АКАДЕМИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙПОЛИЦИИ РОССИИ
Курсовая работа
«Деятельность страховых организаций»
Выполнил:слушатель 232 группы
Экономического ф-та
***** *.*.
Руководитель: Кузовлева Н.Ф.
Москва 2002/>План:
План: 2
Введение. 3
Общая характеристика страхового рынка. 4
Современное состояние страхового дела в РФ… 7
Основные направления развития страхования в РФ на 2002-2006гг. 10
Развитие обязательных и добровольных видов страхования. 10
Повышение капитализации страхового рынка. 11
Усиление государственного страхового надзора. 13
Ожидаемые результаты. 14
Регулирование деятельности иностранных страховщиков нароссийском рынке. 15
Финансовые основы деятельности страховых организаций… 19
Текущая страховая деятельность. 19
Инвестиционная деятельность страховых организаций. 20
Принципы организации инвестиционной деятельности. 20
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 22
Понятие финансовой деятельности. 23
Денежный поток страховой организации. 24
Доходы и расходы страховых организаций. 24
Доходы от страховой деятельности. 24
Доходы от инвестиционной деятельности. 25
Доходы от финансовой деятельности и иной деятельности. 25
Состав расходов страховых организаций. 26
Порядок формирования финансовых результатов. 28
Заключение. 28
Список использованной литературы… 31/>/>/>/>/>/>/>Введение
Становление новой системы хозяйствования в РоссийскойФедерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Невозможноотрицать, что при командно-административной системе управления народнымхозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабойэкономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за еёсохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять своифункции.
Теперьрыночные преобразования, трансформирующие экономические отношения, когдатоваропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственномуплану и несёт за это ответственность, предъявляют к страхованию новыетребования.
Страхование-необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещениемматериальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характеробщественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению,преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.
Однако предприятия и организации различных формсобственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность нетолько в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основныхфондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли илидополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставкисырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
Актуальность рассматриваемого вопроса усиливаетсяеще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением- обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури идр.), случайных событий технического и технологического характера (пожары,аварии, взрывы и др.), — объектом страхования все больше становятся убытки отразличных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортныхсредств и др.)
Кроме того, изменения затрагивают также сферуимущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно синтересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была иостается первостепенной.
Многовековойопыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощнымфактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развитиястрахования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решенылишь при наличии соответствующих условий.
Нынешнее состояние страхования не соответствует вполной мере запросам хозяйствующих субъектов, и будущее его в таком видебесперспективно.
Для реализации возможностей страховой отрасли нужнаактивная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает рольстрахования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будетосуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.
Предлагаемоеисследование ставит цель проанализировать состояние страхового дела как одногоиз элементов рыночной инфраструктуры, показать методику определения финансовойустойчивости страховых компаний с выработкой рекомендаций по её увеличению. Общаяхарактеристика страхового рынка
В настоящее время в условиях радикальной экономическойреформы в России ощущается острая потребность выяснить что такое современныйстраховой рынок и каковы его характерные черты. Страховой рынок — это особаясоциально-экономическая структура определенная сфера денежных отношений, гдеобъектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение испрос на нее.
Объективная основа развития страхового рынка —необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путемоказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятныхобстоятельств. Названный рынок можно рассматривать как форму организацииденежных отношений по формированию и распределению страхового фонда дляобеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций(страховщиков), участвующих в оказании соответствующих услуг.
Обязательнымусловием существования страхового рынка является наличие общественнойпотребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способныхудовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынкусущественно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений.Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.
Функционирующий страховой рынок — сложная,интегрированная система, включающая различные структурные звенья. Первичнымзвеном страхового рынка является страховое общество или. страховая компания.Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страховогофонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения,переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
Страховая компания — это исторически определеннаяобщественная форма функционирования страхового фонда, обособленная структура,осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховойкомпании свойственны технико-организационное единство и обособленность.Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полнойобособленности его ресурсов, их полном самостоятельном обороте. Страховаякомпания функционирует' в экономической системе в качестве самостоятельногохозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную системупроизводственных отношений. Экономически обособленные страховые компаниистроят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.
Рыночная экономика основывается на свободе выбораграждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек можетсвободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направитьна потребление, а какую — на накопление. Все это учитывает страховой рынок,предлагая широкий набор страховых услуг.
Основной принцип рыночной экономики гласит: свободнаяигра спроса и предложения стимулирует появление таких страховых услуг, которыенеобходимы потенциальному страхователю. Порядок ценообразования, выраженный втарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условия дляконкуренции между страховщиками. Страховой рынок выполняет регулирующую функциюпри условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренцияне дает полного объяснения успехов на страховом рынке. Эти успехи взначительной степени зависят от страховщика, побуждающего сотрудниковстрахового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованиюформ и методов страхового обслуживания. Важно, чтобы страховщик закладывалосновы страховой культуры в обществе.
Решения, которые принимает страховщик, подписываястраховой полис, основаны на ожиданиях, которые подтверждаются общественнойпрактикой. В условиях рыночной экономики страховщик остро ощущает своюзависимость от того, как он использует имеющиеся в его распоряжении ресурсыстрахового фонда. Страховщик выступает в роли предпринимателя, являетсязаинтересованным лицом, поскольку несет ответственность перед совладельцамипредприятия за состояние дел, что закреплено в соответствующих законодательныхактах.
В широком смысле страховой рынок — это вся совокупностьэкономических отношений по поводу купли-продажи страховой услуги. Рынокобеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Здесьосуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепеннымэкономическим законом функционирования страхового рынка является законстоимости.
Страховой рынок формируется в ходе становления товарногохозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновениятого и другого служат общественное разделение труда и существование различныхсобственников — обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данныхусловий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынокпредполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправноепартнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую системугоризонтальных и вертикальных связей.
Характеризуя движение к страховому рынку в нашей странеретроспективно, нельзя не отметить, что в ходе развития капитализма в царскойРоссии сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные,взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочныхдоговоров страховой рынок России был интегрирован в мировой. Существоваластройная система государственного страхового надзора, регулирующая страховыеотношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и замененыгосударственной страховой монополией, отражающей интересыкомандно-административной системы управления экономикой в нашей стране. Какизвестно, в странах с развитой рыночной экономикой наиболее безопасной спозиций монополизации считается ситуация, при которой в отрасли действуютдесять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должнапревышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух — более 44%, трех —54% и четырех — 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводитэкономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующихстраховщиков на рынке.
Элементом государственного регулирования страховойдеятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действийстраховых компаний по разделу рынка с целью ограничения конкуренции,исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считаетсянедопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции:искусственное понижение тарифов, попытки ввести страхователя в заблуждение в результатенеобъективного информирования об условиях данного вида страхования или своихконкурентов.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована винституциональном и территориальном аспектах.
В институциональном аспекте она представлена акционерными,корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. Втерриториальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок,национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховой рынок. Развитиерыночных отношений уничтожает территориальные преграды на путиобщественно-экономического развития, усиливает интеграционные процессы, ведетк включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграциислужит создание общеевропейского страхового рынка стран — членов БЭС.
В зависимости от масштабов спроса и предложения настраховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховойрынок.
Внутренний страховой рынок — это местный рынок, в которомимеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворениюстраховщиками на конкретной территории.
Внешний страховой рынок это рынок, находящийся запределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям, как вданном регионе, так и за его пределами.
Мировой страховой рынок — это предложение и спрос настраховые услуги в масштабах мирового хозяйства.
Участниками страхового рынка выступают продавцы,покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляютстраховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступаютстрахователи — физические и юридические лица, решившие оформить договорстрахования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами ипокупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиямисодействующие заключению договора страхования.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, —страховая услуга. Ее потребительной стоимостью является обеспечение страховойзащитой, приобретающей форму страхового покрытия. Цена страховой услугивыражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе присопоставлении спроса и предложения. Нижняя разница цены определяется принципомравенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страховоговозмещения и страховых сумм; верхняя граница — потребностями страховщика. Еслицена страховой услуги оказывается чрезмерно высокой, страховщик может оказатьсяв невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Ценауслуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страховогопортфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческихрасходов, ожидаемой прибыли.
Страховая услуга может быть представлена на основедоговора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо спозиций общественных интересов, страхование носит принудительный характер.Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, вподтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь,представляет собой ассортимент страхового рынка.
Важно подчеркнуть существенные изменения в самомхарактере страховых услуг, вызванные так называемым технологическим взрывом,широким внедрением электроники и автоматики в страховую сферу.
В настоящее время в мировой практике страхованияусилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков.Первая из этих тенденций непосредственно связана с углубляющимся общественнымразделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым ив страховом деле. В последние годы наряду со специализацией страховщиковусиливаются тенденций к универсализации их деятельности. Традиционнозанимавшиеся в большей степени теми или иными видами страхования страховщикивторгаются в смежные виды деятельности (приобретают биржевые маклерские фирмыи т. д.).
Новая роль страховых компаний в том, что они все большевыполняют функции специализированных кредитных институтов; они занимаютсякредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, Страховыекомпании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величинеактивов, назначению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характераккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочныхпроизводственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такимивозможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства,не располагают. Поэтому страховые компании занимают главенствующее положение нарынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов отактивных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплатдержателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличиватьинвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными срокамипогашения, главным образом в облигации промышленных корпораций,государственные облигации и закладные под недвижимость.
Государство может прямо участвовать в рыночных отношенияхкак страховщик через государственные страховые организации и оказыватьвоздействие на функционирование страхового рынка различными правовымиустановлениями, р промышленно развитых странах Запада страховой рынок—объектсознательного государственного регулированиям
Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынкуприсущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость, болееполное удовлетворение запросов страхователей. Что касается государственногорегулирования страховой деятельности, то оно дополняет рыночный механизмстрахования, усиливая его положительные стороны. При этом механизмгосударственного регулирования страховой деятельности сплетается с рыночныммеханизмом страхования.Современное состояние страхового дела в РФ
В экономике России страхование прочно занимает местонеобходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильностьи безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественныхинтересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иныхрисков, реализацию государственной политики социально-экономической защитынаселения.
Страхование является также одной из наиболее динамичноразвивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынкенеуклонно растут, а страховщики играют в экономике все более значимую роль.
Развитие национальной системы страхования за пятилетнийпериод (1997-2001 гг.) характеризуется высокой динамикой. Общий объем страховыхплатежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил276,6 млрд. руб.; рост за пять лет — в 1,5 раза; в томчисле по добровольным видам страхования — в 2,1 раза. Населениюи организациям в 2001 г. страховщиками выплачено171,8 млрд. руб., что более чем в 1,3 раз превышаетстраховые выплаты, произведенные в 1997 г. По добровольномустрахованию выплаты выросли в 2 раза. На 1 января2001 г. действовало 49,5 млн. договоров (рост составил 114,6%),при этом большинство из них договоры, заключенные гражданами, чтосвидетельствует об активизации привлечения средств населения в системустрахования.
Страховщики формируют страховые технические резервы,которые в постоянно находятся в различных формах инвестирования.На 1 января 2002 г. по расчетным данным страховые резервысоставляли 88,5 млрд. руб. (или 174,2% роста по сравнениюс 2000 г.).
Начиная с 1996-97 гг. в России активно создаются идействуют некоммерческие общества взаимного страхования, которое традиционнодля России; взаимное страхование будет играть все большее значение и займетсвой (только ему доступный) сектор страховых услуг.
Важную роль в развитии страхового дела, защиты интересовстраховых организаций играют союзы (ассоциации) страховщиков. Все болеезначимую роль начинают играть также объединения страховых брокеров, обществаактуариев.
В связи с принятием мер по совершенствованию принциповналогообложения страховых операций, планируемым введением видов обязательногострахования можно прогнозировать дальнейший значительный рост страховыхопераций, и как следствие этого, — рост общих объемов аккумулированиясредств в системе страхования.
Уровень развития страхового рынка неразрывно связан собщей экономической ситуацией в стране, развитием финансового рынка, системыналогообложения и правового регулирования и достаточно мобильно реагирует налюбые их изменения.
В частности, на развитие страхования негативно повлияли:
- продолжающиесяинфляционные процессы в экономике, низкий платежеспособный спрос населения иорганизаций на страховые услуги;
- недостаток надежныхинвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов;
- продолжающиесясуществовать ограничения по допуску страховщиков к обязательному медицинскому исоциальному страхованию, дополнительному пенсионному обеспечению;
- действия отдельныхфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации по ограничению доступа страховщиков в некоторыесекторы рынка и территории, в частности, путем создания аффилированных иуполномоченных страховых организаций;
- недостаточные меры посовершенствованию налогового законодательства в сфере страховых операций;
- недостаточнаякапитализация страховых организаций, а также слабость национального перестраховочногорынка, приводящие к невозможности принятия крупных рисков без значительногоучастия иностранного перестрахования, а также необоснованному оттокузначительных сумм страховой премии за рубеж;
- информационнаязакрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователейв выборе устойчивых страховых организаций;
- несовершенствоправового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;
- объективныеобстоятельства, связанные с отставанием работы по совершенствованию страховогозаконодательства от ускоренных темпов развития страхового дела.
Государство наконец-то отказалось от своего участия вдеятельности крупных страховщиков. Громоздкий и сложно управляемый«Росгосстрах» фактически был передан в управление менеджерам компании«Тройка Диалог». Также было объявлено о планах выхода государства изчисла владельцев «Ингосстраха» — теперь на страховом рынке оноприсутствует лишь косвенно, причем именно там, где без его участия обойтисьневозможно. Через «Госинкор» — в «Гута-Страховании», ачерез ФГУП «Рособоронэкспорт» — в Русском страховом центре.
В то же время крупный капитал явно заинтересовалсястраховым рынком. По словам руководителей страховых компаний, от потенциальныхстратегических инвесторов, как российских, так и зарубежных, поступает немалопредложений. В течение последнего времени произошло уже несколько сделок, вкорне изменивших лицо и суть страхового рынка.
Так, ведущий немецкий страховщик Allianz AG вошел в числоакционеров компании РОСНО. Иностранные партнеры настроены серьезно. Об этомговорит хотя бы тот факт, что ими была создана специальная проектная группа,занятая разработкой стратегии компании. Своей задачей новые акционеры считаютпрежде всего увеличение эффективности конкретных страховых продуктов.Активизирует свою деятельность на российском рынке и конкурент немецкогохолдинга — американская группа AIG. Ее «дочка» уже стала лидеромроссийского рынка накопительного страхования жизни. При этом ходят слухи обинтересе группы к покупке известных российских страховых компаний.
Впрочем, пока правила игры на рынке диктуют неиностранцы. На страховой рынок пришел российский промышленно-финансовыйкапитал. Похоже, всерьез и надолго. А результаты уже есть: реальное управлениев страховых компаниях во многих случаях уже перешло от менеджеров-собственниковк наемным управленцам. Это первый шаг к капитализации страховых компаний, ккапитализации рынка. Несколько примеров. Группа «Альфа» приобрелаВосточно-европейское страховое агентство и сформировала на его базе мощнуюстраховую группу «АльфаСтрахование» (ее уставный капитал недавно былувеличен до 1,95 млрд рублей). В компаниях «Ингосстрах» и«Россия» контроль отошел к консорциуму, в составе которого«Сибнефть», «Сибирский алюминий» и«НАФТА-Москва». Промышленно-страховую компанию приобрел ИБГ«НИКойл». Крупный пакет акций «РЕСО-Гарантия» был куплен«МДМ-банком».Основные направления развития страхования в РФна 2002-2006 гг.[1]Развитиеобязательных и добровольных видов страхования.
Экономический эффект от введения страхования вобязательной форме позволит создать страховую защиту для всех потенциальнорисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, а также значительно снизитьбюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результатечрезвычайных ситуаций и бедствий.
В целях законодательного закрепления принциповобязательного страхования, прекращения практики принятия нормативных актов,содержащих декларативные нормы об обязательном страховании, следует признатьнеобходимым разработку и принятие законодательных основ введения иосуществления обязательного страхования на территории Российской Федерации.
Система обязательного государственного страхования должнабыть направлена на защиту наиболее значимых имущественных интересов государствав целях повышения эффективности защиты экономики от высокоубыточных рисков сминимальными затратами бюджетных средств.
Введение обязательного страхования должно основываться напринципе формирования страховых резервов исключительно для целей компенсацииущерба и убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям, а не дляфинансирования мероприятий, покрывающих бесхозяйственность организаций за счетсредств страхователей. Следует исключить случаи принятия законодательных актовбез их предварительной глубокой финансово-экономической проработки, составлениярасчетов, подтверждающих возможность решения проблем страховой защиты именно вобязательной форме и на предлагаемых условиях.
Первоочередными мерами в области развития обязательногострахования являются:
- принятие основобязательного страхования, включающих принципы и требования к егоосуществлению; оптимизация перечня объектов, подлежащих страхованию за счетсредств бюджета, перевод такого страхования на некоммерческие основы;
- усиление контроля запроведением обязательного государственного страхования и страхованияосуществляемого с привлечением бюджетных средств;
- введение обязательногострахования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами и третьими лицами,обязательного страхования имущества от огня и иных опасностей.
Помимо введения более жестких нормативных требований кфинансовой устойчивости страховщиков должна быть установлена специализациястраховых организаций путем введения запрета на осуществление однимстраховщиком одновременно страхования жизни и пенсий также и видов имущественногострахования. В этих целях должна быть разработана адекватная классификациявидов страховой деятельности, определены особенности организации иосуществления страхования жизни и пенсий.
Требуется выработка мер по расширению сферы и объемов добровольногомедицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней.Указанные виды страхования должны стать важным элементом „социального пакета“,предоставляемого организациями своим сотрудникам.
Дальнейшее развитие добровольного медицинскогострахования требует, в первую очередь, установления правовых основ, учитывающихспецифику осуществления данного вида страхования, совершенствования норм,регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования и особенностиналогообложения операций (страховых платежей и выплат) по медицинскомустрахованию.
Перспективной мерой развития страхования являетсяактивное вовлечение страховых организаций в осуществление медико-социальногострахования, включая обязательное страхование от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний.Повышениекапитализации страхового рынка.
С принятием мер по развитию обязательного и добровольногострахования прогнозируется рост объемов страховых операций, что приведет такжек накоплению значительных страховых резервов.
В этой связи повышается ответственность страховыхорганизаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования, что всвою очередь выдвигает требование о необходимости увеличения размеров уставныхкапиталов страховщиков, создания гибкой системы размещения страховых ресурсов.
Правительство Российской Федерации исходит изнеобходимости принятия законодательных мер по увеличению минимального размерауставного капитала страховщиков до 40-60 млн. руб., формируемого исключительнов денежной форме. При этом следует установить его в зависимости оторганизационно-правовых форм страховых организаций, видов страховойдеятельности, определив также направления инвестирования этих средств,обеспечивающих их сохранность.
Одновременно следует выработать меры, стимулирующиеучредителей страховых организаций капитализировать полученную прибыль дляповышения размеров уставных капиталов, в частности, путем установлениярассроченного периода (на 3-5 лет) повышения минимального размера капитала ипредоставления страховщикам налогового кредита.
В целях повышения емкости национального страхового рынканеобходима также выработка мер по стимулированию развития механизмовсострахования и перестрахования путем создания соответствующих страховых пулов.
Значительным шагом к повышению доверия населения кстрахованию, защиты страхователей на случай несостоятельности отдельныхстраховщиков при чрезвычайных страховых событиях должно стать созданиефедеральной перестраховочной системы.
Совершенствование налогообложения и валютногорегулирования страховых операций, инструментов инвестирования средств страховыхрезервов, антимонопольного регулирования страхового рынка.
Дальнейшее совершенствование должны получить вопросыналогообложения страховых операций.
Прежде всего требуется снятие имеющихся несоответствиймежду некоторыми нормами Налогового кодекса Российской Федерации и страховогозаконодательства. Кроме того, принять решение о поэтапном, в течение 2-3-х летувеличении нормативов страховых платежей (взносов), включаемых в расходы наоплату труда, производимые работодателями по договорам личного страхования. Приэтом в интересах государства меры налогового стимулирования должны применятьсяпреимущественно на этапе уплаты страхового взноса, а не при получении страховойвыплаты.
Следует также исключать из совокупного годового доходаграждан затраты, произведенные ими на осуществление страховой защитыимущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем, владением,пользованием, распоряжением личными строениями, жилыми помещениями, домашнимимуществом. Целесообразно расширить перечень расходов предприятий и организацийпо различным видам страхования имущества, ответственности, включаемых в составзатрат, относимых на себестоимость продукции.
Необходимо выработать систему контроля, позволяющуюсоздать прозрачность каналов перестрахования за рубеж, что обеспечит реальнуюзащиту крупных рисков и пресечет необоснованный отток валютных средств изэкономики страны. В частности, установить показатели, позволяющие оцениватьналичие потребности в перестраховании рисков.
Следует устранить имеющееся несовершенствозаконодательных основ и правоприменительной практики в перекрытии каналовиспользования страховых и перестраховочных операций для проведения сомнительныхсделок, отмывания доходов, полученных преступным путем. Большая роль здесьотводится созданному при Минфине России Комитету по финансовому мониторингу, атакже выработке новых мер государственного страхового надзора, законодательногорегулирования объемов перестрахования и потоков перестраховочных операций.
Развитие национальной системы страхования предполагает вкачестве одной из приоритетных задач совершенствование инвестиционной политики,выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата встране, расширение направлений инвестирования средств страховщиков. Дляэффективного размещения средств страховых резервов необходимо созданиемеханизмов, позволяющих размещать страховые резервы выгодно, надежно, доходно,гарантируя своевременность их возврата.
В рамках процесса по присоединению России ко Всемирнойторговой организации, продолжающейся интеграции России в мировой финансовыйрынок приоритетным и стратегически важным направлением должны стать укреплениеи развитие национального страхового рынка путем выработки и реализации мер,направленных на максимальное вовлечение российских страховщиков во все формыстраховой защиты и инвестиционных ресурсов страховых организаций в российскуюэкономику. Именно эти позиции должны лежать в основе расширения участияиностранного капитала в общем комплексе мер развития страхования в РоссийскойФедерации. В рассматриваемой перспективе допуск к рынку страховых услуг должныиметь только страховые организации-резиденты Российской Федерации, подчиняющиесятребованиям национального страхового законодательства.
Либерализация условий участия иностранных страховыхорганизаций на национальном страховом рынке будет носить последовательныйхарактер с учетом формирования законодательных основ страховой деятельности игосударственного страхового надзора, достижения российскими страховщикамиуровня, адекватного международным страховым стандартам.Усилениегосударственного страхового надзора.
Совершенствование государственного надзора задеятельностью страховых организаций, иных профессиональных участниковстрахования, осуществляющих страховую защиту, является важнейшим элементомразвития и функционирования национальной системы страхования.
В целях создания единых принципов государственногострахового надзора на территории Российской Федерации необходимо распространитьего на всю систему органов и организаций, деятельность которых связана сосуществлением различных форм страховой защиты имущественных интересов граждан,организаций и государства, — на страховые организации, иныхпрофессиональных участников страхового рынка, медико-социальное страхование(обязательное медицинское страхование, государственное социальное страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний),негосударственное пенсионное обеспечение.
Деятельность профессиональных участников страхования,иных организаций, осуществляющих страховую защиту, без единого и постоянногогосударственного контроля не позволяет реально оценивать положение вещей внациональном страховании, предупреждать негативные явления, приводит кнарушению прав страхователей и застрахованных лиц, защита которых являетсяодной из главных целей страхового надзора.
В этой связи контроль со стороны страхового надзорадолжен носить всеобщий, постоянный и последовательный характер, начиная срегистрации лица в качестве профессионального участника страхования, изаканчивая прекращением его деятельности. В сферу контроля должны также входитьпланы развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей(акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капиталестраховой организации, реорганизация и ликвидация страховых организаций,жесткий контроль за платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Указанныеположения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страховогонадзора.
Орган государственного страхового надзора, включающий всебя единые функции контроля и надзора за страховых делом в целом в РоссийскойФедерации, должен преобразоваться в самостоятельную федеральную структуру,действующую в рамках единого финансового контроля Министерства финансовРоссийской Федерации.
Для повышения прозрачности деятельности страховыхорганизаций, развития конкурентоспособной среды должны вводиться требования опредставлении и публикации бухгалтерской отчетности на основе международныхстандартов. Раскрытие профессиональными участниками страхования информации освоей деятельности облегчит для страхователей и иных заинтересованных лицпонимание их финансового положения. Требуется также развитие системымониторинга за финансовом состоянием страховщиков, расширение деятельностирейтинговых агентств.
Следует продолжить работу по приведению в соответствие смеждународными стандартами и практикой нормативной базы, регулирующей порядокформирования и размещения страховых резервов, оценку платежеспособности ифинансовой устойчивости страховых организаций. Необходимо ввести требования поплатежеспособности к группам страховых компаний на основе сводной (консолидированной)отчетности, представляемой ими в обязательном порядке в орган государственногострахового надзора.
В среднесрочной перспективе должно быть осуществлено:
- принятие новойредакции главы 48 „Страхование“ Гражданского кодекса Российской Федерации;
- разработка системыстрахового законодательства;
- кодификация страховогозаконодательства.
Создание системы страхового законодательства должноосновываться на глубоком научном анализе действующего законодательства,практики его применения, международном опыте и стандартах.
Законодательные акты должны наиболее полно и надлительную перспективу развития страхового дела в России осуществлятьрегулирование страхования как целостной системы страховой защиты населения,организаций и предпринимателей, интересов государства и социально-экономическихотношений в целом.Ожидаемыерезультаты.
Если прогнозы Правительства Российской Федерацииоправдаются, и оно не отступит от своей Концепции по развитию страхового рынка,то это позволит:
- оптимизировать усилия,предпринимаемые Правительством Российской Федерации в различных сферахуправления и регулирования экономики при наступлении чрезвычайных негативныхобстоятельств, направив их на решение первоочередных и среднесрочных задачразвития социально-экономической политики государства;
- решить первоочередныезадачи, являющиеся необходимым условием дальнейшего развития страхования вРоссийской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховойдеятельностью;
- создать основы для развитиядобровольных и обязательных видов страхования;
- создать системуправовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организацийи государства, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельнойличности, сферы предпринимательства.
В связи с принятием мер по совершенствованиюналогообложения страховых операций, развитием долгосрочного страхования жизни ипенсионного страхования, введением новых видов обязательного страхования можнопрогнозировать дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховыхвыплат и, как следствие этого, — рост общих объемов аккумулированиясредств в системе страхования. Предполагается, что к 2007 г. общийобъем страховых премий достигнет 400 млрд. руб., объем страховыхвыплат — 300 млрд. руб.; доля совокупной страховой премиик ВВП составит 4%.Регулирование деятельности иностранныхстраховщиков на российском рынке
На 1 января 2001 г. было зарегистрировано 74 страховыхорганизаций с иностранным участием. Объем зарегистрированного капиталаиностранных участников в страховых организациях равнялась 73 млн. долл.или 4,5% совокупного капитала страховых компаний в России. Доля иностранцев вобщем объеме страховой премии составила 177 млн. долл. или 3%. Наибольшеечисло смешанных страховых компаний учреждено с участием фирм Кипра (53%компаний), далее следуют страны СНГ (6%), Великобритания (6%), Германия иИспания (по 5%), США (4%).
В целом деятельность иностранных страховых компаний встранах с переходной экономикой, включая Россию, может рассматриваться каксоставная часть процесса формирования частного рынка страхования. По имеющимсяоценкам, доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европыдостаточно весома. В Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств встраховом секторе, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии – около30%, в Польше – 17%. Однако роль иностранных компаний и их влияние на развитиестрахового дела в стране не поддается однозначной оценке.
Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участияна российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты.
Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранныестраховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлениюстраховых услуг и повышению их эффективности.
Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранныестраховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальнымзаконодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения.Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опытработы в организации с иностранным участием при смене места работы будетраспространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.
Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынкеболее эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечитьновые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.
Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупаясуществующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал нетолько в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того,чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала.Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасностьстрахователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.
Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличииразрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге еслипроисходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск былперестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, арезультатом урегулирования претензии станет приток капитала.
Совершенствование регулирования страховой сферы.Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователейнепосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования.Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность вэффективном регулировании, и способствует распространению международного опытарегулирования.
В то же время, целый ряд аспектов деятельностииностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызываетобоснованное беспокойство.
Доминирование иностранных страховщиков на внутреннемрынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могутпрепятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их срынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима дляиностранных страховщиков.
Возможность развития страхового сектора с помощьюнациональных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в томслучае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировалабы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечиваланеобходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна дляроссийского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезныеограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Есливнутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозойнациональным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого наборауслуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формированиеразвитого страхового сектора в стране.
Важность сохранения национального контроля за страховойсистемой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объектыдолжны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этогосвязана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятияиностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратитьконцентрацию страхования важных национальных объектов в руках несколькихиностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальнуюоснову. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операцийиностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение осоздании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все видыстраховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможнодля некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будутсохранены за национальными страховщиками.
Возможность оттока капитала в результате деятельностииностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компанийприведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будутсвязаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будетосуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная платаи плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежизападным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов вродительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого былперестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. Всовокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать врезультате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означаетвыкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.
Анализ приведенных аргументов свидетельствует в пользусоздания равных условий для деятельности национальных и иностранныхстраховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм– важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку онобеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг испособствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих всвязи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредствомсоответствующих методов регулирования.
Международное право не оказало пока существенного влиянияна развитие российского страхового рынка. В соответствии с ПостановлениемВерховного совета Российской Федерации “О введении в действие Закона РоссийскойФедерации “О страховании” от 27 ноября 1992 г., доля иностранных инвесторов вуставном капитале российских страховщиков не может превышать 49%. Законом “Остраховании” (ст. 8.4) на территории РФ запрещена посредническая деятельностьпо страхованию, связанная с заключением договоров страхования от именииностранных страховых организаций. Законодательство содержит также запрет назаключение договоров имущественного страхования в страховыхкомпаниях-нерезидентах. Согласно принятому в 1997 г. закону “О внесенииизменений и дополнений в закон РФ “О страховании” российским страховыморганизациям дано право продавать на территории РФ “Зеленые карты” (полисыстрахования гражданской ответственности владельцев автотранспорта) иностранныхстраховщиков.
Несомненно, юридическое определение условий деятельностииностранных инвесторов должно стать важной частью общей системы регулирования втакой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработкесоответствующих мер должен учитывать несколько основных целей – формированиеразвитого страхового рынка в России, создание ясного и понятногоадминистративно-правового режима, всемерное использование международного опытав области страховых услуг. Приведенный выше анализ возможных последствийприсутствия на рынке иностранных страховщиков доказывает, что в основезаконодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающийкак внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ееинтеграции в мирохозяйственную систему. В этой связи обращает на себя вниманиеразработанный группой депутатов и принятый Госдумой в первом чтении проектфедерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Оборганизации страхового дела в РФ”, который направлен на расширение исистематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала встраховой деятельности на территории РФ.
Основной смысл дополнений, предлагаемых депутатами,состоит в заметном ограничении деятельности иностранных страховщиков нароссийской территории. Согласно законопроекту, общий размер (квота) участияиностранного капитала в российских страховых организациях не может превышать12%. Это общее ограничение авторы законопроекта стремятся укрепить путемвнесения непосредственно в закон нормы в 49% как максимальной доли иностранцевв уставном капитале страховых компаний. Для компаний с более высокой долейиностранного участия вводится ряд дополнительных ограничений. Они не могут, вчастности, осуществлять в России страхование жизни, обязательное и обязательноегосударственное страхование. Минимальный размер оплаченного уставного капиталастраховой организации с иностранным участием должен быть не меньше 1 млн.минимальных размеров оплаты труда.
Авторы законопроекта предлагают ряд мер, упорядочивающих,по их мнению, деятельность иностранных страховщиков. Предприятия с иностраннымиинвестициями могут осуществлять страховую деятельность только в формеакционерных обществ и при наличии российской лицензии. Такие предприятияобязаны депонировать в Центральном Банке РФ сумму в размере 1 млн. МРОТ вкачестве обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования. Дочерниепредприятия нерезидентов могут вести страховую деятельность в России, если самнерезидент не менее 25 лет является страховой организацией в своей стране и неменее 2 лет участвует в страховых компаниях, зарегистрированных в России.
Нельзя не видеть, что за внесенным законопроектом стоитобоснованное беспокойство за дальнейшее развитие страхового рынка в России исудьбу российских страховщиков, которые не готовы пока к серьезной конкуренциис крупными иностранными компаниями. С этой точки зрения вполне можносогласиться с рядом предложений, включая запрет на участие компаний,контролируемых иностранным капиталом, в обязательных видах страхования, впервую очередь, государственного; требование длительного опыта работы в сферестраховых услуг; ограничения на участие иностранных граждан в высшемруководстве компаний.
Однако целесообразность принятия ряда других предложенийвызывает серьезные сомнения. Так, ограничения на участие иностранных инвесторовв страховании жизни мотивируются необходимостью воспрепятствовать оттокустраховых резервов за рубеж с тем, чтобы направить их в качестве долгосрочныхинвестиций в реальный сектор. Мировой опыт, равно как и российский, показывают,что при наличии благоприятного инвестиционного климата любой инвестор, в томчисле и иностранный, будет реинвестировать средства в стране, где они получены.Если же такого климата нет, то капитал будет уходить за границу, апотенциальные страхователи откажут в доверии любым страховщикам, независимо от ихнациональности.
Россия явно нуждается в приходе на рынокквалифицированных страховых организаций с длительным опытом работы.Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в Россииконъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в областистрахования. Но предлагаемые в законопроекте количественные ограниченияоттолкнут от рынка крупные надежные компании, которые ограничат своюдеятельность небольшим кругом операций. К чему это может привести – нагляднопоказывает опыт российской банковской системы. Отсутствие иностраннойконкуренции и надежных иностранных банков серьезно затормозило развитиеустойчивого банковского сектора в России. Учитывая это, приоритетной задачейдолжно стать развитие страхового рынка, а не защита национальных компаний любойценой.
Вместе с тем, есть и более серьезные возражения противвведения сейчас существенных ограничений на деятельность иностранныхстраховщиков. Эти возражения касаются долгосрочной политики страны в отношениистрахового рынка и международного сотрудничества в сфере страховых услуг.
Первое возражение связано с вступлением в силу в июне1999г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией иЕвропейскими Сообществами. Соглашение предусматривало а) отмену не позднее24.06.1999г. для стран-участниц ЕС ограничения в 49% на участие в уставныхкапиталах страховых организаций в России; б) применение режима наибольшегоблагоприятствования при проведении операций по международному перестрахованию врежиме трансграничной торговли (не требующего учреждения дочернего общества илиотделения), в) заключение договоров страхования, связанных с движением товаров,транспортных средств и граждан за границу Российской Федерации. Со своейстороны, страны ЕС предоставили национальный режим для деятельности российскихстраховщиков на своей территории, предусматривающий необходимость учреждениядочерних обществ в полном соответствии с законодательством стран ЕС.
Главное состоит в том, что соглашение с ЕС носитмеждународный характер. Россия признала первенство международных договоровперед национальным законодательством, поэтому после 24.06.1999г. (датывступления соглашения с ЕС в силу) ограничения российского закона пересталидействовать для страховщиков из стран-участниц ЕС. Впоследствии аналогичныенормы могут быть распространены на компании других стран.
Второй вопрос касается возможного вступления России вВТО. Если Россия считает необходимым продолжить переговоры о присоединении кГенеральному соглашению в сфере услуг, включая страхование, то введениесерьезных законодательных ограничений для иностранных страховщиков может посуществу блокировать дальнейшие переговоры. Речь идет не о том, чтобы ужесейчас полностью открыть рынок для иностранных страховщиков. Вероятно, учитываяналичие большого числа собственных страховых организаций, способных статьосновой национального страхового рынка, России нецелесообразно идти по путиВенгрии, где преобладают иностранные страховщики. Необходимо, как ужеотмечалось выше, выработать общий взвешенный подход к путям развития страховогосектора, включая условия участия иностранцев как в страховании в целом, так и восуществлении отдельных видов страхования. По нашему мнению, основой такогоподхода должно стать введение в России национального режима для иностранныхстраховщиков, который бы четко регламентировал процедуры лицензирования,учреждения организаций с иностранным капиталом, возможности участия иностранныхграждан в управлении страховыми компаниями. Финансовыеосновы деятельности страховых организацийТекущая страховая деятельность
Движение денежных средств в результате текущей страховойдеятельности начинается с получения дохода, поступающего в виде страховыхпремий (платежей). Данный доход является источником формирования страховыхрезервов, покрытия расходов и формирования прибыли. Движение денежных средствв результате текущей страховой деятельности может быть представлено следующимобразом:
Источники денежных средств:
• чистая прибыль;
• страховая премия (платежи);
• поступления по операциям перестрахования;
• отсроченные расходы;
• бюджетные ассигнования и целевое финансирование;
• прочие источники от страховой деятельности.Использование денежных средств:
• на страховые выплаты;
• на формирование страховых резервов;
• на операции по перестрахованию;
• на финансирование предупредительных мероприятий;
• на приобретение материальных ценностей, работ и услуг;
• прочие направления использования.
Анализ текущей страховой деятельности позволяетопределить адекватность притока денежных средств принимаемым на себя обязательствам.Оценить темпы развития отдельных видов страхования и на этой основе разработатьстратегическую программу развития страховой организации.Инвестиционная деятельность страховыхорганизацийПринципыорганизации инвестиционной деятельности.
Характерной чертой развития страхования являетсявозрастающее накопление капитала страховыми обществами. Его рост превращаетстраховые компании в экономически развитых странах в крупные инвестиционныеинституты, играющие важную роль на финансовом рынке. Оказывая страховуюуслугу, страховые организации осуществляют передвижение средств на рынкекапитала. Разрозненные страховые взносы; которые они получают отстрахователей, превращаются в огромный, постоянно пополняющийся страховойфонд.
В промышленно развитых странах мира по размерамаккумулированных фондов и вкладу в платежные балансы страхование успешно конкурируетс банковским бизнесом. Так, в США сбор страховой премии в 2001 г. составил 890млрд. долл., примерно столько же в объединенной Европе. Российские страховщикиза 2001 г.[2]все вместе собрали около 8,851 млрд. долл. (уровень одной не очень крупнойзападной компании). Страховщики превращают пассивные денежные потоки в потокиактивного капитала и наряду с банками становятся крупнейшими источникамиинвестиционного капитала.
Объективной основой этогоявляется инверсия страховогоцикла, когда страховой взнос предшествует выполнению обязательств страховщика.Этот факт способствует тому, что страховщики в определенный период временирасполагают значительным количеством средств, которые могут быть максимальноэффективно использованы в целях получения дополнительного дохода. В соответствиис действующим законодательством, регулирующим российский страховой рынок,существенное влияние на инвестиционные возможности страховщиков оказывает и увеличениеих/собственного капитала.
Необходимость инвестирования временно свободных средстввытекает из природы страхования. Поскольку страховой бизнес не предполагает
значительной нормы прибыли приформировании цены на страховую услугу, для обеспечения достаточного уровнярентабельности страховые компании используют возможность получения дополнительныхсредств путем инвестирования временно свободных финансовых ресурсов.
Инвестиции — это вложения средств в объектыпредпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода(прибыли). Размещение активов страховой орган тации должно осуществляться напринципах ликвидности, возвратности, прибыльности и диверсификацииактивов. -
Под ликвидностью активов понимается возможность оперативногопревращения активов страховой компании (без снижения стоимости их приобретения)в наличные и другие ликвидные платежные средства для погашения принятыхобязательств.
Возвратность предполагает обязательную возможностьвозврата инвестированных средств в полном объеме. Принцип возвратности(надежности) ставит перед страховщиком задачу добиться максимально возможной вданных условиях безопасности вложений, то есть свести инвестиционный риск кминимуму.
Принцип прибыльности инвестиционных вложений страховойкомпании предполагает обязательное получение дохода от инвестирования средств.Это дает возможность страховщику иметь убыток по страховым операциям иобеспечивать свои позиции на рынке & условиях конкуренции; Однаковозможность получения высокой прибыли означает и повышенную степень риска, ноне всегда высокий риск обеспечивает высокую прибыль.
Принципы возвратности, ликвидности и прибыльности какцели инвестирования достаточно противоречивы, поскольку наиболее надежныеактивы, как правило, низко доходны, и наоборот. Компромисс между инвестиционнымицелями страховой компании достигается с помощью диверсификации инвестиционногопортфеля.
Диверсификация — наличие широкого круга объектовинвестиций средств о целью уменьшения возможного инвестиционного риска. Риск винвестиро вании означает возможность того, что фактическая прибыль окажетсяниже расчетной. Инвестиционный риск включает в себя недиверсифицируемый (рыночный)риск и диверсифицируемый (специфический) риск. Недиверсифи-цируемым являетсяриск, которого избежать невозможно. Он связан с факторами, которые влияют навсе компании одновременно (инфляция, война, глобальные измененияналогообложения, изменения денежной политики и т.п.).
Диверсифицируемый риск — это та часть инвестиционногориска, ко^ торого можно избежать при формировании хорошо диверсифицированногопортфеля. Он связан с неблагоприятными событиями в рамках одной фирмы, когдапоследствия этих событий могут компенсироваться за счет хорошей ситуации надругих фирмах.
Инвестиционный портфель, который отвечает всемтребованиям: гарантии возврата средств, ликвидности и, прибыльности — являетсясбалансированным. Но задача компании состоит не просто в формированиисбалансированного портфеля, а сбалансированного портфеля, удовлетворяющегоинвестиционным целям данной конкретной компании. В связи с этим страховыекомпании, имеющие различные страховые портфели, сформируют и различныеинвестиционные портфели, даже используя «дашую методологию управления риском,расчета нормы прибыли и т.д. СледоватНйь^ но, инвестиционная политика страховойорганизации определяется особенностями проводимых ею страховых операций.Государственноерегулирование инвестиционной деятельности.
Значимость деятельности страховых организаций дляэкономики в целом и для каждого отдельного страхователя породили потребностьгосударственного регулирования инвестиционных операций страховщиков. Объектомтакого регулирования являются средства страховых резервов, созданных дляпокрытия обязательств страховщика перед страхователями. В отечественномзаконодательстве основным документом, регулирующим инвестиционную деятельностьстраховых компаний, являются «Правила размещения страховыхрезервов», утвержденные приказом Минфина РФ от 22.02.99 г. № 1бн. Согласноданному нормативному документу размещение страховых резервов должноосуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратностиприбыльности и ликвидности. Рассмотренные принципы являются на сегодняобщепризнанными и в мировой практике. Соответствие деятельности страховщикаперечисленным принципам так же необходимо, как и выполнение структурныхсоотношений активов и обязательств, при этом общая стоимость активов должнабыть не менее суммарной величины страховых резервов.
Правилами размещения средств страховых резервов определенперечень активов, рекомендованных для инвестирования:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
2) государственные ценные бумаги субъектов РоссийскойФедерации;
3) муниципальные ценные бумаги;
4) векселя байкой;
5) акции;
6) облигации, кроме относящихся к подпунктам 1—-3настоящего пункта;
7) жилищные сертификаты, кроме относящихся к подпунктам1—3 настоящего пункта;
8) инвестиционные пай паевых инвестиционных фондов;
9) банковские вклады (депозиты), в том числеудостоверенные депозитными сертификатами;
10) сертификаты долевого участия в общих фондахбанковского управления;
11) долги в уставном капитале обществ с ограниченнойответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;
12) недвижимое имущество;
13) доля перестраховщиков в страховых резервах;
14) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
15) дебиторская задолженность страхователей,перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
16) денежная наличность;
17) денежные средства на счетах в банках;
18) денежная валюта на счетах в банках;
19) слитки золота и Серебра;
По согласованию с Министерством финансов РФ в покрытийстраховых резервов могут быть приняты активы, не упомянутые выше. В этомслучае страховой компании необходимо предоставить экономическое обоснованиенеобходимости, целесообразности и доходности данной операции.
Действующими правилами не предусматривается использованиессуды в качестве актива, что снижает привлекательность и конкурентоспособностьстраховщиков. Имея потенциальную возможность концентрировать долгосрочныйкапитал, российские страховые компании должны иметь право на предоставлениессуд под залог недвижимости. Это позволит привлечь в данный сектор экономикидополнительные источники финансирования в виде средств страховых резервов.Так, например, в Германий, Японии до 50% резервов может быть использовано всекторе кредитования.
Предоставление займов, приобретение основных средств (заисключением объектов недвижимости), осуществление торгово-посредническойдеятельности и т.п. являются объектами инвестиционных интересов страховщиков ине противоречат принятой мировой практике.
В условиях действующих правил размещения страховыхрезервов необходимо соответствие деятельности страховщика общепринятымпринципам, а также выполнение структурных соотношений активов и резервов, приэтом общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должнабыть не менее суммарной величины страховых резервов.Понятие финансовой деятельности
Финансовая деятельность — неотъемлемая часть деятельностистраховых организаций, заключающаяся в выпуске акций и повторном приобретенииранее выпущенных акций, а также выплате дивидендов акционерам. Сюда такжевходит финансирование за счет займов и погашение задолженностей. Притокпоступлений от финансовой деятельности состоит из денежных средств, поступающихот продажи акций, и в принятии на себя долговых обязательств. Отток происходитв результате финансовой деятельности, т.е. при оплате долгов, в том численалоговых платежей, покупке ранее проданных акций и осуществлении выплатыдивидендов.
Специфичность финансовых отношений в страховыхорганизациях обусловлена особенностями организации денежного оборота. Если любоеиное предприятие сначала производит затраты, а потом реализует продукцию. Тостраховщик сначала привлекает денежные ресурсы, а потом выполняетобязательства перед страхователями. Но как и любое другое предприятие,деятельность страховщика направлена не только на предоставление страховойзащиты, но и имеет цель — получение прибыли.
Движение денежных средств, происходящее в результатетекущей и финансовой деятельности страховых организаций, включает следующиепункты:
• Налоговые платежи и сборы. Один из наиболее крупныхденежных оттоков, происходящий в результате финансовой деятельности;
• Изменение счета капитала. Изменение данного счетасвязано с проведением операций с собственными акциями, их приобретением илипродажей;
• Обязательства. Все обязательства, исключая резервыубытков, прибылей, расходов на урегулирование и незаработанных страховыхпремий, рассматриваются в разделе финансовой деятельности. Увеличение такихпассивов является источником денежных средств. Сокращение же означает использованиеденежных фондов.
Оценка раздела финансовой деятельности показываетспособность компании получать финансирование на денежных рынках и рынках капитала,а также способность компании отвечать по своим обязательствам.
Текущая страховая, инвестиционная и финансоваядеятельность существуют не изолированно друг от друга, а на основе взаимосвязии взаимозависимости.
С учетом современного уровня развития страхования,финансов и международных стандартов финансового учета предлагается следующаяяклассификация внешних денежных потоков.Денежныйпоток страховой организации.
Приток Отток
Текущая страховая деятельность
Выручка по операциям страхования и сострахования
Выручка от операций перестрахования
Дивиденды к получению
Прочие доходы
Страховые выплаты
Выплаты по операциям перестрахования
Оплата персоналу
Финансирование предупредительных мероприятий
Прочие расходы
Инвестиционная деятельность
Выручка от реализации основных средств
Продажа ценных бумаг
Прочие доходы
Вложения в основные средства
Вложения в ценные бумаги
Прочие расходы Финансовая деятельность Привлечение заемных средств
Привлечение средств путем выпуска акций
Дивиденды и проценты к получению
Финансовые вложения компаньонов
Прочие доходы
Налоговые платежи
Погашение кредиторской задолженности
Дивиденды и проценты к уплате
Возвращение финансовых вложений
Прочие расходы /> /> />
С этих позиций строится и финансовая бухгалтерскаяотчетность страховых организаций. Данный подход соответствует общепринятымбухгалтерским стандартам (ОДАР).Доходы и расходы страховых организацийДоходыот страховой деятельности.
Доход от страховой деятельности определяется как суммапоступлений страховых взносов (платежей, премий) по договорам страхования,сострахования и перестрахования за вычетом страховых резервов и страховыхвзносов по договорам, переданным в перестрахование.
Учет доходов от страховой деятельности производитсяотдельно по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни(*'0тчет о прибылях и убытках", форма № 2).
Страховой платеж как основной источник доходовстраховщика определяется на основе страхового тарифа и страховой суммы.
Если страховая сумма не зависит от конъюнктуры рынка, тоего влияние на формирование страхового тарифа очевидно. Экономической основойтарифа является себестоимость страховой услуги, которая отражает объективнуюпотребность в средствах на формирование страхового фонда и на ведение дела.
Особое влияние на величину тарифной ставки оказываетбанковский процент, который обычно соответствует «норме доходности».'
При длительных сроках страхования и умелом вложениисредств учет нормы доходности позволяет страховщику заметно снизить страховойтариф, что укрепляет его положение в условиях конкуренции.
В составе доходов страховой организации учитываютсятакже:
• суммы возврата страховых резервов, отчисленных впредыдущие периоды;
• комиссионные вознаграждения и тантьемы по договорам,переданным в перестрахование;
• комиссионные вознаграждения» полученные за оказаниеуслуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;
• возмещение перестраховщиками доли страховых выплат подоговорам, переданным в перестрахование;
• экономия средств на ведение дела по обязательномумедицинскому страхованию. Прочие доходы от страховой деятельности — это:
• суммы полученных процентов, начисленных на депо премийпо рискам, принятым в перестрахование;
• суммы, полученные в порядке реализации права требованиястраховщика по страхованию имущества к лицу, ответственному за причиненныйущерб (регресс);
• прочие поступления от страховой деятельности.
В страховании понятие выручка и доход являются нетождественными, как это признает Положение по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» ПБУ 9/99; в силу специфики выручка от страховой деятельностипревышает соответствующий доход на сумму страховых резервов и части страховыхпремий, переданных в перестрахование.Доходыот инвестиционной деятельности.
Доходы от инвестиционной деятельности включают в себя:
• доходы от участия в других организациях;
• поступления от реализации основных средств,материальных ценностей и прочих активов;
• доходы от сдачи имущества в аренду;
• прочие доходы от объектов недвижимости;
• от реализации инвестиций;
• прочие доходы по инвестициям.
По своей структуре они во многом сопоставимы соперационными доходами и не противоречат им.Доходыот финансовой деятельности и иной деятельности.
Доходы от финансовой деятельности и иной деятельности —это:
• суммы, поступившие в погашение дебиторскойзадолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;
• списанная кредиторская задолженность;
• проценты к получению;
• внереализационные доходы;
• доходы от прочей не запрещенной законом деятельности,непосредственно не связанной с осуществлением страховой деятельности.Приведение состава доходов страховых организаций в соответствие с действующимиположениями по бухгалтерскому учету требуют приведения в соответствие истрахового законодательства, в частности Положения об особенностях определенияналогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками за № 491 от16 мая 1994 г.Составрасходов страховых организаций.
Расходами организации признается уменьшениеэкономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иногоимущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этойорганизации, за исключением вкладов по решению участников (собственниковимущества).
Расходы организации в зависимости от их характера,условий осуществления и направлений деятельности организации (в соответствии сПоложением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99)подразделяются на:
• расходы по обычным видам деятельности;
• операционные расходы;
• внереализационные расходы.
По экономическим признакам расходы в страхованииклассифицируются по следующим группам:
1. Расходы по страховой Деятельности включают:
• расходы на выплату страхового возмещения и страховыхсумм:
• отчисления в страховые резервы;
• отчисления на предупредительные мероприятия;
• отчисления в фонды пожарной безопасности.
Выплаты страховых сумм и страхового возмещения являютсяоснов-цой статьей расходов страховщика как по удельному весу, так и по значимостив организации страхового дела. В момент выплаты происходит выполнениефинансовых обязательств страховщика перед страхователями. На величину выплатвлияют частота страховых случаев и опустошительность (разрушительность)страхового случая. В отчете о финансовых результатах страховой деятельностиданная статья расходов отражается как состоявшиеся оплаченные убытки.
Отчисления в страховые резервы представляют собойсвоеобразный вариант расходов будущих периодов. Потребность в формированиирезервов обусловлена одним из существенных признаков страхования — временнойраскладкой ущерба. Случайный характер страховых событий подразумеваетнакопление средств страховщиком в благоприятный период, чтобы иметь возможностьоказать помощь пострадавшим в неблагоприятный период.
В особую группу страховых резервов относят резервпредупредительных мероприятий. Эта особенность проявляется как в характере егообразования, так и использования.
Предупреждение является самостоятельной формой борьбычеловека с неблагоприятными событиями, которая в хозяйственной деятельностииспользуется наряду со страхованием. Однако в связи с тем, что предупредитьнеблагоприятное событие всегда экономически выгоднее, чем возмещать нанесенныйим ущерб, страховые организации, как правило, принимают участие вфинансировании предупредительных мероприятий. Источником финансированияявляется нагрузка.
Новая статья расходов — отчисления в фонд пожарнойбезопасности — появилась в соответствии с Федеральным законом РФ «Опожарной безопасности» и постановлением Правительства РФ от 12.07.96 г. №789. В соответствии с данными нормативными документами страховые организациипроизводят отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших суммстраховых платежей (взносов, премий) по противопожарному страхованию в размерене ниже 5% от этих сумм. Суммы страховых платежей по противопожарномустрахованию, уплаченные страхователями— юридическими лицами, относятся насебестоимость продукции (работ, услуг).
2. Расходы на ведение дела.
Важным элементом расходов страховщика являются расходы наведение дела. Согласно принятой в нашей стране классификации они включают расходына оплату труда, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на ко-мандировки, операционные расходы и некоторые другие. Источником финансированиярасходов на ведение дела является нагрузка. Расходы на ведение дела играютважную роль в формировании себестоимости страховых операций. В настоящее времянаибольший удельный вес в расходах на ведение дела имеет оплата трудаработников (около 80 % государственной страховой компании); в дальнейшем, сразвитием рынка, следует ожидать резкого роста расходов на маркетинг, вособенности на самую дорогостоящую его часть — рекламу
Расходы на ведение дела могут быть представлены следующейструктурой:
1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетомизменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые наосновании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральныморганом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,
2) страховые выплаты по договорам страхования,сострахования и перестрахования. В целях настоящей главы к страховым выплатамотносятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренныеусловиями договора страхования;
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданнымв перестрахование. Положения настоящего подпункта применяются к договорамперестрахования, заключенным российскими страховыми организациями сроссийскими и иностранными перестраховщиками и брокерами;
4) вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорамперестрахования;
5) суммы процентов уплаченных на депо премий по рискам,переданным в перестрахование;
6) вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;
7) возврат части страховых премий (взносов), а такжевыкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования вслучаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;
8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и(или) страховогоброкера;
9) расходы по оплате организациям или отдельнымфизическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, втом числе:
услуг актуариев;
медицинского обследования при заключении договоровстрахования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования всоответствии с договорами осуществляется страховщиком;
детективных услуг, выполняемых организациями, имеющимилицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлениемобоснованности страховых выплат;
услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров,аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска,определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценкипоследствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;
услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов),бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;
услуг организаций за выполнение ими письменных порученийработников по перечислению страховых взносов из заработной платы путембезналичных расчетов;
услуг организаций здравоохранения и других организаций повыдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичныхдокументов;
инкассаторских услуг;
10) другие расходы, непосредственно связанные состраховой деятельностью. [3]
Порядокформирования финансовых результатов.
До определения финансовых результатов на основанииспециальных расчетов определяется сумма отчислений в страховые резервы, а такжесуммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды.
Финансовые результаты страховых операций — этостоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации.Они определяются по каждому виду страхования и по страховым операциям в целом.При подведении итогов хозяйственной деятельности страхового органа финансовыйрезультат определяется за один год; при оценке эквивалентности отношенийстраховщика и страхователей — за тот период, который был принят за основу прирасчете тарифа.
Финансовый результат страховых операций определяетсяпутем сопоставления доходов и расходов страховой организации. В том случае,если доходы превышают расходы, организация имеет положительное сальдо.
Прибыль от страховых операций представляет собой разницумежду ценой оказанных страховых услуг и их расходами. Прибыль определяется какпо страховым операциям в целом, так и по каждому виду страхования. Отношениегодовой суммы прибыли к годовой сумме платежей называется рентабельностьюстраховых операций. Показатель рентабельности определяется по каждому видустрахования и по страховым операциям в целом.Заключение
Страховой бизнес, присущий всякой экономике,функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годысущественное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховыхорганизаций, появление большого количества новых видов страхования, ранее неизвестных в отечественной экономике.
Развитие страхового рынка в России в настоящее времяосложняется рядом факторов, связанных с общим кризисным состоянием экономики.Конкретно это выражается в следующем:
• нестабильность национальной денежной единицы каквсеобщего эквивалента во многом лишает страховой бизнес здоровой экономическойосновы для существования страховых операций. Инфляция опбдрывает основыдолгосрочного страхования жизни. Для нормального функционирования страховогорынка нужен реальный курс национальной валютной единицы. Твердая валютаявляется условием стабилизации экономики, надо решительно идти по путиукрепления рубля, к обеспечению его конвертируемости;
• существенным фактором неустойчивости в деятельностистраховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свободныхсредств, обеспечивающих как гарантированную сохранность инвестированныхсредств, так и стабильную прибыль от этих активов;
• особой проблемой является недостаток профессиональныхкадров в области страхования, грамотных актуариев. Над решением этой проблемыпредстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса. Необходимопреодолеть «девальвацию» труда страхового работника, сделать егопрестижным. Государственное значение приобретают вопросы подготовки,переподготовки и повышения квалификации страховых работников, способныхставить и творчески решать сложные проблемы в условиях перехода к рыночнойэкономике. Нужен жесткий профессиональный отбор кадров, что в определеннойстепени даст контрактная система, применяемая в других странах и начавшаявнедряться в нашу хозяйственную практику;
• следующая группа проблем связана с развитием страховогоинвестирования — неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах инвестированиянегативным образом сказываются на инвестиционной составляющей страхования.Отсутствие в нашем законодательстве использования таких активов, как ссуды,снижает привлекательность и конкурентоспособность российских страховщиков;
• законодательная база по регулированию страхового рынкаостается слабо разработанной и требует своего совершенствования. Отсутствуеткомплексный и системный характер нормативной базы; слабо работает механизмрегулирования и использования денежного потока, формирующегося в страховании;
• вступление России в ВТО свидетельствует о процессахглобализации, которые непременно окажут влияние на отечественный страховойрынок. Здесь основной проблемой является государственная политика поурегулированию данного процесса и прежде всего соблюдение определенных этаповразвития (пока такая этапность соблюдается). Молодой отечественный страховойрынок и мощный финансовый и профессиональный могут нарушить сложившеесяравновесие на страховом рынке, это, в свою очередь, может способствовать усилениюоттока капитала из страны и на этой основе развитию внешней зависимости иослаблению стратегической значимости страхования.
Существенно расширяются границы страхования в связи с осуществлениемакционирования и развитием предпринимательства. Необходимо разрешить продажунерентабельных предприятий и законсервированных строек. Следует самымтщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажиземли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальнуюоснову под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродитьстраховые интересы, активизировать страховую работу.
Важную роль в развитии страхового рынка призван сыгратьцеленаправленный процесс формирования соответствующих предпосылок и условий,которые можно сгруппировать следующим образом:
— добровольность создания страховых учреждений иаккумуляции денежных средств физических и юридических лиц;
— целенаправленность на обеспечение.режима наибольшегоблагоприятствования страховщикам в кредитном, расчетном, консультационном,посредническом и других видах обслуживания;
— признание многообразия организационных форм проведениястрахового дела — акционерные, взаимные, государственные страховые организации;
—принятие необходимых законодательных актов, разработкатиповых уставов различных видов страховых обществ, единого делопроизводства,бухгалтерского учета и отчетности и т. д.;
— предоставление широких возможностей в формах, методах ивидах
деятельности страховщиков; развитиенаучно-информационного и
кадрового обеспечения страхового дела.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что целостностьсистемы страхования обеспечивается главным образом за счет единства функциональныхсвязей ее звеньев.
Обобщение тенденций и закономерностей развития страховыхорганизаций в странах с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о целесообразностиучета некоторых из них при становлении страхового рынка в нашей стране. Здесьимеется в виду следующее.
1. Необходимо содействие в образовании экономическисильных страховых обществ.
2. Целесообразно постоянно расширять перечень услугстраховщиков, организуя консультационные, рекламные и другие службы, которыепомогали бы в освоении рыночного механизма.
3. Необходимо создать научно-методическое и кадровоеобеспечение страховой системы, проводить широкомасштабную публично-просветительнуюработу.
4. Нужна антимонопольная нормативно-правовая базастраховой системы. Должна проводиться целенаправленная работа против всеобъемлющегогосподства страховых монополий. При этом следует, по-видимому, признатьобъективность процесса их образования в условиях рыночной экономики.
5. Усложнение процессов в страховом деле требуетповышения роли государственного регулирования.
В более широком плане проблемы развития страхового рынка вРоссии видятся как переход от нерыночного общества к рыночному. Проблемарынка предстает не только как чисто экономическая, но и как социальная,политическая и национально-государственная. Речь идет о переходе от однойсистемы классово-имущественных отношений к новой для нашей странысоциально-экономической и политической системе.Список использованной литературы
1. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П.«Страховой рынок России и малое предпринимательство» — СПб, 2000
2. Пылов К.И. «Страховое дело вРоссии» — Москва, «ЭДМА» 2001
3. Сухов В.А. «Государственноерегулирование финансовой устойчивости страховщиков» Москва, «Анкил» 2000
4. Шахов В.В. «Страхование», Москва,«Анкил» 2002
5. Гражданский кодекс ч.I1997, ч. II 1997
6. Фогельсон Ю. «Введение в страховоеправо» Москва, «БИК» 2001. 2-е издание
7. ЗАКОН РФ от 27.11.92 г.№ 4015-1 (ред. от 20.11.99 г.)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 31.12.97 г. № 157-ФЗ, от20.11.99 г. № 204-ФЗ)
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от17.07.99 г. № 182-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ ИДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РФ „О СТРАХОВАНИИ“
9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от31.12.97 г. № 157-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РФ „О СТРАХОВАНИИ“
(в ред. Федерального закона от 17.07.99 г. № 182-ФЗ)
10. ЗАКОН РФ от27.11.92 г. № 4015-1 «О СТРАХОВАНИИ»
11. Федеральныйзакон РФ от 06.08.01 № 110-ФЗ
«О Внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ инекоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также опризнании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательстваРФ о налогах и сборах»
12. ГражданскийКодекс РФ, гл. 48, г.Москва 1997
13. Журнал«Экономика и финансы». «Капиталы решили остаться в России» Делягин М. Г., релизпресс-конференции, 16 октября 2001
14. Журнал«Экономика и финансы». «Мировой рынок страхования после 11 сентября» ТрофимовГ. Н., 15 октября 2001
15. Журнал»Эксперт", №34 (294) от 17 сентября 2001. «Как запустить инвестиции»Водянов А.
16. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г.№ 1139.
17. Кох Ричард«Менеджмент и финансы от А до Я. Financial Times», «Питер» 1999
18. Глущенко В.В., Глущенко И. И. «Финансы. Финансовая политика. Финансовый маркетинг.Финансовый менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование»,«ТОО НПЦ «Крылья»» 1999