Реферат по предмету "Банковское дело"


Анализ основных характеристик и функций облигаций на российском рынке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯРАБОТА
На тему: Анализ основныххарактеристик и функций облигаций на российском рынке

Исполнитель — СтудентГаутцель Д.К.
Группа: ФПС-82
Проверил:
Михайлова Е.М.
Новосибирск 2010

Оглавление
 
Введение
1 Общаяхарактеристика облигаций
1.1 Виды облигаций
1.2 Стоимостнаяоценка облигаций
1.3 Доход по облигации
1.4 Доходностьоблигаций
2    Практическая часть
2.1 Рынок облигаций федерального займа
2.2 Рынок корпоративныхоблигаций
3    Основные проблемы рынка облигации в РФ
3.1 Налогообложение
3.2 Недоверие инвесторов
3.3 Ликвидность
3.4 Иные проблемы
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Инвестиции в облигации — наиболее надежное вложение средств нарынке ценных бумаг. Этот инструмент рекомендуется для тех, кому важна полнаясохранность капитала с доходом несколько выше, чем по вкладу в банке.
Привлекательность облигаций с/>остоит в том,что они удостоверяют отношения займа между ее владельцем (инвестором) и лицом,выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуетсяпогасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, которыйпредставляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу.
Следующая черта привлекательности в том, что инвестор можетполучить два вида дохода: проценты, которые выплачиваются ежегодно, ежеквартальнои т.д. и доход в виде дисконта, который представляет собой положительнуюразницу между ценой приобретения (ниже номинальной стоимости) облигации.Привлекательность инвестиции в облигации и в том, что можно получать сложныепроценты, которые выплачиваются по облигациям, представляют собой проценты,которые начисляются по постоянной ставке с учетом доходов, начисленных в видепроцентов по предыдущим срокам выплат.
Этот инструмент очень похож на банковский вклад — деньги в неговкладываются на определенный срок под заранее известный процент. Но у облигацийесть два основных преимущества: как правило, более высокая доходность покорпоративным выпускам облигаций и возможность забрать деньги без потеринабежавших процентов. Если при досрочном закрытии срочного счета в банкепроценты теряются, то облигации полностью ликвидны — их всегда можно продатьбез потери причитающихся процентов за каждый день владения облигацией.
Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течениемногих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способомвложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничегосверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигацииотносятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов,обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходностив виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должензнать, во что он собирается вкладывать деньги, и какими качествами обладаетданный объект инвестирования, поскольку множество представляющихсянезначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие насудьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций.
Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытиероли и функций облигаций, более детальное рассмотрение основных характеристикоблигаций, а также анализ их доходности.
Задачи, которые были поставлены мною в процессе написания курсовойработы, сводятся к следующему:
· во-первых, это общаяхарактеристика облигаций, как финансового инструмента на рынке ценных бумаг;
· во-вторых –рассмотрение основных классификаций облигаций по различным признакам;
· в-третьих, этодетальное изучение основных характеристик облигаций;
· изучение наиболеераспространенных на данный момент в России государственных и корпоративныхоблигаций с точки зрения наивысшей доходности и ликвидности
· в-четвертых, эторассмотрение динамики корпоративных облигаций и облигаций федерального займа. Анализизменений, произошедших на этих сегментах рынка в 2009 году.
· Так же необходимовыявить те факторы, которые в большей степени влияют на рынок облигаций в РФ;рассмотрим меры, которыми правительство старается регулировать данные проблемы.
1 Общая характеристика облигаций
Важным объектом торговли на рынке ценныхбумаг являются облигации. Облигация — ценная бумага, удостоверяющая отношениязайма между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком).Действующее российское законодательство определяет облигацию как «эмиссионнуюценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитентаоблигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированногов ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента». Такимобразом, облигация это долговое свидетельство, которое непременно включает дваглавных элемента:
• обязательство эмитента вернуть держателюоблигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевойстороне) облигации;
• обязательство эмитента выплачиватьдержателю по облигации фиксированный доход в виде процента от номинальнойстоимости или иного имущественного эквивалента.
Принципиальная разница между акциями иоблигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится однимиз собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвесторстановится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеютограниченный срок обращения, но истечении, которого гасятся. Облигации имеютпреимущество перед акциями при реализации имущественных нрав их владельцам: впервую очередь выплачиваются проценты по облигациям. Если акции, являясьтитулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие вуправлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такогоправа не дают. Облигации выступают главным инструментом мобилизации средствправительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. Корганизации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у нихвозникает потребность в дополнительных финансовых средствах. Выпуск облигацийсодержит ряд привлекательных черт для компании- эмитента: посредством ихразмещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсыбез угрозы вмешательства их держателей- кредиторов в управлениефинансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако займы компаний следуетрассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковскихкредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпускаоблигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах.Поскольку облигационный заем выражает отношения по поводу возвратного движенияссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой.В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может бытьпредоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованиюкредитоспособности. Порядок выпуска облигаций акционерными обществамирегламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах». В соответствиис названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны бытьсоблюдены следующие дополнительные условия:
• номинальная стоимость всех выпущенныхобществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либовеличину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целейвыпуска;
• выпуск облигаций допускается послеполной оплаты уставного капитала;
• выпуск облигаций без обеспечениядопускается на третьем году существования общества и при условии надлежащегоутверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
• общество не вправе размещать облигации,конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций обществаменьше количества акций, право на приобретение, которых предоставляютоблигации.
Резюмируя сказанное выше об облигации, мыможем рассматривать облигацию как:
• долговое обязательство эмитента;
• источник финансирования расходовбюджетов, превышающих доходы;
• источник финансирования инвестицийакционерных обществ;
• форму сбережений средств граждан иорганизаций и получения ими
дохода.1.1 Виды облигаций
Поскольку существует большое разнообразиеоблигаций, для описания их различных видов классифицируем облигации порядупризнаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, используемнетолько пока еще небольшой опыт функционирования российскогооблигационногорынка, но и богатый зарубежный опыт организацииоблигационных займов. Можнопредложить следующую классификацию:
• В зависимости от эмитента различаютоблигации:
государственные;
корпоративные;
иностранные.
• В зависимости от сроков, на которыевыпускается заем, облигации условно можно разделить на две большие группы:
А. Облигации с некоторой оговоренной датойпогашения, которые всвоюочередь делятся на:
краткосрочные;
среднесрочные;
долгосрочные.
Временные рамки, ограничивающиеперечисленные облигационныегруппы, для каждой страны различны и определяютсязаконодательством, действующим в этой стране, и сложившейся практикой.
Б. Облигации без фиксированного срокапогашения включают:
бессрочные, или непогашаемые;
отзывные облигации могут быть востребованы (отозваны)эмитентомдо наступления срока погашения. Еще при выпуске облигации эмитентустанавливает условия такого востребования —по номиналу или с премией;
облигации с правом погашения предоставляют право инвесторуна возвратоблигации эмитенту до наступления срока погашенияи получения за нее номинальнойстоимости;
продлеваемые облигации предоставляют инвестору право продлитьсрокпогашения и продолжать получать проценты в течение этогосрока;
отсроченные облигации дают эмитенту право на отсрочку погашения.
· В зависимости отпорядка подтверждения права владения облигациимогут быть:
именные, права владения которыми подтверждаются внесениемименивладельца в текст облигации и в книгу регистрации, которуюведет эмитент;
на предъявителя, права владения которыми, подтверждаютсяпростымпредъявлением облигации.
· По целямоблигационного займа облигации подразделяются на:
обычные, выпускаемые для рефинансирования имеющейся уэмитентазадолженности или для привлечения дополнительных финансовыхресурсов,которые будут использованы на различные многочисленныемероприятия;
целевые, средства от продажи которых, направляются нафинансированиеконкретных инвестиционных проектов или конкретныхмероприятий(например, строительство моста, проведение телефоннойсети и т. п.).
· По способу размещенияразличают:
свободно размещаемые облигационные займы;
займы, предполагающие принудительныйпорядок размещения.
Принудительно размещенными чаще всегоявляются государственныеоблигации.
· В зависимости отформы, в которой возмещается позаимствованнаясумма, облигации, делятся на:
с возмещением в денежной форме;
натуральные, погашаемые в натуре.
· По методу погашенияноминала могут быть:
облигации, погашение номинала которыхпроизводится разовымплатежом;
облигации с распределенным по временипогашением, когда заопределенныйотрезок времени погашается некоторая доля номинала;
облигации с последовательным погашением фиксированной долиобщего количестваоблигаций (лотерейные или тиражные займы).
· В зависимости от того,какие выплаты производятся эмитентомпо облигационному займу, различают:
облигации, по которым производится тольковыплата процентов, а капитал не возвращается, точнее, эмитент указывает на возможностьих выкупа, несвязывая себя конкретным сроком. К этойгруппе облигаций бессрочного займаотносятся, например, английскиеконсоли, выпущенные еще в середине XVIII в. иобращающиесядо настоящего времени;
облигации, по которым лишь возвращаетсякапитал по номинальнойстоимости, но не выплачиваются проценты. Это так называемыеоблигации с нулевымкупоном;
облигации, по которым проценты невыплачиваются до момента их погашения, а при погашении инвестор получаетноминальнуюстоимость облигации и совокупный процентный доход. К такимоблигациям можно отнестисберегательные сертификаты серии Е, выпускаемые в США;
облигации, по которым возвращается капиталпо номинальнойстоимости, а выплата процентов не гарантируется и находитсявпрямой зависимости от результатов деятельности компанииэмитента, т.е. от того, получает компания прибыльили нет.Такие облигации называются доходными или реорганизационными, так каквыпускаются, как правило, компаниями, которым грозитбанкротство;
облигации, дающие право их владельцам наполучение периодическивыплачиваемого фиксированного дохода, а номинальнойстоимостиоблигации — вбудущем, при ее погашении. Этот вид облигациинаиболее распространен всовременной практике во всехстранах.Периодическая выплата доходов по облигациямв виде процентовпроизводится по купонам. Купон представляет собой вырезнойталонс указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки.
· По способам выплатыкупонного дохода облигации подразделяются на:
облигации с фиксированной купонной ставкой;
облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставказависит от уровняссудного процента;
облигации с равномерно возрастающейкупонной ставкой по годамзайма. Такие облигации еще называют индексируемыми, ониобычно эмитируютсяв условиях инфляции;
облигации с минимальным или нулевымкупоном (мелкопроцентныеили беспроцентные облигации). Рыночная цена по такимоблигациямустанавливается ниже номинальной, т.е. предполагаетскидку. Доход поэтим облигациям выплачивается в момент еепогашения по номинальной стоимости ипредставляет разницумежду номинальной и рыночной стоимостью;
облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации можетдоходполучить как в виде купонного дохода, так и облигацияминового выпуска;
облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займавладелецоблигации получает доход по фиксированной купоннойставке, а часть срока — поплавающей ставке.
• По характеру обращения облигации бывают:
неконвертируемые;
конвертируемые, предоставляющие их владельцу правообмениватьих па акции того же эмитента (как на обыкновенные, так инапривилегированные). Важное значение, для держателей конвертируемыхоблигацийимеют конверсионный коэффициент и конверсионнаяцена. Конверсионный коэффициентпоказывает, какоеколичество акций можно получить в обмен на такуюоблигацию.Конверсионнаяцена представляет собой отношение номинальной ценыоблигациик конверсионному коэффициенту.
• В зависимости от обеспечения облигацииделятся на два класса:
А. Обеспеченные залогом:
обеспечиваются физическими активами: в виде недвижимости; ввиде оборудования(облигации с подобным залогом чаще всеговыпускаются транспортнымиорганизациями, которые в качествеобеспечения используют суда, самолеты и т.п.). Облигации подзалог физических активов (как в виде вещного имущества, так иввиде оборудования) включают так называемые облигации подпервый заклад ивторозакладиые облигации, или облигации подвторой заклад. Облигации под второйзаклад стоят на второмместе после первозакладных и называются ещеобщезакладными.Претензии по облигациям под второй заклад рассматриваютсяпослерасчетов с держателями облигаций под первый заклад, нодо расчетов с прочимиинвесторами;
облигации с залогом фондовых бумаг обеспечиваются находящимисявсобственности эмитента ценными бумагами какой-либодругой компании (неэмитента);
облигации с залогом пула закладных(ипотек). Такиеоблигациивыпускаются кредитором, на обеспечении у которого находитсяпул ипотекпод выданные им ссуды под недвижимость. Поступлениеплатежей по этим ссудамявляется источником погашения, ивыплаты процентов по облигационному займу,обеспеченномупулом закладных.
Б. Необеспеченные залогом:
облигации, не обеспеченные какими-либо материальными активами.Ониподкрепляются «добросовестностью» компании-эмитента, т.е. обещанием этойкомпании выплатить проценты и возместитьвсю сумму займа понаступлении срокапогашения;
облигации под конкретный вид доходовэмитента. По этим облигациямэмитент обязуется выплачивать проценты и погашать заемза счет каких-либоконкретных доходов;
облигации под конкретный инвестиционныйпроект. Средства,полученныеот реализации данных облигаций, направляются эмитентомнафинансирование какого-либо инвестиционного проекта.
Доходы, полученные от реализации этогопроекта, эмитентиспользует на погашение займа и выплату процентов;
гарантированные облигации. Облигации не обеспечены залогом, новыполнение обязательств по займу гарантируется не компанией — эмитентом, адругими компаниями. Чаще всего гарантом являетсяболее сильная с экономическойточки зрения компания, чтоделает дальнейшие облигации более надежными;
облигации с распределенной или переданнойответственностью.По этимоблигациям обязательства по данному займу либо распределяютсямежду некоторымчислом компаний, включая эмитента, либо целиком принимают на себя другиекомпании, исключаяэмитента;
застрахованные облигации. Данный облигационный заем компания-эмитентстрахует в страховой компании на случай возникновениякаких-либо затруднений ввыполнении обязательств по этомузайму.
· В зависимости отстепени защищенности вложений инвесторов различают:
облигации, достойные инвестиций, — надежные облигации,выпускаемыекомпаниями с твердой репутацией и имеющие хорошееобеспечение;
макулатурные облигации, носящиеспекулятивный характер. Вложениявтакие облигации всегда сопряжены с высоким риском.1.2 Стоимостная оценка облигаций
Облигации имеют нарицательную цену(номинал) ирыночную цену. Номинальная ценаоблигации напечатана на самойоблигациии обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возвратупоистечении срока облигационного займа. Номинальная ценаявляется базовойвеличиной для расчета, принесенного облигацией дохода.
Процент по облигации устанавливается кноминалу, а прирост(уменьшение) стоимости облигации за соответствующий периодрассчитываетсякак разница между номинальной ценой, по которой облигациябудетпогашена, и ценой покупки облигации. Для облигаций номинальная стоимостьявляетсяочень важным параметром, значение которого не меняется напротяжениивсего срока облигационного займа. Именно по изначальнозафиксированнойвеличине номинала облигации будут гаситься по окончаниисрока ихобращения.
Как уже отмечалось ранее, облигацииявляются привлекательнымдля покупателей объектом инвестирования, а значит,товаром, предметомперепродажи. С момента их эмиссии и до погашения онипродаютсяи покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена вмоментэмиссии (эмиссионная цена)может быть ниже номинала, равнаноминалу и вышеноминала. В дальнейшем рыночная ценаоблигацийопределяется исходя из ситуации,сложившейся на рынке облигаций ифинансовом рынке в целом к моменту продажи, атакже двух главныхэлементов самого облигационного займа. Этими элементамиявляются:
• перспектива получить при погашенииноминальную стоимость облигации(чем ближе в момент покупки облигации срок еепогашения, тем выше ее рыночная стоимость);
• право на регулярный фиксированный доход(чем выше доход, приносимыйоблигацией, тем ниже ее рыночная стоимость).
Рыночная цена облигаций зависит и от рядадругих условий, важнейшимиз которых является надежность (степень риска)вложений.Поскольку номиналы у разных облигаций могут существенноразличатьсямежду собой, то часто возникает необходимость всопоставимомизмерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем являетсякурс.Курсомоблигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах кее номиналу:
/>,
где Ко— курс облигации, %;
Ц— рыночная цена облигации, руб.;
N — номинальная цена облигации, руб.
В зарубежной практике, помимо номинальнойи рыночной, употребляетсяеще одна стоимостная характеристика облигаций — ихвыкупнаяцена, по которой эмитент по истечении срока займа погашаетоблигации.Выкупная цена может совпадать с номинальной, а можетбыть выше или, наоборот,ниже ее. Российское законодательство исключаетсуществование выкупной цены, таккак Федеральный закон«О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ споследующимиизменениями и дополнениями закрепляет право держателя наполучениеот эмитента ее номинальной стоимости. Это означает, чтооблигации могут погашаться(выкупаться) только по номинальнойстоимости.1.3 Доход по облигации
Облигации, являясь, как и другие ценныебумаги, объектоминвестирования на фондовом рынке, приносят своимдержателямопределенный доход.
Общий доход от облигации складывается изследующих элементов:
• периодически выплачиваемых процентов(купонного дохода);
• изменения стоимости облигации засоответствующий период;
• дохода от реинвестирования полученныхпроцентов.
Рассмотрим каждый из перечисленныхэлементов дохода в отдельности.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»,статья 2.
Облигация, в отличие от акции, приноситвладельцу фиксированныйтекущий доход. Этот доход представляет собой постоянные аннуитетыгодовыефиксированные выплаты в течение ряда лет. Как правило, проценты по облигациямвыплачиваются 1 2 раза в год. При этом, чем чаще производятся процентныевыплаты, тем больший потенциальныйдоход приносит облигация, ведь полученныепроцентные выплатымогут быть реинвестированы.Размер купонного дохода по облигациямзависит, прежде всего, отнадежности облигации, иначе говоря, от того, ктоявляется ее эмитентом.Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, темнижепредлагаемый процент. Кроме того, существует зависимость междупроцентнымдоходом и сроком обращения облигации: чем больше отдаленсрок погашения, темвыше должен быть процент, и наоборот.
Процентные (купонные) выплаты пооблигациям условно можноразделить па три группы:
• фиксированные ежегодные выплаты поставке, установленной эмитентомпри выпуске облигаций;
• индексируемые ежегодные выплаты.Процентный индекс по облигациямопределяется эмитентом чаще всего в соответствиис государственныминфляционным индексом. Индексация позволяет инвесторамполучатьстабильный доход в реальном выражении, защищенныйот инфляционных колебаний ценна основные товары и услуги.
Ставка процента по облигациям может такжеиндексироваться нанекоторую величину, непосредственно связанную с целевымназначением займа. В эту же группукупонных выплат можно отнести возрастающие вовремени процентныевыплаты, выплачиваемые одновременно с основной суммой долга.
Облигация может также приносить доход врезультате изменениястоимости облигации с момента ее покупки до продажи.Разница междуценой покупки облигации (Цу) и ценой, по которой инвесторпродаетоблигацию (Ц), представляет собой прирост капитала, вложенногоинвесторомв конкретную облигацию (Д = Ц, — Цд).Данный вид дохода приносят,прежде всего, облигации, купленныепо цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. Припродаже облигаций сдисконтом важным моментом для эмитента является определениеценыпродажи облигации. Иными словами, по какой цене следует продатьоблигациюсегодня, если известны сумма, которая будет получена вбудущем (номинал), ибазовая норма доходности (ставка рефинансирования).Подсчет этой цены называетсядисконтированием, а сама ценасегодняшней стоимостью будущей суммы денег.
Дисконтирование осуществляется по формуле
/>
где Цод— цена продажи облигациис дисконтом, руб.;
N— номинальная цена облигации, руб.;
t — число лет, по истечении которых облигация будет погашена;
с — норма ссудного процента (или ставкарефинансирования), %.
Разность (Цн – Цод)является дисконтом и представляет собой доходпо данному виду облигации.
Последний элемент совокупного дохода —доход от реинвестицийполученных процентов — присутствует лишь при условии, чтополученныйв виде процентов текущий доход по облигации постояннореинвестируется.Данный вид дохода может иметь довольно существенноезначение припокупке долгосрочных облигаций.Общий, или совокупный, доход по облигациямобычно ниже, чем подругим ценным бумагам. Это объясняется, прежде всего, тем,что облигацииобладают большей, по сравнению с другими видами ценныхбумаг, надежностью. Доходы по облигациям меньше подвергнуты циклическимколебаниями не так зависимы от конъюнктуры рынка.1.4 Доходность облигаций
В практической деятельности довольночасто, например, при определении эмитентом параметров выпускаемогооблигационногозайма, выборе инвестором при покупке той или иной облигациииформировании профессиональными участниками рынка оптимальныхинвестиционныхпортфелей, возникает потребность установить финансовуюэффективностьоблигационного займа, что сводится к определениюдоходности облигаций.
В общем виде доходность являетсяотносительным показателем ипредставляет собой доход, приходящийся на единицузатрат. Различаюттекущую доходность и полную, или конечную, доходностьоблигаций.
Показатель текущей доходностихарактеризует годовые (текущие)поступления по облигации относительнопроизведенных затрат на ее покупку.
Текущая доходность облигациирассчитывается по формуле
/>
где Дх— текущая доходностьоблигации, %;
С — сумма выплаченных в год процентов,руб.;
Цо— цена облигации, по которойона была приобретена, руб.
Для принятия инвестиционного решения —оставить данную облигациюили продать и вложить деньги в другие ценные бумаги —доходностьоблигации нужно сравнить с доходностью других инструментов внастоящиймомент.
Для этого определяют текущую рыночную доходностькакотношение процентного дохода к текущей рыночной цене облигации:
/>
где Дхр— текущая рыночнаядоходность облигации, %;
С— сумма выплаченных в год процентов, руб.;
Цр— текущая рыночная цена облигации, руб.
Текущая доходность облигации являетсяпростейшей характеристикойоблигации. Пользуясь только этим показателем, нельзявыбратьнаиболее эффективную для инвестирования средств облигацию, таккак втекущей доходности не нашел отражения еще один источник дохода— изменениестоимости облигации за период владения ею. Поэтомупо облигациям с нулевымкупоном текущая доходность равнанулю, хотя доход в форме дисконта ониприносят.Оба источника дохода отражаются в показателе конечной, илиполнойдоходности, характеризующей полный доход по облигации, приходящийсянаединицу затрат на покупку этой облигации в расчете нагод.
Показатель конечной доходностиопределяется по формуле
/>
где Дхк— конечная доходностьоблигации, %;
Цпр— цена продажи, руб.;
Цпок— цена покупки, руб.;
В — купонные платежи за год, руб.;
Т — количество лет нахождения облигации у инвестора.
Известны более сложные математическиеформулы расчета конечногодохода, в том числе с учетом третьей составляющейсовокупного дохода, приносимого облигацией, — реинвестирования процентныхпоступлений.
Существуют два важных фактора, влияющих надоходность облигаций.Это инфляция и налоги. Если доход от облигации равен 14% вгод, ауровень инфляции — 13%, то реальная доходность составит только 1%.Еслиуровень инфляции повысится до 14% и выше, то инвесторы — держателиоблигаций сфиксированным 14%>-ным доходом — будут иметьперспективу получить нулевойдоход или даже понести убытки. Поэтомув условиях инфляции инвесторы избегаютвложений в долгосрочные облигации(хотя эмитентам они, несомненно, интересны),чтобы доходностьсобственных инвестиций поддержать на уровне, соизмеримом сбазовойставкой доходности — ставкой рефинансирования.Налоги уменьшают доход пооблигациям, а значит, и их доходность.Учитывая все вышесказанное, реальнаядоходность тех или иных облигацийдолжна рассчитываться после вычета из доходавыплачиваемыхналогов с учетом инфляции. Эти показатели доходности следуетсравнивать, выбирая наиболее эффективные для инвестирования объекты.

2. Практическаячасть 2.1 Рынок облигаций федерального займа
В течение 2009 года на рынке государственных ценных бумагвыделялись два периода с разной инвестиционной активностью участников. В Iполугодии спрос на гособлигации оставался низким. Во II полугодии активностьучастников рынка существенно возросла, что было обусловлено увеличением объемаликвидных рублевых ресурсов в банковском секторе при сохранении положительногодифференциала внешних и внутренних процентных ставок. В результате по итогам2009 года значения показателей рыночной активности несколько превысилианалогичные показатели предыдущего года. Средний дневной оборот вторичногорынка ОФЗ в 2009 году составил 1,26 млрд. руб. против 1,2 млрд. руб. в 2008году. Совокупный оборот вторичного рынка увеличился на 4,5% до 311,7 млрд.рублей.
Эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ, рассчитываемыйБанком России, по итогам 2009 года снизился на 47 базисных пунктов (б.п.) до8,64% годовых.
/>
Рис.1 — Объем торгов и валовая доходностьрублевых государственных облигаций России

В 2009 году кривая бескупонной доходности сместилась вниз (всреднем на 150 б.п.) по всем временным сегментам. Наиболее существенно онасместилась по выпускам ОФЗ со сроками до погашения от 2 до 3 лет (на 422 и 354б.п. соответственно).
/>
Рис. 2 — Кривая бескупонной доходностирынка ОФЗ, % годовых
облигация корпоративный федеральный заем
/>
Рис. 3 — Бескупонная доходность наразличные сроки, % годовых
В 2009 году состоялось 42 аукциона по размещению ОФЗ на первичноми вторичном рынках, в ходе которых эмитент привлек 305,3 млрд. руб., при этом11 аукционов (на общую сумму 113,2 млрд. руб.) были проведены в IV квартале. Втечение 2009 года были размещены 9 новых выпусков.
Кроме того, в 2009 году Банк России осуществлял доразмещения нарынке государственных ценных бумаг по принципу прямых продаж. Совокупный объемпривлечения средств посредством таких операций в 2009 году составил 121,6 млрд.рублей.
Объем купонных выплат по ОФЗ в 2009 году составил 81 млрд. рублей.В 2009 году было осуществлено погашение пяти выпусков ОФЗ на общую сумму 74,8млрд. рублей: в марте – выпуска ОФЗ-ФД 27026 объемом 16 млрд. руб., в апреле –выпуска ОФЗ-ПД 25060 объемом 41 млрд. руб., в мае – выпуска ОФЗ-ПД 28004объемом 8,8 млрд. руб., в июне – выпуска ОФЗ-ПД 28005 объемом 9 млрд. руб., вноябре – выпуска ОФЗ-ПД 26178 объемом 5,0 млн. рублей. Кроме того, в июле былчастично погашен выпуск ОФЗ-АД 46003 объемом 18,6 млрд. рублей. 2.2 Рынок корпоративных облигаций
В конце 2008 — начале 2009 годов на фоне оттока капитала истремительной девальвации рубля ликвидность банковской системы значительносократилась. В такой ситуации многие институциональные инвесторы были вынужденыпродавать бумаги со значительным дисконтом, в результате чего котировки поддавлением низкой ликвидности падали и доходность облигаций первого эшелонадоходила до 16-17% годовых. Активность торгов долговыми инструментами в началегода была невысокой. Однако, начиная со II квартала 2009 г., выпуски облигацийпервого эшелона на вторичном рынке стали торговаться более активно, на рублевыеоблигации появился значительный спрос, и он поддерживался до конца 2009 года.Среди основных факторов, позволивших стабилизировать положение, необходимоотметить оперативные действия монетарных властей, которые смогли вернуть веруучастников рынка в рубль и стали активно пополнять банковскую системуликвидностью.
В апреле возобновилась активность на рынке первичных размещений,хотя их было немного. Самым значительным размещением стал выпуск облигаций«Газпром нефти», которые пользовались существенным спросом.
В июне количество и объем новых размещений были рекордными. Своивыпуски разместили РЖД, «ВТБ-Лизинг», ЛУКОЙЛ и «Газпром».При этом спрос на бумаги, как правило, превышал предложение в два раза. Этообеспечило позитивную ценовую динамику выпусков указанных эмитентов навторичном рынке. Среди эмитентов второго эшелона на первичный рынок вышлаторговая сеть Х5 RetailGroup.
/>
Рис. 4–Объем размещений корпоративныхоблигаций на внутреннем и внешнем рынке
Ударным по объему новых размещений вышел и декабрь. Среди общегообъема размещений в 185 млрд. руб. в качестве наиболее крупных выпусков нужноотметить Башнефть (3 выпуска объемом 50 млрд. руб.), Атомэнергопром (20 млрд.руб.), АФК Система (19 млрд. руб.), РЖД и ВТБ-24 (по 15 млрд. руб.). Указанныеэмитенты вошли и в десятку крупнейших по объему выпусков облигаций за весь 2009год.
Табл.1 — Топ-5 эмитентов по объемувыпусков облигаций в 2009 году, млдр. руб.Эмитент Объем эмиссий, млрд. руб. /> РЖД 145 Транснефть 135 Башнефть 50 Лукойл 50 АФК Система 39
Вместе с тем, наряду с восстановлением рынка облигацийпродолжались и дефолты.
Табл. 2 — Дефолты в 2008-2009 годах 2008 г. 2009 г. Дефолтов 29 218 Технических дефолтов 29 31 Неисполнений оферт 27 61 Просрочек по офертам 9 8
Характерным явлением стало появление большого числа предприятий,которые использовали кризис для того, чтобы не возвращать заемные средства.Согласно рэнкингу дефолтных эмитетов, составленному агентством Cbonds совместнос Национальной фондовой ассоциацией по результатам опроса 60 участников рынка — крупных держателей облигаций (банков, страховых компаний, фондов, аналитиков,экономистов) первое место по степени «недружественности» заняла факторинговаякомпания «Еврокоммерц», набравшая наибольшее количество баллов (57) в оценкахэкспертов. На втором месте оказалась компания «Инком-лада» (43), на третьем — АПК «Аркада» (35). В десятку также вошли «Инпром», «Амурметалл», «Алпи-инвест»,МАИР, «Русский текстиль», Московское областное ипотечное агентство.
К концу 2009 года объем корпоративных и банковских облигацийдостиг 2526,4 млрд. руб. (прирост за год на 39,4%). На внутреннем рынкеобращалось 630 выпусков 405 корпоративных эмитентов. При этом по итогам 2008года объем указанного рынка составлял 1812,3 млрд. руб., торговались 650выпусков 463 эмитентов. Таким образом, число эмитентов уменьшилось на 12,5процентов.
/>
Рис. 5 – Объем рынка корпоративныхоблигаций, млрд. руб
Объем рынка корпоративных и банковских еврооблигаций по состояниюна конец 2009 года составил 99,4 млрд. долл. против 103,8 млрд. долл. на конец2008 года. Таким образом, объем этого сектора облигационного рынка в целом за2009 год сократился на 4,2 процента.
Табл. 3 – Основные параметры рынкаоблигаций в 2009 году 31 декабря 2008 г. 31 декабря 2009 г. Прирост за 2009 г. кол-во % Объем рынка корпоративных и банковских облигаций (размещенные выпуски), млрд. рублей 1812,3266 2526,3995 714,0729 39,4 Количество эмиссий 650 630 -20 -3,1 Количество эмитентов 463 405 -58 -12,5 Объем рынка корпоративных еврооблигаций (включая банковские), млрд. долл. 103,7738 99,3936 -4,3802 -4,2
В целом на рынке корпоративных заимствований в 2009 г. можноотметить следующие тенденции:
— снижение среднемесячных объемов размещений с докризисного уровняв 40-50 млрд. руб. до объемов в 20-30 млрд. рублей;
— резкое сокращение оборота на вторичном рынке в начале года имедленное восстановление к докризисным уровням (достигавшим более 300 млрд.рублей в месяц);
— смена круга заемщиков: в I полугодии 2009 года 3 эшелонотсутствовал полностью, а из 1-го эшелона размещались только наиболее крупные,преимущественно квази-суверенные компании (РЖД, Газпром, ВЭБ), лишь во IIполугодии стали появляться заемщики, относящиеся ко 2-му эшелону (например,торговая сеть Х5 RetailGroup);
— появление большого количества нерыночных или условно рыночныхвыпусков (когда банк-организатор размещает дочернюю, например, лизинговуюкомпанию (как пример — эмитенты группы ВТБ или Уралсиба);
— поиск новых вариантов заимствований — биржевые облигации(которые, возможно, заменят векселя на рынке), индексируемые облигации(Тройка-инвест);
— активное обсуждение новой корпоративной культуры долгового рынка(включение ковенант в выпуски, раскрытие конечных акционеров компании, хранениекредитной истории дефолтных эмитентов, аудиторские заключения по новым выпускамс соответственностью аудиторов).

3. Основныепроблемы рынка облигации в РФ 3.1 Налогообложение
 
Долгое время единственным источникомвыплаты дохода по облигациям являлась прибыль предприятия посленалогообложения. Таким образом, существовало разное налогообложение одной и тойже операции (заем капитала), выполненной разными способами (проценты забанковский кредит относили по установленному нормативу на себестоимость).
Частично ситуация изменилась летом 1999года, когда вышло Постановление правительства РФ № 696 от 26.07.99 («Овнесении дополнения в Положение о составе затрат по производству и реализациипродукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых приналогообложении прибыли»). В соответствии с ним пункт 15 Положения осоставе затрат № 522 от 05.08.92 был дополнен абзацем, который позволяетотносить корпоративному эмитенту на себестоимость проценты (дисконт),уплачиваемые им по облигациям в пределах действующей ставки рефинансированияЦБР, увеличенной на 3 пункта. Однако здесь есть одно условие — облигации должныобращаться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензиюФКЦБ (т.е. на биржах). Это ограничивает возможности предприятий как эмитентовпо сравнению с кредитными организациями, которые относят на себестоимостьдоходы, выплачиваемые по облигациям независимо от места их обращения, крометого, для последних отсутствует ограничение отнесения затрат, связанных свыплатой дохода по облигациям (в пределах ставки рефинансирования ЦБ плюс 3%).
Кроме того, есть еще налог на операции сценными бумагами. По существующему в стране законодательству, облигацияявляется эмиссионной бумагой, в соответствии с этим при выпуске облигационныхзаймов предприятие обязано регистрировать проспект эмиссии и уплачивать налог.Данный налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска и подлежитуплате одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Исходяиз этого, предприятие обязано заплатить сумму налога еще до полученияпривлекаемых средств, не будучи уверенным в том, что выпуск разместитсяполностью, а также в том, что она пройдет регистрацию в ФКЦБ. Данный налогособенно увеличивает затраты на эмиссию краткосрочных облигаций.
Наконец, есть проблемы с досрочным выкупомоблигаций. «Подводный камень» данных операций для предприятийзаключается в следующем: в случае подписания владельцем облигаций офертыэмитента и соответственно их выкупе данные бумаги считаются погашенными и немогут быть повторно проданы инвесторам, т.е. «карета» вновьпревратится в «тыкву».
В части второй Налогового кодекса РФ (гл.34) предусматривается введение государственной пошлины на регистрацию проспектаэмиссии ценных бумаг в размере 0,8% от номинальной стоимости выпуска приодновременном освобождении от указанной государственной пошлины выпусковгосударственных ценных бумаг, облигаций ЦБ и муниципальных ценных бумаг. Кроме того,существуют планы введения налога на доходы от капитала, взимаемого у источникапо ставке 30% от суммы процентов по корпоративным облигациям – это отрицательныестороны.
Положительные — Президент РФ в специальномналоговом послании Государственной думе в конце мая 2000 года в числеприоритетных задач по реформированию налогового законодательства назвал отменуналога на операции с ценными бумагами. Кроме того, в феврале 2001 годаМинистерство по налогам и сборам направило в Правительство РФ предложение оснижении ставки налога на операции с ценными бумагами до 0,4% от номинальнойстоимости эмиссии. Наконец, в апреле 2002 года ФКЦБ подготовила предложения повнесению изменений в налоговый кодекс РФ, в частности, это касается измененияпорядка взимания налога на операции с ценными бумагами (по заявлениям ФКЦБ,будет введена дифференциация по отношению к различным видам ценных бумаг, нопри своем максимальном значении он не превысит текущего значения 0,8%), а такжерегулирования налогообложения граждан на рынке ценных бумаг, которые, какпредполагается будут стимулировать долгосрочные инвестиции. Эти изменения сопутствовалидальнейшему развитию этого сегмента рынка долговых инструментов, на рынок будетвыходить большее количество эмитентов. 3.2 Недоверие инвесторов
Инвесторы, имеющие проблемы с текущейликвидностью, опасаются покупать облигации, так как вследствие отсутствиявторичного рынка они не смогут их быстро продать. Это одно из главныхпрепятствий на пути притока на рынок средств частных и некрупныхинституциональных инвесторов.
Инвесторов сильно беспокоитнедостаточность информации о реальном состоянии дел в компании-эмитенте.Неудивительно, что потенциальные инвесторы, как отечественные, так ииностранные, оценивают риск вложения в ценные бумаги российских эмитентов каккрайне высокий.
Отсутствуют налоговые стимулы активногоучастия на фондовом рынке. За рубежом существуют определенные налоговые льготыинвесторам, осуществляющим вложения средств в ценные бумаги коммерческих организаций.В частности, введение значимого необлагаемого минимума прибыли от ростакурсовой стоимости ценных бумаг (Германия, Канада, Франция); представлениеналогового кредита в объеме приобретения ценных бумаг (Испания); исключение изобъектов налогообложения инвестиций в венчурные компании (Великобритания).
Есть определенные проблемы у кредитныхорганизаций при инвестировании в корпоративные облигации. В соответствии сдействующим законодательством (Письмо ЦБ № 127 от 08.12.94 «О порядкесоздания резервов под обесценение ценных бумаг»), кредитные организацииобязаны по своим вложениям в ценные бумаги создавать (корректировать) на конецкаждого месяца резерв под обесценение ценных бумаг. Данный резерв создается длякаждой ценной бумаги по результатам ее переоценки по рыночной стоимости. Резервсоздается на величину уменьшения рыночной стоимости бумаги относительно еебалансовой стоимости, но не более 50% балансовой стоимости. В соответствии сПостановлением правительства РФ № 49 от 16 мая 1994 года суммы отчислений врезерв относятся в состав расходов, включаемых в себестоимость в целяхуменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Особенность состоит втом, что если резерв должен создаваться по всем бумагам, то расходы, которыесвязаны с формированием резерва и которые принимаются в затраты для целейуменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принимаются только потем ценным бумагам, которые удовлетворяют критериям, перечисленным в Письме ЦБР№ 127 от 08.12.94 г., а именно:
· получившим доступ кобращению через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензиюФКЦБ;
· оборот которых заотчетный месяц через организатора торговли был не менее суммы, эквивалентной 20тыс евро;
· информация о рыночнойцене которых, общедоступна.
Кроме того, резерв по ценным бумагам,которые не удовлетворяют перечисленным критериям, создается в размере 50% ихбалансовой стоимости, а не на величину разницы балансовой и рыночной стоимости,как это было упомянуто выше.
Таким образом, перспектива созданиярезерва в размере 50% балансовой стоимости ценной бумаги, который в своюочередь не уменьшит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, может снизитьзаинтересованность кредитной организации в приобретении таких ценных бумаг (аэто все ценные бумаги, не внесенные в котировальные листы биржи 1-го уровня).
Очень низкая доля операций физических лицна российском фондовом рынке. По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, длянормального функционирования фондового рынка (обеспечения его устойчивости и ликвидности)доля операций физических лиц должна составлять как минимум 30-35% от объемавсего рынка.
Несмотря на то, что в настоящее время инаблюдается рост активности населения на рынке, до таких цифр нам еще оченьдалеко (в 1999 году только 13% операций на фондовом рынке было совершенофизическими лицами).
Во-первых, в России до сих пор не развитымеханизмы коллективного инвестирования. Во-вторых, недостаточно продуманаполитика налогообложения инвесторов. В-третьих, чрезвычайно мало внимания состороны государства уделяется повышению фондовой грамотности населения.В-четвертых, по-прежнему, большая часть населения слишком бедна для такихинвестиций.
Недостаточен уровень развитияинфраструктуры региональных фондовых рынков. Это ограничивает эффективное пространственноеперераспределение инвестиционных ресурсов между регионами и равнодоступностьучастников рынка к интересующим их ценным бумагам. 3.3 Ликвидность
Сегодня рынок российских облигаций — прежде всего рынок первичного размещения. Это и понятно: банки, выкупающиеоблигационные займы, в большинстве своем не заинтересованы в развитиивторичного рынка.
Объемы операций по первичному размещениюзначительно превосходят объемы вторичных торгов. Это приближает владельцаоблигации по уровню ликвидности активов к рядовому кредитору.
Несмотря на постепенное движение в сторонуразвития вторичного рынка, ликвидность облигаций остается достаточно низкой иуступает, в частности ликвидности вексельного рынка и рынка акций. Это делаетоблигации малоприемлемым объектом инвестирования для целого рядаинституциональных инвесторов.
Развитый вторичный рынок — необходимоеусловие для успешной реализации новых облигационных займов. Он стимулируетприток многочисленных институциональных инвесторов, располагающих«короткими» и «средними» по срокам пассивами. В своюочередь, неликвидность инструмента «отсекает» круг потенциальныхинвесторов, что непременно ведет к уплате эмитентом дополнительной «премииза ликвидность» ценных бумаг, оседающих на длительный срок в портфеляхандеррайтеров. Наконец, ликвидный вторичный рынок позволяет привлекать новыересурсы на более выгодных условиях.
Для того чтобы сформировался ликвидныйрынок, в свободном обращении должен находиться значительный объем единицоднородных финансовых инструментов. Для рынка акций это не ниже 30-40 млндолларов, думается, на это необходимо ориентироваться и при выходе на рынокоблигаций. Ситуация пока такова, что суммы облигационных эмиссий редкодостигают этого уровня.
Сами эмитенты, безусловно, заинтересованыв развитии ликвидного вторичного рынка выпускаемых бумаг, но при этом они хотятбыть уверены и в их первичном размещении (для экономии затрат). Заниженныедоходности по государственным бумагам создают для банков-андеррайтеров стимулыне проводить действительно открытое размещение, а ограничиться размещениемсреди узкого круга дружественных структур, для того чтобы обеспечить приемлемыедля себя уровни доходности вложений. Покупатели таких облигаций, как правило,крупные инвесторы, обладающие в настоящий момент высокой ликвидностью, исоответственно приобретают они бумаги до погашения/оферты.
Поэтому для предприятий, представляетсяважным при выборе конкретного андеррайтера, оговаривать дополнительные условиясделки (качественную сторону), поддерживать ликвидность собственных ценныхбумаг, используя услуги маркет-мейкеров. 3.4 Иные проблемы
Финансовые требования к эмитентуоблигаций. По существующему в стране законодательству компания имеет правоосуществлять эмиссию облигаций только в том случае, если имеет место полнаяоплата ее уставного капитала. Это требование сдерживает выход на рынок какэмитентов российских банков, находящихся в процессе капитализации активов.
Номинальная стоимость всех выпущенныхобществом облигаций не должна превышать размер УК либо величину обеспечения,представленного организации третьими лицами для цели выпуска облигаций. В ФКЦБв момент регистрации выпуска облигационного займа представляются доказательствапредоставления такого обеспечения. Финансовые требования к УК не даютвозможности многим компаниям привлечь значительные объемы средств, чтонеизменно сказывается на ликвидности вторичного рынка этих ценных бумаг.
Выпуск облигаций без обеспечениядопускается не ранее третьего года существования организации при условиинадлежащего утверждения к этому времени двух балансов.
Длительность подготовки и осуществленияэмиссии. В лучшем случае это два месяца, а в среднем от четырех месяцев дополугода. Это делает нецелесообразным выпуск краткосрочных бумаг. Послеразмещения выпуска ФКЦБ в течение одного месяца регистрирует отчет об итогахвыпуска облигаций, и только после этого могут начаться вторичные торги.
Облигации, удостоверяя отношения займа,являются более «строгими и обязательственными» ценными бумагами.Тяжелое финансовое состояние и неудовлетворительная структура капиталабольшинства российских предприятий в случае эмиссии ими долговых обязательств(облигаций) может привести к дальнейшему ухудшению их финансовых показателей.
Отсутствие кредитной истории у многихпредприятий-эмитентов. Для выхода на рынок еврооблигаций необходимо получитьрейтинговую оценку как минимум двух специализированных агентств.

Заключение
 
Одной из причин того, почему в Россиистали столь востребованы облигации, и почему они показывают такой значительныйрост, многие аналитики называют кризис избыточной ликвидности. Значительныеденежные ресурсы аккумулируются на счетах клиентов банков, экспортеров сырьевойпродукции. Осуществление кредитования при наличии таких «коротких»денег на счетах клиентов является для банка достаточно рискованным, поэтомуоблигации — ликвидный и доходный способ вложения — оказываются благоприятнойальтернативой. В любой момент их можно продать или заложить, тем самым приведябаланс в надлежащий вид. Именно поэтому банки выступают основными инвесторамиоблигационных займов, приобретая более половины выпусков.
Поэтому даже обычные хлебокомбинатыстали серьезно рассматривать данный рынок в качестве возможности полученияденежных средств для своего развития.
Одним из преимуществ облигаций переддругими видами заимствований является низкий процент.
Подведем итог. Можно привести множествоаргументов в пользу выпуска облигаций, но главными будут следующие:
— облигации могут оказаться болеедешевым источником средств, чем акции, поскольку их относительная надежность иболее низкий риск не позволяют инвесторам рассчитывать на такую же доходность,что и у акций. Процентные платежи могут быть ниже дивидендов;
— облигации не приводят к разводнениюправ собственности на компанию. Долговое обязательство не связано с правомсобственности: например, оно не дает права голоса и права на участие в прибыляхкомпании;
— выпуск облигаций производится быстрее,чем выпуск акций;
— в случае выпуска облигаций организацияможет устанавливать срок заимствования в соответствии с существующимипотребностями финансирования.

Списоклитературы
 
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ«О рынке ценных бумаг».
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах».
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ«Об обществах с ограниченной ответственностью».
5. Положение о порядке выплаты дивидендовпо акциям и процентов по облигациям (на основании Постановления Советаминистров РСФСР от 25.12.1991 N 601). Утверждено Минэкономики и финансов РФ10.01.1992.
6. Комментарий к Федеральному Закону«О рынке ценных бумаг» «Право и экономика», N 2, 2001
7. Рынок облигаций: Курс для начинающих /Серия Reuters для финансистов. Москва, 2007.
8. Эмиссия облигаций: бухгалтерский иналоговый учет // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2006. — N 6.
9. Облигации как способ финансированияслияний и поглощений. Игорь Чекун, ИКГ «КонсалтПром».
10. Финансирование путем выпускакорпоративных облигаций «Инвестиционный банкинг», 2006, N 4
11. Выпуск корпоративных облигаций«Российский налоговый курьер», N 23, 2003 г.
12. Алексеев М.Ю. – Рынок ценных бумаг –М.: 2006 г.
13. Гитман Л. Дж. Основыинвестирования/пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — 1008 с.;
14. Инвестиционная политика: учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2005, — 320 с.;
15. Липсиц И.В. Экономический анализреальных инвестиций: учеб. пособие. -М.: Экономистъ, 2004. — 347 с.;
16. Маршал Джон Ф., БансалВипул К. Полноеруководство финансовым нововведениям: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2001
17. Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент: Уч.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, — 269 с.
18. Рынок ценных бумаг: учеб. Пособие/подред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 399 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.