданиеинформационной системы о биржевом рынке и контроль за обязательным раскрытиеминформации участниками рынка.
Саморегулированиепредполагает использование методов общественного регулирования. К таким методамотносятся разработка правил профессиональной деятельности на биржевом рынке иих повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы,формирование общественного мнения о биржевой деятельности. [18, 60 с.]
Кположительным сторонам саморегулирования можно отнести:
а)      разработкуправил поведения самими профессиональными участниками конкретного биржевогорынка, реально представляющими его особенности;
б)      экономиюгосударственных средств, сокращение аппарата управления биржевым рынком;
в)      установлениеобщественного контроля, так как участники биржевого рынка, как правило, большезаинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники;
г)       введениеэтических норм поведения профессиональных участников биржевого рынка с помощьюобщественного контроля.

Глава 2. Организация и регулирование биржевой деятельности вРоссии2.1Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России
По мерестановления российского биржевого рынка создается и отлаживается система егорегулирования. Основныегосударственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:
-Федеральнаякомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. (регулирует деятельность фондовыхбирж)
-Федеральнаякомиссия по товарным биржам. (осуществляет регулирующие функции по отношению ктоварным биржам).
-Министерствофинансов РФ. (устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпускгосударственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах).
-Центральныйбанк Российской Федерации. (регулирует деятельность валютных бирж).
Идеяразработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли невместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен проект Закона РСФСР «Отоварных биржах и биржевой торговле. Затем появились проекты биржевогозаконодательства в других республиках, а также проекты нормативных актов,исходивших от самих бирж.
Разработкаправовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась наимевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которыхосуществлялся переход от командно-административной системы управления крыночным механизмам.
Нижеприведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевуюдеятельность в России.
ЗаконРСФСР „О предприятиях и предпринимательской деятельности“ от 25декабря 1990 года. Этим законом определялись акционерные общества закрытоготипа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядокучреждения предприятий и их государственной регистрации.
ПостановлениеСовета Министров РСФСР „О деятельности товарных бирж в РСФСР“ от 20марта 1991 года, которым утверждено временное положение о деятельности товарныхбирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржахпо свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа иобеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено началосвободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных биржпо некоторым вопросам, в частности:
-введена обязательность регистрации сделок, заключаемых натоварных биржах;
-запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарныхбирж;
-установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн. руб.;
-введенавыдача лицензий на биржевую деятельность.
Положениео порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденноеприказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур от 31 мая 1991 года. В документе были определены порядоклицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правиламбиржевой торговли.
Положениео выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденноепостановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 год № 78. В нём дано определениеценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения,охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа.
Положениео лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в которомустановлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль заиспользованием лицензий.
Положениеоб аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на правосовершения операций с ценными бумагами ( разработано на основе постановленияПравительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). В нем были установленыквалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль заиспользованием выданных им лицензий.
Закон РФ»О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 года сталосновным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевойторговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии дляторгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие насовременных биржах.
Согласнодокументу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделкиот своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую,торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную сорганизацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этимположениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование всвоем названии слов «товарная биржа» или «биржа» и неподлежат регистрации в качестве биржевых структур.
В законедается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые немогут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядокучреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделеногосударственному регулированию деятельности товарных бирж.
Закон РФ«О валютном регулировании и валютном контроле» определяет порядоквалютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок свалютой.
ПостановлениемПравительства РФ «О мерах по стимулированию роста организационного товарооборотабиржевых товаров через товарные биржи» от 11 мая 1993 года № 452подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим факторомформирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработкимеханизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов назакупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна,сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.
Федеральныйзакон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому идилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается толькоорганизатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность поорганизации торговли с иными видами деятельности.
Исключениядопускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определениювзаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другиелица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащиебиржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценныхбумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей вдеятельности фондовой биржи.
Рольгосударства в регулировании биржевой деятельности в России довольнозначительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О товарных биржах ибиржевой торговле» для осуществления государственного регулированиядеятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитетеРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ).
В составэтой комиссии включаются председатель, представители государственных органов,деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представителибиржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты ипредставители от общественных объединений предпринимателей.
В ст. 34Закона определены функции Комиссии по товарным биржам:
-выдача лицензий на организацию биржевой торговли;
-осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевыхброкеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле иконтроль за ними;
-контроль за соблюдением законодательства о биржах;
-организация и изучение деятельности товарных бирж;
-разработка методических рекомендаций по подготовке биржевыхдокументов;
-рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговлина злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле;
-разработка предложений по совершенствованию законодательствао товарных биржах.
В ст. 35Закона установлены полномочия Комиссии по товарным биржам:
-отказ бирже в выдаче лицензии на организацию биржевойторговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевойторговли установленным требованиям;
-аннулирование выданной бирже лицензии или приостановление еедействия, если биржа нарушает законодательство;
-направление бирже обязательного для исполнения предписанияоб отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевойторговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управлениябиржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
-направление биржевому посреднику обязательного дляисполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащейзаконодательству;
-применение к бирже или биржевому посреднику соответствующихсанкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения илинесвоевременного исполнения предписаний Комиссии;
-назначение государственного комиссара на биржу;
-организация по согласованию с органами финансового контроляРоссийской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевыхпосредников;
-требование от бирж, расчетных учреждений клиринговых центрови биржевых посредников представлений учетной документации;
-направлениев суд или арбитражный суд материалов для применения предусмотренных закономсанкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случаеобнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующиеправоохранительные органы.
Длянепосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредникамизаконодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:
-содействоватьвсемерному развитию конкуренции в биржевой торговле;
-обеспечиватьсоблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных биржи биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;
-предотвращатьлюбые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.
Государственныйкомиссар вправе:
-присутствоватьна биржевых торгах;
-участвоватьв общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (биржи справом совещательного голоса;
-знакомитьсяс информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседанийорганов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;
-вноситьпредложения и делать представления руководителям биржи;
-вноситьпредложения в Комиссию по товарным биржам;
-осуществлятьконтроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Главнымкоординирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время являетсяФедеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Государственноерегулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовыхактов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явнонедостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомнымисобраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитымфондовым рынком.
На первичномрынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единогопорядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственнойрегистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельностипрофессиональных участников рынка.
Навторичном рынке государственный контроль осуществляется посредствомлицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачиквалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видовдеятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдениемантимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынкаценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяютследующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
-регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
-лицензирование деятельности профессиональных участниковрынка;
-аттестация специалистов инвестиционных институтов;
-страхование инвесторов;
-аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состояниемэмитентов;
-надзор и контроль за проведением фондовых операций;
-регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговыхкорпораций;
-раскрытие и публикация информации в соответствии сдействующим законодательством.
Составнойчастью государственного регулирования является лицензирование как биржи иорганизаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевогорынка.
Дляполучения лицензии на организацию товарной биржи в Комиссию по товарным биржампредставляют следующие документы:
-заявление;
-устав товарной биржи;
-учредительный договор или заявку на регистрацию либо инойсоответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;
-свидетельство о государственной регистрации товарной биржи;
-правила биржевой торговли;
-документ, подтверждающийвнесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы;
-документ удостоверяющийправо пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
-списокучредителей и распределение между ними долей (в %) в уставном капитале товарнойбиржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.
Комиссияпринимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачизаявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдачелицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, атакже их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации ивозвратить указанные документы заявителю для переоформления.
Товарнаябиржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения овыдаче ей лицензии.
Решенияоб аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией вдвухмесячный срок на основе:
-материалов,осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены фактынарушений в деятельности товарной биржи;
-официальныхуведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а такжегосударственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.
Принеисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссиянаправляет материалы в арбитражный суд.
Биржаможет быть ликвидирована по решению высшего органа управления биржи, а такжесудом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренныхзаконодательными актами Российской Федерации.
Механизмлицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование какбиржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действоватьна рынке ценных бумаг.
Помимо государственногорегулирования исторически сложился принцип саморегулирования, которыйзаключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевыенормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретнойбиржи. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены особенностирегулирования и организации деятельности
К ним относятучредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли. В учредительномдоговоре должны быть указаны:
-учредители биржи;
-цель создания биржи и способы реализации поставленной цели;
-ответственность учредителей по обязательствам биржи;
-первоначальный размер уставного капитала, деление его наакции и порядок распределения между учредителями;
-права и обязанности учредителей биржи;
-порядок распределения прибыли и учреждение резервного фонда;
-условия прекращения деятельности биржи;
-местонахождениеи реквизиты биржи.
В уставебиржи должны быть определены:
-структура управления и органы контроля биржи, их функции иправомочия, порядок принятия решений;
-размер уставного капитала;
-перечень и порядок формирования постоянных фондов;
-максимальное количество членов биржи;
-порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращениячленства;
-права и обязанности членов биржи и других участниковбиржевой торговли;
-порядок разрешения споров между участниками биржевойторговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и другихобособленных подразделений.
Правилабиржевой торговли должны включать:
-порядок проведения биржевых торгов;
-виды биржевых сделок;
-наименование товарных секций;
-перечень основных структурных подразделений биржи;
-порядок информирования участников биржевой торговли опредстоящих биржевых торгах;
-порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки ценбиржевых товаров;
-порядок информирования участников биржевой торговли обиржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценахбиржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржии других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуребиржевых товаров;
-взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевойторговли при заключении биржевых сделок;
-меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевыхторгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами РоссийскойФедерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территорииРоссийской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданныхили признанных уполномоченным на то органом;
-контроль над процессом ценообразования на бирже в целяхнедопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен,искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложныхслухов с целью воздействия на цены;
-меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевыхторгах, а также порядок и условия применения этих мер;
-меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другимиучастниками биржевой торговли решений органов государственной власти иуправления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительныхдокументов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членовбиржи и других органов управления биржи;
-перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы сучастников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания;
-размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей ипорядок их взимания биржей.
Такимобразом, биржа может рассматривается как саморегулируемая организация,действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что врамках действующего законодательства биржа сама принимает решения оборганизации своего управления, что находит отражение в ее уставе.2.2Анализ недостатков регулирования биржевой деятельности в Россиии пути её совершенствования
Биржевойрынок в России находится в стадии начального развития. Главная причина этого — недостаток законодательного регулирования. Производители биржевых товаров нехотят их продавать через систему биржевых торгов — сегодня это хлопотно иневыгодно. Между тем, если бы торговля всеми биржевыми товарами осуществляласьчерез биржу, это был бы по-настоящему справедливый и прозрачный рынок.
Проблемаразвития биржевой торговли актуальна, и ей занимаются не только сами товарныебиржи, но и исполнительная власть. Популярным, если не единственным способомрешения этой проблемы стало привлечение на биржу в качестве основного участникамонополиста на рынке отдельного товара, что дает бирже возможность одновременнопривлечь и покупателей товара. Но этот способ в последнее время вызываетнарекания регулятора, поскольку, по его мнению, ведет к еще большемудоминированию и повышению цен. В то же время исполнительная власть видитрешение проблемы в введении обязательных биржевых продаж.
Таим образом,государственные регуляторы бирж, как органы исполнительной власти, не могутничего сделать для развития биржевого рынка, они могут только остановить торгиили приостановить лицензию (что-то запретить.
Между тем ужесейчас очевидно, что вводимые ограничения не просто не соответствуют мировомуразвитию рынка, а ведут к удорожанию рынка для российских профессиональныхучастников, а значит, и для инвесторов. Рынок будет дороже, а значит, менееконкурентоспособен. Это приведет к тому, что место российских организаторовторговли займут иностранные.
Анализситуации показывает, что российские реалии снова резко расходятся с мировымитенденциями. При этом надо подчеркнуть, что все предпосылки для следованиямировым тенденциям в России существуют.
Речь идетпрежде всего о компьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающихведущие инфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иныеорганизаторы торговли, из «закрытых профессиональных клубов» вкоммерческие предприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента.Происходящий процесс глобализации финансовых рынков приводит к стираниюнациональных границ. Таким образом, инфраструктурные институты вынужденыконкурировать не только и не столько в рамках национальных государств, а замеждународные рынки. В этой ситуации национальные органы государственногоуправления должны помогать национальным инфраструктурным организациям,способным вести конкурентную борьбу на международном рынке, а не заставлять ихпостоянно перестраиваться под меняющиеся требования ведомственных нормативныхактов.
Жесткиетребования государственных органовадресованные организаторам биржевой торговли, в первую очередь уже созданным иработающим с большей или меньшей эффективностью биржам, не соответствуют, аиногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишаетнаиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможностиэффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самымнанося ущерб национальным интересам России.
Отсюда виднанеобходимость преобразования Российского законодательства в областирегулирования биржевой деятельности.
Необходимовнести в действующее законодательство и нормативное регулирование такиеизменения, которые бы предоставили возможность уже работающим биржам продолжатьсвою деятельность.
Речь идет отом, чтобы оставить все так как есть, не заставляя биржи изменятьорганизационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерниекомпании и т.п.).
Кроме того,представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещениедеятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональнойброкерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговыесистемы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовыхинструментов — валюта, драгметаллы, производные инструменты (фьючерсы,опционы), ценные бумаги и т.п.
Недопустимойявляется практика дробления лицензий на операции с ценными бумагами (на рынкегосударственных и на рынке негосударственных ценных бумаг).
В настоящеевремя ведется работа по внесению изменений в закон «О рынке ценныхбумаг». В этой связи было бы желательным в рамках этого закона несвязывать организатора торговли вообще и фондовые биржи в частности с какой-либоодной определенной формой деятельности, а также внести в закон «Обакционерных обществах» положения, предусматривающие право фондовых,товарных, валютных и иных бирж, созданных в форме акционерных обществ,предусматривать в своих уставах право не распределять прибыль и не выплачиватьдивидендов акционерам, а также право исключать из числа акционеров путемпринудительного выкупа акций по номинальной цене.
Это позволиторганизаторам биржевой торговли в случае необходимости эволюционным путемпреобразовываться в коммерческие организации или, наоборот, продолжатьфункционировать в качестве некоммерческих организаций, закрепив свой статус вкачестве некоммерческой организации.

Заключение
В заключении следуетотметить то, что современная биржа — это система обеспечения торгов. Биржапредставляет собой организационно оформленный рынок, где в соответствии сустановленными правилами совершаются сделки с определенными видами товаров.
Регулированиебиржевой деятельности — это упорядочение работы на нем его участников иопераций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на этидействия. Биржа может иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование.
Внутреннеерегулирование — это подчиненность ее деятельности собственным нормативнымдокументам: Уставу, Правилам и другим внутренним нормативным документам,определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников.
Внешнеерегулирование — это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства,других организаций, международным соглашениям.
Регулированиебиржевой деятельности осуществляется органами или организациями,уполномоченными и на выполнение функций регулирования. С этих позицийразличают:
— государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляетсягосударственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иныхфункций регулирования;
— регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, илисаморегулирование рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны,государство может передавать часть своих функции по регулированию рынкауполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участниковбиржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, чтосозданная ими организация получает от них самих некие права регулирования поотношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж;
— общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; вконечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-тодействия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те илииные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:
-поддержаниепорядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всехучастников рынка;
-защитаучастников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц илиорганизаций, от преступных организаций и преступников вообще;
-обеспечениесвободного и открытого процесса биржевого ценообразования на основе концентрацииспроса и предложения;
-созданиеновых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений ит.п.; воздействие на биржевой рынок с целью достижения каких-то общественныхцелей (Например, понижения биржевых цен).
Процесс регулирования на биржевом рынке включает:
— созданиенормативной базы его функционирования, т.е. разработка законов, постановлений,инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которыеставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
-отборпрофессиональных участников биржевого рынка;
-контроль засоблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционированиярынка;
-системусанкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже.
Списоклитературы
1)  Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 567 с.
2) ИвасенкоА.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А.Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус, 2010. – 272 с.
3) ИнструкцияЦБ РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитнымиорганизациями на территории Российской Федерации». № 102-И
4) Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовыебиржи: вводный курс. – М.: Финансы и статистика, — 2009. – 200 с.
5)  Колтынюк Б.А.Рынок ценных бумаг. Спб.: изд-во Михайлова В.А. – 2004. – 336 с.
6) Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. – Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 496 с.
7) Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. – М.: ЕАОИ,2008. – 176 с.
8) Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. – М.: Дело и сервис,2007. – 512 с.
9) ЛоматидзеО.В., Львов М.И., Болотин А.В. и др. Базовый курс по рынку ценных бумаг. – М.:КНОРУС, 2010. – 448 с.
10)  Лялин В.А.,Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. — М.: Проспект, 2007. – 384 с.
11)  Маренков Н.Л. Ценные бумаги. – Ростовн/Д.: Феникс, 2005. – 602 с.
12)  Маховикова Г.А., Селищев А.С.,Мирзажанов С.К. Рынок ценных бумаг. – М. Эксмо, 2010. – 208 с.
13)  Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. –Спб.: Питер, 2007. – 256 с.
14)  Николаева И.П. Рынок ценных бумаг.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 224 с.
15)  Новашина Т.С., Криворучко С.В.Операции банков с ценными бумагами. — М.: Московская финансово-промышленнаяакадемия 2005. — 367 с.
16)  Постановление Правительства РФ «Омерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаровчерез товарные биржи» от 11 мая 1993 года № 452
17)  Прянишникова M.В.Рынок ценных бумаг. – Саратов: Саратовский государственныйсоциально-экономический университет, 2009. — 232 с.
18)  Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевоедело. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.
19)  Рынок ценных бумаг. Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. — М.: Финансы и статистика. 2006. — 448 с.
20)  Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Под ред. ДегтяревойО.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 501 с.
21)  Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки.– М.: МарТ, 2004. — 480 с.
22)  Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. – М.: КноРус,2009. – 288 с.
23)  Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 176 с.
24)  Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг. –СПб.: Питер, 2004. – 220 с.
25)  Федеральный закон «О рынкеценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
26)  Федеральный закон «О товарныхбиржах и биржевой торговле»от 20 февраля 1992 г. N 2383-I
27)  Федеральный закон РФ «О валютномрегулировании и валютном контроле» ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ
28)  Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг ибиржевое дело. – М. Эксмо, 2009. – 240 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.