Реферат по предмету "Банковское дело"


Контроллинг в банке

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
Предмет: Контроллинг.
Тема: «Контролинг в банке»
Выполнил: студент V курса
Факультета: экономики ипредпринимательства
Специальность: финансы икредит, ПФО, гр. Б
Шифр: 080105 — 05/299
Мазова Кристина Андреевна
Преподаватель:
Москва, 2009 год

План
Введение
Служба контроллинга
Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля
Контроллинг как мировоззрение
Цели и функции контроллинга
Контроллеры
Основные этапы контроллинга
Концепции контроллинга
Заключение
Список литературы
Введение
Контроллинг — это системауправления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово“контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечтоотличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, навыявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речьидет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг — это управлениебудущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и егоструктурных подразделений.
Служба контроллинга стремитсятак управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых ифактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизироватьошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
Система контроллингацелесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированыего отделам и службам. В этом случае он поможет им в достижении максимальновозможного общего положительного результата деятельности. В этом смыслеконтроллинг, как наука об успешном управлении предприятием, являетсяинструментарием рыночной экономики, при которой снижается необходимость вцентрализованном администрировании
Служба контроллинга
В принципе все работники могутбыть привлечены и к контролю за реализацией стратегии. Контроль можетосуществляться в форме общих собраний коллектива, заседаний фокус-групп и т.д. Нарядус этим начиная с 70-х годов в структуре управления фирм и банков в развитыхстранах для этой цели стали создаваться специальные управленческие структуры,получившие название службы контроллинга.
Контроллинг — это концепцияменеджмента, направленная на координацию и контроль всех видов деятельностибанка (управленческой, производственной, сбытовой и т.д.) с целью успешногодостижения стратегических целей. Иными словами, контроллинг — это руководящаяконцепция эффективного управления банком и обеспечения его долгосрочногосуществования.
Служба контроллинга выполняетследующие функции:
• контроль за слаженностьюфункционирования всех подразделений банка на основе сбора и анализавсевозможной информации (не только экономического, но и технического характера).Контроллер должен быть, по образному выражению немецких экономистов, самыминформированным человеком в организации;
• помощь руководителям разныхуровней управления, выражающаяся в поддержке планирования, консультировании повсем управленческим вопросам, содействии в решении и выявлении проблем.
Контроллера можно сравнить слоцманом на корабле. Высшее руководство банка определяет «пункт назначениякорабля» (конечные цели), маркетолог «прокладывает курс» (определяетпути реализации стратегии), а контроллер «ведет корабль по этому курсу»(осуществляет контроль и корректировку стратегии).
Контроллер выполняет весьмасложные и ответственные задачи, поэтому и требования к уровню подготовкиконтроллера устанавливаются весьма высокие. Как отмечает видный немецкийспециалист в области контроллинга Э. Майер, контроллер — это тот, кто большедругих учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии сокружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобыуспешно управлять предприятием. Основной принцип контроллинга: «Сегодняделать то, о чем другие завтра только будут думать».
Таким образом, обострениеконкурентной борьбы, необходимость разработки и осуществления конкурентнойстратегии привели к существенным изменениям в сфере банковского управления — кпоявлению сначала маркетинга, а затем — контроллинга. Сейчас в ведущих банкахмаркетинг и контроллинг всегда действуют «в единой связке».
Однако было бы ошибкой полагать,что организационное обеспечение банковской стратегии и политики ограничиваетсясозданием службы маркетинга и контроллинга. Как показывает практика, дляуспешной реализации стратегии могут потребоваться изменения в банковскойорганизационной структуре в целом.Сущность банковского контроллинга и его отличия отконтроля
Было бы слишком упрощеннопонимать под контроллингом внутренний контроль. Интегрированный в системукредитного риск-менеджмента, контроллинг, несомненно, предполагает аудит,корректировку кредитных рисков, мониторинг поведенческих характеристик открытыхрисковых кредитных позиций, управленческий учет и контроль. Однако ни одна изперечисленных составляющих не охватывает в полной мере понятие «контроллинг».
Контроль как понятие в отличиеот контроллинга трактуется в контексте надзора, наблюдения с целью проверки,ревизии. В данном понятии отсутствует творческое начало, динамика и делаетсяакцент на фиксацию фактов нарушений определенного вида и свойства. «Лингвистическиеджунгли» контроллинга раскрываются в Новейшем словаре иностранных слов ивыражений: «Под контроллингом (англ. controlling) понимаетсясистематический управленческий контроль, отслеживание хода выполненияпоставленных задач с одновременной коррекцией работы; осуществляется на основесоблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования имониторинга как важнейшая задача экономического управления».
Международная ассоциацияконтроллеров определяет данное понятие как «Контроллинг — сопроводительныйпроизводственный сервис для руководства по целеориентированному планированию иуправлению». Контроллинг охватывает поддержку принятия управленческихрешений и обеспечение адаптации банковских инноваций, новых финансовыхинструментов и инновационных банковских продуктов к информационным потребностямдолжностных лиц, принимающих решения. Иными словами, в ареал контроллингавходит создание, обработка, проверка и представление системной управленческойинформации.
Уже в общих определенияхконтроллинга есть ссылка на действия, связанные с наблюдением, выявлениемслабых мест и их коррекцией, совершенствованием механизма управления, процедурпринятия решений, обоснования и достижения поставленных целевых установок.
В отличие от обычного контроля,контроллинг, гармонично встраиваясь в систему кредитного риск-менеджментаохватывает:
стратегическое планированиедеятельности банка (определение целей, обоснование направлений развития);
портфельный подход при оценкетекущего состояния открытых рисковых кредитных позиций (анализ ситуации);
реинжиниринг банковскихбизнес-процессов;
усовершенствование системыотчетности и учета затрат;
корректировку меруправленческого воздействия на кредитные риски.
Функциональные установки отделовбанковского контроллинга за рубежом распространяются на следующие направлениябанковской деятельности: бюджетирование; стратегическое и оперативноепланирование; внутренний отчет; инвестиционные расчеты; внутренний и внешнийучет; управление ликвидностью; внешний отчет; налоговое планирование иуправление; управление дебиторской задолженностью; страхование; внутреннийаудит; информационную обработку.
Недавние исследования выявилиследующие функции контроллера в США:
регулярный ежемесячныйфинансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;
процесс бюджетирования,соответствующая отчетность и анализ;
создание среды финансовогоконтроля и налоговой отчетности;
чисто финансовая деятельность: счетак уплате, фиксированные активы, общий бухучет и т.д.
Следовательно, контроллинг всистеме кредитного риск-менеджмента проявляется посредством постоянного,стандартизированного анализа и регулирования ситуаций и отклонений вповеденческих характеристиках открытых рисковых кредитных позиций,базирующегося на концепции интегрированного менеджмента. Встроенный в кредитныйриск-менеджмент контроллинг в качестве «второго фронта» управлениякредитными рисками выступает гарантом информационного, аналитического иметодического обеспечения управленческих решений в сфере реализации кредитныхрисков, представляет регламентированный процесс, посредством которогоконтролируются и корректируются (регулируются) открытые рисковые кредитныепозиции банка, обеспечивая их соответствие целям, планам и нормативнымпоказателям.
Контроллинг как мировоззрение
В понятии «контроллинг»можно выделить две составляющие: мировоззренческую и функциональную.
Первая из них заключается в том,что в системе кредитного риск-менеджмента контроллинг играет роль системногомышления, управленческого мировоззрения, нацеленного на поиск оптимума междуконкурирующими характеристиками: риском и доходностью в рамках достижениязаданных результатов управления кредитными рисками в долгосрочной перспективе. Главнаяаксиома риск-контроллинга с этой позиции: менеджмент обеспечения ростадоходности банка не должен превышать допустимые для конкретных условий уровнирисков.
В функциональном аспектеконтроллинг является интегрированной, целенаправленной системойинформационно-аналитической и методической поддержки руководителей банковскихподразделений в процессе планирования, идентификации, оценки, анализа ипринятия управленческих решений по всем открытым рисковым кредитным позициям.Цели и функции контроллинга
Банковский контроллинг — этонезаменимый компонент кредитного риск-менеджмента, помогающий «обуздать»риски. Основная задача риск-контроллинга заключается в системно-интегрированнойинформационной, аналитической, инструментальной и методической поддержкекредитного риск-менеджмента на этапах стратегического планирования,идентификации, оценки, управленческого воздействия, аудита и корректировкикредитных рисков.
В рамках кредитногориск-менеджмента контроллинг призван решать следующие целевые установки:
ориентацию на достижение успеха(прибыли, не стоимостных форм выгоды от кредитной деятельности) в рамкахдопустимого уровня кредитного риска и допустимого уровня интеграциимногочисленных аспектов управления банковскими бизнес-процессами;
координацию кредитногориск-менеджмента; поддержку решений управленческого воздействия на кредитныериски;
адаптацию к информационнымпотребностям должностных лиц;
обеспечение рациональных решений.
Контроллинг в банке выполняетсистемную функцию, позволяя интегрировать и координировать процессы банковскогоменеджмента, в том числе и кредитного риск-менеджмента. Координация состоит всогласовании взаимосвязей между элементами системы «банк» и призванаобеспечить обратную связь в контуре регулирования.
Кредитный контроллинг — это такачественная составляющая банковского риск-менеджмента, которая позволяетдиагностировать вероятные проблемы в поведении рисковой позиции икорректировать управленческие решения до того, как данные проблемы перерастут внаихудшие варианты реализации кредитных рисков.
Следовательно, сущностьконтроллинга, как надежного механизма кредитного риск-менеджмента, проявляется вследующих его функциях:
1) разработке организационныхпринципов, стратегий, политик, методик, процедур и регламентов относительноотслеживания рисковых кредитных позиций банка;
2) оценке эффективностипроводимой политики управления кредитными рисками и осуществлении еёоперативной корректировки;
3) предварительном анализе итекущем контроле уровня принимаемых функциональными подразделениями кредитныхрисков;
4) возможном влиянии изменениявнешних условий на структуру и величину кредитных рисков банка; планированиимероприятий по хеджированию рисков;
5) планировании структуры ирентабельности кредитного портфеля;
6) расчете и утверждении лимитов;
7) аудите и оперативнойкоррекции управления рисковыми позициями банка, включая осуществлениеконкретных процедур по своевременной ликвидации «сбоев» в секторекредитных рисков;
8) учете, подготовке и анализефинансовой отчетности банка;
9) последующем контроле надисполнением соответствующими подразделениями банка всех установленных процедурв сфере управления кредитными рисками.
Риск-контроллинг реализует своифункционально-целевые установки на стратегическом и оперативном уровнях:
Стратегический риск-контроллинг- делать правильное дело.
Оперативный риск-контроллинг — делатьдело правильно.
Стратегический риск-контроллингподразумевает планирование и прогнозирование поведенческих характеристикрисковых кредитных позиций в желаемых для банка траекториях. В арсенале егоинструментария: стратегическое планирование, аудит и корректирование рисковыхкредитных стратегий, система стратегического информационного обеспечения; GAP-анализ,портфолио-анализ, метод стратегического баланса и др.
Оперативный риск-контроллингпредполагает воздействие на кредитные риски в регулярном, ежедневном режимепосредством результативного использования внутреннего аудита и корректировкирисковых кредитных позиций, закрепления зон ответственности, делегированияполномочий, калькуляции потенциала рисков, мониторинга рисковых процедур иотклонений рисковых позиций, анализа финансовой и бухгалтерской отчетности,сравнения достигнутых результатов и установленных стандартов.
Контроллеры
Банковские специалисты,реализующие функции контроллинга в банковской практике, называютсяконтроллерами. Контроллеры выполняют следующие задания:
осуществляют информационное,аналитическое и методическое обеспечение управленческих решений;
разрабатывают и поддерживаютпроцессы планирования и контроля деятельности банка;
организовывают сбор, измерение,анализ и интерпретацию плановых и отчетных данных, а также внешней и внутреннейинформации, прямо или косвенно связанной с видами банковской деятельности;
структурируют организационныесистемы и бизнес-процессы;
координируют и интегрируютпроцессы управления;
обеспечивают прозрачность,понятность и объективную интерпретацию полученных результатов;
формируют интегрированнуюконцепцию банковского менеджмента и адекватную современным требованиямменеджмента инфраструктуру банка.
Контроллеры, в идеале — этонавигаторы банковских руководителей при достижении целей, внутренниеконсультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителейфункциональных сфер деятельности, а также системные координаторы и интеграторыбанковских бизнес-процессов.Основные этапы контроллинга
Основными этапами процессаконтроллинга рисков являются:
этап предварительногопроектирования системы контроллинга рисков, включающий предварительный анализсостава финансовых инструментов и объектов риска банка и организационнойструктуры управления ими, разработку организационных принципов, политик,методик, порядков и регламентов, проектирование и составление плана внедрениясоответствующих информационных технологий;
этап текущего планированияпроцесса управления и ограничения рисков, включающий текущий анализ уровняпринимаемых функциональными подразделениями рисков на конкретных объектахриска, а также разработку мероприятий по его ограничению, расчет и утверждениелимитов;
этап регулирования, включающийосуществления конкретных процедур принятия решений и операций текущегоуправления и ограничения рисков;
этап учета и подготовкиотчетности, обработки и анализа информации;
этап последующего контроляосуществления всех установленных процедур ограничения рисков.
После прохождения подготовительногоэтапа, процесс контроллинга банковских рисков, по сути, состоит из трехосновных этапов.
Первый — это идентификация ианализ рисков, планирование мероприятий процедур ограничения и контроля (расчети установление лимитов, других критериев совершения сделок и т.д.), котороеосуществляет риск-подразделение.
Второй — это непосредственноепринятие решений о сделках и управлениях рисками функциональных подразделений.
Третий этап — это учет, анализ иконтроль, выполняемый как риск-подразделением, так и другимиконтрольно-учетными подразделениями банка.
Поскольку в процессахконтроллинга рисков участвуют все основные подразделения банка, то основнымусловием эффективности процесса является разработка и утверждение такихпринципов распределения указанных ранее функций, которые исключали быдублирование и конфликт интересов. Кроме того, позволили бы оптимизироватьпроцесс управления и ограничения рисков, выбрать наиболее приемлемые уровнириска и после этого уже придерживаться выбранной политики, корректируя ее всоответствии с экономической ситуацией.Концепции контроллинга
 
Концепция управленческогоучета (Managerial accounting). К наиболее ранним концепциям контроллингаследует отнести его понимание в разрезе организационных мероприятий посовершенствованию банковского документооборота в рамках управленческого учета. Акцентделается на управление затратами с использованием информационных технологий. Концепцияуправленческого учета (Р. Манн, Э. Майер, Х. Фольмут) базируется на следующихпостулатах:
контроллинг — это системауправления затратами, имеющая в основе информационное обеспечение;
его основная функция — использованиепередовых методов и инструментов в организации управленческого учета;
информационная основа — данныебухгалтерского учета.
Поскольку концепцияуправленческого учета первой закрепилась в управленческом мышлении банковскихруководителей и в течение последних 10 лет была наиболее востребованабанковской практикой, она сегодня преобладает в отечественном кредитном риск-менеджменте.Адепты этой концепции сводят контроллинг к управленческому учету и применениюметодов управления затратами и бюджетирования.
Концепция управленческойинформационной системы. Данная концепция контроллинга (Х. Берр, П. Прайсслер)базируется на постулатах:
контроллинг — это сборинформации для планирования, финансирования,
создания отчетов, оценки иконсультирования;
его основная функция — информационноеобеспечение менеджмента;
информационная основа — данныевсех банковских подразделений.
Отличие от концепцииуправленческого учета состоит в расширении ареала информационной базы и уровняпринимаемых решений. Если первая концепция тяготеет к оперативным задачам (информационнойосновой служат количественные данные бухгалтерского и управленческого учета),то вторая предполагает принятие решений на стратегическом и оперативном уровняхпосле анализа информации от всех банковских служб, задействованных системойкредитного риск-менеджмента. Таким образом, в концептуальной основе данныхтеорий заложены данные управленческого учета. Различие кроется в приоритетах иметодах, а также в том, что во второй концепции предметная область расширяетсяза счет расширения информационного ареала — всех организационных формкредитного риск-менеджмента. Адепты концепции «контроллинг — управленческаяинформационная система» подразумевают под контроллингом информационноеобеспечение процесса принятия управленческих решений — сбор и обработкуинформации, используемой при планировании, контроле и регулировании показателей.
Концепция планирования иконтроля. Более развитый концептуальный вариант контроллинга, основанный напроцессном подходе к управлению в виде циклов планирования, организации,контроля, мотивации. К числу сторонников данной концепции относятся Д. Хан, Д. Шнайдер,П. Хорварт. Основными постулатами концепции служат:
контроллинг — это планирование иконтроль;
его основные функции — бюджетирование,стратегическое и оперативное планирование;
информационная база — данныепланово-контрольных расчетов на основе внутреннего банковского учета.
Согласно концепции, процессныйподход может быть успешно реализован при координации циклов планирования,организации, контроля и мотивации лицом, принимающим решение. Из множестваметодов управления затратами, бюджетирования, оперативного планирования лицо,принимающее решения, должно выбрать наиболее приемлемые и суметьскоординировать управленческие шаги по их применению в банковской практике. Недостаткомданной концепции является размывание границ между инструментами контроллинга и управлениемзатратами. Контроллинг куда более емкое направление банковской деятельности,нежели управление затратами, имеющее в арсенале собственные координирующиеметоды. Адепты данной концепции координирующую роль контроллинга видят ввыработке методики согласования стратегического и оперативного планирования вобласти банковского менеджмента.
Концепция координации. Судяпо названию концепции уже можно предположить, что ее сторонники акцентируютвнимание на координирующей роли контроллинга (А. Шмидт, Й. Вебер, А. Зунд). Косновным постулатам концепции следует отнести:
контроллинг — это новая функцияменеджмента, обеспечивающая планирование, реализацию (учет) и управление пообратной связи (регулирование);
его основная функция — координированиепроцессов банковского менеджмента:
информационная база — данные поотклонениям открытых рисковых позиций.
Стержневым понятием концепциислужит регулирование, рассматриваемое как вид управления, процесс, посредствомкоторого характеристики управляемой системы риск-менеджмента удерживаются взапланированных рамках.
Координация состоит не вуправлении поведенческими характеристиками открытых рисковых позиций, а вуправлении процессом управления и используется в качестве универсальногоинструмента для согласования циклов (функций) управления. Помимо задачвнутреннего учета (как в предыдущей теории), концепция включает управлениеперсоналом, инвестициями, маркетингом, логистикой. В соответствии с четвертойконцепцией, контроллинг обеспечивает обратную связь в контуре управления засчет методов координации (в случае стратегического планирования) ирегулирования (при оперативном планировании) в любой предметной области.
Концепция системообразующегоконтроллинга. Представители данной концепции (Х. Штайман, И. Сьюрц, В. Ньюман)выдвигают следующие постулаты:
контроллинг — это метасистемауправления;
его основные функции — планированиеи бюджетирование, структуризация данных, анализ отклонений, использованиеметодологий структурного системного анализа;
информационная база — объем поступающейинформации в систему поддержки принятия решений.
«Изюминка» даннойконцепции состоит в системном подходе к анализу банковской деятельности. Это,несомненно, сильная сторона концепции, позволяющая уйти от излишнегоограничения сферы применения контроллинга, как это было в упомянутых ранееконцепциях (например, координация управления затрат, управленческий учет).
Вместе с тем, концепциягипертрофирует контроллинг, представляя его как систему высшего порядка, иотрицает экспертный метод оценки кредитных рисков. Адепты концепции выставляютконтроллинг в качестве альтернативы экспертному методу, выдвигая на переднийплан стандарты, нормы и правила. Таким образом, игнорируется опыт, интуицияриск-менеджеров и кредитных инспекторов в управлении кредитными рисками. Вграницах данной концепции упор делается на строгую формализацию процессаобработки информации, акцент переносится на системы управления знаниями, а неданными. В то же время, разумная формализация и стандартизация кредитногориск-менеджмента позволяет значительно снизить реализацию кредитных рисков.
Концепция координациипроцесса принятия решений. Приверженцы данной концепции (Г. Пич и Э. Шерм) обосновываютсвое видение контроллинга следующими постулатами:
контроллинг — это метафункция,обеспечивающая управление координацией процесса принятия решений;
его основные функции — получениестандартного набора процедур, который обеспечивает повторяемость и логикувывода, снижение риска в процессе принятия решений и нивелировку субъективизма;
информационная база — системауправления знаниями.
Недостаток данной концепции впринижении роли управленческого воздействия руководителя. Формализация процессапринятия управленческих решений переводит деятельность руководителя из областиискусства в рациональную сферу.
Вместе с тем, две последниеконцепции контроллинга при ограничении избыточного формализма наиболееприемлемы и непротиворечивы, ибо создают возможность выделения контроллинга вотдельную теорию с собственным предметом, целями, функциями и методами.
Заключение
Банковский контроллинг на каждомиз этапов кредитного риск-менеджмента (стратегическом управлении кредитнымирисками, идентификации, оценки, управленческом воздействии, аудите икорректировке) оказывает свое специфическое воздействие, имеет свою «нишу»в процессе обуздания кредитных рисков. К примеру, на этапе стратегическогоуправления кредитными рисками банковский контроллинг ответственен застратегическое планирование; разработку организационных принципов, стратегий,политик, методик, процедур и регламентов относительно отслеживания рисковыхкредитных позиций банка; оценку эффективности проводимой политики управлениякредитными рисками и осуществление её оперативной корректировки.
Список литературы
1.        Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2.        Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2008)
3.        «О банках и банковской деятельности»
4.        Дайле А. Практика контроллинга. — М.; Финансы и статистика, 2001
5.        Данилочкин Н.Г. — Контроллинг как инструмент управления предприятием. — М.; Аудит, ЮНИТИ, 2001.
6.        Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг вбизнесе. — М.; Финансы и статистика, 2000.
7.        Мескон А., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.; Дело, 2000.
8.        Смирнов С.А. Контроллинг. — М.; Моск. Гос. Унив. экономики, статистики иинформатики, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.