/>Содержание
Введение
1.Теоретические основы Федеральногофонда обязательного медицинского страхования
1.1 Социально-экономическая сущностьФедерального фонда обязательного медицинского страхования
1.2 Этапы становления Федеральногофонда обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативное регулированиедеятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.Анализ современного состоянияФедерального фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Анализ доходов и расходовФедерального фонда обязательного медицинского страхования
2.2 Проблемы и пути совершенствованиядеятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Введение
В предыдущее десятилетиестал очевидным глубочайший кризис российского здравоохранения. Ограничениефинансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов ростапроизводства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможнымобеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счетгосударственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения.Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамкахсамой этой системы. Это вызвано неблагоприятным состоянием здоровья населения,которое является главным фактором экономического развития. Растет уровеньзаболеваемости по всем классам болезней, повышается уровень хроническойзаболеваемости и инвалидности населения, в том числе трудоспособного; высокимиостаются показатели младенческой, детской и материнской смертности
Целью работы являетсяизучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинскогострахования.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальнуюэкономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинскогострахования
2. Рассмотреть этапы егостановления
3. Изучить параметрыправового регулирования деятельности Федерального фонда обязательногомедицинского страхования
4. Проанализироватьдоходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
5. Выявить проблемы ипути совершенствования его деятельности
Работа состоит из двухглав.
Первая главарассматривает теоретические основы Федерального фонда обязательногомедицинского страхования. Конкретнее: наибольшую долю в данной главе занимаетпараграф – «Этапы становления Федерального фонда обязательного медицинскогострахования», затем его социально-экономическая сущность и нормативно-правовоерегулирование.
Вторая главарассматривает анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинскогострахования и пути совершенствования. Наибольшая часть отдана анализу доходов ирасходов деятельности Федерального фонда обязательного медицинскогострахования, наименьшая часть, с проблемами и путями совершенствования егодеятельности.
В процессе написанияработы были использованы нормативные правовые акты, учебники — «Бюджетнойсистемы Российской Федераций», «Финансы и статистика», «Государственные целевыебюджетные и внебюджетные фонды», «Финансы», авторов — Годин А.М., Максимов Н.С.,Горегляд В.П., Подпорина И.В., Капкаева Н.З., Журкина Н.С., Нешитый А.С., ид.р.
Практическая значимостьработы заключается в том, что в процессе анализа были выявлены также путисовершенствования, повышения экономической и клинической эффективности функционированияотрасли здравоохранения, улучшения качества, оказания медицинской помощи иобеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированную государствоммедицинскую помощь.
1.Теоретические основыдеятельности ФОМС РФ
1.1 Социально-экономическая сущность ФОМС РФ
фонд обязательное медицинское страхование
Обязательноемедицинское страхование — составная часть государственного социальногострахования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получениимедицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинскогострахования.
Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовыхсредств и обеспечения стабильности государственной системы обязательногомедицинского страхования. Для реализации государственной политики в областиобязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальныйфонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческиефинансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фонда формируются за счетотчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Дляреализации государственной политики в области обязательного медицинскогострахования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательногомедицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитныеучреждения.
Натерритории России создаются страховые медицинские компании, учредителямикоторых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работатьтолько при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинскоестрахование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскимиучреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскомустрахованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Основнымизадачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательногомедицинского страхования являются:
- обеспечениереализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании гражданРФ»;
- обеспечениепредусмотренных законодательством РФ прав граждан;
- участиев разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
- обеспечениеее финансовой устойчивости.
Длявыполнения этих задач в области финансовой политики и финансированияФедеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- осуществляетвыравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечениюфинансирования программ обязательного медицинского страхования;
- проводитфинансирование целевых программ в рамках обязательного медицинскогострахования;
- вноситв установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательноемедицинское страхование;
- осуществляетнабор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательногомедицинского страхования;
- участвуетв создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- осуществляетконтроль над использованием финансовых средств системы;
- аккумулируетфинансовые средства Федерального фонда.
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитнойдеятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств всистеме обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основныефункции:
- аккумулируютфинансовые средства территориальных фондов;
- осуществляютфинансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховымимедицинскими учреждениями;
- проводятфинансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательногомедицинского страхования;
- выравниваютфинансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательногомедицинского страхования;
- совместнос органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль засвоевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, атакже за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
- согласовываютсовместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскимиассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальнуюпрограмму обязательного медицинского страхования населения, вносят предложенияо финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах намедицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Источникамиобразования финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинскогострахования образуются за счет:
- частьстраховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от формсобственности на обязательное медицинское страхование в размерах,устанавливаемых законодательством РФ;
- взносытерриториальных фондов на реализацию совместных программ;
- ассигнованияиз федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательногомедицинского страхования;
- добровольныевзносы;
- доходыот использования временно свободных финансовых средств;
- нормированныестраховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов
- средства,предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах наобязательное медицинское страхование неработающего населения.
Изданного параграфа можно сделать следующий вывод, что Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовыхсредств и обеспечения стабильности государственной системы обязательногомедицинского страхования. Задачами фонда являются обеспечение реализации ЗаконаРФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ.
1.2 Этапы становлениясистемы обязательного медицинского страхования
Развитие и формированиесистемы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколькоэтапов. 1 этап. С марта 1861 по июнь1903 года. В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России.В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждалисьтоварищества, а при товариществах — вспомогательные кассы, в задачи которыхвходило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникамтоварищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательнойкассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленныевзносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этомуЗакону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требованиеиметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих напредприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. накрупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всехнуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводскимрабочим была крайне неудовлетворительной.
2 этап. С июня 1903 — поиюнь 1912 года. Особое значение в становлении обязательного медицинскогострахования в России имел принятый в 1903 г. Закон „О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равночленов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводскойпромышленности“. По данному Закону работодатель нес ответственность заущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве,предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачиватьвознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап. С июня 1912 по июль1917 года.В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало длясоциального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон остраховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. ПоЗакону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участникубольничной кассы в четырех видах:
- Первоначальнаяпомощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях
- Амбулаторноелечение.
- Родовспоможение.
- Больничное(коечное) лечение с полным содержанием больного.
4 этап. С июля 1917 пооктябрь 1917 года.После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности началореформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
1.Расширение кругазастрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно этотехнически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).
2.Предоставление правабольничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласияпредпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничныекассы).
3.Повышены требования ксамостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было бытьне менее 500 человек. 4.Полное самоуправление больничных касс работающими, безучастия предпринимателей. Временным правительством были приняты четырезаконодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзнопересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятогоГосударственной Думой в 1912 г.
5 этап. С октября 1917 поноябрь 1921 года.Советская власть начала свою деятельность по реформесоциального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября(12 ноября) 1917 г. за счет государственной казны «О введении в России полногосоциального страхования». Основные положения Декларации были следующие:
· распространение страхованияна всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскуюбедноту;
· распространениестрахования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья,инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);
· возложение всехрасходов по страхованию на предпринимателей и государство;
· возмещение полногозаработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.
Проводимые Советскимправительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхованияна началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политикислияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от31.10.1918г., которым было утверждено „Положение о социальном обеспечениитрудящихся“. В новом Положении термин „страхование“ был замененна термин „обеспечение“. Это соответствовало концепции Советскогоправительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм ужеликвидирован и Россия стала „социалистической“ и, следовательно,капиталистический институт социального страхования должен был уступить своеместо социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декретаот 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало. 19.02.1919 г. В.И. Ленинподписал Декрет „О передаче всей лечебной части бывших больничных кассНародному Комиссариату Здравоохранения“, в результате чего все лечебноедело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам наместах. Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результатытакой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями былидостаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемостисоциальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность ит.д.
6 этап. С ноября 1921 по1929 год .C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика(НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чемсвидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с1921 по 1929 г. 15.11.1921 г. издается Декрет „О социальном страхованиилиц, занятых наемным трудом“, в соответствии с которым вновь вводитсясоциальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкойутраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случайболезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись СоветомНародных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых напредприятии лиц и условий труда.
Впервые этим Декретомустанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками сталикомиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению СоветаНародных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социальногострахования образовывались следующие операционные фонды:
· Фонды, находящиеся внепосредственном распоряжении органов социального страхования.
· Фонды медицинскойпомощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органовздравоохранения
7 этап. С 1929 по июнь1991 года. Этот этап можно охарактеризовать как период государственногоздравоохранения, в течение которого в силу объективной политической иэкономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системыохраны здоровья.
8 этап. С июня 1991 годапо настоящее время.И лишь с принятием Закона РСФСР „О медицинскомстраховании граждан в РСФСР“ 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимойидеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Таким образом, развитие иформирование системы обязательного медицинского страхования в России проходилов восемь этапов. Началось с 1861 года и на данный момент времени продолжается.
1.3 Нормативно-правовоерегулирование деятельности ФОМС
В Бюджетном Кодексе РФглаве 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» в статье 144 «Составбюджетов государственных внебюджетных фондов» повествует о том, что включаетсяво внебюджетные фонды, а ст.146 «Доходы бюджетов государственных внебюджетныхфондов» пункт 3 рассказывает именно о доходах ФОМС.
Налоговый Кодекс в главе24 «ЕСН», в статье 241 рассматривает ставки налога, которые уплачиваются вФОМС.
Федеральный закон «Овведение в действие части второй Налогового Кодекса РФ и внесение изменений внекоторые законодательные акты РФ о налогах» повествует в статье 19 о страховыхвзносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 20.03.2001 № 318 «О введении государственнойрегистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондомобязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования РФ» (вред. Указа Президента РФ от 20.07.2005 № 850). В пункте 1 вводится государственнаярегистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Пенсионным фондомРоссийской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхованияи Фондом социального страхования Российской Федерации, затрагивающих права иобязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящихмежведомственный характер.
ПостановлениеПравительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС» раскрывает в п.1 общиеположения, во2 задачи, п. 3 повествует о функциях, 4 –рассказывает о финансовыхсредствах и имуществе фонда, п.5- органы управления и что относится к ихкомпетенции, п.6 рассказывает о контроле за деятельностью фонда, а в 7прохождение ликвидации.
В Законе № 1499-1 «Омедицинском страховании граждан в РФ» в разделе 1 дается понятие медицинскогострахования. Во втором разделе повествуется о системе медицинского страхования,где также рассматриваются объект добровольного медицинского страхования ст.3,договор ст.4, страховой медицинский полис ст.5, права застрахованных граждан ст.6.Раздел 3 раскрывает деятельность страховых медицинских организаций. В разделе 4рассматривается деятельность медицинских учреждений в системе медицинскогострахования, их права и обязанности ст20, а также программы ОМС в ст.22.Последний раздел – регулирование отношений в системе медицинского страхования.
Из данного параграфавидно, что основными документами, регулирующими деятельность ФОМС являютсяБюджетный и Налоговый Кодексы, Указ Президента РФ «О введении государственнойрегистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации,Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социальногострахования Российской Федерации», Постановление Правительства № 857 « Обутверждение устава ФОМС», Закон № 1499-1 «О медицинском страхование граждан вРФ»
2.Анализ современногосостояния Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2.1 Анализ доходов ирасходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Проведем анализ доходов ирасходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Рассмотримих в структуре и динамике.
Таблица 1. Структурабюджета ФОМС 2005-2007 гг. 2005 2006 2007 Сумма % Сумма % Сумма % доходы 86 491 50 115 980 50,01 154 736 47,3 расходы 86 491 50 115 940 49,99 172 423 52,7 Всего доходов и расходов 172 982 100 231 920 100 327 159 100
Из данной таблицы можносделать следующие выводы, что в 2005 и 2007 годах доходы бюджета ФОМСпрактически равняются его расходам. Лишь в 2007 году наблюдался дефицит так какрасходы превысили доходы на 5,4 %.
Для наглядностирассмотрим структуру бюджета ФОМС на рисунках
/>
/>/>
Далее проведем анализдинамики бюджета ФОМС.
Таблица 2. Динамикадоходов и расходов ФОМС 2005-2007гг. 2005 2006 2007 Сумма Сумма % Сумма % к 2005 % к 2006 доходы 86 491 115 980 134,09 154 736 178,90 133,42 расходы 86 491 115 940 134,05 172 423 199,35 148,72
По сравнению с 2005 годомв 2006 году, как доходы, так и расходы возросли на 34%.В 2007 году произошло увеличениеэтих показателей по сравнение с 2005 годом доходы выросли на 78,9%, расходыпрактически удвоились.
Динамика доходов ирасходов ФОМС 2006-2008гг
/>
Таким образом, бюджетФОМС за последние 3 года был практически сбалансированным.Самые наибольшиепоказатели наблюдались в 2007 году, что обусловлено ростом доходов и расходов.
Рассмотрим структурудоходов бюджета ФОМС.
Таблица 3. Анализ структурыдоходов бюджета ФОМС 2005-2007 гг.ДОХОДЫ 2005 2006 2007 Сумма % Сумма % Сумма % Взносы на соц.нужды 34580,00 39,98 55684,00 48,01 68004,02 43,95 Пени, штрафы 340,00 0,39 61,45 0,05 46,95 0,03 Налог на сов. доход 280,00 0,32 540,08 0,47 732,37 0,47 Пр.неналог.доходы Х Х Х Х 102,60 0,07
Доходы от возрата
субсидий прош. лет Х Х Х Х 3,28 0,00
Средства фед.бюджета
передав. бюджетуФОМС 48291,68 55,83 59693,95 51,49 85847,30 55,48 Субсидии от др.бюджетов 3000,00 3,47 Х Х Х Х Всего 86491,68 100,00 115980,47 100,00 154736,50 100,00
Из проделанного анализасделаем следующий вывод, что на первом месте в структуре доходов ФОМС занимаютсредства федерального бюджета, их доля около 55%. На втором месте находятсявзносы на социальные нужды, их доля разнится от 50% в 2006 году и 40% в 2005.На третьем месте располагаются в 2005- субсидии от других бюджетов, а в 2007году это место занял налог на совокупный доход.
Далее рассмотрим ипроведем анализ структуры расходов бюджета ФОМС.
Таблица 4. Анализструктуры расходов бюджета ФОМС 2005-2007.Расходы 2005 2006 2007 Сумма % Сумма % Сумма % Общегосуд. Вопросы 83,00 0,10 123,20 0,11 149,90 0,09 Образование 7,50 0,01 8,00 0,01 8,20 0,05 Культура и СМИ 6,00 0,01 6,50 0,01 7,90 0,30 Здравоохр-е и спорт 86395,18 99,89 115802,77 99,88 172257,45 99,90 НИ в обл. здравоохр Х Х 4,30 0,00 6,50 0,02 Всего 86491,68 100,00 115940,47 100,00 172423,49 100,00
Из данной таблицыследует, что наибольшую часть в расходах занимают расходы, связанные создравоохранением и спортом, их доля около 99%.Затем располагаютсяобщегосударственные вопросы, их доля около 0,10%.И незначительную часть отданаобразованию, культуре, научным исследованиям.
2.2 Проблемыобязательного медицинского страхования в России и пути их решения
Необходимость проведенияреформ в здравоохранении России обусловлена рядом причин. Прежде всего, этонеблагоприятное состояние здоровья населения, которое является главным факторомэкономического развития. Растет уровень заболеваемости по всем классамболезней, повышается уровень хронической заболеваемости и инвалидностинаселения, в том числе трудоспособного; высокими остаются показатели младенческой,детской и материнской смертности.
Несмотря на некотороеулучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемыхсредств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения иреальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинскойпомощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население.Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средствнаселением составляют, по разным оценкам, от 24 до 45% совокупных расходовгосударства и населения на здравоохранение.
Важной проблемойроссийского здравоохранения являются также существенные региональные различия вфинансировании бесплатной медицинской помощи населению, так как действующиемеханизмы финансового выравнивания условий деятельности учрежденийздравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получениигарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансированиитерриториальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последниегоды составлял 13-15 раз).
Одной из наиболее острыхпроблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлениисредств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетногофинансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тарифстрахового взноса 3.1% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансовогопокрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть– это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные,которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтомупроблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи ссокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении впервую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.
Платежи за неработающеенаселение из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефицитусредств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чегонельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последниепять лет увеличился почти на 30% и т.д… Сегодня становится реальной угрозаразрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникаеттакая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном ростечисла больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощиопределяется не результатами, а более дорогими технологиями.
Проблемойфункционирования системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС)является неисполнение в полном объеме органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления функций страхователянеработающего населения, несвоевременное и неполное перечисление ими страховыхвзносов на ОМС неработающих граждан.
Так, по даннымФедерального фонда обязательного медицинского страхования, за 10 лет реализацииЗакона в систему ОМС мобилизовано около 438 млрд. рублей. Притом, что долянеработающего населения составляет более 60 процентов от общей численностинаселения Российской Федерации, 63 процента от этой суммы составили взносы,уплаченные работодателями за работающих граждан, и лишь 27 процентов – платежииз бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образованийна ОМС неработающего населения.24
Важными проблемамиздравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкаяэффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняяизношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинскогооборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Рядприборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработалисвой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качествомедицинских обследований и эффективность лечения).
Внедрение системы ОМСпрактически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразиеммоделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностьюнормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранениячто-либо менять.
Результаты сборовстраховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондамобязательного медицинского страхования показывают необходимость значительнойработы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.
Сложившаяся в Россииситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количествафинансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховыевзносы вовремя.
Особой проблемой являетсяпроблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи.Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документовпо проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физическихлиц.
Еще одна острая проблема– это проблема достоверности информации о поступлении и расходованиигосударственных средств системы ОМС. Функции государственных органов поконтролю за поступлением средств, формированием и использованием доходовсистемы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетногодефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.
В связи с вышеизложеннымипроблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФсчитает, что для их решения необходимо:
– исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФдолжно быть безусловным;
– в связи собеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС,составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %,целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;
– разработать системуподготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.
Таким образом, проводимаяв России реформа здравоохранения, введение ОМС предполагает структурную,инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической иклинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказаниямедицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ нагарантированный государством объем медицинской помощи.
Выводы и предложения
Из проделанной работыможно сделать следующие выводы:
1. Фонд обязательногомедицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовыхсредств и обеспечения стабильности государственной системы обязательногомедицинского страхования.
Обязательноемедицинское страхование — составная часть государственного социальногострахования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получениимедицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинскогострахования.
2.Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системеобязательного медицинского страхования являются:
- обеспечениереализации Закона РФ „Об обязательном медицинском страховании гражданРФ“;
- обеспечениепредусмотренных законодательством РФ прав граждан;
- участиев разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
- обеспечениеее финансовой устойчивости.
3. Развитие иформирование системы обязательного медицинского страхования в России проходилов восемь этапов. Началось с 1861 года и на данный момент времени продолжается.
Основными документами,регулирующими деятельность ФОМС являются Бюджетный и Налоговый Кодексы, УказПрезидента РФ «О введении государственной регистрации актов, издаваемыхПенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательногомедицинского страхования и Фондом социального страхования РоссийскойФедерации», Постановление Правительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС»,Закон № 1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ»
Из проделанного анализадеятельности ФФОМС был сделан вывод, что бюджет ФОМС за последние 3 года былпрактически сбалансированным. Но в последний год произошло снижение как доходов, так и расходов. Самые наибольшие показатели наблюдались в 2007 году.
4. Необходимостьпроведения реформ в здравоохранении России обусловлена рядом причин. Преждевсего, это слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективностьиспользования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенностьимеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования.
Решить эти проблемыпозволит проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательногомедицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройкуотрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности еефункционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечениеконституционных прав населения РФ на гарантированный государством объеммедицинской помощи.
Список использованнойлитературы
I.Нормативно правовые акты
1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145 -ФЗ
2.Налоговый кодекс РФ (часть 2) от19,07 00 №117 — ФЗ
4. Указ Президента РоссийскойФедерации от 20.03.2001 № 318 «О введении государственной регистрации актов,издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондомобязательного медицинского страхования и Фондом социального страхованияРоссийской Федерации».
5. Постановление Правительства № 857« Об утверждение устава ФОМС» от 29.07 1998 (ред. От 27.10.08)
6.Закон РФ от 28.06.1991г. № 1499-1»О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
7. Письмо Министерстваздравоохранения и соц. Развития РФ от 13.11.2008 г. №8810-ВС.
II.Специальная литературы
8. Годин А.М., Максимов Н.С.,Бюджетная система Российской Федераций.: учебник/ издательство торговаякорпорация «Дашков и К», 3-е изд., 2006. — 568 с.
9. Годин А.М., Горегляд В.П.,Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федераций.: учебник/ издательствоторговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 568 с.
10. Грязновой А.Г., Маркина Е.В.,Финансы.: учебник/ Финансы и статистика, 2006. – 504 с.
11. Капкаева Н.З., Журкина Н.С.,Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.: учебник/ 3 – е издание. издательство КГФЭИ, 2006. – 152 с.
12. Ковалёва Т.М., Барулин С.В.,Бюджет и бюджетная политика в РФ.: учебник/ 2- е издание, 2006. – 208 с.
13.Ковалёвой А.М., Финансы.: учебник/5- е издание, 2007
14. Литовченко В.Н., Финансы.:учебник/ 2- е издание, издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2007. –588 с.
15. Нешитой А.С., Бюджетная системаРФ.: учебник/ 7- е издание, издательство торговая корпорация «Дашков и К»,2007. – 308 с.
16. Нешитой А.С., Финансы.: учебник/7- е издание, издание, издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2007 — 512тс.
17. Романовский М.В., Врублёвкой Б.М.,Финансы.: учебник/ 2- е издание,2006. – 464 с.
18. www.ffoms.ru
19.www.gov.ru
20.www.gks.ru
Размещено на www.