Введение
Ипотечное кредитование — это предоставление частным лицам долгосрочных кредитов на покупку жилья подзалог самого приобретаемого жилья.
Впервые об ипотеке вРоссии начали говорить в 1993 году, когда появился президентский указ «Оразработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы».Следующий шаг был сделан только через три года в преддверии президентскихвыборов 1996 г. Тогда были приняты сразу два правительственных постановления,касающихся развития ипотечного рынка. В соответствии с ними Мингосимуществубыло поручено приступить к созданию Агентства по ипотечному жилищномукредитованию — специального федерального органа. Сегодня об ипотечныхпрограммах говорят и федеральное правительство, и региональные лидеры. Однакопока все они обсуждают лишь концепцию развития ипотеки в стране.
Надлежащим образомфункционирующая система финансирования жилья будет обеспечивать развитие рынковжилья в России и способствовать тому, что качество и объемы предлагаемого жильяв достаточной мере будут удовлетворять спрос населения.
В настоящий момент вРоссии существует значительный потенциал для развития рынков ипотечногожилищного кредитования. Покупательная способность личных доходов населениядостигла уровня, который существовал до кризиса 1998 года, и, очевидно, чтозначительная часть населения нуждается в улучшении жилищных условий, а также вприобретении нового жилья.
Хотя само по себеипотечное кредитование неспособно решить проблему фундаментальной неразвитостирынков жилья. В частности, население должно быть готово инвестировать средствав техническое обслуживание существующих квартир, строительная индустрия должнабыть в состоянии реагировать на спрос, вводя в строй новое жилье, а продажаквартир должна осуществляться без каких — проблем. Необходимо разработатьдополнительное законодательство и обеспечить поддержку судебной системы длязакрепления прав кредиторов в целях упорядочения порядка обращения взыскания наимущество должника. При отсутствии должным образом функционирующего рынка жильябыстрое развитие системы ипотечного кредитования, по всей вероятности, будеттолько способствовать повышению цен на жилье, не решая проблемы улучшенияжилищных условий для большей части населения.
1.История ипотечного кредитования в России
Начало ипотечногокредитования в России можно отнести к царствованию императрицы ЕлизаветыПетровны. В это время (1754 год) были созданы государственные кредитныеучреждения: Санкт-Петербургская и Московская конторы Государственного банка длядворянства при Сенате и Сенатской конторе. Пользоваться ссудами данныхкредитных учреждений могли только русские дворяне и иностранцы, которыенаходились в русском подданстве и владели недвижимыми имениями в пределахРоссии. Срок ссуды определялся в один год с допущением двух отсрочек ивзысканием процентных денег вперед. С 1776 года дворянские банки началивыдавать ссуды крестьянам.
Следующий этап развитияипотечного кредитования в России начался во времена правления Екатерины II.Сначала она начала свою деятельность с дальнейшего развития дворянских банков.Но вскоре обнаружился ряд их недостатков. В связи с этим, 28 июня 1786 года был издан манифест об учреждении государственного заемного банка, упразднившийпрежние дворянские банки. Это было первое чисто ипотечное кредитное учреждениедолгосрочного кредита. С 19 февраля 1861 года (после отмены крепостного права) в России начинается массовое распространение кредитных учреждений..
К 1917 году в России ужесуществовало 21 земельный банк, Государственный Крестьянский поземельный банк,Дворянский банк, Особый отдел Государственного Дворянского банка и 18 частных банков.
Современная историяипотеки в России начинается с 1998 года, с принятия соответствующегоФедерального закона. К данному моменту заложена законодательная база дляфункционирования системы ипотечного кредитования. Деятельность органовгосударственной власти была в основном сосредоточена на формировании нормативнойправовой базы функционирования ипотечного кредитования. Было разработано ипринято достаточно много нормативных правовых актов.
Усилия законодателейнаправлены в первую очередь на снижение рисков для участников ипотечного рынка,на разработку надежных финансовых инструментов привлечения ресурсов в этусферу.
По оценкам экспертов встране действует до двух десятков ипотечных моделей. В большинстве своем этосвязано с тем, что в регионах по-своему подходят к решению жилищной проблемы иразвитию ипотечного кредитования. Поэтому появляются, так называемые ипотечныепрограммы, в основе которых лежит бюджетное финансирование. Это, безусловно,сдерживает поступательное развитие «классической ипотеки».
В Россииспециализированных кредитных организаций пока нет. Их заменяюторганизации-застройщики. В течение периода накопления все взносы клиентаоформляются как долевое участие в строительстве конкретного здания иинвестируются в строительство. По его окончании клиент получает квартиру,выплачивая застройщику оставшуюся стоимость квартиры в течение оговоренногопериода. В силу несовершенства законодательства, очень часто возникает конфликтинтересов между риэлторами, застройщиками и пайщиками .
Что касательно программипотечного кредитования, то их количество неуклонно растёт, сопровождаясь ихпостепенной переориентацией на рыночные условия кредитования ирефинансирование. Отдельно следует выделить программы ипотечного кредитования,финансируемые из внебюджетных источников и реализуемые на рыночных условиях. Поледеятельности рыночных операторов в основном ограничено территорией Москвы иСанкт-Петербурга, где сосредоточен основной спрос на «рыночные»ипотечные кредиты.
К настоящему времени вРоссии сложились серьезные предпосылки для развития ипотеки: начинают формироватьсярыночные отношения между субъектами ипотечных схем, развиваются региональныесистемы ипотечного жилищного кредитования. Немаловажным фактором являетсяинтерес и поддержка местных и федеральных органов власти. Таким образом, черездва-три года можно рассчитывать на то, что в России выстроится отлаженная,лишенная юридических противоречий самофинансируемая система ипотечногокредитования, основанная на развитии рынка ипотечных ценных бумаг какнеотъемлемой ее части.
Во всем мире технологияинвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах:контрактные сбережения, ипотечное кредитование, государственная поддержка.Конкретные механизмы реализации этих принципов могут весьма и весьмаотличаться.
2. Основные цели,задачи жилищного кредитования
ипотечноекредитование платеж квартира
Проведенные в 1991 — 2005годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот отпланово-административных методов регулирования к рыночным механизмам присоблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных правмалоимущим гражданам и иным категориям населения, установленнымзаконодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а такжерынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Кардинальнымобразом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формамсобственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная базажилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 — 2004 годы увеличиласьс 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фондасократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляетмуниципальный жилищный фонд.
Осуществлялосьреформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на созданиеэффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг.Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередьбыло связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режимбезубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий отдотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресномусубсидированию малоимущих семей. Вместе с тем наряду с указаннымиположительными результатами преобразований пока не удалось обеспечитьсущественного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жильядля населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
Данные социологическихобследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентомроссийских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищнымиусловиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохомили очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жильесоставляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличитьжилищный фонд на 46 процентов.
В целях повышениядоступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развитиясистемы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширенияплатежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитови рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственнойинфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в томчисле с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.
Однако даже ограниченныйплатежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке,что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая частьжилищного строительства финансируется непосредственно за счет средствнаселения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищногостроительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкуюэффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры нарынке и высокую степень его монополизации.
Существенным препятствиемразвития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченностьвозможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальнойинфраструктурой.
Завершение реформыжилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение еготехнологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса ичастных инвестиций, формированием реальных собственников квартир вмногоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлениюобщим имуществом многоквартирного дома.
В долгосрочнойперспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционированиежилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населениябез существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемовбюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основномрегулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищнойсфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве,жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. Приэтом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно дляобеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплатежилищно-коммунальных услуг.
Содержание жилищногофонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечениеусловий для жилищного строительства должны стать основными функциями органовместного самоуправления.
Основная программагосударственного реформирования жилищной сферы в Российской Федерации являетсяФедеральная целевая программа «Жилище».
Сроки и этапы реализацииПрограммы 2002-2010 годы:
первый этап — 2002 — 2005годы;
второй этап — 2006 — 2010годы.
В том числе стадии реализациивторого этапа:
первая стадия — 2006 — 2007 годы;
вторая стадия — 2008 — 2010 годы.
Основная цель программы — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитиюжилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные икомфортные условия проживания в нем.
Основными задачами«Программы» являются:
— создание условий дляразвития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышенияуровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищногостроительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
— создание условий дляприведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие состандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
— обеспечение доступностижилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан истандартами обеспечения жилыми помещениями.
Важнейшие ценовыепоказатели программы следующие:
— годовой объем вводажилья — в 2010 году 80 млн. кв. м общей площади жилья;
— объем выдаваемых в годипотечных жилищных кредитов и займов гражданам — в 2010 году на сумму 415 млрд.рублей;
— количество семейграждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством,улучшивших жилищные условия: 2002 — 2010 годы — 229,1 тыс. семей, в том числе:
1) 2002 — 2005 годы — 96,8 тыс. семей;
2) 2006 — 2010 годы — 132,3 тыс. семей;
— количество молодыхсемей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечныхкредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федеральногобюджета: 2002-2010 годы — 295,7 тыс. семей, в том числе:
1) 2003-2005 годы — 114тыс. семей;
2) 2006 — 2010 годы — 181,7 тыс. семей.
Первый этап реализацииПрограммы:
— подпрограмма«Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы;
— подпрограмма«Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийногожилищного фонда»;
— подпрограмма«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РоссийскойФедерации»;
— подпрограмма«Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварийи катастроф»;
— подпрограмма«Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению скомплекса „Байконур“;
— подпрограмма»Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в РоссийскойФедерации";
— подпрограмма«Обеспечение жильем молодых семей»;
— мероприятия пореализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающимиз районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
— мероприятия пообеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечениюжильем молодых ученых.
Второй этап реализацииПрограммы:
— подпрограмма«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целяхжилищного строительства»;
— подпрограмма«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;
— подпрограмма«Обеспечение жильем молодых семей»;
— подпрограмма«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорийграждан, установленных федеральным законодательством»;
— мероприятия по обеспечениюжильем отдельных категорий граждан.
Кроме того, на второмэтапе осуществляются мероприятия по реализации «Концепции развитияунифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов вРоссии», одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.
Общий объемфинансирования Программы в 2002 — 2010 годах за счет средств федеральногобюджета составит 298,8 млрд. рублей.
В 2006 — 2010 годах общийобъем финансирования Программы составит: за счет всех источников финансирования- 902,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 239,8млрд. рублей (из них на управление Программой — 409,4 млн. рублей); за счетбюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 93,2 млрд. рублей;за счет средств частных инвесторов и кредиторов — 470,4 млрд. рублей; за счетсобственных и заемных средств граждан (молодых семей) — 99 млрд. рублей.
Объемы государственныхгарантий Российской Федерации предусматриваются федеральным законом офедеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственныхвнутренних заимствований Российской Федерации.
Кроме того, в 2006 — 2010годах будут предоставлены государственные гарантии субъектов Российской Федерациии муниципальные гарантии по заимствованиям, осуществляемым на обеспечениеземельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальнойинфраструктуры в целях жилищного строительства, в размере 68,1 млрд. рублей.
Реализация Программы должнаобеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004годом):
— улучшение жилищныхусловий граждан Российской Федерации;
— повышение доступностиприобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3человек за 3 года;
— увеличение доли семей,которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартамобеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, — с 9до 30 процентов;
— увеличение годовогообъема ввода жилья с 41,2 млн. кв. м общей площади жилья до 80 млн. кв. м;
— увеличение объемавыдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам с 20 млрд. рублейдо 415 млрд. рублей;
— снижение среднеговремени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 20лет до 5 — 7 лет;
— содействие вобеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в 2006 — 2010 годах181,7 тыс. молодых семей;
— улучшение жилищныхусловий в 2006 — 2010 годах за счет средств федерального бюджета более 132,3тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральнымзаконодательством;
— повышение уровняадресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений икоммунальных услуг;
— повышение качествакоммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровняизноса основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);
— совершенствованиенормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступностижилья для населения;
— создание условий дляулучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективноймиграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.
3. Расчет инвестиционногопотенциала семьи
а) Определениевозможности участия семьи в ипотечной программе:
ССDmin = (1+kc) * МПБ * N (1+ko), тыс. руб.
где kc – коэффициент отчислений в семейныйстраховой фонд, ед.;
ko — коэффициент отчислений напогашение кредита, ед.;
МПБ – минимальныйпрожиточный бюджет на 1 человека в месяц, тыс.руб.
ССDmin = (1+0,035) * 7 *4 (1+0,3) = 37,67тыс. руб.
Поскольку ССDc > CCDmin, то семья может участвовать в ипотечной программе.
б) Расчет максимальновозможного размера кредита:
/>, />
где r – ставка по кредиту, ед;
n – срок кредитования, лет.
/>/>/>
в) Расчет размераденежных накоплений на первоначальный взнос в течение 3-х лет при ставке 10%годовых.
/>
где Рн =(ko+kc) * CCDc –размер ежемесячных взносов на накопления, тыс.руб.
rн – ставка накопительного вклада, ед.
n – продолжительность накопительногопериода, лет.
/>.
г) Стоимость собственногожилья типа Т
Ссж = Fст * Сед, тыс. руб.
где Fст – стандартная площадь собственногожилья, м²
Сед – стоимость 1м²жилья, тыс. руб.
Ссж = 67 * 42 = 2814 тыс.руб.
д) Определениеинвестиционного потенциала семьи
И = Кmak + Р + Ссж, тыс. руб.
И = 894,24 + 612,1 + 2814= 4320,34 тыс.руб.
4. Выбор приобретаемойквартиры
а) Расчет площади жилья,доступного для приобретения:
— расчетная площадь жильятипа Н
/> />м²
— расчетная площадь жильятипа Т
/> /> м²
— расчетная площадь жильятипа У
/> /> м²
— расчетная площадь жильятипа С
/> /> м²
б) Определение площадиквартир по вариантам
— жилье типа Н — четырехкомнатная квартира площадью 76 кв.м.,
т.к.Fр>Fст
— жилье типа Т –четырехкомнатная квартира площадью 80 кв.м.,
т.к.Fр>Fст
— жилье типа У –трехкомнатная квартира площадью 75 кв.м.,
т.к.Fр>Fст
— жилье типа С –однокомнатная квартира площадью 50 кв.м.,
т.к.Fр>Fст
в) Выбор вариантаприобретения жилья:
Принято решениеприобрести трехкомнатную квартиру улучшенной планировки общей стоимостью (Снж):
Снж = Fнж * Сед
где Fнж – площадь приобретенного жилья.
Снж = 75 * 53,8 = 4035тыс. руб.
г) Определяем размерсвободных средств:
Ссв = И – Снж, тыс.руб.
Ссв = 4320,34 – 4035=285,34 тыс. руб.
Определяем размерденежных накоплений:
Ртр = Р – Ссв, тыс.руб.
Ртр = 612,1-285,34=326,76тыс. руб.
д) Расчет структурныхсоставляющих стоимости жилья:
Снж = Ртр + К + Ссж, тыс.руб.
Снж = 326,76+894,24+2814= 4035 тыс. руб.
е) Структура стоимостижилья в процентах:
/>
— доля кредита /> - -доля стоимостисобственного жилья
/>/>
5. Расчет ежемесячногоплатежа на погашение кредита
/>, тыс. руб.
/> тыс. руб.
а) Расчет ежемесячногоплатежа на накопление первоначального взноса:
Вн = (ko + kc ) * CCDc,тыс. руб
Вн = (0,3 + 0,035 ) * 46= 15,41 тыс. руб.
б) Расчет полнойстоимости жилья:
Сⁿсж = С нж + К * r * n, тыс. руб.
где С нж – расчетнаястоимость приобретаемого жилья, тыс. руб.
Сⁿсж = 4035+894,24* 0,135* 20 = 6449,45 тыс. руб.
6. Основные результатырасчетов
1. Варианты приобретенияквартир, исходя из доступной площади жилья:
— типа Н – 4 – комнатная,площадью 76 м²
— типа Т – 4 – комнатная,площадью 80 м²
— типа У – 3 – комнатная,площадью 75 м²
— типа С – 1– комнатная,площадью 50 м²
2. Показатели вариантаприобретения 3 – комнатной квартиры типа У, площадью 75 м² :
— общая стоимость – 4035тыс. руб. или 100 %;
— денежные накопления –326,76 тыс. руб. или 8,1 %;
— кредит – 894,24 тыс.руб. или 22,16 %;
— стоимость собственногожилья – 2814 тыс. руб. или 69,74 %.
3. Обязательные платежи:
— отчисления нанакопление первоначального взноса (р) – 15,41 тыс. руб.
— отчисления на погашениекредита – 13,78 тыс. руб.
Заключение
Изучив особенностистановления рынка ипотечного кредитования в России можно констатировать, чтосегодня развитие жилищной ипотеки в России сдерживается следующими основнымифакторами:
Ограниченныйплатежеспособный спрос населения.
Низкие объемы и невысокоекачество нового жилого строительства в субъектах Российской Федерации обуславливаютнедостаточность предложений и высокую стоимость квартир на рынке жилья.
Низкие темпы разработки исовершенствования законодательства о недвижимости.
Неразвитостьинфраструктуры рынка жилья и жилищного строительства. При фактическом наличии данныхструктур в России не отлажена технологическая схема их взаимодействия и, какследствие, невысока эффективность системы в целом, завышены расходы присовершении сделок.
Психологические факторы, главным из которых являетсянациональная особенность большинства нашего населения — нежелания жить в долг(«берешь деньги чужие, — а отдавать приходится свои»).
Чтобы ипотека моглаосуществляться, необходимо соблюдение как минимум трех условий. Должны иметься,во-первых, долгосрочные финансовые ресурсы, которые можно предоставлятьклиентам в виде кредитов; во-вторых, потенциальные клиенты, способныеподтвердить, что их доходы достаточны для погашения кредита; и наконец,юридическая возможность использования жилья в качестве залога. Если хотя быодно из этих условий не выполняется, массовая ипотека невозможна: даватьипотечные кредиты либо не из чего, либо некому, либо не подо что. Сегодня вРоссии толком не выполняется ни одно из перечисленных условий.
Что касается, самогопроцесса получения ипотечного кредита, то главным при принятии банком решения овыдаче кредита на приобретение жилья является платежеспособность потенциальногозаемщика, уверенность в том, что долг будет своевременно погашен, т.к.перспектива судебного разбирательства не отвечает интересам кредитора. Поэтомубанк всеми доступными ему средствами собирает сведения о материальном положениизаемщика. Банк требует предоставить эти сведения прежде всего от лица,претендующего на получение кредита. К таким сведениям относится любаяинформация, подтверждающая наличие постоянного и стабильного источника доходов,достаточного для надлежащего исполнения заемщиком своих обязательств покредитному договору. Многие потенциальные заемщики отсеиваются еще на стадиизаполнения документов. А многие на стадии сбора документов: чтобы обойти всенужные инстанции надо потратить массу нервов и времени — не менее 2-3 месяцев.
Само по себе ипотечноекредитование неспособно решить проблему фундаментальной неразвитости рынковжилья. В частности, население должно быть готово инвестировать средства втехническое обслуживание существующих квартир, строительная индустрия должнабыть в состоянии реагировать на спрос, вводя в строй новое жилье, а продажаквартир должна осуществляться без каких-либо проблем. Необходимо разработатьдополнительное законодательство и обеспечить поддержку судебной системы длязакрепления прав кредиторов в целях упорядочения порядка обращения взыскания наимущество должника. При отсутствии должным образом функционирующего рынка жильябыстрое развитие системы ипотечного кредитования, по всей вероятности, будеттолько способствовать повышению цен на жилье, не решая проблемы улучшенияжилищных условий для большей части населения.
С помощью дальнейшихреформ в сфере права, стратегии, регулирования и институционального развития,ипотечное финансирование может внести значительный вклад в развитие экономикиРоссии и повышение уровня жизни российского населения.
Список используемойлитературы
1. Волкова А.Кредитная история: (Ипотека: гибрид коммерции и альтруизма) // Известия. — 2005. — 22 ноября. — С.7.
2. Гарипова З.Л.Развитие институтов регулирования на рынке жилищного кредитования // Деньги икредит. — 2006. — N 6. — С.51-55.
1. Зиннуров А., Жилье должно стать доступнее/ национальные проекты вдействие, «Слава труду» №194 от 28.12.2006 г.
3. Колобов С.С.Жилищное ипотечное кредитование. – М.: Дашков и К, 2005. – 120с.
4. Логинов М.П.Ипотечное жилищное кредитование в России // ЭКО. — 2005. — N 9. — С.115-132.
5. Логинов М.П.Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения //Деньги и кредит. — 2005. — N 4. — С.22-30.
6. Павлова И.В.Основные элементы системы ипотечного жилищного кредитования //Деньги и кредит.- № 3. – 2007, с. 57-62.