Содержание
Введение
1.Теоретические основы денежно–кредитной политики
1.1 Сущность, цели, основныеинструменты денежно-кредитной политики
1.2 Мировой опыт денежно–кредитного регулирования
2. Денежно–кредитная политика Центральногобанка РФ в 2008-2010 г.г.
2.1Статистика денежно – кредитного регулирования Центрального банка РоссийскойФедерации
2.2 Проблемы денежно – кредитногорегулирования в Российской Федерации
2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Заключение
Списоклитературы
/>/>/>
Введение
Денежно — кредитнаяполитика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спросапутем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формированиечеткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральномубанку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельностькоммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
В идеаледенежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полнуюзанятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако напрактике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущнымпотребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и отом, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потомунеобыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и неисключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономикенегативных тенденций.
В настоящее время вРоссии экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе являетсядостаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк Россиивынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценкифинансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема курсовой работыявляется актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить своюденежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им рольвсеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты ииностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть еебудущее.
Центральныйбанк Российской Федерации выполняет функцию денежно-кредитного регулированияэкономики и эмиссионную функцию.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение государственной политики в областиденежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономическогороста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляетсяЦентральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерствомфинансов.
Центральныйбанк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачамикурсовой работы являются:
- раскрытиепонятия денежно-кредитной политики,
- анализпринципов денежно-кредитной политики,
- рассмотрениеинструментов и критериев денежно-кредитной политики,
- ознакомлениес «Основными направлениями единой государственной денежно — кредитнойполитики»,
- выявлениепроблем денежно – кредитной политики,
- отражениепутей решения проблем денежно – кредитной политики./>/>/>/>
1. Теоретические основы денежно – кредитнойполитики/>/>/>/>1.1Сущность,цели, основные инструменты денежно- кредитной политики
Денежно – кредитнаяполитика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкойнастройки» экономической конъюктуры, как оперативное и гибкое дополнениебюджетной политики.
Сложившаяся мироваяполитика показывает, что через денежно – кредитную политику государствавоздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь –потребительский и инвестиционный спрос[3].
Денежно – кредитнаяполитика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ передфискальной политикой.
Прежде всего, онаобладает быстротой и гибкостью. А поскольку проводится Центральным Банком, а непарламентом страны, то в значительной мере изолирована от политическоголоббизма.
Отрицательные моментыденежно – кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишькосвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамикипредложения денег и, соответственно не может на прямую заставить их сократитьили расширить кредиты.
Основополагающей цельюденежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровняпроизводства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с цельюстабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляяденежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитнуюдеятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение илисокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутреннейэкономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутреннихэкономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичьболее глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощьюденежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономическиекризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государствоиспользует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отраслиэкономики страны [12, c.26].
/>/>/>/>
Рис 1.1 Цели денежно –кредитной политики [12, c.26]
Объектамиденежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк всоответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политикигосударства и коммерческие банки.
Выбор промежуточныхцелей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынкапосредством формирования как предложения, так и спроса на деньги. Реальнопредложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретнойстране:
1. Если цельюденежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количестваденег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровняпроцентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.
2. Целью денежно-кредитнойполитики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента.Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиромденежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколькостимулирование инвестиций.
Денежно-кредитнаяполитика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. Вэтих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержаниедостаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условияхстабильно развивающейся экономики.
/>
Рис. 1.2 Методы денежно– кредитной политики [12, c.28]
Инструментарийденежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использованиеразличных инструментов сильно варьируется в зависимости от философииэкономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономикии традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: краткосрочные идолгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.Это указывает на то, что государство располагает мощными средствамирегулирования рыночной стихии, но не 1ытается идти против рынка, а лишь делаетего более стабильным.
К инструментам денежно-кредитнойполитики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования,изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценнымибумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
/>
Рис. 1.3 Инструментыденежно – кредитной политики
Инструменты денежнокредитной политики делятся на:
· Ограничениякредитования – Этот метод кредитного регулирования представляет собойколичественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренныхвыше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методомвоздействия на деятельность банков.
· Операциис государственными ценными бумагами на открытом рынке – этот инструментсчитается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений иликвидации коммерческих банков.
· Рефинансированиекоммерческих банков
Термин«рефинансирование» означает получение денежных средств кредитнымиучреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредитыкоммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в ихпортфелях (как правило, векселя).
· Политикаобязательных резервов
Минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения,как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитовв Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах [12, c.30].
/>/>/>/>1.2Мировой опытденежно – кредитного регулирования
Таблица 1.1- Сравнениебанковской системы Евросоюза и СШАОснования для сравнения Евросоюз США /> /> ЕЦБ ФРС /> Функции банка
· выработка и осуществление валютной политики зоны евро;
· содержание и управление официальными обменными резервами стран зоны евро;
· эмиссия банкнот евро;
· установление основных процентных ставок.
·поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
· выполнение обязанностей центрального банка США
·поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
· обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
·защита кредитных прав потребителей
·управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
· обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
· предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
·участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
· устранение проблем с ликвидностью на местном уровне /> Валютные резервы за 2009 год (%)
28,10%
· Главные операции рефинансирования
· Долговременные операции рефинансирования
61,50%
· Нормы обязательного резервирования
· Операции на открытом рынке /> Инструменты денежно – кредитной политики · Обратные трансакции · Учетные ставки /> · Структурные обратные операции />
Целью ЕвропейскогоБанка Евросоюза является обеспечение ценовой стабильности, определяемой как удержаниеинфляции на уровне ниже 2%.
Инструменты денежно-кредитной политики ЕЦБ:
1. Главные операциирефинансирования играют центральную роль в регулировании процентных ставок,управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБкредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную частьрефинансирования частного сектора.
Отличительные чертыглавных операций рефинансирования состоят в следующем:
· «работают»лишь в одном направлении, в сторону передачи частному сектору дополнительныхликвидных средств;
· проводятсярегулярно, каждую неделю;
· имеютобычно срок погашения, составляющий две недели;
· операцииосуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
· доступк ним предоставляется на основе стандартных тендеров;
· всеконтрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут представлятьзаявки на участие в них;
· вкачестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.
2. Долговременныеоперации рефинансирования призваны обеспечить требуемый уровеньрефинансирования долгосрочных операций. Они не служат средством регулированияпроцентных ставок и предоставляются на основе текущих рыночных ставок, поэтомуобычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь приисключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основефиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намереноказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычныйполучатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительноневелик.
Отличительные чертыдолговременных операций рефинансирования:
· служатсредством предоставления ликвидности;
· проводятсярегулярно, каждый месяц;
· имеютобычно срок погашения, составляющий три месяца;
· осуществляютсядецентрализовано, через Национальные центральные банки;
· проводятсяна основе стандартных тендеров;
· всеконтрагенты, отвечающие общим критериям участия в тендерах, могут подаватьзаявки на участие в них;
· вкачестве залога, в принципе, могут приниматься активы и первой, и второйкатегорий. Однако с согласия Совета Управляющих ЕЦБ Национальные центральныебанки имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера,так и состава залога.
3. Обратные операции«точной настройки» проводятся с использованием инструмента обратных трансакций(путем проведения дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов наусловиях простых форвардных сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады ипроводить валютные операции «своп». Цель данных операций – оказать воздействиена положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобысгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке напроцентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливаетстремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур иконкретных форм данного типа операций.
Обратные операции«точной настройки» имеют следующие особенности:
· могутприменяться как для предоставления, так и для изъятия ликвидных средств;
· могутбыть как регулярными, так и не регулярными;
· имеютсрок погашения априори, который не регламентируется;
· операции,имеющие целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрыхтендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двустороннихпроцедур;
· операции,имеющие целью поглощение ликвидности, как правило, проводятся черездвусторонние процедуры;
· обычноосуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (приисключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение опроведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);
· ЕСЦБможет отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типаопераций;
· вкачестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
4. Структурные обратныеоперации относятся к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются путем эмиссии долговыхсертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простогофорварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировкиструктурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.
Они характеризуются следующимимоментами:
— осуществляютсяс целью предоставления ликвидности;
— проводятсярегулярно или не регулярно;
— имеютсрок погашения, который априори не регламентируется;
— проводятсяна основе стандартных тендеров;
— осуществляютсядецентрализованно, через Национальные центральные банки;
— всеконтрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие вданном типе операций;
— вкачестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории [2].
Целю ФРС США являетсядостижение максимальной занятости при стабильном уровне цен и умереннойстоимости кредита
Инструменты денежно –кредитной политики ФРС США:
— Резервныетребования
Теоретически доля всехсредств, получаемых депозитным институтом, должна храниться в ФРС либо в видедепозита, либо в виде наличной валюты. Тот процент средств, который долженоставаться в ФРС, называется нормой обязательного резервирования. Эта нормаварьируется в зависимости от объема и вида средств, принятых депозитныминститутом.
Акт о либерализациидепозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulationand Monetary Control Act – DIDMCA) установил одинаковые нормы резервированиядля всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитнымиинститутами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации,кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации,образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).
Совет управляющих ФРСимеет право изменять нормы обязательного резервирования в рамках, установленныхАктом о либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например,норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах можетварьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервированиядля определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физическихлиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.
Для депозитныхинститутов установлен минимальный объем от суммы их обязательств, которыйдолжен храниться в форме обязательных резервов. Однако обычно институтырезервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов.Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкиеинституты в меньшей степени.
Резервируемые суммыподразделяются на заемные и незаемные. Незаемные средства могут поступить враспоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке.Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через егодисконтное окно.
— Операциина открытом рынке
Под операциями наоткрытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадкеоткрытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер повнутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет этиоперации в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям наоткрытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee – FOMC)10. Операции наоткрытом рынке – самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через нихопределяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРСпокупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервовснижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то естьизлишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитныйпортфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума.Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов,объем выданных кредитов и через них – на ставки процента и экономику.
Федеральный резервможет влиять на денежное предложение просто путем покупки или продажигосударственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностьювыставлять требования самой себе. Более того, по определению, любое требованиедепозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРСвыписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплатыгосударственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС откакого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погаситьчек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитногоинститута. Это увеличение резерва является первым этапом процесса созданияденег [11].
Центральные банкистимулируют отдельные виды кредитных учреждений, устанавливая для нихспециальные ставки резервных требований. В России долгое время для Сбербанка РФнормы резервирования устанавливались специальными нормативными актами БанкаРоссии. Ставки отчислений в фонд обязательных резервов различаются взависимости от страны. Высокие нормы резервных требований наблюдаются встранах, где центральные банки считают использование механизма обязательныхрезервов актуальным для целей воздействия на денежное обращение и банковскуюсистему. Это, например, такие страны как США — до 0,25%, Россия – 7,75%.Однако, в ряде стран нормы резервных требований незначительны, так какцентральные банки этих стран практически не используют данный инструментденежно-кредитной политики. Например, в Великобритании норма резервовсоставляет всего 0,5%, в Швейцарии – 0,25%. />Денежно – кредитная политика Центрального банка РФ в2008-2010 гг./>/>
2. Денежно – кредитная политика Центрального банка РФ в2008-2010 г.г.
Законодательная инормативная база
Во исполнение статьи 3Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанногоФедерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции,организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в томчисле устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляетоперации рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самымрегулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ правокредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитованияклиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получениемкредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитованияпроводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациямидоговоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданскогокодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом „О банках ибанковской деятельности“. Порядок осуществления операций рефинансированияпредставлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении БанкаРоссии от 4 августа 2003 года № 236-П „О порядке предоставления БанкомРоссии кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой)ценных бумаг“, и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П»О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов,обеспеченных активами или поручительствами" [9].
2.1 Статистика денежно – кредитного регулированияЦентрального банка Российской Федерации
Таблица 2.1 — Анализденежно – кредитного регулирования 2008 – 2009 год 2008 (руб) 2009 (руб) Чистые требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582 Требования к центральному банку 17 903 729 23 522 080 Требования к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932 Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646 Требования к населению 11 127 183 10 414 578 Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866 Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786
Из таблицы 2.1 следуетчто в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных организаций корганизациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежныесредства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретенийценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%,совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организацияхувеличилась на 8%.
/>
Рис. 2.1 Анализ денежно– кредитного регулирования 2008 год
/>
Рис. 2.2 Анализ денежно– кредитного регулирования 2009 год
Таблица 2.2 — Объемыопераций кредитования Банка России
Месяц
/год Объем предоставленных внутридневных кредитов Объем предоставленных кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов Объем предоставленных других кредитов т.р % т.р % т.р % т.р % Итого за 2008 год 17 324 352,8 95% 23 0236,1 1,3% 2126777 2,5% 445526 2,5% Итого за 2009 год 22 832 687,5 88% 31 1423,6 1,2% 308848,5 1,1% 2419364 9,4% Итого за год (с января по ноябрь) 17509291,4 97% 149667,1 0,8% 52 845,4 0,3% 317751 1,8% Сумма 57657331,7 93% 69 1326,8 1,1% 57 4371,5 0,9% 3182642 5%
Из таблицы 2.2 следуетчто объем предоставленных внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годыуменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%,объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объемпредоставленных других кредитов увеличилась на 12% [6].
Сначала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производствапосле спада в 2009 году.
Вусловиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целомза год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основныминаправлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года.
Формирующаясятенденция экономического роста, снижение инфляции, укрепление рубля иактивизация процессов девалютизации обусловили повышение спроса на национальнуювалюту. Годовые темпы прироста денежной массы во II квартале текущего годаувеличивались, однако (с учетом сезонной корректировки) были ниже, чем в Iквартале. На рост денежного предложения оказывали заметное влияние интервенцииБанка России на внутреннем валютном рынке, а также частичное финансированиедефицита государственного бюджета за счет средств Резервного фонда. Несмотря нато, что в целом за первое полугодие 2010 г. основным источником роста широкой денежной массы было увеличение чистых иностранных активов банковской системы,восстановление кредитной активности банков как источника роста денежной массыстало существенным позитивным фактором. Возобновление во II квартале 2010 г. роста кредитования происходило на фоне существенного объема ликвидности на денежном рынке ироста депозитной базы банков. Однако этот процесс сдерживался стремлениембанков наращивать альтернативные (более ликвидные и менее рисковые) видыактивов. Дальнейшее расширение кредитования будет происходить как за счетэффекта от уже реализованных мер по смягчению денежно-кредитной политики, так ивследствие ожидаемого дальнейшего роста экономической активности и спроса накредиты.
БанкРоссии во II квартале продолжал проводить стимулирующую монетарную политику,направленную на сохранение мягких монетарных условий. За апрель-июнь верхняяграница коридора процентных ставок Банка России (ставка по кредиту «овернайт»)была снижена на 0,5 процентного пункта – до7,75%, нижняя граница коридора(ставка по депозитам на стандартном условии «овернайт») была снижена на 0,25процентного пункта – до 2,5%. В июне-июле 2010 г. Банк России оставил уровень ставок по своим операциям без изменений, а также принял решения,направленные на ограничение возможностей кредитных организаций по привлечениюкредитов без обеспечения и долгосрочных кредитов и их постепенное замещениетрадиционными инструментами предоставления ликвидности.
Процентныеставки по основным операциям на российском финансовом рынке во II квартале 2010 г. продолжали снижаться вследствие понижения Банком России процентных ставок по своим операциями увеличения совокупных безналичных банковских резервов.
Текущееоживление экономики в силу сохраняющегося отрицательного разрыва выпуска покане оказывает давления на инфляционные процессы. Темпы роста потребительских ценостаются умеренными. Существенное снижение годовых темпов роста денежной массыв 2008 г. и первой половине 2009 г. продолжало вносить вклад в замедлениетемпов роста общего уровня цен в 2010 году. В то же время текущие мягкиемонетарные условия и проведение государственной политики, предполагающейналичие дефицита госбюджета, не исключают роста инфляционных рисков в конце 2010 г. и в 2011 году. Во II квартале 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционныхожиданий Банк России продолжил снижение процентных ставок по своим операциям сцелью повышения доступности кредитных ресурсов для экономических субъектов истимулирования конечного спроса. Ставка по кредиту «овернайт», определяющаяверхнюю границу коридора процентных ставок Банка России, была снижена дважды на0,25 процентного пункта и с 1.06.10 составляла 7,75% годовых. Ставка подепозитам на стандартном условии «овернайт», определяющая нижнюю границукоридора процентных ставок Банка России, была снижена на 0,25 процентногопункта и с 30.04.10 была равна 2,5% годовых. Наименьшая из процентных ставок,по которой кредитные организации могут получить рефинансирование в Банке России(на аукционах прямого РЕПО или ломбардных кредитных аукционах на срок 1 и 7дней), с 1.06.10 составляла 5% годовых.
Согласнорешениям Совета директоров Банка России от 30 июня и 30 июля текущего годауровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка Россииостался без изменения. Действующие параметры процентной политики Банка России идругие факторы формирования уровня ставок денежного рынка обеспечивают внастоящее время приемлемый баланс между доступностью заемных средств иинфляционными рисками, обусловленными действием монетарных факторов.
ВоII квартале средние ставки по межбанковским кредитам (МБК) в рублях наразличные сроки продолжали снижаться. Средняя за II квартал ставка MIACR пооднодневным рублевым кредитам составила 2,9% против 3,8% годовых в предыдущемквартале. Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в течение II кварталасоставляла от 2,3 до 3,9% годовых (от 2,9 до 5,4% годовых в I квартале). В июлеставка MIACR по однодневным рублевым МБК преимущественно повышалась, изменяясьв диапазоне 2,1‑3,3% годовых. Средняя за июль однодневная ставка MIACR порублевым кредитам повысилась на 0,1 процентного пункта относительно июня и быларавна 2,6% годовых. Ставка по размещенным российскими банками рублевым МБК насрок 2‑7 дней снизилась с 4,3% годовых в I квартале до 3,0% годовых во IIквартале, на срок 8‑30 дней – с 5,5 до 4,5% годовых, на срок 1‑3месяца – с 6,9 до 4,9% годовых.
/>
Рис. 2.3 Процентныеставки по основным операциям Банка России
ВоII квартале продолжилось снижение ставок по депозитам населения по всемдиапазонам сроков от 1 месяца до 3 лет. Средняя ставка по краткосрочнымрублевым депозитам населения во II квартале составила 7,1% годовых, что на 1,4процентного пункта ниже, чем в предыдущем квартале. Средняя ставка подолгосрочным рублевым депозитам населения на срок 1‑3 года снизилась на1,3 процентного пункта – до 7,4% годовых.
На рынке рублевых кредитовнаселению во II квартале средняя ставка по долгосрочным кредитам составила18,4% годовых, что на 1,1 процентного пункта ниже, чем в I квартале. Средняяставка по краткосрочным кредитам во II квартале снизилась на 5,2 процентногопункта – до 26,0% годовых.
Среднеквартальныепроцентные ставки по кредитам нефинансовым организациям во II кварталепродолжали снижаться. Средняя ставка по краткосрочным кредитам нефинансовыморганизациям во II квартале составила 11,4% годовых, что на 1,4 процентногопункта ниже аналогичного показателя I квартала. Средняя ставка по долгосрочнымкредитам во II квартале понизилась на 1,5 процентного пункта – до 12,3%годовых. Относительно предыдущего квартала во II квартале наибольшее снижениесредней процентной ставки наблюдалось по кредитам срочностью от 1 до 3 месяцев(на 2,6 процентного пункта). Кривая доходности по кредитам нефинансовыморганизациям во II квартале заметно сместилась вниз по сравнению с предыдущимкварталом. На участках до 6 месяцев и свыше 3 лет кривая доходности былавозрастающей, на участке от 6 месяцев до 3 лет – слабо убывающей.
Втечение апреля-июля на рынке ОФЗ доходность изменялась в горизонтальномкоридоре. На конец II квартала эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ(ИРП) снизился на 0,1 процентного пункта с 7,4% годовых на конец предыдущегоквартала. Среднеквартальный эффективный ИРП снизился на 0,6 процентного пункта– до 7,4% годовых. Относительно конца июня на конец июля эффективный индикаторрыночного портфеля не изменился, составив 7,3%. Таким же оставалось и среднемесячноезначение показателя.
Вапреле-июле кривая доходности ОФЗ оставалась возрастающей, сдвигаясь вниз научастке до 2,5 года и вверх – на большие сроки. К концу июля угол наклонакривой доходности гособлигаций незначительно увеличился по сравнению сапрелем-июнем 2010 года.
ВоII квартале 2010 г. задолженность по всем категориям кредитов ежемесячновозрастала. За апрель-июнь задолженность по кредитам нефинансовым организациямв рублях возросла на 4,1%, по кредитам в иностранной валюте – на 7,2%.Задолженность по кредитам физическим лицам увеличилась на 4,0 и 2,3%соответственно. В результате прирост общей задолженности по кредитамнефинансовым организациям и населению составил 4,7% – максимальный квартальныйприрост начиная с III квартала 2008 года. Тем не менее годовые темпы приростаобщей задолженности по кредитам оставались невысокими и на 1.07.10 составили1,1% [6].
/>
/>/>2.2 Проблемыденежно – кредитного регулирования в Российской Федерации
Проведениеденежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивостивнешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядомпроблем.
· Во-первых,непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (чтонеобходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).
· Во-вторых,регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияниявнешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленностьпринимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ долженучитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но ивзаимозависимость звеньев национального хозяйства.
Нестабильностьроссийской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения накредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методовкредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностейпадает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализациизалога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынкевозрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения,не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другиепреимущества.
Кроме того, сферафункционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов егоучастников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного родамахинаций.
Следует также отметитьнеобходимость разработки законодательного обеспечения потребительскогокредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики,развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.
Дефицит денежной массыв обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту долиденежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.
Кроме того,налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причиныроста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:
· экономическийкризис;
· кризиснеплатежей;
· кризисналичности;
· плохаяорганизация системы межбанковских расчетов;
· замедлениерасчетов;
Сознательное сокращениеприбыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличныхплатежей за пределами банковской системы.
Резкий ростналично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства наобращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.
Выполняярасчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объемналичной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов,многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное ибезналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потеревыгоды по данным операциям.
Денежный рынокналичности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежныхзнаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовыхопераций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы вкредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.
Другой негативныйфактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию менятьсяв направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя илиликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когдапредложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна квозрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличенияпредложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращенияденег.
Кроме того, одной изосновных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особеннонегативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной ибезналичной формах, в падении покупательской способности, в разорениинеконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборотналичных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемойсуммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта.Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитнуюполитику в стране.
На современном этаперазвития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитнуюполитику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем [8]./>/>/>/>/> 2.3Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
Наибольшаяэффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банкапроявляется тогда, когда используется вся совокупность экономическихинструментов, причем в целесообразной последовательности.
Совершенствованиеденежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместныхдействий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфересостоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы вэкономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, котораянеобходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количествомтоваров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательнойспособности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровнюинфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтомуесли рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически можетпривести к повышению процентных ставок.
/>
Рис. 2.4 Инструмены дляпроведения монетарной политики резервной системы РФ
/>
Рис. 2.5 Оптимизацияусловий развития денежного рынка в России
Для повышения скоростии эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичнойформах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящеевремя это предоставление государственных гарантий. Однако толькогосударственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребностикоммерческих структур в гарантиях.
Таким образом,улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплениюнациональной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, всвою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономическихпроцессов в стране.
В рамках политикиобеспечения оптимальной монетизации — объем денежной массы, оцененный поагрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% внастоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доляналичных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкойденежной массе, оцененной по агрегату МЗ. Кроме того, увеличение долиэлектронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится насостоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствоватьсокращению веса теневой экономики.
В рамках курсовойполитики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курсанациональной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того,поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченноена протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структурунашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуреэкспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.
/>
Рис. 2.6 Основныенаправления денежно – кредитной политике
Такой подход корганизации кредитного рынка России позволяет расширить возможности егоучастников и в целом поддержать функционирование экономической системыгосударства на мировом уровне.
В заключение необходимоотметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной целиденежно-кредитной политики ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом еемодернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитнойполитики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспеченияинновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурнойдеятельности» [10].
/>/>/>Заключение
Государственноерегулирование кредитно – финансовых институтов – один из важнейших элементовразвития и формирования денежно – кредитной системы любой страны. Основныминаправлениями государственного регулирования являются: политика ЦентральногоБанка в отношении кредитно – финансовых институтов, особенно банков; налоговаяполитика правительства в смешенных (полугосударственных) или государственныхинститутах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательнойвласти.
ЦентральныйБанк РФ при осуществлении денежно – кредитной политики оперирует следующимиинструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляетрефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры ростаденежной массы и прямые количественные ограничения. Исходя из анализа денежно –кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно – кредитный рынок всё болеерасширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. Всвязи с этим были разработаны основные направления денежно – кредитной политикиЦБ РФ:
· Созданиеблагоприятных условий для поступательного экономического развития страны вдолгосрочной перспективе;
· Последовательноеснижение уровня инфляции (до 2,0% в 2010 г.);
· Повышениетемпов экономического роста;
· Укреплениянациональной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютныхрезервов государства в значительных масштабах;
· Ослаблениезависимости экономики и денежно – кредитной сферы от влияния высоких цен нанефть;
· Использованиедля стабилизации денежно – кредитной сферы средства стабилизационного фонда;
· Стабилизацияповышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
· Стимулированиекредитных операций;
· Совершенствованиемежбанковского кредитного рынка и другие.
Приреализации данных направлений денежно – кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникаютразнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, ирискованность денежно – кредитной сферы, нехватка наличных и безналичныхденежных средств и другие. Поэтому целесообразно оптимизировать денежно –кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:
· Совершенствованиезаконодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
· Снижениеинфляции и проведения политики сдерживания цен;
· Уменьшениедолларизации российского денежного обращения;
· Усилениестимулов инвестиционной активности;
· Усилениеконтроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развитиятеневого бизнеса;
· Изменениеуровня резервных требований и процентных ставок. Которые должны платить банки;
· Предоставлениегосударственных гарантий;
· Достаточнохорошо развитое информационное обеспечение участников денежно – кредитнойсферы;
· Обеспечениевысокого профессионализма участников проведения денежно – кредитной политики.
Реализацияэффективных мер по укреплению денежно – кредитной сферы экономики России исоздания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политикиЦентрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизнистраны и ей стабильному развитию в будущем.
/>/>Список литературы
1. Антонов,Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. –2003. — 342с.
2. Анулова,Г.Н. Европейский Центральный Банк«www.globin.ru/articlas/banks/eu.htm»15.10.2010. Мироваяэкономика, финансы и инвестиции Проверино 05.12.2010 г.
3. ИсаеваЕ. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты// Деньги икредит 1993.- 238с.
4. Коротков,П.А Банковское дело/ П.А. Коротков// Раздел: анализ и прогноз; Аналитика- №10.- 2010.- С.15-16
5. Куликов,Л.М. Банки и их роль в экономике./: Финансы и статистика, 2001.-500с.
6. Квартальныйобзор инфляции «www.cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=8688»2 квартал 2010 год. Центральный Банк РФ «www.cbr.ru» Проверено08.12.2010 г.
7. Лаврушина,О.И. Деньги, Кредит, Банк, Конкурс, 2004.- 326с.
8. Литягин,Н.Н. Проблеммы денежно — кредитного регулирования ЦБ РФ/ Н.Н. Литягин //Финансы и кредит -2010.-№11.-С.42(426)
9. ОЦентральном Банке РФ: фед. Закон от 27.06.2010 №86-ФЗ
10. Позняковский,С.М. Пути оптимизации денежно — кредитной системы в РФ/ С.М. Позняковский//Финанс.-2010. — №6- С 11-15
11. СергеевА.Б. ФРГ США «www.globin.ru/articlas/banks/fedres.htm»Мироваяэкономика, финансы и инвестиции. Проверено 05.12.2010 г.
12. Улюкаев,А.В. Современная денежно – кредитная политика, Москва, Академия народногохозяйства, 2008. – 856с.
13. Шелопаев,Ф.М. Анализ денежно -кредитного регулирования/ Ф.М. Шелопаев// ДЕНЬГИ, КРЕДИТ,БАНК — №7-2010.-С 3-26