Кафедра экономики именеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Рынок ценных бумаг
на тему: Государственное регулирование обращения муниципальныхценных бумаг
Выполнил(а) студент (ка):
4курса заочного отделения
Специальность:080105.65
Финансыи кредит
Руза 2011
/>Содержание
Введение
1. Основныехарактеристики МЦБ
1.1Рынок ценных бумаг в России
1.2 Сущность МЦБв России
1.3Особенности формирования займов муниципалитетов
2. Особенностиэмиссии МЦБ на Российском рынке
2.1Особенности эмиссии МЦБ
2.2 Особенностипорядка возникновения обязательств по МЦБ
2.3 Особенностипорядка эмиссии МЦБ
3. Особенностиобращения МЦБ, правовое регулирование
3.1Особенности порядка обращения МЦБ
3.2 Правовоерегулирование рынка МЦБ
Заключение
Списокиспользованной литературы
/>/>/>Введение
В международной практике можно обнаружить самыеразличные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейскиевекселя, сертификаты, консоли и т.п. Вместе с тем большинство из них сводимо кпонятию «облигации», что соответствует российской фондовой традиции.
Внастоящее время ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессесовременной России. С помощью ценных бумаг денежные сбережения физических июридических лиц превращаются фактически в реальные материальные объекты,оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место,выполняет свою специфическую функцию.
В ходепроведения рыночных реформ за последние несколько лет в России произошловозрождение рынка ценных бумаг, который фактически является неотъемлемой частьюлюбой рыночной экономики. За достаточно небольшой срок на этом рынке появилосьмножество различных видов ценных бумаг, принят ряд нормативных актов,регулирующих их выпуск и обращение.
Каждыйвид выпускаемых ценных бумаг на рынке имеет ряд своих особенностей эмиссии иобращения, закрепленных в законодательстве России. Знание особенностей той илииной ценной бумаги позволяет участнику рынка более профессионально работать иполучать существенные выигрыши. Поэтому вопросы изучения отличительных чертразных видов ценных бумаг на рынке весьма актуальны на сегодняшний день длябольшинства специалистов и участников рынка.
Однимииз наиболее важных являются муниципальные ценные бумаги (далее МЦБ), о которыхпойдет речь в данной работе.
Цельюданной работы является рассмотрение особенностей эмиссии, обращения игосударственного регулирования МЦБ.
1. Основные характеристики МЦБ1.1 Рынок ценных бумаг в России
Рынкиценных бумаг имеют богатую историю. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) всовременном понимании этого слова зародился в XVI вв. связи с появлением и развитиемакционерных компаний и усилением эмиссионной активности государства.
Рынокценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка. Рынокценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней.Выпуская ценные бумаги, предприятие может получить финансовые средства надлительный период времени: на несколько десятилетий (облигации) или вообще вбессрочное пользование (акции).
Рынокценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаютсяинвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги(эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансированиеинвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляетдеятельность на рынке (профессиональных участников).[1] 1.2Сущность МЦБ в России
МЦБ- это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственнойвласти в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путемвыпуска долговых ценных бумаг.[2]
МЦБ– это ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Эмитентомценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местногосамоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.[3]
Местныеорганы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства, в принципе,на любые цели, которые можно сгруппировать следующим образом:
- покрытие временного дефицитарегионального бюджета;
- финансирование бесприбыльныхобъектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми нерасполагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектовсоциального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек) и объектов местнойинфраструктуры (дорог, мостов, водопроводных сетей);
- финансирование прибыльныхпроектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счетполучаемой от них прибыли;
- финансирование проектовстроительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе ихсамоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего иличасти построенного жилого фонда. [4]
Уместных государственных органов существуют две формы займов:
- выпуск МЦБ;
- ссуды.
МЦБобычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей. Так как согласноФедеральному закону «О переводном и простом векселе», государственные органывласти всех уровней имеют право выпуска векселя только в случаях,предусмотренных Федеральным законом, что, по сути, означает невозможностьвыпуска векселей муниципальными органами власти.[5]
Привыборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, тоесть плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а сдругой — наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынкекапиталов. В мировой практике выпуск МЦБ является основной формоймуниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду вкоммерческих банках, за счет предоставленных по этим ценным бумагам налоговыхльгот.
МЦБобычно имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросовналогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии иобращения. Основными покупателями МЦБ выступают местное население, коммерческиебанки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.Приобретение МЦБ оказывается привлекательным для инвесторов по двум основнымпричинам[6]:
- более высокая конечная ихдоходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
- надежность этих ценных бумаг посравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
Ещебольшей надежностью, чем ценные бумаги муниципальных органов власти, обладаюттолько ценные бумаги федерального правительства.
ОбеспечениемМЦБ обычно являются доходы муниципального бюджета либо доходы от реализацииинвестиционных проектов, под которые выпущены местные облигации.
Согласнодействующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживаниюмуниципального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета местногоуровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходовбюджета субъектов муниципального органа управления (местного бюджета) без учетав обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемныхсредств.
Механизмвыпуска и обращения МЦБ можно кратко описать следующим образом. Решение омуниципальном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций)принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационногозайма осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных наэто коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор такихпосредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе сучетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращениеоблигаций. Уполномоченный банк через свои отделения, отделения других банковили другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключаетдоговоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигацииоргана власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различногорода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободнообращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигациина биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение срока, на которыйвыпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выпускаются (погашаются)эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода,если это предусмотрено условиями займа).
В целомна муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиесяоблигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение ихосуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая илиоткрытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могутпродаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.Однако у МЦБ есть ряд своих особенностей выпуска и обращения, о которых пойдетречь в следующей главе.
Такимобразом, МЦБ — это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а такжеих агентствами как способ привлечения финансовых ресурсов местными органамисамоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные целипутем выпуска долговых обязательств. Основной формой МЦБ являются облигации.1.3 Особенности формирования займов муниципалитетов
Муниципальныезаимствования — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валютеРФ, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправлениякак заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные ввалюте РФ. Согласно практике ряда зарубежных стран к муниципальным займамзачастую относят не только займы, осуществленные муниципалитетами, но займысубфедерального уровня.
Предельныйобъем государственного долга муниципального образования по всем видам долговыхобязательств (кредиты, бюджетные ссуды, ценные бумаги, выданные гарантии ипоручительства) не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета безучета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Длямуниципального образования на текущий финансовый год объем дефицита бюджета неможет превышать 10% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи изфедерального бюджета и бюджета субъекта РФ (справка: для субъекта РФ — 15%доходов бюджета текущего года без учета финансовой помощи из федеральногобюджета).
Предельныйобъем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не долженпревышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи избюджетов других уровней.
Крометого, максимальный размер расходов на обслуживание муниципального долга втекущем году не должен превышать 15% расходов бюджета (аналогично погосударственному долгу субъекта РФ).
Привыборе концепции займа эмитенту необходимо, прежде всего, решить два основныхвопроса: во-первых, определить цели заимствования; во-вторых, выявить источникисредств для обслуживания и погашения займа.
Нерыночныемуниципальные займы обычно являются целевыми, направленными на финансированиекакого-либо проекта — сооружения дорог, мостов и т.д., реставрацию памятниковкультуры и пр. Рыночные муниципальные займы выступают в виде МЦБ, а доходы отих эмиссии могут направляться на различные цели.
Чтокасается источников погашения муниципального займа, то здесь, как показываетотечественная практика, во-первых, можно найти источник погашения займа,во-вторых, сделать заем привлекательным за счет нетрадиционной формы выполненияобязательств. Именно к последнему решению данного вопроса часто прибегалироссийские разработчики инвестиционных займов, погашаемых в натуральной форме(жильем, телефонами, земельными участками). Так возникли, например, жилищныесертификаты. Однако такой подход актуален лишь для целевых муниципальныхзаймов. При эмиссии рыночных МЦБ используется традиционная форма денежногопогашения.
Основнымицелями эмиссии МЦБ в зависимости от срока обращения, являются: покрытиесезонных и временных дисбалансов между расходами и поступлениями налоговыхплатежей (краткосрочные бумаги), финансирование долгосрочных целевых программ,а также покрытие долгосрочного бюджетного дефицита, который возникаетвследствие текущих операций. При размещении МЦБ на рынке преимущественноиспользуются аукцион и до размещение. Некоторые заемщики используютконсорциальную форму размещения. Однако организация консорциумов при размещенииценных бумаг находится пока еще на невысоком уровне, поскольку не существуетправил формирования консорциума, формализованных требований к членамконсорциума, нормативно определенных стандартов взаимодействия консорциумаандеррайтеров и эмитента. Поэтому на рынках МЦБ получает распространениеразмещение посредством какого-либо профессионального участника рынка, которыйвыполняет функции агента по размещению.
Известно,что выпуск местных облигационных займов осуществлялся даже в практике СССР.Например, в марте 1929 г. такой заем был выпущен московскими властями на нуждышкольного, больничного и коммунального строительства. В настоящее времямуниципальные займы стали крайне редким событием и незначительны по объему, чтообъясняется следующими причинами:
- неустойчивостью налоговой и инойдоходной базы как источника покрытия обязательств по облигационным займам,хроническим дефицитом многих местных бюджетов, неудовлетворительным финансовымположением регионов;
- покрытием значительной частиместных расходов дотациями из вышестоящих бюджетов (в этих условияхсамофинансирование за счет выпуска местных облигационных займов приведет ксокращению бесплатных дотаций «сверху»);
- нежеланием местных властейосуществлять на основе долговых обязательств инвестиционные проекты, вместобезвозмездных источников; отсутствием на местах разработанных стратегийоздоровления региональных бюджетов, низким уровнем квалификации персоналаэмитента, незнанием технологий выпуска и обращения и т. д.
Доавгуста 1998 г. муниципальные облигации, как правило, своевременно и в полномобъеме обслуживались и погашались. После этого события отмечается кризисплатежеспособности большинства российских регионов. К настоящему временинаблюдается постепенный рост числа регионов, выходящих на рынок ценных бумаг,но докризисный уровень еще не достигнут. Между тем в мировой практикеинструментарий муниципальных заимствований интенсивно развивается, появляютсяновые виды муниципальных рыночных ценных бумаг: с плавающей ставкой,индексированных и пр. Проведение муниципальных займов на основе ценных бумагстановится реальным механизмом экономического развития российских регионов.
МЦБвыступают в форме долговых ценных бумаг, эмитируемых муниципалитетами с цельюпривлечения заемных средств на внутреннем рынке. Традиционно выделяют следующиевиды муниципальных ценных бумаг:
1. Долговые обязательства под общееобязательство о погашении задолженности (или генеральные облигации) — бумаги,выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатитьпроценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью муниципалитетавзимать налоги. В условиях выпуска определяется общая налоговая способностьмуниципалитета, а также объем общего, переходящего из года в год дефицитаместного бюджета. Определенные виды генеральных облигаций могут бытьгарантированы не только общей налоговой властью эмитента, но и определеннымигонорарами, специальными платежами и прочими поступлениями из внешних фондов.Такие облигации еще называются «двойными в обеспечении» из-за двойственнойприроды их покрытия.
2. Ценные бумаги под общееобязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности — бумаги,выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатитьпроценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностьюмуниципалитета к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником —взиманием налоговых платежей конкретного вида (например, налога на имущество,налога с продаж, др.), сборов, пеней и т. д.
3. Долговые обязательства под целевыепоступления (или доходные облигации) — бумаги, выполнение обязательств покоторым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализациюнаправляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа).Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использованиесооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).
4. Гарантированные, илизастрахованные, муниципальные ценные бумаги — бумаги, погашение которыхгарантировано третьей стороной (например, муниципальным банком), что повышаетих надежность.
Муниципальныедолговые обязательства могут выпускаться: именными и на предъявителя; накороткие и длительные сроки; без ограничений или с ограничениями в зависимостиот условий обращения; под залог имущества или без совершения залога (залог привыпуске облигаций под доходы от конкретных объектов собственности); купонными ибескупонными; в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), таки срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него); сфиксированным и колеблющимся процентом; отзывные и без права отзыва эмитентом;с правом обратной продажи и без таковой и т. д.
МЦБ,также как и государственные, подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.С августа 1998 г. муниципалитеты регистрируют в Минфине РФ условия эмиссииценных бумаг без указания объемов выпусков (по аналогии с субфедеральнымиценными бумагами). На основе утвержденных условий могут осуществлятьсянесколько выпусков долговых ценных бумаг. Объемы привлечения средствопределяются эмитентом самостоятельно в пределах, установленных федеральнымзаконодательством, законами субъектов Федерации и решениями органов местногосамоуправления.
Сначала 1997 г. развитие рынка и концентрация его участников в основном происходилив финансовых центрах России. Это позволило значительно облегчить доступ органовместного самоуправления к ресурсам общероссийского фондового рынка и создалоусловия для более эффективной организации заимствований. В настоящее время лишьнемногие муниципалитеты могут позволить себе продолжать заимствования нафондовом рынке. С августа 1998 г. по 1 января 2000 г. Минфином РФзарегистрированы выпуски долговых ценных бумаг только восьми муниципальныхобразований. В последующие годы распространение получают проекты муниципальныхзаймов, стимулирующие развитие жилищного строительства. Проекты этих займовпостроены по следующей схеме:
- эмитент облигации — муниципальныйорган власти (административно-территориальное образование РФ);
- облигация дает право наопределенное количество жилой площади;
- за счет аккумулированных денежныхсредств осуществляется строительство или реконструкция зданий, что исключает изэтой схемы потребность в средствах бюджета;
- обязательства по облигациямпогашаются предоставлением жилой площади;
- уполномоченный банк осуществляетандеррайтинг[7] иброкерскую работу с облигациями, одновременно осуществляя учет поступлений насчет эмитента и используя накапливаемые на них средства для финансированиястроительства;
- облигационный заем обеспечиваетсяимущественными гарантиями со стороны держателей реальных служебных или жилыхпомещений, а также финансовыми гарантиями.
Наначало 2010 г. суммарный (объявленный) объем муниципальных облигаций, вобращении, оценивался в 494 305 млн. руб., а к началу 2011 г. егообъем достиг 581 183 млн. руб. (рис. 1).
/>/>
рис.1
муниципальныйэмиссия бюджет государственный
Пооценкам, суммарный рыночный объем муниципальных облигаций на начало2011 г. достиг 494 305 млн. руб., прибавив 7,8% с начала2010 года. (рис. 1).
/>/>
рис.2
Наначало 2011 г. на рынке обращалось 95 выпусков на сумму 424 881 млн.руб., что указывает на уменьшение выпусков на 9% в сравнении с началом 2010 г.(рис. 2).
/>/>
рис.3[8]
Российскийфондовый рынок в 2010 г. отставал от остальных рынков, поскольку ростуакций препятствовало более медленное, нежели ожидалось, восстановлениеэкономики.
2. Особенности эмиссии МЦБ на Российском рынке 2.1Особенности эмиссии МЦБ
Всоответствии со ст.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» подэмиссионными ценными бумагами понимают любую ценную бумагу, в том числебездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками:[9]
- закрепляет совокупность имущественныхи неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловномуосуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равный объем, и срокиосуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времениприобретения ценной бумаги.
Всоответствии с вышеуказанным законом, выпуск эмиссионных ценных бумаг естьсовокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковыйобъем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях,если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РоссийскойФедерации.
Эмитент- юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местногосамоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценныхбумаг по осуществлению прав, закрепленных ими[10].
Основныетребования к эмиссии МЦБ могут распространяться на все их формы, они такжерегулируют процедуру выпуска. МЦБ могут быть выпущены в виде облигаций.
Облигация-это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получениеэмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости илииного имущественного эквивалента[11].
Такимобразом, МЦБ должны удостоверять право их владельца на получение от эмитентаценной бумаги денежных средств, установленного дохода в виде процентной ставкиот номинальной стоимости либо имущественных прав в сроки, предусмотренныеусловиями эмиссии.
Именныеэмиссионные ценные бумаги — это ценные бумаги, информация о владельцах которыхдолжна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переходправ на которые и осуществление закрепленных ими прав требует обязательнойидентификации владельца[12].
Вслучае выпуска именных МЦБ документарной формы с обязательным централизованнымхранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательнымреквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указываетсянаименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанныйсертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий».Особенность именных МЦБ состоит в том, что реестр владельцев не ведется.[13]
ЭмиссияМЦБ может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпускамогут устанавливаться сери, размеры и номера. Решением о выпуске МЦБобусловлено деление выпуска на несколько траншей.
Транш- это часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объемаданного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую сдатой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется наосновании регламентирующих документов.
Отдельныйвыпуск МЦБ, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценныхбумаг только датой выпуска, признается частью существующего выпуска. Данномувыпуску присваивается государственный номер существующего выпуска, и онобъявляется как дополнительный выпуск.[14]
Решениео размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов,регламентирующих порядок размещения выпусков МЦБ, в которых должно содержатьсяуказание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценныебумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав,что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваиваетсядополнительному выпуску.
Всоответствии с действующим законодательством, обязательства муниципальногообразования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, должны быть выражены в валютеРоссийской Федерации.
Обязательствамуниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, составляющиевнутренний долг и удостоверяющие право на получение дохода в денежной форме илипогашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
МЦБ,удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких- либо имущественныхправ, а также предусматривающие право на получение при погашении вместономинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являютсячастью внутреннего долга и должны быт выражены также в валюте РоссийскойФедерации.[15]
Такимобразом, процедура и особенности выпуска МЦБ регламентируется действующим законодательством.Выпуск осуществляется как отдельными, так и дополнительными партиями в валютеРоссийской Федерации.
/>2.2 Особенности порядка возникновения обязательств по МЦБ
Порядоквозникновения обязательств по ценным бумагам обусловлен ограничениями по МЦБ.Эмиссия муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждениярешением органа местного самоуправления о бюджете местного уровня на текущийфинансовый год следующих значений:
- предельного размера муниципальногодолга;
- предельного объема заемныхсредств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансовогогода на финансирование дефицита бюджета местного уровня или программ развитиямуниципального образования.
Приэтом предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованиемв течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать 15 %объема доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовойпомощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации, а также без учетапривлеченных в текущем финансовом году заемных средств.[16]
Всоставе предельного объема заемных средств не учитываются средства,привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение(реструктуризацию) имеющегося долга.
Такимобразом, при возникновении обязательств по МЦБ законодательно устанавливаетсяпредельный размер соответствующего муниципального долга в процентах от объемадоходов местного бюджета. 2.3Особенности порядка эмиссии МЦБ
Кдокументам, сопровождающим эмиссию МЦБ, относятся генеральные условия эмиссии иобращения МЦБ, а также решение эмитента об эмиссии отдельного выпуска.
Обязательнымдокументом, сопровождающим эмиссию МЦБ, является нормативный правовой акт,содержащий условия эмиссии, который подлежит государственной регистрации вфедеральном органе исполнительной власти.[17] Другимдокументом является отчет эмитента МЦБ, который представляет собой нормативныйправовой акт, содержащий информацию об итогах эмиссии. Порядок формированиягосударственного регистрационного номера, присваиваемого выпуска МЦБ, такжеявляется обязательным условием их выпуска.
Органместного самоуправления утверждает генеральные условия эмиссии и обращения МЦБв форме нормативных правовых актов соответственно муниципальных образований.
Генеральныеусловия должны включать указание на:[18]
- вид ценных бумаг;
- форму выпуска ценных бумаг;
- срочность данного вида ценныхбумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
- валюту обязательств;
- особенности исполненияобязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежныесредства, имущественного эквивалента;
- ограничения (при наличии таковых)обороноспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которымданные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или иномвещественном праве.
Эмитентв соответствии с генеральными условиями принимает документ в форме нормативногоправового акта, содержащий условия эмиссии и обращения МЦБ, включающие указаниена:[19]
- вид ценных бумаг;
- минимальный и максимальный срокиобращения данного вида МЦБ. Отдельные выпуски могут иметь разные срокиобращения;
- номинальную стоимость одной ценнойбумаги в рамках одного выпуска;
- порядок размещения МЦБ;
- порядок осуществления прав,удостоверенных ценными бумагами;
- размер дохода или порядок егорасчета;
- иные существенные условия эмиссии,имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств поМЦБ.
Условияэмиссии МЦБ должны также содержать информацию:
- о бюджете заемщика на год выпускаМЦБ с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
- о суммарной величине долгазаемщика на момент выпуска МЦБ;
- об исполнении бюджета заемщика запоследние три завершенных финансовых года.
Условияэмиссии МЦБ подлежат обязательной государственной регистрации в порядке,установленном для государственной регистрации нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти.
Нормативныйправовой акт, содержащий условия эмиссии МЦБ, подлежит государственнойрегистрации в федеральном органе исполнительной власти.
ЭмитентыМЦБ принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссиимуниципальных ценных бумаг.
Основаниямидля отказа в государственной регистрации условий эмиссии МЦБ могут служить:[20]
- нарушение эмитентом требованийбюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства оценных бумагах;
- несоответствие представленныхгосударственной регистрации условий эмиссии МЦБ требованиям законодательства ииным нормативно- правовым актам российской Федерации;
- нарушение эмитентом норм ипредельных значений, установленных представительными и исполнительными органамигосударственной власти и органов местного самоуправления.
Вслучае отказа в государственной регистрации условий эмиссии и обращения МЦБрегистрирующий орган обязан в письменной форме сообщить эмитенту основания,послужившие причиной отказа. Эмитент вправе обжаловать решение в суде.
Вслучае если отказа в государственной регистрации условий эмиссии МЦБ непоследовало, то в соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссииэмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска МЦБ.
Решениео выпуске должно включать следующие обязательные условия: наименованиеэмитента, дату начала размещения ценных бумаг, дату окончания или периодразмещения, форму выпуска ценных бумаг, указание на вид ценных бумаг,номинальную стоимость одной ценной бумаги, количество ценных бумаг данноговыпуска, дату погашения ценных бумаг, наименование регистратора, законодательнопредусмотренные ограничения.[21]
Решениео выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписью руководителяорганизации — эмитента.
Условия,содержащиеся в решение о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовойинформации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее, чем за два рабочихдня до даты начала размещения.
ЭмитентыМЦБ обязаны учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке,установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Всостав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг,включаются данные об объеме обязательств муниципального образования поэмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.
Такимобразом, основным документом при эмиссии МЦБ выступают генеральные условияэмиссии и обращения МЦБ. Наряду с этим обязательным этапом является разработкаусловий эмиссии МЦБ данного эмитента и их государственная регистрация.Завещающим этапом является принятие эмитентом решения о выпуске МЦБ и раскрытиеинформации.
3. Особенности обращения МЦБ, правовое регулирование3.1 Особенности порядка обращения МЦБ
Порядокобращения МЦБ имеет ряд отличительных характеристик.[22]
Во- первых, способы, порядок и источники финансирования расходов по обслуживаниюобязательств муниципального образования, возникших в результате эмиссии МЦБ,регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Во- вторых, формируется система страхования ответственности эмитента заисполнение обязательств по МЦБ. В случаях, предусмотренных генеральнымиусловиями или условиями эмиссии МЦБ, эмитент имеет право осуществитьстрахование ответственности за исполнение обязательств. Информация остраховании ответственности должна содержаться в решении о выпуске.
В- третьих, в случаях, предусмотренных генеральными условиями или условиямиэмиссии МЦБ, допускается установление перечня имущества, подлежащего реализациидля исполнения обязательств по ценным бумагам.
Вгенеральных условиях или в условиях эмиссии должен быть определен порядоквзаимодействия эмитента и органа, уполномоченного осуществлять управлениесобственностью местного уровня, по вопросам, связанным с реализацией указанногоимущества. Информация о перечне указанного имущества должна также содержаться врешение о выпуске.
В– четвертых, устанавливаются гарантии муниципальных образований.
Обязательстватретьих лиц, возникшие в результате осуществления ими эмиссии ценных бумаг,могут быть гарантированы муниципальным образованием. Решение об обеспеченииисполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагамтретьих лиц принимается органом местного самоуправления, осуществляющимуправление муниципальным долгом.
Ценныебумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по которым гарантированымуниципальным образованием, не являются МЦБ.
Муниципальнойгарантией признается право обеспечения гражданско-правовых обязательств третьихлиц, возникших в результате осуществления займа путем эмиссии ценных бумаг, всилу которого муниципальное образование дает обязательство отвечать заисполнение обязательств третьих лиц (принципалов[23])полностью или в какой- либо части перед владельцами этих ценных бумаг(бенефициарами[24]).Муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме.
Письменнаяформа муниципальной гарантии по обязательствам муниципальных образованийсчитается соблюденной при наличии в ней указания на:
- гарантийное обязательство,оформленное с соблюдением требований законодательства, в решении третьих лиц обэмиссии отдельного выпуска ценных бумаг;
- гарантийное обязательство,оформленное соответствующим образом, в сертификате.
Несоблюдениеписьменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность. Вчастности, в муниципальной гарантии должны быть указаны гарант, орган, выдавшийгарантию, сумма, на которую выдана гарантия.
Срокмуниципальной гарантии определяется сроком исполнения обязательств по ценнымбумагам третьих лиц.
Принадлежащеебенефициару по муниципальной гарантии право требования к гаранту считаетсяпереданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценныебумаги.
Гарантпо муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность погарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару вудовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии сзаконодательством Российской Федерации не имеет права на осуществление прав поценной бумаге. Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гарантаперед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.
Такимобразом, очень важной особенностью порядка обращения МЦБ сегодня являетсянеобходимость установления гарантий муниципальных образований на МЦБ,закрепленных письменно.3.2 Правовое регулирование рынка МЦБ
Правовоерегулирование института МЦБ осуществляется посредством принятиязаконодательными и исполнительными органами государственной власти, органамигосударственной власти субъектов РФ и представительными органами местногосамоуправления нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт современнаятеория права определяет как один из наиболее распространенных источников (форм)права, содержащий установленные и признанные государством правила поведения(нормы права), исполнение которых обеспечивается возможностью государственногопринуждения.
Специфическиеособенности ценных бумаг органов местного самоуправления обусловилинеобходимость принятия специальных нормативных актов в этой сфере правовогорегулирования. Правовое регулирование в данной сфере осуществляетсязаконодательными и подзаконными нормативными актами. Назовем основные из них.
Федеральныйзакон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ)регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценныхбумаг, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, атакже устанавливает основы государственного регулирования данного рынка.
Федеральныйзакон от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов нарынке ценных бумаг» устанавливает меры, направленные на обеспечениегосударственной и общественной защиты прав и законных интересов физических июридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценныебумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иныхформ возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненногопротивоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предметомрегулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции нарынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынкефинансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.
Федеральныйзакон от 29 июля 1998 г. №°136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает порядок возникновенияв результате эмиссии муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательствРоссийской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуруэмиссии МЦБ и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентамиуказанных ценных бумаг.
Вкачестве примера подзаконного нормативного акта можно назвать Указ ПрезидентаРФ от 4 ноября 1994 г. №°2063 «О мерах по государственному регулированию рынкаценных бумаг в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г.№°1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государствакак собственника и акционера», Постановление Правительства РФ от 12 августа1998 г. №°934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».
Особоеместо среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают актыФедеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Нормативные акты,регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются и иными органами в пределах ихкомпетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, БанкомРоссии.
Следуетсказать и о нормативных актах, определяющих правовой режим ценных бумаг. Это впервую очередь Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 ноября 1995 г.№°208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.
Некоторыеотношения, возникающие при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере,регулируются актами других отраслей права. Например, Налоговым кодексом РФ.[25]
Всоответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценных бумагах» федеральными государственнымиценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РоссийскойФедерации, а государственными ценными бумагами субъектов РФ и МЦБ являютсясоответственно ценные бумаги, выпущенные от имени этих публично-правовыхобразований.
Направленияиспользования денежных средств, привлекаемых в результате размещения МЦБ, ипорядок их расходования устанавливаются федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местногосамоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнениеобязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований по указанным ценным бумагам осуществляется всоответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средствгосударственной казны Российской Федерации, казны субъектов РоссийскойФедерации и муниципальной казны в соответствии с законом или решением о бюджетесоответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
Решениеоб эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается ПравительствомРоссийской Федерации.
Эмитентомценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местногосамоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Отдельныйвыпуск МЦБ, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценныхбумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующеговыпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номерсуществующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещениидополнительного выпуска принимается на основании документов, регламентирующихпорядок размещения выпусков МЦБ, в которых должно содержаться указание на то,что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумагидополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что иценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваиваетсядополнительному выпуску.
Решениео выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии иобращения МЦБ и условиях эмиссии и обращения МЦБ данного вида, принимаетсяэмитентом указанных ценных бумаг.
ОбязательстваРоссийской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальногообразования, возникающие в результате эмиссии МЦБ и составляющие внутреннийдолг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.
Иностраннаявалюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны вГенеральных условиях эмиссии и обращения государственных или МЦБ, а также вреквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основаниикоторой определяется величина платежа по данным государственным и МЦБ.
Обязательствамуниципального образования, возникшие в результате эмиссии МЦБ, составляющиевнутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной формеили погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.
МЦБ,удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественныхправ, а также предусматривающие право на получение при погашении вместономинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являютсячастью внутреннего долга и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.[26]
Заключение
Входе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель. Былирассмотрены основные особенности эмиссии и обращения и государственногоправового регулирования МЦБ в современных российских условиях.
Взаключение выделим несколько главных особенностей МЦБ, о которых шла речь вданной работе:
- МЦБ — это ценные бумаги,эмитируемые местными органами власти, а также их агентствами как способпривлечения финансовых ресурсов местными органами самоуправления в случаедефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых обязательств;
- основной формой выпуска МЦБявляется облигация;
- процедура и особенности выпускаМЦБ регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется какотдельными, так и дополнительными партиями в валюте Российской Федерации;
- при возникновении обязательств поМЦБ законодательно устанавливается предельный размер соответствующегомуниципального долга в процентах от объема доходов местного бюджета;
- основным документом при эмиссииМЦБ выступают генеральные условия эмиссии и обращения МЦБ. Наряду с этимобязательным этапом является разработка условий эмиссии МЦБ данного эмитента иих государственная регистрация. Завершающим этапом является принятие эмитентомрешения о выпуске МЦБ и раскрытие информации;
- очень важной особенностью порядкаобращения МЦБ сегодня является необходимость установления гарантиймуниципальных образований на МЦБ, закрепленных письменно;
- для современного российского рынкаМЦБ характерен существенный рост, что связана с определенными особеннымипреимуществами муниципальных ценных бумаг перед федеральными.
Такимобразом, МЦБ — это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а такжеих агентствами как способ привлечения финансовых ресурсов местными органамисамоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные целипутем выпуска долговых обязательств. Основной формой МЦБ являются облигации.
Правовоерегулирование института МЦБ осуществляется посредством принятиязаконодательными и исполнительными органами государственной власти, органамигосударственной власти субъектов РФ и представительными органами местногосамоуправления нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт современнаятеория права определяет как один из наиболее распространенных источников (форм)права, содержащий установленные и признанные государством правила поведения(нормы права), исполнение которых обеспечивается возможностью государственногопринуждения.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерацииот 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года />с комментариямидля изучения и понимания. – Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. — Инфра-М, 2009. –128с.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Части 1, 2, 3 и 4. — Эксмо, 2010. — 512с.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ24.11.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011). URL: www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105420,дата обращения 12.01.2011 г.
4. Федеральный закон от 05.03.1999 N46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О защите прав и законных интересов инвесторовна рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 12.02.1999). URL: www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89803,дата обращения 12.01.2011г.
5. Федеральный закон от 29 июля 1998г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от18.07.2005). URL: www.legis.ru/misc/doc/1073/ дата обращения 12.01.2011 г.
6. Федеральный закон РФ от 11 марта1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». URL:, дата обращения06.01.2011 г.
7. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011). URL:, дата обращения12.01.2011 г.
8. Алиев А.Р. Рынок ценных бумаг вРоссии. — Юнити-Дана, 2010. — 200с.
9. Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг.Административно-правовое регулирование Волтерс Клувер, 2008. – 312 с.
10. Иванов В.В., Никифорова В.Д.,Сергеева И.Г., Шевцова С.Г. — Рынок ценных бумаг. — КноРус, 2008. — 288с.
11. Чалдаева Л.А., Килячков А.А. Рынокценных бумаг, Юрайт, 2010. — 864с.
12. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособ./Под ред. Е.В. Жукова. – Волтес-Клувер,2010.- 676с.
13. Википедия – URL: ru.wikipedia.org/wiki/Андеррайтинг,дата обращения 12.01.2011 г.
14. Динамика ежемесячной статистикимуниципальных облигаций – URL: www.rusbonds.ru/mstmun.asp
15. Правовое регулирование рынкаценных бумаг. Библиотека студента… –, дата обращения 12.01.2011 г.
16. Муниципальные ценные бумаги. –URL:, дата обращения 12.01.2011г.
17. Основные направления регулированиярынка государственных и муниципальных ценных бумаг Еремин С.Г., Лисицын А.Ю.,Реут А.В., Шаманова Е.А. Под ред. Ялбулганова А.А. – URL: www.lawmix.ru/comm/884/, дата обращения 12.01.2011 г.
18. Правовое регулирование рынкаценных бумаг. – URL:, дата обращения 12.01.2011 г.
19. Словари и энциклопедии наАкадемике. URL: dic.academic.ru/dic.nsf/fin2/5418, дата обращения06.01.2011 г.
20. Ценные бумаги. Царихин К. – URL: articles.excelion.ru/science/em/19870413.html,дата обращения 06.01.2011 г.
21. Журнал «Рынок Ценных Бумаг» URL:www.rcb.ru
22. Рынок ценных бумаг, — журнал — №72010. — Глазков С… Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальныхоблигаций.– URL: www.moscowdebt.ru/common/ru/region/Arhiv/2010/57/_53-54_FGR_Glazkov.pdf,дата обращения 12.01.2011 г.